Роль пословиц и поговорок в жизни современного человека

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль пословиц и поговорок в жизни современного человека

Мамирова С.З. 1Влад В.В. 1
1МБОУ "СОКШ № 4"
Флера Харисовна Звездина 1
1МБОУ "СОКШ № 4"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В древности в школах дети учились писать палочкой на сырых глиняных дощечках короткие формулы народной мудрости – пословицы. Они есть практически у каждого народа. Так с поколения в поколение передавался полезный жизненный опыт. Самого детства мы слышим от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: " Делу время – потехе час», «Кто не работает – тот не ест», «Когда я ем – я глух и нем». А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни? Чтобы ответить на все эти вопросы, мы провели исследовательскую работу на тему: " Пословицы и поговорки в речи современного человека".

Объект исследования: роль пословиц и поговорок в жизни современного человека (на примере диагностики обучающихся 3А класса МБОУ « СОКШ № 4»)

Предмет исследования: пословицы и поговорки как жанр фольклора.

Цель исследования: определить роль пословиц и поговорок в жизни современного человека, и стимулировать интерес к данному жанру фольклора.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Провести диагностику учащихся 3 А класса МБОУ «СОКШ №4».

3. Провести классный час «Пословица -главная помощница»

3. Составить сборник пословиц и поговорок для младших школьников.

ГЛАВА I. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК ЖАНР ФОЛЬКЛОРА.

1.1. Пословицы и поговорки в жизни современного человека.

Время не стоит на месте. Человечество развивается стремительно. Ни для кого не секрет что мы живем в 21 веке, веке новых технологий. Сейчас даже малышу известно, что такое компьютер, как им пользоваться. А наши бабушки и дедушки и представить себе не могли, что телефоны будут размером с ладонь, что узнать нужную информацию можно не только из книг, а всего лишь открыв страницу в интернете. В век информационных технологий осталось совсем мало читающих людей, перестали писать письма на бумаге и отправлять их в обычных конвертах... Но от наших предков нам достался неоценимый дар... Это устное народное творчество. До сих пор мамы поют своим малышам колыбельные, рассказывают сказки, прибаутки, которые они сами услышали, когда то от своих мам и бабушек. Так и передается из уст в уста, из века в век чудо под названием фольклор. Ни что не может заменить живую речь.

1.2. Пословицы и поговорки.

Возникновение и развитие пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе, и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках.

Пословицы и поговорки относятся к фольклорному жанру. Пословица – народное изречение, в котором выражается мнение не отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа.

На данный момент очень трудно сказать, с каких именно времен на Древней Руси появились самые первые пословицы, которые представляют собой краткие и точные изречения. Точно также неизвестно и конкретное время, когда впервые возникли на Руси поговорки, в роли которых выступают меткие речи, способные выразительно и очень точно характеризовать и описать какое-либо происходящее явление.

Неоспоримым остается только один факт: и пословицы и поговорки могли возникнуть в древние времена, и с тех самых пор они стали являться народными спутниками на протяжении всей истории.

А в чем отличие пословиц и поговорок?

Что такое пословица?

В «Толковом словаре» В. И. Даль дал определение пословицы: «Пословица ж. краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается: сама; это ходячий ум народа;она переходит в поговорку или простой оборот речи» В данном определении не говорится, что пословица — обиняк, здесь сказано, что она — поучение «более в виде притчи, иносказания, или в виде житейского приговора», т. е. речь идет и о том, что пословицы могут иметь и прямой смысл; не говорится также, что, полная пословица состоит из двух частей.

Что такое поговорка?

Поговорка, по определению В. И. Даля, — «окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения — но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь окольною, не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно, весьма ясно намекает. Она не говорит “он пьян”, а скажет: “У него в глазах двоится, он навеселе, язык лыка не вяжет”»

В «Толковом словаре» В. И. Даль дал определение поговорок. «Поговорка— складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы; поученье, в принятых, ходячих выраженьях; условный оборот речи, обычный способ выражаться

Из уроков литературы мы знаем:

Пословица - это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль. Например: «Век живи, век учись», «Без друга на сердце вьюга», «Глаза страшат, а руки делают». Яркую и точную характеристику пословицам дал сам народ. Он отметил правдивость пословиц: «Пословица правду всем говорит», их мудрость: «Пень не околица, глупая речь не пословица». В пословице видели доброго советчика: «Пословица - всем делам помощница»; отмечали долголетие пословиц: Пословица век не сломится».

Поговорка - это меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения. Например: «Лёгок на помине», «Бить баклуши», «Как снег на голову», «Ни к селу, ни к городу».

Так мы можем придти к выводу, что пословицы и поговорки это отражение жизненного, исторического опыта народа. Пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.

Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка — просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.

Сравним:

Пословица

Поговорка

«Глаза страшатся, а руки делают» – при виде большой работы делается страшно, что не справиться с ней, а приступив к работе, понимают, что способны преодолеть трудности.

«Заруби себе на носу» – запомнить раз и навсегда, запомнить крепко-накрепко.

Можно прийти к выводу, что пословицы и поговорки – универсальны, применимы во многих ситуациях, и именно поэтому из века в век, из уст в уста дошли они и до нашего 21 века, и прекрасно вписываются в повседневную жизнь современных людей. И до сих пор эта тема остается интересной и не до конца раскрытой. С появлением новых жизненных ценностей, новых явлений появляются, и еще будут появляться пословицы и поговорки, характеризующие свою веху в истории человека.

ГЛАВА II. РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА.

2.1. Опытно-экспериментальная работа

Для того, чтобы выяснить употребляются ли в современной жизни и вызывают ли интерес в наше время пословицы и поговорки мы провели экспериментальную работу.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа. На первом этапе мы попытались выяснить у учащихся 3Г класса МОБУ СОШ № 27, знают ли они пословицы и поговорки; от кого чаще всего они их слышат. Для того, чтобы это выяснить мы составили анкету, состоящую из 3 вопросов:

Дорогие друзья! Просим вас ответить на несколько вопросов.

1. Знаете ли вы пословицы? Подчеркните: ДА НЕТ

Если ДА приведите пример:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Знаете ли вы поговорки? Подчеркните. ДА НЕТ

Если ДА приведите пример:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. От кого чаще всего вы слышите пословицы и поговорки?

А) От родителей Б) От учителей

В опросе принимали участие 25 человек. Анализ результатов анкетирования показал, что только 52% детей знают, что такое пословицы, 48 %-не знают. Смогли привести пример только 10 человек. Поговорки знают только 36 %, не знают -16 человек, привести примеры смогли только 7 человек.. Большинство опрашиваемых 20 человек отметили, что они их слышат в основном от учителей, от родителей положительно ответили 8 человек.

Результаты анкетирования показаны в диаграмме 1:

На 2 этапе работы мы совместно с нашим классным руководителем разработали сценарий классного часа и провели его.

Классный час « Пословица - главная помощница»

Цель: пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнить значение некоторых пословиц и поговорок. На каждом этапе урока использовались упражнения, помогающие достичь цели урока (Приложение 1).

На этапе работы с пословицами и поговорками была проведена беседа о важности использования их для пополнения словарного запаса. Для лучшего выполнения обучающимися заданий была проведена актуализация знаний о пословицах и поговорках.

1. Беседа. Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа.

А в чем отличие пословиц и поговорок?

Пословица – народное изречение, в котором выражается мнение не отдельных людей, а народная мудрость, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.

Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена поучительного смысла. Поговорки, это меткие выражения, способные очень точно характеризовать и описать какое-либо происходящее явление.

2.Задание 1.

С помощью заранее приготовленных дидактических карточек были предложены задания творческого характера:

«Лëва решил сам сделать бабушке к Новому году поздравительную открытку. Он нарисовал эскиз открытки, на котором были снеговик, ела и мешок с подарками. Пришло время вырезать детали из цветной бумаги и наклеивать на бумагу. Но Леве не хотелось рисовать детали, поэтому он стал вырезать их «на глаз». Когда он

вырезал все детали и приклеил их на основу для открытки, получилось, что ела меньше снеговика, у снеговика голова больше туловища, а мешок с подарками и вовсе весь не уместился, пришлось половину подрезать. Расстроился Лëва из-за того, что открытка получилась такой нелепой. А все потому, что забыл о пословице …» (Семь pаз отмеpь, один – отрежь).

«В детском саду Оля была очень жадной. Она никогда ни с кем не делилась игрушками, не угощала конфетами, даже книжки, которые приносила из дому на занятия, не давала посмотреть. Однажды, когда Оле захотелось порисовать, она увидела, что зеленый карандаш сломан и попросила карандаш у Миши. Миша отказал. Тогда Оля попросила карандаш у Маши. Но и Маша не дала ей свой карандаш. Так же поступили все остальные дети в группе. Оля очень расстроилась и не понимала, почему дети жадничают. А все потому, что …» (Что посеешь, то и пожнёшь).

«В одной деревне жил мальчик по имени Иван. Очень ленивым он был, ничего не хотел делать. Слонялся целый по деревне, летом в речке купался и загорал, зимой дома сидел, телевизор смотрел. Когда родители просили его помочь по хозяйству или в огороде, он придумывал отговорки и сбегал на прогулку. Если его спрашивали, почему он ничего не хочет делать, Иван всегда отвечал: «Успею еще наработаться. Вот вырасту, тогда и начну все делать сам». Вырос Иван, кое-как закончил школу, но ни в институт, ни в училище поступить не смог, потому что не любил учиться. Вернулся в свою деревню к родителям и снова стал посиживать на диване у телевизора да бродить по улицам без дела. Разозлились родители Ивана на это и отправили его жить в заброшенную избушку на краю деревни. Но и там Иван ничего не стал делать. Со временем забор покосился, крыша избушки стала протекать, крыльцо развалилось, земля совсем заросла травой. Иногда Иван помогал родителям и соседям по хозяйству, чтобы заработать себе на еду, но всегда все делал нехотя и как попало. Поэтому перестали люди звать его на помощь. Обнищал Иван, часто в доме не было и крошки хлеба. Обозлился тогда Иван на весь белый свет, разругался со своими родителями и соседями. Так и живет в одиночестве и нищете. И до сох пор не понял, что …. (Труд человека кормит, а лень – портит).»

3. Задание № 2. Найди начало и конец пословиц. Соедини их между собой линией.

3. Задание №3: Распредели пословицы по группам, дай название каждой группе (пиши номер пословицы).

1.В дружной семье и в холод тепло.

2.В своём доме и стены помогают.

3.В семье разлад, так и дому не рад.

4.Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

5.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

6.Откладывай безделье, да не откладывай дела.

7.За учёного трёх неучёных дают.

8.Корень учения горек, да плод его сладок.

9.Не учась, и лаптя не сплетёшь.

10.Мать кормит детей, как земля - людей.

11.Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

12.Яблоко от яблони недалеко падает.

Цель задания: выявить умение школьников осуществлять классификацию пословиц.

Критерии оценки: каждая правильно составленная группа оценивается в один балл.

Задание № 4: Рассмотри картинки. Внимательно прочитай пословицы и поговорки. Подбери к каждой картинке два подходящих по смыслу высказывания. Чем они похожи? Соедини их с линией с картинкой.

Критерии оценки: за каждые два правильно подобранные соответствия ставится по 1 баллу.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Горька работа, да хлеб сладок.

Ленивому всегда праздник.

Хлопотно летом, зато сытно зимой.

У лодыря что ни день, то лень.

Кто в грамоте горазд, тому не пропасть.

 

VII. Итог.

Ребята, в заключении мы просим вас заполнить анкету.

1. Интересно ли было вам узнать о пословицах и поговорках

ДА НЕТ

2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в современном мире?

ДА НЕТ

Спасибо большое!

Результаты второго анкетирования показаны в диаграмме 2:

На 3 этапе мы обобщили результаты и делали выводы по проделанной опытно-экспериментальной работе. И пришли к таким выводам. Повторное анкетирование показало, что у детей появился интерес к пословицам и поговоркам. Большинство опрошенных считают, что пословицы и поговорки нужны в современном мире.

2.2 . Сборник пословиц и поговорок для младших школьников.

С целью стимулирования интереса к пословицам и поговоркам мы решили собрать пословицы и поговорки в сборники по темам (Приложение)

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изучив данную тему и проводя опытно-экспериментальную, мы пришли к таким выводам:

1. Пословица — это законченное предложение. Пословица — короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом.

Например:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

2. Поговорка — символичная фраза или словосочетание. Поговорка — это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора.

Например:

«свинью подложить» (напакостить)
«медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)
«остаться с носом» (быть обманутым)

Подводя итог всему выше сказанному, мы можем смело утверждать, пословицы и поговорки прочно вошли в жизнь современного человека. И пусть они утратили свой первоначальный смысл, и пусть слова приобрели новые значения, но именно пословицам и поговоркам всегда найдется место в жизни людей. Их наделят новым смыслом, преобразят соответственно времени... Но это будет уже совсем другая история. История для наших предков, до которых мы, из уст в уста, от матери к детям донесем это чудо народного творчества, фольклора.

Литература

Даль В.И., Пословицы русского народа.

Зилин В.И., Спирин А.С., Пословицы и поговорки русского народа. Большой толковый словарь. Изд. 2-е, М.,2005. – 544с.

Круглов Ю.Г., Русские народные сказки. М.: Просвещение, 1983. – 320с.

Новикова Е.Н., Лебедева А.Э., 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.- 272с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка.

Пословицы народов мира.

Степанов В., Русские пословицы и поговорки от А до Я: словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 240с.

Приложение 1

Поговорки про животных.

Волк собаки не боится, но не любит, когда она лает.

Голод и волка из леса выгонит.

Два медведя в одной берлоге не живут.

Ежа без рукавиц не удержишь.

Знаем, лиса, про твои чудеса.

И лиса у своей норы смирно живет.

Каждая лиса о своем хвосте заботится.

Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.

Лиса сытее волка живет.

Лиса своего хвоста не замарает.

Лиса семерых волков проведет.

Медведь неуклюж, да дюж.

Медведь одну лапу сосет, да всю зиму живет.

Не балуйся с медведем — задавит.

Пословицы и поговорки об учебе и труде.

Век живи — век учись.

Всезнания Бог человеку не дал.

Конь добр, да не езжен; дорог парень, да не учён.

Не выучит школа, выучит охота.

Повторенье — мать ученья.

Дураку наука, что ребёнку огонь.

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Знайка дорожкой бежит, незнайка на печке лежит.

Кто больше знает, тому и книги в руки.

Наука не пиво, в рот не вольёшь.

Не силою дерутся, а уменьем.

Не учась и лаптя не сплетёшь.

Не штука — промашка, штука — поправка.

Недоучёный хуже неучёного; переучёный хуже недоучёного.

И птица, высидев да выкормив птенца, его летать учит.

Всему учён, только не изловчён.

Не штука — наука, а штука — разум.

В умной беседе быть — ума прикупить.

Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.

Голова без ума — что фонарь без свечи.

Умный любит учиться, а дурак — учить.

Умный научит, дурак наскучит.

У глупого умный, как бельмо на глазу.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Ученье — красота, неученье — сухота.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.

Аз да буки избавят нас от скуки.

Азбука — к мудрости ступенька.

Без букв и грамматики не учатся и математике.

Без наук — как без рук.

Без терпенья нет ученья.

Буквы кривые, да смысл прямой.

Всякое полузнанье хуже всякого незна­нья.

Грамота — не болезнь, годы не уносит.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Для ученья нет старости.

Древо и учитель познаются по плоду.

Его учить — что по лесу с бороной ездить.

Знаешь счёт, так и сам сочтёшь.

Знание лучше богатства.

Знание — сила.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Кто много знает, с того много и спраши­вается.

Лучше не учён, да умён, нежели учён, да глуп.

Мир освещается солнцем, а человек — зна­нием.

Мнится — писание лёгкое дело: пишут три перста, а болит всё тело.

На ошибках учатся.

Наука в лес не ведёт, а из лесу выводит.

Наука — верней золотой поруки.

Наука — не бука.

Наука хлеба не просит, а хлеб даёт.

Наукой люди кормятся.

Наукой свет стоит, ученьем люди живут.

Не говори, чему учился, а говори, что узнал.

Не кичись, а учись.

Не красна книга письмом, красна умом.

Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать.

Не пером пишут — умом.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

Неграмотный — что слепой.

Неразумного учить — что в бездонную кад­ку воду лить.

Нужно учить не рассказом, а работой и по­казом.

Перо смелее, нежели язык, выговорит.

Писать — не языком чесать.

Неграмотный — что слепой.

Неразумного учить — что в бездонную кад­ку воду лить.

Нужно учить не рассказом, а работой и по­казом.

Перо смелее, нежели язык, выговорит.

Писать — не языком чесать.

Почитай учителя как родителя.

С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.

С книгой поведёшься — ума наберёшься.

Сперва аз да буки, а там и науки.

Счастье тот добывает, кто учением ума на­бирает.

Тетрадь — зеркало ученика и учителя.

Учение — путь к умению.

Чтенье — лучшее ученье.

Без дела жить — только небо коптить.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Белые ручки чужие труды любят.

Бобы не грибы: не посеяв, не взойдут.

Богу молись, а сам трудись!

Была бы охота, а впереди ещё много рабо­ты.

В лес не съездим, так и на полатях замёрз­нем.

В поле Маланья не ради гулянья, а спинуш­ку гнёт для запаса вперёд.

В полплеча работа тяжела: оба подставишь — легче справишь.

Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно!

Где бабы гладки, там нет и воды в кадке.

Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто.

Глаза страшат, а руки делают.

Горька работа, да хлеб сладок.

Готовые хлеба хороши, а на лето, по-старому, пашню паши!

Двое пашут, а семеро руками машут.

Делать как-нибудь, так никак и не будет.

Дело не медведь, в лес не уйдёт.

Дело учит, и мучит, и кормит.

Дело шутки не любит.

До обеда проспали, встали да обедать ста­ли: наелись, помолились да спать повалились.

Ему дай яичко, да ещё и облупленное.

За один раз дерева не срубишь.

Кто ленив, тот и сонлив.

Кто много лежит, у того и бок болит.

Кто не ленив пахать, тот будет богат.

Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

Легче руками работать, чем головой.

Лежебоке и солнце не в пору всходит.

Ленивый к обеду, ретивый к работе.

Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени обедать.

Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь.

Пословицы поговорки про рыб

Велик водоем, а хозяин в нем — сом.

Весенняя неделя рыбака год кормит.

Где вода, там и рыба.

Где чайки, там и рыба.

Хорош ерш в ухе, а лещ в пироге.

Зимой морозы злее, а налимы живее.

Зорьку прозеваешь — рыбку не поймаешь.

Море — рыбачье поле.

Сильна птица крылами, а рыба плавниками.

Рыбака упорство кормит.

Пословицы поговорки про природу.

И собака знает, что травой лечатся.

Красна весна цветами, а осень — плодами.

Луг — поля брат, он травой богат.

Майская травка и голодного кормит.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

Много снегу - много хлеба, много воды - много травы.

На голодного коня травы в поле много.

На травах роса — легче ходит коса.

Не хвались травой — хвались сеном.

Не я полынь-траву сажал - сама уродилась.

Невидаль, корову купил: будет ли на лето трава?

Один гусь травы не вытопчет.

Перестоялась трава - ни сено, ни труха.

Подкошенная трава и в поле сохнет.

Пока трава подрастет, много воды утечет.

На жалючую крапиву есть лютые морозы.

На лицо красива, а на язычок - крапива.

Не всякая мачеха - крапива, не всякая падчерица - маков цвет.

Не растет лопух выше ясеня, не летит петух выше ястреба.

Без корня и полынь не растет.

Беда на селе, коль лебеда на столе.

Видимая беда - что во ржи лебеда.

Просмотров работы: 632