Античная мифология и ее духовное значение

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Античная мифология и ее духовное значение

Цвиринько Э.А. 1
1МБОУ СОШ №2 10"А" класс
Кононенко Светлана Александровна 1
1МБОУ СОШ №2 10"А" класс
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Изучая мифы различных времен и народов, можно сделать вывод о том, что каждый миф в той или иной степени отражает восприятие человеком какого-либо природного явления или исторического события. Конечно, миф нельзя рассматривать как источник исторической информации, потому что каждый миф, или его персонаж практически выдуман от начала и до конца, но, тем не менее, миф представляет интерес для научного изучения. Прежде всего, изучение мифов ценно с культурной точки зрения. Знакомясь с мифом, или его персонажами, мы постепенно выделяем их мировоззренческую оценку самими авторами или интерпретаторами. Историческое развитие всего человечества нельзя представить без античности. Греция и Рим оставили множество мифов. Миф объясняет любое природное событие волей божества, то есть причина выводиться за пределы самой природы, перемещается в небесную область, вверяется богами.

Актуальность работы связана с постоянным интересом к античной мифологии, с использованием её образов на протяжении столетий. Античность вдохновляла и вдохновляет поэтов и художников, мыслителей и ваятелей. Она – родник, который столетия питает мысль человека и почва почти всей современной европейской цивилизации.

Цель работы: раскрыть роль античной мифологии, и её место в духовной культуре.

Задачи:

раскрыть понятие «античная мифология» и ее значение

рассмотреть «мифологизм» в произведениях Джеймса Джойса

охарактеризовать мифологию Древней Греции

Глава 1. Что такое «античная мифология».

Античная литература (по латыни «антиквус» − значит «древний»)– это литература древних греков и римлян. Она была самой ранней литературой в Европе. Греческая литература, или, точнее, письменные памятники греческой литературы, возникла в Греции не раньше VIII в. До н. э.. Им предшествовало огромное устное творчество греческого народа, развивавшееся в течение многих столетий, а может быть, тысячелетий[1] Первые известные нам памятники греческой литературы – это поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Они и явились результатом этого векового развития устного народного творчества в Греции. Периодом наивысшего развития греческой литературы был V век до н. э., который называется также периодом греческой классики.

В древнегреческой и римской литературе уже имелись практически все европейские жанры. Большинство из них сохранили свои античные названия, в основном, греческие. Например:

Идиллия;

Комедия;

Трагедия;

Эпическая поэма;

Элегия;

Ода и т.д.

Древнегреческие мифы частично содержат повествования о деяниях божеств, частично же посвящены описаниям подвигов и приключений героев — людей, одаренных сверхъестественной мощью, силой, ловкостью и смелостью, считавшихся детьми различных богов и богинь. Эти древние сказания и легенды, получившие широкое распространение у народов средиземноморского мира, были заимствованы римлянами. В новое время они получили общее название древнегреческой мифологии.

Возникнув первоначально в различных частях Эгейского бассейна (на островах Крит, Делос, западном побережье Малой Азии, в различных областях европейской Греции — Эпире, Пелопоннесе, Фессалии, Беотии, Аттике), отдельные циклы мифических сказаний постепенно слились в систему своеобразного религиозного мировоззрения, основанного на обожествлении непонятных явлений природы и почитании предков, особенно вождей племен, повсеместно объявлявшихся «богоравными героями». Древние греки видели в богах существа, у которых все, свойственное человеку, проявлялось в более грандиозном и возвышенном виде. Безусловно, это помогало грекам через богов лучше понять себя, осмыслить собственные намерения и поступки и достойным образом оценить свои силы.

Но если мифология греков поражает своей красочностью, разнообразием, богатством художественного вымысла, то римская религия бедна легендами. Религиозные представления римлян,, сложившиеся путем завоевания и союзных договоров, содержали в своей основе тоже самое, что и у греков, — страх перед непонятными явлениями природы, стихийными бедствиями и преклонение перед производящими силами земли (италийские земледельцы почитали небо, как источник света и тепла, и землю, как подательницу всех благ и символ плодородия).

Для древнего римлянина существовало еще одно божество — семейный и государственный очаг, центр домашней и общественной жизни. Римляне даже не потрудились сочинить какие-либо интересные истории о своих богах — у каждого из них была только определенная сфера деятельности, но, по правде говоря, эти все божества были безлики.

Молящийся приносил им жертвы, боги должны были оказать ему ту милость, на которую он рассчитывал. Для простого смертного не могло быть и речи об общении с божеством. Исключением были лишь дочь царя Нумитора, Рея Сильвия, основатель Рима Ромул и царь НумаПомпилий. Римляне во время молитвы стояли, накрыв голову частью плаща, чтобы случайно не увидеть призываемого им бога.

Глава 2. Роль античной мифологии в развитии культуры

Хорошо известно, что вся античная литература пропитана мифологией и мифологической космологией, но античные мифы не забываются и в средние века, хотя отчасти отодвинуты на периферию христианской демонологии. В целом средневековая литература остается во власти религиозной мифологии и исходящей из рассмотрения предметного мира в качестве материальных знаков высших «небесных» религиозно-нравственных сущностей.

Аналогично положение на средневековом Востоке, где в культуре доминирует мифология буддистская, индуистская или мусульманская. Такое доминирование мифологии в культуре способствует сохранению в большей или меньшей мере черт «символической формы искусства» в гегелевском понимании (вопреки тому, что сам Гегель видел эту форму только на древнем Востоке и противопоставлял ей классическую и романтическую формы).

В рамках самой античной мифологии (особенно у Овидия или Лукиана) и даже средневековой литературы (например, в западном куртуазном романе и восточном романическом эпосе, в сатире и дидактике) мы встречаем целую гамму рефлективной, критической, иронической и тому подобной интерпретации традиционных мифов, однако серьезный отход от тотального символизма начинается только в эпоху Возрождения, когда ценность земного предметного мира и человеческой самодеятельности безусловно ставится во главу угла, в искусстве возникает сознательная установка на подражание природе, прекрасной природе, несущей яркие следы человеческой самодеятельности. Все же нельзя не согласиться с Л. Баткиным, который пишет, с одной стороны, что «Возрождение – последняя целостная культурная система, построенная на архетипах (осколки мифологизма сохраняются до наших дней).

Мифология, сдвигаясь в «высокую топику», сохраняла своего рода историческую принудительность. Пока это так, переход не завершен – пожалуй, даже в барокко и классицизме. Пока без христианских и античных одежд не обойтись – они не могут быть только одеждами, чем-то чисто формальным. Я бы сказала, что пока «использование» мифологии остается повсеместным и всеобщим свойством литературы, тепло мифа еще не совсем отлетело. Это значит, что процесс, по-видимому, действительно завершился лишь ко времени Гёте, у которого христиански-античная символика второй части «Фауста» есть уже фрагмент литературы, а не ее универсальный язык. [2]

Глава 3. Древнегреческая мифология в литературе XX века

«Мифологизм» является характерным явлением литературы XX века и как художественный прием, и как стоящее за этим приемом ощущение мира.Он ярко проявился и в драматургии, и в поэзии, и в романе; в последнем наиболее отчетливо выражена специфика новейшего мифологизма, в силу того что в прошлом столетии роман в отличие от драмы и лирики почти никогда не становился полем для развития принципов мифологического мировоззрения.

Глава 3.2. «Мифологизм» у Джеймса Джойса

Общие черты мифологизма в романе XX в., казалось бы, прямо ведут нас к эстетике модернизма в том его конкретном понимании, которое выработано советской литературной критикой. У целого ряда авторов мифологизм довольно тесно связан с их разочарованием в «историзме», со страхом исторических потрясений и неверием, что социальные сдвиги изменят основу человеческого бытия и сознания. Мифологические параллели и образы у Джойса несомненно подчеркивают неизбывную повторяемость одних и тех же неразрешимых коллизий, метафизическое кружение на одном месте личной и общественной жизни, самого мирового исторического процесса.

Одиссей – любимый герой Джойса – привлекает его своей Жизнестойкостью, изобретательностью и разносторонностью: он великий герой – воин, царь, отец, муж, победитель Трои и в то же время противник войны, пытавшийся избежать участия в ней. Джойс был склонен подчеркивать положительные черты Блума, что дает нам основание видеть в Блуме не только пародию на Одиссея, но, пусть «измельчавшего», но все же своего рода Одиссея XX века.

Если в «Улиссе» мифологическое измерение дает дополнительную опору для символической интерпретации «натуралистически» поданного материала жизненных наблюдений, то в «Поминках по Финнегану» мифологизирование является господствующей стихией. Главные особенности художественной манеры «Улисса» получают здесь дальнейшее развитие, техника лейтмотивов крайне изощряется, а семантическая и «музыкальная» игра внутренней формой слова, неологизмы, включающие элементы многих языков, и т. п., превращают само чтение книги в своеобразную игру разгадывания, требующего специальных «ключей». Современный «пошлый» быт занимает гораздо более скромное место, чем в «Улиссе», но остается одним из источников комического гротеска.

Существенное отличие «Поминок по Финнегану» от «Улисса» заключается, в частности, в том, что Блум ассоциируется с Одиссеем и другими персонажами мифа и эпоса (так же как Стивен, Мортли и др.), но все же не отождествляется с ними буквально. Это известным образом ограничивает значение мифологии в организации самого текста романа; в «Поминках по Финнегану» происходит полное или почти полное отождествление персонажей, отчасти путем превращения во сне, с их мифологическими двойниками.

Глава 4. Характеристика мифов Древней Греции

Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину (хотя и прекрасную), но в постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного мира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты, исполненной женственности и привлекательности, Афины Паллады - воительницы, относятся к определенному периоду развития греческой мифологии.

Такими периодами являются: древнейший хтонический, или дофессалийский, доолимпийский; фессалийский, олимпийский, классический или героический. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология - своего рода единственная форма первобытного мышления - гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве.

Глава 4.1. Мифы об Ахилле

Ахилл – сын царя Пелея и богини Фетиды. Прорицатель Калхас предсказал Атридам, что они смогут взять великую Трою, если участвовать в походе будет Ахилл. Бессмертную славу предсказывали Ахиллу. Он должен был быть величайшим из героев, которые будут сражаться под Троей. Велики будут подвиги Ахилла, но не вернется он живым из-под стены Трои; погибнет он в цвете сил, пораженный стрелой. Знала богиня Фетида то, что ждало его сына. Всеми силами старалась она предотвратить грозную судьбу.

Когда был еще младенцем Ахилл, она натирала тело его амврозией и держала его в огне, чтобы сделать сына неуязвимым и, таким образом, дать ему бессмертие. Но однажды ночью, когда Фетида положила младенца Ахилла в огонь, проснулся Пелей. Он ужаснулся, увидав своего сына в огне. Выхватив меч, он бросился к Фетиде. Испугалась богиня, убежала в страхе из дворца Пелея и скрылась в пучине моря в чертогах отца своего Нерея. Ахилла же Пелей отдал на воспитание своему другу, кентавру Хирону. Выкормил Хирон Ахилла мозгами медведей и печенью львов. Вырос могучим героем Ахилл. Не было ему равных в умении владеть оружием. Научил его также Хирон играть на кифаре и петь. Не забывала о своем сыне и Фетида, часто всплывала она из морской пучины, чтобы повидаться с сыном, независимо от своего местоположения она заботилась о нем.[3]

Когда Ахилл вырос и стал прекрасным юношей, по всей Греции разнеслась весть, что собирает героев Менелай в поход против Трои. Фетида, зная, какая судьба грозит Ахиллу, укрыла его на острове Скиросе, во дворце царя Ликомеда. Там жил среди царских дочерей Ахилл, одетый в женские одежды. Никто не знал, где он скрыт, но прорицатель Калхас открыл Менелаю его убежище. Тотчас собрались в путь Одиссей с Диомедом. Одиссей же придумал следующую хитрость. Под видом купцов прибыли на СкиросДиомед и Одиссей и пошли во дворец Ликомеда. Они разложили перед царевнами свои товары: роскошные материи, золотые ожерелья, запястья, серьги, затканные золотом покрывала, а между ними положили они меч, шлем, щит, поножи и панцирь. Царевны с восторгом рассматривали золотые украшения и богатые ткани, а Ахилл, стоявший среди них, смотрел лишь на оружие. Вдруг у дворца раздались военные клики, зазвучали трубы и загремело оружие. Это спутники Диомеда и Одиссея ударили мечами в щиты и издали военный клич. В страхе разбежались царевны, а Ахилл, схватив меч и щит, бросился навстречу врагам, потому что думал, что на дворец Ликодема. Так узнали Ахилла Одиссей и Диомед. С великой радостью согласился юноша участвовать в походе против Трои. С ним отправились его верный друг Патрокл и мудрый старец Феникс. [4]

На десятом году осады Илиона Ахиллес взял в плен прекрасную дочь царя племени лелегов Брисеиду. Она послужила яблоком раздора между Ахиллесом и Агамемноном, который свою пленницу Астиному был вынужден вернуть её отцу жрецу Аполлона Хрису и потому заявил притязание на обладание Брисеидой. Разгневанный Ахиллес отказался от дальнейшего участия в битвах. Фетида, желая отомстить Агамемнону за обиду, нанесённую её сыну, умолила Зевса даровать победу троянцам. Ни бедствия греков под стенами Трои, ни мольбы и обещания посольства, которое, по совету Нестора, снарядил к Ахиллесу Агамемнон, не могли смягчить гнева героя.

Только когда троянцы под предводительством Гектора вторглись в лагерь греков, Ахиллес разрешил Патроклу повести на помощь грекам мирмидонян и для большего устрашения врагов приказал ему облечься в свои доспехи. Но Патрокл пал от руки Гектора, к которому на помощь явился Аполлон, и лишь его обнажённый труп был отбит греками во главе с Менелаем у троянцев, доспехи же Ахиллеса достались в добычу Гектору. Обезумевший от горя Ахиллес — безоружный, но в сопровождении Афины Паллады — появился на поле битвы, и один грозный вид героя обратил врагов в бегство.

На следующее утро Фетида принесла ему новые доспехи, скованные искусной рукой самого Гефеста, особенно подробно описывается в «Илиаде» щит как дивное произведение искусства (это описание имеет важное значение для первоначальной истории греческого искусства). Горя местью, Ахилл ринулся в бой и прогнал троянцев до городских стен. Один лишь Гектор осмелился противостоять ему, но и тот всё же обратился в бегство. Преследуя противника, Ахиллес три раза заставил его обежать вокруг стен Трои, наконец настиг и при помощи Афины убил в поединке, а затем привязал обнажённый труп к своей боевой колеснице, и кони поволокли бездыханное тело в лагерь греков.

Совершив пышную тризну по Патроклу, Ахиллес вернул за богатый выкуп труп Гектора его отцу, царю Приаму, который явился в его палатку молить об этом.

Сразив множество врагов, Ахиллес в последней схватке дошел до Скейских ворот Илиона, но здесь стрела, пущенная из лука Париса и направляемая рукой самого Аполлона, поразила его в единственное уязвимое место — пяту, и герой погиб. Согласно некоторым авторам Ахиллес убит непосредственно самим Аполлоном или стрелой Аполлона, принявшего облик Париса, или же Парисом, спрятавшимся за статуей Аполлона Фимбрейского.

Самый ранний автор, упоминающий об уязвимости лодыжки Ахилла, — Стаций, однако имеется более раннее изображение на амфоре VI в. до н. э., где видим Ахиллеса, раненного в ногу.

Позднейшие сказания переносят смерть Ахилла в храм Аполлона в Фимбре, близ Трои, куда он явился, чтобы обвенчаться с Поликсеной, младшей дочерью Приама, где его убили Парис и Деифоб. [5]

Заключение

Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений.

Литература, искусство и философия Древней Греции и Рима дали толчок развитию европейской культуры. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политичекой жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи и др.

Рассмотрев все элементы можно сказать, что античная мифология действительно играет огромное значение в культуре.В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие.

Мифы античности это наиболее яркая черта, отличающая этот период. Именно античная мифология преимущественно заложила основу существования зодиакальных созвездий и сопутствовала развитию астрономии в Древней Греции и Риме. Литературные шедевры античности, также внесли огромный вклад в мировую классику. Мифология проникла во все сферы жизни древних жителей, а в частности греков. Начиная с быта и заканчивая религией, мифология оказывала свое воздействие.

Таким образом, рассмотрев античную мифологию и определив ее роль в духовной культуре, мы убедились в том, что постоянный интерес к античности и использование ее образов на протяжении столетий, внесли свой вклад в духовную культуру.

Список литературы

[1] Агбунов М. Античные мифы и легенды: Мифологич. словарь. — М.: МИКИС, 1999г.

[2] Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. – М.: Высшая школа, 1996 г.

[3] Е.М. Мелитинский Поэтика мифа, 1976 г.

[4] Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады ,М.: Моск. рабочий, 1992 г.

[5] Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции, 1954 г.

Просмотров работы: 1101