Проблема увеличения речевых ошибок в устной речи школьников

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблема увеличения речевых ошибок в устной речи школьников

Бережнова Д.М. 1
1ГОБОУ МО "СОШ №289"
Шишлевская Е.Д. 1
1ГОБОУ МО "СОШ №289"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам.

Изучение неформального общения, в том числе и в сети Интернет, относится к сфере исследования разговорной речи. Разговорная речь обычно определяется как разновидность литературного языка, реализующаяся преимущественно в устной форме в ситуации неподготовленного, непринужденного общения при непосредственном взаимодействии партнеров коммуникации.

Однако современный школьник вынужден уметь менять стили общения в своей речи, ведь разговорный стиль, используемый им в неформальном общении неуместен для определённых речевых ситуаций, таких как: ответ на уроке, экзамене.

Недостаточный уровень речевой подготовки учеников среднего звена, обусловил необходимость введения устного итогового собеседования, которое проходят ученики девятого класса.

Анализ методической, педагогической литературы, наблюдение за учебным процессом показали, что на уроках русского языка регулярно проводится работа по культуре речи, но, несмотря на это, сегодня существует проблема увеличения ошибок в устной и письменной речи учащихся.

Цель нашего исследования заключается в рассмотрении речевых ошибок в устной речи школьников, в определении причин появления и этих ошибок.

Заявленная ранее цель предполагает решение нескольких задач:

Рассмотреть теоретический материал по теме исследования;

Проанализировать существующие виды речевых ошибок;

Проанализировать речь учеников 5-7 классов;

Выявить типичные ошибки и недочеты в устной речи школьников.

Объектом исследования является процесс формирования и развития речи школьников.

Предметом исследования являются речевые ошибки в устной речи школьников 5 ̶ 7 класса.

При проведении исследования нами были использованы следующие методы исследования:анализ речи учеников, опрос, наблюдение за учебным процессом, анализ школьной документации, статистическая обработка данных.

ГЛАВА I. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ. ПРИЧИНЫ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ

На сегодняшний день мы можем наблюдать заметное искажение речевых норм в речи современных школьников. Ошибки можно встретить как в устной, так и в письменной речи учеников. Именно это обусловило повышенный интерес ученых к проблеме возникновения речевых ошибок.

Первыми исследователями речевых ошибок, чьи работы были значимы в 20-е гг. прошлого века, считаются А.Н.Гродев(1961) [13], К.И.Чуковский ( 1963) [15], Л.В.Щерба (1930) [14] и другие.

Что же включает в себя понятие «речевая ошибка» в понимании современных учёных лингвистов и методистов? К исследователям речевых ошибок 21 века относят

В. И. Капинос (1973) [3], М. Р. Львову (1978–1979) [4], С. Н. Цейтлин (1989) [5].

В зависимости от формы речи все ошибки лингвисты разделяют на две категории: свойственные исключительно устной форме речи; свойственные исключительно письменной форме речи и не зависящие от формы речи. В своих научных работах В. И. Капинос, М. Р. Львов, С. Н. Цейтлин исследуют ошибки последнего типа.

В. И. Капинос делит такие ошибки на грамматические и речевые [11].

Грамматическая ошибка – это отклонение от различных грамматических норм (словообразовательных, морфологических, синтаксических).

Речевая ошибка – это неправильное (ошибка) или неудачное (недочет) употребление языковых средств в речи (ошибки в словоупотреблении (семантические и стилистические) и в построении текста).

В нашем исследовании мы будем опираться на определение речевой ошибки В.И.Капинос.

Речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм. Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен. [12]

Важно не только дать определение понятию речевой ошибки, но и обозначить причины возникновения этого типа ошибок. В работах Львова М.Р и Рамзаевой Т.Г. мы находим следующие причины возникновения речевых ошибок у учащихся:

1) малый объем внимания учащегося: например, при речевой ошибке повтор слова учащийся забывает, что только что употребил слово и выбирает его снова;

2) бедность словаря: у пишущего нет достаточного выбора, он не владеет синонимией, не умеет пользоваться местоимениями для замены повторяющихся слов;

3) непонимания значения слова или его оттенков по причине невысокого общего речевого развития, недостаточной начитанности;

4) малый речевой опыт, бедность фразеологического запаса;

5) недостаточное чутье языка, непонимание стилистических характеристик слова. [12]

ГЛАВА II КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК. ПРИМЕРЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК В РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ

При изучении речевых ошибок важно обратить внимание на их классификацию. Существует большое количество классификаций речевых ошибок. В нашей работе мы будем опираться на классификацию, предложенную в исследованиях В.И. Капинос, поскольку она наиболее точно отражает все разнообразие ошибок в речи школьников. В доказательство этой позиции к каждому виду речевых ошибок мы подобрали примеры ошибок, которые нам удалось обнаружить в речи школьников 5-7 классов.

В.И.Капинос выделяет следующие речевые ошибки:

1.Употребление слова в несвойственном ему значении.

Пример: 1) Благодаря этому заданию, я не смог получить хорошую оценку. ( вместо из-за, вследствие)

2.Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.

Примеры: 1)Нам нужно идти впрямо. ( вместо прямо). 2) Я подсмотрела себе платье (вместо присмотрела).

3. Неразличение паронимов, синонимичных слов, ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы.

Примеры: 1) Я решила одеть платье ( вместо надеть) 2) Миша предоставил свой доклад ( вместо представил).

4.Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление устаревших слов, канцелярита, жаргонизмов.

Часто используются современные жаргонизмы : кринж ( вместо стыд), рофл ( вместо смеяться), пруфы ( вместо доказательства), скамить ( вместо обманывать) , сфоткать ( сфотографировать).

5.Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.

Пример: 1) Этот человек- лжец и он постоянно всем заговаривает зубы. 2) Я не знаю ответа, я сидел и в ус не дул.

6 .Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов.

Пример: 1) Саша на технологии пироги пекёт.

7. Нарушение лексической сочетаемости.

Примеры: 1) Я решал сложный вопрос ( вместо решал задачу). Я думаю, герой должен был дать поддержку другу ( оказать поддержку или поддержать).

8. Употребление лишних слов; плеоназм.

Примеры:1) Автор в рассказе рассказывает нам о Бородинском сражении ( вместо в произведении рассказывает). 2) В разговоре он разговаривал о прошлом ( вместо в разговоре он вспоминал).

9 .Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология).

Примеры: 1) Гром гремел, и мы испугались. 2) Мы с мамой пошли покупать покупки. 3) Нас наругали за то, что мы шумно шумели. 4) Я хочу вывести вывод. 5) Мне хочется высказать высказывание.

10.Неоправданное повторение слова.

Примеры: 1) Всем был очень интересен рассказ старика. Старик продолжал историю. 2) Стало все страшнее. Всем стало очень страшно.

11.Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

Пример: И слышала я эту историю от Нади. И думала об этом вечером. И не могла поверить в эту историю.

12.Неудачное употребление местоимений.

Примеры:1) Аня и Леша шли по тропинке. Она была узкая и скользкая. 2) Саша вчера пошел в магазин. А находится он далеко от дома.

При анализе устной речи школьников 5-7 классов нам удалось выявить, что наиболее частотными являются ошибки. Связанные с Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление устаревших слов, канцелярита, жаргонизмов, Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология), а также Неудачное употребление местоимений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование показало, что речевые ошибки довольно часто встречаются в устной речи современных школьников. Основная задача каждого педагога – помочь ученику устранить или минимизировать речевые ошибки в устрой речи. Однако, чтобы научиться верному речевому оформлению, необходимо научится замечать неточности в речи. В нашем исследовании мы установили причины возникновения речевых ошибок в устной речи школьников, рассмотрели виды ошибок, допускаемые в речи учениками 5-7 классов. Данное исследование может быть использовано учителями русского языка при проведении проверок сформированной коммуникативной компетенции учеников 5-7 классов. Это поможет учителю понять, какие упражнения на развитие речи необходимо добавить в учебный процесс для совершенствования речевых навыков учащихся. Постепенная и планомерная работа над речью школьников может привести к наиболее успешному прохождению Итогового собеседования по русскому языку.

Также результаты исследования могут быть использованы для создания методички, включающей в себя основные ошибки, которые необходимо избегать в своей речи, и способы их исправления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: учеб. пособие. Изд. 3-е, испр. М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2009. C. 7.

2. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». М.: Просвещение, 1988. С. 183.

3. Капинос В. И. Об оценке речевых навыков учащихся // Русский язык в школе. 1973. № 6; Она же. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. М.: Просвещение, 1993.

4. Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся. М., 1978-1979. Вып. 1-2. См. также написанный М. Р. Львовым раздел «Методика развития речи учащихся» в кн: Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1979. С.464.

5. Цейтлин С. Н. Детская речь: инновации формообразования и словообразования (на материале современного русского языка): дис. ...д-ра пед. наук. Л., 1989.С.32.

6. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. С. 24.

7. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. 2-е изд. М.: ЛИНКА-пресс, 1994. С. 173.

8. Титова М.Ю. Классификация речевых ошибок школьников: вопрос и вариант решения. Вятка. Вестник ВГМУ, 2015. С.135 ̶ 138.

9.Корчагина А.П. Типы речевых ошибок и принципы их классификации. Тверь. Международный научный журнал «Инновационная наука»№5, 2016, С.87 ̶ 90.

10. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».М.: Просвещение, 1979.С. 431.

11. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. 2-е изд. М.: ЛИНКА-пресс, 1994.

12.Цыбулько И.П. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года. М.: ФИПИ, 2017

13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи/ А. Н. Гвоздев, чл.-кор. Акад. пед. наук РСФСР ; Акад. пед. наук РСФСР. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.С.471.

14. Щерба Л. В. Трудности синтаксиса русского языка для русских учащихся // Русский язык в советской школе. 1930. № 3. С. 74–85.

15. Чуковский К. И. От двух до пяти. М.: Детгиз, 1963. С.381.

Просмотров работы: 1610