ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ БАТАРЕЕК НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ БАТАРЕЕК НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Повод - Бородкин Тимофей Михайлович 1Бариленко С.С. 1
1ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище"
Казановская Е.Б. 1Вдовиченко О.В. 1
1ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
     

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Различными аккумуляторами и батарейками мы пользуемся повсеместно. Это и карманный фонарик, и электронные часы, и пульт управления проектором, и проведение лабораторных работ на уроках физики, а также в процессе службы: в походе, при использовании автономных станций, устройств, военнослужащему необходимо пользоваться батарейками. Возникает ряд вопросов: какие батарейки наиболее эффективны и обладают лучшими электрическими свойствами? Как их правильно использовать, а затем утилизировать? Необходимо оценить степень экологической опасности использованных батареек для человека и окружающей среды и привлечь внимание к экологической проблеме использованных батареек и необходимости их правильной утилизации. Как в походных условиях автономного использования техники продлить ресурс батарейки?

Нами была сформулирована цель работы: изучить физико-химические свойства батареек для разработки предложений по их использованию и утилизации.

Для решения поставленной цели были осуществлены следующие основные задачи:

Изучить состав и строение щелочной и солевой батареек, разработать и изготовить устройство для выяснения их физических и химических характеристик.

Провести социологический опрос среди кадет и сотрудников СПКУ о необходимости утилизации батареек, изучить влияние тяжелых металлов, содержащихся в батарейках на живую среду и растительные организмы.

Проверить экспериментальным путем способы реабилитации батареек.

Сформулировать практические рекомендации по использованию химических источников тока и способах утилизации.

Гипотеза:мыпредполагаем,что батарейки негативно воздействуют на окружающую среду, поэтому необходимо найти способы их восстановления или утилизации.

Методология и методы исследования. В работе использованы физико-химические, биохимические методы исследования, а также методы математической и статистической обработки полученных данных. Применены общепринятые методы научного познания: поисковый, анкетирование, эксперимент, наблюдение, сравнение.

Приборы и оборудование: разрядное устройство, амперметр, вольтметр, батарейки различного типа, датчик портативный pН-метр Цифровой лаборатории по химии SCIENCE CUBE, химические реактивы.

Научное и практическое значение работы заключается в обосновании способов утилизации батареек, подбор наиболее результативных приемов восстановления батареек, сведения об этом могут быть использованы в качестве рекомендаций для применения обучающимися и сотрудниками учреждения. Данная исследовательская работаповышает уровень экологической культуры школьников и взрослых по вопросам охраны окружающей среды.

ГЛАВА 1. Обзор литературы

Состав и принцип работы солевых и щелочных батареек

Для определения электрических свойств батареек выбрано два вида: щелочная и солевая. Солевые батарейки - источники электрического тока, возникающего в простейшем устройстве благодаря химической реакции. Вид элементов считается наиболее дешевым, но с малой энергоемкостью, поэтому хорошо подходят для маломощных устройств. В приборах с высоким энергопотреблением, либо с характерными скачками тока нагрузки и температуры, они проработают недолго, поэтому не используются [4]. Устройство солевой батарейки достаточно простое и представляет собой (рис.1 стр.XII): катод - он же корпус солевой батарейки сделан из высоко очищенного цинка, с улучшенными антикоррозийными свойствами и высокой степенью очистки (минус). Анод - агломерат, изготовлен методом прессовки, смесь MnO2, графита, с пропиткой электролитом (плюс). Электролит - хлорид аммония либо хлорид цинка, с добавлением загустителя (крахмал). Угольный токовод - проходит по центру, обработан парафиновым составом. Газовая камера - находится вверху, предназначена для сбора газов от химической реакции Защитный футляр - картонный или жестяной для защиты от коррозии, протечек электролита. Щелочная батарея имеет изнаночное строение если сравнивать ее с солевыми источниками тока (рис.2 стр. 12).

Влияние использованных батареек на окружающую среду

Неправильно утилизированные батарейки оказывают негативное влияние на окружающую среду. Мы не задумываемся о последствиях, когда выбрасываембатарейкувмусорноеведро.Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения. Ионы тяжелых металлов легко проникают в почву, подземные воды, накапливаются в растениях. Человек, являясь конечным звеном пищевой цепи, испытывает на себе наибольшую опасность токсического воздействия меди, железа, кадмия, марганца и других металлов [6].

Свинец накапливается в почках, вызывает нервные расстройства и заболевание мозга. Ртуть влияет на нервную систему, мозг, почки, печень. Вызывает ухудшение зрения, слуха, нервные расстройства, заболевания дыхательной системы, нарушения двигательного аппарата. Ртуть – самое опасное вещество, относится к 1-му классу опасности, может попасть в организм человека как из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов. Кадмий накапливается в печени, почках, щитовидной железе, костях, вызывает дерматит, провоцирует развитие рака. Никель и цинк – наиболее часто повреждают поджелудочную железу, кишечник, печень, головной мозг. Щелочи – прожигают слизистые оболочки и кожу. Избыточное накопление марганца в организме сказывается, в первую очередь, на центральной нервной системе, ухудшается память, повышенная утомляемость, сонливость. Марганец является ядом, поражающим также легкие, сердечно – сосудистую систему, вызывает аллергический эффект.

Способы утилизации батареек

Вопросы сбора, утилизации и переработки использованных батареек чрезвычайно актуальныв настоящее время. Утилизация этих отходов является одной из самых сложных проблем переработки вторичного сырья. Практически во всех батарейках содержатся токсичные вещества в виде различных металлов и химических соединений, которые при разрушении корпусовбатареекпопадаютвприроднуюсреду.Во время переработки батареек из них извлекаются металлы, которые затем вторично включаются в состав новых изделий. Целью такого процесса становится сохранение электроэнергии и сырья.

На сегодняшний день экологически чистой и рентабельной технологии, которая позволила бы переработать отработанные аккумуляторные батареи, не существует [7]. В США пункт приема, куда можно выкинуть использованные батарейки, есть при каждом магазине, который осуществляет их продажу. Сбор и переработка элементов возложена на продавцов и дистрибьюторов соответствующей продукции, а финансировать все необходимые мероприятия обязаны производители. Количество ежегодно перерабатываемых элементов питания в США составляет до 60%. В Японии ведутся разработки по переработке батареек, поэтому их пока что старательно собирают и хранят на складах с соблюдением требований безопасности. В Австралии самый высокий показатель утилизации батареек – 80%. Изделия, которые не в состоянии утилизировать самостоятельно, отправляются в Европу [8]. В России в 1998 году введен в действие Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Но из 20 тысяч тонн батареек, которые выбрасываются ежегодно перерабатывается не более 1,7%. Функционирует только два предприятия по переработке батареек «Мегаполисресурс» в Челябинске и «Национальная экологическая компания» в Ярославле. Ежегодно завод готов перерабатывать 15 тысяч тонн батареек. Но для того чтобы переработать батарейки нужно их собрать. Работы в этом направлении ведутся, но пока очень медленно.

Глава 2. Результаты исследований и их обсуждение

2.1. Социологический опрос кадет и сотрудников СПКУ

Мыпровелианкетированиесредисвоиходноклассниковсцельюузнать насколько они осведомлены о негативном воздействии батареек на окружающую среду. Были заданы следующие вопросы: «Нужно ли утилизировать батарейки? Откуда вы узнали об утилизации батареек? Как вы поступаете с отработанными батарейками? Какое ваше личное отношение к проблеме?» Результаты анкетирования: 90%респондентов считают эту проблему важной и понимают, что батарейки нужно утилизировать отдельно от других отходов, но 0% кадет следуют этому правилу, 5 % считают проблему неважной и 5% - безразлично. 60% кадет узнали о проблеме в СПКУ, 30% - из интернета и 10% из телевидения (рис. 3-6, стр. 13).

2.2. Исследование электрических свойств батареек

Первичные источники – батарейки, как и вторичные – аккумуляторы, характеризуются несколькими основными параметрами, которые определяют длительность и качество их работы в технических устройствах. Одним из определяющих параметров является емкость, это количественная величина, показывающая сколько электрической энергии можно получить от работы элемента под током разряда в течении некоторого времени [3]. В международной системе единиц (СИ) единица измерения принята в кулонах. 1 Кл = 1А*с – количество электрической энергии при токе 1 А за 1 с. Практически используют внесистемную единицу 1А*ч = 3600Кл, т. е мы имеем не емкость, а электрический заряд или количество электричества. При расчетах принято буквенное обозначение – Cб, мА*ч. Физически это означает электрический заряд при токе 1 А в течение часа. Емкость батарейки можно рассчитать по формуле: Cб = I н * t, где: Cб – емкость батареи, мА*ч; I н – ток нагрузки, мА; t – время работы, ч. [5].

Для того чтобы установить, какая из батареек (солевая или щелочная) является более эффективной и энергетически выгодной, мы решили экспериментально определить некоторые из характеристик этих химических источников тока (максимальное напряжение и емкость) [1, 2]. При проведении экспериментов использовались измерительные приборы амперметр и вольтметр. Но, к сожалению производители не указывают энергоемкость батарейки, т.е. время, в течение которого батарейка будет выдавать то напряжение (указанное на корпусе), которое необходимо данному потребителю. Емкость показывает сколько электрической энергии можно получить от работы элемента под током разряда в течении некоторого времени. Так же неизвестно, сколько времени батарейка хранилась в магазине и соблюдаются ли требования по условиям хранения. 

Нами разработано устройство для определения емкости батареек. Установка состоит из источника тока (испытуемой батарейки), реостата, играющего роль потребителя, амперметра и вольтметра, соединительных проводов. Принципиальная схема показана на рис. 7 стр. XIV. Пределы измерения амперметра – 600 мА, вольтметра – 6 В. Цена деления амперметра – 20 мА, вольтметра – 0,1 В. Погрешность измерений амперметра – 20 мА, вольтметра – 0,1 В. Для определения энергоемкости батарейки она помещалась в специальный держатель, подключались измерительные приборы и каждые 45 минут (1 час) снимались показания амперметра и вольтметра. Для испытаний были взяты три щелочных батарейки и три солевых. Все щелочные батарейки показали приблизительно одинаковый результат (таблица 1).

Таблица 1. Зависимость напряжения разряда щелочных батареек от времени

U

1,5± 0,1

1,3± 0,1

1,2± 0,1

1,1± 0,1

1,1± 0,1

1,1± 0,1

1± 0,1

0,5± 0,1

t, мин

0

45

90

135

180

225

270

315

По полученным табличным данным построен график зависимости напряжения от времени U = U(t) для щелочной батарейки (рис. 8 стр. 14). Заявленное напряжение солевой батарейки 1,5 В, но при установке ее в разрядное устройство на начало эксперимента вольтметр показал всего 1,3 В (таблица 2).

Таблица 2. Зависимость напряжения разряда солевых батареек от времени

U

1,3± 0,1

1,1± 0,1

1± 0,1

0,6± 0,1

t, мин

0

60

120

180

Для солевой батарейки №3 (дешевле) (таблица 3).

Таблица 3. Зависимость напряжения разряда солевых батареек №2 от времени

U

1,3± 0,1

0,8± 0,1

t, мин

0

60

По полученным табличным данным построен график зависимости напряжения от времени U = U(t) для солевых батареек. (рис. 9 стр. XIV). Рассчитаем энергоемкость щелочной батарейки: Сб = 200 мА* 6ч = 1200 мА*ч. Емкость солевой батарейки №1 Сб = 200 мА* 2ч = 400 мА*ч.

Стоимость щелочной батарейки в 3 раза больше, но и ёмкость также в три раза больше. С точки зрения экономической выгоды солевые батарейки уступают щелочным. Мы рекомендуем пользоваться щелочными батарейками.

2.3. Проверка способов восстановления отработавших батареек

В различных источниках представлены рекомендации по восстановлению отработавших батареек, причем заряжать их как аккумуляторные батарейки опасно для жизни и здоровья, может нарушится корпус и произойти взрыв. Мы провели следующие способы: помять батарейку, опустить в кипяток, выдержать в солевом растворе (для солевой), выдержать в щелочном растворе (для щелочной батарейки). Щелочные батарейки разряжали до напряжения 1 В. Солевые до 0,8 В. Для щелочной батарейки результаты представлены в таблице 4, для солевой – в таблице 5. (рис. 10-12 стр. 15)

Таблица 4. Способы восстановления щелочных батареек

Способ восстановления

До эксперимента,

U1, В

После эксперимента,

U2, В

Помять плоскогубцами

1 ± 0,1

1,2 ± 0,1

Опустить в кипяток

1 ± 0,1

1 ± 0,1

Опустить в 10% раствор щелочи (1 сутки)

1 ± 0,1

1 ± 0,1

Опустить в раствор щелочи (1 сутки), корпус с отверстиями

1 ± 0,1

1 ± 0,1

По результатам эксперимента можно заметить, что после механического воздействия на щелочную батарейку, она дает напряжение 1,2 ± 0,1 В, но после помещения ее в установку ток разряда поддерживался около 15 минут. Остальные способы результата не дали.

Таблица 5. Способы восстановления солевых батареек

Способ восстановления

До эксперимента,

U1, В

После эксперимента

U2, В

Помять плоскогубцами

0,8 ± 0,1

0,8 ± 0,1

Опустить в кипяток

0,8 ± 0,1

1,4 ± 0,1

Опустить в насыщенный раствор соли (20 мин)

0,8 ± 0,1

0,8 ± 0,1

Опустить в насыщенный раствор соли (30 мин), корпус с отверстиями

0,8 ± 0,1

1,4 ± 0,1

По результатам эксперимента можно увидеть, что после помещения солевой батарейки в кипяток, она дает напряжение 1,4 ± 0,1 В, но после помещения ее в установку необходимого тока нет. В процессе проведения экспериментов нами было замечено, что после проведения опыта батарейки восстанавливались, например, в конце эксперимента, разрядив батарейку до 0,5 В, на следующий день она давала напряжение 1,2 В, но поместив ее в установку до 1 В напряжение падало за два часа, при требуемом токе разряда. Вывод: с экономической точки зрения выгоднее пользоваться щелочными батарейками, емкость которых в три раза больше солевых батареек. Никакие способы восстановления не работают. Батарейки необходимо утилизировать.

2.4. Исследование водородного показателя в пробе воды, в которую погружены использованные батарейки

В стеклянные конические колбы налили 250 мл воды и положили 2 батарейки (щелочную и солевую), предварительно деформировав их корпус. Ежедневно проводили измерение водородного показателя с помощью портативного рН-метра (таблица 6).

Таблица 6. Результаты измерения рН – среды батареек

Дата

12.09.22

13.09.22

14.09.22

15.09.22

16.09.22

рН солевой батарейки

6,7

7,8

8,3

8,7

9,3

рН щелочной батарейки

6,8

7,4

8,6

9,2

9,7

Вывод:Наблюдаем постепенное изменение цвета воды и выпадение осадка коричневогоцвета.Водороднойпоказательза5сутокизменилсяот6,7до9,3 единиц рН.Следовательно, среда раствора стала щелочная (рис. 14).

2.5. ОбнаружениеионовPb2+,Fe2+,Fe3+,Cu2+в составе пальчиковых батареек.

Мы провели серию экспериментов на наличие ионов некоторых металлов с водой, в которой находились отработанные батарейки.

Качественная реакция наPb2+. К 1 мл пробы добавили 1 мл йодида калия.Наблюдали выпадение осадка светло-желтого цвета. Затем прилили 2 мл дистиллированной водыи 3 мл уксусной кислоты, нагрели до растворения осадка и охладили. Наблюдали образование кристаллов желтого цвета (йодид свинца): Рb2++2KI=РbI2-++

Качественная реакция на ионы железа Fe2+, Fe3+. К1млисследуемойводыдобавили2-3каплирастворасернойкислотыи2-3 капли раствора гексацианоферрата (III) калия. Наблюдаемобразованиеосадкатурнбулевойсини-темно-синегоцвета. К3[Fe(CN)6]+Fe2+=KFe[Fe(CN)6])↓+K+

К1млисследуемойводыприбавить2-3каплирастворасолянойкислотыи 2-3 капли раствора реактива - роданида калия (KSCN). Образуется роданид железа кроваво-красного цвета: Fe3++SCN-=Fe(SCN)3

Качественная реакция на ион меди Сu2+. В фарфоровую чашку поместили 5 мл исследуемой воды, выпарили досуха и на периферийную часть пятна нанесли каплю концентрированного раствора аммиака.Даннаяреакцияпротекаетприусловии,чтоводородныйпоказатель больше 9, в ходе реакции образуются аммиакаты- соединения ярко-синего цвета. Мы наблюдали появление синего пятна, что свидетельствует о присутствии ионов меди в пробе воды. Cu2++4NH32О=[Cu(NH3)4](ОН)2

Вывод:Результатыэкспериментовдоказали,чтовпробеисследуемойводы содержатсяионыметаллов:Pb2+,Fe2+,Fe3+Cu2+.Следовательно,этиметаллы содержатся в пальчиковых батарейках.

2.6. Влияние водного раствора соли и кислой среды на металлический корпус отработанной батарейки

Мы решили проверить, как влияют растворы солей на корпус отработанных батареек. Для этого поместили отработанные щелочные и солевые батарейки в химические стаканы с раствором медного купороса. В результате отработанная батарейка начала сначала темнеть, а затем ржаветь. Это означает, что в химических реакциях с другими металлами, в том числе, тяжелыми, содержащимися в батарее, медный купорос имеет свойство обмениваться ионами. В результате образуются соли тяжелых металлов. Это происходит и в естественных условиях, образовавшиеся соли тяжелых металлов попадают в почву и в грунтовые воды и загрязняют их.

Так как почвы могут иметь кислую или щелочную среду, мы решили исследовать, как будет вести себя отработанная батарейка, попав в подобные условия. Для этого мы взяли две отработанные батарейки и поместили их в пробирки с газоотводной трубкой, добавили раствор соляной кислоты так, чтобы батарейки оказались полностью погруженными в нее. Наблюдали выделение бесцветного газа, который собрали в чистую пробирку, перевернутую вверх дном, и поднесли к открытому пламени. Раздался хлопок, это выделившийся водород. В результате наблюдаем потемнение, затем ржавление и образование пленки. Выброшенные отработанные батарейки, попав в кислые или засоленные почвы, могут реагировать с имеющимися там кислотами и солями, происходит образование солей тяжелых металлов (рис.15-16, стр. 18).

2.7. Влияниеионовтяжелыхметалловнарастительныйорганизм

Дляданногоисследованиявкачестверастительногообъекта мыиспользовали семена фасоли.В чашки посадили одинаковое количество семян фасоли, поставили их на подоконник в химической лаборатории. Контрольный образец поливаливодопроводнойводой,аопытныйобразец- «токсичной»водой» от отработанных батареек. Семена проросли на второй день, но их количество было больше в контрольном образце.По мере роста и развития проростков сталипоявляться отличия внешнего вида опытного и контрольного образца. Они отличались высотой и цветом: растения, которые поливали «токсичной» водой (опытный образец) плохо росли, были ниже, имели бледно-зеленую окраску, слабые стебли (рис.17, стр. 18).

ВЫВОДЫ

При выполнении научно – исследовательской работы были изучены литературные источники, узнали виды батареек, состав, принцип их работы, их преимущества и недостатки, влияние на живую природу, растительные организмы человека.

Впроцессепроведенногоэкспериментасделаны выводы:

Мы изучили физические и химические свойства батареек, разработали и изготовили устройство для выяснения их характеристик, экспериментальным путем доказали, что никакие методы восстановления батареек не работают.

Экспериментальным путем доказали, что впальчиковыхбатарейкахсодержатсяионыметаллов: Pb2+,Fe2+,Fe3+,Cu2+. Наша гипотеза подтвердилась. Химические вещества, содержащиеся в отработанных источниках питания, оказывают вредное воздействие на воду, растительные организмы. Вот почему так важно правильно утилизировать батарейки.

Составили рекомендации по утилизации и батареек: запрещается выкидывать батарейки в мусорное ведро, для сбора отработанных батареек необходимо использовать специальные ёмкости (пластиковые бутылки или полиэтиленовые пакеты), необходимо в крупных магазинах организовать пункт приема отработанных батареек. Покупать батарейки нужно с маркировкой «без кадмия», «без ртути».

Ежегодно в мире выбрасывается более 15 миллионов батареек.Экологи подсчитали, что одна «пальчиковая» батарейка заражает 20м2 почвы или 400 литров воды. При утилизации же обычнаябатарейка получает новую жизнь, так как 98% её начинки после переплавки снова идут в дело.Для этого нужно создавать перерабатывающие производства, которые работают с соблюдениемэкологическихисанитарныхнормпотехнологияминенаносят вред окружающей среде.Также необходимо проводить агитационную и разъяснительную работу, воспитывать экологическую культуру у взрослых и детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абакумова Ю.П. Химические источники тока. - СПб: СПбГУПС, 2004. - 26с.

Варенцов В.К. Химия. Электрохимические процессы и системы: учебно-методическое пособие. – НГТУ, 2013 г.. – 60 с.

Гальперштейн Л.Я. Забавная физика. Знай и умей – М.: Детская литература, 1994 – 255с.

Дамаскин Б.Б. Электрохимия. Учебник для вузов. – М.: Химия, КолосС, 2006– 672 с.

Ефремов Б. Что нужно знать пользователю химических источников тока (марганцево-цинковых гальванических элементов) // Электронные компоненты, №1, 2001 - с. 56-61.

Бельдеева Л.Н. Утилизация отработанных малогабаритных химических источников тока марганцево-цинковой системы/ Ползуновский вестник, №3, 2004 – с. 212-214.

Гринин А. С. Промышленные и бытовые отходы: хранение, утилизация, переработка. –М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002– 336 с.

Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб. для учр. сред. проф. образования/ В. М. Константинов. – 14-е изд.,–М.: «Академия», 2013. – с. 240

ПРИЛОЖЕНИЕ

   

Рисунок 1. Схема строения угольно – цинкового гальванического элемента

Рисунок 2. Устройство щелочной батарейки

   

Рисунок 3. Социологический опрос о необходимости утилизации батареек

Рисунок 4. Социологический опрос об источниках информации

   

Рисунок 5. Социологический опрос о том, как обучающиеся поступают с отработанными батарейками

Рисунок 6. Социологический опрос об отношении к проблеме утилизации батареек


Рисунок 7. Схема установки разряда батареек

   

Рисунок 8. График падения напряжения для щелочной батарейки

Рисунок 9. График падения напряжения для солевой батарейки

Рисунок 10. Установка для определения электрических характеристикбатареек и измерение электрических характеристик батареек

Рисунок 11. Проведение эксперимента №1. Помять плоскогубцами

Рисунок 12. Проведение эксперимента №3. Батарейки в растворе щелочи

1 день 2 день Через 5 дней

Рисунок 13. Фото (начало эксперимента) – поместили отработанные батарейки в воду на 1, 2, через 5 дней от начала эксперимента

Рисунок 14. Фото измерения водородного показателяв пробе воды,вкоторойпогруженыдеформированныебатарейки

Рисунок 15. Влияние кислой и солевой среды на металлический корпус отработанной батарейки. №1-2 батарейки в растворе медного купороса,

№3-4 – в растворе разбавленной соляной кислоты

Рисунок 16. Состояние батареек через 1 месяц

Рисунок 17. Влияние ионов тяжелых металлов на растительный организм

Просмотров работы: 495