ВВЕДЕНИЕ
Мы живем на Крайнем Севере, у нас очень длинная, морозная и снежная зима. Мы с ребятами часто играем на улице, когда позволяет погода. Мы покоряем «снежные горы», играем в снежки, прыгаем и скатываемся с горок, делаем «снежных ангелов». Но когда становиться холодно и нельзя играть на улице, то бывает скучно. Как-то я задумался, а что такое снег, откуда он берется, от чего зависит таяние снега? И каким образом образуется лед? Бывает ли искусственными снег и лед, где он используется? Что общего у снега, льда и воды?
Я решил узнать, знают ли ответы на мои вопросы мои одноклассники. Провёл анкетирование (приложение 1), и вот что выяснил:
На вопросы, как образуется снег и лед половина детей ответила, что ИЗ ВОДЫ, а другая половина написала, что НЕ ЗНАЮТ.
На вопрос, какой снег тает быстрее - чистый или грязный, большинство ребят ответили, что ЧИСТЫЙ.
На остальные вопросы у ребят не было правильных ответов.
И поэтому, я решил провести исследования, узнать какими удивительными свойствами обладает снег и лед, чтобы рассказать об этом своим одноклассникам.
Цель: выяснить опытным путём, какие необычные свойства есть у снега и льда.
Задачи:
Изучить научную литературу.
Узнать, как образуется снег и лед и какую форму имеют снежинки.
Исследовать свойства снега и льда.
Получить искусственный снег в домашних условиях.
Объект исследования: снег и лед.
Предмет исследования: свойства снега и льда.
Методы проведенных исследований: аналитический, описательный, экспериментальный, социологический.
Гипотеза: предположим, что свойства снега и льда обусловлены их родством с водой.
1.1. КАК ОБРАЗУЕТСЯ СНЕГ
Из научных источников я узнал, что снег образуется в верхних слоях атмосферы. Облака состоят из мелких снежинок и охлаждённых капель воды. Снег — это твердые осадки, которые состоят из маленьких ледяных кристаллов разной формы. Такие кристаллы называют снежинками. Выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 0°С.
В России снежный покров бывает почти на всей территории страны. У нас, в Норильске, снег выпадает уже в конце сентября и держится почти до июня!
1.2. ФОРМА СНЕЖИНОК
Когда идет снег, можно рассмотреть, как разнообразны и красивы снежинки. Снежинка — это маленький кристаллик льда. Любая снежинка выглядит как звездочка, у которой 6 лучей.
Рассмотрел форму снежинок на примере модели молекулы воды. Она состоит из атома кислорода (красный шарик) и двух атомов водорода (белые шарики) и представляет собой треугольник.
Этапы формирования снежинки приведены в таблице (приложение 2).
Кристаллы льда имеют форму шестигранника, который состоит из треугольников по форме молекулы воды. Это и есть будущая снежинка.
Дальше кристаллик растет, присоединяя новые молекулы.
Молекулы выстраиваются в шестигранники, такие же, как и первый кристаллик.
Дальше у снежинки растут ответвления. Как они будут выглядеть, зависит от температуры, влажности, давления и других факторов.
Формы снежинок разнообразные, говорят, что двух одинаковых снежинок в природе не бывает!
1.3. КАК ОБРАЗУЕТСЯ ЛЕД
Считается что лед — это вода в твердом состоянии или замерзшая вода. Получить лед очень просто: нужно понизить температуру воды ниже 0°С. Но почему так происходит? В воде начнется процесс кристаллизации: молекулы воды выстраиваются в структуру, которая называется кристаллической решёткой. Замерзание всегда начинается с верхнего слоя воды. В нем сначала образуются ледяные иголочки, которые затем смерзаются между собой и образуют своеобразную плёнку на поверхности воды.
Самое известное и важное для нас свойство льда – способность легко таять, превращаясь в воду при нулевой температуре.
Лед обладает такой особенностью как чистота, так как при замерзании лед вытесняет все примеси, которые находились в воде. Но если в воде растворить вещества в воде, например, соль, тогда замерзать вода будет медленнее.
1.4. ПОЧЕМУ СНЕГ БЕЛЫЙ, А ЛЕД ПРОЗРАЧНЫЙ
В ходе выполнения опытов, я убедился в том, что снег и лед родственны между собой. Снег, лед и вода состоят из одинаковых молекул, отличаются только расположением их между собой. Поэтому внешне они отличаются и обладают удивительными свойствами. Но почему же снег белый, а лед прозрачный?
Оказывается, белый цвет снег имеет потому, что между снежинками есть воздух. Свет, попадая на снежинки, проходит между ними и отражается от их поверхностей. Потом рассеивается в воздухе и становится белым.
Лед же прозрачный, его поверхность более ровная и гладкая, свет, попадая на такую поверхность, проходит сквозь него. То есть лед пропускает лучи света.
ИСКУССТВЕННЫЙ СНЕГ И ЛЕД
Для многих зимних видов спорта необходим снег или лед. Тренировки и соревнования зависят от качества покрытия поверхности, но погода иногда может подвести. Поэтому современные спортивные комплексы оборудованы специальными устройствами для создания искусственного покрытия.
Учащиеся первых и вторых классов нашего лицея ходят во Дворец спорта «Арктику», где учатся кататься на коньках. И я решил побеседовать с тренером Борисом Александровичем Рагулиным, чтобы узнать, а каким образом делают лед в «Арктике», и почему он не тает, ведь лед находится в помещении! Вопросы для беседы с тренером в приложении 3.
Борис Александрович не только ответил на мои вопросы, но и провел экскурсию по ледовой арене. Лед в «Арктике» - искусственный, существует с самого начала работы спортивного комплекса (1970 г.), сейчас холодильное оборудование для создания льда заменено на более современное. И я был в помещении, где находится холодильная машина, и видел, как она работает!
Оказывается, температура льда -6оС, толщина льда 6 см. Воду используют очищенную, пропускают через фильтры. Сам лед после каждой тренировки обновляют специальной машиной – ледозаливочным комбайном, который срезает царапины и сколы, затем заливается горячая вода (8 мм) и разравнивается «полотенцем».
В нашем городе еще есть искусственный лед в спортивно-развлекательном центре «Три вершины» на тренажере «Бесконечный склон», но там искусственный лед сделан из пластиковых плит. Он не такой скользкий, но удержатся на нем сложно.
А дома я решил попробовать изготовить искусственный снег. И у меня получилось! Для этого я использовал набор «Эксперимент в коробочке», один из экспериментов был «Искусственный снег».
Искусственный лед выглядит как натуральный. Получают его применяя охлаждающую технологию, такую же как в холодильнике или кондиционере.
Изготавливают снег из синтетических материалов или получают путем распыления воды в воздухе под высоким давлением. Разбрызгиваемые мельчайшие капельки воды быстро превращаются на морозе в кристаллики снега.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ СНЕГА И ЛЬДА
1. Таяние снега.
Цель: выяснить, почему объем талой воды меньше объема снега.
Оборудование: снег, мерный стакан.
Ход исследования: набрал на улице свежевыпавшего снега, положил в мерный стакан, измерил. У меня в стакане 400 мл рыхлого, пушистого снега.
После того, как снег растаял, измерил уровень воды. Воды оказалось примерно 60 мл. Объем уменьшился на 340 мл.
Вывод: объем воды значительно меньше, чем снега. Снег состоит из маленьких снежинок, между которыми есть промежутки, заполненные воздухом. При таянии снежинки уменьшаются и уменьшается объем снега. У воды нет таких воздушных промежутков. Поэтому объем воды меньше, чем снега.
2. Какой снег тает быстрее чистый или грязный.
Цель: выяснить, какой снег тает быстрее чистый или грязный.
Оборудование: чистый и грязный снег, пластиковые стаканчики, настольная лампа.
Ход исследования: два образца одинакового количества снега: чистого и грязного (взял на обочине дороги) и поставил таять под настольную лампу, которая изображает весеннее солнце.
Быстрее за 2 часа 22 минуты растаял грязный снег, а чистый растаял за 3 часа 6 минут.
Вывод: грязный снег имеет темные или черные частички, которые притягивают «солнечные» лучи, снег быстрее нагревается и тает. В чистом снеге таких частичек нет и лучи отражаются от снежинок, чистый снег тает медленнее.
3. Загрязнен ли снег?
Цель: узнать, загрязнен ли снег в городе Норильск.
Оборудование: чистый и грязный снег, пластиковые стаканчики, фильтровальная бумага.
Ход исследования: взял два образца одинакового количества снега: чистого (около детской площадки) и грязного (на обочине дороги). Подождал, когда снег растает.
Определил чистоту и прозрачность талой воды на глаз и затем профильтровал образцы через фильтровальную бумагу. Результаты исследования в таблице (приложение 4).
Вывод: в городе Норильске снег загрязнен. В воздухе имеются различные частицы нашего промышленного города, снежинки падая на землю соприкасаются с ними. Поэтому даже свежевыпавший снег не чистый.
4. Превращение воды в лед.
Цель: выяснить что происходит, когда вода превращается в лед.
Оборудование: вода, пластиковый стаканчик.
Ход исследования: после того, как вода замерзла увидел, что объем льда больше, чем объем воды, из которой он получился. Уровень замерзшей воды увеличился неравномерно (больше в центре), с среднем на 5 – 6 мм. Стенки пластикового стаканчика особенно рифленая часть заметно распрямилась.
Вывод: молекулы воды и молекулы льда, которые образовались при замерзании одинаковые. Объем у льда больше потому, что изменилось расстояние между молекулами, оно увеличилось. Лед имеет кристаллическую структуру, молекулы располагаются в строгом порядке и между ними есть промежутки. Между молекулами воды таких промежутков нет. Поэтому объем льда больше, чем объем воды.
5. Таяние льда с солью.
Цель: провести наблюдение за таянием льда с солью.
Оборудование: два кусочка льда, соль, красная краска.
Наблюдение: взял 2 кусочка льда, один посыпал солью, другой не стал посыпать солью для сравнения. Наблюдая за таянием, заметил, что процесс таяния образцов протекает по-разному. Гораздо раньше начал таять посыпанный солью кусочек льда, чем простой лед. При этом наблюдал появление дырочек, трещинок, различной формы углубления. Добавил красной краски и увидел, как краска протекает как по трубочкам внутри кусочка льда. Очень красиво!
Вывод: крупинки соли, попадая на лед, увеличивают скорость таяния. Поэтому образуются проталины в виде отверстий.
6. Куда надо класть лед, чтобы быстрее охладить жидкость.
Цель: выяснить как быстрее охладить жидкость.
Оборудование: два пластиковых стаканчика с теплой водой, два кусочка льда.
Ход исследования: поставил один стаканчик с теплой водой на лед, а на другой поставил чашку со льдом.
Через 15 минут определил на вкус, что в стаканчике, на котором был лед, охладился быстрее.
Вывод: верхний слой охлажденной жидкости опускается вниз, а теплая поднимается вверх и так происходит пока не охладится вся жидкость. Охлаждение проходит быстрее.
А в стаканчике, который стоял на льде, охлаждался медленнее, так как охлаждаться будет только нижний слой. Лед надо класть сверху, чтобы быстрее охладить жидкость
7. Чистый лед.
Цель: выяснить, как зависит скорость замерзания воды от примесей.
Оборудование: пластиковые стаканчики, обычная, соленая и сладкая вода.
Ход исследования: заморозил в пластиковых стаканчиках обычную, соленую и сладкую воду.Наблюдал за скоростью замерзания всех образцов.
После полного замерзания, достал и расколол кусочки льда. Попробовал на вкус и сделал выводы. Результаты исследования представлены в таблице (приложение 5).
Вывод: образцы замерзают неравномерно, лед безвкусный потому, что вода замерзает, вытесняя примеси (сахар и соль).
8.Таяние льда в разных условиях.
Цель: наблюдение размораживания льда в различных условиях.
Оборудование: 4 одинаковых кусочка льда, 4 миски, горячая вода, вата и вода комнатной температуры.
Ход исследования: 4 одинаковых кусочка льда размораживал в разных условиях. Результаты исследования представлены в таблице (приложение 6).
Вывод: лед в разных условиях тает по-разному.
Первым растаял лед в горячей воде, а медленнее таял лед, обернутый в вату. Вата защищала кусочек льда от комнатной температуры и не давала ему быстрее нагреться и растаять. Вата пористая, имеет пустоты, заполненные воздухом, который плохо проводит тепло.
Заметил, что кусочки льда не тонули в воде (образцы 2 и 3). Над водой выступает лишь небольшая часть льдинки, но большая все же погружена в воду. Лед легче воды.
Медленно таял кусочек льда, который был в сухой миске. Это подтверждает, что воздух проводит тепло хуже, чем даже вода.
9. Скорость замерзания воды.
Цель:выяснить зависимость скорости замерзания от солености воды.
Оборудование: пластиковые стаканчики, вода, соль.
Ход исследования: замораживал воду различной солености в пластиковых стаканчиках.
Результаты исследования представлены в таблице (приложение 7).
Вывод: скорость замерзания воды зависит от солености воды. Чем больше концентрация соли в воде, тем время замерзания больше, а скорость замерзания меньше.
Обратил внимание на то, что соленый раствор (образец 1) не замерз так как замерзает обычная вода. Образовалась слоистая, рыхлая ледышка. В образце 3 образовался небольшой так же слоистый и рыхлый комок на поверхности воды, а вся вода не замерзла!
2.2. ПОЛУЧЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО СНЕГА
1. Получение искусственного снега.
Цель:возможно ли изготовить искусственный снег?
Оборудование: набор «Искусственный снег», миска, вода, палочка для размешивания.
Изготовление:
При изготовлении снега необходимо соблюдать меры предосторожности: выполнять только в присутствии взрослых, запрещено глотать и брать в рот химические реактивы, прикасаться к лицу и глазам во время опыта. Запрещено принимать пищу во время опыта и использовать посуду, предназначенную для пищевых продуктов. После эксперимента вымыть руки с мылом.
Высыпал содержимое пакета (полиакрилат натрия) в миску, медленно залил воду и размешал. Еще добавил воды, снова размешал.
Масса стала набухать и увеличиваться в объеме.
У меня получился снег! Мягкий, белый, послушный, можно скатывать снежки, делать различные фигурки.
Вывод: в домашних условиях изготовить снег можно.
Исследование свойств искусственного снега.
Цель:выяснить какими свойствами обладает искусственный снег.
Оборудование: искусственный снег.
Ход исследования: после того как изготовил снег решил посмотреть будет ли он таять. Но снег долгое время сохранял свой внешний вид и не таял.
Но я заметил, что через несколько дней его объем уменьшился. Вода стала испаряться.
После того как вся вода испарилась, остались только сухие комочки.
Добавил воду, перемешал и опять получился снег.
Заморозил искусственный лед и увидел, что замерзла только вода.
Вывод: искусственный снег не имеет свойств обычного снега.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполняя работу, я нашел ответы на вопросы, которые меня заинтересовали. Теперь знаю, какую форму имеют снежинки, как образуется снег и лед, как замерзает вода, загрязнен ли в нашем городе снег. В ходе проведенных опытов и наблюдений я исследовал свойства снега и льда и сделал следующие выводы:
1) при таянии снега объем получившейся воды уменьшается, а при замерзании воды объем льда увеличивается;
2) молекулы воды, льда и снега одинаковые.
3) быстрее тает грязный снег, в нашем городе снег загрязнен.
Моя гипотеза подтвердилась. Исследуя свойства снега и льда, убедился в том, что сходство снега и льда обусловлены их родством с водой.
Поставленная цель и задачи достигнуты.
А на основе полученных знаний я составил памятку с правилами безопасности для учащихся на улице при игре со снегом. (приложение 8).
Снег и лед хранят еще много тайн, которые можно узнавать. Хочу узнать виды снега и исследовать их свойства, какую пользу, а может вред приносит снег людям, как замораживанием можно очисть воду.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Степанова Г. Н. Физика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., перераб., доп. – СПб.: ООО «СТП Школа», 2005. – 240 с., ил.
Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: Просвещение, 1988.
http://www.vseznaika.org/priroda/chto-takoe-lyod-i-kak-on-obrazuetsya
http://ru.wikipedia.org
www.new.future4you.ru/
http://www.tavika.ru/2013/12/ice-experiment-part-1.html
http://class-fizika.narod.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анкета для моих одноклассников:
Как образуется снег?
Как образуется лед?
Какую форму имеют снежинки?
Почему снег белый, а лед прозрачный?
Какой снег тает быстрее чистый или грязный?
Почему, когда лед растает, воды становится меньше?
Куда надо положить лед, чтобы охладить жидкость сверху или снизу?
Этапы формирования снежинки.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вопросы для беседы с тренером по хоккею спортивного комплекса «Арктика»Борисом Александровичем Рагулиным.
1). Какой лед используется в спортивном комплексе «Арктика»?
2). Давно ли существует спортивный лед в «Арктике»?
3). Какая температура у льда?
4). Влияет ли температура воздуха на ледовой арене на сам лед?
5). Какая толщина льда?
6). Какая вода используется для залития катка?
7. Как часто вы обновляете лед, и как это происходит? (Отработанный лед складываете за пределами комплекса? Он очень белый).
8). Какую технику используют для обновления льда?
9). Какие тренировки (виды спорта) и соревнования проходят на ледяной арене?
10). Влияет ли качество льда на спортивные достижения?
Загрязнен ли снег?
Результаты исследования по чистоте снега в таблице:
Чистота воды |
Цвет воды |
Прозрачность воды |
Осадок |
Наличие частиц на фильтре |
|
Чистый снег |
Чистая, без заметных примесей |
Бесцветная |
Прозрачная |
Небольшое количество |
Незначительное количество |
Грязный снег |
Внешне чистая, заметны мелкие частички примесей |
Желтоватая |
Слабо мутная |
Значительное количество |
Большое количество |
Чистый лед.
Результаты исследования по чистоте льда в таблице:
Вода |
Вкус льда до таяния |
Вкус льда и воды в процессе таяния |
Замерзание образцов |
Обычная |
Безвкусный |
Лед и вода без вкуса |
1 |
Сладкая |
Сладкий |
Лед без вкуса, вода сладкая |
2 |
Соленая |
Соленый |
Лед без вкуса, вода соленая |
3 |
Таяние льда в разных условиях.
Результаты исследования представлены в таблице:
Время таяния льда |
||
1 |
Лед в сухой миске |
3 час 5 минут |
2 |
Лед в горячей воде |
4 минуты |
3 |
Лед в воде комнатной температуры |
18 минут |
4 |
Лед, обернутый ватой |
4 часа 13 минут |
Скорость замерзания воды.
Результаты исследования представлены в таблице:
Время замораживания воды |
||
1 |
Обычная вода |
1 час 20 минут |
2 |
1 чайная ложка соли |
3 часа 15 минут |
3 |
2 столовые ложки соли |
Не замерзла! |
Меры предосторожности.
- Выполнять только в присутствии взрослых.
- Запрещено глотать и брать в рот химические реактивы, прикасаться к лицу и глазам во время опыта.
- Запрещено принимать пищу во время опыта и использовать посуду, предназначенную для пищевых продуктов.
- После эксперимента вымыть руки с мылом.
Памятка «Правила безопасности при игре со снегом»:
Отправляясь на улицу нужно тепло одеваться. Обязательно носить шапку, шарф, варежки и теплую обувь.
Нельзя есть снег, это приводит к серьезным заболеваниям (ОРВ, ангина, отравления).
Нельзя прыгать в сугробы, в них можно провалиться.
Строить крепости, пещеры в снежных сугробах, нужно под присмотром взрослых. Обрушение снежного покрова может привести к гибели.
В сугробах могут быть острые палки, прутья, на которые легко наткнуться и пораниться.
Осторожно играть в снежки, не кидать из слишком сильно, не целить в лицо и голову. Можно получить серьезные травмы.