Математические расчёты в потреблении и производстве продукции ЗАО Славгородский молочный комбинат

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Математические расчёты в потреблении и производстве продукции ЗАО Славгородский молочный комбинат

Маслакова А.А. 1
1МБОУ " Лицей №17" г. Славгород
Евграшина Н.В. 1
1МБОУ " Лицей №17" г. Славгород
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Молочная промышленность представляет собой крупную индустриальную отрасль, одну из ведущих отраслей пищевой промышленности России. На ее вооружении находятся десятки тысяч единиц современного оборудования, тысячи поточных линий и автоматизации технологических процессов. Моя мама работает в ЗАО Славгородский молочный комбинат. Вкусное молоко, сливки, сметана, все эти продукты не переводятся на нашем столе. Выбирая тему исследовательской работы, я руководствовалась тем, что проведя свое исследование, я смогу подробно узнать о предприятии и продукции, которую оно выпускает.

Гипотеза: если провести анализ потребления и производства продукции комбината, то в будущем можно определить пути повышения ее выпуска.

Цель работы: используя математические расчёты, провести анализ производства продукции комбината за 2019-2021 годы, составить портрет покупателя.

Задачи:

знакомство с предприятием;

изучение и анализ потребления производства молочной продукции;

проведение оценки результатов деятельности предприятия;

социологический опрос покупателей продукции.

Объект исследования - ЗАО Славгородский молочный комбинат.

Предмет исследования - процесс оценки результатов деятельности предприятия за 2019-2020 г. Анализ финансовых результатов проведен по данным бухгалтерской отчетности ЗАО Славгородский молочный комбинат за 2019-2021 г.

Новизна такой анализ не проводился, создание буклета для покупателей.

Методы исследования: сбор и обработка статистических данных, систематизация, анализ и синтез собранного материала.

Теоретическая значимость: данные расчёты помогут работе предприятия для планирования его дальнейшей деятельности.

Практическая значимость: содержащиеся выводы и рекомендации представляют практический интерес для потребителей продукции комбината, а математические расчёты помогут в отработке вычислительных навыков.

Практическая значимость заключается в том, что содержащиеся выводы и рекомендации представляют практический интерес для потребителей продукции комбината, а математические расчёты помогут в отработке вычислительных навыков.

Основная часть

1.Характеристика предприятия

Мы постоянно употребляем молочную продукцию, в силу её вкусовых качеств и полезности. Свое исследование я решила провести, выбрав одно из основных предприятий нашего города – ЗАО Славгородский молочный комбинат.

Комбинат создан в декабре 1973 года. Он входил в отрасль мясомолочной продукции. В октябре 1999 года в процессе реорганизаций он был переименован в ЗАО «СМК». Основные направления деятельности предприятия:

производство и переработка молока;

оптовая и розничная торговля молочной продукцией;

выпуск продукции марки «Столица молока».

Данное предприятие производит в большом ассортименте сухое молоко, цельномолочную продукцию, масло. Ассортимент продукции каждый год расширяется, очень многообразный. Я познакомилась с продукцией, видами упаковки готового товара.

Таблица 1 - Ассортимент продукции

Наименование готовой продукции

Массовая доля жира, %

Вид упаковки

Молоко питьевое пастеризованное

2,5; 3,2

тетрапак, полипак

Молоко питьевое ультрапастеризованное

2,5; 3,2

тетрапак

Кефир

2,5; 1

полипак

Сметана

10, 15, 20

пластиковый стакан

Сливки питьевые пастеризованные

34

пластиковый стакан

Творог

5

пластиковое ведро

Биопродукт кисломолочный «Бифилайф»

3,2

пластиковый стакан

Простокваша

8,9

пластиковый стакан

Ряженка

2,5

полипак, пластиковый стакан

Варенец

2,5

полипак, пластиковый стакан

Напиток кисломолочный йогуртный с сахаром «Снежок»

2,5

полипак, пластиковый стакан

Йогурт фруктовый (абрикос, персик, клубника)

2,5

пюр-пак, пластиковый стакан

Масло «Крестьянское» сладко-сливочное

72,5

фольга

Напиток сывороточный с фруктовым соком яблоко

0,1

пластиковая бутылка

Продукт молокосодержащий сгущенный с сахаром

8,5

пластиковое ведро

Молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира колбасный копченый

40

полиамидная

Вывод: продукция предприятия известна за пределами Алтайского края и пользуется большим спросом у покупателей. СМК участвует в спонсорской деятельности, мероприятиях, проводимых администрацией города. Это является хорошей рекламой. Маркой предприятия являются наклейки «Столица молока». Упаковка товаров яркая и красивая, расфасовка молока производится, как в пакетах, так и в тетрапаках. В основном используется пластиковые материалы.

2.Рынки сбыта

Разнообразный ассортимент выпускаемой продукции, ее качество позволяет оптом реализовывать товары в различные точки Алтайского края и за его пределы.

Рисунок 1. Рынки сбыта

Вывод: предприятие реализует свою продукцию во многие точки Алтайского края и за его пределы. Такой обширный рынок сбыта обеспечивает прибыль предприятию и дает хорошую рекламу продукции. Периодически комбинат участвует в ярмарках и конкурсах, что также делает его более известным и позволяет находить новые рынки сбыта.

3. Реализация продукции

Реализация продукции, поступление изготовленной продукции в народно-хозяйственный оборот с оплатой её по существующим ценам. Какая же продукция лучше реализуется предприятием? Объемы готовой продукции представлены в таблице.

Таблица 2.Реализация продукции за 3 года (кг.)

Наименование готовой продукции

2019г.

2020г.

2021г.

Молоко питьевое пастеризованное 2,5%, 0,9кг.

2504221,2

2273248,8

1929672,0

Молоко питьевое пастеризованное 2,5%, 0,85кг.

2966751,5

3591080,0

3787001,6

Молоко питьевое пастеризованное 2,5%,0,5кг.

26624,0

20902,0

34258,0

Молоко питьевое пастеризованное 3,2%.0,9кг.

122864,4

116996,4

102074,4

Молоко питьевое ультрапастеризованное 2,5%, 1кг.

622936,0

853248,0

1139396,0

Молоко питьевое ультрапастеризованное 3,2%, 1кг

185152,0

447456,0

819452,0

Кефир 2,5%, 0,9кг.

614534,4

599497,2

606391,2

Кефир 2,5%, 0,4кг.

103488,0

89424,0

87446,4

Кефир 1%, 0,9кг.

52300,8

68839,2

72468,0

Сметана 10%, 350гр.

48727,4

38010,6

33852,0

Сметана 15%,350гр.

334799,4

343328,8

359405,2

Сметана 20%, 350гр.

78296,4

111560,4

168078,4

Сливки питьевые пастеризованные 34%, 350гр.

42732,2

47003,6

61706,4

Творог 5%, 1кг.

47407,88

63448,0

86700,0

«Бифилайф», 2,5%, 350гр.

61066,6

59113,6

60207,0

Простокваша,8,9%.350гр.

113132,6

114993,2

128653,0

Ряженка 2,5%, 0,9кг.

569941,2

542232,0

489776,4

Ряженка 2,5%0,4кг.

77603,2

42394,6

69832,0

Ряженка 2,5%, 200гр.

4320,0

5584,0

7972,0

Варенец 2,5%,0,4кг.

53366,4

52529,6

47673,6

Варенец 2,5%, 200гр.

15601,6

6172,8

4474,4

Напиток кисломолочный йогуртный с сахаром «Снежок» 2,5%, 0,4кг.

136075,2

142444,8

127675,2

Напиток кисломолочный йогуртный с сахаром «Снежок»2,5%, 200гр.

23732,0

20400,0

18148,0

Йогурт фруктовый (абрикос, персик, клубника) 2,5%, 350гр.

147819,0

143770,2

189410,2

Йогурт фруктовый (персик, клубника) 2,5%, 200гр.

45850,4

46020,8

63623,2

Йогурт фруктовый (абрикос, клубника) 2,5%, 400гр.

83276,8

116587,2

89635,2

Масло «Крестьянское» сладко-сливочное 72,5%, 180гр.

61286,4

17337,6

4961,6

Масло «Крестьянское» сладко-сливочное 72,5%, 1кг.

472000,0

832480,0

369840,0

Напиток сывороточный с фруктовым соком яблоко, 900гр.

69688,8

78822,0

50374,8

Продукт молокосодержащий сгущенный с сахаром 8,5%, 1кг.

110140,0

64064,0

114016,0

Молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира колбасный копченый,400гр.

118865,6

106704,0

90265,6

Вывод: исследуя реализацию продукции молочного комбината можно сделать вывод, что спрос растёт на молоко питьевое пастеризованное 2,5%; молоко питьевое ультрапастеризованное 2,5%; молоко питьевое ультрапастеризованное 3,2%; сметану 15%, 20%; сливки питьевые пастеризованные 34%; творог 5%; простоквашу 8,9%; йогурты 2,5%. Реализация остальной продукции в течение трех лет снижалась.

Задача 1: По данным производства молока за период с 2019 по 2021 год рассчитать основные показатели динамики и сделать вывод.

Таблица 3. Расчёт показателей динамики

Период

Реализация молока, кг

Абсолютный прирост

Темп прироста, %

Темпы роста, %

Абсолютное содержание 1% прироста

Темп наращения, %

2019

2504221,2

-

-

100

-

0

2020

2273248,8

-230972,4

-9,22

90,78

25042,212

-9,22

2021

1929672

-343576,8

-15,11

84,89

22732,488

-13,72

Итого

6707142

         

Таблица 4. Расчёт показателей динамики (2020-2021г.)

Период

Реализация молока, кг

Абсолютный прирост

Темп прироста, %

Темпы роста, %

2019

2504221,2

-

-

100

2020

2273248,8

-230972,4

-9,22

90,78

2021

1929672

-574549,2

-22,94

77,06

Итого

6707142

     

Вывод: в 2021 по сравнению с 2019 реализация молока уменьшилась на 574549,2 кг или на 22,9%. В 2021 г. по сравнению с 2020 г. реализация молока уменьшилась на 343576,8 кг или на 15.1%. Максимальный прирост наблюдается в 2020 (-230972,4 кг).
Минимальный прирост зафиксирован в 2021 (-343576,8 кг).
Темп наращения показывает, что тенденция ряда убывающая, что свидетельствует о замедлении реализации молока. С каждым периодом в среднем реализация уменьшалась на 287274,6 кг.

4. Рентабельность продукции

Рентабельность – это показатель эффективности предприятия и выпускаемой им продукции. Её анализ позволяет понять, что происходит с предприятием и насколько оно прибыльно или убыточно. Определить перспективы и пути дальнейшего развития. Существует множество видов показателей, применяемых для оценки деятельности действующих предприятий, при составлении бизнес-планов. Одним из ключевых является показатель рентабельности, который характеризует эффективность потребления ресурса.

Я рассчитала рентабельность выпускаемой продукции СМК за 2021 год. Все результаты сведены в таблицу.

Таблица 5. Рентабельность продукции (за 2021г.)

Наименование продукции

Всего затрат

Прибыль от продаж

Рентабельность

%

Молоко питьевое пастеризованное 2,5%, 900гр.

49264526,2

29500385,8

59,88

Молоко питьевое пастеризованное 2,5%, 850гр.

96720020,9

43399038,3

44,87

Молоко питьевое пастеризованное 2,5%, 500гр.

916058,9

77423,1

8,45

Молоко питьевое пастеризованное 3,2%, 900гр.

2727428,0

2682515,2

98,35

Молоко питьевое ультрапастеризованное 2,5%, 1000гр.

32518361,8

30148418,2

92,71

Молоко питьевое ультрапастеризованное 3,2%, 1000гр.

24173834,0

23354382,0

96,61

Кефир 2,5%, 900гр.

15954152,5

15578189,9

97,64

Кефир 2,5%, 400гр.

1973665,3

299941,1

15,20

Кефир 1%, 900гр.

1837788,5

1567207,5

85,33

Сметана 10%, 350гр.

916035,1

607304,9

66,30

Сметана 15%, 350гр.

9786603,6

9621277,2

98,31

Сметана 20%, 350гр.

4970078,3

4946547,3

99,52

Сливки питьевые пастеризованные 34%, 350гр.

2441722,3

2433083,3

99,64

Творог 5%

12125862,0

10329438,0

85,18

Биопродукт кисломолочный «Бифилайф» 3,2%, 350гр.

1209558,6

717065,4

59,28

Простокваша 8,9%, 350гр.

3408018,0

2124061,0

62,32

Ряженка 2,5%, 900гр.

12641128,8

12337467,6

97,59

Ряженка 2,5%, 400гр.

1513259,4

511868,6

33,82

Ряженка 2,5%, 200 гр.

140307,2

11160,8

7,95

Варенец 2,5%, 400гр.

1030226,5

352307,9

34,19

Варенец 2,5%, 200гр.

78123,0

6890,6

8,82

Напиток кисломолочный йогуртный с сахаром «Снежок» 2,5%, 400гр.

2765444,8

937136,0

33,88

Напиток кисломолочный йогуртный с сахаром «Снежок»2,5%, 200гр.

278571,8

66240,2

23,77

Йогурт фруктовый (абрикос, персик, клубника) 2,5%, 350гр.

5360308,7

511407,5

9,54

Йогурт фруктовый (персик, клубника) 2,5%, 200гр.

1149035,0

59805,8

5,2

Йогурт фруктовый (абрикос, клубника) 2,5%, 400гр

2317069,9

1178702,9

50,87

Масло «Крестьянское» сладко-сливочное 72,5%, 180гр.

245053,4

201490,6

82,22

Масло «Крестьянское» сладко-сливочное 72,5%. 1кг.

90381499,2

85292500,8

94,37

Напиток сывороточный с фруктовым соком яблоко, 900гр.

1340977,2

422140,8

31,48

Продукт молокосодержащий сгущенный с сахаром 8,5%

9854402,9

5879805,1

59,66

Молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира колбасный копченый, 400гр.

2457932,3

1333222,9

54,24

Вывод: по данным таблицы видно, что за анализируемый период прибыль от продаж продукции растёт. Это говорит об увеличении рентабельности, доходе предприятия от основной деятельности. Чтобы рентабельность продукции росла с большей скоростью, необходимы следующие мероприятия:

повышение цен на продукцию;

увеличение доли наиболее продаваемой продукции;

снижение затрат и издержек производства;

стимулирование и мотивация работников предприятия;

усиление рекламы продукции.

Задача 2:

Используя данные таблицы цен на масло «Крестьянское» сладко-сливочное 72,5% рассчитать показатели динамики и выполнить прогноз цены на 2022, 2023 год.

Период

Цена на масло "Крестьянское"

Абсолютный прирост

Темп роста

%

Темп прироста

%

Абсолютное содержание 1% прироста

2019

400

-

-

100

100

2020

450

50

50

112,5

112,5

2021

475

25

75

106

119

Рассчитаю средний абсолютный прирост цены на масло:

(475-450)/2=37,5руб.

с каждым периодом цена на масло "Крестьянское" в среднем увеличивалось на 37.5 руб.
Выполним прогноз цены на 2022,2023 годы, используя показатель абсолютного прироста.
y(2022) = 475+37,5 = 512,5 рублей
y(2023) = 512,5+37,5 = 550 рублей

Вывод: в 2021 по сравнению с 2019 цена на масло «Крестьянское» увеличилась на 75 руб. или на 19 %. В 2021 по сравнению с 2020 г. цена увеличилось на 25 руб. или на 6 %. Максимальный прирост наблюдается в 2020 г. (50 руб.). Минимальный прирост зафиксирован в 2021 г. (25 руб.). Темп наращения показывает, что тенденция ряда. возрастающая, что свидетельствует о повышении цены на масло. С каждым периодом цена на масло "Крестьянское" в среднем увеличивалось на 37,5 руб.
Выполнив прогноз на 2 года вперед, рассчитала: цена в 2022 году составит 512 руб.50 коп. В 2023 г. -550 рублей.

Таблица 6. Цены на продукцию

Наименование готовой продукции

Единица

измерения

Цена с НДС

2019г.

Цена с НДС

2020г.

Цена с НДС

2021г.

Молоко питьевое пастеризованное 2,5%

0,9 кг.

38,00

42,00

46,00

Молоко питьевое пастеризованное 2,5%

0,85кг.

25,50

34,00

37,00

Молоко питьевое пастеризованное 2,5%

0,5кг.

23,00

26,00

29,00

Молоко питьевое пастеризованное 3,2%

0,9кг.

43,00

48,00

53,00

Молоко питьевое ультрапастеризованное 2,5%

1кг.

45,00

50,00

55,00

Молоко питьевое ультрапастеризованное 3,2%

1кг.

48,00

53,00

58,00

Кефир 2,5%

0,9кг.

42,00

47,00

52,00

Кефир 2,5%

0,4кг.

21,00

24,00

26,00

Кефир 1%

0,9кг.

39,00

43,00

47,00

Сметана 10%

350г.

37,00

41,00

45,00

Сметана 15%

350г.

44,00

49,00

54,00

Сметана 20%

350г.

49,00

54,00

59,00

Сливки питьевые пастеризованные

350г.

65,00

72,00

79,00

Творог 5%

1 кг.

225,00

235,00

259,00

Биопродукт кисломолочный «Бифилайф»

350г.

26,00

29,00

32,00

Простокваша

350г.

35,00

39,00

43,00

Ряженка 2,5%

0,9кг.

41,00

46,00

51,00

Ряженка 2,5%

0,4кг.

23,00

26,00

29,00

Ряженка 2,5%

200г.

15,00

17,00

19,00

Варенец 2,5%

200г.

15,00

17,00

19,00

Варенец 2,5%

0,4кг.

23,00

26,00

29,00

Напиток кисломолочный йогуртный с сахаром «Снежок» 2,5%

200г.

15,00

17,00

19,00

Напиток кисломолочный йогуртный с сахаром «Снежок»2,5%

0,4кг.

23,00

26,00

29,00

Йогурт фруктовый (абрикос, персик, клубника) 2,5%

350г.

25,00

28,00

31,00

Йогурт фруктовый (персик, клубника) 2,5%

200г.

15,00

17,00

19,00

Йогурт фруктовый (абрикос, клубника) 2,5%

400г.

31,00

35,00

39,00

Масло «Крестьянское» сладко-сливочное 72,5%

180г.

75,00

90,00

90,00

Масло «Крестьянское» сладко-сливочное 72,5%

1кг.

400,00

450,00

475,00

Напиток сывороточный с фруктовым соком яблоко

900г.

27,50

32,00

35,00

Продукт молокосодержащий сгущенный с сахаром 8,5%

1кг.

115,00

125,00

138,00

Молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира колбасный копченый

1кг.

37,50

42,00

42,00

Вывод: в среднем цены за исследуемый период выросли на 20-25 рублей, на масло крестьянское сладко-сливочное 72,5% (180г.) осталась неизменной.

5. Расчет цены производства и наценки

Рассчитаю наценку на продукцию и цену производства.

Таблица 7.Расчет цены производства и наценки.

Наименование продукции

Производ. себестоимость за 1кг.

Цена реализации за 2021г.

НДС

Цена произво-дства

Наценка

руб.

Молоко питьевое пастеризованное 2,5%, 900гр.

10,53

46,00

10%

41,81

4,19

Молоко питьевое пастеризованное 2,5%, 850гр.

10,54

37,00

10%

33,63

3,37

Молоко питьевое пастеризованное 2,5%, 500гр.

11,74

29,00

10%

26,36

2,64

Молоко питьевое пастеризованное 3,2%, 900гр.

10,72

53,00

10%

48,18

4,82

Молоко питьевое ультрапастеризованное 2,5%, 1000гр.

13,54

55,00

10%

50

5

Молоко питьевое ультрапастеризованное 3,2%, 1000гр.

13,50

58,00

10%

52,72

5,28

Кефир 2,5%, 900гр.

10,31

52,00

10%

47,27

4,73

Кефир 2,5%, 400гр.

11,57

26,00

10%

23,63

2,37

Кефир 1%, 900гр.

10,36

47,00

10%

42,72

4,28

Сметана 10%, 350гр.

17,06

45,00

10%

40,9

4,09

Сметана 15%, 350гр.

17,23

54,00

10%

49,09

4,91

Сметана 20%, 350гр.

17,17

59,00

10%

53,63

5,37

Сливки питьевые пастеризованные 34%, 350гр.

17,07

79,00

10%

71,81

7,19

Творог 5%

9,89

259,00

10%

232,72

26,28

Биопродукт кисломолочный «Бифилайф» 3,2%, 350гр.

17,09

32,00

10%

29,09

2,91

Простокваша 8,9%, 350гр.

16,49

43,00

10%

39,09

3,91

Ряженка 2,5%, 900гр.

10,31

51,00

10%

46,36

4,64

Ряженка 2,5%, 400гр.

11,67

29,00

10%

26,36

2,64

Ряженка 2,5%, 200 гр.

17,60

19,00

10%

17,27

1,73

Варенец 2,5%, 400гр.

11,61

19,00

10%

17,27

1,73

Варенец 2,5%, 200гр.

23,46

29,00

10%

26,36

2,64

Напиток кисломолочный йогуртный с сахаром «Снежок» 2,5%, 400гр.

15,35

19,00

10%

17,27

1,73

Напиток кисломолочный йогуртный с сахаром «Снежок»2,5%, 200гр.

21,66

29,00

10%

26,36

2,64

Йогурт фруктовый (абрикос, персик, клубника) 2,5%, 350гр.

28,30

31,00

10%

28,18

2,82

Йогурт фруктовый (персик, клубника) 2,5%, 200гр.

30,06

19,00

10%

17,27

1,73

Йогурт фруктовый (абрикос, клубника) 2,5%, 400гр

25,85

39,00

10%

35,45

3,55

Масло «Крестьянское» сладко-сливочное 72,5%, 180гр.

49,39

90,00

10%

81,81

8,19

Масло «Крестьянское» сладко-сливочное 72,5%. 1кг.

10,97

475,00

10%

431,81

43,19

Напиток сывороточный с фруктовым соком яблоко, 900гр.

36,62

35,00

10%

31,81

3,19

Продукт молокосодержащий сгущенный с сахаром 8,5%

46,13

138,00

10%

125,45

12,55

Молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира колбасный копченый

27,23

42,00

10%

38,18

3,82

Вывод: рассчитав цену производства и наценку, выявлено, чтоцена реализации отличается от цены производства в среднем на 6 рублей. Она необходима для покрытия издержек и получения прибыли предприятием.

Задача 3:

Рассчитать сумму отработанных в день часов и норму временичел/час при 12 часовом рабочем дне за 15 дней. Результаты занести в таблицу.

Наш комбинат работает по непрерывной рабочей неделе. Это позволяет наиболее полно использовать фонды и перерабатывать сырье. Зная количество рабочих и сумму отработанных часов в день, я посчитала норму времени чел/час.Норма времени - это количество рабочего времени, необходимое для выполнения единицы работы (продукции, функции, услуги) одним или группой работников соответствующей квалификации в конкретных организационно-технических условиях.

Таблица 7 . Укрупненная норма времени на выпуск продукции за 15 рабочих дней, чел/час

Наименование продукции

Количество работающих

Сумма отработанных часов в день

Норма времени, чел/час

Молоко питьевое пастеризованное

8

96

1440

Молоко питьевое ультрапастеризованное

6

72

1080

Кефир

7

84

1260

Сметана

7

84

1260

Сливки питьевые пастеризованные

6

72

1080

Творог

9

108

1620

Биопродукт кисло-ный «Бифилайф»

7

84

1260

6. Конкуренты СМК

Какие предприятия являются основными конкурентамиЗАО Славгородский молочный комбинат.

Ближайшие конкуренты СМК

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Большой угрозы они не представляют, хотя и создают конкуренцию на рынке молочных продуктов. Образец 3 является сильнейшим из них.

Сильные стороны СМК

новейшие технологии обработки сырья;

новое оборудование;

качественное сырье и готовая продукция;

разнообразный ассортимент;

обширный рынок сбыта;

низкие цены.

Слабые стороны предприятия

не очень удобная упаковка, которая легко поддается физическому воздействию.

7. Портрет потребителя

Чтобы составить портрет потребителя, я провела опрос родителей и учащихся нашего Лицея, побеседовала с продавцами магазинов («Гурман», «Магнит», «Мария-ра», киоск «Столица молока»), где реализуется молочная продукция нашего комбината.

Рисунок 2.Пол респондентов

Рисунок 3. Возрастная структура выборки покупателей

Вывод: из данных диаграмм видно, что покупают продукцию в основном женское население – 65%. Это связано и с тем, что мужчины редко ходят по магазинам за продуктами. Наибольшим спросом молочная продукция пользуется у лиц среднего - 30% и пожилого возраста - 35%.

Я решила выяснить, какая доля потребителей читает состав молочных продуктов.

Рис. 4 .Изучение состава молочных продуктов при покупке

Вывод: большая часть покупателей – 40% серьёзно относиться к выбору продукции, которую покупает. И это очень радует. Ведь от того, что мы употребляем, зависит наше здоровье.

Рис. 5. Частота покупки молочной продукции

Вывод: в целом можно сказать, что население приобретает молочную продукцию с частотой 1-2 раза в неделю. Это говорит о том, что она пользуется спросом.

Рис. 6. Цель покупки молочной продукции

Вывод: продукцию нашего комбината приобретают в большей степени из-за ее сытности, полезности, небольшой цены – 35% потребителей из числа опрошенных. Укрепить детское здоровье и заменить ими сладости - 25% покупателей. Для приготовления различных блюд и выпечки -15%. Для укрепления иммунитета, с целью замещения неполезных продуктов молочными -15% . Эта продукция пользуется особым доверием, регулярно ее употребляют – 10%.

Рис. 7. Факторы выбора продукции

Вывод: конкуренция требует первоочередной коррекции по важным параметрам. Данный график показывает, что продукцию приобретают в первую очередь в силу ее свежести. Вкусовые качества и приемлемая цена являются основными факторами выбора молочной продукции. Немаловажное значение потребители предъявляют натуральности, жирности товара и удобству размера упаковки.

Заключение

Проведя данное исследование, я пришла к выводу, что ЗАО "СМК" имеет довольно таки стабильное положение на рынке Алтайского края. Молочная продукция употребляется в пищу постоянно, поэтому очень важно, чтобы она была не только вкусной, но и полезной. Целью работы предприятия является удовлетворение потребности потребителей в молочной продукции высокого качества. Предприятие использует только высококачественное сырьё и современную технологию, что обеспечивает получение высококачественной и конкурентно способной молочной продукции. Качество молочной продукции может характеризоваться следующими свойствами: вкусовые качества, срок хранения молочной продукции, в течение которого продукция не теряет своих качеств, энергетическая ценность (содержание полезных витаминов, минералов).

Не высокая цена молочной продукции при неоспоримых отличных вкусовых качествах, пользуется высоким спросом у людей со средним и высокими доходами. Продукция упаковывается в тетрапаки, отличающиеся прекрасной цветовой гаммой, небольшими размерами, прочностью. По мнению покупателей – упаковка выбрана очень удачно.

Рассчитав показатели динамики по реализации молока можно сделать вывод, что в 2021 по сравнению с 2019 реализация молока уменьшилась на 574549,2 кг или на 22,9%. В 2021 г. по сравнению с 2020 г. реализация молока уменьшилась на 343576,8 кг или на 15.1%. Максимальный прирост наблюдается в 2020 (-230972,4 кг). Минимальный прирост зафиксирован в 2021 (-343576,8 кг). Темп наращения показывает, что тенденция ряда убывающая, что свидетельствует о замедлении реализации молока. С каждым периодом в среднем реализация уменьшалась на 287274,6 кг. Исследуя реализацию продукции молочного комбината видно, что спрос растёт на молоко питьевое пастеризованное 2,5%; молоко питьевое ультрапастеризованное 2,5%; молоко питьевое ультрапастеризованное 3,2%; сметану 15%, 20%; сливки питьевые пастеризованные 34%; творог 5%; простоквашу 8,9%; йогурты 2,5%.

Рассчитав цену производства и наценку, выявлено, чтоцена реализации отличается от цены производства в среднем на 6 рублей. Она необходима для покрытия издержек и получения прибыли предприятием.

Основными конкурентами ЗАО СМК являются Образец 1, Образец 2, Образец 3. Выявлены сильные и слабые стороны предприятия. Составлен портрет потребителя молочной продукции комбината.

Математические расчеты, проведенные в исследовании, знакомство с экономическими формулами расширили мой кругозор и способствовали реализации поставленной цели провести анализ производства, продукции комбината за 2019-2021 годы, составить портрет покупателя.

Список литературы

Аврютина, М. Анализ финансово- экономической деятельности предприятия/М .Аврютина, А.Грачев. – М.: Дело и Сервис, 2007. – 236 с.

Акционек, С.П. Теория переходного периода к рынку / С.П. Акционек – М.: SvR –Аргус, 2007.-141 с.

Алиев, В.Г. Теория организации/ В.Г. Алиев. – М.: Экономика, 2005. – 425 с.

Альберт, М.В. Основы менеджмента / М.В. Альберт.- М.: Дело, 2008.-544 с.

Данные бухгалтерии ЗОА «СМК»

на Allbest.ru

Просмотров работы: 107