Введение
Молочная промышленность представляет собой крупную индустриальную отрасль, одну из ведущих отраслей пищевой промышленности России. На ее вооружении находятся десятки тысяч единиц современного оборудования, тысячи поточных линий и автоматизации технологических процессов. Моя мама работает в ЗАО Славгородский молочный комбинат. Вкусное молоко, сливки, сметана, все эти продукты не переводятся на нашем столе. Выбирая тему исследовательской работы, я руководствовалась тем, что проведя свое исследование, я смогу подробно узнать о предприятии и продукции, которую оно выпускает.
Гипотеза: если провести анализ потребления и производства продукции комбината, то в будущем можно определить пути повышения ее выпуска.
Цель работы: используя математические расчёты, провести анализ производства продукции комбината за 2019-2021 годы, составить портрет покупателя.
Задачи:
знакомство с предприятием;
изучение и анализ потребления производства молочной продукции;
проведение оценки результатов деятельности предприятия;
социологический опрос покупателей продукции.
Объект исследования - ЗАО Славгородский молочный комбинат.
Предмет исследования - процесс оценки результатов деятельности предприятия за 2019-2020 г. Анализ финансовых результатов проведен по данным бухгалтерской отчетности ЗАО Славгородский молочный комбинат за 2019-2021 г.
Новизна такой анализ не проводился, создание буклета для покупателей.
Методы исследования: сбор и обработка статистических данных, систематизация, анализ и синтез собранного материала.
Теоретическая значимость: данные расчёты помогут работе предприятия для планирования его дальнейшей деятельности.
Практическая значимость: содержащиеся выводы и рекомендации представляют практический интерес для потребителей продукции комбината, а математические расчёты помогут в отработке вычислительных навыков.
Практическая значимость заключается в том, что содержащиеся выводы и рекомендации представляют практический интерес для потребителей продукции комбината, а математические расчёты помогут в отработке вычислительных навыков.
Основная часть
1.Характеристика предприятия
Мы постоянно употребляем молочную продукцию, в силу её вкусовых качеств и полезности. Свое исследование я решила провести, выбрав одно из основных предприятий нашего города – ЗАО Славгородский молочный комбинат.
Комбинат создан в декабре 1973 года. Он входил в отрасль мясомолочной продукции. В октябре 1999 года в процессе реорганизаций он был переименован в ЗАО «СМК». Основные направления деятельности предприятия:
производство и переработка молока;
оптовая и розничная торговля молочной продукцией;
выпуск продукции марки «Столица молока».
Данное предприятие производит в большом ассортименте сухое молоко, цельномолочную продукцию, масло. Ассортимент продукции каждый год расширяется, очень многообразный. Я познакомилась с продукцией, видами упаковки готового товара.
Таблица 1 - Ассортимент продукции
Наименование готовой продукции |
Массовая доля жира, % |
Вид упаковки |
Молоко питьевое пастеризованное |
2,5; 3,2 |
тетрапак, полипак |
Молоко питьевое ультрапастеризованное |
2,5; 3,2 |
тетрапак |
Кефир |
2,5; 1 |
полипак |
Сметана |
10, 15, 20 |
пластиковый стакан |
Сливки питьевые пастеризованные |
34 |
пластиковый стакан |
Творог |
5 |
пластиковое ведро |
Биопродукт кисломолочный «Бифилайф» |
3,2 |
пластиковый стакан |
Простокваша |
8,9 |
пластиковый стакан |
Ряженка |
2,5 |
полипак, пластиковый стакан |
Варенец |
2,5 |
полипак, пластиковый стакан |
Напиток кисломолочный йогуртный с сахаром «Снежок» |
2,5 |
полипак, пластиковый стакан |
Йогурт фруктовый (абрикос, персик, клубника) |
2,5 |
пюр-пак, пластиковый стакан |
Масло «Крестьянское» сладко-сливочное |
72,5 |
фольга |
Напиток сывороточный с фруктовым соком яблоко |
0,1 |
пластиковая бутылка |
Продукт молокосодержащий сгущенный с сахаром |
8,5 |
пластиковое ведро |
Молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира колбасный копченый |
40 |
полиамидная |
Вывод: продукция предприятия известна за пределами Алтайского края и пользуется большим спросом у покупателей. СМК участвует в спонсорской деятельности, мероприятиях, проводимых администрацией города. Это является хорошей рекламой. Маркой предприятия являются наклейки «Столица молока». Упаковка товаров яркая и красивая, расфасовка молока производится, как в пакетах, так и в тетрапаках. В основном используется пластиковые материалы.
2.Рынки сбыта
Разнообразный ассортимент выпускаемой продукции, ее качество позволяет оптом реализовывать товары в различные точки Алтайского края и за его пределы.
Рисунок 1. Рынки сбыта
Вывод: предприятие реализует свою продукцию во многие точки Алтайского края и за его пределы. Такой обширный рынок сбыта обеспечивает прибыль предприятию и дает хорошую рекламу продукции. Периодически комбинат участвует в ярмарках и конкурсах, что также делает его более известным и позволяет находить новые рынки сбыта.
3. Реализация продукции
Реализация продукции, поступление изготовленной продукции в народно-хозяйственный оборот с оплатой её по существующим ценам. Какая же продукция лучше реализуется предприятием? Объемы готовой продукции представлены в таблице.
Таблица 2.Реализация продукции за 3 года (кг.)
Наименование готовой продукции |
2019г. |
2020г. |
2021г. |
Молоко питьевое пастеризованное 2,5%, 0,9кг. |
2504221,2 |
2273248,8 |
1929672,0 |
Молоко питьевое пастеризованное 2,5%, 0,85кг. |
2966751,5 |
3591080,0 |
3787001,6 |
Молоко питьевое пастеризованное 2,5%,0,5кг. |
26624,0 |
20902,0 |
34258,0 |
Молоко питьевое пастеризованное 3,2%.0,9кг. |
122864,4 |
116996,4 |
102074,4 |
Молоко питьевое ультрапастеризованное 2,5%, 1кг. |
622936,0 |
853248,0 |
1139396,0 |
Молоко питьевое ультрапастеризованное 3,2%, 1кг |
185152,0 |
447456,0 |
819452,0 |
Кефир 2,5%, 0,9кг. |
614534,4 |
599497,2 |
606391,2 |
Кефир 2,5%, 0,4кг. |
103488,0 |
89424,0 |
87446,4 |
Кефир 1%, 0,9кг. |
52300,8 |
68839,2 |
72468,0 |
Сметана 10%, 350гр. |
48727,4 |
38010,6 |
33852,0 |
Сметана 15%,350гр. |
334799,4 |
343328,8 |
359405,2 |
Сметана 20%, 350гр. |
78296,4 |
111560,4 |
168078,4 |
Сливки питьевые пастеризованные 34%, 350гр. |
42732,2 |
47003,6 |
61706,4 |
Творог 5%, 1кг. |
47407,88 |
63448,0 |
86700,0 |
«Бифилайф», 2,5%, 350гр. |
61066,6 |
59113,6 |
60207,0 |
Простокваша,8,9%.350гр. |
113132,6 |
114993,2 |
128653,0 |
Ряженка 2,5%, 0,9кг. |
569941,2 |
542232,0 |
489776,4 |
Ряженка 2,5%0,4кг. |
77603,2 |
42394,6 |
69832,0 |
Ряженка 2,5%, 200гр. |
4320,0 |
5584,0 |
7972,0 |
Варенец 2,5%,0,4кг. |
53366,4 |
52529,6 |
47673,6 |
Варенец 2,5%, 200гр. |
15601,6 |
6172,8 |
4474,4 |
Напиток кисломолочный йогуртный с сахаром «Снежок» 2,5%, 0,4кг. |
136075,2 |
142444,8 |
127675,2 |
Напиток кисломолочный йогуртный с сахаром «Снежок»2,5%, 200гр. |
23732,0 |
20400,0 |
18148,0 |
Йогурт фруктовый (абрикос, персик, клубника) 2,5%, 350гр. |
147819,0 |
143770,2 |
189410,2 |
Йогурт фруктовый (персик, клубника) 2,5%, 200гр. |
45850,4 |
46020,8 |
63623,2 |
Йогурт фруктовый (абрикос, клубника) 2,5%, 400гр. |
83276,8 |
116587,2 |
89635,2 |
Масло «Крестьянское» сладко-сливочное 72,5%, 180гр. |
61286,4 |
17337,6 |
4961,6 |
Масло «Крестьянское» сладко-сливочное 72,5%, 1кг. |
472000,0 |
832480,0 |
369840,0 |
Напиток сывороточный с фруктовым соком яблоко, 900гр. |
69688,8 |
78822,0 |
50374,8 |
Продукт молокосодержащий сгущенный с сахаром 8,5%, 1кг. |
110140,0 |
64064,0 |
114016,0 |
Молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира колбасный копченый,400гр. |
118865,6 |
106704,0 |
90265,6 |
Вывод: исследуя реализацию продукции молочного комбината можно сделать вывод, что спрос растёт на молоко питьевое пастеризованное 2,5%; молоко питьевое ультрапастеризованное 2,5%; молоко питьевое ультрапастеризованное 3,2%; сметану 15%, 20%; сливки питьевые пастеризованные 34%; творог 5%; простоквашу 8,9%; йогурты 2,5%. Реализация остальной продукции в течение трех лет снижалась.
Задача 1: По данным производства молока за период с 2019 по 2021 год рассчитать основные показатели динамики и сделать вывод.
Таблица 3. Расчёт показателей динамики
Период |
Реализация молока, кг |
Абсолютный прирост |
Темп прироста, % |
Темпы роста, % |
Абсолютное содержание 1% прироста |
Темп наращения, % |
2019 |
2504221,2 |
- |
- |
100 |
- |
0 |
2020 |
2273248,8 |
-230972,4 |
-9,22 |
90,78 |
25042,212 |
-9,22 |
2021 |
1929672 |
-343576,8 |
-15,11 |
84,89 |
22732,488 |
-13,72 |
Итого |
6707142 |
Таблица 4. Расчёт показателей динамики (2020-2021г.)
Период |
Реализация молока, кг |
Абсолютный прирост |
Темп прироста, % |
Темпы роста, % |
2019 |
2504221,2 |
- |
- |
100 |
2020 |
2273248,8 |
-230972,4 |
-9,22 |
90,78 |
2021 |
1929672 |
-574549,2 |
-22,94 |
77,06 |
Итого |
6707142 |
Вывод: в 2021 по сравнению с 2019 реализация молока уменьшилась на 574549,2 кг или на 22,9%. В 2021 г. по сравнению с 2020 г. реализация молока уменьшилась на 343576,8 кг или на 15.1%. Максимальный прирост наблюдается в 2020 (-230972,4 кг).
Минимальный прирост зафиксирован в 2021 (-343576,8 кг).
Темп наращения показывает, что тенденция ряда убывающая, что свидетельствует о замедлении реализации молока. С каждым периодом в среднем реализация уменьшалась на 287274,6 кг.
4. Рентабельность продукции
Рентабельность – это показатель эффективности предприятия и выпускаемой им продукции. Её анализ позволяет понять, что происходит с предприятием и насколько оно прибыльно или убыточно. Определить перспективы и пути дальнейшего развития. Существует множество видов показателей, применяемых для оценки деятельности действующих предприятий, при составлении бизнес-планов. Одним из ключевых является показатель рентабельности, который характеризует эффективность потребления ресурса.
Я рассчитала рентабельность выпускаемой продукции СМК за 2021 год. Все результаты сведены в таблицу.
Таблица 5. Рентабельность продукции (за 2021г.)
Наименование продукции |
Всего затрат |
Прибыль от продаж |
Рентабельность % |
Молоко питьевое пастеризованное 2,5%, 900гр. |
49264526,2 |
29500385,8 |
59,88 |
Молоко питьевое пастеризованное 2,5%, 850гр. |
96720020,9 |
43399038,3 |
44,87 |
Молоко питьевое пастеризованное 2,5%, 500гр. |
916058,9 |
77423,1 |
8,45 |
Молоко питьевое пастеризованное 3,2%, 900гр. |
2727428,0 |
2682515,2 |
98,35 |
Молоко питьевое ультрапастеризованное 2,5%, 1000гр. |
32518361,8 |
30148418,2 |
92,71 |
Молоко питьевое ультрапастеризованное 3,2%, 1000гр. |
24173834,0 |
23354382,0 |
96,61 |
Кефир 2,5%, 900гр. |
15954152,5 |
15578189,9 |
97,64 |
Кефир 2,5%, 400гр. |
1973665,3 |
299941,1 |
15,20 |
Кефир 1%, 900гр. |
1837788,5 |
1567207,5 |
85,33 |
Сметана 10%, 350гр. |
916035,1 |
607304,9 |
66,30 |
Сметана 15%, 350гр. |
9786603,6 |
9621277,2 |
98,31 |
Сметана 20%, 350гр. |
4970078,3 |
4946547,3 |
99,52 |
Сливки питьевые пастеризованные 34%, 350гр. |
2441722,3 |
2433083,3 |
99,64 |
Творог 5% |
12125862,0 |
10329438,0 |
85,18 |
Биопродукт кисломолочный «Бифилайф» 3,2%, 350гр. |
1209558,6 |
717065,4 |
59,28 |
Простокваша 8,9%, 350гр. |
3408018,0 |
2124061,0 |
62,32 |
Ряженка 2,5%, 900гр. |
12641128,8 |
12337467,6 |
97,59 |
Ряженка 2,5%, 400гр. |
1513259,4 |
511868,6 |
33,82 |
Ряженка 2,5%, 200 гр. |
140307,2 |
11160,8 |
7,95 |
Варенец 2,5%, 400гр. |
1030226,5 |
352307,9 |
34,19 |
Варенец 2,5%, 200гр. |
78123,0 |
6890,6 |
8,82 |
Напиток кисломолочный йогуртный с сахаром «Снежок» 2,5%, 400гр. |
2765444,8 |
937136,0 |
33,88 |
Напиток кисломолочный йогуртный с сахаром «Снежок»2,5%, 200гр. |
278571,8 |
66240,2 |
23,77 |
Йогурт фруктовый (абрикос, персик, клубника) 2,5%, 350гр. |
5360308,7 |
511407,5 |
9,54 |
Йогурт фруктовый (персик, клубника) 2,5%, 200гр. |
1149035,0 |
59805,8 |
5,2 |
Йогурт фруктовый (абрикос, клубника) 2,5%, 400гр |
2317069,9 |
1178702,9 |
50,87 |
Масло «Крестьянское» сладко-сливочное 72,5%, 180гр. |
245053,4 |
201490,6 |
82,22 |
Масло «Крестьянское» сладко-сливочное 72,5%. 1кг. |
90381499,2 |
85292500,8 |
94,37 |
Напиток сывороточный с фруктовым соком яблоко, 900гр. |
1340977,2 |
422140,8 |
31,48 |
Продукт молокосодержащий сгущенный с сахаром 8,5% |
9854402,9 |
5879805,1 |
59,66 |
Молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира колбасный копченый, 400гр. |
2457932,3 |
1333222,9 |
54,24 |
Вывод: по данным таблицы видно, что за анализируемый период прибыль от продаж продукции растёт. Это говорит об увеличении рентабельности, доходе предприятия от основной деятельности. Чтобы рентабельность продукции росла с большей скоростью, необходимы следующие мероприятия:
повышение цен на продукцию;
увеличение доли наиболее продаваемой продукции;
снижение затрат и издержек производства;
стимулирование и мотивация работников предприятия;
усиление рекламы продукции.
Задача 2:
Используя данные таблицы цен на масло «Крестьянское» сладко-сливочное 72,5% рассчитать показатели динамики и выполнить прогноз цены на 2022, 2023 год.
Период |
Цена на масло "Крестьянское" |
Абсолютный прирост |
Темп роста % |
Темп прироста % |
Абсолютное содержание 1% прироста |
2019 |
400 |
- |
- |
100 |
100 |
2020 |
450 |
50 |
50 |
112,5 |
112,5 |
2021 |
475 |
25 |
75 |
106 |
119 |
Рассчитаю средний абсолютный прирост цены на масло:
(475-450)/2=37,5руб.
с каждым периодом цена на масло "Крестьянское" в среднем увеличивалось на 37.5 руб.
Выполним прогноз цены на 2022,2023 годы, используя показатель абсолютного прироста.
y(2022) = 475+37,5 = 512,5 рублей
y(2023) = 512,5+37,5 = 550 рублей
Вывод: в 2021 по сравнению с 2019 цена на масло «Крестьянское» увеличилась на 75 руб. или на 19 %. В 2021 по сравнению с 2020 г. цена увеличилось на 25 руб. или на 6 %. Максимальный прирост наблюдается в 2020 г. (50 руб.). Минимальный прирост зафиксирован в 2021 г. (25 руб.). Темп наращения показывает, что тенденция ряда. возрастающая, что свидетельствует о повышении цены на масло. С каждым периодом цена на масло "Крестьянское" в среднем увеличивалось на 37,5 руб.
Выполнив прогноз на 2 года вперед, рассчитала: цена в 2022 году составит 512 руб.50 коп. В 2023 г. -550 рублей.
Таблица 6. Цены на продукцию
Наименование готовой продукции |
Единица измерения |
Цена с НДС 2019г. |
Цена с НДС 2020г. |
Цена с НДС 2021г. |
Молоко питьевое пастеризованное 2,5% |
0,9 кг. |
38,00 |
42,00 |
46,00 |
Молоко питьевое пастеризованное 2,5% |
0,85кг. |
25,50 |
34,00 |
37,00 |
Молоко питьевое пастеризованное 2,5% |
0,5кг. |
23,00 |
26,00 |
29,00 |
Молоко питьевое пастеризованное 3,2% |
0,9кг. |
43,00 |
48,00 |
53,00 |
Молоко питьевое ультрапастеризованное 2,5% |
1кг. |
45,00 |
50,00 |
55,00 |
Молоко питьевое ультрапастеризованное 3,2% |
1кг. |
48,00 |
53,00 |
58,00 |
Кефир 2,5% |
0,9кг. |
42,00 |
47,00 |
52,00 |
Кефир 2,5% |
0,4кг. |
21,00 |
24,00 |
26,00 |
Кефир 1% |
0,9кг. |
39,00 |
43,00 |
47,00 |
Сметана 10% |
350г. |
37,00 |
41,00 |
45,00 |
Сметана 15% |
350г. |
44,00 |
49,00 |
54,00 |
Сметана 20% |
350г. |
49,00 |
54,00 |
59,00 |
Сливки питьевые пастеризованные |
350г. |
65,00 |
72,00 |
79,00 |
Творог 5% |
1 кг. |
225,00 |
235,00 |
259,00 |
Биопродукт кисломолочный «Бифилайф» |
350г. |
26,00 |
29,00 |
32,00 |
Простокваша |
350г. |
35,00 |
39,00 |
43,00 |
Ряженка 2,5% |
0,9кг. |
41,00 |
46,00 |
51,00 |
Ряженка 2,5% |
0,4кг. |
23,00 |
26,00 |
29,00 |
Ряженка 2,5% |
200г. |
15,00 |
17,00 |
19,00 |
Варенец 2,5% |
200г. |
15,00 |
17,00 |
19,00 |
Варенец 2,5% |
0,4кг. |
23,00 |
26,00 |
29,00 |
Напиток кисломолочный йогуртный с сахаром «Снежок» 2,5% |
200г. |
15,00 |
17,00 |
19,00 |
Напиток кисломолочный йогуртный с сахаром «Снежок»2,5% |
0,4кг. |
23,00 |
26,00 |
29,00 |
Йогурт фруктовый (абрикос, персик, клубника) 2,5% |
350г. |
25,00 |
28,00 |
31,00 |
Йогурт фруктовый (персик, клубника) 2,5% |
200г. |
15,00 |
17,00 |
19,00 |
Йогурт фруктовый (абрикос, клубника) 2,5% |
400г. |
31,00 |
35,00 |
39,00 |
Масло «Крестьянское» сладко-сливочное 72,5% |
180г. |
75,00 |
90,00 |
90,00 |
Масло «Крестьянское» сладко-сливочное 72,5% |
1кг. |
400,00 |
450,00 |
475,00 |
Напиток сывороточный с фруктовым соком яблоко |
900г. |
27,50 |
32,00 |
35,00 |
Продукт молокосодержащий сгущенный с сахаром 8,5% |
1кг. |
115,00 |
125,00 |
138,00 |
Молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира колбасный копченый |
1кг. |
37,50 |
42,00 |
42,00 |
Вывод: в среднем цены за исследуемый период выросли на 20-25 рублей, на масло крестьянское сладко-сливочное 72,5% (180г.) осталась неизменной.
5. Расчет цены производства и наценки
Рассчитаю наценку на продукцию и цену производства.
Таблица 7.Расчет цены производства и наценки.
Наименование продукции |
Производ. себестоимость за 1кг. |
Цена реализации за 2021г. |
НДС |
Цена произво-дства |
Наценка руб. |
Молоко питьевое пастеризованное 2,5%, 900гр. |
10,53 |
46,00 |
10% |
41,81 |
4,19 |
Молоко питьевое пастеризованное 2,5%, 850гр. |
10,54 |
37,00 |
10% |
33,63 |
3,37 |
Молоко питьевое пастеризованное 2,5%, 500гр. |
11,74 |
29,00 |
10% |
26,36 |
2,64 |
Молоко питьевое пастеризованное 3,2%, 900гр. |
10,72 |
53,00 |
10% |
48,18 |
4,82 |
Молоко питьевое ультрапастеризованное 2,5%, 1000гр. |
13,54 |
55,00 |
10% |
50 |
5 |
Молоко питьевое ультрапастеризованное 3,2%, 1000гр. |
13,50 |
58,00 |
10% |
52,72 |
5,28 |
Кефир 2,5%, 900гр. |
10,31 |
52,00 |
10% |
47,27 |
4,73 |
Кефир 2,5%, 400гр. |
11,57 |
26,00 |
10% |
23,63 |
2,37 |
Кефир 1%, 900гр. |
10,36 |
47,00 |
10% |
42,72 |
4,28 |
Сметана 10%, 350гр. |
17,06 |
45,00 |
10% |
40,9 |
4,09 |
Сметана 15%, 350гр. |
17,23 |
54,00 |
10% |
49,09 |
4,91 |
Сметана 20%, 350гр. |
17,17 |
59,00 |
10% |
53,63 |
5,37 |
Сливки питьевые пастеризованные 34%, 350гр. |
17,07 |
79,00 |
10% |
71,81 |
7,19 |
Творог 5% |
9,89 |
259,00 |
10% |
232,72 |
26,28 |
Биопродукт кисломолочный «Бифилайф» 3,2%, 350гр. |
17,09 |
32,00 |
10% |
29,09 |
2,91 |
Простокваша 8,9%, 350гр. |
16,49 |
43,00 |
10% |
39,09 |
3,91 |
Ряженка 2,5%, 900гр. |
10,31 |
51,00 |
10% |
46,36 |
4,64 |
Ряженка 2,5%, 400гр. |
11,67 |
29,00 |
10% |
26,36 |
2,64 |
Ряженка 2,5%, 200 гр. |
17,60 |
19,00 |
10% |
17,27 |
1,73 |
Варенец 2,5%, 400гр. |
11,61 |
19,00 |
10% |
17,27 |
1,73 |
Варенец 2,5%, 200гр. |
23,46 |
29,00 |
10% |
26,36 |
2,64 |
Напиток кисломолочный йогуртный с сахаром «Снежок» 2,5%, 400гр. |
15,35 |
19,00 |
10% |
17,27 |
1,73 |
Напиток кисломолочный йогуртный с сахаром «Снежок»2,5%, 200гр. |
21,66 |
29,00 |
10% |
26,36 |
2,64 |
Йогурт фруктовый (абрикос, персик, клубника) 2,5%, 350гр. |
28,30 |
31,00 |
10% |
28,18 |
2,82 |
Йогурт фруктовый (персик, клубника) 2,5%, 200гр. |
30,06 |
19,00 |
10% |
17,27 |
1,73 |
Йогурт фруктовый (абрикос, клубника) 2,5%, 400гр |
25,85 |
39,00 |
10% |
35,45 |
3,55 |
Масло «Крестьянское» сладко-сливочное 72,5%, 180гр. |
49,39 |
90,00 |
10% |
81,81 |
8,19 |
Масло «Крестьянское» сладко-сливочное 72,5%. 1кг. |
10,97 |
475,00 |
10% |
431,81 |
43,19 |
Напиток сывороточный с фруктовым соком яблоко, 900гр. |
36,62 |
35,00 |
10% |
31,81 |
3,19 |
Продукт молокосодержащий сгущенный с сахаром 8,5% |
46,13 |
138,00 |
10% |
125,45 |
12,55 |
Молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира колбасный копченый |
27,23 |
42,00 |
10% |
38,18 |
3,82 |
Вывод: рассчитав цену производства и наценку, выявлено, чтоцена реализации отличается от цены производства в среднем на 6 рублей. Она необходима для покрытия издержек и получения прибыли предприятием.
Задача 3:
Рассчитать сумму отработанных в день часов и норму временичел/час при 12 часовом рабочем дне за 15 дней. Результаты занести в таблицу.
Наш комбинат работает по непрерывной рабочей неделе. Это позволяет наиболее полно использовать фонды и перерабатывать сырье. Зная количество рабочих и сумму отработанных часов в день, я посчитала норму времени чел/час.Норма времени - это количество рабочего времени, необходимое для выполнения единицы работы (продукции, функции, услуги) одним или группой работников соответствующей квалификации в конкретных организационно-технических условиях.
Таблица 7 . Укрупненная норма времени на выпуск продукции за 15 рабочих дней, чел/час
Наименование продукции |
Количество работающих |
Сумма отработанных часов в день |
Норма времени, чел/час |
Молоко питьевое пастеризованное |
8 |
96 |
1440 |
Молоко питьевое ультрапастеризованное |
6 |
72 |
1080 |
Кефир |
7 |
84 |
1260 |
Сметана |
7 |
84 |
1260 |
Сливки питьевые пастеризованные |
6 |
72 |
1080 |
Творог |
9 |
108 |
1620 |
Биопродукт кисло-ный «Бифилайф» |
7 |
84 |
1260 |
6. Конкуренты СМК
Какие предприятия являются основными конкурентамиЗАО Славгородский молочный комбинат.
Ближайшие конкуренты СМК
Образец 1
Образец 2
Образец 3
Большой угрозы они не представляют, хотя и создают конкуренцию на рынке молочных продуктов. Образец 3 является сильнейшим из них.
Сильные стороны СМК
новейшие технологии обработки сырья;
новое оборудование;
качественное сырье и готовая продукция;
разнообразный ассортимент;
обширный рынок сбыта;
низкие цены.
Слабые стороны предприятия
не очень удобная упаковка, которая легко поддается физическому воздействию.
7. Портрет потребителя
Чтобы составить портрет потребителя, я провела опрос родителей и учащихся нашего Лицея, побеседовала с продавцами магазинов («Гурман», «Магнит», «Мария-ра», киоск «Столица молока»), где реализуется молочная продукция нашего комбината.
Рисунок 2.Пол респондентов
Рисунок 3. Возрастная структура выборки покупателей
Вывод: из данных диаграмм видно, что покупают продукцию в основном женское население – 65%. Это связано и с тем, что мужчины редко ходят по магазинам за продуктами. Наибольшим спросом молочная продукция пользуется у лиц среднего - 30% и пожилого возраста - 35%.
Я решила выяснить, какая доля потребителей читает состав молочных продуктов.
Рис. 4 .Изучение состава молочных продуктов при покупке
Вывод: большая часть покупателей – 40% серьёзно относиться к выбору продукции, которую покупает. И это очень радует. Ведь от того, что мы употребляем, зависит наше здоровье.
Рис. 5. Частота покупки молочной продукции
Вывод: в целом можно сказать, что население приобретает молочную продукцию с частотой 1-2 раза в неделю. Это говорит о том, что она пользуется спросом.
Рис. 6. Цель покупки молочной продукции
Вывод: продукцию нашего комбината приобретают в большей степени из-за ее сытности, полезности, небольшой цены – 35% потребителей из числа опрошенных. Укрепить детское здоровье и заменить ими сладости - 25% покупателей. Для приготовления различных блюд и выпечки -15%. Для укрепления иммунитета, с целью замещения неполезных продуктов молочными -15% . Эта продукция пользуется особым доверием, регулярно ее употребляют – 10%.
Рис. 7. Факторы выбора продукции
Вывод: конкуренция требует первоочередной коррекции по важным параметрам. Данный график показывает, что продукцию приобретают в первую очередь в силу ее свежести. Вкусовые качества и приемлемая цена являются основными факторами выбора молочной продукции. Немаловажное значение потребители предъявляют натуральности, жирности товара и удобству размера упаковки.
Заключение
Проведя данное исследование, я пришла к выводу, что ЗАО "СМК" имеет довольно таки стабильное положение на рынке Алтайского края. Молочная продукция употребляется в пищу постоянно, поэтому очень важно, чтобы она была не только вкусной, но и полезной. Целью работы предприятия является удовлетворение потребности потребителей в молочной продукции высокого качества. Предприятие использует только высококачественное сырьё и современную технологию, что обеспечивает получение высококачественной и конкурентно способной молочной продукции. Качество молочной продукции может характеризоваться следующими свойствами: вкусовые качества, срок хранения молочной продукции, в течение которого продукция не теряет своих качеств, энергетическая ценность (содержание полезных витаминов, минералов).
Не высокая цена молочной продукции при неоспоримых отличных вкусовых качествах, пользуется высоким спросом у людей со средним и высокими доходами. Продукция упаковывается в тетрапаки, отличающиеся прекрасной цветовой гаммой, небольшими размерами, прочностью. По мнению покупателей – упаковка выбрана очень удачно.
Рассчитав показатели динамики по реализации молока можно сделать вывод, что в 2021 по сравнению с 2019 реализация молока уменьшилась на 574549,2 кг или на 22,9%. В 2021 г. по сравнению с 2020 г. реализация молока уменьшилась на 343576,8 кг или на 15.1%. Максимальный прирост наблюдается в 2020 (-230972,4 кг). Минимальный прирост зафиксирован в 2021 (-343576,8 кг). Темп наращения показывает, что тенденция ряда убывающая, что свидетельствует о замедлении реализации молока. С каждым периодом в среднем реализация уменьшалась на 287274,6 кг. Исследуя реализацию продукции молочного комбината видно, что спрос растёт на молоко питьевое пастеризованное 2,5%; молоко питьевое ультрапастеризованное 2,5%; молоко питьевое ультрапастеризованное 3,2%; сметану 15%, 20%; сливки питьевые пастеризованные 34%; творог 5%; простоквашу 8,9%; йогурты 2,5%.
Рассчитав цену производства и наценку, выявлено, чтоцена реализации отличается от цены производства в среднем на 6 рублей. Она необходима для покрытия издержек и получения прибыли предприятием.
Основными конкурентами ЗАО СМК являются Образец 1, Образец 2, Образец 3. Выявлены сильные и слабые стороны предприятия. Составлен портрет потребителя молочной продукции комбината.
Математические расчеты, проведенные в исследовании, знакомство с экономическими формулами расширили мой кругозор и способствовали реализации поставленной цели провести анализ производства, продукции комбината за 2019-2021 годы, составить портрет покупателя.
Список литературы
Аврютина, М. Анализ финансово- экономической деятельности предприятия/М .Аврютина, А.Грачев. – М.: Дело и Сервис, 2007. – 236 с.
Акционек, С.П. Теория переходного периода к рынку / С.П. Акционек – М.: SvR –Аргус, 2007.-141 с.
Алиев, В.Г. Теория организации/ В.Г. Алиев. – М.: Экономика, 2005. – 425 с.
Альберт, М.В. Основы менеджмента / М.В. Альберт.- М.: Дело, 2008.-544 с.
Данные бухгалтерии ЗОА «СМК»
на Allbest.ru