Исследовательская работа
Родина далекая и близкая – Узбекистан. Национальный узбекский костюм.
1.Введение. Актуальность темы.
Нам всем народного костюма
Историю полезно знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
Я живу в России, у меня здесь множество друзей и подруг. По своей национальности я узбечка. В моей семье хранят и чтут обычаи и традиции своего народа. Идею проекта я выбрала неожиданно. На праздник моя подруга подарила мне куклу - матрешку, символ русского народа.
Мне захотелось ответить ей взаимностью и подарить сувенир в стиле и традициях своей национальной культуры. Так и родилась идея моего проекта.
Россия – страна множества народов. Каждый из них бережно хранит свою богатую культуру, в том числе национальный костюм. Национальный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры каждого народа.
Цель исследования: изучить историю национального костюма Узбекистана, познакомить с результатами исследования ребят нашего класса; изготовить сувенир в национальном костюме.
Задачи исследования:
Изучить особенности национального женского костюма Узбекистана; влияние различных условий на развитие костюма.
Разработать проект, т.е. довести возникшую идею до реальных результатов: выполнить изделие – сувенир.
Применить изделие в качестве подарка.
Ознакомить одноклассников с традициями и культурой страны Узбекистан.
Оценить и усовершенствовать свои творческие возможности, практические умения.
Оценить проделанную работу.
Гипотеза: Я предположила, что зная особенности национального костюма, можно изучить быт, обычаи и нравы людей этой нации.
Объект исследования: национальный женский костюм Узбекистана.
Предмет исследования: история и традиции национального узбекского костюма.
Методы исследования: анализ литературы и других источников информации, наблюдение, анкетирование, практическая работа, беседа.
2. Основная часть.
2.1. Костюм. Влияние на костюм внешних факторов.
Практически каждая нация на нашей планете может похвастаться собственными атрибутами. В их число всегда входили традиционные одеяния, стиль которых зависел от многих факторов. Узбекский национальный костюм – это отражение уникальной культуры, традиций и истории древнего восточного народа. Одежда жителей Узбекистана формировалась на протяжении многих столетий, а ее актуальность и популярность не уменьшаются и на сегодняшний день. Национальный наряд позволяет досконально изучить исторические аспекты становления народа, его характерные особенности и отличия от других восточных наций.
Узбеки – это удивительно гостеприимный, терпеливый и доброжелательный тюркский народ, который с почтением и уважением относится как к своему культурному достоянию, так и к традициям других наций. Живой и яркий характер узбеков нашел свое отражение в оригинальном, пестром и красочном наряде жителей страны.
Своеобразие одежды местных народов издавна определялось климатическими, бытовыми условиями и родоплеменными традициями.
Еще в 19 в. одежда (халаты, платья, рубахи) продолжала сохранять черты архаичности: широкая, длинная, цельнокроеная, она свободно ниспадала, скрывая формы человеческого тела. Одежда отличалась единообразием: зимняя и летняя, мужская, женская и детская, она была близка по форме и крою.
Яркие и самобытные обычаи народа Узбекистана складывались веками. Этнические особенности сформировались ещё до нашей эры – бывшие кочевники бдительно охраняли культуру своих предков от посягательств иноземцев. Позже со старыми обычаями плотно переплелись исламские верования и укрепились в сознании узбеков. Это оказало влияние и на узбекский национальный костюм – одежда по-восточному красочная и, как предписывает Коран, очень целомудренная. Одежда скрывает практически все туловище, остаются открытыми лишь незначительные участки тела – кисти рук, лицо.
Национальный костюм можно отличить по его характерным особенностям:
Пёстрые наряды напоминают оперение райских птиц. Использование ярких, насыщенных оттенков – считалось, что темные цвета притягивают к себе зло и неудачи; Наиболее предпочтительными при пошиве вещей были все оттенки красного цвета. Традиционно считалось, что они приносят в дом своего владельца счастье, удачу и достаток.
отказ от черного и темно-синего цвета – они крайне редко использовались при пошиве мужской и женской одежды во всех регионах Узбекистана;
Раньше цвет костюма жены говорил о статусе её супруга лучше всякой визитной карточки. Зажиточные мужчины наряжали своих женщин в голубые и фиолетовые наряды, а супруги ремесленников довольствовались зелёными одеждами.
в большинстве случаев наряды изготавливались из дорогих, роскошных тканей – атласа, вельвета, бархата;
фасон одежды был прост и лаконичен, ориентирован на комфорт и удобство для человека;
покрой одежды узбеков не отличался особой оригинальностью. В большинстве случаев костюмы шили из кусков ткани прямоугольной формы, которые могли быть даже не разрезанными, а разорванными по ровному шву. Немного позже, с развитием ткацкого и швейного мастерства, национальная одежда изготавливалась несколько иначе. Прямой лоскут ткани перегибался, в результате чего создавались лицевая и задняя часть наряда. В подмышечной области размещалась ластовица. Штаны шились аналогичным образом, соединялись прямыми тканевыми отрезами;
отличительная черта узбекского национального костюма – это искусная золотая вышивка. Археологи во время раскопок в Ташкентской области обнаружили следы золотого шитья: есть версия, что подобное украшение одежды было известно ещё до появления шёлка. Благородные материалы декорировали растительными, реже геометрическими орнаментами. Разумеется, такие наряды были характерны в первую очередь для состоятельных людей. Например, правитель охотно дарил расшитые золотом халаты своим приближённым и не менее охотно принимал подобные подарки.
Узбекский национальный костюм несёт в себе историю народа. Жители кишлаков и горных селений до сих пор бережно хранят секреты изготовления традиционной национальной одежды. Как и много лет назад, они вышивают вручную по-восточному роскошные вещи. И будь то тюбетейка или настенное панно, туфли или халат - каждая вещь является истинным произведением искусства.
Женщины также носят расшитые халаты. Под ними скрываются длинные платья куйлак. Они чем-то напоминают тунику с широкими рукавами. На рукавах могут быть манжеты, а воротник иногда оформляется стоечкой. Внизу надевают украшенные кисточками шаровары, платье – поверх. В некоторых районах женщины носят румчу – приталенные халаты – или тёплые мурсаки – туники на подкладке с запахом. Блеска и шика наряду добавляют украшения – серебряные серьги, браслеты, кольца, коралловые бусы и ожерелья из монет. Мимо такой невесты не пройдёшь! Ислам предписывает женщинам покрывать голову. По традиции для этого используются два платка – один обвязывается вокруг лба, под вторым прячут волосы. Раньше сверху ещё водружали чалму. До прихода советской власти женщины Узбекистана скрывали свою красоту под паранджой. Наглухо закрытое покрывало имело лишь одно отверстие для глаз, и то дополнительно снабжалось чавчаном – сеткой из конского волоса. Начиная с девяти лет девочки могли передвигаться по городу только в таком виде.
Когда женщина выходила на улицу, ей обязательно нужно было надевать на голову халат, чтобы скрыть красоту своего тела от чужих глаз. Позже халат видоизменился и превратился в паранджу. Рукава у этого халата сначала просто убирали назад, а позже и вовсе стали сшивать между собой. С течением времени паранджа ушла в историю, женщины стали использовать в качестве головного убора платок.
2.2. Составляющие женского костюма
Женская одежда состояла из халата, платья, шаровар, платка или паранджи, тюбетейки, туфель. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра. Приложение 1
Верхняя одежда
Женский халат — ворот женского халата довольно открытый и широкий, борта его почти не сходятся. Рукава короче, но свободнее, чем в мужских халатах. Среди женщин Бухарского и Самаркандского оазисов были распространены легкие длинные распашные халаты румча, слегка прилегающие по талии. Специфической верхней женской одеждой был халат мурсак. Это распашная в форме туники одежда без воротника, которую шили так, чтобы полы при ношении заходили друг за друга. Мурсаки делали длинными, до земли, на подкладке, а чаще стеганными на вате. Ворот, полы и низ рукавов обшивали тканой тесьмой.
Камзол — во второй половине XIX века среди верхней одежды появился камзол или камзур. Это слегка прилегающий в талии халат с короткими и узкими рукавами, с вырезной проймой и отложным воротником. В это же время стали появляться короткие безрукавки типа жилеток нимча.
Неотъемлемой частью женской одежды были и дошли до современного сегодня шаровары лозим. Это широкие сверху и зауженные книзу штаны, которые носят под платье. Иногда низ шаровар обшивается тесьмой - джияком.
Головные уборы
Платок — голову узбекские женщины закрывали платком. Часто головной убор состоял из двух платков, один из которых набрасывали на голову, а второй, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки. В XIX столетии женщины надевали платок с выходом для лица, на лоб повязывали небольшой платок — пешона румол.
Паранджа — представляет собой халат с длинными ложными рукавами и с закрывавшей лицо волосяной сеткой — чачван. В двадцатые годы XX столетия, когда советская власть повела борьбу с «пережитками», паранджа постепенно вышла из употребления в большинстве регионов.
Тюбетейка — костюм молодой женщины-узбечки и сегодня нередко дополняется яркой нарядной тюбетейкой.
Обувь
Женщины Узбекистана отдавали предпочтение сапогам. Для теплой поры года использовались легкие модели из мягкой кожи, не имеющие каблука и задника, с гибкой подошвой. Они носили название ичиги. В них было прохладно и комфортно даже в летний зной. Зимой популярностью пользовались сапоги, изготовленные из резины или кожи грубой обработки. Такие изделия прекрасно сохраняли тепло в зимние морозы. Какая женщина не любит украшения? По традиции дополнением к национальному костюму узбекской женщины, независимо от возраста были золотые и серебряные украшения. Это и кольца с натуральными камнями, и браслеты, и серьги с подвесками в виде куполков. Украшениями для шеи служили ожерелья из монет или бусы из кораллов. Все украшения являли собой настоящие произведения искусства.
В наше время жители солнечной страны мастерски смешивают европейский стиль со своими традициями: добавляют к повседневному образу национальные украшения, уважают орнаментальные платки, струящиеся ткани. У многих в гардеробе найдётся халат и пара шаровар, ведь на больших праздниках национальная одежда является желанным атрибутом. А кроме того, национальный узбекский костюм и всяческие детали, его образующие, это действительно очень красиво!
3. Практическая часть.
3.1. Разработка костюма для сувенирной куклы.
Изучив материалы из интернета и других источников (поговорив с людьми почтительного возраста узбекской национальности)
Я составила эскиз будущего костюма. (Приложение 4)
Я подобрала некоторые материалы для изготовления и украшения женского узбекского костюма.
3.2. Технологическая последовательность изготовления костюма. (Приложение 5)
Снятие мерок с куклы.
Изготовление выкройки. Все детали для сувенирного костюма я изготавливала условно.
Раскрой на ткани.
Сметывание деталей.
Стачивание деталей.
Влажно-тепловая обработка.
Изготовление платья-туники, штанишек-шаровар, халата, тюбетейки, обуви.
3.3. Подготовка классного часа.
Я провела опрос среди одноклассников, что они знают о стране Узбекистан. Как выяснилось, ребята очень немногое знают, но хотели бы узнать. Поэтому, я захотела рассказать всему классу о волшебной восточной стране Узбекистан. Я составила план своего выступления и презентацию:
Местоположение на карте. Климатические условия. Растения, животные на территории страны.
Узбекистан – суверенное государство, занимающее обширную территорию в центральной части Средней Азии, окруженное пятью державами, с которыми его связывают века общей истории. Узбекистан расположен вдали от Мирового океана. Раскинувшийся в бассейнах Амударьи и Сырдарьи – крупнейших среднеазиатских рек, Узбекистан покоряет путешественника своим выразительным обликом. Природа сложила здесь контрастные ландшафты из гор и предгорных равнин, иссохших пустынь и плодородных долин. Здесь так разнообразна природа: Аральское море, пустыня Кызылкум, горы Тянь-Шань Роскошные древние города Узбекистана, являвшиеся центрами яркой эпохи Просвещения средневекового Востока, превращены сегодня в музеи под открытым небом. Чтобы полюбоваться чудесными зодческими шедеврами, которыми изобилуют знаменитые Бухара, Самарканд, Хива и многие другие города, в Узбекистан приезжают туристы из всех уголков мира. Столица государства – Ташкент. Узбекистан богат достопримечательностями.
Климат умеренно континентальный, на юге субтропический. Температура меняется в зависимости от места измерения. Зимы мягкие, малоснежные.
Животный и растительный мир разнообразен.
Национальный костюм.
Национальная одежда жителей Узбекистана удивительным образом сочетает в себе общие для всех восточных народов черты и имеет свои индивидуальные и неповторимые особенности. Хотя с течением времени узбекский национальный костюм претерпевал видоизменения, в современном своем виде он сохранил все богатство культурных традиций восточных людей и историческую связь, уходящую корнями глубоко в древность.
Национальные блюда.
Национальная узбекская кухня удивительна, ей можно восхищаться бесконечно: каждое блюдо – настоящий шедевр.
Плов - это первая ассоциация с кухней Узбекистана, настоящая визитная карточка страны и даже нематериальное наследие, взятое под охрану ЮНЕСКО. Местный плов нужно попробовать обязательно. В составе рис (иногда с нутом, машем или пшеницей), баранина, лук и морковь, обжаренные на каленом масле или курдючном жире, смесь пряностей.
Лагман - его готовят из баранины и овощей с лапшой ручной работы.
Манты - в Узбекистане манты готовят на пару. Если лепка ручная, они, как правило, будут скреплены крест-накрест, конвертиком.
Дымляна - жаркое по-узбекски точно понравится любителям мясной кухни. Блюдо готовят из мяса, залитого крутым бульоном или топленым курдючным жиром. На него слоями укладывают тушеные овощи: капусту, картофель, мук, перец, баклажаны, морковь и другие.
Чучвара - русский аналог этого узбекского блюда. Однако разница между ними все же большая, они схожи лишь формой и составом теста. В Узбекистане не едят свинину, а потому начинкой служит баранина или говядина.
Самса - аппетитные сытные пирожки из домашнего слоеного теста с большим количеством сочной начинки. В Узбекистане их всегда пекут в тандыре – на улице, в кафе или на базаре их можно попробовать еще горячими.
Патыр - очень вкусные, всегда свежие лепешки – популярная уличная еда в Узбекистане.
Халвайтар - из десертов в Узбекистане популярны классические восточные сладости. Из необычного – халвайтар. Кто-то называет это блюдо жидкой узбекской халвой, однако это не совсем правильно. Чтобы приготовить халвайтар, муку обжаривают с сахаром до золотисто-коричневого цвета, а затем постепенно добавляют в каленое масло. После варки в десерт могут добавить орехи, сухофрукты или кунжут. Получается необычное, нежное, очень сладкое лакомство.
Традиции, обычаи. Забавы национальные.
Игры без предметов Ловушка (Копкон)
В этой игре участвуют 4-15 человек.
Описание. Из числа играющих выбираются двое водящих. Став друг против друга (расстояние между ними примерно 1,5 м), они соединяют руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные участники находятся за «воротами» с одной их стороны. По сигналу руководителя (вожака) все играющие должны пробежать на три счета («Раз, два, три!») через «ворота» (ловушку). На счет «четыре» «ворота» закрываются (водящие, приседая, опускают руки вниз). Кто не успел пробежать, тот считается пойманным и заменяет одного из водящих. Если задержаны в воротах двое, то они сменяют двух водящих и игра продолжается.
Если играющих больше 8 человек, то можно сделать двое-трое «ворот» и разделить участников на 2-3 группы.
Правила.
Во время пробегания через «ворота» не разрешается толкать друг друга.
Оставшиеся за «воротами» после счета «четыре» не имеют права разрывать сцепленные руки водящих, пытаясь прорваться через «ворота».
Если не успели пробежать через «ворота» больше 2 человек, то водящими становятся последние из них.
Палка Гулмирзы (Гулмирзанинг таёги)
В игре участвуют подростки и молодежь, от 2 до 10 человек. Если их больше, то они распределяются на несколько групп и каждая играет самостоятельно. Для игры нужны палки длиной 1 м и толщиной 3-4 см и один городок длиной 20-25 см (мишень). Количество палок - на одну меньше числа участников.
Описание. Играющие располагаются свободно по кругу. В центре его складываются палки. По сигналу все участники устремляются в центр круга и стараются разобрать палки (на каждого по одной). Кому палки не достанется, тот становится водящим. Он ставит городок на заранее отведенное место. На расстоянии 8-15 м от него чертится линия для метания. По очереди (согласно договоренности, жребию) все участники, кроме водящего, бросают свои палки, стараясь попасть в городок. После каждого попадания водящий ставит городок на место, а палка бросившего остается в «поле». Как только последний игрок выполнит метание, все и водящий тоже (по команде руководителя) бегут в «поле», где водящий берет городок, а остальные участники разбирают палки, возвращаясь затем бегом за линию метания и стараясь обогнать друг друга, причем не попавшие в городок при метании возвращаются прыжками на одной или двух ногах. Кто вернется последним, тот становится водящим, а бывший водящий получает от него палку и становится вместе со всеми на линию метания. Игра начинается сначала.
Выигрывают игроки, которые ни разу не были водящими.
Правила.
С началом метания палок входить в «поле» запрещается. Бежать в «поле» разрешается только после того, как все закончат метание и руководитель даст команду.
Нарушивший правило, согласно которому не попавшие в городок, возвращаются за линию метания только прыжками, становится водящим. Если таких окажется несколько, то водящим становится тот из них, кто пришел последним.
В «поле» каждый игрок может брать только брошенную им палку. В противном случае он становится водящим.
Кто ловкий (Ким чакон)
В игре участвуют дети младшего и среднего школьного возраста, 5-40 человек.
Описание. Играющие образуют круг и приседают. В центре круга находится водящий. По сигналу начинается игра. Присевшие договариваются друг с другом мимикой и жестами (кивком головы, взмахом руки и т. п.) и быстро меняются местами. Водящий стремится в это время занять чье-либо освободившееся место. Оставшийся без места становится водящим, а бывший водящий становится на его место, игра продолжается.
Самым ловким, быстрым считается тот, кто ни разу не был пойман.
Правила.
Игроки-соседи не имеют права меняться местами друг с другом. Меняться можно с теми, кто находится не ближе чем через 2 игроков.
Меняться местами могут одновременно несколько пар.
Сувениры национальные. Приложение 3
Ассортимент традиционной сувенирной продукции очень разнообразен. Это и статуэтки, и расписанная посуда, и тканые ковры. А также среди туристов пользуется спросом национальные головные уборы, обувь, вышитые в стиле золотого шитья. И многое другое.
4. Заключительная часть.
Вывод.
Работая над исследовательской работой, я открыла для себя уникальную самобытность своего народа. Одно маленькое событие (подарок русской матрешки) всколыхнуло во мне столько сил искать и находить информацию о своей далёкой Родине. В процессе работы я подтвердила свою гипотезу. Я не только сама узнала много интересного об Узбекистане, но и поведала своим одноклассникам. Я изготовила сувенир в национальном костюме. Подруга моим сувениром осталась довольна.
Список использованных источников информации.
http://wikiredia.ru/wiki/Узбекский_национальный_костюм
https://veshniecennosti.ru/uzbekistan-nacionalnyj-kostjum/
https://vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/uzbekskij/
https://www.tourister.ru/world/asia/uzbekistan
Приложение1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение3
Приложение 4
22