1. Введение
Каждое изделие, сделанное своими руками, должно быть выполнено по заранее придуманному плану и для конкретной цели.
Имея конкретную задачу - потребность, легко увидеть саму задачу. Итак, моя задача состоит в том, чтобы изготовить шапку – пособие, какую хотим видеть на уроках истории, как модель. Для этого мы с мамой обдумали, какую шапку можно изготовить. Вооружившись фантазией и желанием создать что-либо новое, можно почувствовать себя творцами. При работе, я, конечно, учитывала уровень своего мастерства, затраты на приобретение материалов и инструментов для работы, а также количество времени, необходимого для выполнения изделия.
Актуальность выбранной темы: До разработки учебной модели были изучены спрос и предложение на подобные наглядные пособия в нашей школе. Опрос был проведён среди педагогического коллектива (10 чел.) и им предлагалось ответить на вопрос: «Хотели бы вы иметь в качестве наглядного пособия модели, разработанные учениками и использовать их в качестве наглядных пособий на своих уроках?»
Полученные данные сведены в диаграмму.
Выбор моего творческого проекта обусловлен тем, что он может служить учебным пособием на уроках истории. Мы решили изготовить « Шапку Мономаха второго наряда».
Затем было опрошено такое же количество учеников и им предлагалось ответить на вопрос: «Хотели бы вы иметь наглядные пособия модели на уроках, разработанные учениками?» Полученные данные сведены в диаграмму.
Таким образом, статистические данные показали, что учебные модели, разработанные учениками на уроках «Технологии» популярны, как у учителей, так и учеников. И мы считаем, что при правильном выборе, цветовой гаммы, пропорций и декоративных элементов, модели могут стать и прекрасным украшением учебного кабинета истории нашей школы.
Цель: изготовить «Шапку Таврическую»
Задачи:
-Познакомиться с историей «Шапки Таврической».
-Научиться работать с материалом.
-Научиться подбирать разные источники информации для выполнения проекта.
-Изготовить «Шапку Таврическую» своими руками.
II. Страница истории
Поскольку в 1682 году на престоле России оказались сразу два монарха — Иван V и Пётр I Алексеевичи, оба царя имели собственные «Большие Наряды», и комплексы уже существующих регалий были разделены между ними. Поскольку в таком случае оригинальная Шапка Мономаха досталась старшему, Ивану V, то для коронации Петра I спешно изготовили венец, частично воспроизводивший оригинал. Как и на Шапке Мономаха, на ней восемь вытянутых треугольных пластин из золота, но они гладкие и отполированные, с драгоценными камнями (рубинами, изумрудами, сапфирами, турмалином и жемчугом) в благородных оправах, окруженными жемчугом. Поскольку для обоих царей впоследствии были сделаны значительно более богатые бриллиантовые короны («Первого наряда»), то сделанный в 1682 году венец был отнесён ко «Второму наряду», откуда и его название.
III. Практическая часть
3.1. Характеристика драгоценных камней, украшающих шапку Мономаха
Рубин - в сверкающем мире драгоценных камней рубин является неоспоримым господином.
Магия камня. Самое важное в рубине – это его цвет. Не без причины происходит имя рубина от латинского слова «рубенс» - красный. Такой неповторимый красный цвет рубина – тёплый и огненный. Два магических символа являются символом этого цвета: огонь и кровь, символизирующие тепло и жизнь. Рубины считались способными довести воду в сосуде до кипения, способствовали сохранению телесного и душевного здоровья, так как они отгоняли Зло, управляли любовными желаньями, рассеивали болезнетворные испарения и улаживали споры. Камню приписывали способность останавливать кровотечения, охранять владельца от происков дьявола, от заразных болезней, в том числе чумы, и волшебства
Изумруд – это прозрачный, твердый и химически стойкий камень. Зеленую окраску камень приобретает вследствие наличия в его составе ионов хрома и ванадия. Магия камня. Сочный зеленый цвет изумруда с древних времен привлекал внимание людей и именно из-за него камню приписывались магические свойства. Он давал успех в любовных делах, так как открывал тайну о лживости или правдивости клятв в любви. Также он сулил владельцу крепость духа и тела, излечивал от многих тяжелых болезней.
Жемчуг – это, безусловно, самый древний камень, признанный человеком как драгоценный. Жемчуг считали символом чистоты и невинности, верили в его волшебную силу, способную защитить и на поле боя и от душевных любовных мук. В силу красоты и редкости жемчуга, им владели лишь первые люди государств и их приближенные. Богатство, знатность и власть – вот определения, ассоциирующиеся с жемчугом.
Сапфир - синий сапфир повышает абстрактные и творческие способности в области искусства, религии, философии и так далее. Синий сапфир развивает нравственное начало и чувство справедливости, унимает неумеренные и беспорядочные желания, побуждает к здравомыслию, закаляет характер, воспитывая в нём умеренность и доброжелательность. Синий сапфир придаёт жизнерадостности и снисходительности, способствует личному развитию и расширению сферы деятельности, помогает преодолевать противодействие и трудности.
Наша «Шапка Мономаха» не из золота, а из пластиковой бутылки и различных украшений.
Рубины, изумруды, сапфиры – будут заменены стразами, настоящий жемчуг заменим искусственным. Соболиный коричневый мех, мы решили заменить мехом норки чёрного цвета.
Анализ идеи
3.2. Выбор ткани, ниток, декоративной отделки
Перед началом изготовления изделия мы выбирали ткань на своё усмотрение. У нас было несколько вариантов, но нам нужно выбрать ту, которая больше всего подойдет для нашей работы:
Атлас очень эффектно смотрится в изделии.
Шерсть – самая дорогая из этих тканей, к тому же при работе с ней необходим особый уход и учёт её фактуры.
Парча – ткань на шёлковой основе с золотым шитьём, имеющая сложные узоры.
Из рассмотренных тканей видно, что в данной работе целесообразнее использовать атлас т.к. напоминает по цветовой гамме и рисунку золотые пластины шапки Мономаха, доступен по цене.
3.3. Декоративная отделка
Декоративная отделка применяется для украшения изделия, подчёркивает особенности модели. Способы декоративного решения: тесьма, фурнитура, стразы, искусственный жемчуг.
3.4. Технологическая последовательность изготовления
Отрезаем дно пятилитровой бутылки.
Вырезаем клинья ткани, чтобы украсить верхушку бутылки.
Золотой тесьмой отделяем на верхушке бутылки восемь частей.
На каждую часть приклеиваем на двухсторонний скотч цветной камень.
Вокруг цветных камней приклеиваем исскуственный жемчуг, по пять штук вокруг каждого камня.
Горлышко бутылки обоваричиваем тканью и ажурной тесьмой. Затем на крышке прикрепляем четыре цветных камня по кругу.
Крест находящийся на верхушке шапки изготавливаем из деревянных шпажек, связав их ниткой. На концах шпажек прикрепляем декоративные бусины. Затем готовый крестик красим желтой гуашью.
Прикрепляем мех норки на окантовку шапки.
Свиток из бумаги
Для того чтобы свиток выглядел старинным мы используем «кофейное состаривание». Как состарить бумагу? Сейчас расскажу. Нам понадобятся.
Материалы:
- 6 чайных ложек растворимого кофе;
- 1 стакан кипятка;
- широкая глубокая тарелка;
- бумага.
Инструкция:
1. Скомкайте бумагу и затем разровняйте.
2. Залейте кофе горячей водой, накройте крышкой и дайте настояться.
3. Процедите и дайте еще немного постоять.
4. Влейте кофе в тарелку.
5. Опускайте лист на пять минут не более, в противном случае лист размокнет и порвется при попытке достать его.
6. Достаньте и высушите бумагу.
7. Прогладьте ее горячим утюгом.
Обрабатываем края
Старинные листы имеют неровную кромку, поэтому края листа бумаги, состаренного искусственным способом, также нужно обработать. Для этого мы будем использовать свечку. Края листа нужно намочить и потереть или надорвать их руками, а затем осторожно опалить над открытым огнем.
Лист, изготовленный таким образом, будет выглядеть, как настоящая бумага из прошлого.
3.5. Экономическое обоснование
Перед изготовлением изделия необходимо сделать экономический расчёт, чтобы убедиться в целесообразности выполнения проекта. Стоимость нашего изделия невелика, отсюда следует, что экономически сделать самим работу намного проще, чем купить аналогичную.
№ п/п |
Наименование используемых материалов |
Условная цена за (1м, 1 шт.) |
Расход материала на изделия |
Затраты на материал |
1. |
Ткань атлас |
170 руб. |
30см |
51 руб. |
2. |
Мех норки |
___ |
___ |
___ |
3. |
Ажурная Тесьма |
25 руб. |
20см |
5руб. |
4. |
Тесьма/золото/ |
10руб. |
10 руб. |
|
5. |
Цветные камни /большие/ |
5 руб. |
12 штук |
60 руб. |
6. |
Пятилитровая бутылка |
- |
- |
- |
7. |
Лист бумаги белый А4 |
1 руб. |
1 штука |
1 руб. |
8. |
Шпажка деревянная |
50 коп. |
2 штуки |
1 руб. |
ИТОГО: |
128 руб. |
3.6. Экологическая оценка
Созданное нами изделие – экологически чистый продукт, не загрязняет атмосферы, не выделяет вредные вещества, нет опасности для здоровья человека.
Решает вопрос об очистке природы от мусора, так как некоторые детали сделаны из вторсырья и отходов (пяти литровая пластиковая бутылка, воротник от старой куртки, бусы).
3.7. Отзыв учителя истории
Тяжела ты, шапка Мономаха.
Непроста её владельца роль,
Рядом с ней и власть, и меч, и плаха,
И бессилье, как на рану соль.
Рядом с ней и слава, и хула,
Святость и прибежище порока,
И борьба за шапку ту была
Часто беспощадной и жестокой…
Отрывок из стихотворения «Южный Крест»
На уроках «Истории» «шапка Мономаха» упоминается несколько раз, а именно:
-6 класс - §8-9 «Русь в середине XI - начале XII в.»
Впервые шапка Мономаха упоминается как один из даров византийского императора Константина Мономаха (Приложение № 3).
В действительности эта легенда была создана при великом князе Василии III с целью упорочить его права на престол.
-7 класс - §1—2. «Василий III и его время»
§ 4. «Начало реформ. Избранная рада».
Со времён Ивана Грозного шапка Мономаха утвердилась как главный символ самодержавия и вошла в Большой наряд — торжественное облачение царя на самых важных событиях. В письменных источниках её отличали как «шапку царскую с крестом»
§14. «Окончание Смуты. Новая династия»
-8 касс-§1 «Предпосылки и начало петровских преобразований».
Для двойной коронации Петра и Ивана Алексеевичей были сделаны некоторые отступления от традиции. Для церемонии был изготовлен двойной серебряный трон, Пётр получил новый венец — шапку Мономаха второго наряда
Использование наглядного учебного пособия позволяет разнообразить урок, создает атмосферу причастности к историческому времени. Ученики с удовольствием изучают материал по предмету (Приложение № 4).
III. .Заключение
Шапка Таврическая получилась такая, как мы себе её и представляли. Надеюсь, что она понравится окружающим, и будет использоваться в качестве наглядного пособия модели, на уроках.
Работа была трудной, но интересной.
Во время работы многое узнала об истории шапки Таврической.
Думаю, что знания, приобретенные при изготовлении шапки Мономаха, мне пригодятся в будущем.
IV. Список литературы
Преображенский А.А. История Отечества: Учеб. для 6-7 кл. общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2001. – 320с.: ил.
Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: « ТИД «Русское слово – РС», 2002.- 136с.: ил.
Ушакова О.Д. Правители России: Великие князья/Справочник
школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литра», 2005. – 96 с.
V. Приложение
Приложение № 1.
Внешний вид изготовленного изделия
Приложение № 2.
Процесс изготовления
Приложение № 3.
Легенда о подарке Мономаха
Согласно преданию, в 1114 году князь Владимир призвал к себе бояр и молвил: «князь великий Олег ходил и взял с Царьграда дань на вся вои своя, и здрав воротился восвояси; а потом князь великий Святослав Игоревич ходил и взял на Константин-град тяжчайшую дань: и мы Божею милостею той же чести сподобны». Владимир собрал искусных воевод, великое войско и отправил их на Оракию, откуда вернулись они с богатством и тысячами пленных. Византии тогда угрожали персы и латыняне, а правил ею Константин IX Мономах, приходившийся Владимиру дедом. Не желая новой войны, император отправил своему внуку в Киев богатые дары в честь его восхода на русский престол. Послы из Царьграда — митрополит Эфесский Неофит, епископ Милитинский Евстахий и стратиг Антиохийский — поднесли Владимиру золотое блюдо, на котором лежали животворящий крест, царский венец, святые бармы и цепь аравийского золота. Этими регалиями византийский император благословил великого князя на самодержавное царство и нарёк его Мономахом, государем всей Руси».Приложение № 4.
Урок «Истории» в 7-б классе, учитель Тыщенко Т.Ю.