Наша цветочная клумба

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Наша цветочная клумба

Шубина А.Н. 1
1МБУ ДО СЮН
Сушкова Ю.А. 1
1МБУ ДО СЮН
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Любовь к цветам с древних времён свойственна всем народам. Яркие, разнообразной формы, с приятным ароматом цветы всегда привлекали и привлекают внимание взрослых и детей. На всю жизнь остаётся у человека любовь к цветам, привитая с детства, и где бы он ни жил – везде и всюду будет разводить цветы. Так как большую часть времени учащиеся проводят в школе – нашем втором доме – мы хотим видеть её красивее, уютнее. Для этого мы должны украсить ее. Каждый человек может и должен внести свою частичку труда в украшение своей пришкольной территории. Мы решили, что сможем благоустроить наш школьную клумбу, вырастить цветочную рассаду самостоятельно. Участие в практической деятельности поможет освоить не только определенные навыки работы с семенами, пикировкой рассады, организацией клумбы, но и вызовет интерес и любопытство к нашей клумбе всех учащихся нашей школы и их родителей.

Цели, задачи и актуальность проекта.

В зимний период, заглядывая в окно, видишь однообразную картину: белый снег, голые деревья, серое небо. Каждый школьник ждёт долгожданные летние каникулы и представляет, как за окном распустятся почки на деревьях, заиграет светом теплое солнышко, расцветут красивейшие цветы. Но можно приблизить это время, если начать к нему готовиться заранее. Можно изучить разнообразие цветочных сортов, можно подобрать разные цветовые решения клумбы, можно продумать геометрию посадок. Чтобы время цветения было раньше и продолжительнее, нужно в зимний период начать выращивать на окне цветочную рассаду.

Гипотеза: если будет разработан и реализован проект по благоустройству школьной клумбы, а в перспективе и озеленению всего пришкольного участка, то это позволит улучшить условия отдыха учащихся, и приучит их бережно относиться к природе.

Объект нашего исследования: цветочные растения-однолетники;

Предмет исследования: как можно изменить экосистему пришкольной территории силами учеников для улучшения её экологической обстановки.

Цель проекта: выращивание цветочной рассады для оформления школьной клумбы с учетом экономной эксплуатации территории и рационального ее использования.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

 изучить литературу по созданию ландшафтного дизайна и на основе изученного разработать свой проект озеленения пришкольного участка;

 подобрать растения для оформления пришкольного участка;

 определить агротехнические приемы выращивания предлагаемых растений.

Тип проекта: краткосрочный (5 месяцев).

Актуальность этого проекта налицо: во-первых, благоустроенная пришкольная клумба, во-вторых, трудовое воспитание с раннего возраста, втретьих, радость для окружающих. Грамотно спланированная засаженная цветами клумба может стать оазисом экологической культуры для всего окружения и заразительным примером для остальных учащихся нашей школы. Вопросы приобщения всех школьников к природе, воспитание чувства гармонии с ней в данный момент очень актуальны. Именно этим целям и призван послужить проект. Именно эту идею сближения человека с природой, ее неразрывной связи с человеком, мы хотели реализовать и осуществить в своем проекте «Сделаем мир красивее».

Для реализации своего проекта мы использовали следующие методы:

Изучение литературы, где освящается данная тематика;

Использование сети Интернет;

Составление плана работы по оформлению школьного цветника;

Фотографирование.

Ожидаемые результаты:

 красивая клумба на пришкольной территории;

 развитие практических навыков выращивания растений;

 воспитание положительного отношения к труду, любовь ко всему живому, к природе;

 получение знаний о декоративных растениях;

 формирование навыка исследовательской деятельности.

Описание этапов проекта:

подобрать и изучить литературу;

изучить варианты оформления цветочных клумб

изучить видовой состав цветочно-декоративных растений;

составить план работы;

посеять семена;

вырастить рассаду;

разбить клумбы;

высадить рассаду в открытый грунт;

организовать уход за клумбами в течение летних месяцев;

проанализировать выполненную работу;

Подготовительный этап работы

Прежде чем приступить к работе по оформлению клумб мы провели небольшое исследование - изучили литературу по данной теме, узнали виды оформления клумб, используемые цветы, способы цветового оформления.

В зависимости от формы клумбы бывают овальные, круглые, квадратные, прямоугольные, ромбические, треугольные и т. д. Различаются они и по размеру—от 1 до 8—10 м и более в диаметре. Клумбы засаживают одним или несколькими видами цветочных растений. Внутренний рисунок клумбы может быть весьма разнообразен. Клумбы могут быть низкие или возвышенные (выступающие над поверхностью), в зависимости ассортимента растений.

Очень красивы клумбы из сальвий, петуний, однолетних астр, бегоний, бархатцев и др. По ассортименту растений, высаживаемых на клумбы, различают ковровые клумбы, состоящие из одних рослых коврово-лиственных растений, коврово-цветущие клумбы, клумбы, состоящие из одних цветущих растений и т.д.

Создание составных клумб из нескольких видов цветочных растений требует от озеленителя большого умения, навыка и вкуса. В современном озеленении клумбы делают невысокими, вровень с газоном и лишь в особых случаях насыпными, но не выше чем на 5—8 см. Размер клумбы зависит от величины цветника.

При оформлении необходимо учитывать продолжительность цветения высаженных растений. Художественная декоративная ценность цветника зависит от подбора растений, в комбинации окрасок лиственных и цветочных растений, соразмерности отдельных частей цветника, четкости и ясности рисунка, содержания рисунка, наличия хорошего фона газона, обеспеченности уходом.

Удачный подбор растений по окраске листьев или цветов имеет существенное значение. В этом случае значительную помощь оказывают правила гармонических сочетания окрасок между собой. Основными или главными окрасками считаются жёлтая, красная и синяя. Производными колерами будут зеленый, который, получается, от смешения желтого с синим, оранжевый — от желтого с красным, фиолетовый от синего с красным. Более яркие окраски жёлтая, оранжевая и красная называются активными и менее яркие — фиолетовая, зеленая и синяя пассивными. Приятное впечатление производит такое сочетание, когда главная окраска располагается рядом с такой производной, в которой отсутствует этот главный колер. Растения одной и той же культуры сочетаются между собой по окраске, особенно при наличии сортов. Части цветника должны быть гармоничными, приятными для глаза. Решить это помогают правила пропорции.

В основном для оформления цветочных клумб используются однолетние растения. И выбирают в основном летники, продолжительно и обильно цветущие, отличающиеся декоративностью листьев. Широко их применение на клумбах, рабатках и партерах летнего цветения. Каким требованиям должен удовлетворять цветник? Непрерывное цветение в течение всего вегетационного периода. Доступный посадочный материал. Уход за растениями несложный. Гармоничное сочетание растений по высоте, строению побегов, окраске и размерам цветов и листьев должно подходить для украшения уголка отдыха на школьном дворе.

Изучение цветочных культур .

Изучив специальную литературу, мы узнали, что:

Цветник – участок, на котором выращивают декоративные растения;

Различают несколько видов цветников:

Бордюр

Рабатка

Вазоны

Арабески

Клумбы

Теперь мы знаем, что, прежде чем выбрать цветы для клумбы, необходимо всесторонне оценить участок, отводимый под цветники. Плохо, когда цветы бесцельно рассеяны по всему участку, от этого они теряют свою силу  очарования.

Чтобы клумба выглядела красивой и ухоженной, необходимо: учитывать высоту будущих цветов и их требования к освещению.

Цветы бывают светолюбивые и тенелюбивые.

Первым требуется очень много света (статице, гелиптерум, подсолнечник), вторые выносят легкую полутень (пеларгония, фуксия,  агератум). Вот почему при планировании цветника нужно учитывать, куда падает тень от построек и деревьев. Если у вас тенистый участок, не стоит даже пытаться вырастить на нем светолюбивые цветы. Лучше сразу выбрать те растения, которым подходят ваши условия.

Цветы, которые выращивают семенами, могут быть однолетними, двулетними или многолетними.

Однолетники зацветут в год посева, но зимой погибнут - астры, бархатцы, петунии, василек, душистый табак, лобелия и т.д.

 Двулетние растения порадуют бутонами только на будущий год, но их цветение тоже продлится один сезон (анютины глазки, турецкая гвоздика, шток-роза и др.).

  Большинство многолетников в первый год после посева не цветут, зато потом долго радуют своей красотой (душистый горошек, аквилегия, гайлардия).

К светолюбивым растениям относят:

Низкие - амарант, астра, вербена гибридная и крупноцветковая, гвоздика китайская, лобелия, петуния, рудбекия, флокс Друммонда, немезия, статице Суворова.

Высокие – амарант темный, амарант трехцветный, астра, вербена, подсолнечник, рудбекия, клещевина, георгины.

Выносят полутень:

Низкие - агератум, алиссум, гелихризум, колеус, табак душистый, цинерария, виола, фуксия.

Высокие – гелихризум, табак душистый (Вечерний, Сиреневый туман)

План реализации проекта

№ п\п

Мероприятия

Время проведения

Результат

1

Сбор семян

осень

Сборка луковиц тюльпанов на хранение .

2

Покупка семян

Февраль

Закупка семян бархатцев и петунии

3

Заготовка почвы

Февраль

Заготовка почвы под рассаду в ящики, рыхление, полив.

4

Исследование сортов цветочных культур

Январь – март

Подбор цветочных растений, подходящих для климатических условий нашей местности.

5

Посев семян

Март

Посев семян цветов в ящики, уход за ними.

6

Пикировка

Апрель

Пикировка рассады в ящиках

7

Перекопка почвы на клумбе

Май

Подготовка почвы для высадки рассады в клумбы.

8

Посадка клумбы

Май

Посадка в открытый грунт рассады цветов

9

Работа на пришкольном участке

Июнь – август

Помощь по уходу за клумбой учащихся

10

Подведение итогов

Сентябрь - декабрь

Обработка результатов работы, создание проекта

Работа с семенами

Первоначально решено было закупить в магазине несколько сортов однолетних растений:

(Приложение 1)

Посев семян на рассаду

Рассадный способ выращивания растений позволяет получить более раннее цветение. Необходимые инструменты:

Емкость для посева

Стекло или полиэтиленовая пленка

Земляная смесь

Семена цветов

Вода или снег

Глубина посева семян определяется их размером. Основное правило — семенам нужно создать условия для более легкого прорастания. Например, чем мельче семена, тем меньшая глубина заделки им нужна, чем тяжелее почва, тем ближе к поверхности надо их заделывать, чем суше почва, тем больше глубина посева и так далее.

Универсальный субстрат для выращивания рассады овощей готовят из расчета:

1 часть дерновой земли, 2 части некислого торфа, 1 часть песка.

В подготовленный заранее ящик с почвой (обработанной раствором марганца) мы произвели посадку. Мелкие семена просто разложили по поверхности почвы, слегка вдавливая, но не присыпая землей. Представленные семена петунии каждого сорта - в гранулах по 10 штук. Каждый сорт мы отделили друг от друга перегородкой. Почву полили, накрыли полиэтиленовой плёнкой и поставили на подоконник.

А вот бархатцы решено было посадить вторым способом: рассыпать по поверхности снега. На черной земле мелкие семена видны очень плохо, и посеять их равномерно довольно сложно. Отличное решение – снег, который можно положить на почвенную смесь. К тому же, начав таять, он прекрасно заменит полив. Мы разложили снег совочком, не придавливая на всю землю толстым слоем, чтоб снега было столько же, сколько и земли. Достали семена и разложили их равномерно по снегу, так им будет более вольготно расти потом. Важно, что посадка в снег закаляет семена, искусственно создает им начало весны. Поливать долго не надо!!! Земля будет очень влажная, мокрая от снега. Ящики также закрыли пленкой и поставили на окно. Регулярно мы снимали с пленки капельки воды, так как: а) можно пожечь ростки, б) свет преломляется и в нужном объеме не поступает к растению, в) проветривание. Необходимо следить за влажностью почвы и при подсыхании почвы опрыскивать посевы. После появления всходов пленку удалили совсем.

(Приложение 2)

Первые всходы.

Первые всходы бархатцев появились уже через неделю, а вот петуния ещё долгое время была накрыта полиэтиленовой плёнкой и всходы были редкие, одиночные. Мы регулярно ухаживали за нашими всходами, поливали ростки аккуратно, используя распылитель.

(Приложение 3.)

Пикировка рассады.

Наши ростки бархатцев дружно подтянулись, им стало тесно. Необходима пикировка! Что же такое «пикировка»? За информацией мы заглянули в сеть Интернет и вот, что узнали. Пикировка представляет собой рассаживание сеянцев с целью обеспечения большей площади их питания. Распикированные растения будут лучше и быстрее развиваться. Поэтому пикировка очень важна для их жизни. Пикировка рассады определяет дальнейший рост саженца, поэтому должна выполняться правильно: сеянцы перед пикировкой нужно обильно полить — это облегчит извлечение растений из земли и предохранит корни от механических повреждений. Специальным колышком (пикой) подготовленном субстрате делают углубление, куда опускают корень и часть стебля (до семядольных листиков) сеянца. При этом следят, чтобы корешки не загибались. Для их лучшего ветвления, центральный корень саженца можно прищипнуть на 1/3 (это сделает растение более сильным и выносливым). Держать растение при пикировки нужно не за хрупкий стебель, а за семядольные листочки. Углубление засыпают землей, качество пикировки проверяют легким потягиванием сеянца вверх за семядольные листики. Травмирование растений при пикировке приводит к задержке роста рассады. Во время пикировки выбраковывают больные и искривленные растения. Следует помнить, что пикировка задерживает развитие любой культуры на 5-7 дней. Завершается пикировка поливом пересаженных растений из мелкой лейки или обильным опрыскиванием. Критический период длится 3-4 дня. Это время нужно поддерживать температуру 23-25 0С, держать растения в условиях рассеянного света и беречь от ветра и сквозняков. Мы вооружились необходимыми инструментами: фартук, совок, перчатки, дополнительный ящик с почвой, газеты, вода, и приступили к работе. Каждому было предложено самому распикировать один ряд.

(Приложение 4.)

Наша рассада

Мы продолжали ухаживать за нашей рассадой, поливали и рыхлили, наблюдений за цветами. С каждым днём рассада подтягивалась, мы меняли ящики местами, поворачивали то одной стороной, то другой к свету. Бархатцев было много, и петуния – к нашему счастью - подтянулась.

(Приложение 5.)

Высадка цветочной рассады в открытый грунт.

Вот и настал тот долгожданный день высадки нашей рассады в открытый грунт. Подготовили почву: перекопали и разровняли её. После уроков мы вынесли нашу цветочную рассаду и приступили к работе. Вместе с учителем мы делали грядки, одни ребята раскладывали цветы на расстоянии 10 сантиметров друг от друга, девочки закапывали корень, потом следом мальчики поливали посадки. Работа закипела!!! Мы посадили нашу цветочную рассаду петунии и бархатцы. В летний период учащиеся нашей школы во время практики продолжали ухаживать за школьной клумбой.

Первое сентября проходит обычно на территории школьного двора, перед клумбой. В сентябре обильно цвела синяя и красная петуния, Очень приятно, что многим прохожим нравится наша клумба и около неё обычно делают фотографии!!!

(Приложение 6.)

Заключение

Таким образом, приняв участие в экологическом проекте «сделаем мир красивее», мы пришли к следующим выводам:

1. необходимо учиться бережно относиться к растениям, заботиться о «зеленых друзьях» человека, нести ответственность за него;

2. благоустройство пришкольной территории приносит радость не только тому, кто её создаёт, но и обычному прохожему;

3. цветового разнообразия и продолжительного цветения клумбы можно добиться путём введения новых сортов и использованию более 20 видов растений, сочетая однолетники и многолетники.

Критерии успеха проекта

Достигнут результат – конкретное, измеримое положительное изменение в окружающей среде.

Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем. Результат проекта может быть воспроизведён другими коллективами.

Исполнители проекта получили удовольствие от своей деятельности.

В ходе работы у нас возникли предложения:

продолжить работу по разведению цветов;

установить на школьной клумбе фигурки сказочных персонажей, используя старые шины автомобиля;

в весенний период благоустроить территорию за школой, где в данный момент заканчивается строительство детского сада.

Если каждый из нас научится понимать значимость растений, то тогда никто без надобности не сломает березку в лесу, не станет портить деревья в парке, не оставит непотушенным костер и не позволит делать этого другому

Использованная литература

1. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебн. Пособие–М.: АО МДС,

2. Баканина Ф.М. Агроэкология: учебн. пособие. – Н.Новгород: изд.–во Волго-Вятской академии гос. Службы, 2002 г.

3. Вакуленко В.В. Декоративное садоводство – М.: Просвещение, 1982.

4. Винокурова Н.Ф.,Копосова Н.Н. Геоэкология: учебн. пособие – Н.Новгород: изд.–во Волго-Вятской академии гос. Службы, 2002 г.

5. Воронцов: Цветы в саду, или 1000 цветов для вашего сада

6. Исмаилова С. Т. Энциклопедия для детей Т.2. - М.: Аванта +, 2000.- 704 с.

7. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: кн. Для учащихся – М.:Просвещение,1993 г.

8. Мак-Кей П. Планирование и дизайн приусадебного участка - М.: Росмен, 2001. - 256 с. 9. Журналы Планета цветов. 200

Приложение 1.

Выбор семян

Приложение 2.

Посев семян

Приложение 3.

Первые всходы

Приложение 4.

Пикировка растений

Приложение 5

Наша рассада

Приложение 6.

Посадка клумбы

Просмотров работы: 470