Введение.
Актуальность: Каждый будний день я, как и все мои сверстники хожу в школу. Согласно уставу школы, мы должны носить одежду в классическом стиле. Мне нравится классика, но предложенный вариант школьной формы, не позволяет выразить индивидуальность, довольно сер и скучен, и это не только мое мнение. У меня появилась потребность изготовить новую школьную форму, в соответствии с трендами моды. Из сайтов в интернете я узнала, что в современном мире различают такие классические направления как английская классика, софт-классика, мягко-классический стиль, классико-романтический, современная классика. Мне и моим одноклассницам ближе классико-романтический.
Сейчас в моде синий цвет, поэтому форму хочется сделать в сине белой цветовой гамме (сейчас форма в серо-белой цветовой гамме). Если заглянуть в историю появления школьной формы, а она появилась еще в 1834 году, то мы увидим, что гимнастерки были синего цвета. А в 1984 году появляется тройка синего цвета: юбка трапеция, пиджак с накладными карманами, жилет. Парадность придавала белая блуза. (см. Приложение 1).
Проблема: Создать школьную форму которая бы нравилась девочкам старших классов, была модной, стильной, и соответствовала уставу школы.
Объект исследования – школьная форма.
Предмет исследования: школьная форма в классическо-романтическом стиле.
Гипотеза: Школьная форма должна соответствовать трендам моды. Знания о стиле формируют вкус, учат правильно одеваться. У каждой эпохи свое представление о стиле и моде, что вызывает конфликт поколений.
Цель моей работы:
Создать школьную форму в классико-романтическом стиле для учениц старших классов.
Задачи:
1) Провести исследования истории школьной формы, классического стиля, выявить недостатки существующей школьной формы.
2) Разработать и обосновать идеи школьной формы.
3) Определить предпочтения учащихся нашей школы и выбрать одну моделью.
4) Детально проработать выбранную модель.
5) Подобрать материал, инструменты и оборудование.
6) Изготовить выкройку швейного изделия и раскроить ткань.
7) Изготовить костюм. Контролировать качество своей работы.
8) Оценить и проанализировать изделие и процесс его изготовления.
Методы:
работа с литературой, электронными базами данных, анализ, обобщение, сопоставление, формулирование аргументированных выводов;
метод обратной мозговой атаки;
разработка эскизов школьной формы в соответствии с выявленными предпочтениями учениц 8-11 классов;
изготовление школьной формы;
показ и оценка готового изделия.
Проводя исследования, я использовала следующие ресурсы:
История костюма. 1200-2000 / Дж. Нанн; Пер. с англ. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003
Как шить красиво. - М., «Внешсигма», 1999
Мода и стиль: современная энциклопедия / ред. Коллегия М. Аксёнова и др. – М. : Мир энциклопедий Аванта, 2007
Н. М. Аршавская «Мода, вкус, красота», М.: «Профиздат», 1991
Н.В. Ерзенкова «Искусство красиво одеваться» Рига, 1992.
Энциклопедия. Шитье и рукоделие.- 2-е изд., перераб./(А.Л. Грекулова, А.А. Загребаева); под ред. И.А. Андреева. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,1999
© https://www.livemaster.ru/topic/76671-istoriya-shkolnoj-formy-v-rossii
http://veselajashkola.ru/interesno/kakie-byvayut-stili-shkolnoj-formy/ https://mel.fm/istoriya_obrazovaniya/9381075-uniform
https://odezhda.guru/stil/246-klassicheskij
https://odezhda.guru/stil/246-klassicheskij
https://vplate.ru/stili-odejdy/klassicheskij/
https://moddam.ru/klassicheskij-stil-odezhdy-2020
https://textile.life/fabrics/types/tkan-gabardin-opisanie-sostav-svojstva-dostoinstva-i-nedostatki.html
https://tekstyleeko.ru/pro-tkani/kruzhevnye-tkani-kakie-byvayut-opisanie-uhodu-za-materialom.html.
Основная часть.
I глава. Поисковый этап
Исследование недостатков существующей школьной формы.
Цель: Изучить недостатки имеющейся школьной формы, чтобы создать новую, лучшую.
Задачи:
1. Выявить недостатки имеющейся школьной формы.
2. Предложить варианты устранения недостатков.
Методы решения задачи:
Метод обратной мозговой атаки.
Результаты:
Девочкам было предложено выявить недостатки школьной формы нашей школы, а затем попробовать найти способ устранения этих недостатков. Анализируя школьную форму, ученики 9 и 8 классов выявили следующие недостатки:
Серость, скучность костюма.
Скучность дизайна – классическая прямая юбка, юбка со складками, юбка клеш, простая белая рубашка или водолазка, сарафин.
Отсутствие трендов моды.
Вывод:
Нужно внести новые яркие краски в костюм, например синий;
Поработать над дизайном, можно пустить в производство юбку с запахом, что позволит регулировать размер, разнообразить форму.
Внести в форму модные элементы, юбка тюльпан с запахом, свободные блузы, модельный рукав, V-образные складки, разнообразить фасоны жилета.
Исследование классического стиля.
Цель: Изучить классический стиль для более четкой стилизации костюма.
Задачи:
1. Изучить особенности классического стиля;
2. Проанализировать полученную информацию и сделать вывод.
Методы решения задачи:
Поиск, изучение и анализ информации об особенностяхклассического стиля на страницах книг и интернета.
Результаты:
Изучив классический стиль (10,11,12), я узнала, что главное требование данного стиля – сдержанностью и лаконичностью,безупречный крой, идеально подчеркивающий все достоинства женской фигуры, и ткани самого высокого качества. В современном мире различают такие классические направления как английская классика, софт-классика, мягко-классический стиль, классико-романтический, современная классика. Мне, моим одноклассницам, девочкам старших классов ближе классико-романтический.
Признаками классическо-ромонтического стиля являются:
Прямой, прилегающий силуэт;
Цветовая гамма: синий, серый, винный, бежевый, шоколадный, белый;
Принт: клетка, елочка, полоска, цветочный, растительный принт.
В качестве элементов костюма используются брючные и юбочные костюм, юбка, брюки со стрелками, рубашка, блуза, жилет, платье-футляр.
В качестве ткани используется: кашемир, габардин, твид, креп, шелк, хлопок, лен, шерсть, кружево, шифон, фатин, органза, гипюр.
В качестве элементов используются кружево, рюши, оборки, драпировка, воланы, баска, банты.
Вывод: Я буду шить юбку прилегающего силуэта с запахом. Жилет прилегающего силуэта. В качестве материала буду использовать габардин, а блузу прямого силуэта из хлопка.
Первоначальные идеи. Выбор и проработка лучшей идеи.
Создав 6 идей (см. Приложение 2), я показала их ученицам 8-11 классов. Процентное соотношение голосов показано на диаграммах.
Обработать петельки и пуговки, пришить пуговицы.
Сметать односторонние складки и заутюжить, закрыв вытачку
Приметать и притачать пояс
Сметать и стачать вытачки
Вывод:Я буду шить костюм № 6, так как он понравился большинству учениц. Блуза сочетает стиль классический и романтический, в ней выражена нежность, женственность и классическая строгость. Белый цвет, воротничок с закрытой застежкой, длинный рукав с манжетой – атрибуты классики, кружева, складки, сборка – атрибуты романтического стиля. Модельная форма рукава, и складка на спинке и плече добавляет оригинальность. Юбка тюльпан с запахом будет подчеркивать достоинства фигуры. Односторонние складки от бокового среза юбки сделают ее оригинальной. Жилет двухсторонний. С одной стороны застегивается на пуговку, с другой на крючочки. Это даст возможность разнообразить школьные будни. Сделать форму более разнообразной, не нарушая устав школы. Также дают возможность посещать в данном комплекте занятия в школе, кружок, дом детского творчества делают костюм универсальным.
Сметать и стачать вразутюжку, срезы обработать обметывающей строчкой
Сметать и стачать обтачку с юбкой
Обработать швом вподгибку с открытым срезом
Сформировать складку
Приметать и притачать часть воротника
Обработать петельку пришить пуговку
Сформировать складки
Сметать и стачать кокетку и спинку, срезы обработать обметывающей строчкой
Вметать, втачать рукава, срезы обработать обметывающей строчкой
Сметать и стачать вразутюжку, срезы обработать обметывающей строчкой
Сметать и стачать взаутюжку, срезы рукава и обработать обметывающей строчкой
Приметать и притачать манжету
Обработать швом вподгибку с закрытым срезом
Сметать стачать верхний и нижний воротник, вывернуть, отутюжить. Вметать и втачать воротник.
Обработать петельку пришить пуговку
Сметать, стачать одностороннюю складку
Сметать, стачать и вывернуть две части жилета
Сметать и стачать вразутюжку
Сметать и стачать взутюжку
Пришить крючочки
Сметать, стачать детали волана, вывернуть на лицевую сторону. Наметать на нижний срез спинки.
1.4. Окончательный вариант.
Вывод: Блуза прямого силуэта ниже линии бедра, с легким округлением по нижнему срезу. Воротник стоечка с закрытой застежкой пуговицей на с V-образной горловине. На плече две односторонние складки. На спинке округлая кокетка и V-образная декоративная складка. Длинный модельный втачной рукав с V-образная декоративной складкой расширенный от линии груди, со сборкой в манжет без пуговицы. Юбка тюльпан с запахом прилегающего силуэта длиной до колен. Верхний срез юбки декорирован тремя односторонними складками сгибом вверх, по правой части переднего полотнища. Правая часть переднего полотнища декорирована четырьмя пуговицами-застежками, и еще одна расположена на притачном поясе. Жилет двухсторонний. С округлым воротником и застежкой пуговкой с одной части и воротником с односторонней складкой и застежкой крючок с другой. В целом комплект представляет парадную школьную форму.
1.5.Дизайн – спецификация.
Мой костюм должен соответствовать следующим требованиям:
Внесение современных дизайнерских элементов – складок, дизайнерский рукав.
Материал должен соответствовать классическому стилю.
Высокое качество выполнения.
Соответствовать моде.
Соответствие уставу школы.
II глава. Технологический этап.
2 .1. Характеристика материала.
Для изготовления юбки и жилета мне нужен, хорошо драпирующийся качественный материал. Я буду использовать габардин синего цвета. Габардин не растягивается, не деформируется после стирки, способен хорошо сохранять форму, ткань красиво драпируется. Ткань не мнется, устойчива к механическому действию. Материал хорошо пропускает воздух. За изделиями просто ухаживать. (13). Недостаток габардина - легко сыплется на разрезах. Для машинных работ мне так же понадобятся хлопчатобумажные нитки синего цвета № 45. Для ручных работ мне понадобятся хлопчатобумажные нитки белого цвета № 45.
Для изготовления юбки я буду использовать фурнитуру: 5 пуговиц обшитых тканью синего цвета.Для изготовления жилета: застежку – пуговицу, для одной стороны жилета и крючки для второй стороны жилета.
Для изготовления блузы мне нужен ситец белого цвета.
Ситец – не вызывает аллергии, зуда кожи, покраснений. Ситец не линяет, не мнется и не выцветает. Прост в уходе. У ситца высокая гигроскопичность и воздухопроницаемость – ткань впитывает влагу, не позволяет ей оставаться на коже, хорошо пропускает воздух. Он доступен по цене и прост в обработке.
Но материал садится, поэтому перед изготовлением я ткань поглажу с паром.
Также мне нужна кружевная ткань. Она имеет привлекательный вид, интересную фактуру, придает изделию праздничный вид, хорошо пропускает воздух, прекрасно драпируются, прочна. Натуральное кружево экологично, не вызывает аллергии. Но кружевная ткань трудоемка в уходе. Прозрачность материала позволяет использовать его в одежде только в виде отдельных элементов или в сочетании с другими материалами. (14). Для машинных работ мне так же понадобятся хлопчатобумажные нитки белого цвета № 45. Также для изготовления блузы я буду использовать фурнитуру: Застежку - пуговицу белого цвета.
2.2. Конструирование, моделирование, технология изготовления.
Для реализации костюма я сняла мерки, сделала расчеты, чертежи (см. Приложение 3), моделирование (см. Приложение 4), разработала технологическую карту (см. Приложение 5). Для выполнения работы подобрала оборудование и инструменты (см. Приложение 6), грамотно организовала рабочее место (см. Приложение 7). При изготовлении формы соблюдала правила безопасной работы (см. Приложение 8).
III глава. Аналитический этап.
3.1 Экономический и экологический анализ.
Таблица 1
Материальные затраты на изготовление костюма.
Наименование материала |
Количество |
Цена |
Стоимость |
Ткань габардин |
2,5 метра |
250 |
625 |
Ситец |
0,8 метра |
160 |
128 |
Кружевная ткань |
0,7 метра |
700 |
490 |
Пуговка |
6 |
30 |
180 |
Пуговка белая |
1 |
40 |
40 |
Крючки |
2 |
10 |
20 |
Хлопчатобумажные нитки белого цвета |
1,25 шт. |
22 |
5,5 |
Хлопчатобумажные нитки синего цвета |
2 шт. |
22 |
44 |
Итого |
1532,5 |
Средняя зарплата швеи в Нижнем Новгороде 30000 рублей в месяц. При 8 часовом рабочем дне, зарплата в час составит 150 рублей. На изготовление костюма ушло 16 часов, поэтому Роп =150 * 16=2 400 рублей. Амортизационные отчисления от швейной машины производится каждые 5 лет и составляет 20% от стоимости машины (8000рублей), что составит 0, 666 руб. в час, следовательно, 10,66 рублей за 16 часов.
Амортизационные отчисления от ножниц: 120*0,07:12:25:8* 16 =0,056 рублей.
Затраты электроэнергии составит 57,28 рублей.
Итого себестоимость равна 1532,5+2400+10,66+0,056+57,28=4000,50 рубля.
Вывод: Проанализировав стоимость юбок, которые мне понравились рынке и в магазине, я пришла к выводу, что мне понадобиться 1300-2500 рублей на одну юбку. Стоимость блуз от 1500-3500 рублей. Стоимость жилета от 1500-7000 Стоимость моего костюма 4000,50 рубля, что дешевле купленного. При выполнении работы я не использовала инструменты и оборудования, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду. Выбранные технологии не причинили вред моему здоровью и здоровью окружающих, окружающей среде. Изготовленное изделие обладает прекрасными гигиеническими свойствами. Ткань, нити гигроскопичны, не вызывает аллергий, мягки.
Для своего изделия я сделала рекламу (см. Приложение 9).
Заключение
Проделанная мной работа была интересной и познавательной. Я исследовала недостатки имеющейся школьной формы с помощью учениц 8-11 классов, глубже изучила классический стиль, познакомилась с особенностями моделирования юбок и блуз, познакомилась с историей появления формы для девочек. Разработала несколько идей школьной формы с учетом мнения учений 8-11 классов и показала их девочкам. Путем подсчетов голосов выбрала лучший костюм и изготовила костюм в классико-романтическом стиле с современным дизайном складки на юбке и блузу с дизайнерской моделью рукава и складками на плече и спинке. Жилет сделала двухсторонним, что дает возможность разнообразить костюм. Поставленная передо мной цель полностью выполнена.
Костюм понравился ученицам школы, родителям, учителям. На школьной олимпиаде по технологии я заняла 1 место и расчитываю на победу в районе.
План работы на это полугодие я выполнила, изготовила костюм для школы в классико-романтическом стиле. Но у меня есть еще планы и на будущее. Свою работу я представлю на областном конкурсе проектно-исследовательских работ «От истоков до наших дней», а также буду участвовать в олимпиаде на следующий год. Костюм дополню брюками, сделав его более привлекательным для девочек, считающим, что юбки им не идут.
Списка использованных источников и литературы
1.История костюма. 1200-2000 / Дж. Нанн; Пер. с англ. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003
Как шить красиво. - М., «Внешсигма», 1999
Мода и стиль: современная энциклопедия / ред. Коллегия М. Аксёнова и др. – М. : Мир энциклопедий Аванта, 2007
Н. М. Аршавская «Мода, вкус, красота», М.: «Профиздат», 1991
Н.В. Ерзенкова «Искусство красиво одеваться» Рига, 1992.
Энциклопедия. Шитье и рукоделие.- 2-е изд., перераб./(А.Л. Грекулова, А.А. Загребаева); под ред. И.А. Андреева. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,1999
© https://www.livemaster.ru/topic/76671-istoriya-shkolnoj-formy-v-rossii
http://veselajashkola.ru/interesno/kakie-byvayut-stili-shkolnoj-formy/ https://mel.fm/istoriya_obrazovaniya/9381075-uniform
https://odezhda.guru/stil/246-klassicheskij
https://odezhda.guru/stil/246-klassicheskij
https://vplate.ru/stili-odejdy/klassicheskij/
https://moddam.ru/klassicheskij-stil-odezhdy-2020
https://textile.life/fabrics/types/tkan-gabardin-opisanie-sostav-svojstva-dostoinstva-i-nedostatki.html
https://tekstyleeko.ru/pro-tkani/kruzhevnye-tkani-kakie-byvayut-opisanie-uhodu-za-materialom.html.
Приложение 1. Исследование истории школьной формы для девочек в Росси.
Цель: Изучить историю школьной формы для более четкой стилизации юбки.
Задачи:
1. Изучить историю школьной формы для девочек;
2. Проанализировать полученную информацию и сделать вывод.
Методы решения задачи:
Поиск, изучение и анализ информации об истории школьной формы для девочек со страниц интернета.
Результаты:
Точная дата введения школьной формы в России - 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры.
До 1917 года она была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей.
Причинной введения формы стало то, что все учебные заведения были государственными, в государственных учреждениях принято было носить форму. Сначала форма появилась у учителей, затем у учащихся. Форму носили не только в учебных заведениях но и на улице, одевали на торжественные мероприятия. Форма была предметом гордости.
С появлением женского образования, в 1886 году появилась женская форма.
Эта форма была эталоном элегантности и скромности, а в будущем станет основой для школьной формы советских времен (7,8).
Для каждой ученицы было разрешено 3 вида одежды.
Для ежедневного ношения: коричневое шерстяное платье и фартук черного цвета.
Для торжественных случаев: коричневое шерстяное платье, фартук белого цвета, белый кружевной воротничок.
Д ля посещения театров, вечеров: платье любой модели и кроя.
1918-1949 страна не могла позволить себе одеть детей в форму. Появились лозунги о том, что форма лишает свободы, ограничивает ее. И только в 1949 году в поднявшейся с колен Советской республике вводится школьная форма. Для девочек для ежедневного ношения: коричневое платье с белым воротничком и манжетами, фартук черного цвета, коричневые банты на голове. Для торжественных случаев: коричневое платье с белым воротничком и манжетами, фартук белого цвета, белые банты. Самые незначительные эксперименты с формой сурово наказывались администрацией школ. Атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди. Реформа школьной формы 1973 года девочек не коснулась, но мамы-рукодельницы стали добавлять кружева в фартуки дочерей. А к 1980 году изменилась и длина формы – она стала выше колен. В 1984 году появляется тройка синего цвета: юбка трапеция, пиджак с накладными карманами, жилет.
В 1992 году школьная форма была отменена.
С 1 сентября 2013 года администрации образовательных учреждений по приказу В.В Путина получили право устанавливать требования к одежде школьников «в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ».
Сейчас каждое учебное заведение вправе принять свою школьную форму (9).
Приложение 2. Первоначальные идеи.
Перед изготовлением костюм я познакомилась с историей школьной формы с особенностями стиля. Вооружилась советами по учащихся 8-9 классов по устранению недостатков школьной формы. Юбка должна быть синего, а блуза белого цвета как форма 1984 года, но фасон соответствовать моде данного года.
Идея № 1 Идея № 2 Идея № 3
Блуза прямого силуэта, с округлой кокеткой на спинке, от кокетки идет встречная складка на передней полочке от плеча две складки. Горловина V-образной формы. Рукав втачной прямой длинный с вставкой из кружевной ткани, от плеча идет встречная складка. Рукав с манжетой на пуговке. Юбка тюльпан прилегающего силуэта до колен. Запах на левую сторону до линии выточки округлой формы. Правая часть переднего полотнища тоже округлой формы. На притачном поясе две пуговицы для застежки левой и правой части переднего полотнища.
Блуза прямого силуэта, с округлой кокеткой на спинке, на передней полочке от плеча две складки. Горловина V-образной формы Рукав втачной прямой длинный с манжетой на пуговке. Юбка тюльпан прилегающего силуэта до колен. Запах на левую сторону до линии выточки прямоугольной формы. На притачном поясеодна пуговица.
Блуза прямого силуэта, с округлой кокеткой на спинке, на передней полочке от плеча две складки. Горловина V-образной формы. Рукав втачной прямой длинный с вставкой из кружевной ткани, с манжетой на пуговке. Юбка тюльпан прилегающего силуэта до колен. Запах на левую сторону до линии выточки округлой формы. Правая частьпереднего полотнища прямоугольной формы. На притачном поясе две пуговицы для застежки левой и правой части переднего полотнища.
Идея № 4 Идея № 5 Идея № 6
Блуза прямого силуэта, с округлой кокеткой на спинке, от кокетки идет встречная складка на передней полочке от плеча две складки. Горловина V-образной формы с воротником стоечкой с закрытой застежкой-пуговицей. Рукав втачной прямой длинный с вставкой из кружевной ткани, от плеча идет встречная складка. Рукав расширяется снизу и имеет манжет. Юбка тюльпан прилегающего силуэта до колен. Запах на левую сторону до линии выточки округлой формы. Правая часть переднего полотнища тоже округлой формы. На левой части переднего полотнища три односторонние складки от боковой линии сгибом вниз. На притачном поясе одна пуговица для застежки правой части переднего полотнища и еще три на полотнище.
Блуза прямого силуэта, с округлой кокеткой на спинке, от кокетки идет встречная складка на передней полочке от плеча две складки. Горловина V-образной формы с воротником стоечкой с закрытой застежкой-пуговицей. Рукав втачной прямой длинный с вставкой из кружевной ткани, от плеча идет встречная складка. Рукав с манжетой на пуговке. Юбка тюльпан прилегающего силуэта до колен. Запах на левую сторону до линии выточки округлой формы. Правая часть переднего полотнища тоже округлойформы. На левой частипереднего полотнища три односторонние складки от верхнего среза. На притачном поясе две пуговицы для застежки левой и правой части переднего полотнища.
Блуза прямого силуэта, с округлой кокеткой на спинке из кружевной ткани, от кокетки идет складка V-образной формы на передней полочке от плеча две складки. Горловина V-образной формы с воротником стоечкой с закрытой застежкой-пуговицей. Рукав втачной прямой длинный с вставкой из кружевной ткани, от плеча идет складка V-образной формы. Рукав расширяется снизу и имеет манжет. Юбка тюльпан прилегающего силуэта ниже колен. Запах на левую сторону до линии выточки округлой формы. Правая часть переднего полотнища тоже округлой формы. На левой части переднего полотнища три односторонние складки от боковой линии сгибом вверх. На притачном поясе одна пуговица для застежки правой части переднего полотнища и еще четыре на полотнище.
Приложение 3. Конструирование.
Конструирование блузы.
Эстетическое восприятие одежды во многом зависят от правильного расчета конструкции и точности построения чертежей всех деталей изделия.
Таблица 2.
Мерки необходимые для построения чертежа основы плечевого изделия.
Обозначение |
Свои мерки |
Обозначение |
Свои мерки |
Обозначение |
Свои мерки |
Обозначение |
Свои мерки |
Сш |
20 |
Сг(1) |
44 |
Пшс |
17 |
ВПк |
42 |
Ст |
36 |
Сг(2) |
45 |
Дст |
39 |
Вг |
24 |
Сб |
46,5 |
Пшг |
19 |
Ди |
72 |
Дпт |
43 |
Цг |
19 |
Шп |
10 |
Оп |
29 |
Опр |
41 |
Таблица 3.
Расчеты для построения чертежа плечевого изделия.
№ |
Обозначение |
Последовательность построения, назначение отрезка |
Расчетная формула |
На себя |
Построение сетки чертежа |
||||
1. |
ВВ1 |
Определить ширину сетки и ограничить ее прямой |
ВВ1=Сг(2)+2 |
49 |
2. |
ВТ |
Найти положение линии талии и провести ТТ1 |
ВТ=Дст+0,5 |
39,5 |
3. |
ВН |
Определить длину изделия и провести линию низа |
ВН=Ди НН1=ВВ1 |
72 |
4. |
ТБ |
Найти положение линии бедер ББ1 и провести ее |
ТБ=Дст/2-2 |
17 |
5. |
ВВ2 |
Определить ширину спинки и ограничить ее прямой |
ВВ2=Пшс+0,2*4 |
17,8 |
6. |
В2В3 |
Определить ширину проймы В2В3 и ограничить прямой |
В2В3=(Оп+5)/3 |
11,3 |
Построение чертежа спинки |
||||
7. |
ВВ4 |
Найти положение высшей точки В4, |
ВВ4=Пош/3+0,7 |
7,4 |
8. |
ВВ5 |
Провести линию отрезка плавной кривой |
ВВ5=ВВ4/3 |
2,5 |
9. |
В6 |
Найти положение плечевой точки В6 пересечением двух дуг и провести линию плечевого шва В4В6 |
Шп+ 2 из точки В4 ВПк+0,5 точки Т |
12 42,5 |
10. |
В4В* |
Определить положение выточки на плечевом срезе |
В4В*=В4В6/4 |
|
11. |
В*В** |
Через точку В* провести линию, параллельную середине спинки, и отложить длину выточки |
В*В**= 6 |
6 |
12. |
В7 |
Обозначить точку пересечения линии плечевого среза со вспомогательной |
||
13. |
В7Г |
Найти положение линии глубины проймы Г1Г2 |
В7Г=1,5В2В3+2 |
19 |
14. |
Г3 |
Обозначить точку пересечения линии глубины проймы со вспомогательной |
Г3 |
|
15 |
ГГ4 |
Найти низшую точку проймы Г4 |
ГГ4=ГГ3/2 ГГ3=В2В3 |
5,7 |
16 |
Г5 |
Найти контрольную точку Г5 |
ГГ5=В7Г/3+2 |
8,3 |
17 |
Гд |
Построить биссектрису угла Г5ГГ4 |
Гд=0,2ГГ3+0,5 |
2,8 |
18. |
В6Г5дГ4 |
Провести линию проймы через точку В6Г5дГ4 |
||
19. |
ГГ6 |
Через точку Г6 провести границу спинки и переда. Места пересечения обозначить точками Г7, Т2, Б2, Н2 |
ГГ6=ГГ3/3 |
3,8 |
20. |
Т1В8, В8В9 |
Провести прямую; отложить на ней величину ширины горловины. |
Т1В8=Дпт+0,5 В8В9=ВВ4 |
43,5 7,4 |
21 |
В8В10 |
Определить глубину горловины, провести линию горловины кривой. |
В8В10= В8В9+1 |
8,4 |
22. |
Г8 |
Найти на линии Г1Г2 положение центра груди, провести прямую. |
Цг:2= |
9,5 |
23. |
В9Г9 |
Найти вертикальное положение центра грудной железы, Г9. |
В9Г9=Вг; R= Вг Из точки В9 |
24 |
24. |
В9В11 |
Определить раствор основной выточки. Огр. раствор дугой, провести стороны вытачки (точки В9 и В11 высшая точка плечевого шва. |
В9В11=2(Сг2-Сг1)+2 R=В9В11 из т. В9 R=Вг из точки Г9 |
4 24 |
25. |
В12 |
Найти точку В12 |
Г3В12=В7Г |
19 |
26. |
Г10 |
Найти контрольную точку Г10 |
Г3Г10=Г3Г12/3 |
6,3 |
27. |
В13 |
Найти точку В12 пересечением двух дуг; соединить эту точку прями линиями с В11 и Г10 |
R1= Г10 В12 из точки Г10 R2=Шп из т.В11 |
10 |
28. |
В14 |
Провести линию плечевого среза В11В14 |
0,5 |
|
29. |
Построить биссектрису угла Г10Г3Г4 отложить на ней отрезок Г3Гд1 |
Гд1=0,2ГГ3 |
2,3 |
|
30. |
Провести линию проймы через точки В14, Г10,Гд1,Г4 |
Конструирование юбки
Таблица 4.
Мерки необходимые для построения чертежа основы плечевого изделия.
Обозначение |
Свои мерки |
Обозначение |
Свои мерки |
Обозначение |
Свои мерки |
Обозначение |
Свои мерки |
Ст |
36 |
Сб |
46,5 |
Дст |
39 |
Д и |
57 |
Таблица 5.
Расчеты для построения чертежа юбки.
№ |
Обозначение |
Последовательность построения, назначение отрезка |
Расчетная формула |
На себя |
1. |
Т |
Построить прямой угол с вершиной в точке Т |
- |
- |
2. |
ТН |
Отложить длину юбки |
Ди |
57 |
3. |
ТТ1 |
Отложить ширину юбки |
Сб+Пб |
49,5 |
4. |
ТТ1Н1Н |
Достроить прямоугольник |
- |
- |
5. |
ТБ |
Отложить расстояние до линии бедер |
Дст:2 |
18 |
6. |
ББ2 |
Отложить ширину заднего полотнища |
Сб:2 |
23 |
7. |
Т2О |
Поднять линию талии по боку |
п/в=1 |
1 |
8. |
ББ3=Б1Б4 |
Определить положение осевых вытачек |
0,2*Сб |
9,3 |
9. |
Е |
Рассчитать сумму вытачек |
(Сб+3)-(Ст+1)= |
12 |
10. |
Т3Т4 |
Отложить ширину боковой вытачки |
Е:2 |
6 |
11. |
Т5Т6 |
Отложить ширину задней вытачки |
Е:3 |
4 |
12. |
Т7Т8 |
Отложить ширину передней вытачки |
Е:6 |
2 |
13. |
Б2Б5 |
Отложить конец боковой вытачки |
п/в=1 |
1 |
14. |
Б3Б6 |
Отложить конец задней вытачки |
п/в=2 |
2 |
15 |
Отложить конец передней вытачки |
п/в=4 |
4 |
|
16 |
- |
Построить вытачки |
- |
- |
17 |
Построить стороны боковой вытачки |
Прогиб 0,5 |
0,5 |
|
18. |
- |
Отложить подъем осевых линий: боковой вытачки задней вытачки передней вытачки |
Т3Т4:8 Т5Т6:8 Т7Т8:8 |
0,8 0,5 0,3 |
19. |
- |
Достроить вытачки |
- |
- |
20. |
- |
Обвести чертеж |
- |
- |
21 |
- |
Нанести линии баски |
- |
- |
22. |
- |
Расклешить баску. |
- |
- |
23. |
П |
Построить прямой угол с вершиной в точке П |
- |
- |
24. |
ПП1 |
Отложить длину пояса |
2( Ст+1)+ 22 |
96 |
25. |
ПП2 |
Отложить ширину пояса |
5 |
5 |
26. |
ПП1П2П3 |
Достроить прямоугольник |
Построим чертеж.
Конструирование жилета.
Эстетическое восприятие одежды во многом зависят от правильного расчета конструкции и точности построения чертежей всех деталей изделия.
Таблица 6.
Мерки необходимые для построения чертежа основы плечевого изделия.
Обозначение |
Свои мерки |
Обозначение |
Свои мерки |
Обозначение |
Свои мерки |
Обозначение |
Свои мерки |
Сш |
20 |
Сг(1) |
44 |
Пшс |
17 |
ВПк |
42 |
Ст |
36 |
Сг(2) |
45 |
Дст |
39 |
Вг |
24 |
Сб |
46,5 |
Пшг |
19 |
Ди |
65 |
Дпт |
43 |
Цг |
19 |
Шп |
10 |
Оп |
29 |
Опр |
41 |
Таблица 7.
Расчеты для построения чертежа плечевого изделия.
№ |
Обозначение |
Последовательность построения, назначение отрезка |
Расчетная формула |
На себя |
Построение сетки чертежа |
||||
1. |
ВВ1 |
Определить ширину сетки и ограничить ее прямой |
ВВ1=Сг(2)+2 |
49 |
2. |
ВТ |
Найти положение линии талии и провести ТТ1 |
ВТ=Дст+0,5 |
39,5 |
3. |
ВН |
Определить длину изделия и провести линию низа |
ВН=Ди НН1=ВВ1 |
65 |
4. |
ТБ |
Найти положение линии бедер ББ1 и провести ее |
ТБ=Дст/2-2 |
17 |
5. |
ВВ2 |
Определить ширину спинки и ограничить ее прямой |
ВВ2=Пшс+0,2*4 |
17,8 |
6. |
В2В3 |
Определить ширину проймы В2В3 и ограничить прямой |
В2В3=(Оп+5)/3 |
11,3 |
Построение чертежа спинки |
||||
7. |
ВВ4 |
Найти положение высшей точки В4, |
ВВ4=Пош/3+0,7 |
7,4 |
8. |
ВВ5 |
Провести линию отрезка плавной кривой |
ВВ5=ВВ4/3 |
2,5 |
9. |
В6 |
Найти положение плечевой точки В6 пересечением двух дуг и провести линию плечевого шва В4В6 |
Шп+ 2 из точки В4 ВПк+0,5 точки Т |
12 42,5 |
10. |
В4В* |
Определить положение выточки на плечевом срезе |
В4В*=В4В6/4 |
|
11. |
В*В** |
Через точку В* провести линию, параллельную середине спинки, и отложить длину выточки |
В*В**= 6 |
6 |
12. |
В7 |
Обозначить точку пересечения линии плечевого среза со вспомогательной |
||
13. |
В7Г |
Найти положение линии глубины проймы Г1Г2 |
В7Г=1,5В2В3+2 |
19 |
14. |
Г3 |
Обозначить точку пересечения линии глубины проймы со вспомогательной |
Г3 |
|
15 |
ГГ4 |
Найти низшую точку проймы Г4 |
ГГ4=ГГ3/2 ГГ3=В2В3 |
5,7 |
16 |
Г5 |
Найти контрольную точку Г5 |
ГГ5=В7Г/3+2 |
8,3 |
17 |
Гд |
Построить биссектрису угла Г5ГГ4 |
Гд=0,2ГГ3+0,5 |
2,8 |
18. |
В6Г5дГ4 |
Провести линию проймы через точку В6Г5дГ4 |
||
19. |
ГГ6 |
Через точку Г6 провести границу спинки и переда. Места пересечения обозначить точками Г7, Т2, Б2, Н2 |
ГГ6=ГГ3/3 |
3,8 |
20. |
Т1В8, В8В9 |
Провести прямую; отложить на ней величину ширины горловины. |
Т1В8=Дпт+0,5 В8В9=ВВ4 |
43,5 7,4 |
21 |
В8В10 |
Определить глубину горловины, провести линию горловины кривой. |
В8В10= В8В9+1 |
8,4 |
22. |
Г8 |
Найти на линии Г1Г2 положение центра груди, провести прямую. |
Цг:2= |
9,5 |
23. |
В9Г9 |
Найти вертикальное положение центра грудной железы, Г9. |
В9Г9=Вг; R= Вг Из точки В9 |
24 |
24. |
В9В11 |
Определить раствор основной выточки. Огр. раствор дугой, провести стороны вытачки (точки В9 и В11 высшая точка плечевого шва. |
В9В11=2(Сг2-Сг1)+2 R=В9В11 из т. В9 R=Вг из точки Г9 |
4 24 |
25. |
В12 |
Найти точку В12 |
Г3В12=В7Г |
19 |
26. |
Г10 |
Найти контрольную точку Г10 |
Г3Г10=Г3Г12/3 |
6,3 |
27. |
В13 |
Найти точку В12 пересечением двух дуг; соединить эту точку прями линиями с В11 и Г10 |
R1= Г10 В12 из точки Г10 R2=Шп из т.В11 |
10 |
28. |
В14 |
Провести линию плечевого среза В11В14 |
0,5 |
|
29. |
Построить биссектрису угла Г10Г3Г4 отложить на ней отрезок Г3Гд1 |
Гд1=0,2ГГ3 |
2,3 |
|
30. |
Провести линию проймы через точки В14, Г10,Гд1,Г4 |
Построим чертеж.
Приложение 4. Моделирование.
Моделирование блузы.
Наметить положение воротника стоечка
Вытачку закрыть
Наметить положение кокетки
Спецификация деталей кроя.
1дет.
1дет.
*
Наметить положение односторонних складок
Середина сгиб
1
2
1
1
Середина сгиб
1
1
1
1
1
Вытачку открыть
2
1
*
2
Наметить положение декоративной складки
2
3
1дет.
1дет.т.
Оформить линию низа
1
1
1
1
Середина сгиб
1
1
1
4
6
2дет.т.
1
1
2дет.т.
1
1
2
П
2
Наметить линию локтя рукава
олочка.
К
5
окетка.
С
Разрезать и раздвинуть
пинка.
В
1
2дет.т.
оротник.
Рукав
Манжета.
Моделирование юбки.
Наметить положение пуговиц
Наметить положение обтачки
С пецификация деталей кроя.
Вытачки закрыть
Вытачка
2
1
1
3
1
*
2
1дет.
*
2
*
2
1
1дет.
1дет.т.
2
*
1,5
1,5
1,5
Заузить по линии низа
Оформить линии запаха
1
4
1
Сер. сгиб
*
Пояс 1 дет.
1
1
1дет.т.
1
1 .Правая часть переднее полотнище юбки.
5
2 . Левая часть переднее полотнище юбки.
1
3. Заднее полотнище юбки.
4.Пояс
1
5. Обтачка
Моделирование жилета.
Спецификация деталей кроя.
1
Наметить положение воротника
1
Середина сгиб
Наметить положение застежки
2дет.
1
1
Вытачку закрыть
1
Вытачку закрыть
2дет.
1
1
3
*
5
1
2дет.т.
1
Наметить положение рельефной вытачки
2дет.т.
1
1
1
6
2дет.т.
1
Оформить линию низа
2
4
*
Разрезать и раздвинуть
1
1
1
2дет.т.
2дет.т.
1
1
1
7
1
П
1дет.
1
олочка правая часть.
П
1
олочка левая часть.
Б
1
1дет.
1
оковая часть полочки правая часть.
Б
99
1
Разрезать и раздвинуть
на складку
оковая часть полочки левая часть.
С
100
1
1
пинка.
В
1дет.
олан.
В
1
1
ерхний воротник правая часть.
Н
1
ижний воротник правая часть.
Верхний
1дет.
воротник левая часть.
1
8
Нижний воротник левая часть.
Приложение 5. Технология изготовления.
Таблица 8.
Технологическая карта изготовления блузы.
№ п/п |
Последовательность выполняемых операций |
Графическое изображение |
Инструменты |
1. |
Изготовить выкройку. |
Карандаш, линейка. |
|
2. |
Подготовить ткань к раскрою 1. Определить лицевую и изнаночную сторону ткани 2. Определить долевую нить. |
Лицевая сторона |
|
3. |
Раскроить изделие Настелить ткань всгиб. Сколоть кромки ткани булавками. 3. Разложить крупные и мелкие детали, на ткани учитывая: характер рисунка, направление долевой нити, припуски, экономию ткани. 4. Приколоть мелкие и крупные детали. 5. Обвести детали по контуру карандашом. 6. Разметить припуски на обработку. 7. Вырезать детали кроя по линии припусков. 8. Нанести контурные линии и точки. |
Мел, линейка, булавки, выкройка ножницы. |
|
4. |
Подготовить детали кроя к обработке. |
Ножницы, иголки. |
|
5. |
Сметать стачать кокетку и спинку, образуя декоративную складку. |
||
6. |
Сметать, складки на плече, нагрудную вытачку и плечевые и боковые срезы. |
Ножницы, иголки. |
|
7. |
Произвести примерку. |
Зеркало. |
|
8. |
Обработать горловину обтачкой. |
Ножницы, швейная машинка, утюг. |
|
9. |
Стачать вытачки, плечевые и боковые срезы, обработать плечевые и боковые срезы обметывающей строчкой. Швы разутюжить, вытачки заутюжить к центру. |
Ножницы, швейная машинка, утюг. |
|
8. |
Сметать стачать детали рукава. |
Ножницы, швейная машинка, утюг. |
|
9. |
Сметать, стачать рукав. Выполнить две строчки крупными стежками для сборки по нижнему срезу рукава. И собрать сборку. |
Ножницы, швейная машинка, утюг. |
|
10. |
Сформировать декоративную складку на окате рукава и вметать и втачать рукав. |
Ножницы, швейная машинка, утюг. |
|
11. |
Приметать и притачать манжеты. |
Швейная машинка, утюг. |
|
12. |
Сметать стачать и вывернуть детали воротника. Обработать верхний срез спинки воротничком стоечкой. Обработать петельку и пришить пуговку. |
Швейная машинка, утюг. |
|
13. |
Обработать нижний срез блузы швом вподгибку с закрытым срезом. |
Ножницы, швейная машинка. |
|
17. |
Провести влажно тепловую обработку изделия. |
Утюг, гладильная доска. |
Таблица 9.
Технологическая карта изготовления жилета.
№ п/п |
Последовательность выполняемых операций |
Графическое изображение |
Инструменты |
1. |
Изготовить выкройку. |
Карандаш, линейка. |
|
2. |
Подготовить ткань к раскрою 1. Определить лицевую и изнаночную сторону ткани 2. Определить долевую нить. |
Лицевая сторона |
|
3. |
Раскроить изделие Настелить ткань всгиб. Сколоть кромки ткани булавками. 3. Разложить крупные и мелкие детали, на ткани учитывая: характер рисунка, направление долевой нити, припуски, экономию ткани. 4. Приколоть мелкие и крупные детали. 5. Обвести детали по контуру карандашом. 6. Разметить припуски на обработку. 7. Вырезать детали кроя по линии припусков. 8. Нанести контурные линии и точки. |
Мел, линейка, булавки, выкройка ножницы. |
|
4. |
Подготовить детали кроя к обработке. |
Ножницы, иголки. |
|
5. |
Сметать правую боковую часть с правой планкой, левую боковую часть с левой планкой, боковые части со спинкой. Так же поступаем и с внутренней частью. |
||
6. |
Сформировать складку на верхнем воротнике и сметать и стачать верхний и нижний воротник, вывернуть и провести ВТО. |
Ножницы, иголки. |
|
7. |
Левый воротник наметать на левую полочку. Плечевой срез сметать. |
Зеркало. |
|
8. |
Сметать верхний и нижний правый воротник, вывернуть и провести ВТО. Наметать воротник на левую внутреннюю полочку (правую снаружи полочку). |
Ножницы, швейная машинка, утюг. |
|
9. |
Сметать, стачать и вывернуть волан. Провести ВТО. |
Ножницы, швейная машинка, утюг. |
|
10. |
Провести примерку. |
Зеркало. |
|
11. |
Сметать волан с нижним срезом спинки. Стачать боковые части с планками и спинкой. |
Ножницы, швейная машинка, утюг. |
|
12. |
Сметать и стачать внешнюю и внутреннюю часть жилета, наложив две части, лицом друг к другу. Швы временного назначения убрать, уголки подрезать. Изделие вывернуть на лицевую сторону, через небольшую оставленную прорезь. Швы отутюжить. По прорези проложить строчку. |
Ножницы, швейная машинка, утюг. |
|
13. |
Обработать петельки, обшить пуговки тканью, пришить пуговицы, пришить крючочки, сделать петельки. |
Швейная машинка, игла, ножницы. |
|
14. |
Провести влажно тепловую обработку изделия. |
Утюг, гладильная доска. |
Технологическая карта изготовления юбки.
Таблица 10
№ п/п |
Последовательность выполняемых операций |
Графическое изображение |
Инструменты |
1. |
Изготовить выкройку. |
Карандаш, линейка. |
|
2. |
Подготовить ткань к раскрою 1. Определить лицевую и изнаночную сторону ткани 2. Определить долевую нить. |
Лицевая сторона |
|
3. |
Раскроить изделие Настелить ткань всгиб. Сколоть кромки ткани булавками. 3. Разложить крупные и мелкие детали, на ткани учитывая: характер рисунка, направление долевой нити, припуски, экономию ткани. 4. Приколоть мелкие и крупные детали. 5. Обвести детали по контуру карандашом. 6. Разметить припуски на обработку. 7. Вырезать детали кроя по линии припусков. 8. Нанести контурные линии и точки. |
Мел, линейка, булавки, выкройка ножницы. |
|
4. |
Подготовить детали кроя к обработке. |
Ножницы, иголки. |
|
5. |
Сметать односторонние складки на боковом срезе. |
||
6. |
Сметать вытачки и боковые срезы. |
Ножницы, иголки. |
|
6. |
Произвести примерку. Исправить дефекты. |
Зеркало. |
|
7. |
Стачать вытачки, боковые срезы, обработать боковые срезы обметывающей строчкой. Швы разутюжить, вытачки заутюжить к центру. |
Ножницы, швейная машинка, утюг. |
|
8. |
Обработать внутренний срез обтачки обметочной строчкой, сметать и стачать обтачку с правой частью переднего полотнища. |
||
9. |
Обработать боковой и нижний срез левого переднего полотнища и нижний срез заднего полотнища швом в подгибку с открытым срезом. |
Ножницы, швейная машинка, утюг. |
|
10. |
Произвести примерку. |
Зеркало. |
|
11. |
Обработать верхний срез юбки притачным поясом. |
Швейная машинка, утюг. |
|
12. |
Обработать петельки, обшить пуговки тканью пришить пуговицы. |
Швейная машинка, игла, ножницы. |
|
13. |
Провести влажно-тепловую обработку. |
Утюг, гладильная дока. |
Приложение 6. Характеристика оборудования.
Ножницы:
Нужны закройные ножницы для выполнения выкройка, раскроя, и маленькие или универсальные ножницы для обрезания нитей. Ножницы должны закрываться без резкого звука, а их лезвия – хорошо резать по всей длине.
Иголки:
Нужны тонкие иголки для ручных работ. Иглы должны быть острыми, упругими, неломкими, гладкими.
Сантиметровая лента:
Лента нужна для снятия мерок с фигуры. Лента мягкая, с нанесенными на ней сантиметровыми и миллиметровыми делениями. Длина ленты равна 150 см.
Булавки:
Булавки – это иглы с головками. Они нужны при раскрое для скрепления частей ткани, для переноса выкройки на ткань, для складывания деталей в процессе сметывания. Они должны быть тонкими, острыми, упругими, неломкими, гладкими.
Портновский мел:
Мел нужен при раскрое, для нанесения контурных линий, припусков. Для моей ткани понадобится белый мел.
Электрическая машина «JANOME»:
Электрическая машина нужна для выполнения машинных швов, обработки срезов изделия обметывающей строчкой.
Утюг:
Утюг необходим для влажно-тепловой обработки.
Гладильная доска:
Гладильная доска необходима для влажно-тепловой обработки.
Приложение 7. Организационная часть.
Рабочее место для выполнения машинных работ – это стол, на котором установлена швейная машина и разложены необходимые инструменты, приспособления и детали швейного изделия.
Рабочее место для выполнения ручных работ – это стол, на котором расположены необходимые инструменты, приспособления и детали швейного изделия.
Рабочее место должно быть удобным. Стол должен стоять так, чтобы свет падал с левой стороны или с переда. На столе должны находиться только обрабатываемые детали, инструменты и приспособления, которые нужны для выполнения данной технологической операции. Нитки можно хранить в шкатулке. Инструменты в специальной коробке. Инструменты и приспособления удобно располагать с правой стороны стола, а материалы слева. При выполнении ручных работ и работе на швейной машине очень важна правильная посадка. Следует сидеть прямо, слегка наклонив корпус и голову вперед. Ноги должны опираться всей ступней на пол или подставку. Расстояние между работающим и машиной должно составлять 10-15 см. Расстояние от глаз до обрабатываемого предмета должно быть около 30 см. Нельзя опираться грудью о стол. Нельзя близко наклоняться к движущимся частям машины. Необходимо следить за правильным положением рук. Кисти рук располагают на платформе машины, локти на одном уровне со столом. После окончания работы необходимо убрать рабочее место.
Приложение 8. Техника безопасности.
Техника безопасности с иголкой:
1. Хранить в определенном месте (игольнице), пересчитать иголки перед началом и после окончания работы, сломанную иглу не бросать на пол.
2. Не брать иголку в рот, не вкалывать иглу в одежду.
3. Не работать с ржавой иглой, не делать резких движений с иглой.
Техника безопасности с ножницами:
1. Хранить в определенном месте с сомкнутыми лезвиями.
2. Во время работы ножницы необходимо класть справа от себя, кольцами вперед, лезвия должны быть сомкнуты.
3. Передают ножницы сомкнутыми, кольцами вперед.
Техника безопасности на швейной машине с электрическим приводом:
1. Правильно надеть спецодежду.
2. Убедится в исправности изоляции токоведущих проводов и арматуры.
3. Проверить, не остались ли булавки в сшиваемом изделии.
4. Быть внимательной и осторожной при работе с движущимися частями машины. Не тянуть ткань при шитье.
5. Не оставлять машину включенную в сеть без присмотра, выключать из розетки за вилку корпуса.
Техника безопасной работы с утюгом.
1. Убедится в исправности изоляции токоведущих проводов.
2. Быть внимательной и осторожной при работе, не дотрагивайтесь руками до горячей поверхности. Ставить утюг на специально отведенной металлической платформе. Выключать из розетки за вилку корпуса.
Приложение 9. Реклама.
Если ты умеешь шить,
И следишь за модой,
Сможешь будни превратить
В праздник, красок сочных.