Точечная роспись по стеклу и керамике

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Точечная роспись по стеклу и керамике

Лотоцкая М.П. 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"
Арефьева Л.П. 1Смыслова О.С. 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Актуальность исследования

Точечная роспись - это особый вид рисования, когда рисунок создаётся из точек. Точки собираются в фигуры и линии, и в результате всё выглядит очень интересно – как бисерное плетение или наклеенные по рисунку стразы.

Точка – это самый простой штрих, который может оставить палочка, соломинка или палец. Первобытные люди рисовали, опуская палочку или палец в краску, а затем переносили капельку на стену пещеры или на предмет утвари. И из отдельных точек постепенно складывался узор.

Сегодня точечная живопись является одним из популярнейших направлений в искусстве и творчестве по всему миру. У нее множество названий: «point-to-point» (от английского выражения «точка к точке») или «роспись Пике» (от французского слова piqué – «стеганый»), «дот арт» (от английского dot - «точка, пятнышко» и art - «искусство, творчество»),  пуантилизм и т.д.

Выбрала я эту тему неслучайно. С самого детства моим любимым занятием было рисование. Однажды на мастер-классе в Доме ремесел г. Грайворона я принимала участие в точечной росписи посуды с помощью ватной палочки. Мне очень понравилось. Я заинтересовалась, пробовала рисовать точечные рисунки фломастерами, цветными карандашами. Эта техника так меня увлекла, что я захотела изучить ее подробнее. Интересовалась у взрослых и одноклассников, знают ли они что-нибудь о такой технике.

Цель моей работы: Освоение росписи в технике "Point-to-Point".

Гипотеза: Точечная роспись Point to Point сегодня является одним из наиболее эффектных, а потому и востребованных видов декорирования.  

 Задачи:

- узнать историю данной техники;

- рассмотреть современные направления и виды техник росписи по стеклу и керамике;

- познакомиться с материалами и инструментами для работы;

- освоить технику росписи по стеклу и керамике.

- бобщение и анализ результатов исследования.

Объект исследования: декоративно-прикладное искусство.

Предмет исследования: техника росписи по стеклу и керамике.

Методы исследования:

1) встреча с мастерами по росписи;

2) изучение литературы;

3) просмотр мастер-классов по интернету;

4) практический - роспись по стеклу и керамике в технике "Point-to-Point".

Глава І.

Теоретическая часть. Техника точечной росписи.

История техники

Техника точечной росписи известна давно. Изначально точку как средство и основу рисунка использовали в чеканке. Потом же она стала называться капельной, потому что краску набирали в соломинки и наносили «накапывая» на рисунок. Такая техника характерна для Персии и Индии, Африки и Таиланда. Возможно, первыми точечную роспись придумали австралийские аборигены, которые использовали эту технику для того, чтобы передать через поколения свое послание об их истории, укладе жизни, победах и поражениях. Приложение 1

Особенностью точечной росписи является значение размера точки, расстояние между ними, цветовые сочетания. В Индии широко распространена техника узелковой окраски ткани, так называемая бандхана, при которой узор на материи похож на мелкие неровные точки. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов. Можно говорить не о прямом заимствовании из Индии, а скорее о совершенствовании давно знакомой индонезийцам техники. Через множество товарно-хозяйственных записей известно, что индийские набивные ткани были предметом активного экспорта на Суматру и Яву в Средние века. Приложение 2

Из стремления воспроизвести понравившиеся узоры в собственной технике возник типично яванский прибор - чантинг (джаньтинг) - маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор. Приложение 3

Точка использовалась с древних времён и в менди, нательная роспись хной, пришедшая к нам из Индии и Северной Африки и до сих пор популярна в этих странах. Также точечную роспись использовали в Китае. Сейчас это уже сформировавшаяся точечная роспись, которая увлекает все больше и больше людей легкостью, изяществом и красотой рисунка. Эта техника позволяет декорировать одежду, обувь, предметы интерьера. Для работы в этой технике используются краски, которые подбираются в соответствии с тем, на каком материале будет выполняться работа (по стеклу, керамике, дереву...). На западный манер точечную роспись стали называть еще росписью point-to-point, от английского point - точка.Приложение 4

Но ведь, что  интересно прослеживается и сходство точечной росписи с техниками русских (!) цветных эмалей  с 1175 года. Правда, в те времена все виды художественных эмалей имели другое название - «финифть». И только в XIX веке «финифть» стали называть «эмалью». Приложение 5

Австралийские росписи со времён открытия Зелёного континента очень заинтересовали европейских искусствоведов и художников. Поэтому точкам нашлось место и в серьёзной живописи. Точками писали свои картины Ж.-П. Сёра, П. Синьяк, Л. и К. Писарро. Точки, сливаясь в общую картину, создают невероятной красоты пейзажи. Приложение 6

Стили рисования

Точечная роспись контурами прошла свой путь развития от наскальных рисунков аборигенов до современного модного искусства. Исходя из разнообразия возможностей применения данной техники рисования, она разделилась на несколько стилей.

Пуантилизм

Название происходит от французского слова «Pointilisme»-точечность и «Point»-точки. Это самый востребованный стиль, которые применяется как в живописи, так и в повседневной графике. В первом варианте используют круглые или прямоугольные мазки кисти. Краски при этом не смешиваются, чтобы создать переходный оттенок. Он воспроизводится при помощи точек, которые позволяют нарисовать иллюзию объема, а также передать световую тень. Именно в этой технике и работал художник в 19 веке Поль Синьяк. Приложение 7

Дот арт

Название этого стиля образуется от 2 английских слов: «Dot» и «Art», что в переводе означает точка и искусство. Это направление более современное. В нем точки используются для создания объемного рисунка. Также, в дот арт есть направление «Точечный гиперреализм». Его используют для создания рисунка, который похож на настоящую фотографию. Чтобы достичь такого реалистичного эффекта, нанесение точек потребует большого мастерства и кропотливой работы. В этом стиле работает современный художник М. Эндара. В простых проявлениях дот-арт используют в дудлинге и зентанге для нанесения орнамента. Приложение 8

Поинт-ту-поинт

Этот стиль подразумевает именно точечную роспись. В переводе с английского, он переводится как «точка к точке».  Поинт-ту-поинт – это техника декорирования при помощи нанесения точек. От пуантилизма его отличие состоит в том, что точки наносятся по определенным линиям, которые и образуют единый орнамент. Зародилось это направление в племенах Африки, Австралии и Полинезии. Этой технике могут обучаться как взрослые, так и дети. Поинт-ту-поинт можно увидеть на расписных шкатулках, посуде, предметах интерьера, кошельках. Приложение 9

Дотворк

Название этого стиля происходит от 2 английских слов «Dot» и «Work», которые переводятся на русский как точка и работа. Помимо этого, дотворк является направлением в искусстве татуажа. Существуют тысячи эскизов тату, которые выполнены в виде геометрических фигур, мандал и растений. Приложение 10

Рисование по точкам

Это направление знакомо многим людям по детским развивающим прописям, где после обведения точек они сливаются в единый рисунок. Дот арт можно увидеть в элементах макияжа и в простых абстракциях.

Помимо этого, точечная роспись имеет немало ответвлений. Хохломская роспись является одним из направлений точечной росписи. Исключение лишь составляет техника нанесения рисунка. Если в точечной росписи элементы будут в виде капли, то в хохломской - мазки при помощи кисти. Приложение 11

 Еще одно ответвление - роспись на камнях. Используется для оформления как декора, так и приусадебного участка.

Сейчас под точечной росписью понимают именно роспись акриловыми контурами, хотя бы потому, что это самый лучший и распространенный материал для такого творчества. Но и составление рисунков точками с помощью других материалов тоже подпадает под определение точечной росписи. Можно просто взять старый фломастер с тонким кончиком, обмакнуть его в любую акриловую краску, и начать ставить точки на бутылке/тарелке/блокноте и т.д. Это тоже точечная роспись. Приложение 12

Правила точечной росписи

Чтобы любая точечная роспись контурами эффектно смотрелась на поверхности, как на работах именитых мастеров, важно соблюдать несколько правил:

Выбранная для нанесения поверхность должна быть гладкой, чистой и ровной.

Изделие обязательно нужно обезжирить, чтобы предотвратить растекание красителя.

Точечная роспись бутылок, как и других предметов, может наноситься самыми разными красителями и инструментами. Некоторые подходят для большинства материалов, тогда как другие являются узкоспециализированными.

Для создания красивых узоров можно пользоваться трафаретами либо самостоятельно рисовать эскизы.

Начинать работу принято с середины узора.

В некоторых техниках используются только основные цвета – красный, желтый и синий. Человеческий глаз оптически смешивает, находящиеся рядом, точки, поэтому визуально картина имеет множество оттенков.

Что нужно для точечной росписи?

Рисовать точками могут как взрослые, так и дети. Точечная роспись для начинающих предполагает подготовку нужных материалов и инструментов:

хорошо освещенное и удобное рабочее место;

саму поверхность для нанесения узора;

составы для грунтования;

лаки;

специализированные краски или их заменители;

инструменты для нанесения красок;

растворители, например, уайт-спирит;

салфетки для промакивания;

трафареты или нарисованные самостоятельно эскизы.

Материалы для точечной росписи

При правильной подготовке точечная роспись может наноситься на любую ровную поверхность: дерево, керамику, стекло,ткань.

Разница будет в технологии подготовки поверхности перед работой:

Гладкие материалы, такие как стекло, кафельная плитка и покрытая глазурью керамика, обязательно сначала обезжириваются, а затем покрываются специальным праймером для гладких поверхностей. Он улучшает сцепление краски и не позволяет ей откалываться при малейшем повреждении.

Металлические изделия покрываются специальными цветными грунтами с антикоррозийной составляющей.

На пористые поверхности, такие как дерево, картон, керамику без глазури, листы МДФ И ДВП наносятся специальные грунты на основе акриловой дисперсии, которые выравнивают поверхность и снижают расход краски при работе.

Точечная роспись по ткани тоже требует предварительной подготовки. Материал нужно постирать и отгладить. Грунтовать можно специальными промышленными составами для ткани или слабым раствором желатина.

Инструменты для точечной росписи

Основными инструментами, которые всегда должны быть под рукой у мастера, являются:

Тонкий карандаш или специальный исчезающий маркер для разметки пространства и нанесения основных элементов контура.

Дотсы для точечной росписи – это специальные металлические или пластиковые палочки, наконечниками которой являются металлические шарики разного диаметра. Его обмакивают в краску и ставят ровную точку на поверхности. Мастера точечной росписи стараются обходиться без такого инструмента, нанося узор специальным тюбиком с краской – контуром. Приложение 13

Влажные салфетки и губки для промакивания инструментов, удаления неудачного элемента.

1.4.3.Краски для точечной росписи

Профессиональная точечная роспись вазы или других предметов наносится специальными красками – контурами. Это акриловый состав определенной густоты, который находится в тюбике с длинным заостренным носиком. Рисуют мастера непосредственно им. Большинство составов делятся на:

Акриловые краски-контуры для стекла и керамики. Однако мастера используют их для рисования на любой твердой поверхности.

Эмалевые красящие составы для металлических предметов.

Тканевый акрил. Он более жидкий и менее устойчив к истиранию.

Качественные контуры от известных импортных производителей стоят относительно дорого, поэтому начинающие мастера могут заменить их на:

Обычные акриловые краски, которые доводятся до нужной консистенции. Некоторые умелицы помещают их в старые тюбики от контуров или пластиковые конусы с отверстием нужного диаметра.

Детям для обучения азам точечной росписи в художественных школах сначала выдаются обычные маркеры или фломастеры. С их помощью можно научиться силе нажима и методике построения точечного рисунка.

Жемчужные краски в тюбиках или так называемые 3D-гели, позволяющие ставить объемные точки.

Трафареты для точечной росписи

Не каждый мастер способен импровизировать в процессе работы, создавая рисунок, отталкиваясь от формы изделия. Если трудно самостоятельно определиться с узором, то можно воспользоваться специальными трафаретами:

Для непрозрачных изделий их изготавливают самостоятельно из канцелярского пластика, вырезая нужный контур. В художественных магазинах можно приобрести такой трафарет за вполне скромную цену.

Точечная роспись по стеклу может проводиться по любому орнаменту, закрепленному с задней стороны изделия. Приложение 14

Узоры для точечной росписи

Черпать вдохновение и подсматривать красивые узоры для росписи тарелок точечной техникой можно:

- изучая схемы вышивки крестиком, вязания или мозаичного бисероплетения;

- копируя красивые орнаменты на тканях или кружевных вязаных салфетках;

- рассматривая этнические мотивы на изделиях народных промыслов;

- приобретя декупажные карты.

Как научиться точечной росписи?

Если сначала роспись точками выглядит трудным занятием, то в процессе первой работы становятся понятны все нюансы:

Начинать всегда нужно с обезжиривания и грунтования поверхности, подготовки всех нужных материалов.

После того, как грунт полностью просох, точечная роспись кружки или другого предмета начинается с пробы краски на черновой поверхности. Для этого выбранным инструментом или самим контуром нужно попробовать ставить точки одинакового диаметра так, чтобы краска не расплывалась.

После некоторой тренировки на поверхность наносится контур будущего изображения или закрепляется трафарет.

Краски нужно наносить аккуратно, периодически давая подсохнуть участку, переворачивая рисунок и работая на другой его стороне.

Если узор начинает смазываться, то дефект устраняется салфеткой или ватной палочкой, смоченной в растворителе.

После нанесения узора краскам нужно время для полного высыхания. Завершается все нанесением лака.

Техника рисования

Контур в руке располагают как ручку: обхватив тремя пальцами и держа примерно за середину. К декорируемой поверхности подносят перпендикулярно или с небольшим наклоном. Под сильным наклоном точки будут наплывать и сливаться в одну линию. Рука рисует с опорой на стол, но с осторожностью, избегая размазать невысохшие участки. Поблизости необходимо держать салфетку, губку или тряпочку для периодического удаления скопившейся на кончике тюбика краски. 

Как набить руку?

Сразу приниматься за роспись любимой вещи – опрометчивый шаг. Новичок почти со стопроцентной вероятностью испортит работу подтеками, смазанными пятнами, асимметрией. Для начала нужно потренироваться несколькими способами:

В обычной тетради в клетку, оттачивая умение точковать через одинаковое расстояние. Оптимальное расположение поинтов: маленьких - 4 штуки, больших - 1 штука на клеточку.

Перейти на чистый лист бумаги и выполнять пунктиры по тому же принципу.

Рисовать пробные картинки на цветном картоне. Образцы можно брать из интернета. 

Элементы

Самый простой элемент - прямые линии. Могут быть из более сосредоточенных поинтов, на мелком расстоянии или наоборот, с большей амплитудой. Более сложный и интересный вариант – постепенные переходы от маленьких к крупным точкам в пределах одной линии. 

Двойные и тройные линии с расположением точек в шахматном порядке дают плотное покрытие холста и насыщенный рисунок.

Зигзаги, меандры и волны позволяют создавать фантазийные узоры, разные виды тесьмы и окантовки, вносят разнообразие в композицию.

Видоизмененная форма точек (капли, запятые) придают фактуру и глубину, благодаря которым работа выглядит сложнее и профессиональнее.

Для ровного фантазийного орнамента удобно использовать трафареты. Заготовки с вырезами в форме любых узоров можно купить или сделать самостоятельно. Во втором случае придется вспомнить детство и вырезание снежинок из бумаги. Трафареты делают по аналогичному принципу: лист в несколько сложений прорезают в произвольных местах и в развернутом виде получают идеально симметричную композицию. Арты будут получаться ровными, без смещения центра.

Варианты узоров

Схемы можно быстро найти в интернете. Среди многообразия образцов заметно выделяются несколько групп.

- Геометрический орнамент - самый простой для начинающих, только изломанные под разными углами штрихи, геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).

- Растительные мотивы - листики, веточки, цветы. Требуют большего опыта и сноровки.

- Фантазийные узоры - переплетение разных элементов в одном арте. Могут напоминать индийскую роспись, фантастические цветы и т.п.

- Имитация кружева - выполняется белой или бежевой краской и напоминает кружевное полотно.

- Простые рисунки - животные, герои мультфильмов, силуэты насекомых и птиц, космических объектов, предметов быта.

Глава II. Практическая часть

2.1. Анкетирование среди одноклассников.

Изучив историю возникновения точечной росписи, решила выяснить у одноклассников, что они знают по теме моего исследования и провела анкетирование. Вопросов было 6, опрашиваемых 21 одноклассник. Результаты опроса я представила в таблице. Приложение 15

Анализируя ответы одноклассников, я выяснила, что о росписи посуды знают из школьной программы по ИЗО 3 класса, 4 ученика видели на мастер-классе как расписывают посуду. О точечной росписи не знает никто, но хотелось бы узнать о такой необычной росписи. В своей работе я решила рассказать об особенностях точечной росписи. Убеждена в необходимости изучения приемов росписи стеклянной и керамической посуды, создания своих рисунков на бумаге и на посуде и по возможности увлечь своих одноклассников и друзей к этой интересной и увлекательной работе. Выяснить востребована ли такая роспись в настоящее время.

2.2. Практическая работа

2.2.1. Подготовка для выполнения практической работы:

1) познакомилась со статьями в интернете и изучила правила росписи;

2) просматривала в интернете мастер-классы мастеров по точечной росписи по стеклу и керамике;

3) посетила Дом ремесел г. Грайворона, встретилась с Народным мастером Белгородской области Вакуленко Н.Е.; Приложение 16

4) приготовила все необходимые материалы, инструменты и краски для росписи по стеклу и керамике. Приложение 17

2.2.2. Выполнение упражнений:

1) Училась азам точечной росписи обычными маркерами или фломастерми, отрабатывала силу нажима и методику построения точечного рисунка. Приложение 18

2) На листочках в клетку закрепляла умение ставить точки через одинаковое расстояние. Оптимальное расположение поинтов: маленьких - 4 штуки, больших - 1 штука на клеточку, выполняла пунктиры и различные линии по тому же принципу. Приложение 18

3) Рисовала пробные картинки на цветном картоне и на стекле. Образцы брала из интернета. Приложение 19

4) Роспись недорогой стеклянной посуды проводила одним цветом по орнаменту, закрепленному с задней стороны изделия. Приложение 20

5) Работала со схемами на цветном картоне. Составляла различные цветные узоры из точек различной величины. Приложение 21 При росписи использовала дополнительные инструменты. Например, дотс - инструмент для маникюра, металлический стержень с маленьким наконечником-шариком. Чередовала ряды с мелкими и крупными точечками. При выборе цветов останавливалась на контрастных оттенках - выглядит ярче и интереснее.

2.2.3. Роспись стеклянной и керамической посуды с помощью акриловой краски контуров

Исходя из назначения акриловых акриловой краски и контуров (по ткани и коже, дереву и пластику, стеклу и бумаге), украшать можно любой предмет обихода. Обычно в ход идут дамские аксессуары: обложки для паспорта, кошельки, сумочки-клатчи, чехлы для телефона.

Но моей целью было освоить роспись посуды. Тарелки и кружки, стаканы, банки для сыпучих и вазы Красивую узорчатую баночку для кухни можно сделать из обычной стеклянной банки или оставшейся из-под кофе. Расписными тарелками можно пользоваться по прямому назначению или украсить стену.

1) Роспись одним (двумя) цветами контуром и акриловыми красками при помощи дотсов. Приложение 22

2)Роспись цветной керамической посуды с использованием подручных инструментов (карандаша, деревянных палочек разной толщины и зубочисток) Приложение 23

Украшение кружки и тарелки

Чем больше разных элементов в одной работе, тем интереснее выглядит результат. Отличный способ создать оригинальный подарок для близких - расписать обычную кружку или пару (кружку и тарелку). Подходящий эскиз или надпись распечатывают и переносят на керамику с помощью кальки и мягкого простого карандаша. Нанесенную линию покрывают точками нужного оттенка. Наиболее богато смотрятся варианты с эффектом металлик, особенно в золотых и серебряных оттенках. Работа кропотливая и требует усидчивости, но для обведения простого эскиза достаточно нескольких минут, меньше часа. Кружевное точкование дополняет узор.

Роспись стеклянной вазы узором собственного сочинения.

Верхнюю и нижнюю часть вазы украсила крупными точками и мелкими точками. По всей поверхности вазочки распределила крупные и мелкие цветы. Промежутки заполнила золотистыми точками. Вазочка получилась яркой и красивой. Приложение 24

Мастер-класс

В конце своего исследования я провела мастер-класс для одноклассников. С помощью презентации и демонстрации готовых работ познакомила с точечной росписью Point to Point. Дети с удовольствием меня слушали и рассматривали мои работы. Предложила ребятам выполнить точечную роспись с помощью маркеров и фломастеров. Дети выбрали себе рисунок животного и работа закипела. Получилось очень красиво. В конце занятия оформили творческий проект «Рисование точками», поместили его на выставке в фойе. Дети с интересом рассматривали наши работы. Приложение 25

Заключение

Точечная роспись является одним из самых популярных и древних способов декорирования изделий. В настоящее время роспись не потеряла своей актуальности. На основе изучения различной литературы и собственного опыта декорирования изделий в технике точечной росписи были выявлены основные особенности данной техники. Она дает возможность декорировать посуду, одежду, обувь, предметы интерьера. Для работы в этой технике используют специальные контуры и акриловые краски, которые подбираются в зависимости от того, на каком материале будет выполняться работа. Техника точечной росписи положительно способствует развитию многих психических процессов: памяти, внимания, воображения, а также хорошо развивает моторику рук, координацию в пространстве, глазомер.

В практической части моего исследования была расписана стеклянная и керамическая посуда. Техника точечной росписи позволяет создавать авторские предметы интерьера, которые смогут стать прекрасным украшением дома или же великолепным подарком, который приятно будет получить каждому человеку.

Практическая значимость: материалы исследования можно использовать для организации выставки, проведения тематических классных часов, на уроках изобразительного искусства и технологии. Декорированные изделия можно подарить родным и друзьям.

Вывод

Гипотеза о том, что точечная роспись Point to Point сегодня является одним из наиболее эффектных, а потому и востребованных видов декорирования подтвердилась.  Цель по изучению истории техники "Point-to-Point"и освоению росписи по стеклу и керамике достигнута.

7. Список используемой литературы:

Н.Г.Воробьева. Точечная роспись – М.: АСТ-Пресс, 2012. 20

Myтер Р. История живописи от средних веков до наших дней. Пер. с нем. – Т. 2. – М.: АСТ, 1914. – 104 c.

Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия / Под ред. Б.В. Иогансона. – Т. 1. – М.: Советская энциклопедия, 1965. – 201 c.

История точечной росписи по стеклу http://allworldart.ru/wp content/uploads/2016/01/Точечная-роспись-на-стекле.pdf

Точечная роспись контурами. Схемы, трафареты для начинающих, геометрические фигуры

Приложения:

П риложение 1

П риложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

     

П риложение 7

П риложение 8

П риложение 9

П риложение 10

П риложение 11

П риложение 12

П риложение 13

П риложение 14

Приложение 15

№ п/п

Вопросы

Да

Нет

 

Хотели бы вы расписывать посуду?

16

5

 

Видели ли как расписывают посуду?

4

17

 

Когда-нибудь пробовали сами создать рисунок на посуде?

0

21

 

Известны ли вам какие либо художественные росписи посуды? Если да, то какие?

19

2

Гжель

9

Хохлома

15

 

Видели ли вы посуду, расписанную цветными точками?

1

20

 

Хотели бы узнать о такой необычной росписи

21

0

 

Всего опрошено 21 человек

П риложение 16

Приложение 17

Приложение 18

     

Приложение 19

П риложение 20

П риложение 21

Приложение 22

Приложение 23

Приложение 24

 

П риложение 25

Приложение 25

13

Просмотров работы: 423