Печные изразцы

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Печные изразцы

Горчакова А.К. 1
1БОУ г. Омска гимназия 19
Бабикова Н.В. 1
1БОУ г. Омска гимназия 19
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

С ранних лет я начала увлекаться лепкой: сначала это был кинетический песок, затем тесто и пластилин, а позднее я познакомилась с глиной. Из всех материалов для лепки – глина, пожалуй, самый удивительный, ведь она является уникальным природным даром.

В прошлом году я написала исследовательскую работу по теме: «Живая глина» (см. приложение рис.1). В результате, я выяснила, какие существуют материалы для лепки, техники, как правильно выбрать глину, узнала, что глина является самым распространённым материалом.

В практической части своей исследовательской работы я поняла, как правильно выбрать глину и, опираясь на проведённые опыты, смогла выбрать лучший вариант глины для моделирования на гончарном круге, создала много глиняных изделий. Я провела мастер-класс по лепке для своих одноклассников и анкетирование, из которого я поняла, что смогла увлечь своим хобби. В результате проделанной работы я доказала, что смогу изучить разные техники работы с глиной, научить своих одноклассников и заинтересовать их.

Работая с этой темой, я решила, что буду продолжать изучение новых для меня техник лепки из глины.

Мне нравится узнавать все новое, книги дарят эту возможность. Конечно, я люблю сказки! Ведь, читая, я попадаю в удивительный, волшебный и таинственный мир. В сказках совершаются необычные чудеса и превращения, в них всегда добро побеждает зло. Я обратила внимание, что во многих русских сказках встречается образ печи (см. приложение рис. 2,3,4). Однажды, читая книгу Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», я встретила:

«…в светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой…» [10], [11]

и мне стало интересно, что означает «…печь с лежанкой изразцовой…»? Что такое изразцы? Какое значение печь имела в жизни человека? Почему стремились украсить печь изразцами? Для чего они нужны? Как создавались и кем? Используют ли изразцовые печи сейчас? Могу ли я увидеть изразцы в своём городе? Чтобы картина была более полной, я обратилась к другим произведениям народного творчества: пословицам, поговоркам, загадкам, а также к другим источникам информации: энциклопедиям, словарям, интернету. В итоге все объединилось в одной теме – «Печные изразцы».

Мне стало интересно, хотелось бы моим одноклассникам познакомиться с еще одной техникой работы из глины? Знают ли они, что такое изразцы? Для этого я провела анкетирование (см. приложение анкета 1). В опросе участвовало 24 человека в возрасте 8 лет. Из них на первый вопрос положительно ответили 19 человек, на второй 1 человек, на третий 21 человек, на четвёртый 9 человек, на пятый 1 человек (см. приложение диаграмма 1). По результатам анкетирования я пришла к выводу, что дети не знают, что такое изразец и изразцовая печь, любят сказки, но мало знают какую роль играла печь в жизни людей.

Цель: узнать, как делали изразцы в старину, сделать изразец по традиционным технологиям и заинтересовать одноклассников.

Задачи:

Изучить литературу по теме “Печные изразцы”

Рассмотреть древнюю изразцовую печь или старинный изразец

Ознакомиться с техникой изготовления изразцов по старинной технологии

Создать изразец своими руками

Провести мастер класс для одноклассников

Сделать выводы

Гипотеза: предположим, что в ходе данного проекта я смогу сделать изразец по традициям старины.

Объект исследования: изразцовое искусство

Предмет исследования: изготовление печного изразца

Методы исследования:

Работа с источниками информации

Наблюдение

Анкетирование

Беседа со специалистами

Построение диаграмм, таблиц

Анализ

Синтез

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Ремесло на Руси всегда широко отражало народный быт, его обычай и жизнь. Также и изразцовое искусство.

1.1. История изразцового искусства

Вот, какие определения изразцов нам дают словари:

ИЗРАЗЦЫ (кафель) - керамические плитки для облицовки стен, печей и т.д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью, не глазурованными. С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления во вкладке [8] (см. приложение рис 5).

ИЗРАЗЦЫ – декоративные плитки из обожженной глины, покрытые цветной глазурью. Сформированные изразцы высушивают, а затем обжигают при температуре 1150 °C. [20].

ИЗРАЗЕЦ - произошло от русского “образить”. Глиняная обожженная плитка с румбой для крепления в стене или печи [7]

ИЗРАЗЦЫ - керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен. Имеют с обратной стороны вид открытой коробки для крепления вкладки. Бывают гладкими рельефными, покрытыми глазурью и не глазурованными. Изготавливают изразцы из пластичных глин вручную или в деревянных формах им дают подсохнуть и затем обжигают в печах при температуре 1150 °C. В России известны с восьмого века. Они появились практически одновременно в разных странах Европы, как правило, белый и синим рисунком. Ими украшали фасады домов (Испания, Португалия) или внутренние помещения (Германия, Голландия, Швейцария), с XVIII века применялись для облицовки печей, в основном белый с голубым, по голландским образцам [5].

ИЗРАЗЕЦЪ – глиняная, выжженая плита, обычно съ лица поливаная, для облицовки печей, а иногда и стенъ, карнизовъ [2].

Изразцовое искусство в России существует более 10 веков. Самые ранние изразцы на Руси относятся к Х веку. Старинные плитки были найдены на месте раскопок княжеских палат X - XI веков. В древности изразцы активно применялись для декорации княжеских палат. Эта традиция украшать здание керамикой пришла на Русь из Византии. Искусство архитектурного украшения плиткой процветала на Руси до татарского нашествия. По мнению историков, Ордынское иго разрушала технологии и сложные ремесла. Советский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси, академик российской академии наук Б.А. Рыбаков пишет: «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя». Только в городах, избежавших ордынского ига, сохранились и развивались ремесла, распространившиеся после освобождения Руси и в других русских землях.

Первыми образцами керамической плитки, создаваемой на территории Руси, можно назвать изразцы, производимые из красной глины, отличительным признаком которых являлся рельеф.

Уже в XV веке изразцы использовали в убранстве домов и жилых интерьеров. Гончары того времени начали делать штампы узоров из глины, после обжига получались довольно толстые глиняные рельефные пластины красного цвета, которые и называли изразцами. При сочетании с кирпичной кладкой, казалось, что узор вырезан по кирпичу. Благодаря простоте изготовления рельефные красные изразцы получили широкое распространение (см. приложение рис. 6). Сюжеты изразцов просты и понятны - животный и растительный мир, сценки из жизни и преданий. Но красные изразцы оказались не практичными. Из-за пористости материала они пропускали угар и быстро грязнились.

Но вскоре красные изразцы начали вытесняться изделиями, получившими название муравленых. Это название происходит от слова «мурава», так как изразец покрывали свинцовой глазурью, имевшей зеленый цвет. Настоящие муравленные изразцы и образцы таких печей в наше время не сохранились. Расцвет муравленых изразцов пришелся на XVII век (см. приложение рис. 7). Рельефные изображения отличались большой узорчатостью. В них преобладали мотивы полуфантастических существ - птицы Сирина, единорогов, русалок.

С XVII века изготовление изразцов становится поистине народным промыслом, которое расцветает во многих городах. Изразцы стали покрываться разноцветными непрозрачными эмалями. Расширился круг мотивов - разнообразные цветы, кусты, гроздья винограда (см. приложение рис. 8, 9).

XVIII век становится временем расцвета производства изразцов в Москве. В это время дворцы, церкви возводили, используя только 3 строительных материала: кирпич, белый камень и изразец. Этот стиль назвали “узорочье”. Рельефные изразцы уступают место гладким, с расписными изображениями пейзажей, различные поучительные сценки (см. приложение рис.10). Изменение изразцов происходило под влиянием смены вкусов общества.

XIX век связан с широким распространением производства изразцов. Но печное изразцовое искусство уходит, появляются дешевые, менее уникальные плитки (см. приложение рис. 11). Однако, в это время появляются истинные произведения искусства!

В 1917 году происходит революция, после которой многие виды искусств претерпевают большие изменения. В том числе изразцовое искусство, без каких-либо художественных изысков.
В наше время основной целью современного изразцового искусства является сохранение наследия. Для этого мастера восстанавливают старинные технологии.

1.2. Печные изразцы

Мне стало интересно, почему именно печь стали украшать изразцами?

Печки в древности были громадными, мощными, продуманными. Печь была и очагом отопления дома, и кроватью, и местом, где готовилась пища, и сакральным инструментом для обрядов и практической магии. Печь была центром быта. Вот про это и хочется поговорить сегодня.

Печь топилась в холодное время года, обычно утром и вечером.

За огнём в домашней печи следила исключительно женщина. Она обслуживала печь, поддерживала в ней огонь, готовила пищу, белила, убирала золу (зола шла для удобрения плодородной почвы), при необходимости женщина выдвигала определённые кирпичи из печи и чистила дымоход, поэтому женщину и зовут хранительницей домашнего очага. Потому и говорили: “Бабья дорога - от печи до порога”. Правый от печи угол назывался “бабий кут” - женское место, здесь было все, для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово “закуток”.

Печь занимала в доме центровое место, так как ей нужно было протопить всю площадь избы. Напротив печи был красный угол, второй по значимости объект в избе. По одной из русских легенд через печь люди передавали вести богам и ушедшим предкам. Она выступала как ось мироздания. Так, считалось, что пепел доносится до самих Богов. И нередко наши предки писали послания богам и ушедшим и сжигали в печи, и таким образом передавалась весточка в другой мир. Печь была сакральным местом. Отчасти оттого, что человек спал там, отчасти - что готовил пищу. Существовало много обрядов касательно печи. Моя, ребёнка, мать приговаривала: «Расти с брус вышины, да с печь толщины» [14]. Если ребёнок рождался слабым, то проводили обряд перепекания: в теплую печь на специальном ухвате на несколько минут погружали больного ребёнка. И считалось, что вытаскивали уже здорового. Отсюда пошла "кровожадная" Баба Яга, которая на самом деле лечила детей, но при смене верований было решено, что Баба Яга делала из детей пироги. Я создала мультфильм, чтобы моим одноклассникам заполнился этот интересный факт (см. приложение рис. 12,13,14). Считалось, если гость поспал на печи, он стал своим в доме. Или, например, в свадебной традиции, когда сватали девушку, сваты вначале по приходу в дом прикладывали руки к печи и после этого уже начинали общение. Есть древний обычай сжигать волосы в печи. Их нельзя выкидывать. Если выкидывать свои волосы, то считалось, что ты можешь потерять удачу.

В присутствии печи, как при матери, нельзя было ругаться и ссориться. Если это происходило, говорили: “Печь в хате!”.

Действительно, в литературе часто встречается упоминание о печи (названия сказок см. приложение 1), множество пословиц, поговорок, загадок про печь (см. приложение 2).

Мы видим, что в сказках, загадках, пословицах говорится, какое место занимает печка в доме, описываются свойства печки: дарить тепло, согревать, кормить.

Словари дают такое определение печи:

Большой энциклопедический словарь

ПЕЧЬ – это устройство для тепловой обработки материалов (изделий) либо для отопления. По области применения делятся на промышленные и бытовые, по назначению – на плавильные. Нагревательные, обжиговые, сушительные, отопительные, кондитерские, хлебопекарные и др. [8].

Толковый словарь Владимира Даля

ПЕЧЬ – снарядъ для топки, для разводки въ немъ огня. Руская печь, кирпичная или битая, для тепла и варки пищи, печенья хлеба; голандская. Комнатная, разныхъ видовъ и устройства, ради тепла, угреву [1].

Толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой

ПЕЧЬ – это устройство для отапливания помещения и варки пищи.

Толковый словарь С.И. Ожегова.

ПЕЧЬ - это сооружение (из камня, кирпича, металла) для отопления помещения, приготовления горячей пищи. Русская - большая квадратная кирпичная печь с широким полукруглым жерлом и верхней лежанкой.

Толковый словарь  Д. Н. Ушакова

ПЕЧЬ - для варки пищи, печенья хлеба.

В «Кратком этимологическом словаре русского языка» Шанского Н.М. 

ПЕЧЬ - общеславянского происхождения, буквально значит «место, где пекут, жарят».

Главный свод уставных правил повседневности XVI века «Домострой», указывал: «А, на печи бы, всегда было б чисто и сметено, и вода наперед припасена б была, пожарной ради притчи».

В одной статье автор проводит интересную образную параллель и дает значение слову «печка». Он пишет о том, что «слово ПЕЧКА, имеет смысловое значение «забота». Отсюда слова: ПОПЕЧЕНИЕ, ОБЕСПЕЧИТЬ, ОПЕКА, ОПЕКУН, ОПЕКУНСТВО, ПОПЕЧИТЕЛЬ. А вот Иванушкины братья были БЕСПЕЧНЫЕ (без печи)».

Недаром печь предстает перед нами, как живое существо, что-то святое. В доме как будто начинает биться сердце. Печь сравнивают с «матерью родной».

Теперь становится понятно, что печь издревле считалась центром дома, воплощением основательности и надежности, уюта и комфорта, символом большой и дружной семьи и люди стремились украсить печь: раскрашивали и декорировали изразцами. В деревенских домах печи белили, в царских и княжеских палатах украшали изразцами.

Рассматривая иллюстрации в книгах изразцовых печей, я увидела дух волшебства, сказки и праздника в доме (см. приложение рис. 3,4).

Но печные изразцы несут ещё и практическое назначение:

конструкция позволяет сохранить тепло печи на долгое время и равномерно распределяет его по всему помещению

изразцовое покрытие печи позволяет содержать отопительную систему в чистоте, предотвращает попадание угарного газа и сажи в помещение.

долговечность

1.3. Мастера. Их приемы и работы

Из разных источников информации я узнала, что старинные изразцовые печи в неизменном виде можно посмотреть в Санкт-Петербурге, Пушкине, Ростове и других городах. Мне стало интересно, смогу ли увидеть вживую изразцы? Для этого я решила обратиться в музеи города Омска.

Музеи Омска:

Областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля (изразцов нет). Но нашли эскиз камина 1920 г (см. приложение рис.15, 16) и информационный стенд Врубеля (см. приложение рис. 17).

Михаил Александрович Врубель – великий русский художник, родившийся в Омске, работавший практически во всех видах изобразительного искусства. Он стал главным изразечником Серебряного века. Врубель совершенно по-новому увидел старинный материал и совместно с Петром Ваулиным восстановил забытую технологию XVI века. Он создал несколько печей в доме Саввы Игнатьевича Мамонтова, которые были чудом спасены от уничтожения в 1964-м году. В результате, искусство изразцов Врубеля может увидеть каждый. Творение, о которых писал А.М. Горький: «Майоликовые печи Саввы Мамонтова – замечательны. Майолика – это самый артистический вид гончарного дела».

Одним из проявлений его великого таланта предстаёт перед нами керамика для печей и каминов. Огромное разнообразие печных изразцов невероятной красоты выполнено руками художника-керамиста, в том числе и для камина «Лебедь» в Абрамцево. Эта работа впечатляет своей точностью деталей, подобранных в соответствии с тематикой, цветовой гаммой и конечно же чарующей красотой исполнения. На отдельных изразцах можно увидеть лебедей и рыб, деревья и цветы, кораблики. (см. приложение рис. 18).

Абсолютным новшеством в творчестве художника-керамиста появляется камин «Микула Селянинович и Вольга» (см. приложение рис. 19), который Врубель создаёт по заказу Саввы Ивановича Мамонтова. Мастер уходит от стандартных изразцовых каминов, он использует керамику в абсолютно новом ракурсе, создаёт панно на камине. В основе сюжета – встреча двух героев былины, столкновение двух характеров. В лице богатыря читается надменность и неудержимая ярость, пахарь же напротив воплощение спокойствия и внутренней силы, подпитываемой родной землёй. Персонажи приобретают свой характер с помощью множества приёмов, начиная от мимики и позы героев и заканчивая характерной для автора цветовой образностью. Впоследствии этот камин был не раз повторён автором и другими художниками-керамистами мастерской Абрамцево по эскизу Михаила Александровича.

 

Центр Эрмитаж Сибирь (изразцов нет).

Музей истории городского быта (изразцов нет).

Омский Государственный  Историко - Краеведческий музей (есть макет печи, но изразцов нет).

Омский музей Кондратий Белова (нет печей и изразцов).

Государственный областной художественный музей "Либеров-центр" (изразцов нет).

Музей Омского кирпича (изразцов нет).

Печных изразцов, даже фрагментов, нет ни в одном музеи г. Омска. Я обратилась в Омское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры пообщались с Игорем Леонидовичем Коноваловым - омским историком, краеведом, заместителем председателя Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Он рассказал, что изразцовые печи были в Омске в богатых купеческих домах, до наших дней не сохранились. Есть только в здании Центробанка (доступа нет, так как в банке пропускная система) и в здании на ул. Ленина, д.10, но изразцовая печь закрыта гипсокартоном. Таким образом, в Омске ситуация печальная.

В результате мне стало известно, что встретить печные изразцы в г. Омске практически невозможно. В г. Омске я нашла лишь имитацию фасадных изразцов на Успенском соборе (см. приложение рис. 20).

Весной 2021 года я была в г. Москве, участвовала в конференции «Мы - гордость Родины» (см. приложение рис. 21). После я посетила мастерскую Сергея Лебедева «Изразец» (см. приложение рис. 22), познакомилась с основателем мастерской. Мастерская не однократно принимала участие в международных и Московских выставках, работы мастерской удостоены наград и дипломов.

Мне показали полностью этапы производства: от эскиза до готового комплекта печи. Весь процесс изготовления изразцов осуществляется вручную, по копиям подлинников, с попыткой максимально сохранить старые технологии. Именно поэтому я выбрала эту мастерскую для изучения процесса изготовления изразцов. Каждый изразец – индивидуально изготовленное изделие. Это очень трудоемкий процесс.

Сергей Лебедев планирует открыть музей истории изразцов, у него большая коллекция изразцов XV-XX века. 

Это удивительно, держать в руках «фрагменты истории» (см. приложение рис.23,24,25).

Все начинается с идеи!

Процесс создания изразцов:

1) Планирование. Этот этап включает в себя рисование эскиза, расчёт требуемого количества, формы и видов изразцов, исходя из размеров печи. А также выбор рисунка или рельефа (см. приложение рис. 26).
2) Изготовление шаблона для изразца. Чтобы сделать гипсовый слепок для будущих изразцов, сначала изготавливаю шаблон. На пласт глины наносят рисунок и при помощи стеков или пальцев формируют узор.

3) Изготовление формы для изразца. Шаблон помещают в короб и заливают гипсовым раствором. Отделение готовой гипсовой формы от шаблона (см. приложение рис. 27).

4) Забивка подготовленной глины в форму (см. приложение рис.28). Используют красную глину с добавлением шамота (он повышает огнеупорность). В заготовленную форму закладывают глину, очень плотно вдавливают, вбивают. Важно следить, чтобы не было пузырьков между формой и изразцом. Румпа изготавливается отдельно и крепится к тыльной стороне. Верхняя часть румпы должна иметь одинаковую высоту. Делаются отверстия для проволочного крепежа.

5) Выемка изделия из формы (см. приложение рис. 29). Очень аккуратно переворачиваем форму на опалубку.

6) Утельный (первичный) обжиг. (см. приложение рис. 30)

7) Роспись. (см. приложение рис. 31)

8) Глазурирование. Как мне рассказали мастера, глазурирование порой доходит до 20 раз!
9) Окончательный обжиг

10) Сортировка и комплектация.

В завершение Сергей Лебедев подарил мне изразец с автографом на удачу (рис32)!

Находясь в Москве, я побывала в Кремле Измайлово, где встретила на фасадах здания имитацию изразцов (см. приложение рис.33). Очень сказочно!

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Общаясь с мастерами гончарного и изразцового искусства, изучая разные источники информации я вспомнила старинную поговорку: “Не боги горшки обжигают, а мастера”. И решила, если смогли другие - смогу и я!

2.1. Создание изразца


Опираясь на древние орнаменты, используя традиционные ручные техники, подключив воображение и усердие, я принялась за работу.

Изготовление эскиза (см. приложение рис. 34,35,36).

Лепка модели из пластилина. Я перенесла на пленку контурный рисунок рельефа (см. приложение рис. 37). Затем протянула пластилин через машинку для раскатывания теста (см. приложение рис. 38, 39). Заранее подготовленное основание я заполнила пластилином ровным слоем, на выровненную поверхность стеком перенесла рисунок с пленки и смоделировала ветку (см. приложение рис. 40,41). Отдельно на плёнке слепила птичку и аккуратно перенесла ее на основание (см. приложение рис. 42). Вырезала лапки, крыло, перья и прикрепила к птичке (см. приложение рис. 43). Доработала детали стеками и пальцами для более четкой и выразительной формы (см. приложение рис. 44).

Изготовление гипсовой формы. Работа с гипсом опасна для здоровья и дыхательных путей, для защиты я использовала маску (см. приложение рис. 45). В короб положила фольгу, смазала маслом птичку для легкой выемки модели из гипса (см. приложение рис. 46). В холодную воду добавила сухой гипс и тщательно перемешала до однородного состояния (см. приложение рис. 47). Пластилиновую модель залила гипсовым раствором (см. приложение рис 48). Через 15-20 мин гипс затвердел, но я оставила сушиться еще на 1 день. Аккуратно убрали модель. Гипсовая модель готова (см. приложение рис. 49).

Формовка изразца. Хорошо просушенную форму заполнила глиной, пальцами как можно плотнее, во все уголки (см. приложение рис 50). Затем постепенно добавляла слои, постоянно уплотняя глину, чтобы не было пузырьков воздуха. Верхний слой тщательно выровняла скалкой (см. приложение рис. 51). Вырезала из пласта глины 4 бруска и прикрепила к изразцу шликелем, в виде ящичка (см. приложение рис. 52). Это румпа. Сделала отверстия, в них будет вставляться проволока для крепления изразца в печной кладке (см. приложение рис. 53). Это был самый тяжёлый для меня этап. Обычно этот этап выполняют мужчины!

Сушка. Изразец оставила на естественную сушку на 1 день. Глина усохла и легко убрали форму (см. приложение рис. 54, 55), но нужно было сделать все максимально осторожно, я воспользовалась помощью старших. Оставила изделие на сушку, полностью изделие высохло через 2,5 недели.

Обжиг. После того, как изделие полностью высохло, его отправили на первичный обжиг. По технике безопасности, к работе с печью допускаются лица старше 18 лет.

Роспись

Самостоятельно изготовленный изразец (см. приложение рис. 56). Это был длительный, кропотливый процесс. В мастерских над каждым этапом трудятся разные мастера: кто-то рисует эскизы, кто-то занимается обжигом, кто-то формовкой. Я горжусь, что смогла сама пройти весь путь и создать настоящий изразец.

2.2 Проведение мастер класса для одноклассников

Для того, чтобы заинтересовать своих одноклассников традициями наших предков и сделать это ярко и необычно, я решила создать мультфильм “Сказание о печке” (см. приложение рис. 12,13,14) и продемонстрировать его (см. приложение рис. 57).

Я подготовила презентацию и провела мастер класс для ребят, в ходе которых поделилась своими знаниями о печи, об изразцах, о жизни в далекие времена (см. приложение рис.58). Своим одноклассникам я предложила представить себя мастером по росписи изразцов и создать свой индивидуальный шедевр. Все работы получились уникальными, неповторимыми (см. приложение рис. 59)! Было решено все объединить в удивительный альбом. После проделанной работы я провела повторное анкетирование (см. приложение анкета 2). В опросе участвовало 23 человека в возрасте 8 лет. Положительно на первый вопрос ответил 21 человек, на второй 21 человек, на третий 22 человека, на четвёртый 23 человека, на пятый 22 человека, на шестой 20 человек (см. приложение диаграмма 2). В результате я пришла к выводу, что знакомство моих одноклассников с историей и традициями наших предков вызвало искреннее удивление! Всем захотелось попробовать хлеб из русской печи, поспать на ней и даже украсить ее. Знакомство с образцами народного творчества, создание эскиза изразца помогло почувствовать дух прошлого, попасть в сказочный мир ярких образов, мифологических животных, почувствовать себя создателем и творцом. Ведь известно, что творчество является ведущей силой развития общества в целом и каждого человека в отдельности. Я могу с уверенностью сказать, что смогла увлечь своих одноклассников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы, благодаря изучению различных источников информации, знакомству с мастерами гончарного и изразцового искусства, консультациям краеведа и историка Омска, общению с музейными работниками я сделала много открытий: узнала, что такое изразец, историю развития изразцового ремесла на Руси, поняла какое огромное значение имела печь в жизни русского народа, узнала много новых пословиц, поговорок, загадок, традиций. Я узнала, что центром древнерусского интерьера считалась изразцовая печь, но изразцы не просто украшают печи или камины, они создают неповторимый художественный образ, являются рукотворным чудом и даже произведением искусства!

Я выяснила, что с разрушением и перестройкой старинных особняков была утрачена большая часть изразцовых печей, в Омске не сохранились в музеях даже фрагменты изразцов, а изразцовые печи практически не удалось сохранить в Омске.
Но в наше время изразцовое искусство переживает новое рождение. Я поняла это, побывав в мастерской “Изразец” Сергея Лебедева. Это то место, где соблюдают старые рецепты и секреты, сохраняют древнее ремесло русских керамистов, дарят возможность насладиться всеми красотами и красками древней Руси, прикоснуться к истории.

В практической части своей работы я вспомнила пословицу “Не боги горшки обжигают, а мастера”. Смысл этой пословицы ещё и в том, чтобы чего-то добиться - нужно немало потрудиться, приложить упорство и любовь к выбранному делу. Только по-настоящему увлечённые своим делом люди могу воплощать свои задумки, несмотря на ошибки, трудности.

Я создала изразец, процесс был увлекательным, длительным, порой очень тяжелым, так как я одна выполнила все этапы изготовления изразца.

Я познакомила одноклассников с традициями наших предков, изразцами, создала и показала мультфильм “Сказание о печке”, провела мастер класс и анкетирование, из которого я узнала, что смогла увлечь ребят своей работой.

Следовательно, моя гипотеза подтвердилась.

Да, первоначально цель моей работы была немного иная, но в процессе изучения, я окунулась в далекое прошлое, почувствовала связь с моими предками, память рода. И поняла главное - только знание корней, истоков, деяний прошлого показывает всё величие моей страны, мудрость и силу духа моего народа!

В будущем, я продолжу изучение техник и творений из глины, но об этом я расскажу Вам в своей следующей исследовательской работе!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Любишь ли ты русские сказки?

Да

Нет

Знаешь ли ты, что издревле было главным в доме?

Да

Нет

Знаешь ли ты, для чего служила печь?

Да

Нет

Знаешь ли ты, как украшали печь?

Да

Нет

Знаешь ли ты, что такое изразец?

Да

Нет

Анкета 1

Диаграмма 1

Анкета 2

Диаграмма 2

УПОМИНАНИЕ ПЕЧИ В ЛИТЕРАТУРЕ


СКАЗКИ:

Колобок 

Волк и 7 козлят

Гуси лебеди 

По щучьему велению 

Илья Муромец

Морозко

Жихарка 

Терешечка

Тельпушок

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ :

“Танцуем от печки”

“Что есть в печи, все на стол мечи”

"Не хвались печью в нетопленной избе",

"Не хлопочи, когда нет ничего в печи".

“Бог не пошлёт калачи, если лежать на печи”

“В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся”

“Доведётся ж и коту с печки соскочить”

“Как печь топить, так и дрова рубить”

ЗАГАДКИ:

Летом спит,

Зимой горит,

Пасть открывает,

Что дают, глотает.

(Печь)

Мать толста,

Дочь красна,

Сын — бес,

Долетел до небес.

(Печь)

Шкаф большой,

Дверцы маленькие,

Кладут белое,

Вынимают черное

(Печь, дрова, угли)

Бабушка седа — бела,

Зимой всем мила,

А как лето наступает —

Про бабушку забывают.

(Печь)

Что за зверь:

В зиму ест, а летом спит,

Тело теплое, а крови нет,

Сесть на него сядешь,

А с места тебя не свезет.

(Печь)

Шуба в избе,

Рукав на улице.

(Печь)



рис.1 “Защита исследовательской работы “Живая глина”


рис. 2 “Иван Суриков “Детство”, художник Михаил Бычков”

Рис. 3 “А.С. Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, иллюстратор Борис Зворыкин”


рис. 4 “Все сказки Пушкина”, художник А. Лебедев”


рис. 5 “Изразец”


рис. 6 “Рельефный красный печной изразец XVI-XVII век”


рис. 7 “Русский муравленный изразец XVII век”


рис. 8 “Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображением розетки, на церкви Николы Мокрого, построенный в 1672 г. в Ярославле”


рис. 9 “Фрагмент фасадного декора”


рис. 10 “Изразец XVIII века”


рис. 11 “Изразец XIX века”


рис. 12 “Создание мультфильма”


рис. 13 “Создание мультфильма”


рис. 14 “Создание мультфильма”


рис. 15 “Эскиз изразцового камина. Музей им. М.А. Врубеля”


рис. 16


рис. 17 “Информационный стенд в музее им. М.А. Врубеля”


рис. 18 “Камин “Лебедь”

рис. 19 “Камин “Микула Селянинович и Вольта”

Рис.20 “Успенский собор”


рис. 21 “Конференция “Мы-гордость Родины”


рис. 22 “С основателем мастерской “Изразец” Сергеем Лебедевым”


рис. 23 “Древние изразцы”


рис. 24 «Древние изразцы»


рис. 25 “Фрагменты изразцов”


рис. 26 “Эскизы”


рис. 27 “Изготовление формы”



рис. 28 “Забивка глины в форму”


рис. 29 “Выемка изразца”


рис. 30 “Печь для обжига”


рис. 31 “Роспись изразца”


рис. 32 “Сергей Лебедев”


рис. 33 “Фасадные изразцы. Кремль Измайлово”


рис. 34 “Создание эскиза”


рис. 35 “Создание эскиза”


рис. 36 “Эскиз”


рис. 37 “Перенос рисунка на пленку”


рис. 38 “Машинка для раскатывания теста”


рис. 39 “Раскатывание пластилина”


рис. 40 “Перенос рисунка на основание”


рис. 41 “Создание пластилиновой модели”

рис. 42 “Создание пластилиновой модели”


рис. 43 “Создание пластилиновой модели”


рис. 44 “Готовая пластилиновая модель”


рис. 45 “Средство защиты от гипсовой пыли”


рис. 46 “Обработка пластилиновой модели маслом”


рис. 47 “Приготовление гипсового раствора”


рис. 48 “Заливка гипсовым раствором пластилиновой модели”

Рис. 49 “Пластилиновая модель и гипсовая форма”

Рис. 50 “Заполнение формы глиной”

 

рис. 51 “Заполнение формы глиной. Выравнивание края”

 

Рис. 52 ”Изготовление румпы”

Рис. 53 “Крепежные отверстия”

Рис. 54 “Отделение формы от изразца”



Рис. 55 “Изразец”

Рис. 56 “Изразец”


Рис. 57 “Демонстрация мультфильма “Сказание о печке”


Рис. 58 “Презентация для одноклассников”

Рис. 59 “Мастер класс “Изразцы”

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка Т.3. – М.: Издательский центр «ТЕРРА», 1995. – 108 с.

Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка Т.2. – М.: Издательский центр «ТЕРРА», 1995. – 33 с.

Даль В.И. Пословицы русского народа: В 3т. - М.: Русская книга, 1994.

4. Дмитриева В.Г. Большая книга загадок для самых умных малышей.- М.: Астрель; СПб.: Сова, 2008.

5. Горкина А.П. Энциклопедия «Техника». – М.: РОСМЭН, 2006. – 301 с.

6. Лихолат К.В., Роденков А.И. В творческой мастерской П.К.Ваулина издательство: Издательский дом “Коло” 2013г. 144с.

7. Маслих А.С. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков Изобразительное искусство./Маслих А.С. -М.: 1983,-460с.

8. Махов А.Е., Петровская Л.И., Смолкин В.М. Новый энциклопедический словарь. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. – С. 422, 911.

9. Народные сказки в обработке А.Н. Афанасьева, Москва,1982.

10. Пушкин А.С. Все сказки Пушкина. – М.: РОСМЭН, 2015. – 20 с.

11. Пушкин А.С. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. – М.: Издательский дом «Звонница-МГ», 2019. – 7 с.

12. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1978.

13. Тарабанина Т. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.-Ярославль, 1997.

14. Топорков А.Л. “Перепеканиение” детей ритуалах и сказках восточных славян // Фольклор и этнографическая действительность.-СПб.,1992.

15. Узорова О., Нефедова Е. Большая книга загадок. - М.: Астрель: АСТ, 2006.
16. Федотов Г.И. Послушная глина. Основы художественного ремесла. - М.: - АСТ-ПРЕСС, 1997.

17. https://www.russian-mayolica.ru/our-story/muzei-i-vystavki/

18. https://izrazec.ru/articles/

19. https://www.dissercat.com/content/izraztsy-kazani-kontsa-xvi-xix-vekov

20. Словарь строительных и архитектурных терминов https://perekos.net/sections/view/523#position9

Просмотров работы: 113