ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГЛИНЯНОЙ ОКАРЍНЫ ПО СТАРИННЫМ ОБРАЗЦАМ

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГЛИНЯНОЙ ОКАРЍНЫ ПО СТАРИННЫМ ОБРАЗЦАМ

Кириллова М.А. 1
1ОГБОУ «СОШ № 3 с УИОП г. Строитель»
Юрьева М.Н. 1Проценко А.В. 2
1Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов г.Строитель Белгородской области
2Муниципальное казенное учреждение культуры «Дом ремёсел Яковлевского городского округа»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Свистит моя свистулька весенним соловьем, и толстая сосулька худеет за окном. Свистит переливается, летит за трелью трель подснежник просыпается, стучит в окно апрель…»

Бытуя с древнейших времен, игрушка занимала большое место в жизни любого общества. Ведь именно с игрушки начинается познание мира человеком. Свистулька – одна из очень старых, повсеместно и широко распространенных игрушек, превращающихся в умелых руках в музыкальный народный инструмент. Форма свистулек разнообразна: птицы, лошади, собаки, кошки и другие животные.

Мне в руки попали две старинных свистульки. Такой духовой музыкальный инструмент имеет и научное название - окари́на (итал. ocarina – гусёнок). История появления этих свистулек в нашей семье началась еще в детстве моей мамы. Она тогда начала собирать различные старинные предметы, которые находила на огороде у своей бабушки. Я не однократно вместе с мамой пересматривала ее коллекцию. Помимо различных старинных монет, крестиков, пуговиц были и свистульки. Одна из них по форме напоминающая птичку и до сих пор громко свистит. Вторая – интересной и необычной формы. Но у нее была немного отколота одна важная часть – трубочка для вдувания воздуха (мундштук). Поэтому никаких звуков данная свистулька издавать не могла кроме шипения воздуха.

На тот момент я уже посещала студию по изготовлению глиняной игрушки в нашем Доме Ремёсел, и мне стало интересно изготовить своими руками копии этих окарин. Эта идея очень понравилась руководителю моей студии. Особенно было интересно изготовить копию нерабочей свистульки, чтобы услышать, наконец, как она поёт.

Поэтому целью нашей работы было изготовление по имеющимся образцам старинных окарин - своих собственных свистулек и понять принцип появления из них свиста.

Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

Провести литературный обзор по истории свистульки

Выяснить, какие типы и разновидности свистулек существуют

Разобраться с механизмом рождения свиста в свистульке

Изготовить свистульки по старинным образцам

Актуальность: работа современна, имеет широкое практическое применение. Позволяет формировать интерес к познавательной, экспериментальной и исследовательской деятельности.

Практическая значимость: В мире электронных технологий многие дети не знают простых и удивительных вещей. Материал поможет им открыть много интересного.

1. Аналитический обзор

1.1. История игрушки-свистульки

Бытуя с древнейших времен, игрушка занимала большое место в жизни любого общества. Ведь именно с игрушки начинается познание мира человеком. Свистулька – одна из очень старых, повсеместно и широко распространенных игрушек, превращающихся в умелых руках в музыкальный народный инструмент [1,2]. Ритуальные свистульки, как утверждают археологи, люди стали изготавливать еще в 8 веке до нашей эры. Самые первые из них трудно было даже идентифицировать: просто комочки глины со странными отверстиями. Гончарные произведения поздних времен имели уже форму птички – более подходящую для завихрений воздуха внутри глиняного комочка, которые и заставляют его «петь». Изготавливали свистульку повсеместно на Руси. Форма свистулек разнообразна: птицы, лошади, собаки, кошки и другие животные [3].

Привычная нам свистулька имеет и научное название окари́на (итал. ocarina – гусёнок). Её относят к духовым музыкальным инструментам, роду свистковой сосудообразной флейты. Существуют глиняные, фарфоровые и деревянные окарины. Название «окарина» применяется как ко всему семейству свистковых флейт, так и к конкретной разновидности, изобретённой в Италии Джузеппе Донати в 1860 году [2].

Большинство окарин имеют околосферическую форму, классическая окарина – яйцеобразную, однако известны окарины самых разных форм и с разным количеством отверстий для пальцев [4,5].

Этот маленький, незатейливый предмет нашел широкое применение в жизни людей. Это музыкальный инструмент, детская игрушка, сигнальное приспособление, привлекательный сувенир. Звучащая неимоверно красиво, свистулька привлекает все больше меломанов. Заниматься на ней очень интересно и приятно, музыканты с большим удовольствием обучаются игре на этой миниатюрной флейте.

На Руси свистульки появились не позднее X века. Они представляют сбой сочетание простейшего музыкального инструмента (свистка-гудушника, свистка-сопелки) и скульптурного изображения какого-либо зооморфного, а возможно, и мифологического персонажа. Лепилась такая игрушка на пальцах из одного куска глины. Основное искусство мастера заключалось в создании ее полой звуковой части – свистка. Секрет чистого и насыщенного звука зависел от ряда причин и, прежде всего, от правильного расположения воздуходувного канала в мундштуке и находившегося под ним отверстия для выхода части воздуха [3].

Удивительное дело, но, пролежав сотни лет в земле, эти игрушки и сегодня поражают звонким и объемным звучанием, значительно отличаясь от своих современных аналогов. Причем в зависимости от размера полой части игрушки звук мог быть высоким пронзительным или более низким басовитым [6].

В древности звучащие глиняные изделия служили средством общения с духами и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. В языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Однако этому нет прямых доказательств.

Археологические находки, включая самые ранние обнаруженные русские свистульки, являлись детской забавой. Они имели грубое оформление мундштука, плавающую интонацию и маленький диапазон, поэтому не могли быть инструментами для полноценного музицирования. Тем не менее, они участвовали в некоторых ритуалах, но именно в качестве игрушки, а не звучащего инструмента. Например, на вологодских свадьбах использовали игрушечных коней, зайцев и птиц из глины: их ставили на свадебный стол на подносе для сбора денег у гостей.

Есть версия, что игрушка переманивает на себя хворь. Возможно, свистульки выполняли обережную функцию – своим шумом и свистом они отгоняли от ребенка злых духов. Однако, на взгляд некоторых авторов [5,7], основная функция детской свистульки – тренировка легких и артикуляционного аппарата ребенка. На это значение указывает их повсеместная распространенность и устойчивое бытование.

На Руси свистулька почти всегда сопровождала гончарный промысел. Любой горшечник мог сделать глиняный свисток, даже если производство глиняной игрушки не было обыкновением в данной местности. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели глиняных соловьев всегда раздавались на всех ярмарках – сразу было понятно, куда идти за новой крынкой или макитрой. Свистулька привлекала к гончару покупателей.

Рисунок 1. Старинные окарины

Постепенно изготовление глиняной игрушки развивалось, к нему привлекались жены и дети мастеров. В некоторых промыслах производство игрушки обособляется от гончарного, обретает самостоятельность. И сегодня игрушка продолжает существовать даже там, где потребность в глиняной посуде исчезла вместе с умением обращаться с гончарным кругом.

1 .2. Типы и разновидности свистулек (окарин)

Существует большое разнообразие вариантов исполнения окарин. Они различаются по форме, высоте звучания, строению, диапазону, размерам. В качестве материала для изготовления используется дерево, глина, стекло, металл, пластик. Помимо однокамерных изделий, обладающих ограниченными музыкальными возможностями, существуют двух или трехкамерные свистульки, диапазон которых охватывает до трех октав. Также изготавливаются инструменты со специальным механизмом, позволяющим изменять его строй.

При изготовлении из дерева в основном используют липу. Готовые деревянные изделия сушат, при необходимости обжигают и расписывают, но не обязательно. В первозданном виде они выглядят достаточно интересно. Хотя именно роспись придает шарм каждому изделию и делает их неповторимыми [6, 7].

В прошлом веке русский народный инструмент – свистульки изготавливались повсеместно, особенно славились дымковские, абашевские, жбанниковские свистульки.

Формы свистулек поражают многогранностью. Это могут быть свистульки в виде медведя, собаки, лягушки, кошки или человека. Есть даже в форме фантастических животных. Самая популярная форма – птичка. Палитра цветов поражает воображение. Причем каждый цвет имеет свое значение. Например, белый – означает жизнь, красный – любовь, черный – плодородие.

Еще они отличаются размером, музыкальными возможностями и областью применения [6, 7].

1.3. Механизм рождения свиста в свистульке

Свисток - это устройство, которое издает звук из нагнетаемого воздуха. Конструкция окарины довольно проста. Он может быть любой геометрической формы, но наиболее распространенной является конический сосуд. Строение классической свистульки представляет собой сферическую закрытую камеру с отверстиями для пальцев и свистковое устройство.

Каким образом рождается в свистульке свистящий звук? В свистковом устройстве звук возникает за счет пульсации воздуха, попадающего из зоны нормального давления в воздушную струю, где давление понижено. Детская скакалка при большой скорости в воздухе свистит, так как за движущимся предметом создаются завихрения – зоны пониженного давления. В них и происходят колебания атмосферного воздуха. В свистульке зона пониженного давления возникает на срыве струи воздуха при выходе из канала воздуховода ниже четкой кромки (рис.2).

Рисунок 2. Строение классической свистульки

Чем четче кромка, тем легче создается разрежение. Излишки воздуха отбрасываются острым язычком наружу, а струя воздуха, обегая камеру изнутри, попадает в зону разрежения на выходе канала. Здесь и возникает звуковая волна [7, 9].

У окарин часто встречается мундштукообразный выступ, завершающийся отверстием для вдувания воздуха [4]. При игре на окарине поток воздуха направляют на относительно острый край отверстия, благодаря чему воздух начинает вибрировать и издаёт звук [4].

Есть много вариантов создания инструмента. Отверстие может быть квадратной, прямоугольной, круглой или овальной формы. Кромка может быть короткой и толстой, или тонкой и очень острой. Трубка воздуховода также может иметь множество вариаций в форме.

Количество отверстий определяет звукоряд. Если частично их прикрыть, можно получить различные полутона. Основное отличие свистульки от окарины заключается в количестве отверстий. У свистульки их 1-2, у окарины от 4 до 12 (в классической 10) [7-9].

2. Изготовление свистулек по старинным образцам

2.1. Технология изготовления свистульки

Для изготовления свистулек необходимо было небольшой кусочек глины хорошо размять, выгнать оттуда воздух. При этом поверхность глины постоянно нужно было затирать влажными пальцами, чтобы не образовывались трещины и не крошилась глина.

Свистульку в виде птички мы изготавливали методом «вареника», с последующим формированием носика птички по образцу старинной окарины и самого свистка.

Формирование отверстия свистка – непростое дело. С первого раза получается редко, приходится неоднократно переделывать его специальной деревянной палочки- лопатки.

Последний штрих – выдавливание тонкой палочкой нужного количества отверстий, с помощью которых рождаются переливы звука.

Для второй свистульки мы использовали технику лепки из шара, постепенно придавая ему нужную форму. Отдельно была изготовлена «крышечка» окарины, вылеплен отдельно свисток и сформированы необходимые отверстия.

2.2. Этапы изготовления свистулек

Изготовление свистульки-птички

Подготовка глины

Глина готова к лепке

Формование куска глины

Изготовленный шар

Придание шару плоской формы

Заготовка

Формирование «вареника»

Сравнение деталей с оригиналом

Замазывание трещин на изделии

Птичка готова

Формирование отверстия свистка

Помощь руководителя

Зачистка отверстия свистка

Формирование отверстия

Проба звука

Звук с отверстиями

Старинная окарина и мои свистульки

Внешний вид всех свистулек

Изготовление нестандартной свистульки

Подготовка глины

Формирование «бочёнка»

Выравнивание стенок изделия

Заглаживание трещин

Моделирование дна свистульки

Формирование гладкой поверхности

Подготовка боковой поверхности

Ровный срез – залог успеха

Основы склеивания поверхностей

Нанесение насечек

Формирование «мундштука»

Изготовление крышки

Формирование свистка

Заготовки в сборе

   

Старинные окарины и их копии

Свистульки

2.3. Проверка работоспособности свистулек

По окончанию работы обе наши свистульки очень громко продемонстрировали свою работоспособность. Проведения ступенчатого обжига в муфельной печи с выдержкой при температуре 700° в течение часа только укрепило их голосовой аппарат. Окарины стали звучать более звонко.

Выводы

В студии по изготовлению глиняной игрушки в нашем Доме Ремёсел мне удалось изготовить своими руками копии старинных свистулек.

Мне удалось выяснить, как появляется свист, и услышать, как поёт моя самая нестандартная окарина.

Данная работа является современной, имеет широкое практическое применение. Поскольку позволяет формировать интерес к познавательной, экспериментальной и исследовательской деятельности у детей.

Практическая значимость нашего проекта заключается в том, что он позволяет открыть нам много интересного. Ведь в мире электронных технологий многие дети не знают простых и удивительных вещей.

Литература

Источник в сети Интернет: https://soundtimes.ru/narodnye-instrumenty/okarina

Источник в сети Интернет: https://ru.wikipedia.org/wiki/Окарина

Источник в сети Интернет: http://dudka.izbaprog.ru/ocarina/physics/

Источник в сети Интернет: http://likivrn.ru/news/voronezhskie-svistulki/

Источник в сети Интернет: https://muzinstru.ru/duhovye/svistulka

Источник в сети Интернет: https://musicalment.ru/duhovye/svistulka

Источник в сети Интернет: https://www.livemaster.ru/topic/2260807-svistok-okarina-nemnogo-istorii-i-printsip-dejstviya

Источник в сети Интернет: https://fis.wikireading.ru/h6FS30RZrt

Источник в сети Интернет: https://www.nkj.ru/archive/articles/5

Просмотров работы: 177