Введение
Кукла – воплощение сокровенного мира детства, когда все вокруг представляется живым и обещающим чудо. Человек взрослеет, но кукла – игрушка, кукла – образ, кукла – произведение искусства продолжает жить рядом с ним.
В музеях мира хранится множество фигурок из глины, камня, кости, выполненных еще в каменном веке. Это предшественники кукол- игрушек: идолы, истуканы, божества. У некоторых народов Азии, Африки и Америки до сих пор сохранились первобытные формы кукол, которые одновременно являются и игрушками и культовыми предметами. Это значит, что человечество самозабвенно играет в куклы уже около 40 000 лет!
Актуальность проблемы:
Сегодня изделия ручной работы пользуются большим спросом. Интерьерная кукла бьет все рекорды популярности, что вполне обоснованно. Расположив такое чудесное создание в своем жилище на одном из самых видных мест, можно быть уверенным, что она никого не оставит равнодушным.
Цель: Создание интерьерной куклы.
Задачи:
Ознакомится с историей возникновения интерьерной куклы.
Изучить разновидности интерьерных кукол и их роль.
Выбор оборудования, инструментов, материалов.
Разработать эскиз и технологическую последовательность изготовления куклы.
Ознакомится с правилами техники безопасности.
Применить знания и умения, полученные на уроках технологии.
Изготовить интерьерную куклу.
Проблема: Проблема: Основная масса молодежи не имеет увлечения к творчеству
Актуальность: Как говорил Евгений Жариков: «Лишь реализация творческого потенциала, каково бы ни были его масштабы, делает человека психически нормальным и эмоционально устойчивым»
История возникновения интерьерной куклы
Кукла – это детская игрушка в виде фигурки, воспроизводящая человеческое тело или тело животного, сделанная из разных материалов, иногда управляемая актёром (кукловодом) кукольного театра.
История происхождения кукол уходит своими корнями в далёкое прошлое. Известно, что в глубокой древности, на ранних стадиях развития общества, жизнь ребёнка практически ни чем не отличалась от жизни родителей. Детей очень рано приобщали ко взрослой жизни и её ценностям, главной из которых была добыча питания. Поэтому времени на игру было мало, а первыми игрушками были камни, кости, ветки деревьев – что явно не подходит под определение слова «кукла».
Однако, учёными доказано, что древние люди, верили в высшие силы – богов, которых боялись и поклоняясь молили о помощи и защите. Богов представляли в виде человеческих фигур, высеченных из камня или вырезанных из дерева. Таким образом, появились идолы и истуканы, которые своим видом и напоминают кукол. Можно сделать вывод о том, что это и были самые первые куклы. Однако древние куклы не были предназначены для игры, у них было иное – культовое значение.
Например, в Древнем Египте куклы служили для того, чтобы скрасить одиночество умершего. Эти куклы представляли собой обрубок бревна (чурбанчик), с едва выраженными чертами лица, в париках из нитей, однако у таких кукол не было конечностей. Это связано с тем, что древние египтяне верили, что человеческие изображения могут оживать, поэтому ноги делались резцом, чтобы кукла не могла покинуть гробницу. Самым древним египетским куклам более 4 тысяч лет.
Позднее возник обычай после смерти кого - либо из членов семьи, изготовлять куклу, которая становилась вместилищем души покойного: ей подносили пищу со своего стола и ухаживали как за живым человеком. Такая кукла была найдена в Чехословакии, сделана из слоновой кости и имела подвижные конечности. Её возраст примерно 30-35 тысяч лет. И хотя, нельзя сказать, что это самая первая в истории кукла, однако историки начинают отсчет именно с неё, так как её существование официально задокументировано.
Со временем, кукла, предназначавшаяся изначально, как атрибут погребального ритуала, постепенно приняла иное обличие. Например, в Античной Греции и Древнем Риме, куклы, хоть и продолжали носить культовый характер, но использовались в качестве символа женского плодородия. Поэтому, девочкам при рождении дарили куклы, сделанные из дерева, глины или слоновой кости. В отличие от погребальных, у таких кукол делались и руки, и ноги, которые прикреплялись с помощью ниток или палок и были подвижны. Эти куклы были предназначены для того, чтобы маленькие римлянки и гречанки учились ухаживать за малышами. И только перед свадьбой, девочки расставались со своими куклами. Девушка-невеста должна была посвятить куклу одной из влиятельных богинь: Гере, Афродите или Артемиде.
Для славян кукла была оберегом. Куклам приписывались различные сверхъестественные свойства. Люди верили в то, что кукла может защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Именно поэтому, на Руси, существовало огромное разнообразие тряпичных кукол. Например, будущему малышу из цветных тряпок сворачивали куклу «пеленашку». Её укладывали в колыбель вместе с малышом, чтобы сбить с толку злых духов. В кроватке куколка находилась до крещения ребёнка. Также, заботливые мамы мастерили для детей куклу «берегиню», которая охраняла сон малыша. В подарок на именины делали куклу - «ангелочка». Очень большое значение имели куклы «капустка» и «веснянка». Кукла – «капустка» считалась хранительницей домашнего очага, богатства и благополучия. Её делали из старых вещей матери, без ножниц и иглы. Детали куклы связывали между собой нитями. Кукла «веснянка» - объединяла в себе 12 кукол – лихоманок (Аввареушу, Глазею, Глухею, Желтею, Каркушу, Ледею, Немею, Огнею, Отпею, Пухлею, Трясею, Храпушу). Заговоренную куклу хранили до церковного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы – 7апреля (26 марта по старому стилю). Накануне Благовещения, ночью - сжигали вместе со старыми соломенными постелями, с человеческими недугами и болезнями.
Однако, незаметно, параллельно с культовым и религиозным значением, куклы занимают своё место, как предмет игры для детей. Также, куклы начинают использоватьдля театрализованных представлений, изначально используя сюжеты из Библии, позже – для развлечения детей и взрослых. Для таких представлений изготавливали специальные куклы, которыми управляли с помощью ниточек сверху или тростей снизу; перчаточные куклы, позже – механические.
РЕВОЛЮЦИЯ В ИСТОРИИ КУКОЛ
В конце ХVI - середине XVII века французами были созданы первые куклы-манекены, для демонстрации моделей одежды. Эти куклы получают название «Пандора», что в переводе с греческого означает – всем одарённая. Пандоры передавали образ взрослой женщины. Их делали среднего размера, из фарфора, для них создавали целый гардероб нарядов, аксессуаров и даже сундучки с парфюмерией.Кукол покупали или получали в подарок высокопоставленные и королевские особы Европы, а по образцу кукольных нарядов шили свои. Этот период можно считать первой революцией в истории кукол.
Однако, на этом французские кукольники не остановились. Они стремились отразить в своих работах достижения технического прогресса. И в конце XVII века у Пандор появились уникальные собратья - андроидные механизмы. Их делали мастера-часовщики. Эти конструкции были очень сложными и разнообразными. Механизм состоял из целой композиции, в которой каждая кукла выполняла свою роль, при этом раздавалась музыка. Например, кукла-театр. В этой композиции девочка-зрительница хлопает в ладоши, а актёры выступают на сцене. Самой известной куклой-автоматом является «Игрок на флейте» Ж. Вокансона. Эта кукла, размером с человека, умела исполнять 12 мелодий. При этом она играла на флейте, её пальцы ходили по отверстиям флейты, изо рта вырывалась струя воздуха, губы и нёбо двигались как у человека. Немного позже механизмы кукол-автоматов упростили, чтобы сделать игрушки дешевле и доступнее массовому покупателю.
В середине XIX века изобретённая французами кукла-девочка «Bebe», покорила весь мир, так как до этого времени большинство кукол изображало взрослых женщин. В это же время, наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе, стали уделять особый интерес к духовным потребностям ребенка. Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Для создания художественной куклы объединяются художники и педагоги.
В России кукольное ремесло развивалось своим особым путем. Народными умельцами создавались необыкновенно душевные, пропитанные русской ментальностью, самобытные и неповторимые игрушки - зверушки, барыни, свистульки. Однако, в период правления Петра I из Голландии в Россию были приглашены мастерицы, которые научили русских монахинь собирать фарфоровые детали, открыли секреты папье-маше. Тело, ручки и ножки изготавливались вручную, а головки, представляющие наибольшую сложность в создании, выполнялись на частном фарфоровом заводе семьи Бенуа в Санкт-Петербурге.
Вообще, вопросами оформления российских игрушек занимались заслуженные художники: Рерих, Бенуа, Бартрам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин.
А в XIX веке появилась кукла Катя отечественного производства. Советские куклы были скромны и привлекательны, имели спокойные, нейтральные цвета и оставляет простор для фантазии. Подражая маме, ребёнок мог умывать куклу, расчёсывать, убаюкивать и укладывать спать. Тем самым познавая окружающий мир, открывая для себя социальные отношения, осваивая нравственные нормы. Голову, ноги и руки делали из пластмассы розового цвета. Туловище могло быть тряпичным или тоже пластмассовым. Волосы — как правило, светлые — плохо расчесывались. Кукол в верхней одежде не было, все они были одеты в пестрые летние платьица из ситца. К ним можно было докупить ситцевое одеяльце, крошечную посуду из алюминия или фарфора, колясочку и кроватку.
С развитием фабричного производства кукол искусство изготовления отошло на второй план. Куклы стали серийной фабричной продукцией, оказались лишены уникальности и индивидуального характера.
ХХ век характеризуется окончательным переходом кукол в распоряжение детей. В магазинах появляются виниловые пупсы, фарфоровые красавицы в бальных платьях, пластиковые Барби. Самое последнее изобретение – американская кукла-робот «My Real Baby» в виде младенца (рост 45 см, вес 1,5 кг), который плачет, смеётся (личико может передавать 15 эмоций) и даже учится говорить.
И всё же, не смотря на прогресс в области механики и электроники, в конце 20 века интерес к куклам ручной работы снова возрастает. Путём объединения искусств и смешения жанров появляется новое направление, новый вид искусства - авторская кукла. Которое с каждым днём набирает всё больше и больше поклонников.
АВТОРСКАЯ КУКЛА
Авторская кукла – это художественное произведение, которое создает профессиональный художник. Из игрушки она превратилась в важный элемент оформления интерьера. Выделяют две основные методики создания куклы - коллажную и скульптурную. При изготовлении куклы по коллажной методике технологически необходимых этапов - шесть (эскиз, создание скульптурных частей, изготовление парика, разработка каркаса и создание форм тела куклы, изготовление костюма), при использовании скульптурной методики - четыре (эскиз, создание основного объема, роспись, закрепление куклы на подставке).
Особенностью технологии создания данного вида кукол является «коллажность» то есть, при создании одного произведения можно использовать различные виды материала. Также, автор сам решает, какая будет кукла: костюмная, портретная кукла и кукла-персонаж, определяет различные композиционные решения - однофигурная, многофигурная или сюжетная композиция.
Использование кукол в украшении интерьера — традиция, существующая не один век. Правильно выбранное место, в котором разместится ваша интерьерная кукла, порадует не только ребёнка, но и может стать центром дизайна комнаты, привнести дополнительную изюминку в интерьер. Решайте сами, что вам больше нравится: кому-то по душе миниатюрные фигурки ангелочков и феечек, кто-то захочет украсить дом куклой в технике тильда, а кому-то придутся по вкусу модели автомобилей, поездов или набор солдатиков, которые не пылятся в коробках в дальнем углу детской, а удачно расставлены на видных местах в квартире.
Если вы обзавелись интерьерной куклой и размышляете, как её лучше устроить, или только подумываете над приобретением и не знаете, как кукла впишется в ваш интерьер, вот несколько вариантов «как разместить куклу в интерьере».
Застеклённый шкаф — первое, что приходит в голову при мысли о том, куда пристроить украшение интерьера. И это не плохая мысль. Куклы будут прекрасно смотреться за стеклом, и будут защищены от пыли. Всегда можно вытащить куклу из шкафа и полюбоваться ею поближе. Также , для защиты куклы от пыли, можно устроить её под стеклянным колпаком, а не в шкафу. Но если говорить о стёклах, то куклы неплохо сочетаются с зеркалами. Зеркало, установленное позади куклы, придаст интерьеру глубины и загадочности.
Игрушки из текстиля часто используются дизайнерами для украшения нежных девичьих комнат, оформленных в стиле шебби-шик или прованс. Так как такие куколки являются очень хрупкими и маркими, то для игр их не используют. Существует несколько разновидностей текстильных кукол, имеющих характерные особенности и названия – Тильда, Тыквоголовка, Снежка или Большеножка, Чердачная.
Каждую из них следует рассмотреть отдельно, чтобы понять, чем они отличаются:
1. Тильда. Придуманная не так давно норвежским дизайнером Тони Финнангер, тряпичная куколка с длинными ногами и румяными щечками быстро завоевала сердца многих людей.
Тильда – это не обязательно фигурка женского рода, а скорее запатентованная своей создательницей концепция. Эскиз у них один, а вот облик самый разный – встречаются тильды зайчики, кошки и даже Санты.
Отличительной особенностью создания тильды является использование натуральной ткани пастельного оттенка. Тильда отличается от других кукол тем, что ее пропорции не соответствуют человеческим – тело грушеобразной формы с маленькой головой и длинными руками и ногами.
2. Снежка или Большеножка стоит не благодаря внутреннему твердому каркасу – его нет, а благодаря тому, что игрушка имеет особую форму стопы и плотную набивку.Как и Тильда, Снежка имеет единую авторскую выкройку и отличается только внешним обликом. Прическа, одежда и аксессуары могут быть разными, но все без исключения фигурки имеют круглую голову с маленькими бусинками-глазками и небольшим ротиком. Иногда на лице есть только глазки. Придумала Снежку российский дизайнер Татьяна Коннэ. Устойчивость обеспечивают большие ступни, которые являются отличительной яркой чертой игрушки.
3. Чердачные игрушки впервые появились в Америке, когда в небогатых семьях игрушки детям шились из обрезков материала, потраченного на пошив одежды. Особенность таких кукол – нашивки в виде патриотических символов, флагов, национальных костюмов, надписей на одежде. Эта разновидность кукол отличается тем, что для них нет единой выкройки – каждый автор самостоятельно придумывает ее будущий облик. Ткань используют льняную или хлопчатобумажную. Важно! Такая поделка после изготовления должна быть искусственно состарена, чтобы внешне создавалось впечатление, будто ее сняли с чердака, где она провела многие годы среди разного хлама.
4. Тыквоголовка имеет отличительную особенность – форму головы, состоящую из нескольких клиньев, в результате сшивания которых посередине лица фигурки с выпуклым подбородком и носом образуется шов. Голова тяжелая из-за плотной набивки, поэтому, чтобы игрушка не упала, ее нанизывают на деревянную палочку, которую обматывают синтепоном. Затем пришивают остальные детали.
Игрушки из полимерной глины
Одной из удивительных техник, используемых при создании кукол для интерьера, является лепка из уникального материала – полимерной глины. Особенность глины заключается в том, что с ее помощью возможно изготовление небольших скульптур с натуралистичным внешним видом. Обычно это статуэтки или шарнирные фигурки.
Эти фигурки призваны создавать атмосферу домашнего уюта и тепла в интерьере. Технология изготовления проста и заключается в том, что материал (капроновые колготки) набивают синтепоном, а затем формируют внешний облик.
Творческий процесс реализуется в ходе создания игрушки, и результат бывает непредсказуем. Изготовить такую поделку можно за несколько часов.
Один из оригинальных способов создания неповторимых кукол заключается в использовании папье-маше. Сама технология знакома многим – состав изготавливается из бумаги и клея. Использовать можно старые газеты или туалетную бумагу.
Процесс приготовления массы заключается в следующем:
1.Бумагу необходимо измельчить и залить водой;
2.Затем ее разминают до кашеобразного состояния;
3.Лишняя влага отжимается;
4.Вводится клей и вымешивается «тесто».
Из этого теста и вылепливают фигурку, а когда она застынет, покрывают грунтовкой.
Идеи для размещения в интерьере
Куклы в интерьере квартиры
Чтобы интерьер, украшенный куколками, не выглядел как выставочный зал музея, при их размещении необходимо выдерживать чувство меры. Порой достаточно использовать одну или две фигурки.
Существует несколько рекомендаций по размещению игрушек в качестве декора:
Не стоит размещать фигурки в шкафу за стеклом – так они приобретут блеклый, безжизненный внешний вид и станут менее привлекательны;
Чтобы игрушка органично вписалась в интерьер, место для нее необходимо выбирать в соответствии с ее внешним обликом. Если это модница, то ее место около зеркала, если в руках у нее книжка, то поставить фигурку можно на книжную полку. Этот нехитрый способ позволит оживить окружающее пространство, наполнив его загадочностью и тайным смыслом;
Важно! При размещении игрушки в интерьере, необходимо уберечь ее от прямых солнечных лучей, от воздействия которых она быстро выгорит.
Вокруг игрушки должно оставаться свободное пространство, чтобы она воспринималась как самодостаточный элемент декора и притягивала к себе внимание;
Когда кукла в интерьере используется в качестве важного акцента, то размещать ее надо так, чтобы она сразу «бросалась в глаза» при входе в помещение;
В интерьере, предполагающем пестроту и смешение, можно использовать разноплановые игрушки, там, где преобладает сдержанность лучше использовать пару кукол, выполненных в одной технике.
Оборудование, инструменты, материалы
Для изготовления интерьерной куклы из полимерной глины , нам потребуется:
1.Доска или специальный мат для лепки.
2.Полимерная глина, цвет телесный. Можно начать, например, с Fimo или Cernit. А также для лепки кукол используют FimoPuppen и LaDoll.
3.Прямоугольный металлический стек.
4.Фольга алюминиевая, которую используют при запекании. Из нее делаеются болванки для разных частей тела.
5.Акриловые краски. Ими будем расписывать лицо.
6.Синтепон, с помощью него создаем объем и форму тела.
7.Проволока.
8. Ткани для кукольной одежды и прочего оформления.
Изготовление куклы
Лепкой из полимерной глины я никогда не занималась. В 5 классе учитель технологии предложила мне сделать куклу из глины.
Посетив один урок по лепке, приступила к работе. Я выполнила кукол по мотивам всем известной сказке «Курочка ряба». Всё, что необходимо на изготовление кукол из полимерной глины – это фольга, проволока, акриловые краски, полимерная глина, синтепон. Подготовив всё необходимое, я составила схему по созданию своей авторской неповторимой куклы. Этот этап чрезвычайно важен, так как на нём создаётся облик куклы, а из него плавно вытечет и её характер. Голова состоит из плотного шарика фольги, затем накладывает полимерную глину и придаем человеческие черты лица. Тело делаем из проволоки и обматываем синтепоном. Руки и ноги сделаны из проволоки, сверху глина. Все детали соединяем и остаются только мелкие детали: одежда, волосы. Все оттенки тканей сочетаются между собой, подходят данной кукле, времени и месту в котором жила бабушка. Все ткани натуральные. Волосы сделаны из мохера.
Авторские куклы можно встретить в домах многих стран мира – кто-то использует их для украшения интерьера, а кто-то увлечен коллекционированием. Подобрав фигурку, общим образом соответствующую стилю интерьера, можно обогатить его восприятие.
Каждая игрушка уникальна, так как создаются интерьерные куклы своими руками в единственном экземпляре, с любовью и фантазией. Поэтому неважно, в какой технике она выполнена – в любом случае такая фигурка станет самой живой деталью в любой обстановке.
Экономическая часть
К сожалению, хорошие материалы для творчества стоят недешево. Цена зависит от фирмы, качества, количества цветов в наборе, размера.
Изготовление кукол из глины:
Полимерная глина |
550 р. |
Проволока |
50 р. |
Фольга |
40 р. |
Синтепон |
60 р. |
Итого 700*2=1400 |
Экологическая часть
Использованные баночки от красок, пластиковые и металлические, остатки глины, непригодных для использования приходится выкидывать в мусор.
Заключение
Поставленные задачи выполнены:
Изучила этапы творческого процесса. Искусство не началось в строго определенный момент. Оно постепенно вырастало из не искусства, развивалось и видоизменялось с создающим его человеком. Уже в самых доисторических эпохах искусство существовало, что подтверждают археологические находки.
Изучила виды творчества. Сегодня занятия творчеством доступны каждому человеку, так как существуют различные , виды искусств и каждый может выбрать занятие по души
Для чего необходимо творчество? Оно необходимо для познания себя, раскрытия своего потенциала и для создания нечто прекрасного, удивительного и неповторимого результата. Когда человек познает себя он может достигнуть в материальном и социальном нашем мире любых желаемых результатов.
Занятие любимым делом доставляет огромное удовольствие.
Выполненная работа - это плод длительного кропотливого труда.
В результате проведенного исследования я выяснила, что творчество имеет большое значение в жизни человека. Способствует развитию мышления и оптико-пространственного восприятия. Творчество связанное с ручным трудом например, вышивание, ткачество, вырезание или лепка из глины развивают мелкую моторику рук, которая в свою очередь напрямую влияет на работу мозга.
Список использованной литературы и других источников
https://art-therapy.me/blog/istoriya-iskusstva-s-chego-vse-nachinalos/
https://www.syl.ru/article/172993/new_vidyi-tvorchestva-kakie-suschestvuyut-vidyi-tvorchestva
https://tworismelo.com/osoznanie-jizni/dlya-chego-neobxodimo-tvorchestvo.html/
https://time365.info/aforizmi/temi/tvorchestvo
https://arealkraski.ru/articles/o-toksichnosti-akrilovykh-krasok/
Приложение
Материалы для создания куклы |
Создание куклы ручной работы |
Создание одежды |
Создание куклы |
Куклы ручной работы |