ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной из главных задач по нравственно – патриотическому воспитанию школьников является – развитие интереса и приобщение к русским обычаям и традициям. Хоровод, песни, пляски, былины, русско-народные праздники, русская кукла, национальный костюм и, конечно, русская изба – всё это наша история, которую необходимо знать, чтить и гордиться подрастающим поколениям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре и быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Актуальность нашей работы определяется тем, что жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Русская изба начала свою историю с незапамятных времён. Первоначально это были земляные дома (землянки, полуземлянки), затем по мере развития человечества появились деревянные и каменные. Археологические раскопки показали, что избы из брёвен строились на Руси уже в XII веке. А в ХVI - XVII веках большинство домов на Руси были деревянными. Можно с уверенностью говорить, что деревянная изба издавна была самым распространенным жилищем русского крестьянина. [1]
В современном мире бревенчатые стены являются одним из самых популярных способов строительства загородного жилья в дачном сегменте. В некоторых случаях их используют и для домов под постоянное проживание. Бревенчатый сруб — это исторически сложившийся вид деревянного дома в России. Существует множество видов и технологий рубки: русская, норвежская, канадская. К тому же в настоящее время самостоятельно рубят и обрабатывают лес очень редко. В основном строительство производится из привозного оцилиндрованного бревна, как правило, с нарезанными пазами и схемой сборки. Хорошо знакомая еще нашим прадедам русская рубка по-прежнему пользуется наибольшей популярностью. Рубка и скрепление углов могут осуществляться двумя способами — «в обло» (с остатком) и «в лапу» (без остатка). Рубку «в обло» иногда еще называют рубкой «в чашу». В этом случае бревна выводятся за границы угла сруба на 20-30 см, поэтому размеры дома в плане по сравнению с длиной исходного бревна сокращаются до полуметра с каждой стороны. Именно поэтому такой способ рубки часто называют рубкой с остатком. Подобная технология обеспечивает устойчивость сруба, а выступающие части бревен хорошо защищают стены дома в углах от внешних воздействий. Если рассчитывать материалы, расходуемые на общую полезную площадь деревянного дома, рубка «в чашу» — более затратный способ. Тем не менее, выполненный в такой технике сруб привлекает своими эксплуатационными характеристиками и внешним видом. Углы, украшенные выпусками бревен, отлично берегут тепло и защищают стены от влаги. Рубка «в чашу» имеет несколько разновидностей. Самым простым вариантом является рубка в полдерева. Она может производиться как чашей вверх, так и чашей вниз. Чашей вниз располагать бревна намного удобнее, поскольку при этом уменьшается возможность попадания воды (атмосферных осадков) в соединение. Рубку чашей вниз называют еще рубкой «в охлоп». Такое не очень благозвучное название она получила потому, что верхнее бревно, в котором вырезана «чаша», как бы прихлопывает нижнее. Рубка «в охлоп» похожа на рубку «в лапу», за исключением того, что охлоп рубится с небольшим остатком [3].
Цель работы - создание макета русской избы, который будет оригинален в исполнении и обучающим экспонатом по плотницкому и столярному делу.
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
изучить исторические сведения о способах строительства дома;
изучить способы кладки;
подготовить материал;
изготовить элементы дома своими силами и собрать макет русской избы;
развить навыки и приемы работы с древесиной, углубить знания по технологии обработки материалов.
Ожидаемые результаты проекта, основные проблемы, рассматриваемые в проекте:
1. Можно ли изготовить макет дома способом чаша силами учащихся школы;
2. Макет «Русская изба» будет обучающим средством по плотницкому и столярному делу;
3. Умение работы с учебниками, дополнительной литературой, компьютером, при разработке будущего изделия. Составлять технологические карты будущего изделия.
Данная работа выполнялась в несколько этапов:
I этап – теоретический. На данном этапе формулировалась тема работы, строился план выполнения работы, собирались теоретические данные по тематике работы.
II этап – подготовка к выполнению практической части работы. Создавался рисунок будущей аппликации, подбирались материалы и инструменты.
III этап – практический. На данном этапе происходило создание аппликации посредством вышивки картины. Уточнялись, дополнялись и изменялись некоторые детали работы (например, детали лица солдата, его костюм).
Срок разработки и создания проекта занял 6 месяцев (изучение материала, информация из интернета, работа в мастерской школы под руководством учителя технологии по теоретическому материалу и практическому изготовлению изделия):
I Этап (сентябрь - октябрь 2021 г.) – теоретико-подготовительный этап, в ходе которого подбиралась и изучалась литература по теме проектной работы, подбирались инструменты и материалы для работы.
II Этап (ноябрь - февраль) – практический. Разработка технологической карты будущего изделия из предложенных материалов и практическое изготовление самого макета русской избы.
При планировании и разработке проекта мы осуществляли обзор изученности данной темы. Мы выяснили, что начало изучению русского народного искусства было положено во второй половине XIX века В.В. Стасовым. Исследователь обращал внимание на отражение в народном искусстве мифологических представлений древних славян, раскрывая связь элементов духовной культуры с образным строем народного искусства, рассматривал влияние на него искусства народов Востока.
Наука о русском народном зодчестве, зародившаяся в последней трети XIX века и представленная трудами И. Е. Забелина, JI.B. Даля, А.А. Потапова, Н.В. Султанова, М.В. Красовского, была связана с искусством Древней Руси и старым крестьянским искусством и оставила в наследство убеждение в малохудожественной архитектурной пропильной резьбы. Более того, пропильная резьба второй половины XIX - начала XX вв. рассматривалась учеными как явление, демонстрирующее глубокое падение художественного качества и ничего общего не имеющее с традиционным крестьянским искусством. Поэтому даже из фундаментального труда А.А. Бобринского «Народные русские деревянные изделия», вышедшего в начале XX века, образцы пропильной резьбы оказываются декларативно исключенными, хотя она и бытовала в то время уже повсеместно. [4]
Сегодня материалы по русскому зодчеству мы можем найти в трудах Беловинского Л.В., Александровой Л., Заручевской Е.Б., Соболева А.А. и др.
Практическая значимость выполненной работы и изготовленного изделия состоит в том, что данная работа может быть использована учителями технологии, преподавателями внеурочной деятельности и методистами при организации процесса обучения на уроках (занятиях) как в средней школе, так и с учетом возрастных особенностей в учреждениях среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования.
Наша работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения, списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАБОТЫ.
План русской избы. Внутреннее убранство и зоны.
Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». «Истьбою, истопкою» назывался отапливаемый жилой сруб.Как же выглядело жилище?!
Нет дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых бревен, воздух в ней всегда пахнет смолой. Изба чаще всего состояла из одной комнаты. Позже стали строить так называемые пятистенки, в которых общая площадь разделялась бревенчатой стеной на две части. Славянское жилище - изба – рукотворное чудо, устроенное по определённым правилам, в соответствии с представлениями древних людей.
Эти правила передавались из поколения в поколение. Но развитие хозяйства вносило свои коррективы в устройство жилища. Старались не строить дома на болотах или рядом с ними, эти места считались «зяблыми», и урожай на них часто страдал от заморозков. А вот речка или озеро рядом с домом – это всегда хорошо.
Изба условно делилась на несколько зон.
В избе различались четыре угла: печной, бабий угол, красный угол, задний угол (у входа под полатями). Каждый угол имел своё традиционное назначение. А вся изба в соответствии с углами делилась на женскую и мужскую половину.
Из различных источников можно узнать, что жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. И оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.
А вот центральное место в избе занимает печь. От ее расположения зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.
Мы подробнее расскажем о каждой зоне в избе.
МУЖСКОЙ УГОЛ
Мужской угол, называвшийся конником, располагался возле двери. В старину здесь ставили большой сундук- наглухо вделанный в пол и стены сундук с плоской крышкой. В нем хранилось ценное имущество, над ним возле входа, хомуты, конские оголовья, вожжи, - то, что представляло известную ценность, так что не нужно было расхаживать по всей избе, чтобы взять необходимое.
На сундуке спал хозяин, охраняя имущество и избу, здесь он сидел, выполняя мелкие мужские работы: шорничал, сапожничал, плёл лапти, корзины и т.д. Этот сундук собственно и назывался конником, потому что изголовье этого мужского ложа представляло массивное бревно с вырезанной на нём конской головой.
БАБКИН КУТ
Именно так традиционно называлось женское помещение. Находилось оно возле печи, чаще всего, позади нее. Уголок отгораживали занавеской или тонкой стенкой. Там хранилась кухонная утварь и располагался подпол, который, в свою очередь, считался сакральным входом в нижнее пространство дома. Здесь по поверьям, обитал хранитель жилища – домовой. А женщина была своего рода связующим звеном с потусторонним миром.
Бабий кут служил также местом, где женщины разрешались от бремени. Рождение нового члена семьи происходило либо на печи, либо и вовсе внутри нее, куда роженица забиралась вместе с повитухой. Для излечения от тяжелых болезней тоже сажали погреться в русскую печь, предварительно обмазав недужного тестом.
КРАСНЫЙ УГОЛ
Красный угол - святой угол, передний угол, кутный угол (кут), большой, почётный, верхний угол, кутник — у восточных славян наиболее почётное место в избе, в котором находились иконы, красиво вышитые полотенца, свечи, стоял стол, обычно был обращён на юго-восток.
На Руси в доме ничего не было просто так. Почти каждая вещь имела своё символическое значение. Но среди всего этого особенно выделяется иконостас, который был в каждой избе наших пращуров. Ту часть дома, где он располагался, называли красным углом.
Почти всегда он находился прямо по диагонали от печи. Главным его украшением были иконы. Там же можно было найти Библию, Псалтырь и другие православные книги, а также всё то, чему домочадцы придавали высокое духовное значение. Это место было главным в доме, отсюда его название. Словом «красный» на Руси подчёркивали не цвет, а красоту, пышность, великолепие, т.е. красный – это красивый.
Красный угол всегда был освещён. Его и располагали так, чтобы каждая стена, образующая этот угол, имела хотя бы по одному окну, чтобы было больше света. Он располагался так, чтобы человек, входящий в избу с улицы, первым делом обратил внимание именно на иконостас. [3]
Предметы русского народного быта
Невозможно представить себе избу в российской деревне без русской печи, которую без преувеличения можно назвать душей любого русского дома. Приготовить, обогреть избу, помыться, затеять стирку, выспаться на теплушке, оставить до утра теплые щи – все это русская печка, которая не только вошла в поговорки и сказки, но и остаётся востребованной до сих пор.
Русская печка должна быть большой и теплоёмкой, долго хранить тепло и иметь удобный доступ, как для закладки дров, так и для приготовления пищи. Чтобы обеспечить равномерное отопление всего дома, печь обычно располагалась в его центре, а труба выходила наружу из центра крыши. Размер печи достаточно большой, на ней даже устраивается специальная лежанка, на которой всегда тепло. Русская печь с лежанкой – образ, постоянно встречающийся на картинах и в описаниях старорусских изб и домов!
Только лишь к XVIII веку, когда получили широкое распространение огнеупорные кирпичи, русские печки обзавелись трубами, и постепенно приобрели тот вид, который известен сейчас. А русская изба, наконец, приобрела свой классический вид – белая, из шести стен (квадратная, разделенная внутри на четыре комнаты двумя пересекающимися крестом стенами).
Кроме собственно элементов печи, существуют и приспособления для работы с ней:
кочерга – для лучшего укладывания дров в огне, перемешивания углей, очистки печи;
печной совок – для очистки печи от золы;
ухват или рогач – ставить и доставать из печи чугуны;
сковороды и чапелы (сковороды без ручки);
чугуны – чугунная, реже алюминиевая, огнестойкая посуда;
печные горшки – чугунные либо алюминиевые для варки и тушения;
корчаги – глиняная посуда для нагрева воды;
крынки (кринка) – топить молоко;
утятницы (гусятницы) – тушить мясо, овощи, птицу;
противень или судок – для жаренья или выпекания, аналог сковороды;
помело – обметать под перед посадкой на него хлеба;
ометалочка – обметать от золы и сажи шесток;
и другие нужные инструменты
Иногда обходились и вовсе без посуды – например, для приготовления подового хлеба, который выпекался прямо на поверхности пода после топки.
В основном для русской печи используют дрова и уголь. Чтобы печь была жаркой, но при этом расход топлива был не большим, лучше использовать дрова таких пород деревьев, которые медленно прогорают, долго и хорошо держат жар. Подходят для этого дрова от деревьев:
семейства березовых – берёза, ольха, лещина, граб и т.д.;
семейства сосновых – сосна, ель, кедр, лиственница и другие;
плодовых – яблоня, груша, вишня.
Русская печь многофункциональна. Ее использовали для разных нужд, от обогрева и приготовления пищи, и до сна на ней и даже для мытья. А так же для разных других нужных в хозяйстве дел, таких как: сушки на ней ягод и грибов, стирки, разогрева самовара, использование ее теплых ниш для обогрева белья, посуды, одежды, и так далее.
Основные функции печи – это обогрев помещения. В холодную русскую зиму сохранить тепло в доме, значит перезимовать и выжить, поэтому печь всегда главный атрибут любого русского дома.
Русская печка всегда стоит практически в центре дома, чтобы обогревать все его уголки равномерно. Любой дом теряет тепло через двери, окна, пол, потолок, поэтому расположение печи в центре дома, позволяет прогревать его лучше всего.
Блюда, приготовленные в русской печи, отличаются от современных блюд тем, что готовились они на остывающем жару, что создавало постоянный эффект томления продуктов, тогда как сейчас принято готовить на открытом огне, что дает постоянное увеличение температуры. При старом способе приготовления пищи, лучше сохранялись от тепловой обработки полезные свойства, качества, витамины исходных продуктов, что конечно сказывается на вкусе конечного блюда.
На Руси редко можно было встретить избу, в которой бы не было полатей. Они представляют собой дощатые навесы из дерева. По сути, они были продолжением печной лежанкой и выполняли ту же самую функцию. Полати всегда делали под самым потолком, и потому это было почти самое тёплое место в доме. Даже утром, когда печка уже остывала, на полатях всё ещё сохранялось тепло.
Полати были небольшими, и взрослые там почти никогда не лежали. Обычно там ночевали дети, когда им становилось жарко и душно на печке. Да и места на печи могло не хватать, ведь семьи на Руси были, как правило, многодетные. В этих случаях полати тоже приходили на помощь.
Полати использовались в хозяйстве не только зимой. Летом, когда не нужно было топить избу, они тоже не пустовали. Там хранились и сушились овощи. Полати были устроены просто. Рядом с печным углом вколачивали массивный столб, и от него к стенам тянулись прочные надёжные брусья. Длина их была приблизительно равна длине полатей, а ширина составляла примерно полтора метра. На этих самых брусьях настилали доски, и на этом устройство полатей обычно завершалось. Впрочем, там ещё часто ставили задоргу – невысокое ограждение из дощечек, которое не позволяло детям скатываться на пол.
По сказкам ли услышанным в детстве, по бабушкиным ли рассказам, но в памяти каждого, наверно была подобная картина: залитая солнцем чистая комната, со свежевымытым полом, застеленным тканными дорожками. Это и есть та самая красота, которую называют умиротворяющей, спокойной, родной…
Для многих половики связаны с беззаботными летними каникулами в деревне, с бабушкой и ее пирогами, вареньями, с парным молоком, посиделками у крылечка и купанием в реке. Тихий уголок детства.
Когда именно появились половики, трудно сказать. В дореволюционный России крестьяне уже их ткали, что доказывают полотна художников, на которых присутствует такой элемент быта, как тканая дорожка.
Тканный половик в избе - уют и практичность. В те времена полы не намоешься — они ведь были некрашеные. Сначала битым кирпичом тёрли, затем несколько раз смывали. Сосновый пол становился белым, будто бы после стружки. Вот и закрывали его половиками, чтобы не запачкался.
Дорожки, среди прочего, меняют звукоизоляцию. Звук становится теплее, нежнее, приятнее для людей. Тепло от дорожек радует глаз и Душу.
В прошлом столетии половики появились в квартирах, как память о прошлой деревенской жизни, ведь голые полы холодные, неуютные.
Раньше половики ткали из льняных тканей. Это были, в основном, остатки после раскроя одежды, постельного белья. Хорошую, годную, большемерную ткань на дорожки не пускали.
Одежду, ненужные тряпки и синтетические волокна на половики стали пускать лишь в советское время. Страна жила по принципу: «Ничего не выбрасывай, может пригодиться!». Однако, несмотря на вложенный в процесс ткачества труд, такие дорожки энергетические "грязные", поскольку
хранят всё, что накопили вещи, из которых они сделаны. У наших Предков
старую, непригодную одежду, постельное белье, полотенца было принято сжигать.
В настоящее время изменился не только материал, из которого ткут дорожки, изменились их размеры и рисунок. Теперь ткут широкие, специально ради этого старые станы переделывают. Половики перестали быть только дорожками, которыми застилают пол, их назначение стало более разнообразным — ими покрывают диваны, вешают как ковры над кроватями, делают миниатюрными и они становятся прихватками. Половики придают уют и атмосферу старины, становятся завершающим штрихом так популярного ныне интерьера в стиле Кантри. Очень распространены сейчас тканные дорожки в Скандинавских странах.
Помимо печей у людей был инвентарь, чтобы пользоваться самой печью. Не было в те времена таких рукавиц чтобы руки не обжечь. Ухват считается достаточно старым приспособлением, благодаря которому можно было ставить посуду с пищей в печь для готовки и доставать обратно.
Из себя представляет длинную, железную пластинку прикрепленная на деревянную палку. Так как горшки были внушительных и не очень размеров ухваты тоже были разные. Естественно им пользовались в основном женщины так как у печи чаще всего стояла сама женщина.
Не зря сейчас везде изображают женщин напротив печи, которая держит в руках ухват так как они были хозяйками в доме. Иногда рогач использовался в целях обороны. Мы часто такое можем наблюдать так же в фильмах о старой Руси или мультиках.
Все мы в курсе как люди в те времена верили в магию. Думаю, вы должны знать, что ухват ставили вилками вверх к печи. Это делали в качестве защиты от чертей матери которая скоро должна родить. Она выходила из жилья беря ухват и используя как посох. Если же в доме кто-то умирал после того как покойника увели из избы, клали на то место, где он лежал ухват. Чтобы защититься от смерти.
Рушник — полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных.
В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика рушника во многом аналогичны полотну (полотенцу).
Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине.
Соха́— пахотное орудие типа рало у славян — с широкой рабочей частью (рассохой) из дерева, оснащённой двумя железными сошниками и железной лопаткой — палицей и соединённой в верхней части с оглоблями, в которые запрягали лошадь. Главное отличие от плуга в том, что соха не переворачивала пласт земли, а лишь отваливала его в сторону. По сравнению с плугом соха требовала при пахоте меньшего тягового усилия лошади, но больших физических усилий и мастерства от пахаря. Глубина обработки почвы сохой — до 12 см. Соха использовалась для пахоты подзолистых почв в зоне хвойных и смешанных лесов, толщина плодородного слоя которых в начале XX века редко достигала 15 см. В русских письменных источниках упоминается со второй половины XIII века. Слово «соха» во многих славянских языках означает «кол», «палка с развилкой». Благодаря универсальности и доступности соха оставалась главным почвообрабатывающим орудием русских крестьян до 30-х годов XX века. Соха — штучное изделие, которое каждый крестьянин делал на собственном дворе исходя из своих возможностей и потребностей. Была пословица: «Соха на соху, пашня на пашню, лошадь на лошадь, лето на лето не похожи»
В конце XX века соху стали делать полностью из металла. Соху продолжают использовать при посадке картофеля, обработке междурядий и других работах на приусадебных участках.
Крестьянские избы в 18 веке практически не отличались друг от друга, как внутри, так и снаружи. Привычные для нас кровати, стулья, шкафы появились в деревне только в 19 веке. Мебели в доме было немного, все самое необходимое: печь, стол, лавки, сундуки, посудные полки.
Стол называли «Божьей ладонью», относилось к нему уважительно и бережно. Занимал важное место и служил для ежедневной и праздничной трапезы. Человек, которого хозяева приглашали за стол, считался в семье «своим».
Лавки располагались вдоль стен - это ещё один неотъемлемый предмет мебели в избе. Лавки помогали в хозяйственных делах и были местом для сна. Также использовали скамьи, в отличии от лавок прикреплённых к стене, скамья была переносная. Спать было теплее около печи, поэтому укрепляли деревянный настил на уровне печи - полати.
Сундук был хранителем семейного быта. Хранили в нем и деньги, и приданое, и одежду. Сундук закрывался на замок, так как хранилось в нем самое ценное. Чем больше сундуков в доме, тем богаче считалась семья.
Над лавками прибивались полки для хранения утвари. На нижних полках звонили более тяжелую посуду, верхние более узкие полки занимала мелкая посуда.
В «красном» углу избы располагался специальный шкафчик для икон, в котором бережно хранились иконы.
Для новорождённого подвешивали люльку. Мягко покачиваясь, она убаюкивала малыша. [3]
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
2.1. Инструкция по технике безопасности
Правила безопасности при работе с электрической дрелью и ручным столярным инструментом (инструкция).
Перед началом работы:
Надеть спецодежду, тщательно заправить волосы под головной убор и проверить средства индивидуальной защиты (защитные очки; коврик диэлектрический).
Осмотреть рабочее место, убрать лишние и мешающие предметы, обратив внимание на достаточность освещения.
Проверить отсутствие внешних повреждений электрической дрели и исправность тумблеров, переключателей и т.п.
Убедиться в целостности крышки электророзетки, электровилки и подводящего электрокабеля.
Проверить наличие и надежность крепления заготовки. В случае обнаружения неисправности дрели и инструментов учащийся обязан немедленно поставить в известность педагога.
Убедиться в работоспособности вытяжной вентиляции и местных отсосов древесной пыли, надеть защитные очки.
Проверить отсутствие в заготовке сучков и трещин, надежно закрепить ее в «тисках» станка.
Разложить инструменты и заготовки в определенном установленном порядке на тумбочке или на специальном приспособлении, убрать все лишнее.
Запрещается самостоятельно включать электрическую дрель в электрическую сеть без разрешения учителя.
Проверить работу дрели на холостом ходу.
Не приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.
Во время работы:
во время работы необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации электрической дрели и инструментов, не подвергать механическим ударам, не допускать падений;
следить за исправной работой электрической дрели, системы вентиляции и местного отсоса древесной пыли, целостностью изоляции и заземления.
По окончанию работы:
выключить электрическую дрель;
убрать стружку с верстака при помощи щетки, не сдувать стружку и не сметать ее рукой;
привести в порядок рабочее место;
сложить в специальный шкаф инструмент и приспособления, используемые при работе;
убрать в отведенное место средства индивидуальной защиты;
снять специальную одежду;
тщательно вымыть руки с мылом.
при обнаружении неисправности оборудования проинформировать об этом педагога;
с разрешения педагога покинуть помещение мастерской. [2]
2.2. Материалы и технология выполнения работы
Макет нашей русской избы представляет точную копию жилища крестьян 18 века. Мы постарались воссоздать все зоны, которые передают атмосферу быта наших предков. [Приложение 1]
Стены выполнены из деревянных брёвнышек древесины ели, основание избы из брусочков липы. Для удобства рассмотрения внутреннего убранства дома и предметов быта крыша дома снимается. Крыша сделана из фанеры толщиной 0.3 мм и покрыта натуральной соломой. Предметы мебели (столик), дровяная русская печь выполнены из также древесины ели, домашняя утварь вылеплены из самозастывающего пластилина, потом покрашены акрилом.
Вначале работы был сформирован фундамент из брусков липы. Брёвна для избы изготавливались на токарном станке по дереву, тщательно измерялся диаметр штанген-циркулем. Брёвнышки скреплялись друг с другом в углах, вырубленными «замками», укладывались горизонтальными рядами, каждый из которых называется «венец». В конце брёвна были покрыты бесцветным лаком. [Приложение 2]
Крыша изготавливалась из двух дощечек фанеры. Для ровности угла крыши мы использовали угольник. Для скрепления фанерок использовали клей ПВА. Для украшения крыши фронтон был сделан узорным, посредством пиления ручным лобзиком. Печная труба на крыше выполнена из оцилиндрованного брусочка древесины. Для создания эффекта «продымлённой трубы» мы затонировали торец трубы чёрной морилкой. Солома на крыше закреплена мебельным степлером.
Оконные рамы выполнены из древесины. Оконные стёкла изготовлены из оргстекла. Боковые задние окна закрыты деревянными ставнями, переднее окно открытое.
Порожек дома выполнен из брусочка древесины ели. Декоративный навес выпилен из фанеры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изготовление макета «Русская изба» заняло достаточно времени (почти 6 месяцев). Изделие будет хорошим учебным экспонатом для многих поколений учащихся школы, на котором можно увидеть способы и приемы кладки бревен, а так же использовать макет с исторической стороны, для изучения быта русского человека.
Для того чтобы изготовить изделия:
1. углубили знания по технологии обработки материалов;
2. изучили правила и приемы работы на ручной электрической дрели, повторили правила и приемы работы ручным инструментом, технику безопасности;
3. при работе использовали часть материалов, которые подлежали утилизации, как отходы;
Макет «Русская изба» будет не только учебным средством по предмету «Технология» (деревообработка), но и служит напоминанием о ценности культуры и быта русского народа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Васнецов Н.Ю. «Золотая книга домашнего мастера» - Москва : Вече, 2005 – 592 с.
Тищенко А.Т., Симоненко, В.Д., «Индустриальные технологии». Учебник для 5-8 класса общеобразовательных учреждений – Москва : Издательской центр «Вентана-Граф», 2016 - 192 с.
Интернет ресурсы:
История срубов в России – URL: http://www.dearcon.ru/021.htm (дата обращения 27.09.2021)
Саенко И.А., Дубинка К.Ю. Исторический опыт и развитие деревянного домостроения в России – URL: http://referatwork.ru/lectionbase/stroitelstvo/view/68386_istoriya_derevyannyh_srubov_v_rossii (дата обращения 27.09.2021)
Соединение бруса или бревна под углом и по длине –URL: http://profibrus.ru/soedinenie-brusa-ili-brevna-pod-uglom-i-po-dline.html (дата обращения 16.09.2021)
Соединение бруса или бревна под углом и продольно – URL: https://hotbanya.ru/stenyi/soedinie-brusa-ili-brevna-pod-uglom-i-prodolno.html (дата обращения 25.09.2021)
Приложение 1
Макет готового изделия «Русская изба»
Приложение 2
Этапы и материалы выполнения работы