История постройки храма в селе Озерки

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История постройки храма в селе Озерки

Сидорова А.А. 1
1МКОУ "Озерская СОШ" Тальменского района Алтайского края
Чупрына С.С. 1
1МКОУ "Озерская СОШ" Тальменского района Алтайского края
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Главной достопримечательностью села Озерки Тальменского района Алтайского края является православный храм, построенный самими жителями за десять лет.

Мне стало интересно, а кто его строил? По какой технологии? Какое значение он имел в жизни сельчан? Какое значение храм имеет сегодня?

Актуальность выбора темы в том, что сегодня необходимо бережно относиться к культурным ценностям и традициям. При повсеместном развитии туризма очень важно знать историю своего села.

Цель работы: изучить историю постройки храма в селе Озерки.

Задачи:

Описать процесс постройки храма в селе Озерки.

Выяснить значение постройки храма для жителей села Озерки.

ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ПОСТРОЙКИ ХРАМА В СЕЛЕ ОЗЁРКИ

Многие годы храма в Озёрках не было. Верующие села ездили в храмы г. Барнаула и Тальменского района, и когда собралось большое количество людей, встал вопрос о постройке храма в селе.

Деньги на строительство жертвовали прихожане, выделялись администрацией Озерского сельсовета и Епархией. В 1996 г. благословил и освятил закладку первого камня нового храма протоиерей, благочинный Северного округа Александр Войтович. Строился дом Божий, названный в честь Преображения Господня, на средства самих прихожан. Деньги собирали всем миром и строили тоже сами - приходили в свободное от работы время (впрочем, у сельчан свободного времени не бывает - дома у каждого семья, огород, скотина, а кто-то и работает). Потому и строился храм так долго – десять лет.

Подходящий храм после долгих и трудных поисков нашла жительница села Валюшкова Евгения Васильевна – мастер, начальник стройцеха. В Суздальском музее деревянного зодчества, в реставрационной мастерской дали его проект. В этой же мастерской рассказали о том, что копия данного храма строится в Германии.

В 1996 начинается стройка. Строили храм сами жители деревни: мужчины строгали бревна, выполняли всю тяжелую работу, женщины готовили еду для строителей, помогали молитвами и песнопениями. Работа велась очень дружно, никто не ругался, не спорил, всё решали сообща.

Из интервью с Крепковской С.А. «Трудились с любовью, работали с желанием. Сами заготавливали лес, обрубали сучки и сжигали их. При постройке храма не использовали ни единого гвоздя – такой же технологией построены храмы в Кижах. Устанавливали крест на верхний купол своими усилиями, без использования техники» Верхний храм точная копия храма, хранящегося в Суздальском музее, но при проектировании уделили место для нижнего храма. Нижний храм проектировался с тем умыслом, чтобы в зимы можно было проводить службы, так, как если бы строили по суздальскому проекту утепленный храм, то у прихожан (да и спонсоров) не хватило бы средств сделать его пригодным для морозов. Проектировал нижний храм ЗАО «Сибгипросельхозмаш проект».

В первый год — заливка фундамента. В 1997 выписана деляна. Занимаются заготовкой леса, закончена заливка фундамента. В 1998 начинается рубка, строители специалистами не являются поэтому на ходу учились правильно выполнять соединения брёвен, угловые (лапа), продольные (замок). Много было гнилого дерева (так как местность болотистая), но старались выбирать хорошие сосны, а нижний венец срублен из лиственницы.

С 1999 по 2005 произведены следующие работы, как монтаж куполов, установка крестов и обрешётка крыши. Как рассказывает жительница села, которая была очевидцем строительства храма: «Кресты ставили с помощью молитвы. Вручную. Первый ставили южный крест, 27 сентября на Воздвижении Креста Господня, службы в этот день не было. Поднятие креста происходило так: на шесте в длину около 4 метров был укреплен крест (длиной 2 метра), несколько мужчин (человек восемь) подняли на руках и поставили в основание шейки купола. Крест закрепился легко. Вскоре поставили и северный, но пошел тяжело, пришлось звать людей дополнительно, подбежало еще человека два. Но самый тяжелый, центральный крест ставили три дня. На шесте в 6 метров в первый день поднимали наверх к шейке купола, возле нее закрепили, крест там провисел ночь. На следующий день стали ставить, в самый последний момент крест упал, но упал не на землю, а там же наверху, падение удалось остановить, потому что один из ставящих крест (Андрей Тюменцев) прыгнул на конец шеста, и к нему прыгнуло еще несколько человек. Если бы крест перевесил, люди бы улетели вместе с крестом. Но этого не произошло, люди и материал, слава Богу, не пострадали. Внизу наблюдали и молились прихожане (женщины и дети), когда крест стал падать женщины, не сговариваясь, упали на колени и закричали «Господи помилуй». Так по милости Божией все обошлось. Строители закрепили крест в лежачем положении, и решили на следующий день продолжить. Утром стало понятно, что крест упал таким образом, что из этого положения его проще стало поставить. Так, благодаря Господу, все кресты были воздвигнуты».

Стройка храма закончилась, но отделочные работы внутреннего храма не завершены. Постепенно приход украшает храм внутри и облагораживает территорию.

Восьмерики, украшены кокошниками, на шести из них иконы, с запада икона Преображения Господня, с севера Царственных мучеников, с юга Покрова Божьей Матери, с востока три: Михаил Архангел, Николай чудотворец, Георгий Победоносец.

Намечено 6 престолов. Главный престол в честь праздника Преображения Господня, Остальные 5 в честь икон, расположенных на кокошниках.

Куполов три: центральный серебряный в честь главного престола, этот цвет — цвет Христа, южный синий купол в честь Покрова Божьей матери, этот цвет испокон веков считается Богородичным, северный золотой в честь царственных мучеников России, золотой цвет — царственный.

Кресты четырех конечные с полукружием в виде полумесяца внизу. Это очень древний вид креста. Крест и полукружие означают якорь спасения, упокоения в Небесном Царстве, что соответствует понятию о храме, как о корабле.

Есть и другие толкования этого символа: полумесяц — это Евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово; это люлька, в которой лежит младенец Иисус Христос.

По иному толкованию, луна знаменует купель, в которой церковь крестившаяся, во Христа облекается в Него, в Солнце Правды.

Возле храма построена звонница, она строилась без предварительного проекта, но строители сохранили тот же стиль, т.е. сруб восьмигранный и верхняя часть — повал. Колокола заказывали в Новосибирске ООО «Труд-Маркет».

На данное время 7 колоколов самый тяжелый из них 80кг, затем 50 и 30кг, 18 кг, зазвонов 3шт., это 6, 8 и 12кг.

1. 80кг: «Свят, свят, свят Господь Саваоф и изображён Спаситель.»

2. 50кг: Отлит колокол для храма Преображения Господня в селе Озёрки, радениям Р.Б. Николая и Галины. Изображён Николай Чудотворец.

3. 30кг: «Слава Богу, за всё.»

4. 12кг: «Сохрани мя Господи, яко на Тя уповах.»

5. 8кг: «Благословен Господь Бог мой.»

6. 3кг: «Господи помилуй.»

Первая служба в храме была проведена в 2004 году, 11 апреля на Пасху. Отслужилась в верхнем храме, в Северном пределе Царственных мучеников. Затем службы прекратились до осени этого же года, а возобновились в нижнем храме в связи с похолоданиями.

Колокола установили осенью 2004 года, но зазвонили они только весной 2005 года.

Храм представляет собой деревянную церковь, сооруженную по образцу Преображенской церкви села Козлятьево (в музее деревянного зодчества в Суздале). Основной объем увенчан тремя убывающими восьмериками, с севера и юга к нему примыкают приделы, крытые бочками.

Иконы, которые висят в храме, заказывал директор школы-интерната Дёмкин Виктор Иванович. Колокол купили на общие деньги: собирали пожертвования.

В ансамбле храма есть здание воскресной школы, колокольня. Сам храм делится на нижний и верхний. Нижний храм отапливается, и службы проходят зимой, а в верхнем – весной, летом и осенью. Настоятель храма Преображения Господня села Озерки иерей Игорь Кисляков.

У прихода складываются традиции. В престольный праздник встречаем гостей из других сел, городов; после Пасхальной службы приход собирается за столом. В Рождество на ночной службе ребятишкам дарят подарки, а на следующий день взрослые и старшие дети показывают Рождественское представление, приходит дед Мороз, Снегурочка и герои сказки. Так и живет наш приход храма Преображения села Озерки.

На территории храма находится памятник воинам-освободителям ВОВ, за ним также ухаживают прихожане и просто неравнодушные люди.

Таким образом, в разные периоды исторического времени церковь в селе имела большое значение: в дореволюционный период наличие церкви определяло статус населенного пункта (была деревня Озерки – стала селом). Кроме того, приход осуществлял еще и образовательную функцию. В Советское время сельчанам церковь также была необходима, верующим людям приходилось таиться от власти, которая запрещала религию. После пожара в 1932 году церковь так и не построили. Жители хранили книги, иконы у себя дома. Или ездили на службы в действующий в то время Тальменский храм. После перестройки сельчане, объединенные идеей построить новый храм, нашли силы и средства для этого. По нашему мнению, эти люди совершили настоящий подвиг! Храм украшает село и является его сердцем!

Достопримечательностью наш храм является потому, что храмов, сооружённых по архитектурным планам оригинала 1756 года всего три в мире: Храм Преображения Господня в селе Козлятьево Кольчугинского района Владимирской области, в нашем селе Озерки Храм Преображения Господня, и в немецком городе Гифхорне Храм Святителя Николая.

ЗНАЧЕНИЕ ХРАМА В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ ОДНОСЕЛЬЧАН.

Место положения церкви

Краткая информация

Село Озерки

Храм Преображения Господня представляет собой деревянную церковь, сооруженную по образцу Преображенской церкви села Козлятьево (в музее деревянного зодчества в Суздале).

Станция Озерки

Церковь Иконы Божией Матери Неопалимая Купина, 2014 года.

Деревянная однопрестольная церковь простой архитектуры.

Село Луговое

25 июля 2017 года состоялось освящение колоколов для храма во имя святого Николая Чудотворца.

Р.П. Тальменка

Церковь Сошествия Святого Духа. Дата постройки - между 1989 и 1991 годами.

Храмы построены при непосредственном участии жителей сёл. В настоящее время спонсорами и меценатами выступают уроженцы этих сёл, которые уже уехали оттуда, но оказались неравнодушными людьми! Церковь Святителя Николая Чудотворца в селе Луговое была построена на месте старой церкви, закрытой в 1937г. Строительство церкви было осуществлено меценатом из Москвы Ромащенко Сергеем Геннадьевичем по чертежам и описанию старого храма. Иконы в этот храм подарил знаменитый русский художник Никас Сафронов.

Владыка Сергий освятил закладной камень во основание церкви в селе Кашкарагаиха в честь Пресвятой Троицы. Ранее в этом селе до революции существовал храм.

В храмах проходят воскресные службы, обряды. Больше всего прихожан в храме бывает на праздники Рождество, Крещение, Пасху, Троицу, Преображение.

На картах туристических маршрутов отмечен наш храм и любой желающий может посетить его, полюбоваться красотой.

Приложение 1

ВЫВОДЫ

Целью исследования было изучение истории постройки храма в селе Озерки в разные исторические периоды.

Мне удалось выяснить, каково было значение храма в различные исторические периоды нашей страны и описать процесс постройки храма в селе Озерки.

Я узнал, что храм имеет большое значение для современных жителей села.

Таким образом, моя гипотеза нашла подтверждение – сельский храм имеет важное значение в жизни сельчан.

Проанализировав всю полученную информацию, я сделал следующие выводы:

Во-первых, работа, проведенная в рамках исследования, подтвердила актуальность его темы для жителей села, молодого поколения, которое не видело, как строился храм и не знает его истории.

Во-вторых, материал исследования можно использовать в школьном музее села Озерки для проведения экскурсий.

В-третьих, можно продолжить изучение истории постройки храмов в Тальменском районе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Булыгин Ю.С. К истории населенных пунктов Тальменского района Алтайского края. // Нижнее Причумышье. История и судьбы. [Текст] Барнаул, 2001. – 256 с.

Интервью прихожан храма.

Ожегов C.И. Словарь русского языка. Под общ. ред.проф. Л.И. Скворцова. -24-е изд. испр. - [Текст] Москва: Мир и образование, 2012. – 896с.

Фото из личного архива жителей села: Николая Сапегина, Ирины Стенченко.

Храм Преображения Господня.

Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). Ф.1. оп.1 д. – 211л. -155-159.

Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). Ф. 232 оп.1 д. – 9.

Т. К. Щеглова. Особенности развития населенных пунктов Нижнего Причумышья в ХХ веке (материалы к картотеке сел). // Нижнее Причумышье: очерки истории и культуры. Материалы краев. науч.-практ, и метод. конф. [Текст] Барнаул, 1997. – 198 с.

Экспозиция музея села Озерки. Зал Истории села.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ

Официальный сайт Барнаульской епархии РПЦ МП [Электронный ресурс] http://www.altai-eparhia.ru – дата обращения 27.11.2019.

Газета педагогов [Электронный ресурс] https://gazeta-pedagogov.ru – дата обращения 23.11.2019

Просмотров работы: 66