Возвращённые имена

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Возвращённые имена

Лысак В.В. 1
1ГБОУ СОШ №422
Шлендова М.А. 1
1ГБОУ СОШ №422
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Выбор темы:

Я выбрал тему: «Возвращённые имена». В ходе Великой Отечественной войны наша страна потеряла около 30 млн жизней. Пострадало не только население, но и города, сожжены деревни, уничтожены шахты, железные дороги и самое главное огромное число погибших и пропавших без вести людей. Наши враги не хотят признать победу Советского Союза и стараются исказить и переделать историю в своих интересах.

Но страничка за страничкой, мы восстанавливаем события и возвращаем имена наших героев. Выбор темы не случаен. В Великой Отечественной войне участвовали мои близкие. От них я узнал о людях, которые пропали без вести и до сих пор мои родные хотят узнать, где находятся их могилы.

Я, краевед, познакомился с фондами второго зала школьного музея и узнал имена героев, судьбы которых были неизвестны. Забегая вперед, хочу сказать, что мною восстановлены имена и описаны подвиги двух моряков. Удивительна боевая история защитников Ленинграда: водолаза Никиты Мышляевского и юнги Гены Кушкова. Об этом мой рассказ.

Цель исследования:

- найти имена героев войны, о подвигах которых стало известно в наши дни и провести урок мужества с показом презентации

1.3 Задачи:

отобрать информацию о героях, не вернувшихся с войны

систематизировать материалы в хронологическом порядке

подготовить и провести урок Мужества

II. Основная часть исследовательского проекта

2.1 Актуальность и практическая значимость:

Великая Отечественная война стоила нашей стране огромных человеческих потерь, в связи с этим до сих пор находят неизвестных героев, их изучают, исследуют останки, и по найденным предметам, устанавливают и возвращают их имена. Ежегодно, 9 мая вся страна выходит на улицы городов с портретами своих героев. Бессмертный полк - это наша национальная традиция памяти павших защитников Отечества. Но и сегодня идёт поиск тех, чьи могилы неизвестны. В этом и есть актуальность моей темы.

Практическая значимость заключается в том, что я приобрёл новые знания о войне, почувствовал гордость за свою страну, и у меня появилась потребность в самореализации. Я приобрёл позитивную моральную самооценку.

Объект и предмет исследования:

Объекты: неизвестные герои, имена которых установлены после войны

Предметы: старые фотографии, видеофайлы, интернет-источники, экспонаты музея, рассказы ветеранов войны.

Методы исследования:

Сравнительно-исторические

Хронологические

Демонстрационные

Самостоятельный поиск

III. Подготовка и проведение уроков Мужества

Сбор материала о неизвестных героях. Рассказ о подвиге

Оформление презентации «Возвращённые имена»

Разработка плана урока, оформление и показ презентации

3.1. План урока:

1.. Рассказ о героях, чьи подвиги раскрыты после войны

2.Беседа: как собирал материал

3.Показ презентации о героях войны

4. Викторина

5. Оценка урока учениками

3.1Наши потери во время ВОВ исчисляются огромной цифрой 30 миллионов жертв, и сейчас поисковые отряды находят останки солдат, которые не вернулись домой. Прошло уже почти 80 лет, но до сих пор с каждым днем находятся новые сведения о событиях той страшной войны. Как боролись наши люди? Как выживали в условиях зимы, голода, регулярных налётов?

В школьный музей поступают предметы, которые рассказывают о нечеловеческих условиях жизни того времени и героической самоотверженности защитников Родины. В настоящее время правительства некоторых стран в своих собственных интересах желают исказить историю и выставить Россию виновной в агрессии. Однако военные действия проходили именно на огромных просторах нашей страны. Многострадальная русская земля открывает места, где происходили кровавые сражения. И мы видим, огромное количество жертв геноцида гражданского населения. Благодаря работе поисковиков мы узнаём правду о Великой Отечественной войне. Находки! Это останки героев, их личные вещи, это неразорвавшиеся мины, снаряды, бомбы.

3. 2. Рассказ о том, как я выбирал тему, ставил цели и задачи

Для того, чтобы раскрыть тему о героях я воспользовался фондами школьного музея, видеопродукцией и интернет-ресурсами. В музее более тысячи экспонатов, рассказывающих о войне и о её героях. Истории защитников Ленинграда произвели на меня особое впечатление, а особенно те, чьи героические поступки стали известны в подробностях только недавно. Моя цель узнать о героических подвигах моряков и рассказать о них детям на уроках Мужества, используя фотоматериалы военного времени.

3.3. Рассказ о герое. Водолаз Никита Мышляевский

Сегодня в нашей стране активно работают отряды поисковиков, которые занимаются благородным делом: находят погибших солдат и восстанавливают их имена. Поисками погибших моряков занимаются дайверы и водолазы. В акватории Финского залива имеется огромное количество затонувших кораблей. Дно Финского залива - это большой подводный музей. В наши дни водолазы находят погибшие корабли и останки моряков. В 20 милях от острова Котлин на южном берегу Финского залива находится Шепелевский маяк, возле которого в годы войны велись ожесточенные морские бои. За последние 10 лет здесь обнаружены затонувшие подводные лодки, катера «МО», торпедные катера и даже крупные лайнеры. [1, 14]

В июле 2013 года, в Финском заливе неподалеку от маяка, дайверы в ходе поисковой экспедиции, организованной Кронштадтским Морским Музеем при содействии Ассоциации водолазов России, нашли, затонувшие в годы войны, 2 вспомогательных судна: килектор «ККО-2» и водолазный бот «ВРД-76». [5, 14] При обследовании судов обнаружены останки неизвестного водолаза. Они были подняты на поверхность. После длительного исследования, архивного поиска документов было установлено, что найденные останки принадлежат водолазу времен Великой Отечественной войны. Позже работники Кронштадтского Морского музея установили личность и имя погибшего водолаза. Им оказался главный старшина, опытный водолаз Никита Сергеевич Мышляевский. Теперь мы знаем историю гибели героя.

Шёл 1944 год. На южном берегу Финского залива у Шепелевского маяка ещё продолжалось активное сопротивление фашистов. 25 августа из Военной гавани Кронштадтского порта вышли 2 небольших вспомогательных судна, килектор «ККО-2», и водолазный бот «ВРД-76». Им предстояло поднять подводную шумопеленгаторную станцию, затонувшую 10 августа 1944 года, чтобы её отремонтировать. На палубе «ВРД-76» развернули водолазную станцию, и на глубину ушел опытный водолаз гл. старшина Н. С. Мышляевский. Тогда и случилась катастрофа, о которой мы знаем из воспоминаний военного врача В. И. Тюрина. Он рассказал: «Никита спустили вниз, нашёл объект и доложил, что шумопеленгаторная станция готова к подъему: «Когда водолаз Ника Мышляевский сообщил по телефону, что присоединил гак килектора к станции, я дал ему команду перейти на беседку. Старшина водолазной станции Виноградов передал на килектор, что уже можно поднимать. Но вдруг раздался взрыв, и я почувствовал, что лечу вверх. Только через несколько дней мы узнали, что нас торпедировала немецкая подводная лодка».

Дальнейшее расследование этой трагедии работники музея проводили по сохранившимся документам. Из книги воспоминаний врача В. И. Тюрина установили список водолазов, которые в тот злосчастный день, 25 августа 1944 года участвовали в подъеме шумопеленгаторной станции. Их было шестеро. Именно благодаря воспоминаниям В. Тюрина мы узнали имя погибшего и причину его гибели.

Н. С. Мышляевский родился в 1913 году, в тот год, когда состоялось торжественное освящение Кронштадтского Морского собора во имя Святителя Николая Чудотворца. Спустя сто лет найден на дне Финского залива. И именно в Кронштадтском Морском соборе, храме-памятнике всем погибшим морякам, отпевали водолаза Н. С. Мышляевского. В современной истории это первый случай, когда останки моряка, пролежавшие на дне моря около 70 лет, оказалось возможным захоронить. 5 мая 2014 года, в День водолазов, на мемориальном кладбище Кронштадта, на месте могилы Никиты Сергеевича был установлен памятник, который посвятили всем водолазам – защитникам Отечества, отдавшим свою жизнь за Родину. Надпись на памятнике гласит: «Военным водолазам – разведчикам и минёрам, испытателям и инженерам, спасателям и строителям, выполнившим свой тяжёлый и опасный труд во благо Родина, и отдавшим за неё свою жизнь».

3.4. Рассказ о юнге КБФ. Геннадий Кушков- житель Кронштадта

Судьба юнги Гены Кушкова вызывает огромное восхищение. А узнал я о героическом мальчике из старой газеты «Красный Гангут» от 12 июля 1941 года. Позже в музее я нашёл книгу «Они родились в Кронштадте». Её автор в начале 60-х годов собирала материалы о жителях, которые родились в Кронштадте. Здесь в статье о юнге Кушкове автор публикует письма с места службы Гены. Юный моряк регулярно посылал маме, Матрёне Ивановне, небольшие сообщения о себе. Большая удача, что Гена в письмах ставил дату отправки. Это очень помогло мне в моём исследовании. Догадки стали подтверждаться, потому что совпадали даты событий из боевой жизни юнги Геннадия, со статьями военных корреспондентов в газете «Красный Гангут», «Балтиец» и документами, найденными в архивах. Предварительная экспертиза, сделанная поисковиками, подтвердила, что предметы с Невского пятачка, с большой вероятностью, принадлежат именно Геннадию Кушкову.

Если юнга из Кронштадта принимал участие в сражениях за Ленинград, погиб на Невском пятачке, то среди найденных вещей должны быть личные вещи Гены Кушкова. А так как он, по описаниям сослуживцев и родных, был небольшого роста (158 см.), значит и вещи должны быть по размеру подростка. Геннадию было 16 лет. Действительно, найденные вещи принадлежат подростку шестнадцати лет, рост которого 158 см. На улице пересечении улиц Макаровской, Красной и Петровской есть здание, которому в 1941 году исполнилось 220 лет. Знаменит оно тем, что его строили все губернии России по указу Петра Великого, а в 1910 году здесь, на углу Красной и Макаровской улиц, разместилась первая в Кронштадте «Школа юнг» Балтийского флота. Воспитанники школы юнг, в основном дети-сироты, навсегда связали свою судьбу с морем.

В 1911 году в городе был открыт приют (корабль - школа) для детей сирот на борту парохода «Ижора». Юнги обучались грамоте, теории и практике морского дела: флажному семафору, навыкам судовождения, проведению такелажных работ, совершали практические плавания. Юные балтийские моряки военных и послевоенных лет были разными: тихими и озорными, застенчивыми и бесшабашными, рассудительными и отчаянными. Но в суровые военные годы всех объединяло то, что и сейчас - любовь к Родине.

В 1941 году в Кронштадте на Петровской улице была открыта школа юнг, в 1942 году, согласно приказу наркома ВМФ №103, были дополнительно открыты школы юнг в Петербурге и Кронштадте.

В трудные военные годы дети стремились быть наравне со взрослыми и старались внести реальный вклад в общее дело Победы.

Н а балтийском флоте воевали юнги –мальчишки, которые за свои подвиги были удостоены правительственных наград и стали примером подражания для новых поколений молодых россиян.

Подарок музею книга «Кронштадт в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945» Автор - составитель Еськов. А. И., историк – краевед.

Из этой книги я узнал о кронштадтских юнгах, которые, потеряв своих родных, рвались в бой, и случалось, что они попадали на фронт вообще без всякой подготовки. Их зачисляли в экипажи кораблей, а уж обучались ребята прямо в ходе боевых действий.

Всего за 1942-1944 годы, по данным архива, 2200 мальчишек добровольно ушли служить на флот. Экипажи принимали юных моряков в свою семью как сыновей, старались не подвергать их лишней опасности. Но на войне как на войне. Бывали случаи, когда в сложной боевой обстановке юнги занимали место погибших старших товарищей, приходили на помощь взрослым, препятствовали гибели своего корабля и даже будучи тяжело раненными не оставляли боевого поста.

Геннадий Кушков – весёлый, бойкий и никогда не унывающий мальчишка – мечтал служить на флоте, был влюблён в свой морской город и всё морское. В 1939 году Г. Кушкова перевели на сторожевик «Туча», где он проходил службу и учился, об учебниках позаботилась команда корабля, понимая, что мальчишке надо получать знания. В феврале 1941 года он едет на полуостров Ханко, где находилось военно-морская база. Время было тревожное, уже чувствовалось дыхание войны. Но в своих письмах юный защитник успокаивает своих родных и особенно маму: «Живу хорошо…». [3, 14]

Война началась как - то сразу, оборвав мечты, надежды на будущее. В июле 1941 года Геннадий участвует в боевых действиях.

Газета «Красный Гангут» писала: «Когда наши десантные группы подошли к острову и начали производить высадку на берег, вместе с бойцами пошёл в бой и свободный от вахты моторист катера Геннадий Кушков, бывший воспитанник флота. Невысокого роста, но крепкий несмотря на свои 16 лет, он храбро пошёл вместе с бойцами на вражеский берег». За этот бой Кушков был награждён орденом.

Маме он написал: «Помнишь, ты всегда говорила: «Вот посмотри, почему у всех дети как дети, а ты что? Они могут гордиться своими детьми». Теперь мама, и ты можешь гордиться своим сыном. Скоро ты будешь читать в газете, что твой сын награждён…".[4, 14]

О том, как сражались бойцы капитана Гранина, рассказал в своей книге «Непобеждённый Гангут» писатель Владимир Рудный, там же он пишет, что Геннадия Кушкова правительство наградило орденом Красного Знамени.

С какой яростью сражались моряки, можно узнать из письма самого юного патриота: «Мама, сейчас я живу хорошо. Нахожусь в отряде моряков. Бьём фашистов, как бешеных собак, за кровь платим кровью, за смерть – тремя смертями платим, чтобы больше неповадно было соваться на нашу Родину».

Гена Кушков стал настоящим бойцом, защитником Отечества. Долго ждала Матрена Ивановна весточку от сына. Все вглядывалась в лица ханковцев, когда прибывали они в Кронштадт. Одни видели, будто вместе с другими моряками грузился он на корабль, другие ничего сказать не могли, лишь говорили, что были потери во время перехода морем. И только «похоронка» из военкомата сообщила: «Матрос Кушков в бою за социалистическую Родину убит 22 ноября 1941 года».

Но точный день и место гибели Геннадия не были известны. Поиски погибших продолжались более 70 лет. Отряды поисковиков исследовали территорию Ленинградской области и находили останки многих тысяч бойцов, чьи имена нужно было восстановить. Среди них был юнга из Кронштадта Геннадий Кушков. Найдены останки юного защитника спустя 77 лет.

В марте 2018 года на Невском пяточке поисковая группа «Рубеж-2» обнаружила останки шести советских моряков. Среди них 12 предметов: флотский ремень, кожаный подсумок, пробитая советская каска, фляга советская, ремешок для подсумка, граната противопехотная, кожаный патронташ, бляха флотская. На бляхе хорошо просматривается морской якорь. По останкам черепа и костям одного из погибших установили возраст: 14-15 лет. Останки принадлежали ребёнку. Они плохо сохранились, ведь лежали в земле 77 лет. Очень любопытно, что найденные предметы, вероятно, принадлежали мальчику лет 14-15. На полуистлевшем ремне еле видны русские буквы «Кроншта…», а дальше слово обрывается. Длина ремня приблизительно равна 58-59 см.

Это говорило о том, что все они принадлежали подростку. Благодаря этому, а также по документам военкомата из военной хроники (журнал «Гангут») было установлено имя погибшего Гены Кушкова. Найденные вещи поисковики передали в наш школьный музей.

Вершинин А. А, участник поискового отряда на Невском плацдарме подтверждает: «Здесь в немецком блиндаже весной 2018 года были найдены останки советских бойцов. После длительного исследования все участники этой хлопотной работы пришли к выводу: останки принадлежат морскому десанту из Кронштадта. На одном флотском ремне выцарапано слово «Кронштадт - 1941». Плохо сохранилось, но прочитать сумели.

Мы провели интересную работу по возвращению имени юнги Геннадия Кушкова, родившегося в Кронштадте. Мы узнали о юных моряках, которые совершали героические подвиги как взрослые бойцы. Сами найденные вещи Кушкова находятся в школьном музее. Так мы постепенно пополняем фонды музея и узнаем о новых героях. Каждый краевед нашего школьного музея вносит свой вклад в поиск пропавших героев.

Руководитель музея Шлендова М. А.: «Дальнейшую работу продолжили краеведы школы. Сравнивая документы (письма Геннадия, посланные маме и извещение из Военкомата о его гибели), делаем вывод: вполне возможно, что это Кушков Геннадий, погибший 22 ноября 1941 года при выполнении задания командования. Юнге из Кронштадта было всего 16 лет, он был небольшого роста — 158 см, худенький. Последнее письмо отправил как раз накануне выхода в разведку в конце октября 1941 года.

А извещение матери пришло 22 ноября 1941 года. В своей книге «Они родились в Кронштадте» я опубликовала переписку Геннадия с места службы. Кое-что удалось уточнить через газеты «Красный Гангут», «Кронштадтский вестник» и «Балтиец», которые писали о юнге Кушкове, о его мужестве и о награждении юного героя орденом Красного Знамени». [2, 14]

Вывод напрашивается сам: эти останки принадлежат Кушкову Геннадию, который погиб на Невском пятачке. Его вещи переданы музею школы №422 г. Кронштадта. После долгого небытия, останки героя торжественно переданы ребятам. Можно сказать, юнга Кушков вернулся домой через 77 лет».

Начиная работу по поиску материалов о юнгах Балтики, я и представить себе не мог, во что может вылиться моё исследование. Я узнал о мальчиках, которым ещё было мало лет, а они сражались как взрослые. Знакомясь с экспонатами музея школы, узнал об интересных подлинных предметах, личных вещах бойцов Ленинградского фронта. Особенно стало интересно исследовать вещи, найденные на Невском пятачке. Когда я изучил каждую вещь внимательнее, то выяснилось, что они принадлежат нашим землякам, морякам из Кронштадта. Наше предположение (гипотеза), что один из погибших юнга Г. Кушков, подтвердилась благодаря длительному расследованию и при огромной поддержке поисковой команде из Санкт-Петербурга.

4. Заключение

Работая над темой, я понял, как теряли родных и близких и почему бесследно исчезали солдаты на полях сражений. Извещение о пропавшем без вести бойце было обычным делом. У родственников оставалась надежда, что родной человек все же жив. И они ждали, но проходили годы, и о судьбе многих узнавали уже за долго после окончания боевых действий. Моя тема «Возвращенные имена» актуальна и сейчас, так даже в наши дни спустя 77 лет находят останки погибших героев. Я сделал вывод, что воинов не забывают и продолжают их поиски. Мы всегда должны помнить героический подвиг наших соотечественников, которые отстояли Родину и показали пример всему миру, как надо любить свою страну.

В этом году, 29 сентября, краеведы нашего музея участвовали в перезахоронении бойца из города Якутска. Мы почтили память погибших ленинградцев на Пискаревском кладбище и возложили цветы у Матери Родины и стелы погибших якутских солдат.

Мы благодарим запомощь в возвращении имен героев отряды поисковиков: группа «Держинец», «Ладога», «Рубеж-2», которые проводят огромную работу на полях сражений Ленинграда и Ленинградской области, находят останки бойцов Великой Отечественной войны. Эти ценные находки заполняют белые страницы героического подвига защитников Ленинграда, пополняя фонды музеев нашей Родины.

5. Список литературы

1. Еськов А.И. Кронштадт в годы войны, Кронштадтский вестник,

Кронштадт, 2015.

2. Маркова А., Дети войны. Воспоминания, сборник, Н П Редакция

газеты «Кронштадтский вестник», ООО К-8, Кронштадт, 2015

3. Шлендова М. А., «Они родились в Кронштадте», СПБ, «МКС», 2004

4. Архивы музея школы №422 Кронштадт, журнал «Гангут», №4, 1944 г.

5. Интернет ресурсы:

https://topwar.ru/7515-detstvo-rastoptannoe-voynoy.html

6. Приложение (фотографии, разработка урока)

1. приют (корабль - школа) для детей сирот на борту парохода «Ижора»

Школа юнг на Петровской улице в гор. Кронштадте

Юные моряки Балтийского флота

Экскурсия для детей по выставке музея

Просмотров работы: 54