Короткая Ольга Филипповна «Пред ней в поклоне умолкают годы»

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Короткая Ольга Филипповна «Пред ней в поклоне умолкают годы»

Туаева С.Р. 1
1МБОУ СОШ №1 им.Героя Советского Союза А.А.Бондаря ст.Змейская
Замотаева Н.В. 1
1МБОУ СОШ №1 им.Героя Советского Союза А.А.Бондаря ст.Змейская
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Я не люблю уверенности сытой,

 

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, коль слово «честь» забыто

И коль в чести наветы за глаза.

Владимир Высоцкий

Введение

Учительство –кропотливейший труд, результат которого – судьба человека. В России учителю поручена высокая духовная миссия – воспитание молодого поколения. Прежде всего, в силу своего воспитания, образованности, твёрдости духа, понимания высокого общественного предназначения. Особая роль принадлежит сельскому учителю. Именно сельский учитель влияет на развитие не только личности детей, начиная с раннего возраста, но и всего окружающего населения, особенно в малых деревнях. О сельских педагогах можно сказать много добрых и хороших слов, потому что это люди большого сердца, огромного трудолюбия, высоких моральных качеств. Они преподают разные предметы, но объединяет их профессионализм, стремление к творчеству, строгая взыскательность к себе и желание отдавать сердце детям.

Сельская школа имеет более весомый статус в социуме, нежели городская. Она – носитель культуры, образованности, интеллигентности. Учителя в сельских школах были примером во всём, поэтому считаем, что наша тема актуальна и цель работы - рассказать об учителе русского языка и литературы Короткой Ольге Филипповне, которая работала в нашей школе.

Задачи:

Собрать информацию о жизни и педагогической деятельности О.Ф.Короткой

Изучить и систематизировать документы и фотографии личного и

школьного архивов.

3. Оформить собранный материал.

1. Основная часть

1.1 Общие сведения об учителе, трудовая деятельность 

Короткая Ольга Филипповна родилась 15 октября 1931 г. в г.Смоленск. Во время Великой Отечественной войны семья в поисках работы переехала в Астраханскую область. В 1950 году закончила с отличием Володаровское педагогическое училище Астраханской области, была направлена на работу в село Басы Лиманского района Астраханской области. Поступила заочно на 1 курс историко-филологического факультета Астраханского Государственного педагогического института имени С.М.Кирова. В 1953 году из-за тяжелого семейного положения перевелась на 4 курс СОГПИ имени К.Л.Хетагурова и закончила его в 1954 году. После окончания пединститута 6 лет проработала в с.Хумалаг, а с 1960 года по 2015 работала в МКОУ СОШ №1 ст.Змейская.

На вопрос, где находила столько сил и энергии она отвечала: «В любви к своей профессии». И это не просто слова, многие отзываются об Ольге Филипповне, как о всесторонне развитом педагоге, влюбленном в свою профессию, отличалась высокой эрудицией, энциклопедическими знаниями, неиссякаемой энергией, владела в совершенстве трудной профессией учителя, постоянно повышала свои знания.

С 1968 по 1987 год была назначена на должность завуча школы (приложение 1). Она впервые в районе обобщила передовой опыт лучших учителей школы, создала богатый методический кабинет (приложение 2).

Много лет, являясь классным руководителем, Ольга Филипповна проводила большую учебно-воспитательную работу с учащимися: она ежедневно занималась с ними после уроков, следила за их успеваемостью, поддерживала тесную связь с родителями.

В течение всей трудовой деятельности Ольга Филипповна вела большую общественную работу. Более 20 лет она избиралась депутатом станичного и районного Советов. На ее счету десятки лекций. В районной газете часто публиковались ее статьи на самые разнообразные темы (о войне, о станичниках: Н.В.Ливинской, А.Д.Хоранове, А.А.Бондаре, В.К.Рязанцеве, А.В.Емельянове и т.д.). Она собрала богатейший материал по истории станицы Змейской, была постоянным участником художественной самодеятельности, пела в казачьем хоре, завоевывала призовые места на смотрах художественной самодеятельности района и республики.

Откуда она черпала знания? Конечно же, из книг. Их у нее тысячи. В ее домашней библиотеке 200-томное издание мировой классики, подписные издания всех писателей, изучаемых в школе, более 100 книг из серии «Жизнь замечательных людей», приключенческая, историческая литература, альбомы по искусству, энциклопедии, справочники, занимательная литература. Ее библиотеку дважды показывали по республиканскому телевидению (приложение 3).

Кроме увлечения книгами, она любила участвовать в различных конкурсах, викторинах и часто побеждала. У нее хранились призы из Чехословакии, Ленинграда, Болгарии, журнала «Знание-сила».

В 1989 года она выиграла в конкурсе-викторине «Учительская газета» «Как мы знаем русский язык?» и в числе 15 представителей всех республик СССР была приглашена в Москву, где их приветствовал один из самых профессиональных знатоков русского языка профессор Д.Э.Розенталь (приложение 4).

В республиканской викторине, посвященной 210-летию г.Владикавказа, Ольга Филипповна заняла 1 место и была награждена денежной премией. В 2007 году она заняла 2 место в республиканском конкурсе чтецов произведений поэтов «Серебряного века» и получила в награду картину. В республиканском конкурсе «Лучший учитель года» О.Ф.Короткая вышла в финал. А в 2008 году она стала лауреатом Президентского гранта в конкурсе учителей в рамках нацпроекта «Образование».

Ольга Филипповна прекрасно разбиралась в живописи, музыке, архитектуре, поэзии, писала стихи, любила театр, занималась выжиганием. Она была нумизматом. В ее коллекции монеты и бумажные деньги не только российские, но и многих других стран.

У нее хранились автографы Л.Ошакина, В.Терешковой, А.Николаева (приложение5), Г. Кайтукова, И. Гуржибековой. В ее архиве бережно хранились около 40 статей и заметок, посвященных ей за 60 лет работы учителем.

Умерла в 2016 году, похоронена в станице Змейская.

1.2 Награды за добросовестный труд

Труды Ольги Филипповны достойно оценены. Она имеет следующие звания и награды (приложение 6):

1967 г. - «Отличник народного просвещения»

1979 г. – «Заслуженный учитель школы Северо-Осетинской АССР»

1970 г. - медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина»

Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне»

Почетная грамота Министерства просвещения РСФРФ и республиканского комитета профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений.

Диплом Всероссийского общества Охраны памятников истории и культуры за 1 место в конкурсе.

Благодарность от Главы администрации МСУ Кировского района Б.Д.Накусова.

2009 г. - почетная грамота Кировского района РСО-Алания в связи со 160-летием со дня образования ст. Змейской.

2010 г. Ей посвящены страницы в почетной книге «Учитель! Перед именем твоим…»

10.2011г. – почетная грамота Кировского района РСО-Алания в честь 80-летия Короткой О.Ф.

Характерной и отличительной чертой Короткой Ольги Филипповны была исключительная память, эрудиция, глубокие познания по любому вопросу, большое трудолюбие, завидная работоспособность и увлеченность своей деятельностью.

1.3. Интервью корреспонденту газеты «Вперед» Амзору Касаеву

В интервью корреспонденту газеты «Вперед» Амзору Касаеву Ольга Филипповна рассказала о себе и ответила на следующие вопросы:

-Довольны ли Вы своей судьбой? «Все познается в сравнении... Да, я довольна своей судьбой. Я реалист, а не романтик. Моя жизнь идет к закату, но встречаю я его спокойно, с чистой совестью. В чем вижу счастье? В том, что дожила до 21 века, продолжаю заниматься любимой работой, что рядом со мной умный, заботливый сын, что есть люди, которых я смело могу назвать друзьями, что меня окружают любимые мной книги, цветы, животные. На мой взгляд, это - счастье».

- Почему Вы стали педагогом? « По-моему, это предопределено судьбой: отец - учитель, мать- учитель. Я с детства помогала родителям заполнять классный журнал, проверять контрольные работы, выпускать стенгазеты. Затем этим занималась в педучилище, университете. Я училась в Астраханском университете, куда поступила без экзаменов, так как у меня был красный диплом педучилища. Была проблема в начале: на какой факультет поступить? Математический или филологический? Филология победила, но математикой все равно продолжаю увлекаться. Никогда не жалела о выборе своей профессии».

- Какую роль в Вашей судьбе играет общественная жизнь? «Немалую. Я стала активисткой еще со школьных времен, принимала участие в художественной самодеятельности, в оформлении стенгазет, стендов и боевых листков. Да и сейчас приходится браться за общественные дела. А это требует немалых усилий. Для этого тщательно просматриваю периодическую печать, стараюсь всегда быть готовой отвечать на самые неожиданные, сложные вопросы. Мне нравится такая загруженность».

- Расскажите о создании Вашей богатейшей библиотеки. «Да, у меня уникальная библиотека, которой бы позавидовали многие вузы. Свою первую книгу «А.С.Пушкин» купила в 1950 году. С тех пор ежегодно библиотека пополняется. В нее входят 200 книг «мировой классики», приключенческая литература, полные собрания произведений всех поэтов и писателей. Очень много книг по искусству, много альбомов, посвященных художникам, городам, театрам, артистам. И, конечно же, собрана большая методическая и учебная литература по предмету».

- Вашей профессиональной подготовке, неуёмной энергии завидуют многие молодые учителя. Что бы Вы им посоветовали? «Обучение и воспитание молодежи - очень ответственное дело. И коль молодой человек выбрал профессию учителя, он должен понимать, что она от него потребует многое: любовь к детям, постоянное совершенствование своего педагогического уровня, честное отношение к оценкам знаний учащихся, тесная связь с родителями, затрата неоплаченного никем длительного времени для внеклассной работы с учащимися, ежедневная кропотливая подготовка к урокам.

И пусть запомнят выбравшие профессию учителя заповедь: «Первые пять лет учитель мучает учеников, вторые пять лет мучается сам и только по прошествии 10 лет он может назвать себя учителем».

1.4 «В ее работе нет мелочей…» Воспоминания бывших учеников, родителей об учителе и классном руководителе

Ольга Муслимовна Халидова: «Своими глубокими и разносторонними знаниями Ольга Филипповна щедро делилась с учащимися и коллегами. Поражала широта ее кругозора: она прекрасно разбиралась в музыке, живописи, архитектуре, сценическом искусстве. Не перестаю удивляться ее трудолюбию и работоспособности. И где только она находила время, силы, энергию?! ответ один - в любви к своему делу.

К учебно-воспитательному процессу Ольга Филипповна подходила творчески: ее уроки насыщенны, интересны, способствовали активизации мыслительной деятельности учащихся. Все уроки можно было считать «открытыми», потому что они являлись хорошей школой мастерства для словесников района.

Ученики Ольги Филипповны Короткой демонстрировали на районных и республиканских олимпиадах и конкурсах высокую подготовку, а многие из ее учащихся выбрали профессию словесника.

У каждого человека в жизни есть первый учитель, который ввел тебя в мир знаний. Я думаю, что и у меня тоже есть свой первый учитель - тот, кто помогал в первые годы работы, поддерживал, наставлял, советовал. И я с глубокой благодарностью и уважением отношу эти слова к Ольге Филипповне Короткой».

Марина Азизова: «Особняком в моем списке любимых учителей стоит Ольга Филипповна Короткая. Объясню, почему. Потому что считаю, что творцом человеческих душ является литература. Литература, любовь к которой она прививала каждому ученику. Литература, которую ученикам можно было не читать, потому что живость повествования, свойственная ей, позволяла отчетливо представлять все образы и действия, происходящие в художественных произведениях. Она давала нам больше, чем полагалось дать. Вспоминая слова Сергея Капицы о том, что «культуру надо насаждать, даже силой», хочу сказать что Ольга Филипповна именно этим и занималась - она, можно сказать, проповедовала культуру, опираясь на бессмертную литературу».

Вячеслав Таймазов: «До сих пор не могу забыть уроки моего любимого преподавателя Ольги Филипповны Короткой. Уроки русского языка и литературы в моей памяти отложились как некое театральное представление. Ни один человек не оставался равнодушным после этих занятий. То, что собой представляет понятие «культурный и развитый во всех отношениях человек», я и мои сверстники узнали именно благодаря Ольге Филипповне.

Карина Сугарова: «Я хотела стать учителем русского языка и литературы, как Ольга Филипповна Короткая. Она свой предмет преподносила так, будто дети сидят в театре. Свои знания она давала ученикам, знакомила их с жизнью и творчеством великих писателей. Она могла часами рассказывать о чем-то, будто она сама была участницей тех событий».

Родители выпускников: «Неугомонный педагог с большим багажом знаний, которая долгие годы оставляла за собой прекрасный след. Легко и интересно преподавала не только русский язык и литературу, но и мировую художественную культуру. Высококвалифицированный специалист, очень добрый наставник, настоящий кладезь богатых и разносторонних знаний. Преданный и мудрый друг. И это все она - Ольга Филипповна Короткая. На ее уроки дети приходили, как на прекрасный, увлекательный праздник, потому что там они получали не только необходимый багаж знаний, но и соприкасались с чудом, именуемым «интерес, увлечение». Она завораживала учеников своим умением видеть, казалось бы, в совсем простых вещах увлекательное, интересное, и уроки становились настоящим представлением, настолько интересным, что не хотелось, чтобы они заканчивались...».

2.Творчество Короткой Ольги Филипповны

3. Заключение

Учитель…. Как много в этом слове гордости, уважения и понимания. Нет на свете прекраснее и милее, чем профессия-учитель. С самого первого вступления на порог школы учитель заменяет самого дорого человека - маму. Он становится всем для ребенка: родителем, наставником, примером для подражания. Учителем может быть не каждый. Учитель-это дар природы, талант. Поэтому кроме знаний, полученных в стенах педагогических вузов, нужно еще стремление любить детей и быть любимыми. Учителя должны быть примером для подражания. «Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны.  Из всех профессий его - самая благородная, самая трудная и самая важная». Действительно, в жизни всех  великих людей присутствовал образ учителя, именно от учителя тянется нить в прошлое.

Без учителей нельзя стать ни хорошим врачом, ни летчиком, ни военным. Учитель-это незаменимый человек, он все для своих учеников, все для своей страны.

Сколько статей написано, сколько слов теплых сказано об этой маленькой и хрупкой женщине с большим сердцем. К сожалению, нет больше с нами Ольги Филипповны, её светлый образ будет жить в наших сердцах, ее опыт и результат труда будет передаваться из поколения в поколение, хочется закончить нашу работу словами великого педагога Короткой Ольги Филипповны: «Я реалист, а не романтик, моя жизнь идет к закату, но встречаю я его спокойно. Если удастся сделать так, чтобы мои ученики стали добрыми, культурными во всех отношениях, готовыми отстоять правоту, бороться с несправедливостью, тогда и день грядущий будет светлее и радостнее».

Библиография:

1.Репортажи газеты Кировского района «Вперед»

2.Материалы из личный архива Короткой О.Ф.

3.Материалы из книги «Учитель! Перед именем твоим…»

4.Архив МБОУ СОШ №1 им.Героя Советского Союза А.А.Бондаря ст.Змейская

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3.

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6.

Просмотров работы: 45