Азизов Шамиль Азизович «Всю жизнь свою он школе посвятил»

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Азизов Шамиль Азизович «Всю жизнь свою он школе посвятил»

Бондарь А.Н. 1
1МБОУ СОШ №1 им.Героя Советского Союза А.А.Бондаря ст.Змейская
Глива И.В. 1
1МБОУ СОШ №1 им.Героя Советского Союза А.А.Бондаря ст.Змейская
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Кто жил так, что его память свято

сохраняется в душах людей,

которых он любил,

тот сделал своё дело для продолжения

своего существования и после смерти.

Г.Эберс

Введение

Человек, не знающий своего прошлого, не будет знать настоящего.

Поэтому знать историю своей школы, судьбы замечательных людей, живших до недавнего времени, творивших и создававших историю, нужно всем. И только тот человек, который знает всё о истории, людях, может

по-настоящему любить свою школу и гордиться тем, что он в ней работает, и будет стараться работать так, чтобы преумножить славу родной школы.

Нас очень интересует прошлое и настоящее моей родной школы, люди, которые оставили след в ее истории.

Тема работы очень актуальна и важна, так как сегодня уделяется большое внимание проблемам образования. В своей работе мы бы хотели рассмотреть жизненный путь бывшего директора нашей школы. Считаем, что, говоря об учителе, мы должны неотделимо рассматривать эти две специальности, потому что без талантливого, грамотного руководителя не будет инициативного, дружного коллектива, не будет хороших результатов работы. Да и откуда берутся директора? Из рядовых учителей и педагогов. Вот о таком человеке, о жизни которого говорят "прожитая не зря", нам хочется рассказать. Это директор Змейской школы №1 и учитель физики – Азизов Шамиль Азизович.  Незабываемый след на земле оставил этот добрый и прекрасный человек.

Цель работы:

Рассказать об учителе, директоре Змейской школы №1 Азизове Шамиле Азизовиче.

Основные задачи исследовательской работы:

- показать результативность работы Азизова Шамиля Азизовича в качестве директора школы;

- собрать информацию о директоре школы;

- сохранить собранную информацию для создания школьного музея;

- продолжить сбор информации и изучение истории школы.

Методы исследования:

- работа с документами архива для будущего школьного музея;

- беседа с родственниками и коллегами;

- работа с Интернет-ресурсами.

- интервьюирование учителей и выпускников школы.

Объект исследования: деятельность Азизова Ш.А. в качестве директора школы.

Предмет исследования: личностные качества руководителя и их влияние на эффективность управления педагогическим коллективом.

Гипотеза исследования: эффективность управления школой будет повышаться, если руководитель знает предъявляемые к нему требования и стремится к самосовершенствованию с целью развития тех личностных качеств, которые необходимы современному руководителю.

Для написания работы были проанализированы документы, фотографии из семейного архива, воспоминания коллег и выпускников школы. Ценным источником для написания работы послужили воспоминания учителей, которые начали свою педагогическую деятельность в то время, когда директором школы был Азизов Шамиль Азизович.

1.Основная часть

1.1 Общие сведения об учителе, трудовая деятельность

Школа является важнейшим этапом образования, на котором строятся все последующие. Жизнь школы сложна и многообразна, все нити управления сходятся к директору школы, отвечающему не только за результаты ее деятельности, но и за участников функционирования данной педагогической системы.

Школа рассматривается как сообщество учеников, учителей, родителей, директора и обслуживающего персонала. Она представляет собой сложную, открытую и динамическую систему, оказывающую влияние на окружение и, в свою очередь, испытывающую влияние со стороны окружения. Совсем не безразлично, какой у данной школы директор, каков уровень его управленческой и коммуникативной компетентности, какой стиль руководства он реализует, какие создает условия для поддержания и преобразования своей педагогической системы, какие ценности он защищает.

Позади 57 лет педагогической работы… Это много или мало? Наверное, для любого человека это не просто период в жизни, а огромный путь, полный взлетов и падений, радостей и горестей, побед и неудач…. Но что значат для руководителя школы эти годы? Это — постоянная и целенаправленная работа по воспитанию детей, самосовершенствованию и формированию единого образовательного пространства. Без лишнего преувеличения можно сказать, что школа была для нашего директора - жизнью, призванием и радостью.

Азизов Шамиль Азизович родился 10.05.1940г. в горном селении Кутиша Левашинского района республики Дагестан в многодетной аварской семье. Его родители, Азиз и Залму, растили детей в лучших традициях Кавказа – послушании и добропорядочности, почитании к старшим и стремлении идти к поставленным целям. С юных лет, обладая тягой к знаниям, он   поступает на физико-математический факультет Дагестанского педагогического института, откуда в скором времени в составе нескольких лучших студентов его направляют на учёбу в только что открывшийся физико-технический факультет Северо-Осетинского Государственного педагогического института. Во время учёбы он встречает свою будущую супругу – Дзугаеву Земфиру Михайловну, девушку из г. Ардон, студентку математического факультета. В 1964 году они оба по распределению попадают в станицу Змейскую Кировского района СОАССР и устраиваются учителями в школу №2. Он преподаёт физику, она - математику. В семье рождаются две девочки, Марина и Мадина. Он был для них отцом и наставником в одном лице. Девочки были очень воспитаны, умны, начитаны. Принимали активное участие в жизни школы. Обе окончили школу с отличием. Марина стала экономистом, а Мадина- фармацевтом. Они создали свои семьи. Он не мог нарадоваться своим пятерым внукам и двум правнучкам.

Сразу в станице Шамиля Азизова отметили как влюблённого в своё дело, увлеченного и ответственного работника, серьёзного не по годам, сначала его назначают на должность завуча школы, а уже в 1970 году он становится директором Змейской средней школы №1, чьим бессменным руководителем он являлся до 2016 года. Сам он рассказывал: « Я долго отнекивался от этой должности. В Змейской школе № 1 был такой сильный педагогический коллектив, что мне немного боязно было руководить им. Сильными были учителями Хоранов Алибек Давидович, Короткая Ольга Филипповна, Гречкин Владислав Александрович, Ливинская Надежда Александровна, Мамниашвили Павел Алексеевич, Мамниашвили Юлия Павловна, Поборчая Ольга Николаевна, Фролов Иван Михайлович, Лященко Мария Ивановна, Кулешова Антонина Павловна, Коченова Светлана Николаевна, Николаева Зинаида Николаевна, Цакалиди Татьяна Григорьевна, Бородина Лидия Владимировна, Акиншина Раиса Михайловна. Каллагова Ирина Георгиевна. Ведь многие из них прошли не только трудный путь педагога и имели за собой большой педагогический опыт, но и отстаивали Победу в годы Великой Отечественной войны. Они меня поддерживали, помогали словом и делом. Чувствуя крепкую поддержку этого замечательного коллектива, я уверенно повел эту махину под названием первая школа».

Работая директором, он впервые ввел кабинетную систему, работал над оснащением материально-технической базы школы, много сил отдал тому, чтобы в 1970-ом году сделали пристройку к школе -10 кабинетов и спортивного зала. Особое внимание он уделял профессиональному становлению педагогов. При нем сложился сплоченный коллектив, практически не было текучести кадров. 

В 2008 году школа стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные технологии, и выиграла один миллион рублей.

За долгие годы своей трудовой деятельности Шамиль Азизович неоднократно был удостоен правительственных наград: «Отличник народного просвещения-1975г.», «Заслуженный учитель школы СОАССР с 1980 г.». Он хоть и был представителем братского Дагестана, в сердце которого родился и вырос, а свою душу, все свои силы отдал на благо Осетии. Наверное, поэтому самой дорогой наградой для себя считал медаль «Во славу Осетии» (2011г.), которой в нашей республике удостоены единицы. 46 лет, 2 месяца и 13 дней Шамиль Азизович руководил одним из лучших очагов знаний республики - школой №1 ст. Змейской. 13 октября 2020 года за наибольший трудовой стаж в должности директора средней общеобразовательной школы в России он был занесен в Книгу Рекордов России. (Приложение1). Он создал за это время мощный, работоспособный, сплоченный коллектив. С болью в сердце в прошедшем времени говорят о нем те, кому посчастливилось работать с ним, и в то же время с большой благодарностью за мудрость, понимание и отеческую заботу о каждом. До последней минуты жизни он неустанно продолжал трудиться во благо школы уже в должности учителя физики. Мудрый старший, верный друг, отзывчивый человек для всех: учителей, родителей, учащихся.

Умер Шамиль Азизович 27 октября 2021 года, похоронен в ст. Змейской. Это было его желание. Как –то в разговоре он сказал о том, чтобы его похоронили здесь, в Осетии, где он прожил большую часть жизни, где все для него стало родным, в станице- второй малой родине.

1.2. Малая родина – Дагестан

Несколько слов хочется сказать о родном селе Шамиля Азизовича.

Кутиша — село в Левашинском районе Дагестана. Административный центр и единственный населённый пункт в сельском поселении село Кутиша. Расположено в 4 км к западу от села Леваши. Уличная сеть представлена двумя улицами: Согласно местным преданиям, основание села связано с бежавшими семьями из села Аргвани: когда-то в Аргвани кровниками был убит тамошний правитель, но так как при кровной мести врагами становятся и многие близкие убитого, то большая группа аргванинцев бежала к шамхалу под покровительство. Тот поселил их в долине Шураозень, чтобы они охраняли эти земли от нуцальского вторжения. Как-то в сражении один из них по имени Магомедхан убил вражеского военачальника. В знак поощрения шамхал разрешил ему выбрать для постоянного поселения любой пограничный участок, тот выбрал самыми удобные земли нынешнего Кутиша. Так было основано село1.

1.3 Отзывы бывших учеников о любимом директоре

Многие выпускники школы в настоящее время работают учителями Голтва Лариса Алексеевна, Ковалева Анна Федоровна, Качмазова Татьяна Анатольевна, Пенькова Елена Александровна, Замотаева Наталья Владимировна, Шапиева Диана Гасановна, Качмазова Альбина Марксовна, они становились личностями, раскрывали свои профессиональные возможности, перенимая у него опыт.

За годы его работы из школы вышли выдающиеся люди, которые прославили свою школу и отечество:

Абаев Таймураз Л.- кандидат юридических наук, преподаватель военной  академии г. Орёл;

Бадтиев Илья В. -кандидат медицинских наук;

Белоусов Василий Н.- подводник, капитан 2 ранга;

Гокоева Вероника В.- кандидат медицинских наук;

Гокоев Игорь А.- кандидат технических наук;

Жерлицын Алексей Г.- кандидат технических наук;

Коломийцев Юрий – кандидат технических наук, полковник, преподаватель военной академии г. Москва;

Коченов Валерий Т. – кандидат филологических наук;

Куликов Антон М.- кандидат социологических наук;

Кусраев Алан Ч.- кандидат экономических наук, зам. министра сельского хозяйства РСО-Алания;  

Липов Виктор И. – полковник в отставке, связист;

Ракута Наталья В. –кандидат экономических наук, доцент факультета экономики СОГУ;

Ткаченко Александр Н.- кандиат биологических наук;

Цекоева Фатима К.-кандидат сельскохозяйственных наук;

Цекоева Лариса К.-кандидат культурологических наук; 

Среди выпускников школы 167 учителей. Многие из них работали и продолжают работать по настоящее время учителями в родной школе: Истомин Алексей Николаевич, Голтва Лариса Алексеевна, Ковалева Анна Федоровна, Качмазова Татьяна Анатольевна, Пенькова Елена Александровна, Замотаева Наталья Владимировна, Шапиева Диана Гасановна, Качмазова Альбина Марксовна, Кудухова Лариса Ильинична, Цоколова Юлия Васильевна, Казенова Алина Феликсовна, Лазаров Руслан Ахсарович, Хадонова Эльвира Зелимхановна, Базаева Зарема Казбековна, Багулова Ия Томаевна они становились личностями, раскрывали свои профессиональные возможности, перенимая у него опыт.

Змейская первая школа оставила в судьбе каждого выпускника заметный след. Тот, кто её закончил, навсегда унёс с собой крепкие знания, доброту и сердечность, окружавшие его в школьные годы под руководством Шамиля Азизовича.

Чтобы оценить наследие, педагогический опыт и свет памяти Азизова Ш.А. мы обратились к бывшим его ученикам, коллегам по работе, друзьям, родным. Вот что говорят о нем (приложение 3):

Директор школы Козаева Галина Феликсовна:

«Как же больно осознавать, что уходят лучшие… Те, без кого в нашей жизни образуется вакуум, пустота, которую больше нечем заполнить. Наш дорогой старейшина, Шамиль Азизович! Очень добрый наставник, преданный и мудрый друг, готовый всегда прийти на помощь. Неугомонный педагог с большим багажом знаний, который долгие годы оставлял за собой прекрасный след. Высококвалифицированный специалист, кладезь разнообразных знаний, который не одно десятилетие делился своим богатым профессиональным опытом с коллегами. Человек и Педагог с большой буквы, эталон порядочности и добродетели - Шамиль Азизович Азизов. Он был прекрасным рассказчиком, умел доходчиво доносить до слушателей свои мысли и пожелания, был эрудированным и всесторонне развитым.

Человек может быть образованным, иметь несколько профессий, но напрочь быть лишенным житейской мудрости и чуткости. Очень тяжело, а зачастую и невозможно работать под началом такого руководителя. Нашему коллективу выпало счастье много лет работать под мудрым и чутким руководством Шамиля Азизовича. Он умело и талантливо вел наш корабль знаний к новым вершинам успехов…»

Дудаева Вера Владимировна, учитель русского языка и литературы школы № 1 ст. Змейская с 1984 года: Шамиль Азизович - человек высокого интеллекта, личность творческая, знающий, начитанный, эрудированный, ответственный, трудолюбивый, самоотверженный в работе, замечательный организатор детского коллектива, оптимист по жизни, с ним было легко работать, шёл в ногу со временем, был первым помощником во всём. Каждое производственное совещание, каждый педсовет Шамиль Азизович начинал словами: «Вы - самый трудоспособный, самый сплоченный коллектив. Мы с вами можем свернуть горы, добиться всех целей, которые стоят перед нами, легко, потому что вы – лучшие!» После такого напутствия действительно хотелось свернуть горы, доказывать окружающим, а иногда и самим себе, что мы действительно самые- самые, способные на все. О таких учителях, как Шамиль Азизович, можно сказать словами Уинстона Черчиля: «Директора школ обладают такой властью, которая премьер-министрам даже не снилась».

Шамиль Азизович в памяти его выпускников: «…пример для подражания, хотелось быть похожим на него во всём, его образ помогал в работе с подчинёнными; замечательный, остроумный, с юмором, строгий, требовательный, умный, знающий, добрый, шутник, справедливый, интересный, увлечённый; в сердце оставил только добрые чувства и желание подражать ему».

Шеина Алана, выпускница 2010 года: А как любили мы Шамиля Азизовича! И тому есть объективные причины. Ровный, спокойный тон, добрые искрящиеся глаза его подкупали детей. Никто не слышал повышенного, раздраженного голоса Шамиля Азизовича или оскорбительных слов в свой адрес. Для каждого из учащихся школы Шамиль Азизович находил нужные слова, каждого знал по имени, а также и то, в каких условиях живет ребенок дома, чтобы оказать посильную помощь, если в этом есть необходимость. К решению любой проблемы он подходил основательно, вдумчиво и, самое главное, по-человечески. Именно за это мы его любили и уважали».

Портрет Шамиля Азизовича в памяти его близких и родных: 

«… хранитель семейных традиций, добропорядочный семьянин; увлеченный человек, разбирающийся в политике; строгий, требовательный; прекрасный исполнитель сольного пения, он отлично играл на пандуре (дагестанском струнном инструменте); замечательный хозяин, любитель природы, человек с чувством огромной ответственности за будущее своих дочерей и внуков».

И для всех станичников Шамиль Азизович был «своим». «Мудрый, добрый, честный и справедливый», - так говорят о нем в станице Змейской.

Заключение

 Шамиль Азизович был настоящим Учителем. Любил детей, свой предмет. Всегда умел общаться с учениками, родителями и коллегами, был требователен к себе. Был интересным собеседником, мог запросто поговорить с любым человеком, на самые различные вопросы у него всегда был готов ответ, да ещё и с юмором, и с улыбкой, такой открытой и приятной.

За профессиональное мастерство, великолепные организаторские способности, активную жизненную позицию, творческий подход к делу его ценили не только коллеги, но и жители села. Это был энергичный человек, активный гражданин, много сделал для развития села.

Шамиль Азизович был главным организатором и идейным вдохновителем трудового воспитания в школе. Он считал, что трудовые объединения школьников необходимы для приобщения учащихся к сельскому труду, к жизни. Ученики очищали территорию школьного двора от мусора, работали на пришкольном участке (посев семян, полив, прополка, подкормка растений, охрана насаждений, формирование клумб), ухаживали за цветником. Эти традиции сохранены до сих пор. Силами ребят и учителей было высажено много лиственных деревьев: тополей, белых акаций, каштанов, как в школе, так и в селе. Это был нелегкий труд, зато, через несколько лет вокруг школы и на улицах села выросли красивые и тенистые деревья. Очень жаль, что, ушел из жизни так рано, не сделав еще много интересного и полезного для школы, села, района. Очень мечтал создать школьный музей. И мы планируем осуществить в ближайшем будущем его мечту.

Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что может, то, как прекрасна была бы земля наша!

Человек ушёл из жизни. Что оставил он после себя?

Можно ответить, что остаются дети, внуки, родные и всё то, что он сумел создать своим умом, сердцем, душой, руками. Это письма, фотографии, различные вещи. Но самое ценное – воспоминания окружающих людей: всех тех, через чьи судьбы и сердца “прошёл” человек.

Эти воспоминания - свет его памяти. Он озаряет и высвечивает образ ушедшего от нас человека.

Список литературы

1. Архив МБОУ СОШ№1 ст. Змейская

2. Материалы из электронной книги рекордов России https://knigarekordovrossii.ru/rekordy/2060-naibolshiy-trudovoy-stazh-v-dolzhnosti-direktora-sredney-obshheobrazovatelnoy-shkoly-v-rossii -

3. Материалы из книги «Учитель! Перед именем твоим...»

4. Материалы из личного архива Азизова Ш.А.

5. https://www.komandirovka.ru/

Приложение 1.

Приложение 2

Приложение3

1Материал взят с сайта https://www.komandirovka.ru/

Просмотров работы: 108