Тучан в жизни хантыйской женщины

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тучан в жизни хантыйской женщины

Асеева Т.В. 1
1Школа № 1 им. В. И. Муравленко
Киселёва Ю.В. 1
1МБОУ «Школа № 1 им. В. И. Муравленко»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы: На сегодняшний день богатая самобытная культура народов ханты становится историей. Хантыйский народ бережно хранит древнюю историю и самобытную культуру которая долгие столетия позволяла им существовать в условиях Севера. И очень важно сохранить культуру традиции, фольклор, для будущих поколений. Вокруг коренных народов меняется привычная им жизнь, вовлекая их в новое им не известное. Но творческие процессы, протекающие в народном искусстве, обладают достаточно устойчивым характером. Сумка в жизни любой женщины занимает очень важное место. Мы используем сумки в повседневной жизнь, храним переносим самые необходимые для нас предметов. Так же и женщины коренных народов сумка для нее это реликвия которую женщина шьет сама и украшает мозаичными орнаментами, использование их и название очень разнообразны но смысл остается все тот же.

Цель: изучить пошив национальной хантыйской женской сумки «Тучан», изучить декоративные орнаменты, используемые при оформлении.

Задачи:

Изучить и проанализировать литературу по данной теме.

Провести анкетирование.

Изучить материал.

Изучить орнаменты.

Сделать выводы и дать рекомендации.

Метод исследования: наблюдение, социальный опрос (анкетирование).

Предмет исследования: свойства материала, из которого изготавливают сумку ханты.

Объект исследования: женская сумка «Тучан».

Проблема: Как женщина изготавливает себе сумку «Тучан».

Практическая значимость работы: собранный мной материал будет использован Эколого-краеведческим музеем как экскурсионный материал, как описание предмета музейного фонда Российской Федерации. Я внесу свой вклад в сохранение культуры народов ханты.

ВВЕДЕНИЕ

Много раз мы посещали наш краеведческий музей, рассматривали экспонаты. Моё внимание привлекла сумка женская коренных народов ханты. Очень интересная красивая орнаментированная сумка. Из чего же ее шьют? Как выбирают и обрабатывают мех? Какие используют нити? А самое главное как изготавливают орнаменты?

Игла считается первоорудием ребенка девочки, или продолжением руки уже взрослой женщины. Любая хантыйская женщина умеет, обрабатывать шкуры животных будь, то олень, птица, рыба, сделать из шкуры замшу. Самая древняя одежда хантов распашная зимняя женская шуба русское название –Ягушка, или Сах. Сейчас распашную одежду носят только женщины, сохраняя старинные обычаи. Шубу можно отнести к праздничной одежды, поскольку она в основном состоит из оленьего меха белого цвета, а это символ добра, общего благополучия и удачи. Зимняя ягушка это двойная шуба, у которой подкладка всегда из меха, а верх либо из оленьей шкуры ворсом наружу либо из сукна.

Глава I. Первые шаги.

1.1. Краткий анализ источников.

Выбрав тему коренных малочисленных народов Севера – хантов я не задумалась, что столкнусь с трудностями уже не первом ее этапе. Начиная искать литературные источники, в которых говорится о народе ханты я столкнулась с недостаточностью информации. В некоторых источниках рассматривается народ ханты их быт, культура, язык, фольклор но не рассматривается по этапное изготовление национальной одежды или предметов быта. Источники написано что: пошив сумок схож и ненецким, и дано описание ненецких сумок. Ненецкий народ более обширно представлено в литературных источниках. Хоть подробного описания обработки шкур нет ни в одном источнике. Информацию по данному направлению обработки шкур оленя пришлось искать у коренных малочисленных народов хантов. Если брать такой источник как интернет, то этому источнику 100 % доверять не приходится. Недостача информации это самая большая проблема в данной работе. Мне пришлось пользоваться только теми источниками которые я нашла в библиотеке, так же я посетила встречу с представителем коренных народов ханты. Который подтвердил правильность моих рассуждений дали свои рекомендации. Для полного раскрытия темы я прислушалась к советам.

1.2. Анкетирование.

Прежде чем изучать пошив сумки меховой женской хантыйской «Тучан». Я решила узнать, что знают ученики об предметах коренных народов ханты.

В анкетировании приняли участие 70 учащихся школы.

Я задала ученикам вопросы:

1. Знаете ли вы из чего шьют «Тучан»?

Вывод: большинство учащихся не знают, как и из чего шьют сумку «Тучан» женщины коренных малочисленных народов ханты.

2. Знаете ли вы как обрабатывают шкуру оленя?

Вывод: Учащиеся не знают, как обрабатывают шкуру оленя.

3. Знаете ли вы как изготавливают орнаменты?

Вывод: Опрошенные учащиеся знают, как изготавливаются орнаменты.

4. Из чего делают нитки ханты?

Вывод: Большинство опрошенных учащихся знают из чего делают нити ханты.

Вывод.

Из анкетирования я увидела что, чаще всего ученики не знают, о том как шьют сумки женщины коренных малочисленных народов ханты. Из чего они ее делают. Хоть учащиеся ответили что знают, как изготовить орнамент. Я также сомневаюсь в том, что учащиеся действительно знают как изготовить орнаментальную мозаичную ленту или простой орнамент для украшения элементарной вещи сумки. На все поставленные вопросы я постараюсь ответить в работе, исследую выбранную тему.

Глава II. Материал для сумки.

2.1. Как выбрать и обработать шкуру оленя.

Я заметила, что оленьи шкуры являются незаменимым материал для пошива сумок его всегда выбирают заранее. Выбор необходимой расцветки шкуры может продолжаться на протяжении до трех лет. Я узнала что для пошива сумки чаще всего выбирают шкуру с морды оленя. Техника выделки шкур оленя зависит от вида шкуры и возросла животного.

Среди оленьих шкур различаются: шкура новорожденного теленка, шкуру теленка с вылинявшей шерстью, шкуру летнего теленка, шкуру взрослого оленя, шкуру взрослого оленя с короткой шерстью, летняя шкура, весенняя шкура, и т.д. Хантыйские названия отражали те части тела оленя, с которых они сняты. Хантыйское название использованной шкуры- вессох – лицо шкуры (лоб или морда оленя). По качеству шкуру делят на сырую, высушенная, выделанная, намоченная, растянутая.

Обработка шкуры оленя очень трудоемкое дело. По традициям выбелкой всех видов шкур занимается непосредственно женщина. Сырую снятую с оленя шкуру сначала сушат в течение нескольких дней. Скорость обработки шкур всегда зависит от погодных условий. Процесс сушки шкур называется у хантов – сох соралты (сушить шкуру). После того как шкура высохла ее нужно показать огню- тутна ванлтаты. Несколько дней шкура весит в чуме, для того что бы отмерла мерзда- усл халас, иначе очеть трудно будет дальше обрабатывать шкуру. Иногда для отмирания мерзды используют содержимое желудка оленя – терма нюки тахты. Для дальнейшей обработки шкур оленя используют деревянные доски- ятлащты сахал (доска для выделки) и скребок- ятлапщи. Они бывают различной формы с железным лезвием. По словам хантов скребки в редких случаях передавались по наследству, а чаще всего при смерти владелицы захараниваются вместе с ней. Скребок представляет собой кусок железа шириной 5-10 см., длиной 4-10 см., вставленного в деревянную рукоять называемую нал, длинной 60 см. В процессе обработки шкуры лезвия скребка постоянно приходится подтачивать напильником, со временем оно стирается, лезвие заменяют. Хантыйская женщина имеет по несколько скребков для обработки различных шкур. Так же женщины могут обмениваться скребками друг с другом. После того как шкуру показали огню ее мочили водой сворачивали мерздой во внутрь. Затем ее несколько раз разворачивали и мочили, растягивали и сворачивали назад. Через некоторое время с мерзды снимается верхняя пленка. Шкуру кладут на доску, конец доски утыкают в землю, а другой впирается в живот женщины. После этого шкуру намазывали раствором с печени оленя давали полежать и разминали руками- такая обработка называется ювалты. Причем такие операции приходится повторять несколько раз. Все шкуры обрабатываются с головы. Потом шкуру растягивают. В процессе обработки шкура становиться как замша абсолютно гладкая и эластичная. Процесс обработки шкуры завершался задымлением. При этом если у хантов не было возможности продымлевать шкуру, то они окуривали дымом уже готовое изделие. Для обработки шкуры дымом ее продергивали между шестами и покрытием чума. Обработка шкур на это не заканчивается, а продолжается в виде подрезания или удлинения волосяного покрова. Для каждого изделии нужен совой волосяной покров.

Рассматривая сумку, я не увидела привычных ниток, но заметила, что части шкурок скреплены материалом похожим на нитки. Чем же сшивают части шкурок народы ханты. Оказалось, что для шитья сумок и одежды применяются нити из сухожилий оленя. Сухожилья что бы стать нитью должно быть очищено, высушено и разделено на волокна, которые затем исткали в нити. Нити из сухожилий были разной толщины всего семь номеров. Хранят нити на пластинках или на фигурках животных вырезанных из кости.

2.2. Технология пошива сумки.

Рассматривая сумку, я увидела, что ее шитье начинают с раскроя шкуры для чего используют доску для шитья. Все заготовки женщина делает с помощью ножа. Сумка имеет овальную форму. Она естественно выделяется из предметов женской утвари и считается сумкой для рукоделия. Тучу шьют из двух оленьих лбов, светлого окраса с темным орнаментом, соединенная по бокам вставками из ровдуги украшена орнаментом из кумуса. Кумус - это мех с ноги оленя. Устье так же сшили из ровдуги. На краю устья расположены сквозные отверстия сквозь которые, протянут ровдужный ремешок который собирает или стягивает устье сумки. Места глазниц зашиты мехом оленя. Все выкроенные части сумки сшиваются с помощью самодельных ниток.

Вывод.

Таким образом, выбирать шкурку оленя начинают заранее еще как да олень маленький. Выкроить и сшить все детали сумки это очень кропотливое трудоемкое дело. И каждая хантыйская женщина умеет шить сумки, одежду и учатся они этому с детства. Я нарисовала приблизительную выкройку двух половинок сумки лицевой и оборотной стороны.

Глава III. Украшение на сумке хантов.

3.1. Изготовление орнамента.

Я рассматривала сумку и задумалась, как делают орнамент. Большая устойчивая черта декоративного творчества народов ханты заключается в том, что главным средством придания вещи художественного вида является орнаментация. Самым насыщенным декором обладают женские сумки из меха. Особенно тщательно украшается лицевая сторона изделия. Ведущим является меховой мозаичный орнамент. Узоры хантов представлены как геометрический орнамент ломаных и прямых линий. По всей сумке орнамент выполнен из меха оленя. Для хантыйских сумок тучан характерна композиционная двойственность. На женских сумках тучан, орнамент подчеркивает их округлую форму, принимая вид розетки или производной от нее центрической композиции. Ведущей является схема расположения узоров, особую роль играет центральная часть передней стенки, а прочие композиционные линии подчеркивают ведущее положение центральной композиции. В нашей сумке в центральной части использован геометрический орнамент виде одной полосы коричневого цвета. Орнаментальная полоска в центре сумки более широкая и сужается к верху. Темную полосу орнамента вшивают, в светлую основу сумки. Ворс, торчащий с краев орнамента тотчас подстригают.

3.2. Наименование использованных орнаментов.

Я рассматривала сумку которая украшена мозаичным орнаментом из шкуры оленя. Лицевая сторона сумки украшена мозаичным орнаментом мотивы с зайцем национальное название - шовр пал ханши что означает зайца уши узор, а также используется орнамент щучьи зубы который выполнен из меха оленя темного цвета и красного сукна с бисеринками по узору. У горловины сумка украшена бахромой из кожаных полосок с большими разноцветными бусинами. Оборотная сторона украшена орнаментом (Приложение № 1).

Вывод.

Я узнала, что хантыйская женская сумка очень красиво украшена. Узнала что это вшивные орнаментальные ленты, другими словами мозаичными орнаментами из оленьего меха. Для того что бы их изготовить шкуру снимают с определенного места ноги или морды оленя как в нашем случаи. Потом обрабатывают, и с помощью трафарета наносят орнамент. Только искусные мастерицы не пользуются трафаретом, а наносят орнаменты по памяти, их руки сами знали какие орнаменты нанести на мех. Очень трудоемкое занятие сшить заготовки орнамента в основу сумки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я попробовала разобраться, что же такое женская меховая сумка коренных малочисленных народов ханты национальным названием «Тучан» в просто народии называемая «Туча». Как и в прошлые времена и в настоящее время ханты не покупают ни одежду, ни предметы быта и личного пользования. А изготавливают ее сами. Каждая женщина имеет несколько видом сумок. Девочки в маленьком возрасте 8 лет начинают учится шить себе сумки для личных вещей и для рукоделия. При чем сумок для рукоделия за всю жизнь собирается несколько штук. В них обычно хранят нити для шитья, бисер, кусочки лили обрезки оленьей кожи, шкурок различных зверей, белок, песцов, лис и т.д. И каждый вид сумок имеет свое назначение в зависимости от материала, расцветки, способа орнаментации.

Проведенный нами опрос помог нам разобраться, что учащиеся знают о сумке коренных малочисленных народов ханты «Тучан». Опрос натолкнул нас на определенные выводы. Не все наши учащиеся школы знают об, предметах коренных народов хантов, о том что ни умеют делать своими руками. И мы не как да не задумывались на сколько это тяжело. Но в то же время очень красиво, и долговечно. Это традиции народа которые предаются из поколения в поколение.

При изучении темы основным источником нашего исследования является не только изучение литературы но и занятия с представителем коренных малочисленных народов ханты Каткилевой Еленой Даниловной. Елена Даниловна рассказала нам и про выбор оленя, о том какая должна быть шерсть у оленя. Как правильно обработать шкуру до гладкой нежной поверхности. Как вырезать части будущей сумки. Нам так же показали, как изготавливают нити. Как все заготовленные части сшиваются в единую сумку. Я выявила, что пошив сумки, это очень трудоемкое дело, которое растягивается на длительный период. О том что белый цвет является праздничным, символизирует добро и благополучие, только состоятельные ханты могут позволить себе сшить предметы из такого меха.

В данном предмете наиболее зрелищным является орнаментация, художественная композиция. Выяснили, что хорошая мастерица вырезает все орнаменты без трафаретных заготовок. Мы также узнали, что орнамент изготавливается отдельно и вшиваются при соединении деталей сумки.

Как для нашего музея, так и для народа ханты в целом предмет имеет большую историческую ценность, изготовлен полностью в ручную и в единственном экземпляре.

В своей работе мы хотим сохранить по своему богатую и неповторимую культуру хантов.

При изучении музейного предмета выявилась близость ненецкого и хантыйских узоров это объясняется заимствованием. Ханты заимствовали некоторые переметы у ненцев, внесли в нее свои изменения мозаичные орнаменты.

Весь собранный нами материал по данному предмету будет использован эколого-краеведческий музеем как экскурсионный материал, как научное описание предмета музейного Фонда Российской Федерации.

Список литературы.

1. Орнаменты и вещи в культуре хантов Нижнего Приобья. Автор А. М. Сязи, г. Томск Издательство Томского университета, 2000 г. 248 с.

2. Знакомьтесь: ханты. Автор В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина, Новосибирск, ВО «Наука» 1992 г. 136 с.

3. Народы Северо- Западной Сибири. Под. Ред. Н.В. Лукиной г. Томск, изд. Томского университета, 1998 г. 88 с.

4. История и современность народов Ямала. Материалы научной конференции. г. Салехард, 1995 г. 54 с.

5. Очерки традиционной культуры. Тазовские селькупы. Автор Л.В. Хомич. СПб издательство «Просвещение», 2002 г. 149 с.

6. История и культура хантов. В. И. Молодин, Н. В. Лукина. Издательство Томского университета. Томск. 1995 год. 161 с.

7. Узоры северного сияния. Под. Ред. Доктора ист. Наук Н.В. Лукина. Салехард «Артвид» 2003 г. 151 с.

8. Оленеводческая культура приуральских хантов. Автор З.И. Рандымова. Издательство Томского университета. г. Томск 2004 г. 136 с

Приложении № 1.

Изображение сумки «Тучан» музейного экспоната.

Просмотров работы: 61