Вестники радости

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Вестники радости

Свиридова М.В. 1
1МОУ "СОШ №1 г.Пугачева им. Т.Г. Мазура"
Тихонова Т.В. 1
1МОУ "СОШ №1 г.Пугачева им. Т.Г. Мазура"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

В гостях у маминой знакомой я увидела чудесную коллекцию колокольчиков. (Приложение 1) Я попросила показать их поближе и конечно послушать их звоны. Меня удивило, что размеры колокольчиков примерно одинаковые, а вот звуки разные. Интересно почему? А еще я услышала, что колокольчики - это вестники радости. Почему они вестники радости? Откуда пошли, когда появились колокола? Как они рождаются и сколько живут?  Решила, что надо заполнить этот пробел в знаниях, а заодно и поделиться с вами.

Цель работы: изучение колокола и колокольчика, какое место занимает в жизни русского человека, а так же как литературного феномена русского колокольного звона для постижения духовной культуры России.

Задачи:

изучить литературу о возникновении колокола на Руси;

познакомиться с устройством колокола и особенностями его звучания;

познакомиться с ролью колокола, колокольчика и бубенца в жизни русского человека;

изучить упоминания о колокольных звонах в литературных произведениях.

Методы исследования: анализ литературы и интернет источников, наблюдение, экспериментальный метод, аналитический метод.

Глава 1. Как передаётся звук от звенящего колокольчика?

Сегодня я пришла в гости не с пустыми руками, я принесла небольшую коллекцию колокольчиков. Посмотрите и послушайте их звоны.

Чтобы выяснить, каким образом передается звук от звенящего колокольчика до нашего уха, мы обратились за помощью к учителю физики. Внутри колокольчик пуст и есть язычок, металлический грузик. При ударах язычка о тело колокольчика, частицы металла, из которого отлит колокольчик, начинают колебаться из стороны в сторону. Звуковые волны вызывают у человека слуховые ощущения.

Как передаётся звук, от звенящего колокольчика можно доказать экспериментальным путём. (Приложение 2).

При ударах язычка о тело колокольчика, частицы металла, из которого отлит колокольчик, начинают колебаться, т. е. покачиваться и ритмично двигаться из стороны в сторону. Эксперимент.

В этом мы убедились, приложив к звенящему камертону гирьку. Мы увидели, как гирька начала двигаться. Колебания частиц прибора передаются воздуху окружающему его, и воздух тоже начинает колебаться в такт с колебаниями прибора. Частицы воздуха, находящиеся поблизости от колокольчика заставляют колебаться соседние с ними воздушные частицы, те передают свои колебания дальше, и в воздухе во все стороны от звучащего колокольчика распространяются звуковые волны. Эти звуковые волны, дойдя до нашего уха, заставляют колебаться барабанную перепонку, и мы посредством органов, помещающихся в ухе, слышим звон колокольчика.

Вывод: при возникновении колебаний, от колокольчика отходят звуковые волны в разные направления.

Я взяла два металлических колокольчика. Маленький колокольчик звучит тише, нежнее и игривее, а большой колокольчик - звучно, громко и важно. Вывод: от звучания маленького колокольчика отходят маленькие звуковые волны, а от большого колокольчика - большие.

Глава 2. Устройство колокола. Родословная колоколов. Отличительная черта русских колоколов.

Колокол словно живое существо. Его части соответствуют человеческим органам. Верхняя часть его называется голова или корона, отверстия в ней — уши, далее шейка, плечи, матица, пояс, юбка или рубаха (тело). В старину ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Неопалимая Купина, Медведь, Лебедь. Внутри колокола подвешивался язык — металлический стержень с утолщением в конце (яблоком), которым били по краю колокола, он назывался губой. Каждый колокол имел свой голос, принимал освящение подобно крещению. (Приложение 3)

Летописцы и историки смогли сохранить для нас не только легенды, но и достоверные сведения о происхождении колокольчиков и колоколов.

Колокола, колокольчики и бубенцы очень любят на Руси. Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988 г. О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 г. Эпохой в истории колокольного дела в России, стала вторая половина XV в., когда в Москву прибыл инженер и строитель Аристотель Фиорованти. Он устроил пушечный двор, где лили пушки и колокола. При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре, колокольное дело в Москве быстро развивалось. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. К 1917 г. в России было 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100-120 тыс. пудов церковных колоколов.

Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов.

Русский православный народ полюбил церковный колокольный звон и обогатил его своею изобретательностью и искусством.

Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными средствами, как-то:

1. точною пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, т. е. правильным сплавом.

2. высотою колокола и его шириною, т. е. правильной пропорцией самого колокола,

3. толщиною стен колокола,

4. правильным подвешиванием колокола,

5. правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу; и многим другим.

Языком называется ударная часть колокола, помещающаяся внутри его. Русский колокол от западноевропейского колокола в первую очередь и отличается тем, что сам колокол укрепляется неподвижно, а язык подвешивается внутри колокола свободнокачающимся, ударом которого и производится звук. Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон колокола живому голосу.

Мощный колокольный звон, действуя на наше внутреннее чувство, пробуждает наши души от усыпления духовного.

В Русской Православной Церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние и малые колокола.

Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на Богослужение. Средние колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона, а также используются при перезвонах, переборах и трезвонах. К малым колоколам относятся зазвонные колокола и подзвонные колокола.

1.1 Колокольные заводы города Саратова.

Большим открытием для нас стала информация о колокольных заводах в Саратове.

Спасибо саратовским краеведам, которые выясняют многие тайны, в том числе пролили свет на производство колоколов в Саратове. Оказывается, до революции в Саратове было два колокольных завода, основанные в одном и том же 1816 году и располагавшиеся рядышком друг от друга.

Появление колокольных заводов повлияло на название улицы, где они располагались. Сначала народ назвал её Веселою, затем это название появилось официально в конце позапрошлого века на карте Саратова. Здесь испытывались колокола здесь же, где отливались, шлифовались и обрабатывались. По улице шёл постоянный весёлый перезвон различных колоколов. Считается, что первым появился колокольный завод Медведевых. Семейству Медведевых колокольный завод принадлежал всё время после создания и до революции. Второй колокольный завод был основан Вакулой Ефремовичем Гудковым. Если до появления этих заводов в Саратове колокола везли из Москвы и с Урала, то после их появления саратовские храмы начали использовать саратовские колокола. Только для церквей Саратовской губернии было вылито более 145 колоколов весом более 500 пудов. Колокольные заводы Саратова отливали в основном большие колокола. Вывозили колокола и за пределы Саратовской губернии. География была обширной. После революции заводы были национализированы и превращены в жилые дома. (Приложение 4)

Глава 3. Краткая история Свято-Воскресенского соборного храма и колокольни г. Николаевска (ныне Пугачев).

История нашего города неотделима от истории государства. Более ста лет в самом центре Пугачева царственно возвышается храм с золотыми куполами.

Наш соборный храм в прославление живоносного Воскресения Христова возводился всем миром более 20 лет. Как это происходило можно узнать из исторических документов, они хранятся в фондах Пугачевского краеведческого музея. (Приложение 5)

Собор был освящен 12 сентября 1899 года Гурием – епископом Самарским и Ставропольским. (Ставрополь – Самарской губернии – ныне г. Тольятти).

13 сентября в Воскресенском соборе было совершено освящение второго придела во имя Казанской Божией Матери. Рядом с собором была построена колокольня. Большой колокол был отлит в Саратове, весил 624 пуда, второй – 300 пудов – привезен из Ярославля, третий – 200 пудов.

В 1936 году воинствующие атеисты колокольню уничтожили. Был такой приказ и по Воскресенскому собору. Но он сохранился.

3.1 Возрождение звонницы.

Колокольный звон-это то, что неотделимо от России, это её голос одно из выражений её неповторимого духа. 16 апреля 2004 года в газете «Новое Заволжье» было опубликовано обращение приходского совета Воскресенского храма ко всем жителям города и района. Совет просил оказать финансовую помощь в строительстве звонницы.

К ноябрю 2006 года звонница была построена, а через год завершена ее отделка. (Приложение 7)

В сентябре 2007 года храм встретил колокола из Воронежа. Они были заказаны на колокололитейном заводе Анисимова, который имеет уникальный многолетний опыт по производству церковных колоколов, совмещая старинные, освященные веками дореволюционные принципы колокольного литья, с новейшими компьютерными технологиями в области акустики и моделирования.

Колокола отливают из колокольной бронзы – сплава меди и олова в соотношении 4:1.

Для вновь построенной звонницы отлили пять колоколов весом 100, 42, 25 килограммов Колокола с таким весом составляют «малую звонницу». В декабре 2007 года на праздник Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, город через семь десятков лет вновь услышал колокольный звон. А в мае 2008 года был освящен большой колокол весом в 844 килограмма. (Приложение 8) Освящение этого главного колокола «Благовест» совершил Преосвященнейший Лонгин, архиепископ Саратовский и Вольский.

Малая звонница была дополнена в 2016 году, которую отливали в Мастерской Ильи Дроздихина. Она укомплектована по звучанию и весу колоколов: 4 колокола: 5, 9, 12, 19 кг.

У нас используются четыре типа колокольного звона: Благовест, Трезвон, Перезвон и Перебор.

На Светлой Седмице каждый желающий будь то взрослый или ребенок может побывать на колокольне и позвонить в колокола. Ни один раз я была на колокольне нашего храма , так же в Свято-Никольском монастыре в п.Мопре и в селе Липовка Духовницкого р-на. Мне очень нравиться звонить в колокола. Это один большой восторг! Я бы хотела научиться колокольным звонам. (Приложение 9)

3.1 На колокольне Свято-Никольской обители

Многие знают Свято – Никольский женский монастырь, который находится недалеко от нашего города.  При храме во имя святителя Николая Угодника построена колокольня.   На Светлой Седмице каждый желающий будь то взрослый или ребенок может побывать на колокольне и позвонить в колокола. Много раз я была на разных колокольнях. Мне очень нравиться звонить в колокола. Это один большой восторг!

Именно там я вживую увидела корабельные рынды, на колокольне их две. Матушка Феоктиста, сказала, вероятно, ими пользовались до того, как были отлиты колокола. (Приложение 16) Я смогла прочитать, что колокола отлиты для обители в 2002 году.

Звонница состоит из восьми колоколов: 1 большой колокол (благовест), 3 средние (подзвонные), 4 малые (зазвонные). Звонарное дело в монастыре – одно из послушаний матушки Феоктисты, именно она показала нам колокола, а так же валдайские колокольчики и разрешила позвонить. Потом матушка проводила нас в трапезную, где я увидела на стене деревянное било с молоточком. Било - древнейший ударный музыкальный инструмент. «Это било привезли нам с Афона», - заверила матушка. (Приложение 16)

Глава 4. Колокола, колокольчики и бубенцы в жизни русского человека.

Бубенцы - известные с древности шарообразные колокольчики. В отличие от колокольчика, бубенчик является полым шаром, в котором свободно катается металлический шарик, при встряске ударяющийся о стенки и извлекающий звук. Бубенцы имеют более тусклый и менее продолжительный звук, чем колокольчики, но зато звучат в любом положении. За тихий воркующий звук (не то звон, не то рокот) их называли воркунами: "Поехали с воркунами!" А сколько любования в народных прозваньях бубенцов: воркунцы, позвонцы, ширкуны, болхари, глухари, балабончики, гормотунчики.

Кто хотя бы раз был в храме, тот видел металлический сосуд на цепях в руках священника.Это кадило. Кадило — сосуд для каждения на богослужениях и требах, который используют священнослужители. Кадило разжигается с помощью древесного угля, на который кладется ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам. А еще на цепочки иногда прикрепляют металлические шарики-бубенцы (звонцы). Обычно такие кадила употребляются на праздничных службах.

На уроке в воскресной школе отец Роман показывал нам праздничное кадило и рассказывал о нем. (Приложение 9)

4.1 Музей колоколов в городе Валдае.

А теперь я хочу пригласить вас в музей на необычную выставку. Попасть в этот музей нелегко, потому что находится он далеко, в древнем городе Валдае. Поэтому мы с вами посмотрим презентацию колокольчиков, иллюстрации, фотографии. (Приложение 10)

Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дорожке столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой

Бытует легенда, что знаменитые валдайские колокольчики делались из осколков Новгородского вечевого колокола (напомним, он служил для созыва Новгородского вече), поэтому они и получались такими звонкими и служили веками. Другая легенда рассказывает о том, что государев мастер Григорьев, отливая Никоновский колокол в Иверском монастыре, отдал остатки бронзы местным мастерам, которые до сих пор отливают из нее свои изделия.

В музее собраны самые разные виды колоколов: от настольных, пастушьих до ямщицких, пожарных и корабельных.

Широко представлены пастушьи колокольчики из разных стран. Их подвязывали на шею скоту с целью определения места нахождения животного. На Руси их называли боталами. Свою форму они сохранили с древних времен до наших дней. А голос им давали глухой, неяркий. Именно таких звуков боятся дикие звери.

Ямщицкие колокольчики, наоборот, делались звонкими и громкими. Именно такие изготавливают на Валдае. Подвешенные на дуге они разносили свой звон далеко вокруг бегущих лошадей.

Поддужный колокол -  Использовались они как сигнальное средство на почтовых и курьерских тройках. Слово «поддужный» означает, что колокол вешался под дугой лошадиной упряжи.

Пожарный (сигнальный) колокол - Издавна звон колокола на Руси оповещал народ о надвигающейся опасности пожара, набега врагов или призывал к мятежам. Таким образом, сигнал о пожаре быстро распространялся по населённому пункту. Пожарные колокола были неотъемлемым атрибутом присутственных мест и других публичных учреждений в дореволюционной России, а местами (в отдалённых сельских населённых пунктах) сохранились и до настоящего времени.

Станционный колокол - одновременно с открытием железных дорог были введены сигналы для отправления поезда. С самого начала для этого применялись станционные колокола, семафоры, сигнальные флажки и фонари. Станционными колоколами служащие пользовались в полном соответствии со служебным приказом, назывался он «Колокола на станциях».

Корабельный колокол (рында)- ры́нда — устоявшееся в русском языке название судового колокола. Причём термин «судовой (корабельный) колокол» является более точным, а рында, строго говоря, — звон судового колокола в полдень. Обычно рынды устанавливаются на всех современных кораблях и судах.

В экспозиции музея колоколов есть даже музыкальные инструменты — карильоны, сделанные из колокольчиков.

В музее колоколов на Валдае можно увидеть куклу колокольчик.

Пo нeкoтopым иcтopичecким дaнным, пoявлeниe Baлдaйcкой куклы кoлoкoльчика cвязывaют c XV вeкoм. Пo cвoeй фopмe кукoлкa нaпoминaeт кoлoкoл, a кoлoкoльчик, пoдвeшeнный нa pучки или cпpятaнный внутpь нaпoлняeт ee живым звoнoм. Тряпичная куколка одета обязательно в три юбки из яpкиx лocкутoв и пoэтoму пoднимaeт нacтpoeниe. Taкими кукoлкaми дeти игpaют c бoльшим удoвoльcтвиe.

Нам с мамой очень понравилась эта кукла, и мы решили сами сделать куклу колокольчик. (Приложение 11)

Где ещё можно встретить колокольчики в жизни? 

В школе колокольчик звенит в тот момент, когда начинается и заканчивается учебный год. (Приложение 12)

Звук этого колокольчика знаком мне с 1 класса, моя учительница призывает наш класс к тишине именно им. (Приложение 12)

История школьной традиции звонить в колокольчик

Традиция звонить в колокольчик на урок появилась еще в древности. По одной из версий историков, ее придумал древнегреческий философ и педагог Платон для того, чтобы собирать своих учеников на занятия. Сложно представить, но первый школьный звонок Платона был стеклянным. Он представлял собой два сосуда. Один пустой, один с водой. И назывался – клепсидр. Основная задумка Платона была в том, чтобы этот звук такого колокольчика был пронизывающим. Голос стеклянного колокольчика рано утром будил учеников на занятия. Когда колокольный звон пришёл в учебные заведения – загадка, которую до сих пор изучают великие умы. Одна из версий – раз первые школы были церковно-приходскими, то и сигнал о начале и конце урока давал церковный колокол.

До появления электрического звонка в мире все учебные заведения пользовались, как правило, медным колоколом. Первую торжественную линейку провел у себя в коммуне известный педагог Антон Макаренко в 20-е годы прошлого века. А в 70-ые появилась еще одна традиция – брать на плечо первоклассницу или первоклассника.

Вот колокольчик моего старшего брата выпускника школы. (Приложение 12)

А этот колокольчик и бубенчик когда то были куплены в рыбацком магазине. Звуковые устройства, помогают рыбакам не пропустить добычу улова. Хорошо подходят для слабовидящих любителей порыбачить, помогают насладиться ночным ловом. Колокольчики и бубенчики остаются самыми востребованными в рыбацком окружении. (Приложение 13)

Старинные колокольчики и бубенцы давно утратили свое функциональное назначение и превратились в произведения декоративно-прикладного искусства и предметы коллекционирования.

Самым любимым праздником для многих является Новый год. И украшение домашнего интерьера и елочки колокольчиками актуально и по сей день.

У меня тоже есть новогодний колокольчик. (Приложение 14)

Из своих путешествий некоторые туристы привозят не магнитики, а колокольчики с названиями городов, в которых они побывали. Словом, эта коллекция сама как маленькое путешествие по стране. (Приложение 15)

Видов колоколов и колокольчиков великое множество. Мы рассмотрели самые распространенные виды.

4.2 Колокола, колокольчики и звоны в литературных произведениях.

Имея тесную связь с русским народным бытом, колокола, естественно, послужили неисчерпаемой темой для преданий, сказок, былин, загадок. 

Колокольчик оживает в поэзии. Поэты разного времени делали колокола и колокольчики действующими лицами своих стихов и каждый слышал их "голос" по-своему: они звенят, поют, плачут, рыдают, хохочут, гремят, гудят, кричат. Ему приписывают человеческие эмоции, действия, черты характера. Веселые колокольчики и бубенцы неотделимы от исконного русского образа несущейся вдаль «птицы-тройки.

Колокольчики были воспеты в стихах А.С. Пушкина; Ф.Н. Глинки ; П.А. Вяземского; А.А Блока и С.А. Есенина. Не упустили из виду «птицу –тройку» такие знаменитые прозаики, как Н.В. Гоголь, Ф.М .Достоевский и Л.Н.Толстой, А. С. Грибоедов.

Поучительная сказка «Городок в табакерке» русского писателя XIX века Владимира Одоевского появилась в 1834 году и по сей день не потеряла свою актуальность. В прошлом году я познакомилась с произведением Марии Сладковой «Перезвон - Пасхальный колокол». Думается, что на написание этой сказки Марию Сладкову вдохновил пасхальный звон колоколов: далеко с колоколен разносится по всей Руси стройный «красный» звон, славя  Воскресенье Христово.

Заключение

В ходе проведённого исследования мы выяснили, что колокол – это неповторимое слияние веры и искусства, физики и лирики. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского человека. Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть. Разрешите мне закончить словами Александра Сергеевича Ярешко: «Любой колокол похож на живое существо. Все народы чувствовали это, но Россия глубже всех проникла в душу колокола. Да, у нас колокола умеют говорить, главное — услышать и понять их». А в том, что колокольчики вестники радости, я убедилась сама!

Литература и ресурсы

Закон Божий. Руководство для семьи и школы со многими иллюстрациями Автор: Слободской Серафим, протоиерей Год издания: 2010 Обложка: твердая Страниц: 728 Производитель или издательство: Holy Trinity Monastery. Jordanville. N.Y.

Белов А. Когда звонят колокола. - М., 1988.

Гидулянов П.В. Церковные колокола на службе магии и царизма. - М.: Изд-во "Атеист", 1930.

Настольная книга священнослужителя. - М.,т.4, 1983.

Оловянишников Н. История колоколов и колокольное искусство. - М., 1912. http://www.pravoslavie.ru/sretmon/uchil/kolokola.htm

Пухначев Ю.В. Колокол. В журн.: Наше наследие. №3, 1991. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://www.trinitas.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2007 г. http://www.rusarch.ru/puhnachev1.htm

http://muzey-pugachjov.ru/краткая-история-воскресенского-храм.html

МУК "Пугачевский краеведческий музей им. К.И. Журавлева" Краткая история Воскресенского храма

http://www.pravoslavie.ru/sretmon/uchil/kolokola.htm

http://kampan.ru/article1/

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/opoveshhenie-o-pozhare-kak-eto-byilo/

При копировании материалов, ссылка на источник обязательна © fireman.club


13. Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=648049
© Библиофонд
14. https://turbina.ru/guide/Saratov-Rossiya-88628/Zametki/Otlivali-zdes-kolokola-s-perelivami-i-perezvonami-96986/

15. https://dzen.ru/media/mihvik64/udivitelnaia-istoriia-kolokolnyh-zavodov-saratova-61519e24eebd2f0145891d32

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Фото из открытых интернет источников

Приложение 4

Фото с сайта «С мира по нитке» https://dzen.ru/mihvik64

Приложение 5

(фото из открытых интернет источников)

Приложение 7, 8

(фото Кузнецовой И.В)

Приложение 9

Приложение 10

(фото из открытых интернет источников)

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Просмотров работы: 35