Введение
Тема «Времён связующая нить» актуальна для нашего времени. Старая мудрость гласит: «Когда река мелеет, идут к истоку». Справедливость этих слов доказана самой жизнью. Надо возвращаться к неискоренимым ценностям прошлого. Тема памяти звучит в творчестве многих писателей современной литературы. Эта тема нашла отражение у забайкальского писателя Н.Т. Ященко в повести «Красные мадьяры». Исторические события, связанные с нашим краем, нашли отражение в этой повести. Вот это и вызвало у меня интерес к исследованию. Перед собой я поставила задачу: изучить проблему - тему увековечения памяти. Для этого изучила дополнительную литературу, побывала на Мадьярском перекате, поработала с историческими документами в музеях с. Тупик и г. Могоча, материалами местных краеведов.
Основная часть
Забайкалье - один из интереснейших в историко-культурном отношении регион. А забайкальская литература имеет свою историю, свои традиции. Она представлена многими известными в регионе и за его пределами именами: В. Балябин, Г. Граубин, Б. Макаров, Н. Кузаков и другие.
Произведения забайкальских писателей позволяют углубить представление о жизни людей, об окружающей нас природе, о богатстве родного национального языка, о жанровом и тематическом разнообразии забайкальской литературы.
Одним из представителей забайкальской литературы является талантливый, самобытный писатель Николай Тихонович Ященко. До сих пор его книги продолжают оставаться востребованными читателями. А нам, могочинцам, вдвойне приятно, что наш город и соседствующий рядом Тунгиро-Олекминский район нашли отражение в творчестве Н. Ященко. Историей и культурой тех далеких лет «дышат» страницы. Это и заставило меня увлечься творчеством писателя, исследованием многих фактов, обратиться к местному архиву, к могочинским краеведам.
Чем же интересно творчество Н.Т. Ященко?
В литературу Н.Т. Ященко пришел в зрелом возрасте. Большой жизненный опыт и сочетание двух профессий, журналиста и писателя, помогли ему оставить яркий след в забайкальской литературе. Родился он на станции Хилок. Когда в 20-х годах в Забайкалье создавали
комсомольскую организацию, Николай Ященко стал не только одним из первых её членов, но и вожаком. В 1923 году в Чите он с сотнями ему подобных энтузиастов с головой окунулся в кипучий водоворот событий.
В 1924 году в газете «Юная рать» вышла его первая заметка. В 1925 году, окончив курсы пионерских работников, Николай Ященко стал секретарем выходившей в Чите пионерской губернской газеты «Внучата Ильича».
С этого момента началась его журналистская деятельность. Он работал в редакциях газеты «Забайкальский крестьянин» и «Забайкальский рабочий». Но особенно важным и запоминающимся для начинающего журналиста и будущего писателя стал период работы в хабаровской краевой газете «Набат молодежи».
Здесь он проявил себя не только как способный журналист, но и как талантливый организатор. Николай Ященко проводил конкурсы чтецов, выпускал «живые газеты», писал плакаты и лозунги, сочинял подписи к рисункам.
С нетерпением читатели ждали его хлестких фельетонов. Именно с фельетонов началась его литературная деятельность. Многообразные по тематике и проблематике они печатались в различных сборниках, выходили отдельными книгами: «Свежий ветер», «Дорогая уха», «За ушко да на солнышко».
Многосторонними были писательские интересы Николая Ященко. Его перу принадлежат и повести, посвященные проблемам колхозного села «Четвертая ферма» и «Мы живем за Байкалом». Однако главной темой его творчества стали произведения, созданные на историко - революционную тему, построенную на документальных материалах, - это широко известные и любимые читателями автобиографические повести «Босоногая команда», «Искры не гаснут», позднее переизданные в дилогию «С отцами вместе», повесть «Журавли не знают покоя», «Красные мадьяры».
Особое внимание привлекла повесть «Красные мадьяры», так как изображённые исторические события имеют прямое отношение к моему городу Могоча и находящемуся в ста километрах от Могочи села Тупик и Мадьярскому перекату. «Красные мадьяры» - это документальная повесть, посвященная организации и борьбе интернационального отряда, состоящего из большевиков - венгров, немцев, чехов, поляков, румын. Это военнопленные, которые в грозное время Октябрьской революции и гражданской войны обрели в России вторую родину и бок о бок с русскими красногвардейцами сражались за советскую власть в Сибири.
Подтверждением этому являются слова главного героя повести «Красные мадьяры» Кароя Лигети к своей жене Зофии Венцкович: «Будь дочерью моим родителям, сестрой моим братьям и сестрам, поцелуй землю Венгрии, как я в последний раз целую землю России - второй моей родины».
Мадьярский перекат. Почему перекат на небольшой северной речушке получил название Мадьярский? Какие же события произошли в то далекое время, что навсегда остались в памяти потомков? Почему они люди из легенды?
Мадьярский перекат - уголок Забайкалья, тесно связанный с историей нашего края. Находится он на реке Тунгир, на севере Читинской области. Могучий, красивый и сильный перекат, а вокруг крупные склоны сопок и скал, покрытые смешанным лесом. Высокие, стройные и красивые сосны соседствуют здесь с кудрявыми березами, лиственницы - с раскидистыми кустами боярышника.
Каждый, кто решится побывать в этих местах, особенно в летнее время, навсегда запомнит это овеянное легендами место.
Среди других порогов Забайкалья - Сивакский, Болбукта, Пуричиканский, имеющих эвенкийские названия, название Мадьярский понятно без перевода.
Известно, что мадьяры - самоназвание венгров, составляющих 85 процентов населения Венгерской Республики. Из биографии и рассказов бойца - интернационалиста Мате Залко, встретившего Октябрьскую революцию в лагере военнопленных под Хабаровском, я узнал, что в годы гражданской войны за власть Советов и японской интервенции в Забайкалье, наряду с местными героями, сражались и иностранные трудящиеся - в основном бывшие военнопленные царской России. И хотя в центральной России победила революция, летом 1918 года большинству военнопленных, находящихся в сибирских лагерях, путь на родину был закрыт Восточным фронтом.
Легендарный Мате Залко - будущий генерал Лукач, в то грозное время был одним из инициаторов создания интернациональных отрядов. Он призвал своих земляков помочь русскому народу, ведущему борьбу с интервентами и внутренней контрреволюцией. С оружием в руках Советскую власть от внешних и внутренних врагов в рядах Красной Армии защищало более 50 тысяч человек интернационалистов. Об этом свидетельствуют строки стихотворения, опубликованные в газете «Правда» от 12 июля 1918 года:
Ты был в плену, мадьяр, когда восстал народ,
Когда рабочий класс истерзанной России
Разрушил в октябре последний злой оплот,
И радостно воздвиг знамена боевые.
Как верный сын труда, как верный член семьи,
Семьи трудящейся, семьи международной.
Ты к нам пришел, как друг, в те памятные дни,
Когда восстал народ великий и свободный.
Весной и летом 1918 года с бандами семеновцев и японскими интервентами сражался в Забайкалье и Мате Залко. На борьбу с семеновщиной в Забайкалье начали прибывать национальные отряды из Омска, Томска, Иркутска, Красноярска.
Первые довольно подробные сведения о героической борьбе интернационалистов против семёновцев и белочехов можно прочитать в книге Николая Матвеева «Сергей Лазо. Воспоминания и документы».
Н. Матвеев, командующий фронтом, член Читинского военно революционного штаба, как непосредственный участник тех испытаний, писал, что командующий Забайкальским фронтом Сергей Лазо не раз отмечал: «Хорошо дерутся интернационалисты. Среди них подавляющее большинство мадьяр - 80 - 85 %, остальные австрийцы, немцы. Все они бывшие солдаты с боевым опытом. В бою они стремительны, дерутся самоотверженно. Преданны революции».
После того, как семеновцы в июле 1918 года были отброшены в Маньчжурию, большинство интернационалистов были переброшены на Прибайкальский фронт для борьбы с белочехами и белогвардейцами.
Стойкость мадьяр отмечали даже враги молодого Советского государства. Один из руководителей белочешского корпуса Гайда в мемуарах, опубликованных в Праге в 1921 году, писал, что «мадьяры сражались до последней возможности, и только беспрерывными атаками мы смогли выбить из этих окопов».
Через Читу весной 1918 года проезжали первый и второй Омские интернациональные отряды, состоявшие главным образом из мадьяр. По пути следования они пополнялись бывшими военнопленными Иркутского, Читинского и других лагерей.
По требованию мадьяр Сергеем Лазо был отстранен от командования первым Омским отрядом анархист Лавров и назначен Ларинц. Интернационалисты участвовали в руководстве Байкальского фронта. Стефан Зингер был помощником командующего фронта, Вейсман - заведующий хозяйственной частью, а с мая 1918 года был командиром интернационального отряда, сражавшегося с белочехами в Иркутске.
В боях за Советскую власть в Забайкалье в 1918 г. сражались около трех тысяч интернационалистов. Они считались наиболее боеспособными частями красных. Большинство из них погибли в боях, стали жертвами белого террора.
В конце августа 1918 года, после того, как красные оставили
г. Читу, на станции Урульга состоялась конференция, где было принято решение распустить красногвардейские части и перейти к партизанской борьбе. В этих условиях в наиболее тяжелом положении оказались отряды интернационалистов. Из-за незнания русского языка уйти в подполье им было невозможно. Еще в Чите часть из них приняла решение уйти далеко на север. У Н. Матвеева в книге «С. Лазо. Воспоминание и документы» находим подтверждение этого решения: «Мы уйдем в тайгу, проведем там зиму.... У нас нет каких-то своих особых интересов, они у нас общие с русскими товарищами. Когда борьба возобновится, мы опять будем драться вместе». На конференции поддержали этот план. Отряду были переданы значительные запасы продовольствия и боеприпасов. Из Урульги на восток двинулись около пятисот интернационалистов.
У железнодорожной ветки на г. Сретенск около половины отряда отделилась и направилась к китайской границе. Вскоре этот отряд погиб.
Другой отряд под командованием С. Зингера и Вейсмана по железной дороге дошли до станции Могоча. 7 сентября здесь состоялся митинг. Выступавшие интернационалисты призвали сражаться до конца и идти с ними в тайгу. Но ни один из других отрядов к ним не присоединился. Состав интернационального отряда был приведен к присяге. На разных языках звучала клятва: «Погибну в бою, но не сдамся врагам мировой революции!».
Из Могочи отряд двинулся на север - к селу Тупик, на реку Тунгир. Отряд решил по реке Тунгир на плотах спуститься в Олекминск и дальше пробираться в Иркутск на соединение с частями Красной Армии. Но первый же тунгирский перекат положил конец сплаву.
У переката и был разбит лагерь, интернационалисты построили четырнадцать землянок, покрыли их древесной корой и дёрном, вели заготовку продуктов на зиму.
Численность отряда была около 700 человек. Белобандиты Семенова и японские интервенты неоднократно пытались пробраться к расположению отряда, но все их попытки были безрезультатны, так как каждый раз они натыкались на хорошо организованную оборону отряда.
Большую помощь отряду оказывали большевики Могочинского района во главе с В.А. Беляковым и рабочие станции Могоча. Однако, несмотря на их помощь, запасы продуктов и патронов в отряде заканчивались быстро, а пополнять их было трудно из-за далекого
местонахождения.
Зимой 1919 года отряд мадьяр понес тяжелую утрату: на станции Амазар предателем был выдан милиционеру - семеновцу Федорову и расстрелян, находящийся там нелегально на совещании партийных руководителей, командир отряда Вейсман. После его гибели и из-за наступившего голода часть партизан ушла из отряда: 170 человек на Аргунь, из которых более десяти человек было схвачены белобандитами. В марте 1919 года карателям из банды Семенова удалось проникнуть в партизанский лагерь.
В Могоче, по сведениям местных жителей – таежников, было известно, что мадьяры дерутся до последнего патрона, а последний берегут для себя, в плен не сдаются.
Интернационалисты предприняли попытку прорыва. Только небольшое количество партизан сумело уйти от белогвадейской расправы. Они смогли пробиться в направлении сёл Зерен и Будюмкан. Но никто точно не знает до сих пор подробностей того последнего жестокого боя, о котором свидетельствуют только заросшие траншеи и окопы, да обвалившиеся землянки на вершине крутой сопки, что тянется вдоль переката.
Нужно еще очень много времени, чтобы до конца узнать обо всем, что произошло здесь, на перекате, названном Мадьярским. Ведь свидетелями остались только молчаливая тайга и грозный перекат.
Но забайкальцам и венграм не безразлична судьба отряда. Судьбой интернационалистов интересовался поэт Ю.С. Гольдман. Им была написана поэма «Мадьярский перекат». По его замыслу и инициативе, в 1963 году на месте гибели отряда был поставлен обелиск с надписью: «Здесь, у Мадьярского переката на реке Тунгир в 1919 году сражался за Советскую власть венгерский интернациональный отряд. Вечная слава бойцам, павшим за коммунизм!» Памятник виден очень далеко, так как река в этом месте делает поворот, и перекат бьет в скалистый берег. Памятник белеет среди зелени леса на возвышенности. Ничто не нарушает вечный покой славных сынов Мадьярского полка. Тишина здесь стоит такая, что в ушах звенит. Слышен только грозный рокот переката, как раскаты грома, шелест трав, пение птиц. Своеобразно посещение Мадьярского переката, восхищение подвигом воинов – интернационалистов выразил житель г. Могоча В. Тунгусов:
Я вижу грозный перекат
С его крутыми берегами,
Где сосны стройные стоят
С колючими смолистыми ветвями.
Здесь тишина. И тихий шепот
Лишь слышен среди зелени в лесах.
И только грозный переката рокот
Напоминает о промчавшихся боях.
На этом грозном перекате
Спит вечным сном мадьяров полк,
И только он, мятежный, знает,
Когда последний выстрел смолк.
Хранит он тайну в своих водах
Среди высоких мрачных скал,
И эту тишь в зеленых кронах
Ещё никто не нарушал.
Пусть спят герои переката
Пусть пухом будет им земля
И пусть родное Забайкалье
Им домом будет навсегда.
В 1966 году на настенной краеведческой карте области появилась надпись «Мадьярский перекат». В 1979 году в Забайкалье, в том числе и на реке Тунгир, со специальным заданием написать о событиях на Мадьярском перекате побывал собственный корреспондент газеты «Мадьяр Хирлоп» («Венгерские известия») Йожеф Мерук, вскоре напечатавший свой очерк. Историей событий у Мадьярского переката интересовались многие. В их числе историки Б.Э. Петри и В.С. Познанский, писатели Г.Р. Граубин (принявший участие в возведении памятника интернационалистам) и Н.Т. Ященко, журналист Е.Ф. Куренная-Берцик, поэт Ю.С. Гольдман. И как был прав главный герой повести «Красные мадьяры» - Карой Лигети, написав прощальные строки:
А я останусь здесь, в глухой могиле,
Но будет сердце вечно с вами жить...
Его огонь ничто не угасило,
Его и смерть бессильна погасить...
Не знал и не мог знать, что невольно выразил и последнюю мысль бойцов - интернационалистов, боровшихся и погибших на Тунгире.
Проблема судьбы народа, его духовного, нравственного здоровья все больше привлекает художников наших дней. Писатели неизменно сравнивают в своем творчестве прошлое с настоящим, анализируют истоки, пытаются заглянуть в будущее.
Судьба, время, история... Как бы все это выглядело, если бы не человеческая память? Ведь именно благодаря ей происходит накопление человеческого опыта, его сохранение и творческое использование. Наверное, поэтому и волнует писателей связь нынешнего с минувшим, настоящего с традицией. Подтверждением этому и является повесть
Н.Т. Ященко «Красные мадьяры».
Ведь история всегда с нами, она как дорога, пройденная путником, не исчезает за спиной. Историческая память народа - это залог того, что делает человека человеком. Вот поэтому и продолжаются поисковые экспедиции.
Много интересных находок находится в музее средней школы села Тупик. Это солдатский медальон. Его владелец Йожеф Штернад, 1886 года рождения, служивший в 8-й стрелковой роте 29-го пехотного полка. Ещё одна интересная находка - это орден Святого Георгия 3-й степени за № 98884.
Заключение
В заключении хочу отметить, что дальнейшие исследования в этом направлении могут оказаться достаточно интересными. Очень хочется, чтобы произведения Н.Т. Ященко читали, знали. В них правда жизни, любовь к нашей малой Родине.
Как актуальны и по сей день слова В.Г. Белинского: «Мы воскрешаем... прошедшее, чтобы оно объяснило наше настоящее и намекнуло о будущем».
Через прошлое мы узнаём настоящее, учимся в этом познании и этике поведения, и эстетическому чутью, и восприимчивости к культурным ценностям, огромную роль на этом пути играет книга, являющаяся проводником в разные эпохи и к другим народам.
Доказательством успеха книги является желание читать и перечитывать её.
Список использованных источников и литературы
1.Дворниченко Н. Н.Т. Ященко. - В кн.: Литературная Сибирь. - Иркутск:1971, с. 155-158
2. Дворниченко Н. Страницы жизни и борьбы: (к 75-летию со дня рождения Н.Т. Ященко)
3. Земля Забайкальская. Сборник статей. Чита, 1985
4. Кобяков Г. - Писатели и его книги: (к 70-летию Н.Т. Ященко)//Забайкальский рабочий, 1976,17 декабря
5. Литераторы Забайкалья. Чита, 1983
6. Матвеев Н. «Сергей Лазо. Воспоминание и документы»
7. Маслюков Г.Е. В.С. Кулаков. А.В. Константинов. История и география Тунгиро - Олекминского района. Чита, 2006 г.
8. Рассадин В. Люди из легенды. - Дальний Восток, 1980, № 5 С. 153-155 (О книге «Красные мадьяры»).
9. Ященко Н. Красные мадьяры. Иркутск, 1979 г.