СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЧАСТУШКИ В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ ВАЛУЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЧАСТУШКИ В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ ВАЛУЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Маслова У.А. 1
1МОУ "Рождественская СОШ" Валуйского района Белгородской области
Борисова С.В. 1
1МОУ "Рождественская СОШ" Валуйского района Белгородской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Стоит село на берегу реки.

Село Насоново, где жили казаки.

Они построили свой первый дом -

Четыре века помним мы о нем.

Мы этот уголок беречь и чтить должны,

Чтоб поколений будущих сыны

Могли любовь отдать родной земле,

Сказать спасибо и тебе и мне…

Авилов Н.Ф., житель села Насоново

Фольклор народа - есть

зеркало, в котором отражается его жизнь.

К.Д. Ушинский

Прекрасна наша чернозёмная земля, непередаваемо хороши её сельские пейзажи. Хорошо известно, что Родина начинается с тех дорогих мест, где мы родились, где впервые узнали вкус хлеба и запах цветов, где впервые услышали звуки грозы, узнали любовь, услышали песни и принесли в дом первый заработанный рубль. На всей земле это место самое дорогое для человека. И чем больше пройдёт человек по земле, тем дороже ему и вздохи, и песни, и все приметы родного края. Растить в человеке любовь к родному краю, его славному прошлому и героическому настоящему – значит воспитывать в нём патриотическое чувство - эта задача никогда не потеряет своей актуальности.

Именно фольклор тесно связан с общественно - исторической жизнью народа, с его трудовой деятельностью и бытом. Основная черта народного поэтического творчества – его коллективность. Другие его признаки: устность возникновения и бытования, постоянная творческая изменяемость его произведений и, прежде всего, народность его идейного содержания. Все эти особенности фольклора находятся во взаимосвязи и взаимной обусловленности и в свою очередь определяют поэтический стиль фольклора - его жанровые формы, систему образов, его язык и поэтические традиции. Для русского фольклора характерны такие жанры, как былина, историческая песня, сказка, пословица, загадка и частушка. Все эти жанры русского фольклора созданы и бытуют преимущественно в крестьянской среде.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что частушки, являясь культурным наследием народа, позволяют более полно изучить историческое прошлое края, выявить те направления общественной жизни, которые интересовали народ, крестьян в какой – либо определенный период времени. Народ создал так называемую частушку, то есть то самое, что по-французски называется «куплетом» (слово в слово), и этими «частушками» откликается на каждую милость жизни, недрёманно следя за всеми этими милостями. «Частушки», собранные людьми, дают поистине полнейшую картину нравственной жизни народа.

Целью данной работы стало более глубокое изучение особенностей народного творчества, а именно частушек, распространенных в селах Насоновского сельского округа (села Насоново, Борисово, Безгодовка, Рождествено).

Для выполнения поставленной в работе цели были выставлены следующие задачи:

- побеседовать с жителями сел Насоново, Борисово, Безгодовка , Рождествено для сбора текстов частушек, а также поработать с архивным материалом районой газеты « Валуйская звезда»;

-обобщить собранный материал по группам, разделяя частушки по тематике;

-проанализировать и выявить особенности в содержании и исполнении частушек, присущие именно нашему сельскому округу.

В соответствии с поставленными задачами, методом, который я выбрала для выполнения работы, стал метод непосредственной беседы, то есть интервьюирования. В ходе бесед с моими односельчанами (жителями села Рождествено), с моей бабушкой, проживающей в селе Насоново, я для себя почерпнула обширные знания в области истории родного края и, конечно же, народного творчества.

Нельзя рассказать о творчестве жителей сёл, не затронув историю возникновения и становления этих сел, ведь именно о частушках собранных в них далее пойдет речь.

В XVII веке места, где ныне располагаются села Насоновского сельского округа, были отведены служилым людям, казакам, которые несли охрану границ Русского государства от набегов крымских и ногайских татар. Сюда же, еще раньше, на свободные земли бе6жали от помещиков крепостные крестьяне из разных краев России. Жили люди во временных куренях, разводили рогатый скот, пользовались обширными сенокосами в долинах реки Валуй, имели лошадей для военных разъездов и мелких хозяйственных работ. Обработкой земли не занимались. Содержанием военных и охранных разъездов было возложено на казачество. Атаманом казацкого войска бы Федор Насонов. С ослаблением опасности от татарских набегов с 1689 – 1690гг казаки стали переходить к оседлому образу жизни. Появились первые пашни. Эти события и послужили началом возникновения истории села. Земли в этих местах были плодородными. Поэтому село постепенно крепло и росло, жителей становилось все больше.

На сегодняшний день в селе Насоново проживают 1375 человек (453 двора).

Люди нашего края творческие, работящие. Умеют и поработать, не хуже получается и отдыхать. А ведь издавна повелось, что никакое народное гуляние не обходится без русской гармони и, конечно же, веселых, задорных, иногда с намеком, частушек.

Глава 1. Частушка – особый жанр русского фольклора

Фольклор – это подлинная энциклопедия поэтических знаний народа, дающая полные представления об идейно-эстетических богатствах его творчества.

Философ-искусствовед и собиратель частушек П.А.Флоренский писал: «…это шутливое в глубоком и глубокое в шутливом придают частушке дразнящую и задорную прелесть, постоянно напоминающую гейновскую музу. Как и у Гейне, в глубине частушки порою нетрудно разглядеть слезы и боль разбитого сердца: однако, как и у поэта, так и у народа, эти слезы и эта боль показаны более легкими, нежели они суть на деле».

Частушки – песенные миниатюры, лиричные и чрезвычайно многообразные, живо отражающие мельчайшие социальные изменения в жизни. Отдельные песенки, близкие по форме частушке, уже встречались в записях 50-х гг. XIX в, но, начиная с 70-80 гг. они уже появляются массово и повсеместно. Частушки как особенные, «новые песни» стали привлекать к себе общественное внимание лишь с 80-х годов XIX в. С конца XIX в. частушка делается самым распространённым жанром устно-поэтического народного творчества. Именно с этого времени возрастает интерес собирателей и исследователей к ней.

Ревнители старины в народном искусстве рассматривали частушку как падение народной поэзии, как исключительно городское, «фабричное» творчество, игнорировали её в своей собирательной работе. Г. И. Успенский первый указал на общественное значение этой новой народной песни, откликавшейся на разнообразнейшие явления жизни, «на каждую малость жизни», указал на необходимость собирания этих «новых народных песен», так как, «разработав их соответственно тем сторонам народной жизни, которых они касаются, мы имели бы точное представление о нравственной жизни народа». Г. И. Успенский указывает также на возникновение и широкое распространение частушек в деревне.

Появление частушки в устном народном творчестве было вызвано новыми условиями социальной жизни России: отменой крепостного права, бурным развитием капитализма. Происходит сдвиг и в миропонимании крестьянства, появляется потребность в новом жанре - короткой песенке, быстро откликающейся на все события общественной и личной жизни.

К началу XX в. термин «частушка» прочно входит в жизнь, делается общеупотребительным и в народной среде и в науке о народном творчестве. Один из собирателей говорил о ней так: «До 60-х гг. частушки в деревенском песенном обиходе занимали особое место: пелись только молодыми парнями во время пляски, на гулянье, в тесном кругу слушателей мужского пола; пляшущие, притопывая под звуки появившейся гармошки, приговаривали частушки, повторяя старые, импровизируя новые…». Частушка – короткая лирическая песенка, рифмованная, четырёхстрочная или двухстрочная («страдания»), реже шестистрочная. Частушка возникает часто как импровизация, обращённая к аудитории или конкретному лицу (подруге, милому, к сопернице). Народная поэзия, передаваемая из поколения в поколение, - богатое наследие, ценнейший памятник народной культуры.

В произведениях фольклора отражены все этапы строительства в нашей стране. Воспитывая нового человека общества, мы должны нести в широкие народные массы лучшие и ценнейшие произведения фольклора, которые отражают глубокий оптимизм, могучую силу великого народа – богатыря.

При сборе материала сохранила полноту содержания, выдержанность фольклорного стиля, характерные диалектные особенности частушек. Сбор и фиксация частушек проводилась в соответствии с требованиями фиксации фольклорного материала. В целом опрошено 13 человек и зафиксировано 207 частушек.

Частушки необычайно разнообразны по своему содержанию. В отличие от традиционных лирических песен, в которых тема семейных отношений занимает центральное место, в частушках эта тема затрагивается сравнительно редко. Частушка – жанр молодежный. Поэтому неудивительно, что главными ее героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви. По своей ритмике частушки разнообразны. Ритм зависит от музыкального наигрыша, под который они исполняются, обусловлен видом пляски, которую они сопровождают.

Содержание исследованных частушек позволяет выделить шесть основных тем:

1. Частушки о любви и любовных страданиях;

2. Частушки о гармонисте и гармони;

3. Частушки о жизни в колхозе и «забавах» молодежи в деревне;

4. Частушки на военную тему;

5. Частушки о политике;

6. Заключительные частушки.

Глава 2. Частушки Насоновского сельского округа и

Рождественского сельского округа Белгородской области

Отбросив в сторону подражания частушкам, сочиняемые свободомыслящими мещанами и скептически настроенными шутками, - пишет М. А. Горький, - мы видим, что частушки строятся из чистого языка».

Богаты по содержанию и художественному оформлению любовные, лирические частушки. В них нашли отражение принципы взаимоотношений между девушкой и юношей.

Некоторые частушки служат как бы эталоном морали, образом отношений. Например:

Говорят, что я горда

Это правда. Это – да

На два вечера знакомиться

Не стану никогда.

Говорят, что я горда

По - гордому ответила.

-Любить тебя, гулять с тобой

Я планы не наметила.

Говорят, что я горда

Не гордая, а средняя.

Высоко себя не ставлю,

Но и не последняя.

Говорят я некрасива

Некрасива, это да

Красота моя на время,

А характер навсегда.

А что ж ты стоишь

Голову морочишь

Ты скажи по правде

Что любить не хочешь

Милый мой твои родители

Ругают тебя мной

Успокой своих родителей

Женися на другой

У моего миленочка

Вторая появилася

ничего я не сказала,

Только удивилася.

Говорила я миленочку,

говорила дураку

Не пей миленький ты водки

не кури ты табаку

Я не буду боле плакать

Кари глазоньки мочить

Сине море не наполнить

А любовь не воротить.

У меня миленочек

Чистый соловьеночек.

Милее, девочки, его

На свете нету никого.

(записано со слов Борисовой Марии Куприяновны, 86 лет, жительница с.Насоново, 2015г)

Не гонись за трактористом

А гонись за трактором.

Не гонись за красотой,

Гонись за характером.

Из- под дуба, дуба, дуба

Вылетает белый пух

Хуже нет того на свете

Когда милый любит двух.

Меня милый не целует

Вот какие новости.

Мне милого целовать

не хватает совести.

Не та птичка, что за лесом,

А та птичка, что в лесу

Не тот милый, что трех любит,

А тот милый, что одну.

Люблю сани на подрезах,

А коня за быстроту,

Умный любит за характер,

А дурак за красоту.

(записано со слов Чужиновой Прасковьи Емельяновны, 73 года, жительницы с.Борисово, 2015г)

В полной мере в частушках народом воспеты все тяготы и прелести любви: верность, измена, преданность, гордость, сохранение собственного достоинства, страдания.

Я частушек много знаю

И хороших и плохих

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Боевая, боевая,

Боевая, но не я…

Боевая и веселая

Подруженька моя.

Боевая, боевая,

Боевая, не совсем

Боевая любит десять,

А по мне страдают семь.

Я любила тебя милый,

И любить буду одна

Пока в морюшке до донышка

Не высохнет вода

У меня любови нету

Я не буду заводить

Про меня мои подружечки

не будут говорить

Целовала алы губки

Были сладкие как мед

А теперя опостылили

Холодные как лед.

Подуй ветер, подуй ветер,

Подуй ветер, ты подуй.

Передай милке почтенье

И воздушный поцелуй.

Что ты белая береза,

ветру нет, а ты шумишь.

Разретивое сердечко,

Горя нет, а ты болишь.

(записано со слов Борисовой Марии Куприяновны, 86 лет, жительница с.Насоново, 2015г.)

Я надену бело платье

На груди со стрелочкой.

Пускай миленький походит

Как лиса за белочкой.

Ой, пол провалися!

Потолок, обвалися!

На доске остануся,

С милым не растануся!

У ракитова кусточка

Меня милый целовал

Я ходила, поливала,

Чтобы кустик не завял.

Миленький миленочек

Проводи до елочек

Садиком, дорожкою

С веселою гармошкою.

(записано со слов Безгодковой Елены Александровны, 65 лет, жительницы с.Насоново, 2020г.)

Номер три моя машина

У миленка номер пять

Не машина, а картина

Но меня не перегнать

Гармонист наш изменился

Ходит гордо, грудь вперед

Он на днях в меня влюбился

сам себя не узнает.

Познакомиться находится

Хороший человек.

Посоветуйте, товарочки,

Знакомиться, иль нет.

Все тучки в одной кучке,

Одна тучка наперед.

Мы с подружкой засмеялись

Кого ждали, тот идет.

(записано со слов Жерлициной Зинаиды Григорьвены., жительницы с.Безгодовка, 68 лет, 2020г)

На работе я была

На работе земляной

Землю рыла, сердце ныло

По тебе, мой дорогой.

Ой, милый мой,

Как учитель городской

Волосы под челочку

Гуторит потихонечку.

У моего миленочка

Одна рубашеночка

Каждый день стирается

Чисто одевается.

У кого какой колодец,

У меня кирпичный.

У кого какой миленок,

А мой симпатичный.

У кого какой колодец,

У меня дубовый.

У кого какой миленок,

А мой чернобровый.

(записано со слов Аладьиной Веры Павловны., 70 лет, жительницы с.Насоново, 2015г.)

Трактор едет новенький

Тракторист молоденький

Я хотела ручку дать

Из кабины не видать.

Дорогой мой Ванечка

Я тебе не парочка

Ты кулацкий подпевала

А я пролетарочка.

Ты лети, лети снаряд

В логово бандитов

Разнеси там всех подряд

Фрицев-паразитов.

У меня миленок Ваня,

А сама Иванова,

Проводил меня Ванюша

До крылечка самого.

Я нашла себе милого

Он молчит и я не слова.

Дивовалися на нас:

Вот так пара собралась.

Ой, неужто в самом деле

Серый конь отвяжется

Неужели в самом деле

Милый мой откажется.

Приезжали меня сватать

На кривой кобыле.

Все приданое забрали,

А меня забыли.

Мне не жалко камешка,

Что в воду укатился

А жалко милого дружка,

Уехал не простился.

Ой, подружка дорогая,

Сколько снегу выпало

Твою любовь, мою измену

Глубоко засыпало.

В новом платье я пройду

По широкой улице

Скоро-скоро дорогому

Стану в жизни спутницей.

По над бережком ходила,

Вымеряла глубину,

Милый клялся, любить брался

Я не верила ему.

Я на улицу собралась

Мама супу налила.

А как с улицы вернулась

По затылку мне дала.

Меня милый не целует

Вот такие новости.

А самой поцеловать

не хватает совести.

Мине милый изменил

А я засмеялася.

А какая тут измена,

как я не влюблялася.

Мама чаю, мама чаю,

Мама чаю не хочу

Там миленочек на улице,

Я с ним встретится хочу.

Меня милый не целует,

Говорит губатая,

Как же я его целую

Филина лупатого.

Мой миленок, что теленок,

Только семечки жевать.

Проводил меня до дому.

Не сумел поцеловать.

Я любила, я любила

Он любить меня не стал

Я другого полюбила

А он гоняться за мной стал.

(текст частушек предоставлен Борисовой Александрой Афанасьевной, 70 лет, жительницы с.Насоново, 2015г .)

Многие частушки при исполнении отражают речевые особенности села. В них употребляются диалектные слова и речевые обороты.

Что ты милый редко ходишь

У неделю один раз

Чи ходить тебе далеко,

Приходи, живи у нас.

Ой, лапти мои.

Четыре оборки

Хочу дома заночую

А схочу у Егорки

А где ж ты пошел,

Буря покатила

Понеужто тебе здесь

Девок не хватило.

А что ж ты стоишь

Да посвистываешь

Картуз потерял

не разыскиваешь

Я иду, иду, иду домой

Мать качая головой

Развеселая головушка

Явилася домой.

Ой, мама моя,

Вот тебе наука

Колыхала ты меня

Колыхай унука

Я бывало ожидала

Милого с под горочки,

А теперя у него

Четыре ухажерочки.

Я бывало ожидала

Вон идет, мой миленький.

А теперь с его сторонки

Ветерок уныленький.

Мине милый изменил

А я не похужила

Только моду поменяла

Юбочку поужила

Поцелуй меня, миленок,

Где тебе желается

От твоёго поцелуя

Сердце разгорается

Милый мой, пойдем домой

Зорька занимается

Завтра рано уставать

Маменька ругается.

Приходи ко мне, миленок.

Я дорожку укажу

Я на каждом уголочку

По платочку положу.

Я любила тебя милый

И любить хотелося

Как узнала, что дурак,

Куда охота делася.

Как у милого мово

Аккуратненький носок:

8 курочек садится

И девятый петушок.

Я иду , она колышется

Ой, водица мутная

У нас, миленький, с тобой

Любовь пятиминутная.

Ой, милый мой,

Ты не гребуй мной

Сошью кисет

С голубой каймой

Что ж ты миленький наделал?

Сад зеленый порубил

Лучше б ты меня зарезал

Чем другую полюбил

Не ходите девки замуж

Замужем не весело

Моя сестрица вышла замуж

Голову повесила

Не ходите девки замуж

Не хвалите бабью жизнь

Бабья жизнь проклятая

Как розочка помятая

Говорила миленочку

Говорила часто

Твои карие глаза

Страдают напрасно.

(записано со слов Борисовой М.К., жительницы с.Насоново, 2015г)

Чётки, динамичны, полны поэзии частушки. Звенят они, задорные, боевые, призывая к ударному коллективному труду. Не обошли стороной эту тему люди родного села. Вдохновенно пели наши юноши и девушки о любимой Родине.

Тексты частушек предоставил Авилов Н.Ф., руководитель народного ансамбля «Русская песня», образованного при Насоновском ДК. Ансамбль существует с 1976 года.

Мы споем сейчас частушки

Про родной про свой колхоз

Как он стал миллионером,

Как он креп и как он рос.

Мы украсили садами

Все колхозное село.

Изменились мы и сами.

Наше счастье расцвело.

Мы девчата боевые

Нам всего по двадцать лет.

Много хлеба получаем.

От сватов отбоя нет.

Посадили сад колхозный

Стал садочек подрастать.

Приезжайте, дорогие.

К нам в садочке погулять.

Приезжайте поскорее

Мы вас встретим от души.

Не женатых всех поженим,

Есть невесты хороши.

Я любила бригадира

Когда молода была

Потому что он в бригаде

Делал главные дела.

Со своим дружочком Васей

Разрешили мы вопрос.

Как окончим десять классов

Мы пойдем в родной колхоз.

Агронома к нам прислали

Паренька бедового

И в колхозное хозяйство

Внес он много нового.

Я иду, а трактор пашет

Тракторист платочком машет.

ты платочком не маши.

А получше – то паши.

Посевная, посевная

Времечко урочное.

Не задерживай, миленок,

Время полуночное.

Милый пашет, милый косит

И всегда он впереди

И за то он с честью носит

Знак почета на груди.

Нынче сами мы танцуем,

Сами сочинители

Нынче сами мы поэты,

Сами исполнители.

Мой миленочек дояр

Мне давно он нравится

Надоил четыре двести

По колхозу славится.

Мне давай такого парня

Чтоб он скромен был и прост

Чтоб он был герой в работе

И любил родной колхоз.

Остроумны, полны задора сатирические, шуточные частушки. В них в шуточной форме четко подмечены различные недостатки, которые потом высмеиваются. В частушках отражаются как недостатки во внешности, так и в поведении отдельных людей, высмеиваются и различные случаи из жизни всего народа.

Меня милый не целует

Ох, какой он молодец

Свои губы толстые

Бережет на холодец.

Меня милый целовал,

К забору притиснул

А в кармане рубль лежал

Он его и свистнул.

Мине милый изменил

Под зеленым мостиком

Он пошел, а я сказала

Обезьяна с хвостиком.

Я не маменькина,

Ии не папенькина

Я на улице росла

Меня курица снесла.

Мы с миленочком гуляли

Возле нашего пруда

Нас лягушки напугали.

Не пойдем больше туда.

На базаре тетя в спину

Назвала меня свиньей.

Люди думали «свинина»

Встали в очередь за мной.

Многогранно содержание частушек. В них отражается любое историческое изменение, которое касается непосредственно нашего талантливого народа.

У меня миленка нету,

нету, не имеется

А я буду ожидать

свого красноармейца.

Полюбила я его

Он мальчишка ничего

Одно дело помешало

Раскулачили его.

(записано со слов Борисовой М.К., жительницы с.Насоново, 2015г)

Смело в частушках критикуются бюрократы. В одном из номеров районной газеты «Звезда» (от 20 февраля 1993года) целая страница была посвящена частушкам, автором которых является Иван Егорович Овчинников. В них ярко отражено влияние на народное творчество такого политического фактора, как «перестройка». Текстом этих частушек вновь подтверждается тот факт, что частушка находит отражение «на каждую малость жизни».

Перестройка – переделка

Хоть ты лопни, не идет

Кто-то слизывает пенки.

Кто-то веники жует.

Ныне цены съели сено

Завтра будут крышу есть.

А потом и бизнесменов

По десятку за присест.

Шило мыло по секрету:

нам теперь такая часть-

Ничего за деньги нету,

А по бартеру все есть.

Наш Кузьма такой оратор

Хоть в парламент выбирай.

До работы он не хваток,

А орать, так только дай.

Брагу, пиво, водку, чачу,

Что попало, то и пьют,

Стал колхоз совсем лежачим,

А лежачего не бьют.

Ныне Русь – самые биржи,

Просто некуда ступить,

Ни один из прежних, бывших

Не пошел дрова рубить.

Премию от Нобеля

Дают не каждой малости.

А вот Союз угробили

Получай пожалуйста.

Строили Содружество

И старались, кажется

Отошли да посмотрели –

Выросло совражество.

Богата, разнообразна тематика частушек; в них своеобразно отражены достижения, всё, чем живёт народ. Мастера этого жанра, пользуясь предельно лаконичной зарисовкой, раскрывают глубокое идейное и эмоциональное содержание. Резко реагирует частушка на острые социальные темы.

По бесплатному рецепту

Врач лекарство прописал

За ним в очереди длинной

Я неделю простоял.

(Выскребенецев С.И., пенсионер с.Насоново, 2020 год)

Такой активностью частушки как жанра определяется её лаконичность и законченность, выразительность и близость её языка к разговорной речи.

Старинная песенная традиция не умирает. Мастерству народного пения молодёжь учится у стариков. Несмотря на то, что большинству солисток ансамбля исполнилось более 60 лет, они все также с задором исполняют песни и частушки. Передают свое мастерство молодому поколению, которое, чтя традиции и опираясь на богатый материал, собранный не за один год, продолжают радовать жителей села исполнением частушек местных авторов.

Поэтическое народное творчество тесно связаны с другими разновидностями искусства: с музыкой, танцем, драматическим искусством. Так народная песня органически связана с напевом, а многие песни и частушки не только с мелодией, но и с пляской.

Репертуар молодых певцов сёл нашей области обогащаются новыми, современными песнями, напевами соседей – украинцев, частушками. Давая дорогу всему новому в музыкальной культуре села, в то же время необходимо всячески поддерживать народных певцов – умельцев, хранителей драгоценных музыкальных творений многих поколений талантливых русских людей.

На фольклорном материале можно преподнести детям общечеловеческие ценности, абстрактные по своей природе (добро, зло, честь, совесть).

Художественное содержание частушки выражается в органическом сочетании слова, напева, инструментального сопровождения и движения.

«Импровизация частушки – своеобразное творческое состязание, где создаётся, с одной стороны, специфические литературная импровизация, с другой – специфически инструментальная – музыкальная». Характер исполнения частушек очень разнообразен: частушки исполняются и хором, и в одиночку, и под гармонь, и выговариваются или выкрикиваются без музыкального сопровождения, речитативом.

По своему генезису частушка тесно связана с различными традиционными песенными жанрами: поэтическим материалом для них послужили и плясовые песни, и свадебные шуточные прибаутки, и песни лирические, и лаконические народный афоризм с его обязательным двучастным построением.

Выбор куплетов свободный, и чередование их тоже произвольное; каждый новый стишок могут запевать и различные певцы.

В частушках отразились все стороны жизни деревни: семейный и общественный её быт, обычаи, мораль и этика. Как в дореволюционной, так и в современной деревне преобладает лирическая любовная частушка, разнообразная по своей тематике, передающие душевные движения своих создателей и исполнителей. Как и в лирической песне, в частушке встаёт образ её лирического героя. Однако в создании этого образа частушка вырабатывает свои специфические примеры его типизации.

Непосредственная связь с трудовым процессом, характерная вообще для фольклора, особенно ярко выражена в частушке: природа, труд и быт – источники поэтических образов частушки.

заключение

Устная поэзия народа – драгоценное наследие нашего прошлого и в то же время – яркий документ современности, поэтому так важно бережно собирать и пропагандировать лучшие ее произведения, чтобы сохранить многообразное народно - поэтическое богатство для следующих поколений.

Частушка – неотъемлемая часть фольклорного жанра русского народа. Проведя небольшое исследование в своей работе, я пришла к выводу о том, что частушка – это своеобразный способ отразить происходящее вокруг. И будь то любовные отношения, работа или политическая жизнь страны, именно через частушку народ высказывается о происходящем. Чаще всего это происходит в сатирической, шуточной форме. Но, вспоминая народную мудрость о том, что «в каждой шутке есть доля правды», невольно задумаешься об этой правде жизни, прослушав частушечные напевы.

В любой исторический период тематика частушек несколько отличается. Нет, не меняются моральные эталоны взаимоотношений мужчины и женщины. Здесь тематика частушек стабильна. Но вот в отношении происходящего в быту народа, в труде, да и вообще в социально-экономическом и политическом плане - здесь по содержанию частушек можно проследить всю историю нашей страны.

Еще одним выводом, который я для себя сделала, стало положение о том, что на исполнение частушек тоже своеобразный ритуал. Причем в разных регионах нашей страны исполнение частушек несколько отличается. О чем свидетельствует то различное музыкальное сопровождение, которое оформляет исполнение частушек.

Работая над сбором частушек , я сделала вывод, что частушка «живет» и сегодня, потому что и молодым и старым нравится их исполнять. Вместе с пением развивается интерес к музыке , искусству, к народным традициям. Все с кем я встречалась, когда собирала частушки –люди старших лет, но у себя в школе я исполняю частушки сама. Частушки нравятся всем- молодым и старым. Об истории возникновения частушек я познакомила сверстников на внутришкольном конкурсе научных работ , после чего чаще стали петь их в классе, на уроках музыки и на занятиях ансамбля «Карагод», который действует в моей школе. Мне очень хотелось доказать красоту и богатство русского языка, мелодичность и задорность частушек, привить любовь к русскому искусству. Частушки интересны всем, поэтому выполняя свою работу я ставила задачей показать, что частушки пользуются популярностью и в наше время, нельзя допустить, чтобы такие мелодичные песни забылись, оставшись далеко от нас.

Устное народное творчество на протяжении многих веков служило народу и как «учебник жизни», передающий из поколения в поколение его мудрость, житейскую философию, этику, и как средство воспитания характера, лучших человеческих качеств: патриотизма, мужества, смелости, стойкости, честности, доброты. Растеряв много ценного, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен.

Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие современного искусства. Очень важно, чтобы и мы, ныне живущие, и те, кто придёт нам на смену, помнил о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времён; чтобы честное прочтение прошлого облагораживало, при соприкосновении с былым не покидала гордость за малую родину. Чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные белгородцами почти за три века, прорастали крепкими и надёжными побегами в душах и характеров современников.

Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: Учебник для фил. Спец.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Высш. Шк., 1983.

Краткий этимологический словарь русского языка. Под редакцией С.Г. Бархударова – М., «Просвещение», 1971.

«Русское народное поэтическое творчество», хрестоматия, под редакцией А.М.Новиковой, издание второе, - М., «Высшая школа», 1978 г.

«Русское народное поэтическое творчество», хрестоматия, под ред. А.М.Новиковой, издание 1, - М., «Высшая школа», 1972 г.

Орфографический словарь русского языка: Под редакцией С.Г. Бархударова и др. – 24 изд., М.: Рус.яз., 1986.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/ С.Н.Барунова; Под редакцией Р.И.Аванесова М.: Рус.яз., 1987.

Просмотров работы: 91