История Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва в годы Великой Отечественной войны

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва в годы Великой Отечественной войны

Осипова А.А. 1
1МБОУ г. Иркутска лицей №3
Сурова В.Ю. 1
1МБОУ г Иркутска лицей №3
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

У человека нет достойного будущего, если он не знает своего прошлого. Поняв это, люди давно придумали музеи – место, где хранятся все знания человечества за долгую историю – в виде информации, экспонатов, которые могли быть свидетелями каких-либо исторических событий.

Музеи бывают разной специализации, у каждого свои посетители: кому-то интересно краеведение, кто-то хочет узнать больше фактов из биографии известных личностей, а кто-то приходит полюбоваться шедеврами живописи.

К изучению данной темы и составлению статьи подтолкнул личный интерес и уроки краеведения в нашем учебном заведении.

В данной работе представлен подробный рассказ о сложных временах, которые пережил Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва в годы Великой Отечественной войны. В этой статье собрана информация из различных источников, что гарантирует индивидуальность работы. Создавая этот проект, стало понятно, что статья может использоваться как учебный материал или лекция на уроках истории, посвящённых жизни отдалённых районов России в ходе войны 1941-1945г.г., а также на уроках краеведения.

Цель исследования – узнать о жизни музея в военные годы.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

Найти информацию о появлении в России музейного дела.

Изучить историю Иркутского художественного музея от его основания до наших дней.

Углублённо изучить жизнь музея в период войны 1941-945г.г.

Систематизировать полученную информацию и представить её в виде статьи или реферата.

В ходе работы использовались такие методы исследования, как изучение научной литературы по предмету исследования, сравнение, анализ, систематизации информации.

Глава 1 Краткая история музейного дела в России

Музе́й — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью(2) Художественные музеи - музеи, где хранятся и выставляются, изучаются и реставрируются произведения изобразительного искусства, декоративно – прикладного искусства и архитектуры.

В России появление музеев связано с эпохой Петра I. Понимание роли музея как необходимого элемента европейской культуры формируется у Петра во время его заграничных поездок.Он начинает собирать и свою коллекцию. Эта коллекция стала затем основой Кунсткамеры – первого русского музея(см. прил.1). В 1718 г. вышел указ, повелевавший собирать редкости естественнонаучные и исторические и отправлять их в Петербург. Указы об охране культурных, исторических ценностей выходили часто (с 1718 г. их было семь), став основой российского законодательства об охране памятников.

Со 2-й половины XVIII в. растет интерес к коллекционированию изобразительного искусства. По примеру известных европейских собраний создаются дворцовые коллекции живописи, графики, прикладного искусства. Коллекции рассматривались как важные элементы системы воспитания: считалось, что занятие искусством или простое созерцание его образцов развивает интеллект, волю, формирует добрые нравы.Самое крупное собрание, появившееся во 2-й половине XVIII в. – Эрмитаж. Идея его принадлежала Екатерине II(см. прил.2)

Первый публичный музей был открыт в 1773 г. Прибалтике в Риге (первый провинциальныймузей). Основу его составила естественнонаучная коллекция врача Н. Гимзеля.

Вслед за монархами коллекционированием начинает увлекаться дворянство. Усадьбы Голицыных, Строгановых, Шереметьевых, Шуваловых, Юсуповых и др. своими коллекциями соперничали с известнейшими европейскими собраниями. Большую известность приобрела коллекция графа Н.П. Румянцева.

XIX в. внес изменения в развитие музейного дела в России. Формируется музейная потребность. Появляются ведомственные музеи, например мануфактурный музеум при Департаменте мануфактур и внутренней торговли Министерства внутренних дел, созданный в 1811 г.. С 1881 г. открылась для публики галерея П.М. Третьякова – известнейшего собирателя отечественной живописи, сыгравшего огромную роль в деятельности Товарищества передвижных художественных выставок как покупатель и меценат, дававший обществу финансовые средства и привлекавший интерес к национальной художественной школе. В дореволюционной России было: 70музеев, 300 полковых музеев, 100 музеев наглядных пособий, земские, кустарные, сельскохозяйственные.

После революции по инициативе А.М. Горького группа представителей творческой интеллигенции решает привлечь внимание Советов и правительства к проблеме охраны дворцов и художественных ценностей. Речь шла о создании особого министерства, которое бы ведало музеями и бывшими дворцовыми собраниями. Возобновила свою работу художественно-историческая комиссия во главе с А.Н. Бенуа.12 ноября 1917 г. Зимний дворец был объявлен государственным музеем.

1–5 декабря 1930 г. прошел 1-й Всероссийский музейный съезд. В 1936 г. в Москве открылся Центральный музей им. В.И Ленина, формируется сеть литературных музеев. В этот период начали работу Центральный литературный музей (1934), Всесоюзный музей А.С. Пушкина и Государственный музей Л.Н. Толстого (1938). На 1 января 1941 г. музейная сеть РСФСР состояла из 626 музеев.

Великая Отечественная война поставила перед музеями 2 главные задачи: сохранить музейные ценности и определить основные формы деятельности в экстремальных условиях. В РФ эвакуация охватила 15 областей, 2 края и 2 автономных республики. Было создано 9 крупнейших хранилищ (в Казани, Перми, и др.). В ходе второй мировой войны музеи РФ понесли значительные потери: исчезли ценные коллекции, были разрушены музейные здания, погибли многие сотрудники музеев. Сократилось финансирование музеев, их помещения отдавались под нужды военных и гражданских учреждений. В этот период получили наиболее распространение оперативные формы работы: выставки (передвижные), лекции, беседы о героическом прошлом народов и доблести Красной Армии. Усилился интерес к краеведческой работе, активно велось комплектование фондов и музеев материалами войны. Сотрудники исторических музеев вели агитационно-пропагандистскую работу, как в самих музеях, так и за их стенами, в непосредственной близости от линии фронта.

После ВОВ бурно развивались филиалы крупных музеев. Общественные и государственные музеи активизируют работу с посетителем, появились ее новые формы: дни открытых дверей, дни обслуживания определенных категорий посетителей, народные университеты и т.п. Появились передвижные музеи. В 1970-е гг. начались работы по информатизации музеев. Создаются компьютерные базы данных. Музейная сеть на начало 1990-х гг. включала в себя 2208 государственных музеев. С распадом СССР и запретом на деятельность КПСС начинается новый период в развитии отечественного музееведения, связанный с отказом от взгляда на музей как пропагандистское заведение, а также появлением новых форм в организации музейного дела.В 1990-х гг. – возрождаются частные музеи. В 1996 г. принят Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», регулирующий правовые отношения в сфере формирования, сохранения, государственного учета и использования Музейного фонда РФ. 25 июня 2002 г. принят Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Предпринимаются новые попытки объединения музеев и музейных работников для решения совместных проблем.

Современный музей занял особое место в изучении истории зарождения, становления и развития культуры, в распространении ретроспективной информации, в обогащении содержания и форм образовательной деятельности. Музей- это неотъемлемый элемент свободного, духовно насыщенного времяпрепровождения, средство общения с раритетами прошлого и настоящего.

Глава 2 Краткая история Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева.

Первые собиратели произведений искусства появились в Иркутске в ХVIII веке. Значительная коллекция картин принадлежала Владимиру Платоновичу Сукачеву (см. прил. 3), городскому голове. Именно это собрание послужило основой для создания художественного музея.

В.П. Сукачев в 1870-х годах приобрел в Петербурге несколько полотен русских художников. К концу века галерея Сукачева насчитывала более 80 превосходных картин русских и западноевропейских мастеров, несколько скульптур. Полотна русских живописцев И. Репина, К. Трутовского, Л. Соломаткина, В. Максимова, К. Маковского составили славу его коллекции. Сукачевский дом, где размещалась единственная на всю Сибирь картинная галерея, был открыт для жителей и гостей города.

В 1898 году В.П. Сукачев с семьей переехал в Петербург. Свою коллекцию он оставил доверенному лицу. В годы Первой мировой войны картины экспонировались на различных благотворительных выставках.

В годы Гражданской войны галерея, осталась без присмотра. От разграбления ее спасли Иркутское общество поощрения художников и простые горожане.

После установления в Иркутске советской власти 21 февраля 1920 года галерея В.П. Сукачева была национализирована. Первым собирателем искусств советского периода был К.И. Померанцев (см. прил. 4) Он участвовал в национализации галереи и с 1920 по 1926 год был её главным хранителем. Его первым помощником в комплектовании галереи стал художник Н.А.Андреев. Померанцев был председателем Иркутского общества художников, и все мероприятия, связанные с его деятельностью в советские годы, осуществлялись в стенах картинной галереи. С этого времени и до начала Второй мировой войны фонды музея обогащались произведениями восточного искусства, ранее принадлежавшими музею при Восточно - Сибирском отделе Русского географического общества, картинами из частных собраний иркутян. Формированию собрания помогали ленинградское и московское отделение Государственного музейного фонда и различные учреждения Иркутска. В 1936 г. постановлением Совета народных комиссаров галерея была выделена в самостоятельный Восточно - Сибирский художественный музей (с 1937 г. - Иркутский областной художественный музей). Первым его директором стал художник Г. Дудин.

Великая Отечественная война изменила направление всей работы музея и судьбы его сотрудников. В сложных условиях вся духовная жизнь, культура и работа музея была идейно политизирована. Но это не изменило сущность работы: центральные и местные музеи продолжали выполнение своей миссии по культивации близких и понятных людям идей патриотизма, мужества, самоотверженности, без которых победа над сильным и опасным противником была бы невозможна. Война поставила перед музейными работниками две задачи: сохранение музейных ценностей и определение формы своей деятельности в экстремальных условиях.

Сегодня фонды музея насчитывают свыше 16 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В составе коллекции — небольшое, но редкое собрание памятников палеолитического искусства Прибайкалья, одна из самых значительных на территории Сибири коллекций икон и деревянной скульптуры 15-18 веков с иконой сибирского письма. В коллекции так же есть произведения русских художников 18-20 веков. Раздел искусства Западной Европы 17-19 веков включает полотна живописцев Голландии, Италии, Франции, Германии, Австрии. Собрание искусства стран Дальнего Востока — Китая и Японии является одним из лучших среди российских музеев (см. прил.5)

В музее экспонируются работы художников, скульпторов, фотографов Иркутской области и России. Музей сотрудничает со столичными музеями, в его залах выставлялись экспонаты из фондов Эрмитажа, Московского государственного исторического музея. Проходит акция “Ночь в музее”.

Глава 3 Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева в Великую Отечественную войну

22 июня 1941 г. мирная жизнь была прервана, началась Великая Отечественная война. Музей размещался в здании Халтурина 1 на 2 этаже. Это дом И.М. Файнберга — памятник архитектуры г. Иркутска. Время строительства — 1900-1902.

С 1933 г. в здании на втором размещается музей. В первые годы им заведовал известный историк Н.Н. Козьмин (см. прил.6) Хранителями картинной галереи были художники Константин Иннокентьевич Померанцев и Борис Иванович Лебединский. Профессор Марк Константинович Азадовский, неоднократно бывавший в галерее, писал:«Несмотря на неприспособленное, неудачное помещение, на плохое распределение света, картинная галерея всё же производит чарующее впечатление на зрителя уже одним общим видов главных зал».В 1936 Постановлением Совнаркома художественная галерея была выделена в самостоятельный Иркутский областной художественный музей. Музей находился в усадьбе до 1951.

Директором и ответственным хранителем был Дудин Георгий Иванович (см. прил. 7). При нем Иркутская картинная галерея была преобразована в художественный музей. Дудин был учеником И.Л. Копылова, о нем вспоминают и как о талантливом организаторе художественной жизни. С 1948 по 1959 он главный хранитель и реставратор картин музея.

Был участником выставок:1-й Восточно - Сибирской краевой художественной выставки (Иркутск, 1933),областной произведений иркутских художников (Иркутск, 1939),Межобластной художников Сибири и Дальнего Востока (Иркутск, 1943-1944),Сибирской межобластной (Новосибирск и Иркутск, 1947),летних работ художников Иркутской области (Иркутск, 1948),Межобластной отчетной художников Восточной Сибири и Дальнего Востока (Улан-Удэ, 1950).В Иркутском областном художественном музее имеются произведения Г.И. Дудина: «Ценности» (натюрморт, 1941), «Враг прошел» (1942).

Его помощниками были Фатьянов А.Д. (см. прил.8). Алексей Дементьевич Фатьянов окончил художественное училище (1937), ученик А. И. Вологдина и А. П. Жибинова. С 1935 – сотрудник Иркутского художественного музея. В 1941 призван в армию, служил под Москвой, демобилизован в 1946. С 1946 на многие десятилетия А.Д. Фатьянов становится директором Иркутского художественного музея. При нем фонды музея увеличились в несколько раз, пополнились картинами и графическими листами из запасников Москвы и Ленинграда, из фондов Министерства культуры, где А.Д. Фатьянов отбирал порой работы художников еще малоизвестных, но через некоторое время приобретавших славу российскую и мировую. С 1955 являлся членом Советского комитета международного совета музеев. Награждён орденом «Знак Почета». Кравченко Е.А художница (1941) Манжелес А.В. студентка Академии художеств СССР (1942) Окунцов А.П. старейший работник музея (1942) Забанова Ф.К. педагог экскурсовод (с 1942 г) Шишмарев С.И. ответственный за хоз. вопросы.

С 1941-1945 в музее проходили:

1941 г. выставки Юбилейная выставка художника Н.В. Лодейщикова, выставка творческих работ иркутского художника В.В. Гулецкого, юбилейная выставка иркутского художника А.С. Жаркова, выставка самодеятельных художников Иркутска, выставка антифашистского плаката.

1942 Выставка «Героическое прошлое русского народа» на основе иллюстративного материала, Передвижная выставка Агитокон иркутских художников и печатных антифашистских плакатов по колхозам Иркутского р-на, выставка Агитокон (240 плакатов) иркутских художников в городском саду им. Парижской коммуны, оформление военного госпиталя 10 картинами до конца войны не из числа экспонатов.

1943 Межобластная Художественная выставка Сибири и Дальнего Востока

1944 Юбилейная выставка И.Е. Репина на основе цветных репродукций с его картин и двух оригиналов в экспозиции музея. Переэкспозиция залов музея

1945 Подготовка к выставке художника Н.В. Лодейщикова и М.И. Дубинского (248 работ) Помощь 5 воинским частям по устройству 250 выставок антифашистского плаката и однодневной передвижной выставки картин местных художников по 22 объектам. 22 июня 1945 г. открылась областная выставка, посвященная Дню Победы над фашистской Германией. Здесь экспонировалось почти все, что было создано иркутскими художниками за суровые военные годы (см. прил.9).

Особое место все военные годы занимают выставки антифашистских плакатов. Самая первая прошла в сентябре 1941 г. В истории художественной жизни Иркутска никогда еще не было такого высокого творческого и напряжения, как при работе над созданием и выпуском плакатов агитокон ТАСС (они выпускались на протяжении всей Войны). В тяжелых условиях, художники трудились над созданием плакатов. Иркутские агитокна ТАСС стали широко популярны (см. прил.10).

За годы Великой Отечественной войны художники Иркутска создали около 600 плакатов. По глубине освещения тем мастерская считалась одной из лучших. Возглавлял мастерскую по выпуску плакатов агитокон заслуженный деятель искусств РСФСР Давид Петрович Штеренберг. В мастерской работали оставшиеся в тылу и прибывшие в эвакуацию художники, в их числе В. П. Томиловский, С. М. Развозжаев, Г. Н. Раков, М. С. Гранавцева, Д. Т. Калачикова, Н. В. Шабалин, А. С. Жарков, А. Н. Смирнов.

За годы войны музей посетили 72 282 человека причем на тяжелый 1942 г. пришлось 30 035 посетителей. Было проведено 529 экскурсий. Музей постоянно пополнялся экспонатами:

1941- 2807

1942 г. -3000

1943 г. -3076

1944 г -3077

1945 г.-3079

Было отреставрировано 64 картины. Не прекращалась учетная и издательская деятельность

В 1941 г. был составлен каталог выставки самодеятельных художников Иркутской области. (А.Д. Фатьянов 13стр.) и каталог межобластной выставки художников Сибири и Дальнего Востока в 1945 г (Дудин Г.И. Томиловский В.П. 19 стр). А с 1943-1944г. Иркутский Художественный музей принял участие в единой Всесоюзной Научной Инвентаризации Экспонатов музея.

Большая группа иркутских художников ушла на фронт: И. Бойко, А. Жибинов, А. Закиров, Л.Залетов и другие.

Иркутские художники, оставшиеся в тылу писали станковые картины, изображали героев тыла и фронта, создавали композиции о трудовых буднях рабочих и колхозников. На них экспонировали произведения не только коренные иркутяне, но и те художники, которые находились в эвакуации в Иркутске, работавшие в театрах, издательствах и других организациях города. Многие художники работали в госпиталях, делали зарисовки.

В годы войны смертью храбрых погибли И.А. Бойко, Л.Н. Залетов, C.М. Маличенко; умерли в Иркутске в 1941 г. М.И. Дубинский, в 1943 г. — Н.В. Лодейщиков, в 1948 г. — А.С. Жарков. Перед войной уехал в Палех К. И. Померанцев, который скончался в Курске в 1945 г. В. В. Гулецкий, уехавший в конце войны в Ростов-на-Дону, умер в 1948 г., а в 1955 г. ушел из жизни А. П. Жибинов.

В чрезвычайно сложных условиях Великой Отечественной войны вся духовная жизнь, культура и работа музея были максимально идейно политизирована. Но это не изменило их сущности работы: по культивации близких и понятных людям идей патриотизма, мужества, самоотверженности, без которых победа над сильным и опасным противником была бы не возможна.

Заключение

Музеи выполняют очень важные функции они сохраняют и представляют ценности, утрачиваемые обществом; привлекают внимание к тем общечеловеческим ценностям, которым угрожает современный прогресс, сохраняют ценности как историко-культурное наследие, способствуя непрерывности и преемственности поколений и культур.

Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачева имеет интереснейшую историю и в годы ВОВ выполняя задачи хранения, пропаганды и защиты исторических традиций освободительной борьбы русского народа, они своей активной общественной позицией сделали максимально эффективной военно-мобилизационную работу. Собранный материал о именно этих страницах в жизни музея интересен, но к сожалению мне не удалось поработать с архивным материалом, и встретиться с Артемом Рютиным, который создал замечательную инфографику. Это останется для дальнейшей работы.

Список литературы

http://irkipedia.ru/content/irkutskiy_oblastnoy_hudozhestvennyy_muzey_imeni_vp_sukacheva

https://d-b-maleyev.livejournal.com/6645.html

https://familion.ru/irkutskij-oblastnoj-xudozhestvennyj-muzej/

https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/spasti-i-sokhranit.html

https://museumsrussian.blogspot.com/2015/09/blog-post.html

https://new.ecocentr-megion.ru/upload/iblock/c2f/Музейное%20дело%20России.%20Под%20ред.%20Каулен%20М.Е.,%20Коссовой%20И.М.,%20Сундиевой%20А.А..pdf

https://rusmuseumvrm.ru/data/offices/irkutsk/

https://studall.org/all3-33760.html

https://studopedia.ru/3_139761_istoriya-muzeynogo-dela-v-rossii.html

https://victorymuseum.ru/projects/myvictory/great-war/

https://wiki2.info/Иркутский_областной_художественный_музей

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42387087

https://www.tg-m.ru/articles/4-2004-05/irkutskii-oblastnoi-khudozhestvennyi-muzei-imeni-vp-sukacheva

https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/irkutsk/museum/28936

Прогулки по старому Иркутску: альманах/сост.: А.В. Петров, В.В. Скращук. - Иркутск: На Чехова, 2016.- 138 с.: ил.

Приложение

Приложение 1

Рис.1. Кунсткамера-первый русский музей России

http://www.opoccuu.com/310112.htm

Приложение 2

Рис.2 Эрмитаж

https://yandex.ru/images/search?text=эрмитаж%20при%20екатерине%202&from=tabbar&pos=11&img_url=https%3A%2F%2Fajapaik.ee%2Fphoto-full%2F183545%2Fzuidelijke-gevel-van-het-winterpaleis-in%2F&rpt=simage

Приложение 3

Рис.3 Владимир Платонович Сукачёв

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сукачёв,_Владимир_Платонович

Приложение 4

Рис.4 Померанцев К.И.

http://irkipedia.ru/content/pomerancev_konstantin_innokentevich

Приложение 5

Рис.5 Собрание искусства стран Дальнего Востока

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=Собрание%20искусства%20стран%20Дальнего%20Востока&p=1&pos=60&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fmedia.wsimag.com%2Fattachments%2F8e311812452833ca405cad99a7a68f34bbf95a2e%2Fstore%2Ffill%2F1380%2F1035%2F9747cf75e3baed5a6329c184ea9668b8c36bf334c637e1d0e2da1ad7a811%2FThe-Culture-and-Art-of-Central-Asia-Exhibition-view-Courtesy-of-The-State-Hermitage-Museum.jpg

Приложение 6

Рис.6 Козьмин Н.Н.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Козьмин,_Николай_Николаевич

Приложение 7

Рис.7 Дудин Г.И.

https://yandex.ru/images/search?pos=6&img_url=http%3A%2F%2Fmipt.ru%2Fupload%2Fa90%2Fdudin-arphceleape.jpg&text=дудин%20георгий%20иванович&lr=63&rpt=simage&source=serp

Приложение 8

Рис. 8 Фатьянов А.Д.

http://irkipedia.ru/content/fatyanov_aleksey_dementevich

Приложение 9

Рис.9 и 10 творчество Лодейщикова Н.В.

http://irkipedia.ru/content/lodeyshchikov_nikolay_vasilevich

Приложение 10

Рис.11, 12,13 агитокна ТАСС

https://gallerix.ru/pr/agitokna-tass-vremen-velikoy-otechestvennoy/

Просмотров работы: 56