ВВЕДЕНИЕ
Я родилась в небольшом, но красивом городе Салават. Население города небольшое около 160 тысяч человек.
Но в таком даже небольшом городке жили и живут известные и уважаемые люди, такие как ветераны Великой Отечественной Войны, Герои Социалистического Труда, Герои Советского Союза, ветераны труда, почетные доноры, доктора медицинских наук, профессоры, писатели и т.д.
Мой прадедушка - Колышев Таис Губаевич тоже известный и уважаемый гражданин города Салават (Приложение 1, фотография 1). Я очень горжусь им, ведь он ветеран войны, участник боевых действий по освобождению Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии, заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства БАССР, Председатель Совета старейшин города, Почетный Гражданин города Салават.
Однажды я спросила у прадедушки: «Кто такой Почетный Гражданин города? Кому присваивают такое звание?»
На что прадедушка мне ответил: «Почётный гражданин города - звание, которое является высшей городской наградой, формой поощрения граждан, получивших широкую известность и уважение жителей города за особые заслуги в области экономики, науки, культуры, искусства, просвещения, охраны здоровья, спорта, защиты прав граждан и других сферах. Решение о присвоении звания принимает президиум горсовета».
Я узнала от прадедушки, что в настоящее время звание «Почетный Гражданин города Салават» носят 18 человек, а еще 23 носили данное звание, но которых, к сожалению, уже нет рядом с нами. Впервые звание «Почетный гражданин города Салават» было присвоено в 1978 году. Среди «Почетных граждан» строители, нефтехимики, врачи, педагоги, руководители и рабочие. Мой прадедушка знает всех почетных граждан города Салават (Приложение 1, фотография 2).
Я часто расспрашиваю прадедушку о его жизни, на что получаю очень интересные ответы.
Цель моей работы рассказать про биографию своего прадедушки, чтобы все знали, какие замечательные люди живут в городе Салават Республики Башкортостан.
Для достижения намеченной цели я изучила историю происхождения города, где я родилась; составила шежере моего прадедушки - семьи Колышевых (Приложение 2); познакомилась с сохранившимися фотографиями, документами; изучила семейный архив; провела исследования традиций, культуры казахских и башкирских народов, определила их различие и сходство; рассказала своим одноклассникам про своего прадедушку, через судьбу моего прадедушки мы вместе с одноклассниками окунулись в трагическую страницу историю – в годы Великой Отечественной войной.
ГОРОД СЛАВАТ
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
Салават — город строителей и нефтехимиков. Он находится в Республике Башкортостан на левом берегу реки Белой. Некогда в этом месте находилась бескрайняя ковыльная степь, оглашаемая ржаньем лошадей и топотом их копыт, было огромное количество озёр и болот, богатых птицей, а местное население занималось охотой на дичь. Своим возникновением город обязан тому, что недра земли в его окрестностях обладают богатыми запасами нефти.
В 1932 году геологическая партия под руководством геолога А. А. Блохина обнаружила в Башкирии, близ Ишимбая, месторождение промышленной нефти. Оно стало первым в целой группе башкирских нефтяных месторождений. Этот район называли «Второе Баку». С этого года началось развитие первого нефтепромысла на территории Поволжья и Урала. Так как добыча нефти подразумевала и ее переработку, рядом месторождением планировалось в будущем построить нефтеперерабатывающий завод. Строительство не было начато, помешала начавшаяся война с фашистскими захватчиками.
После войны в стране началось восстановление и развитие народного хозяйства. Для этого потребовалось значительное увеличение добычи и переработки башкирской нефти. В 1948 году Советом Министров СССР было принято постановление о начале строительства в семи километрах от Ишимбая нефтехимического комбината. Рядом со строящимся комбинатом №18 стал расти рабочий поселок первостроителей с простым названием «Новостройка», который с 7 июля 1949 года стал носить имя Салавата Юлаева, национального героя башкирского народа. Посёлок сначала входил в состав города Ишимбай, а 12 июня 1954 году получил статус города республиканского подчинения с названием Салават (Приложение 3, фотография 1). Как дань памяти, при въезде в город установлена памятная стела Салавату Юлаеву, а на бульваре Салавата Юлаева – памятник национальному герою (Приложение 3, фотография 2).
В 50-е годы посёлок строился быстрыми темпами, всего было задействовано около 30 тыс. человек. Строительство будущего города было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Велось строительство двух кирпичных, бетонного, железобетонного, шлакоблочного заводов, гравийной обогатительной фабрики и других промышленных объектов. Проводилась разработка карьера по добыче глины для нужд комбината. Контора по ремонту и восстановлению оборудования особых поставок переведена с Абаканской базы в г. Ишимбай.
В связи с расширением строительства Комбината № 18 в 1956 году в черту города вошли деревни Кудакаево, Мало-Мусино, в 1978 году - село Малый Аллагуват. В 1956 году был освоен завод технического стекла, основным проектировщиком которого выступил институт «Гипростекло» (г. Ленинград).
Современный Салават – это центр химической индустрии Башкортостана, занимающий одно из первых мест в республике по объему выпускаемой продукции. На химических предприятиях города производится первичная переработка нефти, выпускается разнообразная нефтехимическая продукция: аммиак, серная кислота, полиэтилен, полистирол, синтетические спирты, моющие средства, минеральные удобрения. В России только на одном предприятии - Салаватском химическом заводе производится ракетное топливо гептил.
Салават славится своим художественным оформлением. В семидесятые годы в городе развернулись работы по реконструкции старых жилых кварталов. Начался снос последних домов барачного типа и ликвидация временных поселков. Салават оформлялся в едином планировочном стиле, в результате чего городские районы приобрели новый современный вид. До 1958 года в Салавате активно шло малоэтажное строительство, возводились в основном двух - и трехэтажные дома. С начала 60-х появляются и первые пятиэтажные дома, а уже в 80-е идет застройка жилых кварталов многоэтажными зданиями. Прекрасное оформление фасадов общественных сооружений - привлекает внимание и придаёт городу своеобразный колорит. На въезде в Салават проезжающие могут видеть стелу с изображением Салавата Юлаева ─ символ города.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ ГОРОДА
Свое название город получил в честь национального башкирского героя – Салавата Юлаева, который будучи еще совсем молодым, решил принять сторону Емельяна Пугачева, став его ближайшим соратником. Получив звание полковника, Салават возглавил отряд башкир (около 3000 воинов) и принимал участие в Крестьянской войне в 1774 году.
Во время Крестьянской войны 1773—1775 годов, в районе будущего города, в сентябре 1773 года, проходила конница Салавата Юлаева на соединение с войсками Емельяна Пугачева, о чём гласит надпись на камне у площади Победы в Салавате (Приложение 3, фотография 3).
Салават Юлаев родился 27 июня 1752 года небольшой деревушке Текеево Уфимской провинции Оренбургской губернии. После пугачевского восстания она была разрушена и не сохранилась до наших дней. Его род был довольно знатным и хорошо известным в Башкирии. Из него в каждом поколении происходили муллы, абызы или батыры.
История Салавата началась в октябре 1773 года, когда молодой человек мобилизовался на борьбу с Емельяном Пугачевым. Однако вскоре, вместе с отрядом Юлаев перешел на сторону восставших, которые вели осаду Оренбурга. До ноября 1774 года руководил восстанием в Башкирии. В середине января 1774 года его отряд присоединился к отряду Канзафара Усаева, полковника армии Пугачева, они вместе штурмовали город Кунгур. За верную службу 3 июня 1774 года Емельян присвоил Канзафару Усаеву и Салавату Юлаеву чин бригадиров. В сражениях Юлаев показал себя находчивым командиром и смелым человеком, он проявлял смекалку и ум. Всю свою жизнь он боролся за свободу Родины. Салават прославился не только тем, что умел воевать, он был ученым и поэтом, много читал, его уважали старики и им восхищались молодые. В боях против угнетателей народа Салават Юлаев был трижды тяжело ранен. 25 ноября 1774 года был арестован. Приговорён к наказанию кнутом (175 ударов), вырезанию ноздрей и клеймению знаками «З» , «Б», «И» — «злодей», «бунтовщик», «изменник» на лбу и на щеках, и пожизненной каторге в Рогервик (ныне Палдиски, Эстония) со своим отцом Юлаем Азналиным . Салават пробыл на каторге четверть века и умер в неволе 26 сентября 1800 года.
ЖИЗНЬ МОЕГО ПРАДЕДУШКИ
ДЕТСТВО МОЕГО ПРАДЕДУШКИ
Мой прадедушка родился 12 мая 1925 года в Оренбургской области в казахской семье.
Жизнь у него с детства была не сладкая - тяжелая. Когда ему было всего четыре года, у него умерла мама. Его папа, чтобы прокормить семью, подрабатывал где придется. Но в голодные 30-е годы прадедушка потерял двоих старших братьев, они умерли от голода. Папа прадедушки Губай Колышев работал чабаном – пас стадо колхозных овец.
Позже его отец женился, и у моего прадедушки появились братишка и сестренка. Как самый старший, прадедушка был главным помощником по дому. Жизнь семьи прадедушки начала налаживаться.
Мой прадедушка вспоминает: «Я учился в сельской школе. Это было веселое беззаботное время. В весенние каникулы с друзьями вылавливали сусликов, жарили их на костре и были всегда сыты. Шкуры сдавали за деньги и приобретали учебники, тетради. А летом с удовольствием ели все, что росло в округе: дикий лук, щавель, какие-то корни, стебли. Ходили босиком полураздетые и очень редко болели. Во время сенокоса и уборки урожая нам, школьникам, доверяли работать на конных граблях. В урожайные годы мы с отцом на трудодни получали по 4-5 килограммов зерна».
Прадедушка окончил семь классов. В то время это считалось хорошим образованием.
ВОЕННЫЕ ГОДЫ
В 1941 году, когда началась война, моему прадедушке было шестнадцать лет. Он вмести с друзьями одного возраста, верхом на лошади, развозил повестки тем, кто рвался на фронт защищать Родину.
С февраля 1942 года прадедушка учился на забойщика угольной шахты в Соль-Илецке. По 12 часов в день он с подростками катал в шахте вагонетки с углем. Одновременно он участвовал в строительстве площадки местного аэродрома.
В январе 1943 года прадедушку призвали в армию. Ему тогда было семнадцать лет. В поселке Алкино он прошел курс молодого бойца и принял присягу. Так как прадедушка имел семиклассное образование, его направили в военно-топографическое училище в Чебаркуль Челябинской области. Так он обучился на топографа.
Вы спросите: «Кто такие топографы?»
Топографы – это люди, которые исследуют местность, новые земли, рисуют топографический план, карту местности.
В августе 1943 года, после окончания ускоренных курсов топографов, моего прадедушку в звании сержанта отправили в Сталинград, где формировали 381-й пушечно-артиллерийский полк резерва главного командования. Моего прадедушку назначили командиром отделения топографической разведки (Приложение 4, фотография 1).
Война для прадедушки началась на левом берегу Днепра в районе города Кривой Рог. В составе отдельного разведывательного дивизиона он участвовал в обороне Кривого Рога.
Прадедушка иногда рассказывает о войне: о том, как научился по звуку летящего снаряда догадываться, куда он попадет; о том, как попал под первую бомбежку; о том, как выполнил первое военное поручение; о том, как освобождали города.
Прадедушка вспоминает: «Поручили мне любым путем доставить пакет с донесением командования на другой берег Днепра. А перебраться через единственный мост было опасно – немцы держали его под обстрелом. Мне помогла смекалка. Когда по мосту проводили немецких военнопленных, а по своим немцы не осмеливались стрелять, я, предупредив наших сопровождающих, незаметно примкнул к колонне военнопленных и оперативно выполнил приказ командования…».
Прадедушка воевал почти два года без перерыва. Форсировал Днепр, Ингулец, Южный и Северный Буг, дважды — Дунай. В составе 37-й, а затем 57-й армии Четвертого Украинского фронта участвовал в освобождении левобережной Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии, в том числе столиц трех европейских государств — Белграда, Будапешта и Вены (Приложение 4, фотография 2).
Прадедушка награжден медалями «За отвагу», «За освобождение Белграда», удостоен благодарности Главнокомандующего, награжден орденом Отечественной войны и другими медалями (всего 4 боевые награды и 12 медалей).
Прадедушка прошел пешком три тысячи километров по Европе, вспоминая великие исторические события. В районе города Бендеры он узнал, что в далеком прошлом здесь сражались войска Суворова, что шли на штурм Измаила. В городе Кремс на Дунае увидел знаменитые батареи Багратиона, описанные в романе «Война и мир». Успел разглядеть красоту австрийских Альп и венгерского озера Балатон. Он и сейчас ощущает вкус свежего каравая и роскошных фруктов, которыми угощали советских солдат жители города Варна. Как известно, Болгария встретила освободителей без единого выстрела.
Долгожданную победу прадедушка встретил вместе с фронтовыми товарищами в Германии.
День Победы почти совпадает с днем рождения прадедушки. 9 мая 1945 года ему оставалось три дня до двадцатилетия.
Таким запомнился День Победы прадедушке: «В мае в Германии светает в половине пятого. Устроившись на скатанных походных шинелях, дремлют бойцы: тепло и в гимнастерках. Зеленеет молодая трава. Утреннюю тишину в окрестностях городка Грац разрывают выстрелы. На войне — привычное дело, но на сей раз это салют. «Победа!» — не веря себе, кричит радист, первым услышавший новость о капитуляции Германии. «Победа», — веско подтверждает новость замполит. Выстрелы в воздух, восторженные возгласы, невольные слезы...».
После окончания войны прадедушка продолжил шестилетнюю службу в Группе советских войск в Германии в должности старшины батареи топографической разведки (Приложение 4, фотография 3).
Демобилизовался в апреле 1951 года.
РАБОТА НА ЗЕМЛЕ
Война научила прадедушку ценить жизнь, дисциплину и порядок, разбираться в людях. Военный опыт на всю жизнь подарил ему тягу к новизне, интерес к решению трудных задач. Наверное, поэтому прадедушка быстро нашел себе применение в мирной жизни.
Вернувшись после демобилизации в 1951 году в родное Оренбуржье, он стал старшим районным землеустроителем. Работал в структурах Павловского и Шарлыкского райисполкомов Оренбургской области. Работы было много. Летом приходилось постоянно быть на колхозных полях и приусадебных участках, а зимой оформлять документацию.
Заочно прадедушка окончил Загорский землеустроительный техникум. Встретил мою прабабушку – Валентину Григорьевну Лисину, женился, родились дети (Приложение 4, фотография 4). Прадедушка был в районе и области на хорошем счету, участвовал в освоении целинных и залежных земель.
Позже прадедушка стал депутатом райсовета, кроме обязанностей главного районного землеустроителя, ему было доверено распределение сенокосных угодий в Гослесфонде.
ГОРОД ЕГО СУДЬБЫ
В 60-е годы для прадедушки началось время перемен. Он вместе со своей семьей переехал в молодой башкирский город Салават. Тут в Салавате жила прабабушкина сестра. В 1963 году прадедушка стал начальником геодезического отдела Салаватского горисполкома, заместителем главного архитектора города (Приложение 4, фотография 5).
В первые годы своей деятельности он работал в тесном взаимодействии с Ленинградским проектным институтом, участвовал в корректировке Генплана города, в преобразовании внешнего облика города, в строительстве в кварталах спортивных и игровых детских городков. Был разработчиком и внедрял благоустройства парка культуры, места отдыха на реке Белой
Прадедушка вспоминает: «На месте сегодняшней улицы Калинина, находящейся на «красной линии», пролегала тогда лишь полевая дорога. А самой новой из построенных была улица К. Маркса. Сегодня это исторический центр города, выросшего в степи на месте нескольких барачных поселков возле нефтехимического комбината». Застройка улицы К. Маркса началась в 1966 году. Улица названа в честь немецкого учёного Карла Маркса. Улица застроена в основном кирпичными 4-5 этажными домами (Приложение 3, фотография 4).
В 1967 году построены первые девятиэтажные дома. Прадедушка принимал активное участие в обустройстве города: в строительстве школ, больниц, спортивных сооружений, парка культуры и отдыха, скверов, аллей, парков. По Салавату он ходит, как один из его авторов-создателей.
Район города Салавата, в застройке которого принимал участие Т.Г. Колышев
Прадедушка вспоминает: «Я курировал строительство памятника Ленину на центральной площади Ленина. От имени городской власти принимал гранитные блоки, добытые под Выборгом. Спорил с коллегами о том, где лучше посадить деревья в разбитом поблизости сквере. Так появились возле памятника строгие ряды голубых елей, замершие, словно солдаты в почетном карауле» (Приложение 3, фотографии 5-7).
Памятник Ленину был открыт в городе Салавате 4 декабря 1970 года, перед Дворцом культуры «Нефтехимик». Он включен в число памятников истории и культуры республиканского значения. Скульптура Владимира Ильича с кепкой в руке выбита из серого гранита и имеет высоту 16 метров. Установлена она на пьедестале также из серого гранита. Лицо вождя, который изображён стоящим на трибуне, обращено к площади.
В начале 70-ых годов прадедушку назначили начальником управления жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) Салаватского горисполкома.
Прадедушка рассказывает, что при его активном участии во всех предприятиях ЖКХ города Салават была внедрена новая система планирования и экономического стимулирования, предприятия были переведены на полный хозрасчет. Это позволило создать на предприятиях ЖКХ различные фонды, что позволило пополнить и обновить оборудование. Были построены новые производственные помещения с мастерскими, гаражами, складскими и административно-бытовыми помещениями, корпуса пионерского лагеря в районе Нугушского водохранилища.
Город Салават неоднократно занимал первые места по благоустройству среди городов России.
Когда было решено создать в городе предприятие «Роскоммунзапчасть», возглавить его поручили моему прадедушке. С 1982 по 1995 годы он работал директором Салаватской базы «Роскоммунзапчасть». Предприятие считалось лучшим среди родственных в России. Через эту базу все предприятия ЖКХ города обеспечивались запчастями, сварочным и другим оборудованием, автомашинами «Мультикар», авторезиной, аккумуляторами и многими другими материалами.
В эти годы по инициативе моего прадедушки было создано новое предприятие РСУ дорожно-озеленительных работ с теплично-парниковым хозяйством, был заложен свой лесопитомник для озеленения города. В состав коммунального хозяйства было передано трамвайное управление.
За многолетнюю и плодотворную работу, высокий профессионализм в области жилищно-коммунального хозяйства мой прадедушка награжден Почетной грамотой Верховного Совета Башкортостана, ему присвоено звание «Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства БАССР».
АКТИВНАЯ ЖИЗНЬ НА ЗАСЛУЖЕННОМ ОТДЫХЕ
В середине 90-ых годов мой прадедушка завершил свою трудовую биографию. Но после выхода на заслуженный отдых прадедушка продолжил принимать активное участие в общественной жизни города. Он избирался народным заседателем Салаватского городского суда, председателем первичной организации Совета ветеранов при ЖЭУ №8, заместителем председателя Совета старейшин города, заместителем председателя Совета ветеранов города.
В июне 2005 года моему прадедушке присвоено звание «Почетный гражданин города Салават».
МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ МОЕГО ОТЕЧЕСТВА
Несмотря на то, что мой дедушка казах, он уважает и соблюдает традиции и национальные праздники башкирского народа.
Я решила провести исследования и сравнить традиции, язык, обряды, культуру казахских и башкирских народов, их различие и сходство.
Башкиры и казахи являются родственными тюркоязычными народами. Их общие этнические связи уходят корнями в эпоху бронзы. Традиционные культуры башкир и казахов очень близки. Например, различные домашние промыслы, игравшие важную роль в кочевой жизни, почти идентичны. У них имеются схожие приёмы в производстве войлока, ткачестве и вышивке. Тесные связи башкир и казахов нашли отражения в их народных преданиях.
Результаты представлены ниже.
Таблица 1 – Сравнение традиций, культуры, обрядов казахских и башкирских народов
Сходство |
Различие |
|
Происхождение |
Башкиры и казахи - тюркский народ, который много веков вел кочевой образ жизни |
Согласно финно-угорской версии, башкиры произошли от мадьяр (венгров), а потом были ассимилированы тюрками. Казахи возникли в улусе Джучи из смешения местных домонгольских кыпчакских и тюркских племен |
Традиционное жилище |
Юрта |
У башкир одновременно существовал как тюркский, так и монгольский варианты юрт. У казахов был только тюркский вариант юрт. |
Образ жизни |
Башкиры и казахи вели кочевую или полукочевую жизнь. Основным занятием их всегда было скотоводство: разведение овец, коз, коней, крупного рогатого скота и верблюдов. Некоторые племена занимались земледелием и вели оседлый образ жизни. |
Имеются отличия в системе кочевания: башкирам присуще вертикальное, казахам меридиальное кочевание. Но помимо кочевого скотоводства башкиры могли похвастать еще некоторыми промыслами. В частности, большую популярность, прославившую башкир, получили добыча и производство мёда. Причем до сего дня в некоторых районах Башкортостана мёд добывается путем бортничества – от диких лесных пчёл. Башкирия стоит на первом месте по производству мёда. Отсюда, кстати, и одна из версий названия «башкорт», которая переводит его значение как «хозяин пчел» |
Язык |
Кыпчакская группа тюркского языка |
Башкирский язык похож на казахский, но некоторые слова звучат по-разному. В языках также много диалектов в зависимости от региона. В казахском языке 9 специфических звуков – 9: ә, і, ө, ү, ұ, ң, ғ, қ, һ. В башкирском языке для обозначения специфических башкирских звуков это следующие 9 букв: гласные буквы: Ә ә, Ө ө, Ү ү и согласные: Ҙ ҙ, Һ һ, Ҫ ҫ, Ң ң, Ҡ ҡ, Ғ ғ. |
Религия |
Ислам суннитского направления. До принятия ислама были язычниками, поклонялись «Тенгри», также был распространен шаманизм |
Племя башкир покланялось зверям или птицам. Обожествление сил и явлений природы – характерные черты древних верований башкир. Башкиры верили в двенадцать богов. Эти боги управляли временами года, а также дождем, ветром, людьми, жизнью и смертью. Наряду с исламом среди верующих казахов сохраняются и некоторые обычаи доисламского периода. Зачастую можно услышать как казахи используют литературно-историческое слово «Тәңір», «Құдай» как синоним слова Аллах. Более того, многие традиционные казахские обычаи считаются противоречивыми по отношению к исламу. |
Гостеприимство |
Башкиры, как и казахи, любят встречать гостей. Хозяева обязаны встретить и накормить даже незваного гостя. У пришедших гостей есть особое место за столом. А также детям всегда дарят подарки |
Башкир отличает наличие большого количества выпечки и сладостей, сделанных из меда |
Свадебные традиции |
Свадебные обычаи и ритуалы башкир и казахов. Выплата калыма родителям невесты |
Свадебные традиции отличаются этапами. У башкир сначала идет сватовство, затем бракосочетание (религиозное бракосочетание «Никах») и сама свадьба (туй). Свадьба длится три дня. В первый день всех угощает сторона невесты, во второй — жениха. Также в первый день свадьбы проводились национальные игры, скачки. За свадебным столом гостей рассаживали в строго определенном порядке. У казахов идет сватовство, свадьба, а затем бракосочетание. Древняя традиция казахов находить невесту во время смотрин, которые называются «кыз кору». Далее идет сватовство, на казахском языке эта церемония носит название «куда тусу». Сватовство не обходится также без обряда обсыпания «шашу». После выплаты калыма (47 голов скота) начинаются проводы девушки («кыз узату») – красивая церемония, с которой испокон веков начинается казахская свадьба. Далее проводится обряд «Неке кияр», без которого не может состояться казахская свадьба. После прощания с отчим домом, праздник продолжался в доме жениха. Обряд бракосочетания проводился на следующий день в мечети. |
Семейные традиции |
Башкиры и казахи ценят семейные традиции. У обоих народов почитают старших. Особое место и уважение оказывают бабушкам и дедушкам |
Казахи знают свои корни до седьмого колена, башкиры — до пятого |
Традиции – конные скачки |
Народные игры и состязания, связанные с лошадьми Байга возникла благодаря кочевому образу жизни тюркских народов |
Аламан-байга, наиболее популярны в Казахстане, используется дистанция в 21 и в 31 километр. Изредка проводятся забеги на 50 и 100 километров. Данный вид скачек рассчитан исключительно на выносливость лошади и поэтому по практическому опыту проведения аламан байге к забегам не допускаются чистокровные скакуны ценных пород (чистокровная верховая английская, арабская, ахалтекинская и Байга проводилась на различных празднествах, как и другие игры. Победителям обычно доставались призы, иногда зависящие от рода деятельности человека: борцам доставались верблюды, покрытые коврами, а акынам (казахские поэты и певцы-импровизаторы) – чапаны (особый казахский головной убор) и кони. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я горжусь моим прадедушкой. Он многое сделал как для страны, так и для своего города. Он по праву носит звание «Почетный гражданин города Салават».
Выполняя эту работу, я поняла, что история — это не только далекая Древняя Греция или рождение Древнерусского государства, оказывается история страны складывается из истории жизни, труда, радостей и трудностей каждой отдельной семьи, и такие люди, как мой прадедушка, и есть творцы истории, и, как в капле воды, в судьбе человека отражаются значимые события эпохи. Теперь для меня история это не только предание старины глубокой, а теплая память поколений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Зыкина Р.Ф. Т.Г. Колышев. Память сильнее времени, г. Салават, 2015 год – 104 л.;
Станкова Людмила. Салават – город, рожденный победой, г.Салават, 2010 год – 252 л.;
Зыкина Р.Ф. Салават, люди, события, годы, г. Уфа, 2008 год – 152 л.;
Нефёдов Ф.Д. Салават, башкирский батыр. В горах и степях Башкирии, Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. - 79с.;
Черных А. В. Башкиры. История культуры, г. Санкт-Петербург, 2016 год – 62 л.;
Кузеев Раиль Гумерович. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. - М.: Наука, 1974. - 576 с.;
Тынышпаев М. История Казахского народа;
Ешму-хамбетов С., Жекеев С. Из истории казахов, 1999 год - 528 л.;
Колонка Салавата Хамидуллина о башкирских родах.
Источник : https://m.realnoevremya.ru/articles/121797-bashkiry-roda-yurmaty-kolonka-salavata-hamidullina-ch-2
Приложение 1
Мой прадедушка Колышев Таис Губаевич
Фотография 1 - Мой любимый прадедушка – Колышев Таис Губаевич, 2008 год
Фотография 2 - Почетные Граждане города Салават: Галиев А.Т., Усманов Г.А., Колышев Т.Г., Рябов Г.Т., Бареев Ю.П.
Приложение 2
Шежере́ (родословная) семьи Колышева Таиса Губаевича
Шежере - башкирская родословная, генеалогическая запись племён и родов у башкир, а также у других тюркских народов. Шежере представляет собой генеалогическое древо, куда вносились имена предводителей родов по мужской линии, Помимо этого включались сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни родов и племен
Приложение 3
Город Салават – история развития
Фотография 1 – Город Салават 50-х годов
Фотография 2 – Стела с изображением Салавата Юлаева на въезде в город |
Фотография 3 – Камень-стела в честь 225-летия Салавата Юлаева |
Фотография 4 - Угол ул. Уфимской и К. Маркса
Фотография 5 – Центральная площадь у здания Городского Совета в 60-м году (площадь имени Ленина)
Фотографии 6, 7– Современная площадь имени Ленина (Памятник В. И. Ленину)
Приложение 4
Фотографии из семейного альбома моего прадедушки
Фотография 1 - Артиллерийский полк моего прадедушки
Фотография 2 - Югославия, 1944 год |
Фотография 3 - Германия, 1949 год |
Фотография 4 – Первый год совместной жизни, август 1951 год
Фотография 5 – Отдел главного архитектора, 1967 год (первый справа Т.Г. Колышев, вторая справа В.Г. Переверзева – главный архитектор города. Первый слева Н.П. Зыкин – геодезист-топограф, с 1990 года - главный архитектор Салавата)