Особенности национальной кухни коренных народов Дальнего Востока

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности национальной кухни коренных народов Дальнего Востока

Новгородская С.А. 1
1МБОУ СОШ села имени Полины Осипенко Хабаровского края
Тюгун Т.В. 1
1МБОУ СОШ села имени Полины Осипенко Хабаровского края
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Россия - очень территориально-обширное государство, населённое различными народностями. Многонациональность даёт возможность знакомства и проникновения в особенности разных культур. Это относится и к кулинарным изыскам разных этносов, проживающих в мире и согласии на одной территории.

Кухня народов, проживающих на территории России очень разнообразна. Мы порой не догадываемся, что часто употребляемое, всеми известное и любимое нами блюдо является блюдом кухни другого народа.

Мы проживаем на территории Дальнего Востока, где аборигенами являются коренные народы Севера. В школе вместе со мной учатся их прямые потомки, а значит, и наследники традиций. Чтобы иметь крепкое будущее, необходимо знать свои корни, традиции и обычаи, которые были заложены дедами и прадедами. Сохранить эти традиции можно, применяя и используя их в нашей жизни.

К сожалению, мы мало знаем и изучаем традиции и культуру народов Севера. В районном краеведческом музее есть экспозиция по данной тематике, мастерицами проводятся мастер-классы для школьников по национальному декоративно-прикладному искусству.

В нашем районе проходят фестивали коренных народов Дальнего Востока, ежегодно - праздник «День охотника». Хозяйки из числа коренных народов Дальнего Востока выставляют на конкурс свои национальные блюда.

И мы заинтересовались, а действительно ли эти блюда так вкусны и полезны? Поэтому мы решили исследовать блюда национальной кухни народов Севера. А для этого мы должны узнать, из каких ингредиентов состоят эти блюда, и какими целебными свойствами они обладают. Тема исследования актуальна. Мы видим, каким спросом и популярностью пользуются эти блюда не только у народов Севера, но и у всех присутствующих на празднике.

Объект исследования: блюда коренных народов Дальнего Востока.

Предмет исследования: различные кулинарные рецепты приготовления блюд коренных народов Дальнего Востока.

Цель проекта: создание сборника рецептов национальных блюд негидальцев и эвенков.

Для реализации поставленной цели определили ряд задач:

изучитьразличные информационные источники с целью получения сведений о национальной кухне коренных народов Дальнего Востока;

проанализировать и обобщить полученные факты;

узнать историю возникновения блюд коренных народов Дальнего Востока;

определить полезные свойства блюд коренных народов Дальнего Востока;

изучить блюда негидальцев и эвенков;

создать сборник рецептов национальных блюд негидальцев и эвенков;

снять видеоролики приготовления некоторых национальных блюд.

Гипотеза: предположим, что из-за сурового климата Дальнего Востока человек подвергался тяжёлым испытаниям. При таком климате люди искали способы защиты своего организма от холода и болезней, уделяя особое внимание своей пище. Поэтому с древнейших времен приготовление пищи было не столько удовольствием, сколько жизненной необходимостью.

Для осуществления исследования по данной теме использовались следующие методы:

сбор и анализ различных источников информации;

изучение литературы по теме исследования;

наблюдение;

сравнение;

анкетирование;

интервьюирование;

описание.

Мы считаем, что наш проект может иметь полезную практическую значимость, потому что содержит много информации о здоровой и полезной пище коренных народов Дальнего Востока. Школьники, родители, педагоги могут воспользоваться сборником рецептов для приготовления блюд, ингредиенты для которых на нашей территории всегда есть в наличии.

Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении дано обоснование темы, определены актуальность исследования, цель, объект, предмет, сформулированы задачи, гипотеза, методы исследования.

В первой главе «Кулинария как поваренное искусство. Кулинарные книги» рассмотрены вопросы появления кулинарии и кулинарных книг.

Во второй главе «Особенности дальневосточной кухни» рассказано о рационе коренного населения Дальнего Востока, о целебных свойствах продуктов питания.

Третья глава «Сборник рецептов» полностью посвящена практической части работы. Был изготовлен сборник рецептов, снято два видеоролика.

В заключении подведены итоги работы и сделаны выводы обобщающего характера.

Работа включает в себя список литературы и приложения. В приложениях представлены результаты анкетирования, технологические карты некоторых блюд.

Глава 1. Кулинария как поваренное искусство. Кулинарные книги

Кулинария - (новолат. [ars] culinaria) — кухонное искусство, также поваренное искусство) — человеческая деятельность по приготовлению пищи. Включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов. Кулинария — это совокупность способов приготовления из минералов и продуктов растительного и животного происхождения самой различной пищи, необходимой для жизни и здоровья человека. Соблюдение определённых правил при приготовлении пищи называется технологией. Методы приготовления пищи и сами ингредиенты широко варьируют у разных стран, народов, социальных групп, называются кухней и отражают уникальные взаимосвязи культуры, экономики и традиций. Приготовление пищи само по себе сильно зависит и от умения, и от образования повара.

Существуют два способа обработки пищи: термический и химический. И соответственно способы приготовления пищи также различаются.

Термическая обработка:

жаренье;

варка;

основной способ: доведение продукта до готовности в большом количестве воды;

припускание: доведение продукта до готовности в небольшом количестве жидкости;

паром: доведение продукта до готовности при помощи нагревания жидкости до образования пара или варка при повышенном давлении;

запекание — жаренье в жарочном шкафу предварительно отваренного или припущенного продукта;

тушение (относится к комбинированным приёмам тепловой обработки продуктов) — припускание предварительно обжаренного или пассерованного продукта с добавлением специй и жидкости;

копчение;

сушение;

вяление;

пассерование.

Химическая обработка:

маринование;

соление;

квашение;

мочение (мочёные яблоки, брусника и т. п.).

В каждой стране мира кулинария развивалась своим путём. В основе такого разнообразия лежат самые доступные в конкретной местности продукты и - немного - мировоззрение. Так, одними из первых увлеклись кулинарным искусством персы и иудеи. Возможно, этому способствовала местная растительность - в частности травы, которые потом стали называть специями - ведь именно они способны придать одному продукту множество любопытных оттенков. Отваренный в молоке рис с шафраном до сих пор пользуется спросом в иранских ресторанах. Вскоре изысканные блюда привлекли внимание греков - они многое переняли из персидской кухни и развили ее по собственному эпикурейскому вкусу. В литературе встречается немало упоминаний о размахе и экзотике греческих застолий. Первую кулинарную книгу написал именно грек Архестрат в 330 году до нашей эры. А вот в Спарте кулинарные изыски не получили развития, виной тому их подход к воспитанию воинов: сдержанность и никаких излишеств. Повара из Древней Греции пользовались спросом в Древнем Риме, откуда кулинария продолжила свое путешествие по миру. В средние века расцвет кулинарного мастерства наблюдался в европейских странах - преимущественно Франции, Италии и Англии. Интересно, что в России, несмотря на богатую национальную кухню, долгое время приготовление пищи не выделялось в отдельное искусство - оно было само собой разумеющимся, семейным занятием. Пельмени, различные пироги, борщ, блины, квас... Праздничные обеды у боярина доходили до 50 перемен блюд, а на царском столе до 150. В конце 19 века в России появились первые кулинарные школы - в Москве, Петербурге и Одессе.

Кулина́рная, или пова́ренная кни́га — справочное издание, содержащее в основном различные рецепты приготовления пищи и напитков. Современные кулинарные книги, как правило, хорошо иллюстрированы, а кроме рецептов могут содержать советы по сервировке стола, правильному питанию, выбору продуктов и кухонной техники и пр.

В Междуречье были найдены древние глиняные таблички, которые содержали рецепты приготовления блюд — возможно, это первые кулинарные книги в истории.

Древнейшей кулинарной книгой в Европе считается De re coquinaria, написанная в конце IV — начале V века на латыни. Первое печатное издание этой книги появилось в 1483 году. Это произведение описывает древнегреческую и древнеримскую кухни, но при этом содержит минимум деталей о собственно готовке пищи. Новые европейские книги по кулинарии стали появляться в средневековой Европе только в XIII веке, спустя почти тысячу лет.

Из старинных кулинарных книг Китая известностью пользуются Яншэнь-фан (ок. 200 г. до н. э.) и Иньшань-чжэнъяо («Важнейшие принципы пищи и напитков»), написанная диетологом Ху Сыхуэем в 1330 году.

Расцвет кулинарной книги в Европе и Северной Америке связан с викторианской эпохой (2-я половина XIX века), придававшей огромное значение наружной, обрядовой стороне домашней жизни. Для молодых хозяек издавалось множество пособий по правильному ведению домашнего хозяйства, как правило, содержавших и разделы с рецептами блюд. В это время заниматься составлением кулинарных книг не гнушались даже именитые литераторы, как, например, Александр Дюма-отец, издавший незадолго до смерти «Большой кулинарный словарь», и князь Владимир Одоевский.

В продолжение XX века кулинарные книги развивались по пути всё большей специализации. Стали появляться кулинарные книги, рассчитанные не только на широкий круг домохозяек, но и на профессионалов ресторанного дела, пособия по кухням народов мира, а также сборники рецептов, отобранных по определённому принципу (например, «200 рецептов блюд на открытом воздухе: гриль, барбекю, шашлык»).

В современном мире большим спросом пользуются кулинарные книги, выпущенные под именем известного шеф-повара, особенно если он ведёт кулинарную передачу на телевидении. За коммерческим успехом книги, пропагандирующей ту или иную диету, как правило, следует издание сборника рецептов для тех, кто решит этой диеты придерживаться.

Глава 2. Особенности дальневосточной кухни

На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены.

Образ жизни и система хозяйства коренных народов Приамурья определяются географической средой и климатическими условиями. Традиционные занятия: рыболовство, таежная и морская охота, собирательство.

У любого народа существуют свои национальные кулинарные традиции. В нашей лексике можно встретить такие выражения, как «национальная кухня» или «национальное блюдо». Данные понятия, если хорошо вдуматься, могут многое поведать и об особенностях многонационального менталитета. Коренные народы Дальнего Востока, несмотря на принадлежность к разным этническим группам, имеют схожие кулинарные традиции. Это обусловлено, прежде всего, существованием в относительно одинаковых климатических условиях и ведением кочевого образа жизни.

Вопреки сложившемуся мнению о том, что у народов Севера однообразное питание (мясо, рыба), можно с уверенностью говорить о разнообразии продуктов в их кухне: оленье молоко, боровая дичь, ягоды, дикие лук, чеснок и др. Следует заметить, что северные народы редко болеют цингой и другими видами заболеваний, обусловленных дефицитом потребных организму человека витаминов.

Особенности экологии в различных климатогеографических районах Дальнего Востока всегда находят отражение в рационализации питания местного населения. В питании человека больше, чем где бы то ни было, проявляется специфика природных условий, характер изменений внешней и внутренней среды, которые определяют «местные» нормы потребления пищевых веществ. Они отражают генетические особенности популяции, природу адаптационных изменений обмена веществ и реальные возможности производства продуктов питания в данной местности.

Правильная организация рационального, сбалансированного питания коренного и пришлого населения Дальнего Востока должна предусматривать максимальное использование продуктов местной сырьевой базы как растительного, так и животного происхождения, являющихся поистине неисчерпаемыми источниками самых важных и необходимых для человека основных пищевых веществ и витаминов.

2.1. Национальная кухня негидальцев

В прошлом основу питания негидальцев составляла рыба. Мясо дикого оленя, лося и некоторых других животных лишь разнообразили пищевой рацион. Рыбу и мясо употребляли в сыром, вареном, жареном и сушеном виде, заготавливали впрок. Мясо, нарезанное тонкими длинными ломтями, сушили на солнце и коптили в дыму. Основная часть лососёвой рыбы заготавливалась на зиму в виде юколы и сушеной икры, из которой зимой варили суп. Из рыбы путём продолжительной варки и сушки получали рыбную муку барча, которую запасали на зиму в мешках. Из рыбьих голов вытапливали жир.

Большое значение в питании имели дикоросы: черемша, дикие лук и чеснок, клубни сараны, различные травы и коренья, ягоды. Голубику и бруснику запасали на зиму. Их хранили в берестяных коробах на ягодниках, и домой перевозили уже зимой. Жимолость и чёрную смородину варили вместе с кетовой икрой и сохраняли в виде густой массы. Зимой её ели с рыбьим жиром. Черёмуху толкли, перемешивали с рыбьим жиром и сушили в виде лепёшек, которые можно было хранить длительное время. Травы и коренья в качестве приправы добавляли в супы, из них и рыбы готовили разнообразные салаты, которые обильно сдабривали рыбьим жиром.

Из наиболее известных и распространенных блюд — холодец мосин из вареной рыбьей кожи, рыбьего жира, черемши и лука. Это блюдо было обязательным на медвежьих праздниках. В конце XIX века рацион негидальцев расширился за счет привозных продуктов: картофеля, овощей, риса, пшена (буда), чая, сахара, муки, из которой пекли на костре пресные лепёшки. Вначале их меняли на рыбу и пушнину от русских и китайцев, позднее огородничеством и домашним животноводством стали заниматься и сами негидальцы.

2.2. Национальная кухня эвенков

Эвенки занимаются оленеводством, рыболовством и охотой. Как и все коренные народы Севера, эвенки добывали на охоте не больше того, что нужно для питания на небольшой отрезок времени. Поэтому они не делали больших запасов продуктов, употребляя обычно свежие блюда. Но суровый климат все же заставлял запасаться необходимым количеством мяса и рыбы в сушёном и вяленом виде. Этот запас употреблялся во второй половине зимы, когда трудно становилось добывать всякую дичь.

Несмотря на скудость имеющихся в наличии продуктов, эвенки умели готовить разнообразные блюда. Они отлично разбирались в достоинствах отдельных частей туши. Грудинка – тынгэн, ребро – эптэлэ и задняя часть хребта – кунтуки считались лучшими лакомствами. Эвенки употребляли в пищу и субпродукты: кровь, голову, ноги, желудок и прочее. Мясу домашнего оленя эвенки всегда предпочитали мясо диких животных, особенно молодых и упитанных. Эвенки любили сало – имуксе, употребляя его в значительных количествах. В состав традиционных блюд эвенков всегда входил жир, для получения которого иногда жарили кости в котлах. Жир употреблялся с сушёным и растолчённым мясом – тэли.

Лучшим блюдом эвенкийской кухни считалось мелко нарубленное мясо молодого зверя, смешанное с мозгами и сваренное в жиру. Вместе с мясом варили обычно кишки, желудок и печень животного. Сердце – меван, почки – бохокто и легкие – эвчэ жарили.

Основные способы приготовления мяса – варка в воде, также обжаривание над костром кусков оленины, насаженных на ветки тальника. В зимнее время мясо употребляют в виде строганины. Масло делают из оленьего молока.

Мясо медведя употребляют исключительно в вареном виде. Бульон из медвежьего мяса в пищу не употребляли.

Существенным продуктом в рационе питания эвенков-орочонов остается рыба: таймень, ленок, сиг, хариус, щука. Из замороженной рыбы делают строганину. Те, кто ел строганину на морозе, знают, как быстро согревает эта жирная пища замерзающих путников. Через несколько минут после трапезы сразу становиться тепло. Лакомством считается варёная печень и икра.

Рыбу заготавливают и впрок. Сушёную и копчёную рыбу толкут и превращают в муку. Из рыбьей муки варят бульоны, каши, добавляют её в муку для лепешек.

Из ягод в пищу эвенки используют бруснику, голубику, жимолость, красную и чёрную смородину, черёмуху, морошку. Особо ценен в рационе питания эвенков кедровый орех и орехи кедрового стланика.

Дикий лук используется как приправа к мясным и рыбным блюдам.

Широко используются в пищу луковицы сараны (лилии даурской). Из них готовят муку для лепешек. Грибы эвенки в пищу не использовали совсем.

Особое значение в питании эвенков-орочонов придается таёжному чаю. Его готовят из смеси листьев брусники, дикой смородины, плодов шиповника с добавлением берёзового гриба (чага).

2.3. Целебные свойства национальных блюд коренных народов Севера

Нелёгкий труд охотников и рыболовов, кочевой образ жизни, проходящий в суровых климатических условиях, требовал больших энергетических и душевных затрат. Возмещать их помогала особая, выработанная веками национальная модель питания. Пища состояла из продуктов, богатых белками, жирами, углеводами. Также сравнительно небогатый рацион состоял из продуктов, обладающих целебными свойствами.

Нерпичий жир. Имеет высокую энергетическую ценность. Народы Севера жир нерпы считают очень целебным, употребляя его при лечении лёгочных заболеваний (туберкулез), язвенных болезней внутренних органов, в первую очередь желудка. Наружно используют как смягчающее средство при обморожении и ожогах, а также при заболевании костей суставов.

Рыбные молоки. Прекрасное диетическое блюдо. Издавна они ценились не только за особые вкусовые качества, но и полезные свойства. В составе молок наблюдается преобладание очень ценных для человека белков и жиров. Молоки являются чрезвычайно высококалорийным продуктом. Употребление молок является профилактикой сердечно - сосудистых заболеваний. Рыбные молоки полезны для работы головного мозга.

Сарана. Её использовали не только в пищу, особо ценилась она как целебное средство, поднимающее на ноги ослабленных после болезни людей. Соком саранок заживляли раны. Мясо, приправленное с луковицами сараны, легче усваивалось. Современная медицина подтверждает, что препараты из лилии саранки обладают противовоспалительным и успокаивающим эффектами. Их используют в качестве болеутоляющего и кровоостанавливающего средства.

Кедровый стланик. Лекарственные свойства стланика неисчислимы. Настойка из почек кедрового стланика лечит туберкулез. Даже пыльцу заваривали как чай и пили при ревматизме. Это растение регулирует кровообращение и лечит болезни кровеносной системы. Главное богатство кедрача – его семена, орешки. В очищенных ядрах содержится кедровое масло. Кроме масла, ядра орехов содержат крахмал, белок и сахар.

Брусника. Ягоды этого растения применяют при лечении ревматизма и других заболеваний. Листья и плоды понижают уровень сахара в крови. В последнее время учёные установили, что ягоды брусники способствуют повышению остроты зрения и рекомендуют их пилотам, морякам и представителям многих других профессий.

Морошка. Настоящий кладезь целебных свойств для человеческого тела. Северяне говорят: «Кто морошку запасает, тот болезней не знает». Она может применяться при многих заболеваниях желудочно-кишечного тракта, а также сердечнососудистой системы. Эта ягода используется также для лечения ожогов и кожных болезней.

Шикша. Эта ягода используется только в народной медицине. С помощью шикши шаманы могли поставить на ноги практически любого безнадёжного человека. Она помогает при многих заболеваниях. Её используют при эпилепсии, нервных заболеваниях, гипертонии, бессоннице, головной боли, нарушенном обмене веществ, рекомендуют для лечения цинги.

Шиповник. Его целебные свойства известны с давних времён. Ягоды применяются для лечения заболеваний, вызванных нехваткой витаминов. Отвары и настои пьют при авитаминозе и цинге, при лучевой болезни и кровотечениях, при инфекционных заболеваниях и воспалительных процессах. А также для профилактики простудных заболеваний, так как шиповник повышает устойчивость организма к инфекциям, нормализует обменные процессы, усиливает работоспособность, улучшает работу нервной системы.

На сегодняшний день, например, оленье мясо по содержанию белков, жиров, витаминов (в особенности) и по калорийности превосходит говядину. Аналогично тихоокеанская сельдь превосходит атлантическую по всем, перечисленным для оленины, показателям. Мясо и жир морского зверя также превосходят привозное мясо копытных животных.

Местные (дальневосточные) сорта фруктов, ягод и овощей содержат гораздо больше витаминов С и Р, а также микроэлементов, чем привозные.

Все блюда, содержащие морепродукты, ягоды и другие растения, имеют энергетическую ценность для здоровья человека. Эти продукты поддерживают энергетику человека – тепло, подвижность, стойкость к суровым условиям и формируют безопасную систему жизнедеятельности.

Следовательно, древние традиции питания коренных малочисленных народов Дальнего Востока не должны претерпевать коренную ломку. Возможны лишь такие изменения пищевого рациона, которые послужат только на пользу здоровью. Есть немало тому примеров, когда снижение калорийности пищи приводило к развитию заболеваний у народов Севера.

Глава 3. Сборник рецептов. Практическая часть

В начале работы над проектом было проведено анкетирование. (Приложение 1)

В анкетировании приняли участие 27 человек: учащиеся и педагоги МБОУ СОШ села имени Полины Осипенко.

Любимые блюда: оливье, плов, пюре, пельмени, тушёный картофель с мясом, суши, борщ, жареная рыба, овощное рагу, тала, тыква с мёдом.

Употребляют в пищу блюда других национальностей 22 человека, 5 ответили «нет». Но среди этих 5 респондентов несколько человек (по национальности русские) на предыдущий вопрос ответили плов, пельмени, суши. А это блюда других народностей.

Из блюд других национальностей чаще всего едят плов, пельмени, роллы, шашлык, пиццу, талу и юколу.

С блюдами коренных народов Севера знакомы 16 человек, не знают 11.

Из названий знают юколу, талу, утку вяленую, ухакту и лепёшку, 12 опрошенных ответили «не знаю».

Рецептами национальных блюд могут поделиться лишь только 7 человек.

Анализ анкет показал, что национальные блюда коренных народов Севера знают 60% опрошенных, но поделиться рецептами приготовления этих блюд могут всего лишь 26%. (Приложение 2)

Далее были опрошены представители коренных народностей, проживающих в нашем районе. Они поделились рецептами блюд негидальцев и эвенков.

На основе интервьюирования был создан сборник рецептов, электронная версия которого размещена на сервисе для мгновенного создания интерактивных публикаций в Интернете Calaméo. https://ru.calameo.com/read/00358660153ec19302ab2

Снято 2 видеоролика приготовления блюд негидальской и эвенкийской кухни. Размещены на видеохостинге YouTube https://youtu.be/j9whNW00bcQ https://youtu.be/f5v2KGY292Q. Составлены технологические карты приготовления этих блюд. (Приложение 3)

Заключение

Пройдя через суровые испытания, преодолев огромные пространства тайги и тундры, негидальцы и эвенки сохранили себя как народ. Преодолевая стужу и слякоть, на протяжении многих веков они выработали свою оригинальную культуру охотников и оленеводов, рыбаков. Особенности быта, уклада жизни, пищи, способы добычи пропитания – составляют культуру маленьких народов.

Своеобразие пищи северных народов, в том числе негидальцев и эвенков, складывается из особенностей местных климатических условий территории, образа жизни местного населения, так как богатый белками рыбно-мясной рацион пищи помогал охотникам и рыболовам выжить, иметь достаточно сил для долгих переходов по тайге. Пища проста в приготовлении, какие-то продукты можно брать с собой в дорогу, и охотнику достаточно было развести костер, чтобы прокормить себя. В добыче пропитания принимала участие вся родовая община, потому что выжить в условиях севера в одиночку невозможно. Занимаясь собирательством растений, трав, коренные народы обогащали свой рацион витаминами, защищали свой организм от многих болезней.

Основными кулинарными способами приготовления пищи были варка в воде, жаренье на огне, кроме того иногда пекли, но чаще сушили и вялили.

Мясная пища по сезонам чередовалась с рыбной и растительной. Как и все коренные жители Севера, негидальцы и эвенки добывали на охоте не больше того, что нужно для питания на небольшой отрезок времени. Поэтому они не делали больших запасов продуктов, обычно употребляли свежие блюда. Но суровый климат все же заставлял запасаться необходимым количеством мяса и рыбы в сушеном и вяленом виде. Этот запас употреблялся во второй половине зимы, когда трудно становилось добывать всякую дичь.

Несмотря на скудость имеющихся в наличии продуктов, народы Севера умели готовить разнообразные блюда.

Многое изменилось в укладе жизни негидальцев и эвенков. Но по-прежнему мужчины ходят на охоту, женщины выделывают шкуры животных и делают запасы на долгую северную зиму. Они стараются сохранить традиции народа и передавать их другим поколениям.

Из-за сурового климата Дальнего Востока человек подвергался и сейчас подвергается тяжёлым испытаниям. При таком климате люди искали способы защиты своего организма от холода и болезней, уделяя особое внимание своей пище. Поэтому с древнейших времен приготовление пищи было не столько удовольствием, сколько жизненной необходимостью.

Список литературы:

Анфимова Н. А. Кулинария: Учеб. для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. Образования. М.: Издательский центр «Академия», 2003

Бурыкин А. А. Тунгусские шаманские заклинания XVIII века в записях Я. И. Линденау // Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки. СПб., 1997

Варламова Г.И. Мировоззрение эвенков. Новосибирск, 2004

Василевич Г. М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII — начало XX в.). — Л., 1969

Коренные народы Сибири и Дальнего Востока: Справочник в помощь учителю краеведения / сост. М. Г. Булавинцева. – Южно-Сахалинск: Изд-во СОИПиПКК, 2006

Мазнев Н.И. Энциклопедия лекарственных растений. Народная медицина. – ООО «Издательство Мартин», 2004

Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М., 2003

Чухно Т. Большая энциклопедия лекарственных растений. – Москва: Изд-во Эксмо, 2007

www.evenkiteka.ru

Интернет-портал Gazeta-bam.ru http://gazeta-bam.ru/news/media/2017/4/2/pischa-evenkov-chto-na-stole-korennogo-naroda/

Технологическая карта по изготовлению эвенкийского блюда

«Силэ никидук (суп из дикой утки с домашней лапшой)»

Ингредиенты:

- утка дикая,

- 2-3 картофеля,

- лавровый лист.

Для лапши: 1 яйцо, 200 грамм муки.

 

Разделываем дикую утку на небольшие куски.

 

Промываем от крови.

 

Ставим на огонь и варим 1,5 часа.

 

Пока утка варится, приготовим тесто для домашней лапши.

Разбиваем два яйца и перемешиваем с солью.

 

Далее добавляем 200 грамм муки и тщательно перемешиваем.

 

Тесто должно получиться твёрдым и нетянущимся.

 

Тесто катаем в колбаску и нарезаем.

 

2-3 картофелины режем и отправляем к утке.

 

Лапшу, лавровый лист, соль добавляем в самом конце, даём повариться 5 минут и выключаем.

 

Приятного аппетита!

Просмотров работы: 985