ВВЕДЕНИЕ
Мы не знаем своего будущего, но у нас есть прошлое. Мы имеем возможность изучать и оберегать его, тем самым создавая основу для будущего.
Проблема в том, что в настоящее время происходит устойчивое сокращение культурного богатства нашей страны. На сегодняшний день множество памятников находятся в плачевном состоянии.
Актуальность проекта: Ежегодные утраты составляют 150-200 памятников. Если будет так продолжаться, то это приведёт к невосполнимым утратам ценнейшего культурного наследия народов России.
Целесообразность: В связи с гибелью памятников возникает необходимость приобщения школьников и их родителей к истории, культуре и бережному отношению к ним.
Цель: углубление знаний о культуре и традициях алтайского народа и формирование интереса к истории алтайского края путем знакомства с природными и археологическими памятниками.
Задачи:
-формировать представление о культуре и традициях алтайского народа,
-формировать нравственные ценности и передачу духовного опыта предков, который учит добру, трудолюбию, щедрости;
-развивать бережное отношение к истории и культуре;
-формировать чувство гордости за родную страну.
Вывод: В результате работы над проектом у ребенка обогатился словарный запас, развился интерес к истории , появилось желание изучать культуру народов.
В младшем школьном возрасте развиваются такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность.
Что такое культурное наследие? Это то, что нам оставили наши предки. Культурное наследие может быть материальным ( города, памятники, живопись, скульптуры и т.д и нематериальное ( традиции, обычаи, праздники ) разных народов мира.
Сохранением культурного наследия называется забота о ныне существующем культурном достоянии с целью его сохранения на будущее. Каждый исторический город любой страны и любого региона мира обладает своим уникальным культурным наследием. Однако это бесценное богатство является достоянием не только соответствующей страны и нации, но и всего человечества. Каждый объект культурного наследия представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Недалеко от города Новосибирска, в котором я живу с папой и мамой, находится прекрасный и загадочный край – Алтай. Об Алтае и будет мой рассказ.
Причин, по которым гибнут памятники истории много, но я хочу остановиться лишь на некоторых их них. В долине Катуни их несколько. Археологический комплекс может включать в себя от нескольких штук до нескольких десятков памятников разного типа: поселений, могильников, святилищ, петроглифов и т. д., сосредоточенных на сравнительно небольшом участке. Памятники могут принадлежать разным историческим периодам. Их изучение позволяет прежде всего рассмотреть разные стороны жизнедеятельности народов, проживающих здесь в древности. Изучив поселения, реконструировав их жилища, исследовав могильники, дополнительно узнать различные аспекты их жизни – как они выглядели, во что одевались и т. д. Для написания этой работы использовались материалы интернет-источников, рассказы экскурсоводов Каракольской долины, личное присутствие на всех объектах.
1.ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-БОЛЬ ПАМЯТНИКОВ
1.1 РАЗРАБОТКА ПЕСЧАНЫХ КАРЬЕРОВ
В Республике Алтай разработки песчаного карьера разрушают могильники Майминского археологического комплекса, там же карьером разрушено Черемшанское городище.
В центре Черемшанского городища были обнаружены многочисленные осколки керамических сосудов, камни с явными следами обработки человеком, зубы и кости животных.
При обследовании территории ученые зафиксировали значительное
разрушение культурного слоя при ведении хозяйственной деятельности человеком.
В результате памятники находится в крайне аварийном состоянии. Существует угроза полного разрушения.
1.2. БЕСКОНТРОЛЬНАЯ ЗАСТРОЙКА.
Жители Алтая выражают обоснованную тревогу в том, что уникальные ландшафтные заповедники и археологические памятники могут пострадать от бесконтрольной застройки многоэтажными гостиницами и туристических комплексов. Бурное развитие туризма в этом регионе негативно сказывается на состоянии окружающей среды. Вырубка лесов, засорение рек и озер, бесконтрольная застройка береговой линии Катуни. Если так пойдет и дальше, заверяют ученые, то сохранять вскоре будет нечего. К примеру, Манжерокское озеро, заселенное реликтовыми растениями и микроорганизмами, под угрозой исчезновения.
2. НЕЗАКОННЫЕ РАСКОПКИ
Исчезают памятники еще по одной причине- это незаконные раскопки. Ради наживы люди изучают литературу, выезжают на места курганов и захоронений и варварским способом добывают исторические ценности. Порой используется и самый варварский метод – нанять в селе бульдозер и снести холм. Находки действительно попадаются практически всегда, но сколько их при этом бесследно пропадает! Не всегда такие раскопки остаются безнаказанными. Когда таких «археологов» задерживают, то все, найденные ими ценности передают в музей, а нарушителей судят по закону.
3. ВАНДАЛИЗМ
Эта причина разрушения памятников заслуживает особое внимание. Это то, что возможно остановить и на это возможно повлиять.
Мы с семьей любим отдыхать в Горном Алтае. Мне запомнилась поездка этим летом в Каракольскую долину. Подобных мест становится все меньше из-за активного развития туризма. Из-за пандемии количество туристов, посещающих, родные просторы возросло. В результате заповедных уголков, не тронутых туризмом, становится все меньше.
В Каракольской долине с давних времён селились люди, о чем и свидетельствуют многочисленные археологические находки: каменные стелы, курганы, изваяния и петроглифы.
Долина вдоль реки Каракол со всех сторон защищена высокими горами - священное для алтайцев место, в котором многие тысячелетия назад пересекались различные эпохи и цивилизации.
3.1 ПАМЯТНИК СУСЛИКУ
Там же есть современный памятник, который установили в дань уважения детям войны и маленькому зверьку-суслику, который в страшные военные и послевоенные годы спасал людей от голода и холода. У мальчика нет лица – в зеркальном отражении, по задумке автора, каждый человек может увидеть образ своих близких и родных – ушедших и не вернувших с фронта солдат, или детей и подростков, которым пришлось рано взрослеть и работать вместо своих отцов, братьев, дедов, ушедших на войну. Об этом была написана книга «Убить бы мне голод» автор Борис Укачин. Мы с родителями прочитали эту книгу и я узнала много интересного, как детям приходилось добывая сусликов, менять их шкурки в заготконторе на продукты.
К сожалению, популярность памятника сыграла с ним злую шутку. Кто-то из посетителей на бронзовом зеркальном лице мальчика прочертил нос, глаза и даже улыбку. Надо ли добавлять, что эти «улучшения» стали настоящим кощунством и начисто перечеркнули художественный замысел.
3.2. КОНОВЯЗЬ (ЧАКЫ)
Там же, в Каракольской долине я узнала многое о Чакы (коновязь). Это не просто столб. Это место поклонения духам Алтая, место поклонения богу. Место, где алтайские старейшины совершают поклонение высшим силам, чтобы народ Республики Алтай жил в мире, согласии и благополучии. В прошлом, когда шли с войной на соседа, воины могли позволить себе захватить в плен народ и скот, сжигать жилища, но коновязи не трогали. Грабители всегда оставляли шанс на возрождение, сохранив коновязь -символ мужчины, символ продолжения рода.
Коновязи бывают разные. Бывают коновязи 3-ступенчатые. Говорят, 3-ступенчатые коновязи принадлежали людям неимущим, безлошадным. Бывают 9-12-ступенчатые коновязи. Они принадлежали богатырям и ханам. Коновязь стоит при входе в дом. Это и есть стержень в человеке. У каждого человека должна быть своя коновязь.
И вот один из таких столбов был спилен. Приехали и спилили! Не смотря на информационную доску, о том, что здесь находится место проведения религиозных обрядов, люди, решившие тем не менее здесь отдохнуть, периодически оскверняют его! По-другому это ну никак не назвать. Здесь постоянно остаётся мусор (бутылки, окурки и т.д ).
3.3 СОВРЕМЕННЫЕ ПЕТРОГЛИФЫ
Туристы из Новосибирска разрисовали на Алтае скалу с древнетюркскими руническими надписями и скифскими рисунками, некоторым из которых около 2,5 тысячи лет.
Сами надписи удалить не получится, могут пострадать древние рисунки.
Люди будто не понимают, что разрушают древние памятники истории и просто портят красивые виды.
А вот другой пример вандализма
Активисты за свои средства, за средства местных жителей очищают скалы от этих надписей. Это очень тяжелый труд. Надписи удаляются при помощи пескоструйного аппарата, который заряжен специальным абразивным порошком — купершлаком, подающимся под давлением. Краска под напором как бы отщелкивается. Таким образом удается справиться с любыми надписями. Оттереть надписи — это колоссальный труд, огромнейший. Тратится столько сил, времени и энергии! местное население крайне обеспокоено совершением на священных алтайских перевалах актов вандализма, несоблюдения традиций поведения в таких местах.
4. ПЕТРОГЛИФЫ
Республика Алтай — это богатейший музей древних наскальных рисунков. Название «петроглифы» произошло от греческого «петрос» — камень и «глифо» — писать. Древние люди изображали на скалах животных, которые их окружали. А так же изображения людей, вооруженных луком и стрелами, охотящихся на диких животных или сопровождающих домашних.
В современном мире есть те, которые берегут и ценят древнюю культуру. Пытаются напомнить о том, что к истории надо относиться бережно и запечатлевают петроглифы в современном искусстве. Так, например, в Новосибирске станция метро Сибирская украшена художественными панно. Одно из них называется «История Сибири». На этом панно изображены петроглифы, найденные в горах Алтая.
Одним из способов сохранения петроглифов является сокрытие информации. Археологи не раскрывают некоторые места скопления петроглифов на Алтае. Поскольку туризм для исторической местности — добро и зло одновременно. С одной стороны, это экономическая выгода, с другой — риск утраты уникальных памятников.
5.Национальный парк Уч Энмек
Есть и другой способ сохранения археологических памятников Алтая. Многие места в Алтайском крае считаются святыми и сакральными для алтайского народа. Так на древнем святом месте создали Каракольский природный парк "Уч Энмек". Сотрудниками парка были разработаны уникальные маршруты и экскурсии позволяющие туристам прикоснуться к тайнам и загадкам древнейшей цивилизации Алтая - Каракольской долине.
5.1.ПРИВЕТСТВЕННЫЙ КАМЕНЬ
Встречает нас в долине камень. На нем надпись «Обернись, — это наш священный камень. Он с кварцем, это минерал, который имеет память. Его установили здесь для защиты. В Каракольской долине у нас вообще все священное, мы верим, что здесь находится пуповина планеты». Таким образом нас предупреждают, что мы здесь в гостях, а в гостях принято вести себя уважительно к хозяевам дома.
5.2. ТРАДИЦИЯ ПРИВЯЗЫВАНИЯ ЛЕНТОЧЕК
На территории этого парка находится главное божество алтайцев - хозяин (ээзи) Алтая, обитающий на священной горе Уч-Сумер. ( По другим источникам Уч-Энмек). Они представляют его, как старика, облачённого в белые одежды. Именно с почитанием Ээзи Алтая связан древний обряд "кыйра буулар" - привязывание ленточек на перевалах.
Привязывают их на деревья - берёзу, лиственницу или кедр. Есть целый ряд требований для человека, желающего исполнить этот обряд. В частности, он должен быть чистым, в его семье в течение года не должно быть смертей. Ленту привязывают с восточной стороны, ни в коем случае нельзя вешать её на ель или сосну. Есть требования и по размеру самой ленты.
Цвет ленты также символичен: белый цвет - цвет молока, жизни, жёлтый - цвет солнца и луны, розовый - символ огня, голубой означает небо и звёзды, а зелёный - цвет природы в целом. Вешая ленточку, человек должен обратиться к природе через алкыши - пожелания мира, счастья и здоровья всем своим близким. Альтернативный вариант поклонения Алтаю в месте, где нет деревьев - выкладывание горки из камней.
5.3. КУРГАНЫ
Когда мы были в этой долине, экскурсовод рассказывал нам о раскопках двух курганов, которые мы там видели.
В могильных ямах, находились 10 лошадей в первом и 14 лошадей с уздами и седлами на берестяной подстилке — во втором. Пышное убранство отборных коней вождей племен Горного Алтая находилось в полном соответствии с пышностью переднеазиатского конского убранства. Хвосты двух лучших лошадей были обвиты длинной спиралью из полосы листового золота.
Сруб погребальных камер был выстроен до захоронения где-то в ином месте, после чего он был разобран по меткам и вновь собран непосредственно на дне могилы, куда брёвна (их около 300 ), имеющие проушины или кольцевые зарубки, опускались с помощью верёвок. Конструкция сруба бревенчатая, стенки одинарные. Представляет интерес технология сохранения брёвен от гниения. Их торцы древние строители оборачивали берестой. После того, как был выстроен потолок , на него укладывался войлок. Далее шла толщиной около полуметра, более 40 слоёв, берёзовая береста, снятая большей частью со старых стволов. Затем , толщиною 10—12 см помещался слой стеблей кустарника курильского чая.
5.2. ЗАГАДОЧНЫЕ КАМНИ.
Неподалеку от этих курганов стоят 2 каменные стелы, стоящие под наклоном, стоят в таком положении с момента установки, а угол наклона составляет 23,44 градуса, что соответствует наклону оси вращения Земли. Археологам не удалось понять, откуда здесь камни. Разобрались, что откуда-то привезли, то есть камни не из этих мест. А кто и откуда, неизвестно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Памятники – это не только архитектурные сооружения , но и традиции разных народов, природа и археология. Но и самое важное- это история. Каждый народ желает оставить своим будущим потомкам что–то в наследие. Посещение и изучение таких мест объединяют людей, дают им общую цель, помимо этого, люди узнают свою страну, свой регион. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой человек, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе Я хочу, чтобы люди бережно относились к своей истории и истории родного края, восхищались красотой природы .