Введение
Иркутск – город с богатой историей и культурой, особенностью которого является его многонациональность. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Иркутской области живут представители 156 национальностей, сообщает Иркутскстат. А это означает не только наличие в Иркутске и области людей разных национальностей, но и разнообразие культур, в том числе это свидетельствует и о поликонфессиональности города.
Сегодня от характера межнациональных и межконфессиональных отношений во многом зависят стабильность в обществе и его дальнейшее процветание. Сферу этноконфессиональных отношений на территории Российской Федерации регулируют около 30 нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней.
Однако далеко не всегда только наличие нормативно-правовых актов дает возможность добиться мира и дружбы между народами. Во многом это зависит и от воспитания, формирования толерантного отношения населения к представителям разных национальностей и религиозных конфессий. Добиться этого можно, проводя беседы с детьми, организацией мероприятий, направленных на развитие диалога культур в образовательных учреждениях г. Иркутска, организацией экскурсий и бесед с представителями разных религий. Думается, что развитие интереса к культуре, религии людей других национальностей, повышение осведомленности в этих вопросах создаст тот благоприятный климат в городе, который будет способствовать его развитию и взаимообогащению культур.
Все это позволило сформулировать цель работы: рассмотреть существующие в г. Иркутске религии и особенности культовых сооружений разных конфессий города.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
На основе анализа литературных и интернет-источников изучить особенности национального и религиозного состава населения г. Иркутска
Познакомиться с особенностями религиозных памятников архитектуры г. Иркутска, представляющих разные конфессии
Разработать, провести, проанализировать опрос на тему уровня осведомленности учащихся о разных религиях жителей г. Иркутска.
В ходе подбора материала для работы мною были изучены и тщательно отобраны различные источники. В основном это официальная статистика и сайты организаций, фигурирующих в данной работе.
Я собрала большое количество информации и лично побывала в культовых сооружениях, составляющих данное исследование.
I глава. Многоконфессиональный Иркутск
Иркутск – многонациональный город. Об этом свидетельствуют данные Всероссийской переписи населения 2010 года. В Иркутской области живут представители 156 национальностей. Русские - 91,4% жителей, 8,6% составляют представители следующих национальностей: буряты, украинцы, татары, белорусы, армяне, азербайджанцы, чуваши, киргизы, узбеки, таджики, немцы, мордва и другие народы. Из этого можно сделать вывод, что религиозные состав Иркутской области будет представлен всеми тремя мировыми религиями. Преобладающей конфессией является христианство, которое будет делиться на православие (основная религия русских, украинцев, белорусов, армян, чувашей, мордвы и др.) и католицизм (немцы, поляки), на втором месте окажется ислам: шииты (азербайджанцы) и сунниты (киргизы, узбеки, таджики и др.), затем по количеству верующих располагается буддизм, который является главной религией для бурятов и тувинцев. В настоящее время в Иркутской области 283 религиозных объединений официально зарегистрированы в Управлении Федеральной регистрационной службы по Иркутской области. Религиозные объединения региона относятся к 21 конфессии, сообщает Правительство Иркутской области. По данным Управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям от 2016 года в Иркутской области православие исповедуют 58% населения, ислам – 2%, буддизм – 1%, язычество – 0,3%, католичество – 0,2%, старообрядчество – 0,2%, неверующие – 14%, религиозность вне вероисповеданий – 21,5%, другое – 2%
II глава. Основные религии Иркутска
Христианство — самая крупная мировая религия. Приверженцев около 2,4 млрд, в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община. Название произошло из греческого языка от слова “мессия”.
Христианство принимает ветхозаветную традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Священным писанием выступает Библия.
Христианство зародилось в I веке в Палестине, в среде иудеев в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма, и уже в первые десятилетия своего существования получило распространение среди греко-римлян Сирии.
До V века распространение христианства происходило главным образом в пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, восточная Сирия, Эфиопия), в дальнейшем — среди германских, славянских, балтийских и финских народов. В новое время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров, сделавших данную религию самой распространённой в Северной и Южной Америке, Австралии, а также распространённой в Африке.
Раскол христианской церкви произошел в 1054 году. Церковь разделилась на Римско-Католическую (центр в Риме) и Православную (центр в Константинополе). Причинами стали, среди прочего, разногласия по догматическим, каноническим, литургическим и дисциплинарным вопросам.
Протестантизм возник в Европе в 1-й половине XVI века как отрицание и оппозиция средневековым институтам Римско-католической церкви. Протестантизм как идеология и международная историческая сила оформился, когда Мартин Лютер и Жан Кальвин возглавили массовое движение против духовной монополии католицизма.
католицизм — около 1,2 млрд верующих;
протестантизм — около 800 млн;
православие — около 280 млн;
древневосточные православные церкви, древневосточная Ассирийская церковь Востока — 70—80 млн.
Первым правителем Киевской Руси, официально принявшим христианство в 957 году, стала княгиня Ольга. Согласно «Повести временных лет», до крещения имело место «испытание вер». К князю приходили представители разных религий и рассказывали о них. Выбор Владимира пал на христианство по греческому обряду. В 988 году киевский князь Владимир Святославович принял решение креститься от Константинопольской церкви. После чего, в царствование императоров Василия II и Константина VIII, присланное Константинопольским Патриархом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и Почайны.
Древнейшим католическим храмом на Руси были храм св. Олафа в Великом Новгороде (XI—XII век), построенный купцами с Готланда. В настоящий момент в России насчитывается от 200 до 600 тысяч католиков.
В Сибири католики стали появляться с конца XVII в. Бóльшая часть их прибывала в качестве ссыльных жители польско–литовских земель, пленных первой мировой войны. Большой прилив католиков вызвало строительство Транссибирской магистрали, создавшее много рабочих мест. Аграрная реформа Столыпина вызвала переселение больших масс людей с Запада. В 1812 г в Сибирь были вызваны монахи ордена иезуитов. По прибытии в Иркутск отцы–иезуиты построили маленькую деревянную часовню и начали серьезную пастырскую работу. Один священник всегда находился в Иркутске, остальные разъезжали по губернии, посещая католиков в местах их пребывания. В 1814 г. на территории Иркутской губернии насчитывалось 1226 католиков
Ислам или мусульманство (в переводе с арабского – покорный богу) — самая молодая и вторая по численности приверженцев (1,8 млрд) мировая, а также монотеистическая авраамическая религия. Мусульмане проживающих в более чем 125 странах мира. В 28 странах ислам является самой распространенной или государственной религией.
Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком.
Ислам возник в начале VII века в Западной Аравии, в Мекке, где господствовало язычество. Мухаммед происходил из племени курайшитов, был пастухом, занимался караванной торговлей. В 610 году объявил себя посланником и пророком Аллаха и начал проповедовать в Мекке новую религию, названную им исламом. Однако мекканская знать отнеслась к его идеям враждебно. В 622 году Мухаммед вместе с немногочисленными приверженцами бежал в Медину. Там он сплотил вокруг себя арабское население города и создал первую мусульманскую общину. После завоевания мусульманами Мекки в 630 году ислам стал общеарабской религией, а Мекка превратилась в центр ислама. Завоевательные войны, которые вело первое исламское государство привели к распространению ислама в странах Передней и Средней Азии, Северной Африки, части Индии, Закавказья.
В 657г. ислам распался на три основных направления. Первоначально причиной раскола стал вопрос о верховной власти в мусульманской общине. Сунниты считали, то правителем может быть только человек, принадлежащий семье пророка Мухаммеда, а шииты утверждали, что главой общины может стать любой ее член.
Большинство мусульман (85—90 %) составляют сунниты, остальные — шииты, ибадиты. Сейчас шииты составляют большинство в Иране, Азербайджане, Ираке и Бахрейне.
Независимые мусульманские государства на территории современной России существовали около тысячи лет, а также мусульмане проживали и на территории христианских государств.
В период Золотой Орды (1312—1480) христианские княжества находились в зависимости от мусульманских ханств. После объединения русских земель Иваном III часть мусульманских ханств стала находиться в зависимости от России, а часть была присоединена.
Миграция татарского населения в разное время привела к тому, что переселенцы из Поволжья приносили с собой свою национальную культуру и религию – ислам. Первые мусульманские общины образовались в Иркутском уезде в деревнях Биликтуй и Новоямская (ныне - Пивовариха). На территории нынешнего Чунского района строились мечети. В 1866 году в Иркутской губернии проживало 2402 мусульманина.
Буддизм ( «Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение о духовном пробуждении возникшее в середине I тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Различные исследователи определяли буддизм по-разному — как религию, философию, этическое учение, культурную традицию. В мире насчитывается более 500 млн. буддистов.
Будда — титул существа, обретшего «высшее состояние духовного совершенствования», которое нашло путь прекращения неудовлетворённости и страдания
В буддизме Бог — это все живое, божественная сущность, которая проявляется и в человеке, и в животном, и в природе. В отличие от других религий, здесь нет очеловечивания Бога.
Буддизм возник территории Индии в среде шраманов, странствующих аскетов и отшельников. Принц Сиддхатрха Гаутама в 29 лет стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой.
45 лет Будда проповедовал своё учение, за это время оно распространилось во множестве стран Азии. Дхарма (учение Будды) распространялась и по караванным тропам Великого Шёлкового пути.
В настоящее время буддизм распространён в странах Азии и Дальнего Востока. Он является государственной религией Бутана, Камбоджи, Лаоса, Мьянмы и Таиланда.
В буддизме существует три направления: тхеравада — «учение старейшин», махаяна — «великая колесница» и ваджраяна — «алмазная колесница».
Первые свидетельства о существовании буддизма на территории современной России относятся к VIII веку н. э. Они связаны с государством Бохай, которое занимало часть сегодняшних Приморья и Приамурья. Бохайцы, чья духовная культура испытывала большое влияние соседних Китая, Кореи и Маньчжурии, исповедовали буддизм одного из направлений Махаяны.
Буддизм в его тибетской форме существует в России с начала XVII века, когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство.
С XVII века тибето-монгольская форма буддизма распространяется и в Бурятии, — сюда его принесли монгольские и тибетские ламы, спасавшиеся от политических событий у себя на родине.
В 1914 году под протекторат России перешёл Урянхайский край (ныне — Республика Тыва), где были давние буддийские традиции ещё с XIII века.
В Иркутскую область буддизм проник посредством тесного контакта с соседней Бурятией.
Глава III. Исследование общественного мнения (Приложение 1)
Для подтверждения актуальности выбранной мною темы был проведен социальный опрос среди учеников лицея №3. При составлении опроса меня интересовали знания респондентов о религиозном составе Иркутска и о храмах города. Для этого был составлен ряд вопросов с выбором ответа и вопросы, предполагающие краткий ответ.
Анализируя данные, полученные в ходе социального опроса (Приложение 2), я сделала следующие выводы:
Ученики хорошо осведомлены о религиях, которыми представлен город Иркутск. На вопрос «Какими религиями представлен Иркутск?» опрошенные могли выбрать несколько из приведенных самых распространённых религий. Большинство отмечали те религии, которые действительно распространены в городе. 100% (71 чел.) назвали христианство, 80% (57 чел.) отметили ислам, 79% (56 чел.) - буддизм и 46,5% (33 чел.) - иудаизм.
Также многие ученики ответили, что знакомы с иркутскими храмами. 90% респондентов (64 чел.) слышали о Казанской церкви, 84,5% (60 чел.) – о Спасской церкви, 77,5% (55 чел.) – о синагоге. Самым неизвестным для опрошенных стал Знаменский монастырь, о нем слышали лишь 55% (39 чел.)
Следующий вопрос был «Какие из этих храмов вы посещали?». Варианты ответа были предложены те же, что и в предыдущем вопросе. Здесь мы можем заметить, что первые четыре позиции заняли православные храмы, что объясняется наибольшей распространенностью данной конфессии в России. Отсюда мы можем сделать вывод, что ученики гораздо меньше знакомы с религиями, представляющими меньшинство в Иркутске.
Далее были заданы более конкретизированные вопросы с целью узнать реальные знания школьников о некоторых особенностях религий и осведомленность о местоположении храмов в городе. Оказалось, что примерно равное количество опрошенных ответили «Да» (30 чел.) и «Нет» (32 чел.) на вопрос «Знаете ли вы, где расположен Иркутский дацан?». Аналогичный ответ был задан про Спасскую церковь. Здесь большинство, 49% (35 чел.), ответили «Да». Следующие вопросы не включали в себя вариантов ответа. Правильно назвали улицу, на которой находится Казанская церковь лишь 42% (30 чел.). 45% (32 чел.) опрошенных назвали синагогу храмом иудеев. На вопрос «Представители какой религии посещают мечеть?» абсолютное большинство – 82% (58 чел.) – дали правильный ответ. Меньше всего верных ответов было дано на вопрос о кафедральном соборе Иркутской епархии. На этот вопрос ответило лишь 7 человек, несмотря на то, что согласно результатам первого вопроса, кафедральный собор Богоявления посещали 25% участников опроса (35 чел.).
В последнем вопросе 70% (50 чел.) ответили, что им было бы интересно узнать больше о храмах Иркутска, что подтверждает заинтересованность школьников в данной теме.
Таким образом, опрос показывает, что у школьников имеются лишь обрывочные знания о религиозных объектах Иркутска, несмотря на то, что многие храмы им знакомы и во многих они бывали. Это доказывает актуальность нашей темы.
IV глава Религиозные сооружения Иркутска
Польский костел (Приложение 3)
Полное название - Церковь Успения Девы Марии, но, так как строительством занималась польская община, храм больше известен под названием Польский костел. В 1819 на должности католических священников в Иркутск прибыли члены бернардинского ордена. Они добились разрешения на постройку в городе первого здания католического храма. Выстроенный к концу 1825 костёл представлял собой одноэтажное деревянное здание, стоявшее на том же самом месте, где позже был возведен каменный костёл. Деревянный костёл сгорел во время иркутского пожара 22-24 июня 1879. Проект каменного костёла был разработан гражданским инженером Юзефом Тамулевичем, который в то время являлся старшим архитектором Строительного отделения Главного управления Восточной Сибири. К концу 1884 строительство, в основном, было завершено.
С окончательным установлением советской власти в Иркутске для римско-католической общины наступили не лучшие времена. Поляки долгое время пытались отстоять свои права, но Президиум Горсовета в 1930 г. постановил «ликвидировать Иркутскую Римско-Католическую Общину». В здании костёла разместилась Восточно-Сибирская студия кинохроники. Здание не подверглось внешним разрушениям, хотя изнутри было перестроено до неузнаваемости.
В 1978 в воссозданном здании католического храма был открыт филармонический зал с последующей его концертной и гастрольной практикой. В нем был установлен специально спроектированный концертный орган немецкой фирмы. В конце 90-х результате компромиса с городскими властями: на основе временного договора между Иркутской областной филармонией и католическим приходом осуществляется совместное использование помещения католического храма. На первом этаже двухэтажного здания костела размещается постоянно действующая часовня для совершения ежедневной литургии. А также построен большой кафедральный римско-католический собор Непорочного Сердца Божией Матери в Глазково. Сейчас несколько раз в неделю органный зал дает концерты органной музыки.
Костел, находясь рядом со старинными Спасской и Богоявленской церквями, выглядит необычно. Высокая башня в готическом стиле над зданием костела, с одной стороны длинный забор из металлических решеток, с другой ажурные чугунные решетки на каменном основании.
Храм во имя Спаса Нерукотворного Образа (Спасская церковь) (Приложение 4) — православный храм в Иркутске, расположенный на территории утраченного Иркутского кремля в историческом центре города. Второе каменное сооружение Иркутска после Приказной избы, возведенной в 1706 году. Деревянная Спасская церковь была построена в 1672 г. и сгорела в 1716 г. Существующая каменная церковь заложена в 1706 г. Спасская церковь — единственная в Сибири, на внешних стенах которой имеются росписи (начало XIX века).
С установлением Советской власти, в 1931 г. Спасская церковь была закрыта для богослужения и приспособлена под сапожную мастерскую. С нее сбросили все 6 колоколов, отправили их на переплавку и хотели взорвать вместе с Казанским кафедральным собором, но этого не случилось.
В 1960-х гг. снова вынесли вопрос о ее ликвидации. В качестве эксперта из Москвы прибыла архитектор Галина Оранская. Осмотрев объект, она пришла к иным выводам: уникальное сооружение надо реконструировать и присвоить ему статус памятника республиканского значения, что и было сделано в 1960 г.
Работавшая под руководством Оранской бригада смогла обновить наружную роспись стен. Ранее она была забелена и зацементирована. С восточной стороны собора нанесены три композиции. Первая посвящена процессу крещения местного населения, вторая — крещению Христа, а заключительная — процедуре приобщения к лику святых. Южная стена храма украшена изображениями святых, которым посвящены его приделы. На стене апсиды нарисован лик Спаса, на старой части церкви нарисован Никола Мирликийский, ниже расположился Митрофан Воронежский. Реставрация завершилась в 1979 г., и памятник был передан в распоряжение Иркутского областного краеведческого музея. Здесь открылся выставочный отдел музея. И только в 2006 г. музей передал ключи от Спасской церкви представителям иркутской епархии. Сейчас храм выполняет свои обычные функции.
Облик одного из первых каменных сооружений Иркутска воплощал черты стиля, свойственного посадским храмам Древней Руси: двухэтажный четверик для проведения служб без столпов внутри, примыкающие с разных сторон трапезная и полукруглая апсида, а также лаконичность и монолитность внешнего вида. Несмотря на изменения, вносившиеся веками, и сегодня ансамбль церкви сохраняет созданный в начале XVIII в. силуэт.
Иркутский дацан (тиб. Рибо гэжэй намжал чойдублин – «Вершина добродетелей процветания победоносного Учения») (Приложение 6) — храмовый комплекс, относится к религиозной организации Буддийская традиционная Сангха России.
Иркутский дацан — один из самых молодых буддийских храмов России. Община буддистов в Иркутске существовала с XIX века, но ютилась в не приспособленном для служб деревянном доме. В 2005 г. община выбрала из 10 мест парк в Рабочем. Биликто-лама объяснил выбор места следующим образом: «Дацан должен смотреть на юг, под углом 90 градусов его должна пересекать река».Иркутский дацан еще совсем молодой, и здесь не хватает Цогчен дугана — основного храма. Главная святыня будет возвышаться на три этажа и украсит ее большое изваяние Будды. А пока службы и молебны проходят в Сахюусан дугане — храме покровителя.
Иркутский дацан посещают туристы и местные жители самых разных вероисповеданий. Сейчас в центре соснового парка стоит компактный трехъярусный храм в стиле древнекитайской пагоды: края крыш загнуты вверх, высокое крыльцо с верандой ведет в просторное внутреннее помещение. По обеим сторонам от входа — статуи львов на постаменте. Интерьер красочный: на бирюзовых стенах висят яркие картины, много позолоты. Крышу второго здания венчает колесо дхармы, символизирующее Восьмеричный путь, ведущий к нирване, и фигурки лам. Снаружи дома находятся четыре больших молитвенных барабана. Ежедневно ламы проводят молебны.
В полностью завершенном виде дацан предстанет через 30-50 лет. Всего планируется возвести 15 сооружений, установить еще семь ступ и высадить фруктовый сад с деревьями. Почетное место в саду займет священное дерево бодхи, под которым, согласно преданию, Будда достиг просветления.
Соборная мечеть (Приложение 7) основана татарскими купцами — братьями Захидуллой и Шафигуллой Шафигуллиными в 1897 г. Они целых 7 лет добивались разрешения на строительство. Сразу после возведения деревянной мечети начался сбор средств на строительство каменного здания. К 1905 г. была сооружена каменная постройка с высоким минаретом. Иркутская мечеть признавалась одной из лучших в России. Во времена сталинской эпохи мусульманская, как и многие другие религиозные общины, подверглась гонению. Мечеть была закрыта, здесь разместили жилые помещения, затем склады и овощехранилище. В этот же период был разобран минарет, который восстановили только в 2012 году. В конце 1980-х гг. в усадьбе произошел пожар, в результате которого пострадали внутренние постройки. Возрождение началось середины 1990-х гг. Было принято решение о реставрационных работах. Сейчас Соборная мечеть – памятник архитектуры федерального значения.
В основу ее проектного решения легли образцы каменных мечетей Среднего Поволжья, в частности Казани, отличающиеся своеобразием влияния европейской и православной архитектуры. Это выразилось как в архитектурной деталировке, так и в общей композиции, со строгой симметрией и развитостью продольной оси, вдоль которой последовательно расположены основные ее элементы. Стилистика постройки заимствовала как образы древних культовых сооружений также черты эпохи эклектики и модерна. В образе минарета прослеживается влияние архитектуры мечетей Турции и Египта.
На улице Крала Либкнехта мы наблюдаем необычное соседство: всего в десяти минутах ходьбы от мечети расположилась иркутская синагога.
Иркутская синагога (Приложение 8) — старейшая в России действующая синагога. Построена по проекту иркутского архитектора В. А. Кудельского в апреле 1878 года, но уже летом того же года была уничтожена пожаром. В 1882 году было закончено ее восстановление.
Строительство синагоги до и после пожара обошлось в 77000 рублей. Это колоссальная для иркутской общины того времени цифра. Основные суммы были получены путем добровольных пожертвований и от продажи мест в синагоге в вечное владение. Всего синагога пережила 3 крупных пожара, самый значительный из которых произошел 27 июля 2004 года, то есть в национальный день траура еврейского народа.
Синагога была очень востребована в конце XIX — начале XX вв. Все предписанные религией обряды, такие как обрезание младенцев, изготовление мацы, свадебные и похоронные ритуалы и т. п., проходили в ней. Евреи, проживающие далеко от Иркутска, стремились попасть в город, чтобы совершить тот или иной обряд.
После установления в Иркутске Советской власти здание синагоги было изъято из собственности Иркутской еврейской общины. К концу 1933 г. здание было передано Горсовету. Во время и после войны в здании синагоги находились общественные организации: проектная организация, один из филиалов Мединститута и др. В 1992 г. в Иркутске была воссоздана еврейская религиозная община, а в следующем году здание синагоги было официально передано еврейскому религиозному обществу.
Двухэтажное здание построено в форме буквы «Т», декор фасадов необычный за счет сочетания разных форм: фронтоны треугольные, окна и двери выполнены в виде арок; первый этаж украшают горизонтальные контрастные полосы, а второй — вертикальные, имитирующие колонны. Это выглядит особенно выразительно благодаря сочетанию бирюзового и молочного цветов. Внутреннее убранство скромное, помимо молитвенного зала, здесь есть библиотека, кухня и столовая, компьютерный класс, комнаты отдыха.
Заключение
Иркутск – город с богатой и интересной историей. Разнообразный национальный и религиозный состав города это подтверждает. Но мало что может так полно и точно рассказать о традициях, культуре и истории города, страны или целого народа, как особенности вероисповедания. Иркутск представлен всеми крупными конфессиями, и узнавая о них, мы узнаем и об истории всего города, его жителях.
Данная работа позволяет познакомиться с религиозными особенностями и культурой представителей конфессий, которыми представлен наш город, получить историческую справку о культовых религиозных сооружениях Иркутска.
Список литературы
Энциклопедия и новости Приангарья [Электронный ресурс] – режим доступа: http://irkipedia.ru/
Экскурсии по Иркутску [Электронный ресурс] – режим доступа: https://tonkosti.ru/
Буддизм в 9 вопросах [Электронный ресурс] – режим доступа: https://arzamas.academy/mag/599-buddha
Что такое буддизм – первое знакомство с учением Будды [Электронный ресурс] – режим доступа:https://o-buddizme.ru/osnovy-buddizma/chto-takoe-buddizm
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области [Электронный ресурс] – режим доступа: https://irkutskstat.gks.ru/
Храм во имя Спаса Нерукотворного Образа [Электронный ресурс] – режим доступа:https://spashram-irk.ru/
Польский костел. 10 знаковых мест Иркутска [Электронный ресурс] – режим доступа:https://www.ogirk.ru/2010/10/08/polskikostel/
Казанская церковь в Иркутске [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.kp.ru/russia/irkutsk/mesta/kazanskaya-tserkov/
«Я работаю в иркутском дацане» [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.the-village.ru/business/wherework/371425-datsan
Иркутский дацан «Намжал Чойдоблинг» [Электронный ресурс] – режим доступа: https://sangharussia.ru/datsans/irkutskij-datsan-namzhal-chojdobling
Иркутское Еврейское религиозное объединение [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.jewishirk.com/
Приложение
Приложение 1
Опрос на тему «Религии Иркутска»
О каких религиях вы слышали?
1)Христианство 2) Даосизм
3) Индуизм 4) Буддизм
5) Сикхизм 6) Иудаизм
7) Ислам 8) Спиритуализм
9) Другое: ______________
О как вы думаете, какими религиями представлен город Иркутск?
1)Христианство 2) Даосизм
3) Индуизм 4) Буддизм
5) Сикхизм 6) Иудаизм
7) Ислам 8) Спиритуализм
9) Другое: ______________
О каких иркутских храмах вы слышали?
1) Синагога 2) Дацан
3) Польский костёл 4) Знаменский монастырь
5)Собор Богоявления 6) Соборная мечеть
7)Спасская церковь 8) Казанская церковь
9) Другое: ______________
Какие из этих храмов вы посещали?
1) Синагога 2) Дацан
3) Польский костёл 4) Знаменский монастырь
5)Собор Богоявления 6) Соборная мечеть
7)Спасская церковь 8) Казанская церковь
9) Другое: ______________
Знаете ли вы где расположен Иркутский дацан?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Знаете ли вы как добраться до Спасской церкви?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
На какой улице находится Казанская церковь?
Ответ:______________
Какой собор является кафедральным для Иркутской православной епархии?
Ответ:______________
К какой конфессии относится синагога?
Ответ:______________
Представители какой религии посещают мечеть?
Ответ:______________
Было ли бы вам интересно узнать о культовых религиозных сооружениях Иркутска?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Приложение 2
Результаты анкетирования учеников Лицея №3
12
24 30
32 30
9
1,4%
,…
1,4%
,…
5,6%
,…
46,5%
,…
45,1%
,…
1,4%
,…
1,4%
,…
2,8%
,…
4,2%
,…
1,4%
,…
45.1%
,…
1.4 %
,…
42,3%
,…
76,1%
,…
4%
,…
7%
,…
1,4%
,…
1,4%
,…
9,9%
,…
15,5%%
81,7%
1,4%%%
1,4%
7 14
50
Приложение 3
Польский костёл
Рисунок 1 Польский костел |
Рисунок 2 В 1978-1990 в воссозданном здании католического храма был открыт филармонический зал. Приложение 4 |
Спасская церковь
Рисунок 2 Спасская церковь, на переднем плане часовня Рисунок 3 Внешние росписи церкви
Приложение 5
Собор Богоявления
Рисунок 4 Собор Богоявления Рисунок 5 Собор Богоявления, начало XX века
Приложение 6
Иркутский дацан
Рисунок 9 Иркутский дацан Рисунок 10 Дацан внутри
Приложение 7
Соборная мечеть
Рисунок 11 Соборная мечеть Рисунок 12 Деревянное здание соборной мечети, 1884 г.
Приложение 8
Иркутская синагога
Рисунок 13 Иркутская синагога Рисунок 14 Синагога внутри