Народные промыслы: из прошлого в настоящее

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Народные промыслы: из прошлого в настоящее

Куляпина Д.А. 1
1МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школы»
Юдина Т.И. 1
1МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школы»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Земля наша испокон веков славилась людьми, творящими яркое, самобытное искусство. У каждого народа есть своя история, которая характеризует не только уклад жизни, традиции, но и отражает суть определенного народа. [1]

Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Оно не поддаётся моде, не зависит от неё. Оно традиционно, открыто выражает идеалы красоты, живущие в душах русского народа, и это есть прямое непосредственное свидетельство его талантливости.

Мне всегда было интересно рассматривать предметы ручной работы на выставках, ярмарках и в музее. Но однажды в районной библиотеке меня привлекла книга Елены Ожич «Ремёсла русского народа» [3]. В ней рассказывалось о деревнях и посёлках, которые известны всему миру, благодаря народным промыслам. Это города Гжель, Хохлома, Жостово (Приложение 1). В этих населённых пунктах делают очень красивые вещи. Расписывают их вручную. Делают их из разных материалов. Такой интересной работой занимаются не только взрослые, но и дети. И мне стало интересно, какие же еще виды народных промыслов есть у нас в России.

Ярешила провести исследовательскую работу на тему: «Народные промыслы Частинского района».

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что особенностью настоящего времени является сохранение, изучение, развитие и популяризация самобытной культуры, формирование интереса и уважения подрастающего поколения к культуре, истории и традициям своего народа; возрождение и развитие традиционных промыслов и ремесел. Я считаю, что человек должен знать историю, традиции и обычаи того места, где он живет.Так же 2020 год объявлен годом народных промыслов и ремёсел.

Практическая значимость: данная работа рекомендована учителям, воспитателям для проведения мероприятий, классных часов с обучающимися и родителями.

Гипотеза: знакомство с мастерами народных промысловЧастинского района, Пермского края позволит мне почувствовать гордость за своих односельчан.

Цель: изучение народных промыслов Частинского района.

Задачи:

1.Прочитать книги, справочники, журналы, в которых рассказывается о народных промыслах;

2.Выявить мастеров Частинского района, занимающихся различными народными промыслами;

3.Выполнить практическую работу.

Объект исследования: народные промыслы.

Субъектисследования: творческие работы мастериц Частинского района.

Для достижения цели исследования нами были использованы следующие методы:

- беседа с мастерами-умельцами, библиотекарями, одноклассниками;

- экскурсия;

- фотографирование.

Исследование проводилось в Частинском районе с ноября 2021 г. по ноябрь 2022 года.

Основная часть

Глава I.

Что такое «Народные промыслы»?

С незапамятных времен Россия славилась своими народными промыслами. Промысел — это особый вид творчества. Вещи, которыми люди каждый день пользовались в своей обычной жизни, украшались живописцами как настоящие произведения искусства. Помимо росписи, существуют и другие виды народных промыслов: ткачество, вышивка, лоскутное шитье, кружевоплетение, гончарное дело, кузнечное мастерство,  глиняная и деревянная игрушки, куклы – обереги и др.[1]. Каждый народный промысел был выдержан в собственном индивидуальном стиле, который появился благодаря истории того или иного региона, его обычаев и традиций. При этом через все народные промыслы проходит единая нить, связывающая все народы нашей страны на протяжении многих поколений.Самые разные народы мира накопили своеобразный творческий опыт. С народными промыслами тесно связаны такие понятия, как «декоративно-прикладное творчество народа», «народные художественные промыслы», «народные промыслы и ремесла» и так далее [2]. Народные промыслы зародились в далекие времена. Издавна крестьяне занимались промыслами - занятиями, которые могли обеспечить доход для жизни крестьянской семьи.

В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова оно объясняется как ремесло – занятие, изготовление изделий ручным способом. Промысел – мелкое ремесленное производство. Существительное  «промысел» происходит от глагола «промышлять» и означает «жить ремеслом» (ремесло-изготовление предметов ручным способом) [4]. В далекие времена, когда еще нигде не было ни заводов, ни фабрик, люди для повседневной жизни все необходимое создавали собственными руками: и посуду, и игрушки, и одежду.

1.2 Особенности народных промыслов.

1.Народные промыслы – это результат творческой деятельности конкретных мастеров, которые передают свой опыт от поколения к поколению. 

В наши дни создание изделий народных промыслов осуществляется в различных художественных мастерских, галереях, домах народного творчества. В прежние времена мастерство изготовления народных промыслов особенно ценилось. Поэтому секреты ремесленного производства раньше держались в тайне (например, как украшать и обрабатывать дерево, как шить обувь, с помощью каких приспособлений ткать кружево или каким образом обрабатывать шкуру животных). Сегодня эти секреты представляют собой часть культурного наследия того народа.

2.Народные промыслы имеют тесную связь с местом своего появления, (Городец, Гжель, Ростов, Вологда и пр.) [3].

Народные промыслы неотделимы от места, в котором они зародились, поэтому в их названии нередко присутствует указание на это место. Так, производство посуды Гжель появилось в поселениях Гжельской волости, которая относилась ранее к Московской губернии. Тогда как павловопосадские платки появились в Павловском Посаде, тульские пряники – в Туле, вятская игрушка – в Вятке, вологодское кружево – в Вологде.

3. Народные промыслы основаны на художественной обработке различных материалов (кожа, дерево, камень, береста, металл, глина и пр.)

Художественная обработка природных материалов в рамках народного промысла осуществляется с помощью красок, покрытий, плетений, обжига и так далее. В декорировании народных промыслов используются определенные линии, размеры, пластика, изображаются конкретные объекты (например, круги, птицы, цветы) и т.д.

Виды народных промыслов.

Все многообразие народных промыслов можно разделить на несколько видов в зависимости от:

обрабатываемого материала (например, стекло или кожа);

по функциям изделий (например, игрушки, бытовая утварь и пр.);

по технике обработки материалов (например, вышивка, роспись, ткачество и пр.).

Ткачество

Ткачество - одно из древнейших ремёсел [5], (Приложение 2). На территории нашей страны люди научились ткачеству в IV тыс. лет до н.э. В Древней Руси ткачество было домашним занятием. В деревне ткацкие станки стояли в каждой избе.Женщины мастерили в любой свободный час, особенно зимой.

Ближе к зиме крестьянки начинали ткать холсты. В каждой избе устанавливался ткацкий станок - «кросна» [5].  Ткать умели почти всё, еще девчонками выучились у матерей. Ткацкий станок устанавливали дома в передней комнате (так в старину называли самую большую комнату в которой принимали гостей). Обычно ставили между печкой и окном. В те времена электричества не было и ткачихам приходилось выбирать самое светлое место в комнате. Свет падал от окна и в тоже время от печки. В основном ткачеством занимались поздней осенью и до ранней весны»

Половики обычно были вытканы широкими полосами разного цвета. Но ярких цветов не было. В половиках использовались больше серые, синие, коричневые нитиЗа день опытная мастерица, работая не отрываясь, могла наткать до трёх метров. В настоящее время данный вид народного промысла имеет большую популярность. Домотканные половики пользуются большим спросом.

Знакомство с историей возникновения вышивки [2], [3]

Этим видом рукоделия владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе. И считалось обязательным. В начале 18 века стала привычным занятием крестьянских девушек.           В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. Уже с 5 – 6 лет девочки начинали учиться рукоделию у своих матерей, бабушек. К 13 - 15 годам они должны были приготовить себе приданое. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты.  Одних только полотенец надо было приготовить не менее сорока. Самое нарядное, большое доставалось жениху, другими одаривалась его родня. Девичьими трудолюбивыми руками украшались верхняя одежда, рубашки, передники, рукавицы, обувь, пояса.

Современная вышивка представлена самыми разнообразными узорами: мультипликационные герои, растения, ягоды, животные, а также всевозможные символы из телевизионных передач.

В 19 веке вышивка крестом стало страстным увлечением всех женщин. Ведь вышивать стало гораздо удобнее и интереснее: развивалась текстильная промышленность, появлялись новые удобные для вышивки ткани, нитки, стали выпускаться журналы с цветными схемами вышивки. Вышивку изучали даже в школах. В 19 векепоявилась канва для вышивки крестиком. Массовыми тиражами издавались книги по вышивке крестом, открывались фирмы, специализирующиеся на изготовлении приспособлений для вышивки. Так продолжалось до конца 19 века. В начале 20 века модными стали другие виды вышивки. Например, белая вышивка по белому, ришелье, гладь и прочее. Так продолжалось до конца Великой Отечественной войны. А в 1980 году вышивка крестом "возродилась". И стала популярной среди всех женщин по всему миру!

Куклы – обереги [6], [7]

В истории каждого отдельного народа обереги занимают важное место.

Славянские куклы имели одну особенность: они не имели лица. Чтобы не создавать опасность для конкретного человека, куклы делались безликими.

Самыми распространенными куклами оберегами считаются следующие:

Крупеничка – оберег на сытость и достаток.

Кубышка-травница – на очищение атмосферы и энергетики в дом.

«Масленица» - личный оберег.

Это далеко не весь перечень обережных кукол, которыми пользовались наши предки. В наши дни, куклы - обереги помогут защититься от различных неприятностей и сделать жизнь счастливее и спокойнее.

Кубышка—травница - хранит здоровье всех членов семьи. Она призвана защищать от болезни и помогает в  выздоровлении. Как следует из названия, одним из элементов для создания этой куклы являются целебные травы.

Зерновушка (Крупеничка) - хранительница достатка, покровительница урожая. Для ее наполнения отбирались самые лучшие зернышки. Предполагалось, что именно такое зерно, как внутри Крупенички, должно было в преимуществе уродиться в следующем году. Изготавливается куколка осенью, после сбора урожая, а весной, перед севом.

Масленица- по легенде Масленица жила на Севере, была дочкой Деда Мороза и Метелицы. Однажды, человек увидел хрупкую девочку, прячущуюся за огромными сугробами, и попросил помочь уставшим от долгой зимы людям согреть и развеселить их. Масленица согласилась и, превратившись в здоровую, румяную девушку, с блинами, хохотом и плясками заставила людей позабыть о зимнем ненастье.

Кукла Масленица является обязательным атрибутом весёлого народного гуляния – проводов зимы.

Глава II Народные промыслы жителей Частинского района

Мы провели исследование  среди обучающихся 4а класса нашей школы, из которого узнали, знает ли новое поколение об увлечениях и занятиях своих родственников.

Анкетирование.

Таблица 1.

Вопросы

обучающиеся

Да

Нет

Затрудняюсь

1.

Знаете ли Вы, что такое «Народные промыслы»?

-

-

22 об./100%

2.

Умеют ли Ваши мамы или бабушки шить, вязать, вышивать …..?

20 об./ 80%

-

2 об./10%

Вывод: из таблицы 1 видно, что  понятие «Народные промыслы» обучающимся 4а класса не знакомо, но знают об увлечениях бабушек и мам 80%обучающихся. 

Опыт 1.Клещина Зоя Васильевна - мастерица деревни Кленовая, Частинского района. Зоя Васильевна показала половики и полотенца, вытканные на ткацком станке. Он ей достался от её мамы. Клещина З.В. ткачеством занимается с 2005 года. Имеет Почётную грамоту за участие в Пермской ярмарке – выставке. Изделия кленовской мастерицы пользуются спросом за пределами Частинского района. Зоя Васильевна показала технику ткания половиков. Материалом для ткачества половиков служат нити и ткань. Ткань режется или рвётся длинными полосками, шириной 1, 5 – 2 см по основе. При необходимости ленты сшиваются или скручиваются. Ленты наматываются на уток (челнок, большая игла), который продевают между нитями, затем бердом подвигают ленты.

Опыт №2. Панькова Нина Васильевна, работает вахтёром в МБОУ «Частинская средняя школа». Нина Васильевна вышивает картины крестиком. Картинами она оформляет интерьер своей квартиры. Все творческие работы расположены по коллекциям: «Цветы», «Животные», «Природа с постройками». Нина Васильевна занимается вышивкой не только потому, что это модно, но и по велению души. Ведь это занятие позволяет ей реализовать свои творческие способности, дарит радость и душевное равновесие.

Опыт №3.Мастер – класс «Вышивка крестом» (Приложение 4). Юдина Татьяна Ивановна – учитель начальных классов. Татьяна Ивановна показала мне азы этого мастерства. Мне стало интересно заниматься вышивкой. Я поняла, что это кропотливый и упорный труд. Первая моя работа - это маленький букетик цветов. Я продолжаю в свободное время заниматься вышивкой.

Техника вышивания

Название операции

Описание операции

Инструменты и материалы

1.

Подготовка к работе.

Определить схему рисунка, которую будем вышивать.

Схемы.

2.

Определяем на канве центр.

Сгибаем ткань пополам по вертикали, затем по горизонтали и отмечаем центр.

Канва, карандаш

3.

Выбираем пяльцы.

Подбираем по размеру рисунка. На маленький круг кладём канву и сверху прижимаем большим кругом.

Пяльцы

4.

Крепим нить.

Из мотка «Мулине» отделяем нить в 2 сложения. Узелок не делаем.

Нитки различного цвета

Опыт №4. Мастер – класс «Изготовление куколки «Масленица»(Приложение 5).Исаева Наталья Петровна– преподаватель русского языка и литературы филиала «Строгановский колледж», руководитель хора «Калина»и «Россиянка». Она является мастером по лоскутному шитью. Наталья Петровна шьёт прихватки, сумочки, костюмы для артистов в народном стиле, а так же мастерит куклы – обереги. Наталья Петровна – лауреат Всероссийских, краевых и районных выставок и ярмарок с 2000 года. Проживает в д. Ерзовка.

Наталья Петровна научила меня мастерить куколку – оберег. Сначала нужно из белой ткани сделать голову, перевязывая нитками;

затем сделать рукава из яркой ткани и вставить палочку;

для юбки нужна полоска ткани 25-30 сантиметров, сделать складки и обмотать нитками вокруг палочки;

из ткани треугольной формы сделать платочек, завязывая с обратной стороны;

пояс делаем из узкой атласной ленточки;

фартук оформляем из кружева прямоугольной формы.

И всё! Куколка готова! Мне очень понравился мастер- класс. Наталья Петровна рассказала, что все куколки – обереги безликие (без лица). Так они лучше защищают людей.

Опыт №5 Классный час «Народные промыслы»

На классном часе я познакомила одноклассников с темой «Народные промыслы».

Бабушки: Кон Людмила Иосиповна и Панькова Татьяна Фирстовна показали свои вязаные изделия крючком и спицами. Вязание – вид художественного промысла. При изготовлении изделия передаётся любовь, тепло рук и душа мастерицы.

Опыт №6 Мастер – класс «Изготовление куколки «Масленица» для девочек.

Анкетирование.

Таблица 2.

Вопросы

обучающиеся

Да

Нет

Затрудняюсь

1.

Знаете ли Вы, что такое «Народные промыслы»?

22об./100%

-

-

2.

Умеют ли Ваши мамы или бабушки шить, вязать, вышивать …..?

20 об./ 80%

-

2 об./10%

Вывод: из таблицы 2 видно, что  понятие «Народные промыслы» обучающимся 4а класса знакомо. Ребята знают об увлечениях не только у своих родственников, но и у бабушек одноклассников.

Вывод: в процессе выполнения исследовательской работы  я познакомилась с видами народных промыслов: ткачеством, вышивкой крестиком, куклами – оберегами; познакомилась с мастерицами народных промыслов Частинского района; вышила крестиком две картины, смастерила куклы – обереги, рассказывала своим одноклассникам про народные промыслы, провела мастер – класс для девочек. Полученные знания пригодятся в жизни.

        Заключение

Изучая и исследуя народные промыслы моего района, я удивляюсь и радуюсь тому, что на земле моей, малой родине, есть такие мастера - умельцы, которые могут служить примером для молодого поколения. Надеюсь, что в ближайшем будущем такие изделия как самотканые ковры и дорожки, вышитые скатерти, картины, созданные уже современными народными мастерами, снова войдут в нашу повседневную жизнь и станут её необходимым атрибутом. Мне приятно было узнать в знакомых людях творцов, увидеть дивные работы мастеров, воспевших красоту родного района. Я ими очень горжусь! И ещё с большей любовью отношусь к своим землякам и своей малой родине. В дальнейшем планирую продолжить знакомиться с видами народных промыслов.

Библиографический список

Митлявская Т.Б. Народные промыслы. – М; Издательство Мир книги, 2006г.

Нестерова Д.В. Рукоделие. Энциклопедия. – М; Издательство АСТ, 2007г.

Ожич Е. Ремёсла русского народа. С –П; Издательство «Качели», 2017г.

Разина Т.М. Русское народное творчество. – М; Издательство Мир книги,

2005г.

Ручное узорное ткачество= HandicraftofRussianNorthWeaving : [салфетки, столешники, костюмы, половики, скатерти, покрывала и др. : рекламный проспект] . – [Б. м. : б. и., 1998? – [9] л. – На рус. и англ. яз. – Каталог продукции череповецкой фабрики «Красный ткач».

6.Чичиров И.И. История народного творчества. – М; Издательство Мир книги, 2007г

7.http://www.nkj.ru/archive/articles/10341/ (Наука и жизнь, ШИТЬЕ ИЗ ЛОСКУТКОВ)

8.u.jimdo.com›www66/o/scbe365e5110ad256/download

Приложения

Приложение 1.

Роспись «Гжель» Роспись «Жостово»

Роспись «Хохлома»

Приложение 2. Ткацкий станок.

Приложение 3. Вышивки Паньковой Нины Васильевны

Приложение 4. Вышивка Юдиной Татьяны Ивановны

Приложение 5. Творческие работы Исаевой Натальи Петровны: Сумки, прихватки.

Приложение 6. В библиотеке. Знакомство с ремёслами русского народа.

Приложение 7. Народные промыслы мастериц Частинского района.

Просмотров работы: 484