Археологическое наследие Тальменского района: Новотроицкий некрополь в исследованиях ученых

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Археологическое наследие Тальменского района: Новотроицкий некрополь в исследованиях ученых

Вертегел А.Е. 1
1МБОУ «Тальменская СОШ №5»
Смирнова Л.А. 1
1МБОУ «Тальменская СОШ №5»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Исследовательская работа посвящена 100-ю со дня рождения ученого – исследователя А.П. Уманского; 40-летию с начала исследования Новотроицких курганов.

Направление Конкурса: научно-исследовательская (краеведение)

Цель: Создание условий для самореализации учащихся школы через учебно-исследовательскую, научную деятельность и продвижение краеведческих знаний среди молодежи Тальменского района.

Задачи Конкурса:

- Сформировать у учащихся представление о возникновении и роли археологии, знания о истории развития археологической науки, практические умения работы с археологическим материалом;

- Познакомить с методиками выявления, сохранения, интерпретации и популяризации исторических и археологических источников на примере уникального курганного могильника эпохи раннего железа (VI-II вв. до н.э.) – Новотроицкого некрополя.

- Обобщить опыт интеграции материалов, полученных при исследовании объекта археологического наследия – Новотроицкого некрополя, в образовательное и туристическое пространство Тальменского района Алтайского края.

Археологическое наследие – частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека ушедших эпох. Основным или одним из основных источников информации об этих эпохах являются археологические раскопки и разведки. Объектами археологического наследия древние погребения, городища, крепости, селища, курганные и грунтовые могильники, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои других типов историко-культурного наследия, археологическое наследие является одним из самых сложных для сохранения и актуализации. С одной стороны, это обусловлено тем, что недвижимые памятники наиболее подвержены воздействию природных и антропогенных факторов. При исследованиях памятники также подвергаются разрушению. Не всегда есть возможность консервации и музеефикации вскрытых объектов. Методики археологического изучения памятников без вскрытия культурного слоя в нашей стране применяются редко. С другой стороны сложности возникают из-за того, что сохранность археологического объекта может быть гарантирована только в случае включение его в охраняемую природную территорию (природный парк, историко-культурный заповедник). Только так можно сохранить цельность археологического комплекса, его историко-культурный ландшафт, вне которого раскрытие информационного, аттрактивного, репрезентативного археологического объекта становится практически невозможным.

Основная часть

Понятие и сущность археологии как науки

Исследованием вещественных источников, созданных нашими далекими предками и обнаруженных в ходе раскопок, занимается тесно связанная с историей наука археология. Слово археология состоит из двух греческих слов: «архайос» - древний, «логос» - наука. Наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей - вещественным (археологическим) памятникам. Археология – это часть истории и культуры человечества, которая представлена археологическими объектами и предметами прошлого и познается путем изучения этих объектов и предметов прошлого путем исследования археологизированных остатков деятельности человека в прошлом, «немых свидетелей истории». История человеческого общества насчитывает около миллиона лет – это путь от глубоких каменных орудий труда до космической ракеты, от первобытно-общинного строя до наших дней, процесс сложный и медленный, охвативший ряд исторических эпох. Археологические памятники – это древние курганы, могильники, останки человека, животных, осколки или целые экспонаты посуды, утвари, оружие, орудие труда, монеты, украшения. Изучая их, ученые восстанавливают историю прошлого человеческого общества, развитие его мышления, становление его образа жизни, культуры занятий (земледелие, охота и скотоводство, ремесло, промыслы). По археологическим раскопкам можно судить об изменении цивилизации мира на Земле, о развитии культуры людей, об их ценностях жизни. Археологические знания о прошлом имеют большое воспитательное, практическое, обучающее, нравственное, историко-географическое, развивающее значение.

Характеристика археологического комплекса Новотроицкий некрополь в исследованиях ученых

Самым масштабным результатом археологических исследований ученых натерритории Тальменского района стали раскопки Новотроицкого некрополя, проводившиеся в 1980, 1981, 1983, 1984, 1986–1991 гг. Всего, в Новотроицком было раскопано 314 погребений, из которых 296 относятся к скифскому времени, 16 – к эпохе поздней бронзы, одно к средневековью и одно в силу полного разрушения осталось не определенным. Одной из важных совместных научных разработок доктора исторических наук Барнаульского педагогического института А. П. Уманского с научным сотрудником Института археологии АН СССР В. А. Могильникова стало выделение каменской археологической культуры второй половины I тыс. до н.э. В отличие от традиционной точки зрения они связывали происхождение каменских комплексов не только с развитием автохтонной большереченской культуры, а во многом с проникновением сюда нового населения с запада или юго-запад. В 1980–1991 гг., Алексей Павлович Уманский вел масштабные раскопки Новотроицкого некрополя, являющегося по настоящее время одним из базовых памятников каменской культуры. Приложение 1

Первый сезон Новотроицкой экспедиции, которая в отчетах фигурировала, как Чумышский отряд Алтайской (или Западно-Сибирской) экспедиции Института археологии АН СССР, состоялся в 1980 г. и сразу показал перспективность раскопок этого памятника. В пункте Новотроицкое-I было вскрыто восемь курганов, содержащих 55 захоронений, т.е. под каждой насыпью оказалось от трех до 16 могил. Конструктивной особенностью большинства погребений являлось наличие придонного уступа, поверх которого располагалось перекрытие из толстых горбылей или бревен. Умерший покоился в деревянном ящике или раме, как правило, лежа на спине, с вытянутыми руками и ногами. В могилах за черепом обычно лежали кости животного. Инвентарь был представлен глиняными сосудами, железными ножами, костяными наконечниками стрел, каменными курильницами и другими изделиями. Из украшений интересны восьмерковидные проволочные серьги из меди, серебра и золота, четырехугольные золотые пластинки и железная заколка для волос, круглая головка, которой была покрыта золотой фольгой с тисненым узором.

В 1981 г. работы у Новотроицкого были продолжены. Было вскрыто шесть курганов, под насыпями которых оказалось свыше 30 захоронений. В инвентаре преобладали керамические сосуды различных форм и женские украшения. Орудия труда были представлены железными ножами, пряслицами, вооружение – железными чеканом, кинжалом и крючком от колчана, костяными наконечниками стрел и другими предметами.

В 1983 г. в пункте Новотроицкое-I были раскопаны три кургана карасукско-ирменского и шесть курганов раннежелезного времени. В курганной группе № 2 был вскрыт один курган каменской культуры. Кроме того, в разведывательных целях в пункте Новотроицкое-III было исследовано погребение, полностью разрушенное грабителями. Ирменские могилы не содержали принципиально нового материала, но отличались от большинства ранее известных памятников тем, что представляли собой не грунтовые, а курганные сооружения. В захоронениях эпохи раннего железа был найден типичный для каменской культуры инвентарь. Среди него обращает на себя внимание бронзовая гривна со схематичным изображением бараньих голов на концах.

В 1984 г. у Новотроицкого было раскопано три кургана раннежелезного века и по одному – эпохи поздней бронзы и позднего желе было в основном завершено (за исключением самого большого кургана и погребений с разрушенными насыпями). В последующие годы археологи интересной находкой была золотая пластинка с отверстиями для пришивания, на которой штамповкой было нанесено изображение лошади с вывернутым крупом, выполненного, по наблюдению исследователя, в скифосибирском зверином стиле. Раскопками 1980–1984 гг. исследование памятников в пункте Новотроицкое сосредоточились на изучении курганной группы № 2.

В 1986 г. состоялся пятый сезон работы Чумышского отряда Западно-Сибирской экспедиции Института археологии АН СССР и Барнаульского пединститута. Было вскрыто девять курганов, содержащих 54 погребения (семь – в пункте Новотроицкое-II, и два объекта удалось выявить после сенокоса в курганной группе №1). Несмотря на то, что большая часть могил была разграблена, исследователи получили разнообразный материал. Многие найденные вещи встретились здесь впервые, что повышало интерес и значимость раскопок новотроицких курганов. Орудия труда и вооружение были представлены железными ножами, каменными и глиняными пряслицами, крючками для подвешивания колчанов, двумя кинжалами, железными и костяными наконечниками стрел и другими предметами. Несомненной удачей археологов стала находка в одном из мужских погребений бронзового котла с поддоном и ручками для подвешивания вместимостью около 7 литров. Большую серию инвентаря составляли украшения: женские ожерелья, одно из которых состояло из пяти крупных пастовых бусин и почти 250 бисеринок различных цветов, другое – из двух десятков тонких пронизок из гофрированной золотой фольги, третье – из длинной пронизи и 20 крупных сердоликовых и янтарных бусин, четвертое – из отполированных до блеска черных бусин из гешира (Уманский, 1986b). Кроме ожерелий были найдены многочисленные серьги и нашивные бляшки из бронзовой и золотой проволоки или фольги, заколки для волос и другие украшения. Одной из самых знаменательных находок 1986 г. А. П. Уманский (1986a) считал амулет из черного полированного гешира, который представлял собой имитацию гребня, верхняя часть которого была занята рельефным изображением мифического существа в виде крылатого и рогатого львиного грифона, которой на тот момент были вскрыты только две. В 1987 г. в пункте Новотроицкое-II было раскопано пять курганов раннежелезного времени, содержавших 33 могилы. Особенно удачными были результаты работ в Новотроицком в 1988 г. Было исследовано 58 погребений в 11 курганах в пункте Новотроицкое-II. Почти в каждой могиле находились глиняные кувшины и горшки, и остатки заупокойной пищи. Из орудий труда и предметов вооружения были обнаружены железные ножи с петельчатой рукоятью, каменные и глиняные пряслица, костяные, бронзовые и железные наконечники стрел, железные кинжалы и чеканы. Приложение 2

В парном мужском захоронении был найден хорошо сохранившийся бронзовый котел сарматского типа на коническом поддоне с ручками на боковинах, орнаментированный двумя выпуклыми поясками. В ходе раскопок была выявлена целая серия произведений искусства: костяная ложка с ручкой в виде головки животного с разинутой зубастой пастью, бронзовые поясные пряжки, украшенные рельефными изображениями парных головок горного козла с огромными круто загнутыми рогами, бронзовые наременные бляхи с рельефной композицией из двух горных козлов, опирающихся большими рогами на цветок лотоса и сценой терзания горного козла орлиноголовым крылатым с кошачьим туловищем грифоном, который вцепился клювом и передними лапами в его спину. Вероятно, украшением головного убора служила близкая к скифо-сибирскому звериному стилю полая фигурка горного козла, выполненная из двух рельефных золотых пластинок, с огромными рогами и настороженно торчащими ушами (Уманский, 1989). Приложение 3

Новотроицкие находки, по заключению исследователя, подтверждали гипотезу о пазырыкских корнях изобразительного искусства населения Причумышья (Уманский, 1988). Позднее В. А. Могильников и А. П. Уманский указывали, что предметы с зооморфным декором из раскопок 1988 г. свидетельствовали о воздействии сакского компонента с территории Семиречья и Тянь-Шаня, осуществлявшегося параллельно как в Горный Алтай, так и в степные и лесостепные районы Обь-Иртышского междуречья и Верхнего Приобья (Могильников, Уманский, 1997).

По данным А. П. Уманского, трижды в 1988 г. были встречены скелеты мужчин, черепа которых были пробиты чеканами. В одном костяке глубоко застрял бронзовый наконечник стрелы. По предположению археолога, все они погибли в результате военных действий, которые играли важную роль в общественно-политической жизни общества. По его наблюдению, антропологический материал также свидетельствовал о значительном числе патологических изменений: у многих пожилых людей были отмечены пористые наросты на эпифизах бедренных и берцовых костей, многочисленны находки зубов и челюстей с последствиями кариеса и парадантоза. У одного умершего после перелома были нарушены кости бедра, в результате одна нога стала короче, у другого – неправильно срослись четыре ребра, у третьего – поясничные позвонки (Уманский, 1988).

Алексей Павлович Уманский в 1989–1990 гг. продолжал работы на Новотроицком некрополе. В 1989 г. там был раскопан один небольшой курган с парным погребением. Кроме того, с целью поиска новых памятников был заложен раскоп площадью 210 м кв., не давший положительных результатов (Шульга, Уманский, Могильников, 2009: 68–69). В 1990 г. в пункте Новотроицкое-I удалось выявить два разрушенных кургана, в каждом из них были по одной могиле. В черепе погребенной молодой женщины из первого кургана оказалось небольшое отверстие, пробитое по предположению А. П. Уманского, чеканом. В курганной группе № 2 был раскопан один курган, содержавший пять могил с типичным для каменской культуры инвентарем (Уманский, 1992a).

В 1991 г., в последний год исследований на памятнике, в пункте Новотроицкое-II были вскрыты два кургана, каждый из которых содержал три могилы. Кроме того, в курганной группе №3 были зачищены два погребения, практически полностью уничтоженные грабительскими раскопками и позднейшими хозяйственными работами. Первоначально Новотроицкие курганы и каменскую культуру А. П. Уманский датировал II–I вв. до н.э. Впоследствии он пришел к выводу, что процесс складывания новой культуры начался еще в IV в. до н.э.,и определял ее хронологические рамки IV–II (концом IV–I) вв. до н.э. Позже В. А. Могильников стал предполагать, что приток саков в Верхнее Приобье начался еще ранее, с середины VI в. до н.э. В итоге в обобщающей монографии, подготовленной П. И. Шульгой после смерти А. П. Уманского и –III или IV–III вв. до н.э., а отдельные могилы второй половиной VI – первой половиной V в. до н.э. В. А. Могильникова, каменская культура и большинство погребений Новотроицкого некрополя датированы V–III или IV–III вв. до н.э., а отдельные могилы второй половиной VI – первой половиной V в. до н.э.

Одной из важных совместных научных разработок А.П. Уманского и В. А. Могильникова стало выделение новой археологической культуры, названной ими «каменской» по одноименному курганному могильнику близ города Камень-на-Оби. В совместных работах А. П. Уманский и П. И. Шульга указывали, что каменская культура являлась своеобразным центром, одним из «самых крупных, передовых и наиболее мощных» этнокультурных образований Сибири, а ее носители поддерживали тесные связи с населением Средней Азии, Южного Урала, Горного Алтая и северной таежной зоны. Развивая эту мысль, П. И. Шульга отмечал, что каменскую культуру можно считать «передаточным звеном» в меридиональных и широтных контактах обитателей восточной части Евразии середины – второй половины I тыс. до н.э. В результате массированного передвижения населения в эпоху «великого переселения народов» в I в. до н. э. каменская культура прекращает свое существование.

По мнению А. П. Уманского, носители каменской культуры могли проникнуть на территорию Южной Сибири из Приаралья, междуречья Аму- и Сыр-Дарьи и Восточного Казахстана, и являлись частью огромного сако-массагетского этнического массива. Он допускал связь этих крупных передвижений с персидскими и греко-македонскими завоеваниями в Средней Азии, хотя не исключал и влияние внутренних демографических факторов на миграции пришлого населения, недостаток пастбищных угодий на прежних местах обитания. В. А. Могильников указывал на две основные волны проникновения, а позже и усуньского населения в Обь-Иртышское междуречье и Верхнее Приобье: первая была, возможно, связана с экспансией Ахеменидского Ирана во второй половине VI в. до н. э., вторая – с войнами Александра Македонского и его преемников в Центральной Азии в последней трети IV в. до н.

Наличие большого комплекса материалов каменской культуры позволило А. П. Уманскому поставить ряд проблем общеисторического характера. В частности, он обосновал тезис о сильном влиянии культуры, и особенно изобразительного искусства горных кочевников, на степные и лесостепные племена равнинного Алтая в эпоху раннего железа. Контакты между населением двух культурно-географических зон могли происходить в результате регулярных сезонных откочевок, набегов с целью захвата скота и пленных, установления даннических отношений и мирных торгово-обменных операций. При этом, по заключению исследователя, влияние более развитых в социально-экономическом, политическом и культурном отношении горных племен в скифскую эпоху было доминирующим.

Неоднократно обсуждался вопрос о монографическом издании некрополя Новотроицкое. Завершить издание монографии, выполненное на высоком научном и полиграфическом уровне, удалось только благодаря усилиям П. И. Шульги в 2009 г. Непосредственное содействие в этом начинании ему вплоть до последних дней жизни оказывал им А.П.Уманскиий.

Археологическое наследие Новотроицкого некрополя известно узкому кругу специалистов и изучается уже более 30 лет. Постоянный интерес к нему обусловлен выявленными при раскопках находками. Только для того, чтобы перечислить и кратко описать наиболее видные из них, потребуется не один десяток страниц, поэтому остановимся на наиболее интересных, с нашей точки зрения, сюжетах. В климатических условиях Верхнего Приобья органика в погребениях, как правило, не сохраняется, но в материалах некрополя до нас дошли отдельные элементы женской (юбки, накидки), мужской (фрагменты шерстяных рубашек, кожаных кафтанов, штанов) и даже детской (элемент капюшона) одежды. Прославившийся своим милитаризмом век железа отразился в Новотроицких курганах наличием сопроводительного оружия: кинжалы-акинаки, носившиеся на поясах, фурнитура которых была представлена бляшками, пряжками, костыльками-кочедыками и металлическими крючьями (для подвешивания горита – лучного набора). Предметы, выполненные в зверином стиле, обнаруженные в Новотроицком некрополе, имеют ряд аналогий в знаменитых предметах искусства из Сибирской коллекции Петра I, украшающих Золотую кладовую Государственного Эрмитажа. Одной из таких ярких находок является золотое изображение коня с вывернутым крупом из кургана 16 Новотроицкого-2. Художественный прием изображения животных в асимметричных позах служил средством выражения динамизма, экспрессии и зачастую повторял реальные элементы их поведения в естественной среде. Представительная коллекция заколок получена при исследовании женских погребений. В нее вошли уникальные изделия с гофрированной золотой фольгой, навершия которых венчали своеобразные «бусины», украшенные пальметками, ячеистым и глазчатым узором, напоминающим цветок. Оплечья женской наплечной одежды украшали нашитые на груди узоры из бус и бисера, изготовленные из сердолика, гешира и пасты. Значительная часть украшений была привозной, отдельные экземпляры доставлялись издалека. Так, гешировые бусины, вероятно, были привезены с Кавказа.

Для украшения различных элементов одежды использовались импортные раковины моллюсков – каури. По замечаниям отдельных исследователей, в древности такого рода предметы могли использоваться в качестве эквивалента товарообмена (своего рода денег).

Серьги использовались как украшения и женщинами, и мужчинами. Различие между способами их ношения заключалось в том, что женщины и девочки носили, как правило, по две серьги, а мужчины – по одной, в разных ушах. На некоторые восьмерковидные серьги делали подвески, в состав которых могла входить золотая цепочка, пронизка или бусина, зачастую подвеской служил конус из золотой фольги. Наиболее сложно исполненные с серьги украшены мелкими золотыми шариками – технико-технологический прием зернения.

Сопровождали погребенных в загробный мир и предметы быта. Самыми яркими заупокойными дарами этого рода служили пряслица (которые использовались в быту в качестве насада на веретено при прядении нити) и керамические сосуды. Вместе с пряслицем в погребение клали и нож, что, возможно, отражает какие-то представления о «нити жизни», прядении и смерти.

Керамика – один из ценнейших археологических источников, который зачастую недооценивается обывателями. Большое значение при ее анализе имеют технико-технологические показатели (состав формовочных масс, способ обжига), форма сосудов и, конечно, орнаментация. Одной из наиболее интересных групп посуды являются кувшины с орнаментом, имитирующим швы на кожаных и роговых сосудах. Вероятно, таким образом в декоре бытовых вещей отразились процессы коммуникации населения лесостепи Верхнего Приобья и племен сопредельных территорий. Интересно и то, что на некоторых сосудах присутствуют следы ремонта в виде дырочек, для стяжки, на тулове. Также сквозные отверстия имеются на венчиках сосудов, которые, вероятно, использовались для подвешивания их в процессе бытового использования или культовых действий.

На протяжении нескольких десятилетий стабильно высоким остается интерес к историческому костюму, который воспринимается как художественная ценность, информационный код эпохи или же просто как источник для развития прикладного творчества. Подобная широкая сфера применения исторического костюма вызвала к жизни и его реконструкцию как способ воссоздания иммерсивного и аутентичного образа ушедшей эпохи. В наши дни под реконструкцией как в области духовного, так и в области материального наследия при изучении истории, религии, письменности, архитектуры, искусства понимают воссоздание по фрагментам, с разной степенью приближения, цельного образа объекта.

Н. М. Калашникова предложила воссоздание одежды ранних периодов именовать археологической реконструкцией, костюма периода Средневековья – исторической реконструкцией, а изготовление костюмов и украшений к ним на основании изучения существующих памятников этнической культуры – этнографической реконструкцией. Археологическая реконструкция ввиду специфики, лежащей в ее основе, крайне фрагментарной источниковой базы, безусловно, является самой субъективной, спорной и гипотетической. Она довольно часто предлагается в работах специалистов в качестве графического рисунка, где восстанавливается по фрагментам найденных предметов целое, например, изображение керамического сосуда, чертеж поселения или погребения, рисунок костюмного комплекса с обозначением расположения украшений и т. п. При этом зачастую производится реконструкция не всего объекта, а лишь некоторых его элементов, т. е. реконструкция в очерченных исследователем границах.

В качестве примера успешных археологических реконструкций костюма населения Верхнего Приобья эпохи раннего железа, в которых важную роль играют украшения и предметы вооружения, можно привести работы П. И. Шульги и О. С. Лихачевой. В этих случаях следует констатировать использование при реконструкции сохранившейся фрагментарно группы артефактов, украшений и остатков органики, которую мы предлагаем называть предметным комплексом одежды. Обсуждение результатов не вызывает сомнения, что реконструкция одежды, аксессуаров и украшений определен.

Между тем интерес краеведческой общественности к археологии малой родины довольно высок. В рамках проекта «Наука в школу» был создан из кожи, войлока и тканей ряд фотонатурных стилизованных реконструкций костюма населения Верхнего Приобья эпохи раннего железа по материалам раскопок Новотроицкого некрополя. В состав сборных образов вошли гипотетически реконструированные на основании изобразительных и палеоэтнографических источников рубахи, штаны, юбки, головные уборы, наборные пояса, обувь. Аутентичность воссоздаваемым образам была придана украшениями-репликами подлинных находок. Созданные образы были представлены на открытии фотовыставки «Сокровища Новотроицких курганов», организованной в р. п. Тальменка и приуроченной к августовскому совещанию педагогов района, также проведенной в стенах Алтайского государственного педагогического университета в начале учебного года. Приложение 4

Очевидно, историко-краеведческий потенциал Новотроицкого некрополя огромен, но, к сожалению, для развития образовательного и культурно-досугового комплексов Тальменского района он практически не используется, о чем свидетельствует немногочисленность археологических работ, представляемых от района на краеведческие конкурсы, олимпиады конференции.

Иммерсивные технологии в популяризации археологического наследия Новотроицкий некрополь

В настоящее время набирают популярность методы интенсивного погружения учащихся в изучаемый материал посредством создания дополненной реальности, так называемые иммерсивные технологии, прошедшие активную апробацию в зарубежной археологии.

В этом отношении представляет интерес проект «Наука в школу», получивший в 2020 г. поддержку Фонда грантов Президента РФ, подготовленный в соавторстве Труевцевой О.Н., доктором исторических наук, профессором, заведующей кафедрой историко-культурного наследия и туризма и Головченко Н.Н., кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником лаборатории исторического краеведения Алтайского государственного педагогического университета. Проект направлен на продвижение краеведческой научно-исследовательской деятельности среди молодежи Тальменского района, знакомит с методиками выявления, сохранения, интерпретации и популяризации исторических и археологических источников на примере уникального курганного могильника эпохи раннего железа (VI-II вв. до н.э.) – Новотроицкого некрополя. Проект направлен на продвижение интеллектуального развития и краеведческой научно-исследовательской деятельности школьников Тальменского района Алтайского края посредством ознакомления с иммерсивными методиками интерпретации историко-культурного и археологического наследия на примере уникального курганного могильника эпохи раннего железа (VII–II вв. до н. э.) – Новотроицкого некрополя.

Его программа включала серию мероприятий, направленных на популяризацию объектов археологического наследия, среди которых – организация фотовыставки «Сокровища Новотроицкого некрополя»; историко-краеведческий лекторий; проведение мастерклассов по реконструкции одежды на основе изучения погребальных комплексов; установка памятных знаков на территории исследованных памятников с использованием QR-кодов, позволяющих получить более обширную информацию об объектах археологического наследия; издание информационного буклета; разработка учебно-методического пособия по интерпретации археологических источников; проведение историко-краеведческой конференции школьников, издание сборника Реплики были созданы с применением станков с числовым программным обеспечением и представляют собой стилизованные сувенирные копии археологических находок. Процесс изготовления реплик состоял из нескольких этапов: были подготовлены 3D-модели артефактов, осуществлена отливка и нарезка заготовок изделий, их патинизация, после чего на образцы, содержащие рисунки, была нанесена соответствующая гравировка, объемные изделия были отлиты и патинизированы. Реплики изготовлены из бронзы и латуни в несколько увеличенном масштабе материалов и представлены на научной конференции «Культурное наследие малой родины». Подобный ход оказался необходимым для большей наглядности презентуемых реконструкций, в том числе и при фотосъемке. В качестве наиболее ярких находок из Новотроицких курганов авторами были отобраны золотое изображение лошади с вывернутым крупом; поясная пряжка со сценой терзания; гешировая плакетка и элементы поясной фурнитуры. Реплики данных артефактов дополнили реконструированные образцы одежды и наборных поясов. Проведенные работы явились первым опытом ученых лаборатории исторического краеведения Алтайского государственного педагогического университета (и лично Н.Н.Головченко) по использованию реплик в фотонатурной реконструкции костюма населения Верхнего Приобья эпохи раннего железа, показавшим явную перспективность их применения в образовательных и популяризационных целях. В образовательных целях ощутимыми плюсами украшений-реплик является возможность их изготовления школьниками на уроках технологии в учебных заведениях, обладающих необходимой техникой (3D-принтер, станки с ЧПУ); применения в качестве учебных пособий на уроках истории в общей школе и на занятиях с детьми с ОВЗ; в качестве объектов визуализации при создании графических реконструкций. Особая роль в данном случае должна быть отведена скульптурным историческим миниатюрам, отражающим общие образы изучаемой эпохи. Приложение 5

В процессе реализации проекта «Наука в школу» тираж пособия «Археология в школе» полностью разошелся по образовательным учреждениям Тальменского района, что, должно несколько сгладить отсутствие постоянных контактов местной краеведческой общественности и школьников с представителями научных коллективов, приводящее к утрате интереса к уникальным объектам культурного наследия и, как следствие, к созданию неблагоприятной ситуации в области охраны памятников.

В этом отношении примечательно, что совместная работа преподавателей Института истории, социальных коммуникаций и права АлтГПУ с молодежью района имеет давнюю историю. Вместе с районным краеведческим музеем, директором которого долгое время была Л. А. Смирнова, было организовано немало местных, всероссийских и международных мероприятий на территории Тальменского района.

В конце 2018 г. Министерством образования Алтайского края был утвержден приказ № 1704, в соответствии с которым АлтГПУ (Институт истории, социальных коммуникаций и права, кафедра историко-культурного наследия и туризма, лаборатория «Историческое краеведение», Историко-краеведческий музей) утвержден куратором инновационной площадки – МКОУ «Тальменская СОШ № 5».

Заключение

В рамках реализации проекта «Наука в школу» Тальменская площадка стала полигоном для внедрения инновационных форм работы со студентами и школьниками, включающих в себя чтение лекций с использованием артефактов и реконструкций одежды по материалам курганов Новотроицкого некрополя непосредственно на территории исследованных памятников. Проведенные лекции, «живые уроки», мастер-классы по реконструкции керамики, одежды, украшений, научно-практическая конференция, фотовыставка, экспедиции к местам раскопок представляют интерес, прежде всего, в связи со своим метапредметным иммерсивным потенциалом. Особую роль в данном отношении имеют работы по изготовлению сувенирных украшений-реплик. Интеграции в туристическое и образовательное пространство Тальменского района Новотроицкого некрополя послужила комплексная музеефикация ансамбля исследованных памятников. В настоящее время на объекте археологического наследия установлен первый памятный знак, снабженный QR-кодом, отсылающим к фото и краткому описанию наиболее интересных находок, что следует рассматривать как первый шаг в данном направлении работ.

Список литературы

Головченко Н. Н. Археология в школе: Учеб.-метод. Пособие. Барнаул: [б. и.], 2020. 158 с.Калашникова Н. М. Об использовании украшений-реплик при реконструкции костюмных комплексов // «На одно крыло – серебряная, На другое – золотая…»: Сб. ст. памяти С. С. Рябцевой. Stratum plus. Кишинев, 2020. С. 125–135.

Культурное наследие малой Родины: Материалы науч.-практ. Конф. (г. Барнаул, р. П. Тальменка, 27 августа 2020 г.). Барнаул: Изд-во АлтГПУ, 2020. 114 с.

Лихачева О. С. Вооружение и военное дело населения лесостепного Алтая в раннем железном веке (VIII–I вв. до н. э.). Барнаул: Изд-во «ИП Колмогоров И. А.», 2020. 320 с.

Соловьев А. И. Оружие и доспехи. Сибирское вооружение от каменного века до средневековья. Новосибирск: Инфолио-пресс, 2003. 224 с.

Шульга П. И. Могильник скифского времени Локоть-4а. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2003. 204 с.

Шульга П. И., Уманский А. П., Могильников В. А. Новотроицкий некрополь. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009. 329 с.

Приложение 1. Раскопки Новотроицкого некрополя

Рис. 1

Рис. 2

Приложение 1. Продолжение

Рис. 3

Рис. 4

Приложение 2. Украшения, орудие труда и вооружения

Рис.5. Бусины, пряслице, кинжал, металлический крючок

Рис.6. Нож, наконечники стрел

Приложение 3. Фигурка горного козла и варианты его расположения

Рис.7

Рис.8

Приложение 3. Продолжение

Рис.9

Приложение 4. Реконструированная одежда

Рис.10

Рис.11

Приложение 5. Археологическая карта Тальменского района и QR-код на территории памятников в Новотроицке

https://dzen.ru/video/watch/633e3e0fdecf0c54a56fb3c1

Рис.12

Просмотров работы: 218