Мой прадедушка - участник ВОВ

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мой прадедушка - участник ВОВ

Минникаева А.А. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №19" НМР РТ
Куряева Л.П. 1Ахметова Р.И. 2
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №19" НМР РТ
2МБОУ «СОШ №19» НМР РТ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сохранять память о своих предках - это важно для каждого человека. Это корни, связывающие нас со своей малой Родиной, которую мы должны любить всем сердцем и приумножать ее богатства, гордиться людьми, жившими и живущими на этой прекрасной земле.

Война…

Какое страшное слово.

Война не щадит никого. Четыре долгих года шла война. За это время:

Сколько бы людей стали счастливыми?

Сколько бы детей родилось?

Сколько бы хлеба посадили и убрали?

Сколько бы домов построили?

Как далеко бы ушла наука?

Как много бы выросло цветов и деревьев?

Никто на эти вопросы не знает ответа. Виной всему стала война.Во время войны понятие Родины стало небывало емким, широким. Патриотизм принял общенациональные черты.

Война... Когда произносится это слово, сердце сжимается от боли и ужаса. Сколько пролито слёз, исковеркано судеб, сколько сирот и не родившихся детей!

Война... И снова встают перед нами их глаза. Из небытия, из темноты - живые глаза уже давно мёртвых людей, что уходили от любимых глаз, любимых рук. Эти мужчины, юноши, мальчики уезжали, исчезали навсегда. Они говорили: «Я вернусь»… Но это не правда, жестокая, беспощадная неправда, ведь большинство из них уже никогда не вернутся.

Чем же можно утешить бездонную скорбь материнских сердец, что ответить любящим глазам невесты? Такие жертвы не окупаются и не восполняются никогда... Сколько лет уже прошло! Кажется, забыть бы всё пора, отойти... Да только как это забыть!

Война закончилась, а память о ней живет до сих пор. И будет жить всегда. Пока мы будем о ней говорить, и чтить память о погибших на этой войне.

Великая Отечественная война пришла в каждый дом, в каждую семью. Все мужчины встали в строй, на защиту Родины. В тылу остались дети, женщины и старики. Но они тоже приближали Победу своими подвигами.

Что мы знаем о войне? Мы ни разу не видевшие разрывов бомб, не слышавшие свиста пуль, никогда не голодавшие, не знавшие, что такое похоронная, безногий отец, в тридцать лет поседевшая мать. Что мы знаем о войне? На этот вопрос может ответить только тот, кто через нее прошел.

Война - это большое потрясение для нашей страны, это большие потери, убытки, это чрезвычайный героизм русского народа. К сожалению, нам, молодому поколению, сложно прочувствовать всю трагедию тех дней, когда за каждый шаг по фронтовой дороге заплачено кровью. Трудно представить трудовые подвиги женщин, стариков и детей – наших сверстников, оставшихся в тылу, голод военных лет. Поэтому очень важно, что живы еще свидетели тех страшных лет, которые могут нам повествовать о том времени.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в 2021году исполнилось знаменательная дата – 76-летие Победы в Великой Отечественной войне самой кровопролитной войне в истории человечества. Из учебников истории, книг,  кинофильмов мы узнаем о героических победах советских воинах в битвах под Москвой и у стен Сталинграда, о разгроме фашистской армии на Курской дуге и в битве за Днепр, взятие Берлина. Наш основной долг бережно хранить историческую память о героических боевых и трудовых подвигах наших земляков в военные годы, окружить заботой и вниманием ветеранов Великой Отечественной войны, отдать дань уважения и памяти погибшим воинам, продолжать по крупицам собирать  и внимательно изучать документальные источники их подвигов. Знать своё прошлое помогают рассказы ветеранов войны и трудового фронта, они, как живой родник питают нашу благодарную память. В каждой семье есть своя  маленькая история войны, и я должна как можно больше узнать о подвиге своего прадеда  –  защитника Родины!

В начале нашего исследования я провела социологический опрос в школе среди старшеклассников и родителей:

1. Интересуют ли вас события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.?

2. Искажается ли история войны 1941-1945 гг. в некоторых публикациях, в печати, передачах, телевидение и радио?

3. Из каких источников вы получили знания о Великой Отечественной войне?

4. Какие из явлений связанных с Великой Отечественной войной, вызывают у вас чувство гордости?

5. Победила бы сейчас наша страна в такой войне?

Результаты опросы  показали, что данная тема является интересной и мне  важно узнать о событиях тех лет  из первых уст. У меня сквозь всю работу проходит неутихающее чувство гордости, любви и уважения к солдатам, героям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Есть в нашем календаре день, когда оживает вся планета, радуясь солнцу и улыбкам, когда люди приходят на встречу, друг с другом как брат с братом, когда убеленные сединой ветераны плачут, не стыдясь своих слез.

Это – День Победы! 9Мая – Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.

С каждым годом по времени мы все дальше и дальше уходим от тех суровых лет. Выросло уже не одно послевоенное поколение людей, которые знают о войне лишь по книгам, фильмам и рассказам участников боевых сражений, которых, к сожалению, становится все меньше и меньше.

Цель работы:

Исследование судеб людей во время Великой Отечественной войны на примере своей семьи.

Задачи работы:

Изучить исторический материал о жизни прадеда Гильмуллина Файзрахмана Гильмулловича.

Раскрыть причины трагических моментов в его жизни.

Собрать воспоминания, документы, фотографии, касающиеся жизни участника. Показать их неразрывную связь с исторической эпохой, ее делами.

Ответить на вопрос: Можем ли мы, с большой достоверностью предполагать, что история России в той или иной степени зависит от нас самих?

Проблема работы: сегодняшняя молодежь мало знает о Великой Отечественной войне, не задумывается, какой след оставила война в их семьях?

Гипотеза: познакомившись с судьбой Гильмуллина Ф.Г., мы узнаем больше о Великой Отечественной войне, какой вклад он внес в победу.   Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать эти воспоминания младшему поколению.

Объект исследования:события Великой Отечественной войны в судьбеГильмуллина Ф.Г.

Методы исследования: исследование, опросы, интервью.

Глава I: «Никто не забыт, Ничто не забыто»

77 лет назад завершилась одна из самых страшных и кровопролитных в истории человечества  войн. Наш русский народ заплатил за Победу огромную цену. Общие потери за годы ВОВ оцениваются в 26, 5 млн. человек, пропало без вести или попало в плен 5 млн. 59 тыс. человек.Великая Отечественная война стала для всех людей настоящим испытанием, сопровождавшимся потерей близких. Целых четыре долгих года продолжалась война. Есть люди, в которых дух народного героизма воплощается наиболее ярко. В дни испытаний такие люди выходят из безвестности, чтобы совершить свой подвиг, тем самым умножить славу Родины.

Все дальше за пеленой времени скрываются от нас суровые годы Великой Отечественной войны. Все меньше становится тех, кто выстоял в жестокой битве против фашизма, не дал превратить свободные народы в жалких рабов, не имеющих будущего.

Наши деды и бабушки помнят, что такое война, те страдания и ужас, которые она принесла людям. Наши матери и отцы уже не застали войны, но они помнят, как их родители поднимали из руин страну, залечивали ее раны; слезы на глазах солдат на параде в День Победы. Наше поколение внуков и правнуков тех воинов, кто сломил черную вражескую силу, не должно предать забвению их подвиг. Мы всегда должны помнить, что ради нас, тогда еще не рожденных, отдали свои жизни сотни тысяч солдат. Именно этим безымянным героям поставлены памятники во всех городах освобожденной Европы, и у их подножья горит вечный огонь.

Память об этой войне живет еще потому, что нет на нашей земле семьи, которая не принесла бы своей жертвы во имя Родины. В каждой семье бережно хранят воспоминания о личной причастности ее членов к общенародному делу победы над фашизмом. Я горжусь тем, что мои прадедушки и прабабушки принимали посильное участие в войне – на фронте и в тылу.

Тяжелые, изнурительные бои, голод, Ленинградская блокада, Сталинградская битва не сломили их. Они шли вперёд навстречу неумолимой опасности. Именно они, участники и труженики тыла этой страшной войны, смогли противостоять этой вражеской силе, показать смелость и стойкость русского духа. Их подвиг не меркнет с течением времени. Чем дальше от нас те грозные военные годы, тем больше мы осознаём величие подвига. Нынешнее поколение должно помнить какой ценой далась нам Победа в этой страшной войне, чтить память погибших, проявлять неустанную заботу о ветеранах. Ведь благодаря ветеранам мы сегодня можем жить под мирным небом.

Победа была достигнута благодаря подвигу миллионов людей, каждый из которых достоин самой высокой почести и  благодарности.

Советские люди, преисполненные чувства высокого патриотизма, глубокой веры в свои силы, поднялись на ратные и трудовые подвиги. Среди солдат оказались вчерашние рабочие, учителя, писатели, школьники.

Одним из тех немногих солдат, которого нет среди нас – это мой прадед Гильмуллин Файзрахман Гильмуллович (29.14.1922- 08.03.2004)

Глава II: Нелёгкая судьба Гильмуллина Файзрахмана Гильмулловича

Родился мой прадедушка 24 апреля 1921 года в деревне Карманово Заинского района Республики Татарстан. В том году была сильная засуха, урожая не было, и люди еле выжили.

Детство его прошло, как и у всех остальных деревенских мальчиков: играли, бегали, помогали на поле, пасли скот, косили сено, готовили дров и т.д. Когда ему было 19 лет, в 1940 году его призвали в Армию. Его распределили в часть пехоты на Украину под Харьковым.

В июне 1942 года он был призван в ряды Красной Армии на защиту Родины. После месячного обучения Файзрахман Гильмуллович стал пулемётчиком и был направлен в город Кузнецк Пензенской области в 277 стрелковую дивизию. В ноябре 1942 года получил первое боевое крещение под Сталинградом.

«…Здесь все смешалось

в этой круговерти:

огонь и снег, пыль и

свинцовый град.

Кто уцелел здесь,

тот до самой смерти,

не позабудет грозный Сталинград!!!»

Г. Акопян 

Есть в истории войны одна страница, к которой некоторые прикасаются с двойственным чувством. Это – история военнопленных, тех людей, которые прошли чудовищные лишения фашистских концлагерей и остались живы. Лагеря, фабрики смерти, были созданы специально для того, чтобы в огне крематориев сгорели все непокорные народы. Тяжелый каторжный труд, голод, холод, болезни унесли миллионы жизней военнопленных. А бесчеловечные медицинские опыты на живых людях потрясли весь мир.

Почему я об этом пишу? К несчастью, мой прадедушка прошел через плен и концлагеря. Да, сначала они воевали. Были и поражения, и победы.

Как оказывались солдаты в плену? В бою всякое возможно. Но большинство попадали ранеными, оглушенными, безоружными. Можно было погибнуть, бросившись на фашистов с голыми руками. Но они не хотели умирать – это естественное человеческое желание. Они надеялись выжить и снова воевать против захватчиков.

Да, в плену люди вели себя по-разному. Были и такие, как герой поэт Муса Джалиль, организовавший подпольную группу сопротивления в фашистских лагерях, преданный и казненный палачами вместе со своими друзьями. Были и такие, кому удавалось бежать из плена, как, например, легендарный летчик Михаил Девятаев. Или Михаил Атаманов «Мишка-Татар», который после побега воевал в партизанском отряде на польской земле.

Файзрахман бабай провел три года в плену и тоже сумел выжить. Вспоминать он об этом не любил. Но я знаю от бабушки, что он прошел через два концлагеря – под Краснодоном, а затем в немецком местечке Саец, в 140 км от Берлина.

В марте 1943 года Файзрахману Гильмулловичу присвоили звание старшего сержанта, после чего в конце апреля он был направлен в школу младших лейтенантов при 49 армии. А затем в августе месяце ему было присвоено звание младшего лейтенанта командира взвода и он был направлен в действующую часть Смоленского направления в 277 стрелковую дивизию 170 стрелкового полка командиром взвода. В боях он со всеми вместе остается в окружении. Прадед рассказывал, что когда разбомбили их часть, бойцы все разбежались по лесам, а некоторые в деревню, чтоб расспрашивать жителей о партизанах. Они никак не могли остаться незамеченными, потому что им приходилось ходить по деревне и искать еду. Немцы их обнаружили и угнали в Германию. Он попал в концлагерь, который был расположен в городе Цайц. Их там плохо кормили, издевались, били. Он работал в каменоломне, они строили тоннель. Было холодно, голодно, невыносимые условия жизни. От отчаяния и безысходности некоторые пленные кидались в колючие проволоки с током и погибали. Они были молодые, и чувство самосохранения как-нибудь выжить были почти у всех пленных.Как прадедушка рассказывал, что среди немцев были разные люди. Прадедушка в плену научился подшивать валенки, ремонтировать обувь, за это ему давали кусок хлеба, сигарет, какую-нибудь еду (вернувшись, домой, он в деревне подшивал валенки). Когда наши войска начали наступать, в этом концлагере сначала хотели уничтожить евреев. Мой прадед, видимо, был похож на еврея, их выстроили расстреливать. Но он успел крикнуть, что он мусульманин. И тогда один полицай(был туркменом) попросил его рассказать суру (молитва из Корана), он прочитал, его «выкинули к другой толпе» и Файзрахман бабай остался жив.

А другой раз уже в апреле 1945 года немцы хотели полностью уничтожить этот концлагерь Файзрахман Гильмуллович с другими пленными пытались бороться против полицейских, но, размахиваясь, подали от бессилия, т.к. они были очень худые и голодные. Тогда мой 24-х летний прадед весил 37 кг. Но пленным очень повезло, потому что один из них был, любим одной молодой девушкой-немкой. Она сообщила о планах немцев нашим войскам, и наши союзники-американцы освободили пленных. Мой прадед рассказывал, что их освободили негры-американцы. Он с удивлением их описывал (первый раз увидел негров), что они очень черные, с большими губами и белыми зубами.

Таким образом, прадед выжил два раза: первый раз благодаря молитве, второй раз из-за любви той немки узнику из того концлагеря.

После войны тех, кто побывал в концлагерях, очень тщательно проверяли: почему выжил? Почему выжил? Может ты… Почему не сбежал? Почему? Почему?… Свои же тоже пытали, били, унижали. Но он выжил – это судьба.

Мой прадед вернулся в деревню осенью 1945 года и, наконец, приступил к мирной жизни. Он сначала работал в колхозе. Во время войны прабабушка работала учителем начальных классов, она была из соседней деревни Иштиряково. В 1946 году они поженились [приложение 2]. Большую радость принес им 1947 год – родился первенец. Через два года семья прадеда решила переехать в город Ижевск, т.к. их туда позвали родственники, говорили, что в городах живется легче, чем в деревне, да и какая жизнь, если в одном деревенском маленьком доме жили несколько семей. Но и вообще после войны многие так скитались с место на место в поисках лучшей жизни. В столице Удмуртии жили они четыре года, снимая одну маленькую комнату. Там у них родились еще два сына. Файзрахман Гильмуллович работал на железной дороге. Скитания продолжались, семья Гильмуллиных доехали до Свердловской области. Именно там, в 1955 году появилась на свет моя бабушка. По просьбе старых родителей в этом году же мой прадед привозит свою семью обратно на Родину. Они начали жить на станции Бегишево, где глава семьи работал бригадиром рабочих-железнодорожников. В семье еще родились трое сыновей, таким образом, они воспитали семерых детей [приложение 2]. Прабабушка тоже дома не сидела, продолжала обучать детей, также летом работала в колхозе, обрабатывала на поле картошку, свеклу (по гектару). Дети потихоньку вырастали и начинали помогать в хозяйстве. После школы и в выходные дни бегали на поле к матери, а с отцом косили сено, готовили дрова и т.д.

Тяжелые послевоенные годы, нехватка всего – но они все выдержали, старались изо всех сил, не унывали. Все это, конечно, не прошла бесследно, здоровье ухудшалось постоянно. Прадеду сначала ампутировали одну ногу, потом вторую, он передвигался (как Кирьян из кинофильма «Вечный зов») на маленькой тележке, которую сделал для него дядя.К сожалению, до наших дней Файзрахман Гильмуллович не до жил. Несмотря ни на что, он всегда был жизнерадостным и веселым. Даже порой шутил, что ему повезло в плену: он там научился подшивать валенки и потом считался лучшим мастером по изготовлению их в родной деревне. Он ушел из жизни в 2004 году в возрасте 83 года. Но он смог оставить после себя яркий след в истории человечества. Его дети, внуки, правнуки помнят и чтут память о нём.

Награды Файзрахмана Гильмулловича: [ приложение 1]

1. Орденом «Красной звезды»

2. Орденом «Отечественной войны»

3. Медалью «20 лет Победы»

4. Знаком «25 лет Победы»

5. Медалью «30 лет Победы»

6. Медалью «40 лет Победы»

7. Медалью «50 лет Победы»

8. Медалью «50 лет Вооруженных сил СССР»

9. Медалью «60 лет Вооруженных сил СССР»

10. Медалью «70 лет Вооруженных сил СССР»

11. Знаком «За доблестный труд» (К столетию В.И.Ленина)

12. Знаком «Ветеран 277-ой стрелковой дивизии»

13. Медалью «К столетию Георгия Жукова»

14. Медалью «За оборону Сталинграда»

15. Медалью «За победу над Германией»

Ордена и медали – тяжёлая ноша

Тех, кто Родину-мать от врагов защищал,

Кто геройски погиб на полях и на дотах,

Словно факел - горел, но штурвал не бросал…

Мой прадед воевал ради светлого будущего, ради того, чтобы его потомки могли жить, могли восхищаться рассветами, и что бы дети их не боялись идти по утренней росе. Он сражался, не задумываясь не на секунду о том, что может остаться без ног и рук, обгореть, потерять глаза, лишиться жизни. Его подвиг тихий и спокойный. Это нравственный подвиг простого человека. Это, например, его стойкость, мужество, работоспособность. Он сражался за свою семью, за свою Родину, за честь России.

Заключение

Память о войне – живая и нетленная память народа, и пусть ни одно звено не выпадет из общей цепи. Так будем же помнить и героев фронта, и героев тыла. И самое главное, постараемся воздать должное тем, кому мы обязаны этой Великой Победой!

Семья Гильмуллиных всегда будет примером для всех нас. Мы гордимся  ими! И, конечно, гордимся этой Великой Победой!

Цель, которая была поставлена перед этой работой, достигнута: мы познакомились с жизнью Гильмуллина Ф.Г. - ветерана Великой Отечественной войны. Узнали, какая тяжёлая доля выпала на его молодые плечи.

Подтвердилась гипотеза: на примере жизни Гильмуллина Ф.Г. мы больше узнали о Великой Отечественной войне, о тяготах и лишениях, которые им пришлось вынести, о послевоенной разрухе, о том, как трудно приходилось восстанавливать всё наше хозяйство.

Делая заключение своей работы, мне хочется подчеркнуть – очень важно сохранять семейные традиции, преемственность поколений, не забывать имена наших предков, которые в тяжких трудах, подчас ценой своей жизни, строили для нас благополучное будущее. Именно у них мы можем брать уроки мужества, трудолюбия, душевной доброты, оптимизма и бескорыстия. Материалы этой работы могут быть полезны при подготовке уроков истории, классных часов по патриотическому воспитанию.

По результатам исследовательской работы оформлен стенд в библиотеке:         « Лица Победы». На классном часе, посвященном трудовым и военным подвигам советского народа в Великой Отечественной войне, я познакомила своих одноклассников с итогами работы.

Погибшие живут среди живых,

Ушедшие ушли, чтобы вернуться.

Во всех сердцах во всех домах людских

Неслышные шаги их раздаются.

Забыть их- значит их предать!

Стать равнодушным хуже, чем убийцей

И не чугун, не бронза, не гранит,

Которые не раз бывали лживы,

А память поколений их хранит

Вот почему посмертно они живы!

Мне всегда вспоминаются слова великого Г.К.Жукова:

«… Молодых людей я призвал бы бережно относиться ко всему, что связано с Великой Отечественной войной… Помните: редко кто из воевавших не был ранен, и почти все они лежали в промерзших окопах, случалось по многу дней не знали горящей пищи, по многу дней не спали. Это было во времена их молодости. Бывший солдат не станет вам жаловаться, не та закваска характера. Будьте сами предупредительными, не оскорбляя гордости, относитесь к ним чутко и уважительно. Это очень малая плата за все, что они сделали для вас…».

Достоин восхищения подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Непосильное бремя тягот и страданий вынесли на своих плечах солдаты, офицеры, рабочие и колхозники, дети и взрослые.

Хочется пожелать в будущем жить без войн. Пусть в грядущих веках больше не будет героев, павших на поле боя. А нам, зная цену своих Героев, будет суждено жить спокойно и счастливо!..

Список литературы

1. Архивные документы семьи Гильмуллиных.

2. Архивные документы семьи Самигуллиных.

3. Архивные документы семьи Ахметшиных.

4. Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945. Люди. События. Факты. Справочник /Под ред. О.А. Ржешевского.-2-е изд., доп.- М.: Республика, 2000.- 431с.. ил.

5. Куликов К.И. Грани победы: очерки. Ижевск, 2005. 437 с.+ вкл.

6. Интернет сайт «Подвиг народа»

Приложение № 1

Награды

1. Орденом «Красной звезды»

2. Орденом «Отечественной войны»

3. Медалью «20 лет Победы»

4. Знаком «25 лет Победы»

5. Медалью «30 лет Победы»

6. Медалью «40 лет Победы»

7. Медалью «50 лет Победы»

8. Медалью «50 лет Вооруженных сил СССР»

9. Медалью «60 лет Вооруженных сил СССР»

10. Медалью «70 лет Вооруженных сил СССР»

11. Знаком «За доблестный труд» (К столетию В.И.Ленина)

12. Знаком «Ветеран 277-ой стрелковой дивизии»

13. Медалью «К столетию Георгия Жукова»

14. Медалью «За оборону Сталинграда»

15. Медалью «За победу над Германией»

Приложение 2

Мой прадед с прабабушкой Вся семья Гильмуллиных

Воспитали Гильмуллины семерых детей Гильмуллин Ф.Г.

риложение 3

Письма с фронта

Просмотров работы: 24