История сельца Часы. История деревни Часы Кузнецкого района в истории России

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История сельца Часы. История деревни Часы Кузнецкого района в истории России

Горелочкина В.Д. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 города Кузнецка (МБОУ СОШ № 16 города Кузнецка)
Степанов Д.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 города Кузнецка (МБОУ СОШ № 16 города Кузнецка)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сильна Российская история событиями и фактами. Особое место в ней занимает деревня и село.

Шли годы, основывались и разрастались деревни России. Их на территории нашей страны миллионы, но, к сожалению, в годы урбанизации деревня погибает, мельчает, исчезает. Наше поколение обязано сохранить память о них, записать и зафиксировать историю, традиции, культуру деревенской жизни.

Актуальность темы исследования: в современной России, к сожалению, деревня умирает. Забывается ее история. Актуальность темы обусловлена необходимостью записать историю, культуру и традиции деревни для передачи информации потомкам.

Объект данного исследования – история деревни Часы Кузнецкого района Пензенской области.

Предметом исследования являются сведения об истории деревни

Цель исследования – собрать и систематизировать сведения об истории деревни.

Задачи:

изучить материалы, публикации, рассказывающие об истории деревни;

выявить и оценить произошедшие изменения;

пробудить интерес к изучению истории деревни на Кузнецкой земле;

развить навыки исследовательской работы в области истории, культуры.

Обработка материала для дальнейшего создания книги памяти о деревни и ее жителях.

Гипотеза: деревня Часы была неотъемлемой частью не только Кузнецкого уезда, но и всей Симбирской (Ульяновской), Саратовской губернии (областей) и судьба местных жителей неразрывно связана с судьбой жителей района, области.

Глава I. История возникновения села

«Если в селе поют песни и звучит гармонь-

оно живёт!!!!»

Краснобаева К.Д.

Название села Часы, - это не циферблат с цифрами – это живая история людей, живущих в селе, - рассказывает жительница деревни Краснобаева Клавдия Дмитриевна. Это связи людей, вырастающих и умирающих в одном доме и упокоенных на одном и том же месте.

Деревня Часы Старые и Новые, - бывшее сельцо Часы Сызранского уезда Симбирской губернии, основано было очень давно. История не помнит в каком году. Но предания местных жителей говорят, что как минимум в начале XVIII века, когда бежавшие от комаровских и сухановских помещиков крестьяне поселились на левом берегу речки. Название реки было Час. В поисках лучшей жизни крестьяне не стали менее трудолюбивыми, нелегко им приходилось на новом месте. Строили жильё, занимались земледелием, гнали смолу, дёготь. Главным подспорьем служили сохи, мотыги, серпы, цепы и бороны.

По другому мнению, деревню основали старообрядцы, бежавшие от гонений во время правления Алексея Михайловича Романова, Софьи и Петра I в конце XVII – начале XVIII вв. До последних лет местные знали, что в деревне проживали старообрядцы. Известны, например, одно течение (толк) старообрядцев в деревне как спасовцы.

По преданию местных жителей, Час – река или Час - деревня произошло от Емельяна Пугачева (или его соратников), которые останавливались в этих местах «на час». Застраивавшуюся вверх по реке часть стали называть Новыми Часами, прежнюю – Старыми Часами.

Есть более сказочная версия происхождения «названия» Часы. Ехал по своим землям барин, который потерял часы. Он сказал, что отпустит того, кто отыщет часы. Такой умелец нашелся, отыскал на берегу реки часы. Барин сдержал слово, отпустил мужика и наделил его землей. Мужик так и прозвал ту речку, где нашел часы – речкой Часы, а поселение Часы.

Мы придерживаемся научного подхода. С точки зрения науки отвечает топонимист Пензенской области Михаил Полубояров: «от мордовского термина чей (шяй) «болото» и буртасского ис (из) «вода, река»: «река, текущая болотами, болотная речка».

Постепенно лучшие участки земли оказались в руках наместников Образцовых, Жариновых, Шляпниковых, Карсевых, Брюзгиных, Максимовых.

Грамотность местных жителей была низкой. Ни школы, ни больницы в селе не возводили, зато была церковь. В 1703 году земля, на которой располагалось сельцо Часы, досталась Марье Дуровой. С 1719 года часть земли выкупил капитан Лаврентий Тихменев. С 1744 года владелец - родственник Лаврентия Тихменева – Григорий Тихменев. Он переводит в сельцо Часы своих крестьян в количестве 33 человек мужского пола - 16 из Тихменева, 2 человека из села Кунестина Большого Костромского уезда, 15 человек из Архангельского Кенша Суздальского уезда. В 1748 году (или 1747г.) д. Дуровка (название деревни в простонародье) являлась вотчиной Спаса-Ефимова монастыря (г. Суздаль). По данным на тот период, в деревню Часы переселяют 239 ревизских душ. После указа Екатерины Великой об упразднении церковных земель церковно-монастырские крестьяне стали государственными (экономическими). В тот же примерно период подполковник Григорий Тихменев купил крестьян в с. Перешив Костромского уезда и переселил их в Дуровку, тем самым увеличил численность населения, до 478 душ (для примера в Кузнецке (Нарышкино) численность населения на 1747 год составила, 2128 ревизских душ дворцовых и 352 ревизских душ ясачных крестьян).

Многих крестьян с сельца Часы перевели на другое место жительства в село Сурские Вершины (Монастырское). Между жителями двух поселений часто происходили столкновения и ссоры. В начале XIX века деревней владел Федор Григорьевич Тихменев (сын Григория Ивановича).

После смерти Тихменева в 1809 году, в наследство вступила его жена Анисья Андреевна, позже владельцем стал сын Гавриила Федорович Тихменев. В 1841 году после смерти Гавриила Федоровича, его жена Александра Дмитриевна, родные сестры Анна Федоровна Маслова, Дарья Федоровна Стяжкина и Марья Федоровна Суханова разделили имение между собой. Маслова и Суханова поселили своих крестьян на бывшей даче Фокина (Новые Часы, в народе название «дачи»). Суханова так же получила мукомольную мельницу на Большом Ключе, идущем из вершины горы напротив господского дома. Стяжкина и Тихменева остались в Старых Часах. Многие крестьяне в это время получили вольную (из архивов известны имена, например, временнообязанных крестьян: К.С. Маслов и Ф.И. Суханов (1880-е гг.), Суханова М.Ф.

В 1868 году в деревне Новые Часы численность населения составляла 162 человека при 29 дворах, В Старых Часах – 227 человек при 34 дворах. НА 1896 год значилось 74 двора.

В 1896 году оформил землю около 81 сажень для строительства мельницы житель д. Старые Часы Абрамов Иван Федорович.

От своего приходского храма сельцо Часы стоит на десять верст и расположено в глухой лесной местности. Священник Пензенской Епархии В. Ильминский в июне 1893 года приступил к строительству на собственные деньги Церкви со школой. Церковь-школа освящена была 15 октября 1895 года. Так же священник отвел квартиру учителю в своем доме, который находился в сельце Часы. В. Ильминский дает отопление, как для квартиры учителя, так и для школы. Освященная Церковь с школой имеет приличный иконостас, снабжена церковной утварью, священными сосудами и кругом богослужебных книг.

Глава II. Деревня Часы во время Первой Мировой и Гражданской войн

Представители сельца были на приеме у императора. Вспоминает жительница д. Часы Краснобаева К.: «От брата Александра и отца моего 1901 года рождения я слышала о том, что сход решил послать в Сызрань на встречу с Государем уважаемого в селе Данилу Сафонова. Повезли его на лошадке староста и урядник. Говорили об этом мало, да и якобы сам Данила сказывал, что, царя то он видел издали, слышно было плохо. Лишь служивые люди бумаги довели об угрозе строю царскому со стороны еретиков (большевиков)».

Народ жил дружно, небогато. Епархиальные ведомости писали: «Жители этого сельца никаких ремесел, кроме плетения лаптей, на знают, и поэтому они бедны и мало развиты». занимались земледелием, гнали смолу, дёготь. Главным подспорьем служили сохи, мотыги, серпы, цепы и бороны.

Вспоминает Краснобаева К.: «В нашем селе было несколько изб, в которых размещались кельи. Собирались девчата пряли, вышивали, песни пели. В одну из таких изб ходила моя сестра Соня, а брат Саша певун и плясун».

Помещики были хорошие, кроме помещика Максимова. В местной церкви крестили детей, проводили свадьбы, строили дома.

Представители лучшей части села участвовали в Первой Мировой войне 1914-1918 гг. Страшная Империалистическая война унесла много миллионов жизней. Жители села воевали в разных частях и дивизиях, пеших и конных, защищая Родину от врага. Вспомним некоторых известных нам:

1. Абрамов Матвей Петрович – пропал без вести. Служил в 319 пехотном Бугульминском полку, рядовой. Дата выбытия с 5.11.1914 - 8.11.1914гг. в районе д. Вронец.

2. Викторов Иван Алексеевич – ранен. Служил в 39 – й Сибирский стрелковый полк, стрелок. Дата события 18.11.1915 г.

3. Егоров Иван Алексеевич – пропал без вести. Служил в 86 Сибирском стрелковом полку, стрелок. Дата выбытия 11.07.1917 г.

4. Егоров Иван Никитович – убит. Служил в 299 – м пехотном Дубненском полку, рядовой. Выбыл: 17.07.1916 – 18.07.1916 гг.

5. Земсков (Зимсков) Ефрем Григорьевич – болен. Служил в 106 пехотном Уфимском полку, рядовой. Дата события 23.04.1917 г.

6. Копейкин Маркел Зиновьевич – пропал без вести. Служил в 319 пехотном Бугульминском полку, ефрейтор. Дата события: 5.11.1914 -8.11.1914 гг. в районе д. Вронец.

7. Самарин Степан Захарович – пропал без вести. Служил в 319 пехотном Бугульминском полку, ефрейтор. 5.11.1914 -8.11.1914 гг. в районе д. Вронец.

8. Самарин Иван Ефимович – умер от ран. Служил в 491 пехотном Варнавинском полку, рядовой. Выбыл 19.10.1916 г.

9. Сидоров Сергей Павлович – ранен. Служил в 99 пехотном Ивангородском полку. Дата события 31.08.1916 г.

10. Федотов Степан Васильевич – ранен. Служил 88 пехотный Петровский полк, рядовой. Дата события 22.06.1916 г. в районе д. Кобче; тыл.

Федотов Анатолий Иванович, старожил д. Часы вспоминает, что в деревне жил Федотов Ефим Иванович - полный Георгиевский кавалер, участник Первой мировой войны.

После кровопролитной Первой Мировой, жители сельца Часы пережили, как и весь народ, Гражданскую войну. С приходом Советской власти начались гонения на класс буржуазии и их последователей. Многие жители покинули свои дома в сельце. Оповещали «бывших» помещиков о предстоящем приходе к ним ЧК или других. Например, так спасли от беды зажиточную семью Шляпниковых, которые успели убежать из своего дома и скрыться.

А тот самый злой помещик Максимов попал в белую армию, в то время как многие сельчане проходили службу в Красной Армии. Известны имена нескольких сельчан – красноармейцев: Абрамов, Егоров. По окончании Гражданской войны был создан Старочасовский сельский совет депутатов трудящихся, первым председателем которого избрали А.П. Фадеева. Многие сельчане встали на защиту завоеваний Октября. Часовцы поставляли Красной Армии хлеб, шерсть, валенки, лошадей.

После войны в села Новые и Старые Часы пришла Советская власть. В 1929 году были организованы два колхоза: в Старых Часах – «Большевик», в Новых Часах – «Красная звезда», промысловая артель. Два колхоза позже объединились в один (существовал колхоз им. Молотова, потом переименованный в «Рассвет»). Площадь обоих хозяйств составляла 1500 гектаров. Первыми в них вступили семьи бедняков Спиридоновых, Сидоровых, Орловых, Фадеевых, Промзелевых, Королёвых, Сорокиных, Демидовых и других. В начале 30-х годов в коллективном хозяйстве появился первый трактор. В эти же годы построили избу-читальню, клуб, медпункт, здания сельсовета и правления колхоза.

Жили весело и интересно. О раннем детстве в деревни Часы вспоминает Краснобаева Клавдия Дмитриевна:

«В 8 - м дворовом «детском саде»: - Данилины, Санягины, Лялевы, Крайновы, Семкины, Вихтаров, Григоричевы, Глуховы. Через проулок между Лялевыми - Крайновыми тропа к пруду, на песке горит костер, печем картошку, песни, сказки, страшилки и всегда рядом мой верный поводырь- пес Матрос (трехшерстный: белый, черный, светло коричневый). Громкий окрик кого-то из мам» До-оо-о-мой» был сигналом для самых маленьких. Через какое-то время уходили постарше».

Численность села в 1930 году составляла 407 человек.

Посевные земли с. Часов обрабатывалась Явлейским и Евлашевским МТС. Бывшие колхозы с. Часов стали именоваться 5-м отделением С/Х «Явлейский». Управляли ими в свое время Самарин П.В. Сидоров И.С. Посевная площадь составляла 1200 гектаров, поголовье КРС доходило до 330 (в т. ч. 150 голов дойного стада). Возросла производительность труда, всё больше механизация касалась растениеводства и животноводства, пополнялся машинотракторный парк, повышались урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных. Ежедневно молоковоз возил молоко на Кузнецкий молококомбинат. Организовали подсобное хозяйство для Кузнецка.

Глава III. Жители деревни в годы ВОВ и послевоенное время

В годы Великой Отечественной войны многие сельчане ушли защищать Родину от фашизма. Многие погибли. Были призваны более 200 часовцев, более 100 человек погибли. Вечная память!

Тяжелая учесть досталась женщинам, детям, которые остались в тылу и работали, не щадя себя и своего здоровья для Победы. Вспоминает Самарина Нина Никитична о своей маме Самариной Екатерине Артемьевне: «работала в колхозе и пекла хлеб. Целыми днями жители села трудились в поле и на ферме, женщинам и детям приходилось выполнять всю мужскую работу: косить сено, вспахивать поля и огороды. И хотя люди страдали от голода, все выращенные сельскохозяйственные культуры и продукты животноводства отправлялись на фронт для скорейшего достижения победы.

В селе были острые проблемы с продовольствием. Чтобы хоть как-то прокормить семью, люди делали муку из полевой травы лебеды, затем смешивали ее с обычной мукой и пекли лепешки.

В тяжёлые военные годы дети помогали, как могли; собирали хворост, сосновые шишки, чтобы протопить избу или затопить печь. В их обязанности входило косить траву для скота, собирать семена коневников для кур и уток.

У Екатерины Артемьевны был деревянный станок, и она ткала рогожки, половики на сундук, накидки. Плели лапти. Всё это продавали, а чаще всего меняли на одежду, еду. Времена были тяжелые.

Вот один из случаев, который произошёл с детьми. Екатерина Артемьевна часто его вспоминала. Рано утром прабабушка встала, протопила печь, сварила суп и ушла на работу. Дети остались дома одни. Они захотели кушать, но не смогли достать из печи ухватом чугун с супом и перевернули его. Дети налили в чугун воды, а сами остались голодными, а им нужно было два раза сходить на гору Сафониха за хворостом. Вечером прабабушка вернулась с работы, начала собирать ужин и увидела, что в чугуне не суп, а вода. Все не смогли сдержать слёз от голода и усталости», - вспоминает Нина Никитична.

После войны численность населения села на 1959 год составило – 361 человек.

Особенно запомнился часовским председатель сельского совета Сидорова Агриппина Тимофеевна. О ней в свое время вспоминала Клавдия Дмитриевна: «Когда мы снимали домик на Кустарной площади, а потом и на Карсунке, к нам всегда приезжала на лошадке замечательная девушка - председатель сельского совета Сидорова Агриппина Тимофеевна (для меня, тогда 12 летней, просто Груня). Она переодевалась у нас и превращалась в сказочную красавицу с косой вокруг головы, с игриво накинутым нарядным

шерстяным платком.

При советской власти в Часах открылась начальная школа (которая в 1955 году была преобразована в семилетнюю). А в 1981 году стала снова начальной школой.

В 1975г на базе центральной усадьбы колхоза им Молотова создано Кузнецкое пригородное хозяйство «ЧАСЫ», Таисия Васильевна Фадеева стала первым и единственным его управляющим. Клавдия Дмитриевна Краснобаева вспоминает: «Когда приезжала в Кузнецкие Часы, я всегда видела на стане, среди работающих, молодую, хрупкую женщину Таисию Васильевну Фадееву - председателя приусадебного хозяйства. В ее глазах жила вера в лучшую жизнь села.

Постепенно деревня Часы стала численно уменьшаться. Сегодня деревня живет в основном дачниками и постоянными жителями, которые не оставили свой край и не уехали, бросив его.

Заключение

История живет, пока есть кому ее изучать. Деревня будет жить даже тогда, когда выедет последний автомобиль с последними жильцами из нее, но пока есть люди, которые изучают ее, историю, культуру, традиции – деревня будет жить. Сюда все равно будут приезжать прошлые жильцы, может быть дачники, может быть собираться будут с разных уголков страны бывшие жители на день деревни, но она будет жить. А пока живет деревня, село и будет жить Россия с ее замечательным многоликим, многонациональным, многокультурным народом!

В своей работе мы использовали факты, которые были известны и доступны, но подтвердили их, рассматривая историю деревни через воспоминания старожилов.

Материалы и выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях. А воспитание любви и знание истории своей малой Родины необходимо каждому человеку, особенно ребенку, чтобы укрепить в себе и в других чувство патриотизма.

Гипотеза подтвердилась. Мы доказали, что жители деревни Часы, будучи Российской глубинкой, принимали активное участие во всех важных событиях государства.

Литература

Источники:

Воспоминания старожилов деревни Часы: Краснобаевой Клавдии Дмитриевны, Федотова Анатолия Ивановича, Самариной Екатерины Артемьевны, Самариной Нины Никитичны записанные в период с 2012 по 2021гг.

РГАДА, ф. 350, оп. 2 е. хр. 2546, лл. 530-538 об.; е.хр. 2573, лл. 152-402 об.

Исследования:

Дымок родных деревень. История и легенды сел Кузнецкого района. Научно-популярный сборник, 2018 г. С. 102

Периодическая печать:

Китова И. Угасающее село может стать перспективным? / Кузнецкий рабочий 22.07.2011 г.

Куприянов А. Еще идут старинные часы…/ Любимая газета (Кузнецк)/ от 30.06.2012 г.

Обозрение Епархиальной жизни в 1895 – м году/Симбирские Епархиальные Ведомости/ 1.03.1896 г № 5 Отдел неофициальный. С.173., С. 172.

П риложение №1

Карта Симбирской губернии из атласа Вильбрехта. Около 1800 г.

(На карте изображена речка Чаусъ)

П одробная карта Российской Империи и ближайших заграничных владений.

Столистовая карта. Около 1801-1816гг.

(Обозначено деревня Часы)

С пециальная карта Западной части России Шуберта 1826 -1840 гг.

(На карте обозначено деревня Часы)

К арта Менде Симбирской губернии. 1859-1861гг.

(На карте обозначена деревня Старые и новые Часы)

С имбирская губерния в атласе Ильина. Около 1871 г.

(на карте обозначена река Часы)

К арта Европейской России 1880 года из Stielers Handatlas

(На карте обозначена деревня Часы)

К арта Стрельбицкого. Восток Европейской части России. Около 1871-1916.

( На карте обозначена деревня Часы)

Карта РККА центрального Поволжья, десятикилометровка. Около 1939 г.

(на карте обозначена деревня Старые Часы)

Просмотров работы: 321