Творческими тропами С.Т.Аксакова

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Творческими тропами С.Т.Аксакова

Бадретдинова А.В. 1
1МОБУ СОШ им.С.Т.Аксакова
Мигранова А.Ф. 1
1МОБУ СОШ им.С.Т.Аксакова
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Экскурсия всегда была одной из форм досуга, но в то же время любая экскурсия предполагает освоение нового культурного материала, обогащает и развивает человека. Поэтому мы обратились к экскурсии как одному из источников получения информации для наших школьных проектов. В современной экскурсии можно выделить три функциональные составляющие: информационно-познавательную, развлекательную и воспитательную.

В разные исторические периоды развития нашей страны экскурсии выполняли различные задачи, но неизменной всегда оставалась одна – приобщение подрастающего поколения к отечественной культуре. Литературные экскурсии обогащают человека духовно, доставляют ему эстетическое наслаждение.

По месту проведения литературные экскурсии бывают городскими, загородными по литературным заповедникам

По содержанию они делятся на следующие группы:

– литературно-биографические («Достоевский в Москве», «В.Маяковский в Сочи», «Детские и юношеские годы А. Н. Толстого», «М. Горький в Нижнем Новгороде»);

– историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской и советской литературы, или обзорные («Москва литературная»; «Литературный Петербург», «По литературным местам Уфы»);

– литературно-художественные, или поэтико-текстовые, знакомящие с местами, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя («По следам героев М.Горького», «Вслед за героями книг Аркадия Гайдара», «Уфимские зори», «Башкирия в поэзии»).

Литературная экскурсия создается в том случае, если в населенном пункте достаточно объектов, связанных с жизнью и творчеством писателя и если в его произведениях описываются улицы, переулки, дома. При подготовке экскурсии работа начинается со сбора текстового материала, затем ведутся поиски объектов. Выявлять объекты не всегда просто, особенно если экскурсия посвящена писателям прошлого. И я обращался к справочникам, архивным материалам.

Маршрут литературно-биографических экскурсий строится историко-литературных — по хронолого-тематическому. При составлении маршрута литературных экскурсий необходимо тщательно подобрать последний объект, который позволил бы подвести итог экскурсии. Он должен быть внешне ярким и запоминающимся.

Материал экскурсии делится на общий и локальный. Под общим материалом понимается материал, относящийся к теме, а под локальным — материал, связанный непосредственно с жизнью и творчеством писателя. Применительно к тексту художественных произведений под локальным материалом понимают такое художественное произведение или отрывок из него, в котором нашли описание данный район, здание, город, парк, т. е. объекты экскурсии.

При создании экскурсии необходимо найти материал, который связан со зрительными впечатлениями. Это будет удовлетворять основному требованию экскурсии — сочетанию показа с рассказом. Если экскурсовод не пользуется методом показа, экскурсия превращается в пересказ статей, книг, оторванный от дома, улицы, района, ради знакомства с которыми экскурсанты прибыли сюда. Показывая объект, экскурсовод неоднократно должен обращать вниманий на его отдельные детали, увязывая показ этих деталей с рассказом о событиях, связанных с ними.

Чем больше в экскурсии будет использовано материала, тем выше ее познавательная ценность. Большой удачей экскурсовода можно считать те места в рассказе, в которых строки из произведения «ложатся» на тот уголок города, дом, аллею парка, которые видят экскурсанты.

В литературные экскурсии часто в качестве объектов осмотра включаются памятники писателям. Показ мятников имеет свои особенности: показ памятника следует вести только в литературном плане.

В литературной экскурсии объектов для показа обычно немного, а внешний облик зданий, где жили, работа писатели, издавались их произведения в большинстве случае не сохранились. Поэтому экскурсовод должен так показать эти памятные места так, чтобы экскурсанты поняли и оценили их значение в жизни и творчестве писателя. Это возможно только в случае, если экскурсовод сумеет объединить своеобразие района, ландшафта, здания, интерьера с отдельными фактами биографии писателя, отрывками из его произведений, связанных с данным памятным местом.

При этом нельзя обойтись без приемов воссоздания (реконструкции) обстановки и событий, без наглядного материала, фотоиллюстраций. На фотографиях и рисунках могут быть изображены памятные места, какими они были при жизни писателя, портреты писателя и близких ему лиц, сыгравших в его жизни определенную роль, иллюстрации к произведениям писателя

Работа над созданием литературно-краеведческой экскурсии

«Аксаковские тропы»

Я живу в уникальной для нас местности- в деревне Старые Киешки Кармаскалинского района. Здесь провел свои детские годы Сергей Тимофеевич Аксаков. Время, проведенное Старых Киешках, вошло в книгу «Детские годы Багрова-внука»

В нашей школе стало традицией почти каждый год в сентябре проводить аксаковские дни. Учащиеся и все население очень трепетно относятся к этой традиции.

Поэтому я решила обратиться к проекту создания литературно-экскурсионного маршрута «С.Т.Аксаков в д.Старые Киешки».

Гипотеза исследования:

Могу предположить, что знание о людях, прославивших мою малую Родину, может качественно повысить уровень патриотизма, положительно повлиять на формирование личности.

История жизни нашего земляка может стать образцом для каждого, кто бы хотел добиться успехов в жизни и прожить свою жизнь достойно, может научить высшим жизненным ценностям: духовному родству, доброте, трудолюбию.

Зная, что данная территория интересна местным жителям, можно предположить, что она возможно интересна и жителям республики и не только для них.

Актуальность нашей работы заключается в рассмотрении культурного и воспитательного значения проведения экскурсий литературной тематики. Литературно-краеведческая экскурсия является одной из действенных форм получения как научных знаний, так и развития кругозора, мышления, творческих начал школьников. Новые экскурсии всегда вызывают интерес и необходимость их дальнейшей разработки не вызывает сомнений.

Цель нашей работы: изучить и понять как организовать экскурсию по литературному краеведению в д.Старые Киешки.

Постановка проблемы:

Большинство подростков не знакомы с творчеством писателя. Наш проект включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, побуждая к глубокому изучению творчества поэта, чья биография неразрывно связана с нашей деревней.

Краеведческая экскурсия является одной из действенных форм получения как научных знаний, так и развития кругозора, мышления, творческих начал школьников. Новые экскурсии всегда вызывают интерес и необходимость их дальнейшей разработки не вызывает сомнений.

Приступая к работе над маршрутом экскурсии мной были поставлены следующие задачи:

1.Изучить технику проведения литературной экскурсии.

2.Разработать маршрут проведения литературной экскурсии.

3.Изучить документальные источники о жизни С.Т.Аксакова в д.Старые Киешки.

4.Проследить, как пейзажи родного края отразились в произведениях поэта.

5.Выяснить, что вдохновляло С.Т.Аксакова на создание произведений этого периода.

6.Составить литературную карту Аксаковских мест в Башкирии.

7.В перспективе создать и издать буклет.

Работа над данным проектом позволила мне сочетать приемы наблюдения, беседы, интервьюирования.

Многое в экскурсии во многом зависит от техники ее проведения.

К технике ведения экскурсии предъявляется такие требования:

- знакомство экскурсовода с группой;

- правильная расстановка группы у объекта;

- выход экскурсантов из автобуса и возвращение в автобус;

- использование экскурсоводом микрофона;

- соблюдение времени, отведенного на экскурсию в целом и раскрытие отдельных подтем;

- ответы на вопросы экскурсантов и т. д.

При правильной организации экскурсионной работы подготовка к ней должна происходить заранее. Делают это организаторы экскурсии или турагенты.

Сюжет экскурсии должен быть заранее известен экскурсанту. Экскурсант должен знать тему экскурсии. Чрезвычайно важно, чтобы рекламная деятельность и покупка экскурсионной путевки были отделены от экскурсии одним-двумя днями. Это существенно в том отношении, что за этот промежуток времени произойдет известная психологическая установка экскурсанта. Он успеет вдуматься и вжиться в сюжет экскурсии.

У каждой темы свое вступление. Если состав группы различен (например, местное население и приезжие туристы, взрослые и дети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое дает конкретную установку экскурсантам, позволяет установить с ними контакт.

Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, войдя в автобус, знакомится с группой. Он здоровается с присутствующими, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, т. е. начинает экскурсию вступлением.

Важно, чтобы с самого начала экскурсовод подчинил свои действия установившимся правилам общения с группой. Он не сразу начинает говорить. Возникает пауза, которая длится десять-двадцать секунд. Происходит первое знакомство, от него во многом зависят дальнейшие контакты экскурсовода с группой. Экскурсанты постепенно замолкают, поудобнее рассаживаются, их внимание переключается на экскурсовода. Экскурсанты прикидывают, на что способен экскурсовод, что интересного им расскажет, а экскурсовод думает о том, как заинтересовать этих людей, как приковать их внимание к теме.

Выход экскурсантов из транспорта. К выходу экскурсантов нужно заранее готовить. В тех случаях, когда это не делается, значительная часть группы остается сидеть в автобусе, не выходя для наблюдения памятников на месте их расположения. Тем самым экскурсанты теряют возможность личного знакомства с объектом.

Количество остановок с выходом группы рекомендуется назвать во вступительном слове, пояснив значение таких выходов, заинтересовать экзотичностью, необычностью объекта.

На остановках, где предусмотрен выход экскурсионной группы, экскурсовод выходит первым, показывая пример группе и определяя направление ее движения к объекту. В тех случаях, когда в экскурсиях устраиваются другие остановки, например, санитарные или для приобретения сувениров, экскурсовод сообщает точное время (час и минуты) отправления автобуса. Необходимо требовать от экскурсантов соблюдения регламента проведения экскурсии, что влияет на график движения автобуса по маршруту. Если время стоянки в загородной экскурсии по каким-то причинам сокращается или увеличивается, экскурсовод сообщает об этом всем экскурсантам.

Расстановка группы у объекта. При разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта. Делается это на тот случай, когда место, определенное методической разработкой, занято другой группой или когда солнечные лучи светят в глаза, мешая осматривать объект. Бывают и другие причины, мешающие использовать рекомендованное место. В жаркое время используются возможности для расположения групп в тени. На случай дождя предусматривается вариант размещения экскурсантов под крышей, под кроной деревьев. В отдельных случаях методика требует, чтобы для осмотра объекта было выбрано несколько точек: дальняя, если объект показывается вместе с окружающей средой или другими объектами; ближняя, если анализируются отдельные детали здания, сооружения, местности, объекта природы.

Каждый экскурсовод внимательно изучает эти указания и до выхода
с группой на маршрут уточняет вопросы, связанные с расстановкой группы для наблюдения объектов. Следует также обеспечить безопасность экскурсантов при осмотре объектов и при переходе через автомагистрали.

При одновременном расположении нескольких групп у одного объекта между ними должно быть сохранено такое расстояние, чтоб один экскурсовод своим рассказом не мешал другому, чтоб одна группа не заслоняла другой объект наблюдения.

Передвижение экскурсантов. Место экскурсовода – в центре группы, несколько человек идут впереди, несколько рядом, остальные – позади. Важно, чтобы группа не растягивалась: расстояние между ее головной частью и теми, кто идет последними, не должно превышать 5-7 метров. Экскурсовод должен добиваться, чтобы при передвижении группы на маршруте не нарушалась целостность.

Темп движения группы зависит от состава группы (дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности, например, подъем в гору, неблагоустроенность дороги, преодоление канав опасных зон в работающих цехах и т. д.

В пешеходной экскурсии темп движения экскурсантов медленный, неторопливый, так как объекты показа расположены рядом друг с другом.

Более сложно установить необходимый темп движения группы в автобусной экскурсии. Здесь, выйдя из автобуса, экскурсовод начинает движение не сразу, особенно если объект расположен в отдалении. Он дает возможность большинству экскурсантов выйти из автобуса и затем, не торопясь, но и не слишком медленно, во главе группы направляется к цели. Подойдя к объекту, он начинает свой рассказ не сразу, а после того, как соберется вся группа. Экскурсовод руководит передвижением экскурсантов и в ходе их самостоятельной работы на маршруте.

Возвращение экскурсантов в автобус. Во время передвижения группы ее возглавляет экскурсовод. При посадке группы в автобус он стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения.

Место экскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать такое место, откуда ему хорошо видны те объекты, о которых идет речь на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время экскурсанты должны его видеть. Как правило, это специально отведенное переднее сиденье рядом с водителем (кресло за водителем предназначено для другого водителя). Стоять экскурсоводу при движении автобуса (так же как и экскурсантам) не разрешается в целях безопасности.

На пешеходной экскурсии экскурсовод должен располагаться вполоборота к объекту. Проведение показа зрительно воспринимаемых объектов требует, чтобы они находились перед глазами экскурсовода, ведь он анализирует их на основе своих зрительных впечатлений. Это особенно важно в загородных экскурсиях, когда экскурсовод во время движения автобуса, сидя на своем месте спиной к экскурсантам, смотрит в переднее стекло автобуса и рассказывает о том, что уже видят или вот-вот увидят экскурсанты.

Соблюдение времени в экскурсии. В методической разработке указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой подтемы в минутах. Здесь предусмотрено все: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему и движение группы около наблюдаемых объектов.

Помогает экскурсоводу хронометраж затраты времени на отдельные части экскурсии. На основе такого хронометража с учетом замечаний прослушивающего экскурсовод вносит соответствующие коррективы в свой рассказ. Из экскурсии убирается все лишнее, что ведет к перерасходу времени. Нередко экскурсия по причинам, не зависящим от экскурсовода, значительно сокращается по времени.

Техника проведения рассказа при движении автобуса. Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом через микрофон. При наличии важных объектов или населенных пунктов необходимо остановить автобус, выключить двигатель и только после этого давать пояснения. Это должно быть заранее согласовано с водителем.

Ответы на вопросы экскурсантов. Они подразделяются на четыре группы: вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; вопросы, поставленные в ходе рассказа, на которые отвечает экскурсовод; риторические вопросы, которые ставятся для активизации внимания экскурсантов; вопросы, задаваемые участниками экскурсий по теме. Экскурсоводу следует отвечать на вопросы не в ходе экскурсии, а по ее окончании. Содержание ответов не должно носить дискуссионный характер, т. е. вызывать у экскурсантов желание поспорить, продолжить тему, затронутую в вопросе. Делая вступление к теме, экскурсовод сообщает своим слушателям о таком порядке ответов на вопросы.

Паузы в экскурсии. Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, должны быть небольшие перерывы.

Паузы преследуют следующие задачи:

– первая – смысловая, когда время перерывов используется людьми для обдумывания того, что они услышали от экскурсовода и увидели своими глазами. Для закрепления фактического материала в памяти, формулирования своих выводов и запоминания увиденного. Важно, чтобы экскурсанты имели у каждого объекта свободное от показа и рассказа время для самостоятельного осмотра, подготовки к восприятию того, что будет показано и рассказано на следующей остановке;

– вторая – дать кратковременный отдых экскурсантам. Она не несет какой-либо смысловой нагрузки. Это особенно важно для тех, кто еще не привык к такой активной форме культурно-просветительной работы, как экскурсия.

Техника использования «портфеля экскурсовода». Содержание «портфеля экскурсовода», его значение и роль в использовании методических приемов показа имеет отношение к методике подготовки и проведения экскурсии. Каждый экспонат – фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа – имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам.

Экспонат может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления. Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод организует проигрывание аудио и видеозаписей и других технических средств. Важно заранее проверить исправность аппаратуры, наличие необходимых записей, обеспечить слышимость для всех участников экскурсии. Экскурсовод должен уметь пользоваться этой аппаратурой.

Во время проведения экскурсий используются элементы ритуала (церемониала, выработанного народными обычаями). Перед началом экскурсии экскурсовод обо всем сообщает, подчеркивая значение соблюдения ритуала при посещении исторических мест.

 

Технологическая карта экскурсии

1

Название экскурсии

Аксаковские места

2

Тема экскурсии

Творческими тропами С.Т.Аксакова

3

Вид экскурсии

Пешеходный

4

Состав экскурсии

Учащиеся

5

Протяжность экскурсии

1 км.

6

Продолжительность экскурсии

2 часа

7

Маршрут экскурсии

Село Ольховое,деревня Старые Киешки, ул. Озерная,ул. Октября

8

Объекты экскурсии

Место бывшего имения С.Т. Аксакова.

Озеро Киешки (Аксаковское)

- аншлаг Памятник природы озеро Киешки-Аксаковское.

МОБУ СОШ им. С.Т. Аксакова- музей им.С.Т.Аксакова.

МБУК КармаскалинскаяЦБС Старокиешкинская библиотека.

Экскурсия

Вступление.

Здравствуйте, дорогие гости!

Я, ученица 8 класса, МОБУ СОШ им. С.Т.Аксакова д. Старые Киешки Бадретдинова Аида и Мигранова Алфия Фаридовна, учитель истории и обществознания рады приветствовать Вас в замечательном уголке Кармаскалинского района, деревни Старые Киешки, который более 200 лет тому назад описал замечательный художник слова и талантливый натуралист, Певец- родного края С.Т.Аксаков.

Для каждого человека самое дорогое и радостное место на Земле – это его Родина, там, где он родился, вырос, где живут близкие ему люди. Для нас это наша деревня, наша Республика Башкортостан

Природа наделила Башкортостан необыкновенной красотой. Это поистине, жемчужина Урала. Особое очарование пейзажу придают живописные узоры многочисленных рек и озер. Разнообразна, богата флора и фауна. Сказочно богата кладовая недр.

Недаром, об этой живописной земле, сложено великой множество легенд и приданий. Величавый седой Урал, царственные леса, привольные степи вдохновляют народных сказителей, поэтов, музыкантов, художников создавать свои неповторимые шедевры.

В наш дикий край лечу душою:

В простор степей, во мрак лесов,

Где опоясаны дугою

Башкирских шумных кочевьев,

С их бесконечными стадами-

Озера светлые стоят,

Где в их кристалл с холмов глядят,

Собравшись кони табунами...

Иль где катится Урал

Под тенью Рифейских скал!

С.Т. Аксаков

Наша экскурсия носит название «Аксаковские места».

Мы познакомим вас с местом, где находилось бывшее имение семьи Аксаковых, побываем у озера Киешки- Аксаковское, полюбуемся красотой этого замечательного уголка, вспомним произведения Сергея Тимофеевича Аксакова «Детские годы Багрова внука», где писатель описывает нашу деревню Старые Киешеи и озеро Киешки- Аксаковское.

Мы расскажем об изменениях ландшафта местности, окружающее озеро со временем.

Мы побываем в школе имени Сергея Тимофеевича Аксакова, и постараемся рассказать самое интересное о нашей школе. Покажем бюст Сергея Тимофеевича Аксакова, а также проведем экскурсию в литературном зале, посвященный великому писателю, познакомим вас с жизнью и творчеством великого Певца родного края. Познакомим с самыми интересными экспонатами школьного краеведческого музея.

Маршрут нашей экскурсии займет 2 часа. Для того, чтобы это время прошло максимально интересно и эффективно, заранее условимся о правилах прохождения экскурсии:

- Соблюдайте правила дорожного движения в пешеходной части экскурсии.

- Постарайтесь, осматривая достопримечательности, не отставать от вашей группы.

-Для того, чтобы все могли хорошо услышать наш рассказ, удобнее вам будет встать полукругом.

- Безусловно, в ходе экскурсии возникнут вопросы. Обязательно возникнут, потому что мы видим ваши горящие, любопытные глаза. Задать эти вопросы можно в конце нашей экскурсии. Именно в конце у нас будет много времени для того, чтобы ответить в полном объеме на любой ваш вопрос по теме экскурсии

Итак, в путь!

Основная часть экскурсионного рассказа.

Остановка первая.

Объекты показа.

Мы находимся в деревне Старые Киешки, которая расположена на севере Кармаскалинского района, в 30 км от г.Уфы. Она находится в очень красивой и живописной местности.

 

Наш маршрут экскурсии: от села Ольховое Уфимского района надо пройти пешком до деревни Старые Киешки, до улицы Озерная. Здесь начинается наша экскурсия, затем по улице Октября мы доходим до школы. После знакомства со школой, литературным залом, краеведческим музеем и библиотекой наша экскурсия заканчивается.

 

Наша экскурсия начинается с улицы Озерная, где находилось бывшее имение Сергея Тимофеевича Аксакова. Тимофей Степанович Аксаков в верхней части деревни Старые Киешки покупает недостроенное имение и эту часть деревни называет в честь своего сына Сергеевка. Сейчас, к сожалению, на этом месте совсем другие сооружения.

Информационная часть: «Один из главных и чудесных волшебников», так отзывают современные писатели о прекрасном русском писателе Сергее Тимофеевиче Аксакове.

230 лет назад в Уфе, в небольшом домике Голубиной слободки,- так в старину называли низ нынешней Пушкинской улицы- 20 сентября (по новому стилю 1 октября) 1791 года, в самую пору бабьего лета когда над городом шумел листопад и журавлиные крылья тянулись к югу, в семье бывшего ординарца фельдмаршала Суворова Тимофея Степановича Аксакова родился мальчик, в будущем замечательный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков.

Дом стоял на берегу пруда в большом и тихом саду (ныне сад имени Луначарского, в нем сохранились несколько лип того времени). Из окон дома были видны подернутые дымкой лесные дали и река белая под крутой горой.

Но все этим домом в голубиной слободке у Сережи Аксакова были связаны лишь самые лишь самые ранние, отрывочные и еще неосознанные воспоминания. Больше ему запомнился другой уфимский дом, дедовский- на высоком берегу Белой, куда они переехали после смерти деда по матери Николая Федоровича Зубова.

А чуть повзрослев, Сережа Аксаков стал грезить только что основанной деревней Сергеевкой (тот же Киешки) в тридцати верстах от Уфы, на земле, которую недавно приобрел отец.

Детство писателя прошло в Башкирии, с родным краем он был связан и во все последующие жизни.

В его книгах «Семейная хроника», «Детские годы Багрова внука», в его «Записках об ужении рыб» и «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» немало страниц отведано рассказу о природе башкирского края, его жителях.

Позже, уже в Абрамцеве, Сергей Тимофеевич писал: «Сергеевка занимает одно из самых светлых мест в самых ранних воспоминаниях моего детства. Я чувствовал тогда природу уже сильнее, чем во время поездки в Багрово, но далеко еще не так сильно, как почувствовал ее через несколько лет. В Сергеевке я только радовался спокойной радостью, без волнения, без замирания сердца. Все время, проведенное мною в Сергеевке в этом году представляется мне веселым праздником» (отрывок из произведения «Детские годы Багрова внука»)

«...Моя Сергеевка, с ее озером, рекой Белою и лесами..., давно желанное и жданное великолепное озеро, в самом деле великолепное озеро Киешки».

Остановка вторая.

Объект показа: озеро Киешки Аксаковское.

На северо-восточной окраине деревни Старые Киешки находится комплексный памятник природы -озеро Киешки -Аксаковское.

В Башкортостане имеется много других озер, которые по своей красоте не уступают озеру Аксакова, однако последнее заслуживает особого интереса, в связи с тем, что картины этой местности описаны более 200 лет назад, замечательным художником слова и талантливым натуралистом Сергеем Тимофеевичем Аксаковым в его книге «Детские годы Багрова - внука».

Недалеко протекает река Белая, которую окружают леса, горы и луга. Озеро Киешки - Аксаковское представляет собой страницу реки Белой. Оно, часто, весной заливается водами реки Белой и сообщается с ней.

По словам рыбаков, озеро и сегодня богата рыбой. Можно вытащить из его вод густерку, сторожку, щуку.

Но такого обилия, как прежде, никогда уже не будет. Это и понятно, раньше, озеро было прозрачное, а теперь, во время половодья, из реки Белой, которая сюда заходит, попадают различные отходы. Озеро это промывного типа.

Озеро Киешки - Аксаковское и большое количество более мелких озер (Ольховое, Аргамак, Кайгал и др), находящиеся в уреме, богаты водной растительностью - белая кувшинка,

кубышка желтая, водокрас лягушечник, элодея канадская, телорез алоэвидный, рдесты и др. В этом озере найдено очень редкое реликтовое растение-водяной папоротник Сальвиния плавающая.

Рядом с озером Киешки –Аксаковское протекает одна из красивейших рек нашей республики- Уршак. Здесь находится её устье.

В этой местности много богатых заливных лугов.

Немало страниц своей книги «Детские годы Багрова внука» С.Т.Аксаков посвятил озеру Киешки.

“..озеро Киешки тянулось разными изгибами, затонами и плесами версты на три: ширина его была очень неровная: иногда сажен семьдесят, а иногда полверсты.»

Противоположный берег представлял лесистую возвышенность, спускаются к воде пологим скатом; налево озеро оканчивалось очень близко узким рукавом, посредством которого весною, в полую воду, заливалась в него река Белая.

Направо за изгибом не видно было конца озеро, по которому, в пол версте от нашей усадьбы была поселена очень большая мещерская деревня, о которой я уже говорил, называвшаяся по озеру также Киешки.

Разумеется русские звали её и озеро, и вновь поселенную русскую деревушку Сергеевку, просто «Кишки»- и к озеру очень шло это название, вполне обозначавшее его длинное , искривленное протяжение …

Во многих своих стихотворениях он воспевал природу Башкортостана, восхищался изумительной ее красотой.

Остановка третья.

Объект показа:

Аншлаг: Озеро Киешки- Аксаковское памятник природы. Он образован постановлением Совета Министров Башкирской АССР от 17 августа 1965года №465.

Изменение ландшафта местности, окружающее озеро со временем.

Прошло много времени. Окружающая озеро местность сильно изменилось. Сергей Тимофеевич Аксаков писал в книге: «Сзади мостков стоял огромнейший дуб в несколько обхватов толщиною. Возле него рос некогда другой дуб, от которого остался только довольно высокий пень, гораздо толще стоявшего дуба; из любопытства мы влезли в этот громадный пень все трое, отец писателя, маленький Сергей и Евсеич (слуга), и, конечно, занимали только маленький краешек. Отец мой говорил, что на нем могли бы усесться человек двадцать. Он указал мне зарубки на дубовом пне и на растущем дубом и сказал, что башкиры, настоящие владельцы земли, каждые сто лет кладут такие заметки на больших дубах, в чем многие старики его уверяли; таких зарубок на пне было только две, а на растущем дубу пять, а так как пень был гораздо толще, и, следовательно, старее растущего дуба, то и было очевидно, что остальные зарубки находились на отрубленном стволе дуба. Отец прибавил, что он видел дуб несравненно толще и что на нем находилось двенадцать заметок, следовательно, ему было тысяча двести лет. Не знаю, до какой степени были справедливы рассказы башкирцев, но отец им верил, и они казались мне тогда истиною, не подверженной сомнению».

Эти отрывки из главы «Сергеевка» книги «Детские годы Багрова - внука» мы привели с той целью, чтобы показать, как художественно изобразил природу талантливый писатель и как за более 200 лет изменилось местность. В настоящее время дубов на берегу озера нет, имеется только незначительное количество тополей. Берег озера почти безлесный. Озеро находится на грани исчезновения. Уровень воды в озере с каждым годом уменьшается.

Оно гибнет. Озеро Киешки -Аксаковское в опасности, -констатируют местные жители. Видим, как река Белая агрессивно потеснила озеро и «захватила» без малого 300 метров берега. Жители села бьют тревогу.

Несколько лет назад в газете «Вечерняя Уфа» вышла статья «Памятник проглотят и никто не заметит». Где шла речь о том, что озеру Аксаковскому нужна помощь.

Просят Министерство экологии о помощи укрепить берег реки Белой.

Во времена Сергея Тимофеевича Аксакова в озере было очень много рыбы: «Огромные щуки и жерехи то и дело выскакивают из воды гоняясь за мелкою рыбой, которая металась и появлялась беспрестанно... Всего более водилось в озере окуни и особенно лещей...»

В другом месте этой же главы писатель описывает момент ловли рыбы в озере Киешки неводом: «Рыбы поймали такое множество, какого не ожидали, и потому послали за телегой, большей частью были серебряное и золотые лещи, ярко блиставшие на лунном свете; попалось также довольно крупны плотвы, язей и окуней, щуки, жерехи головни повыскакивали, потому что были вороваты, как утверждали рыбаки...» Но видно, я был настоящий рыбак по природе потому что и тогда говорил Евсеичу: Вот если бы на удочку вытащить такого леща!» Мне даже стало как то не весело, что поймали такое количество крупной рыбы, которая могла бы клевать у нас; мне было жалко, что так опустошили озеро...»

Из этих строк видно, что Сергей Тимофеевич Аксаков и тогда был обеспокоен за сохранность богатств природы.

Мы с вами двигаемся дальше, к следующему объекту.

Остановка четвертая.

Объект показа: школа им. Сергея Тимофеевича Аксакова (рассказ о школе, бюсте, литературном зале посвященном Сергею Тимофеевичу Аксакову, знакомство с краеведческим музеем и библиотекой)

С 2007 года наша школа носит имя Великого писателя С.Т.Аксакова.

В 2008 году был установлен бюст Великому Певцу природы автором которого является скульптор Абдурашитов Рамиль Магафурович.

Мы приглашаем вас посетить литературный зал посвященный русскому писателю С.Т.Аксакову.

Значение нашего музея трудно переоценить. Добрый, возвышенный дух Аксаковых доносят до нас картинки, портреты, представленные здесь в нашей экспозиции. Аксаковские музеи Башкортостана занимают ведущее место среди других музеев. И каждый из этих музеев имеет особое, неповторимое лицо и по своему раскрывает сокровенные стороны внешне спокойной жизни писателя его семьи. Здесь царит атмосфера истинно аксаковского добродушия, приветливости, высоких интересов.

Обратите внимание на интерьерный уголок дворянского быта начала 19 век
а. Нарядное художественное убранство, которого настраивает на старинный лад и поэтому здесь часто проводятся музыкальные и литературно-поэтические вечера для старшеклассников.

Отец Тимофей Степанович — из старинного дворянского рода, занимал

должность прокурора уфимского земского суда, слабовольный, тихий,

застенчивый и малообразованный человек.

Мать - Мария Николаевна, урожденная Зубова, губернская красавица, властная, умная начитанная женщина. В поэтической душе Маленького Сережи плавно соединились положительные качества его родителей: глубокое понимание, чувствование природы, любовь к литературе, искусству.

В жизни десятилетнего Сережи Аксакова наступает новый период: с

1801 года — он ученик Казанской гимназии, а тремя года позже — студент того же Казанского университета.

Казанский университет славился хорошим преподавательским составом (Фукс, Карташевский), которые сыграли значительную роль в жизни и формировании увлечений юного Аксакова. Благодаря Фуксу - преподавателю истории и естествознания гимназисты увлекались собранием бабочек.

Увлечение литературой было одним из главных занятий гимназистов и

студентов. Оно проявлялось в том энтузиазме, с каким издавались здесь

рукописные журналы. Один из таких журналов под смешным названием

«Аркадские пастушки» выпускал близкий приятель Аксакова, Александр

Панаев.

Литературная жизнь в Казанском университете все более оживлялась, и

молодые поэты почувствовали необходимость объединиться. Это привело к

возникновению весной 1806 года «Общества любителей отечественной

словесности». В общество были вовлечены не только студенты, но и

профессора университета.

Слава молодого Аксакова как о постоянном чтеце литературных

салонов, дошла до самого патриарха русской поэзии, который пожелал

встретиться с начинающим писателем. В декабре 1815 года произошла

историческая встреча Аксакова с Гавриилом Романовичем Державиным.

Заметный след в жизни Сергея Тимофеевича составило знакомство и

многолетняя дружба его с Н.В. Гоголем.

 

Гоголя привлекал его широкий ум и знание тонкостей драматургии и актерского мастерства. С Иваном Сергеевичем Тургеневым их связывала тесная дружба, несмотря на большую разницу в возрасте. К моменту их знакомства С.Т. Аксакову было шестьдесят, И.С. Тургеневу — всего тридцать.

Кроме литературной деятельности их объединял общий интерес к охоте, рыбной ловле.

«Охотничий уголок» с картинками из «Записок об уженье рыбы», «Записок ружейного охотника» и чучелами птиц привлекает внимание учеников младших классов, и преподаватели очень гармонично используют его для проведения уроков природоведения.

Сергей Тимофеевич Аксаков велик сам по себе, как огромный русский писатель, но он оставил след в истории России и как основатель великого гнезда семьи Аксаковых, значение которой дал России трудно переоценить.

Внутренний строй удивительной семьи Аксаковых, стал отдельным

явлением русской культуры.

Жена писателя Ольга Семеновна Заплатина — дочь генерал-майора

Семена Григорьевича Заплатина И турецкой княжны Игель-Сюмы, Плененной при осаде Очакова. Она попала в семейство генерала Воинова. Ее окрестили, выучили читать, писать по-русски. Необыкновенная красавица, она привлекла сердце молодого офицера Семена Заплатина, который и женился на ней. Она сопровождала Заплатина в его походах, и там, на походе

в Польшу в 1792 году и родилась дочь Ольга.

Ольга Семеновна была необыкновенная женщина. Современники

отмечали ее незаурядный ум и широту духовных интересов. Радушие и

гостеприимство привлекали в их дом многих талантливых и даже гениальных людей.

Она родила 14 детей, четверо из которых умерли еще -в младенчестве. В

селе Надеждино протекала внешне спокойная, но внутренне духовно

напряженная жизнь молодой семьи Аксаковых. В атмосфере любви и

глубокого уважения к личности ребенка, их с юного возраста знакомили с

отечественной историей, крестьянским бытом и их нуждами.

Старший из детей Константин Сергеевич Аксаков, вобравший в себя

нравственные свойства матери, эстетический вкус и любовь к литературе

своего отца.

Константин Сергеевич был замечательным поэтом, Известным

ученым-филологом и философом. Ему принадлежат очень злободневные

слова: «Народность есть личность народа, точно так же, как человек не

может быть без личности, так И народ без народности. Да, нужно признать всякую народность, из совокупности их слагается общечеловеческий хор...»

Он отличался и богатырской внешностью. К сожалению, он рано умер, от

тоски, от горя, не перенеся смерти своего отца.

Второй сын Аксаковых - Иван Сергеевич - известный поэт, публицист, общественный деятель.

Был женат на старшей дочери замечательного русского поэта Ф.И. Тютчева - Анне Федоровне, фрейлине Императорского двора. Она полностью разделяла славянофильские убеждения мужа и была "законодательницей славянофильских салонов Москвы".

Особое место в его биографии занимает деятельность как основателя,

идейного вождя И руководителя Московского славянского благотворительного комитета, во главе которого Иван Сергеевич стоял более 20 лет. Велика роль Ивана Аксакова в освободительной борьбе Болгарии,

Сербии, Черногории от турецких поработителей. Московский комитет под

его руководством собирал денежные средства, оружие, формировал отряды

добровольцев. Аксаков стал своеобразным Мининым для славян.

Григорий Аксаков — сын Сергея Тимофеевича Аксакова оставил

заметный след в истории Башкортостана.

В течение шести лет (с 1861 по

1867 годы) был уфимским губернатором. И он по общему признанию, был

одним из лучших губернаторов России. При нем было осуществлено

освобождение крестьян от крепостного права. Практически при нем была

спланирована и заложена нынешняя Уфа, в том числе торговые ряды. При

нем было построено здание Центрального духовного управления мусульман,

он был инициатором создания губернского краеведческого музея.

Теплую память о себе оставила его жена, Софья Александровна

Аксакова в девичестве Шишкова. Она была попечительницей многих

губернских общественных и культурных учреждений, в том числе женской

гимназии, она стояла у истоков первого городского театра, по ее инициативе

был заложен театральный сад, который ныне существует как часть Софьюшкиной аллеей.

У Григория Сергеевича и Софьи Александровны было четверо детей:

Ольга, Сергей, Наталья, Константин.

Ольга Григорьевна — любимая внучка Сергея Тимофеевича Аксакова.

Это он ей посвятил свою трилогию «Детские годы Багрова-внука».

Она достойно пронесла по жизни это посвящение. Она сделала много

больших и малых добрых дел, но прежде всего, осталась в памяти народной

тем, что построила первую в Башкирии стационарную Кумысолечебницу для

туберкулезных больных, которая со временем переросла в нынешний

противотуберкулезный санаторий им. С.Т. Аксакова.

Башкортостан глубоко чтит своего великого и благодарного сына. В доме. Где он провел свое раннее детство, открыт мемориальный музей,

ставший известным общественно - культурным центром далеко за пределами

России. В бывшем родовом имении в селе Надеждино открыт музей семьи Аксаковых. В целях восстановления Аксаковских мест и пропаганды

Аксаковского наследия в 1992 году был создан Аксаковский фонд.

По инициативе Аксаковского фонда и Указом президента Республики

Башкортостан учреждена Всероссийская литературная премия им. С.Т.

Аксакова, первым лауреатом которой стал русский писатель Василий

Иванович Белов.

Наш литературный зал вносит свой вклад для популяризации творчества Аксакова. Это место проведения литературно — музыкальных вечеров, уроков истории, природоведения и конечно же уроков литературы и вечеров поэзии.

Деревне Старые Киешки несказанно повезло. Она — одна из немногих уголков на башкирской земле, увековеченных Сергеем Тимофеевичем Аксаковым в своих знаменитых произведениях «Детские годы Багрова-внука» и «Семейная хроника»,уникальность этих замечательных произведений в том, что они, являясь шедеврами мировой классической литературы, одновременно являются и шедеврами краеведческой и даже специальной природоведческой литературы.

В увековечивание памяти великого русского писателя внес свой вклад и наш Кармаскалинский район — открытием этого замечательного Аксаковского литературного зала.

Старые Киешки официально считается одним из Аксаковских мест республики и здесь ежегодно проходят Аксаковские дни, фольклорные праздники.

Мы Вас приглашаем в библиотеку. Библиотека в деревне начала свое существование с 1939 года. На сегодня имеется более 12000 экземпляров книг. На протяжении многих лет была и остается культурным образовательным досуговым центром духовного развития личности.

Для этого в библиотеке проводится для посетителей литературные вечера, мероприятие посвященные к юбилейным датам писателей, выставки книг. В библиотеке особое место занимает стенд с книгами нашего земляка Певца родного края Сергея Тимофеевича Аксакова.

 

Ученики с удовольствием принимают активное участие в конкурсе чтецов, викторинах, исторических путешествиях, исследовательских работах посвященные Великому писателю.

Заключение.

Мы с вами осмотрели все объекты экскурсии «Памятник природы озеро Киешки Аксаковское». Вы наглядно ознакомились с главными достопримечательностями нашей деревни. Мы уверены, что вы многое узнали глядя на это озеро, на этот горизонт на эту землю просто нужно обязательно помнить, что на все это до тебя смотрели глаза другого человека, тем более С.Т. Аксакова и ты уже совсем по- другому будешь относиться к этой земле, а оно отблагодарит- хлебом, и нравственной силой.

Знакомясь и читая творения Сергея Тимофеевича Аксакова, мы все больше понимаем, что он был бесконечно влюблен в нашу землю. Вспоминая его, читая его произведения, такие как «семейная хроника», «Детские годы Богрова- внука», «Аленький цветочек», «Воспоминания», мы отдаем дань памяти выдающемуся земляку. Мы всегда гордимся с родством С. Т. Аксаковым с нашей деревни, он любил и воспевал ее, с болью и тревогой думал о ее будущей судьбе.

С.Т Аксаков был не только Певцом окружающей нас природы, а сколько яростным ее защитником, все что окружает, чему благодарны мы, должно служить, цвести, давать плоды, радовать взор не одному человеку и даже не одному поколению.

Нам, в свою очередь, было очень приятно провести это время с вами. Надеемся, что это- взаимно. Благодарим за внимание и соблюдение всех правил этой экскурсии. Теперь вы можете задать интересующие вас вопросы, которые не были освещены материалами экскурсии.

(Даются ответы на задаваемые вопросы).

БлагодаримВас за интересные и содержательные вопросы. Это отличная возможность пополнить свой опыт и расширить в дальнейшем текст экскурсионного рассказа.

Всего, Вам, самого доброго, до новых встреч на Кармаскалинской земле!

Итак, значение вопросов, связанных с техникой проведения экскурсий, трудно переоценить. Ни увлекательный рассказ об объектах, ни методические приемы показа памятников не дадут необходимого эффекта, если не будут серьезно продуманы все аспекты ее проведения, если не созданы условия для наблюдения объектов.

Список использованной литературы

С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»М; 1998г.,с.303-307

Актуальные задачи развития туризма в России на современном этапе и задачи Национальной академии туризма / Под ред. Ю.В. Кузнецова и др. - СПб., 2015.

Алябьева, Р.В. Методика проведения экскурсии / Р.В. Алябьева. М.: Академия, 2015.  385 с.

Емельянов, Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. М.: ЦРИБ Турист, 12012. 375 с.

Крисовская, Р.А. Экскурсоведение / Р.А. Крисовская. Мн.: Высшая школа, 2005. 395 с.

Уникальные территории в культурном наследии и природном наследии регионов: Сб. научных трудов. - М., 2016.

Кучерев Е.В. «По Южному Уралу»Уфа; 1996г.

Левоневская, О.О. Мастерство экскурсовода / О.О. Левоневская. СПб.: Питер, 2016.  583 с.

Башкортостан краткая энциклопедия Уфа; 1996 г.

Газета «Республика Башкортостан»№ 198 от11.10.2008.

Газета «Вечерняя Уфа» №3 2003 г.

Просмотров работы: 82