Сарматы Оренбургского края

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сарматы Оренбургского края

Арчакова З.А. 1
1Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» муниципального образования «город Бугуруслан»
Волкова Н.К. 1
1Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» муниципального образования «город Бугуруслан»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

История Оренбургского края богата событиями и насчитывает триста лет.

Оренбургская область неотъемлемая часть России – это часть истории нашей великой страны. Оренбургский край - это, прежде всего населяющие его люди . Историческая Россия складывалась как многонациональное государство, где бок о бок жили народы различавшиеся языками, традициями и верованиями. Не всегда согласие давалось легко и чтобы не повторять ошибок в будущем , нужно хорошо знать своё прошлое.

Самые ранние следы обитания человека в нашем крае относятся к ледниковой эпохе, древнекаменному веку. Холодные степи с островками хвойных и лиственных лесов были свободны тысячи лет. В степях обитали мамонты, сибирские шерсти́стые носороги, первобытные быки, дикие лошади, северные олени, медведи, волки и многие другие животные.

Первые люди пришли в наш край из более южных широт, их главным хозяйственным занятием являлась охота на мамонтов, носорогов, оленей и других животных. Охотники были вооружены копьями с каменными наконечниками, костяными гарпунами, кремневыми ножами, костяными и кремневыми кинжалами, деревянными палицами.

Прошли тысячи лет. Потеплел климат, исчезли мамонты и шерстистые носороги, ушли в далёкую тундру северные олени. Образовался близкий к современному растительный и животный мир. В это время начинается Великое переселение народов и оренбургские земли начинают заселять сарматские племена, которые оставили свой след.

Актуальность

Многие обучающиеся, изучая историю своей страны, мало знают об исторических событиях своего края, которые имели огромное значение в развитии государства.

Мы считаем необходимым, познакомить обучающихся с сарматскими племенами, которые проживали на территории нашего края. Их могилы и огромное колличество золота находят и сегодня.

Что исследуем: проживание сарматских племён на территории Оренбургского края.

Предмет: народы, жившие на Оренбургской земле.

Объект: сарматы Оренбургского края.

Гипотеза: предполагаем, что сарматские племена проживали на территории Оренбургского края.

Цель проекта: выявление проживания сарматских племён на территории Оренбургского края.

Задачи:

1. Изучить различные источники информации об истории сарматских племён.

2. Провести анкетирование среди обучающихся по данному вопросу.

3. Обобщить литературу по истории сарматов Оренбургского края.

Название проектно-исследовательской работы: «Сарматы Оренбургского края»

Этапы исследования:

1. Изучение жизни и быта сарматов .

2. Описание курганов с захоронениями сарматских женщин.

3. Отчёт.

Методы исследования:

- поисковый (изучение познавательной литературы),

- аналитеческий (изучение информации в сети интернет),

- обработка информации,

- практическая деятельность.

Характеристика источников, использованных для написания работы.

В ходе исследования мы посетили различные сайты, изучили научную, справочную и художественную литературу.

Всю необходимую информацию мы использовали в своей работе, указав ссылки в разделе «Список используемой литературы». Список литературы составлен в алфавитном порядке.

Практическая значимость: Практическая значимость нашей работы заключается в том, что она может использована на уроках «Моё Оренбуржье», во внеклассной работе и в качестве дополнительного материала для любознательных.

1.1. Кто такие сарматы и какова роль сарматских женщин в

общественном строе

Сарматы - древние племена, проживавшие от Кавказа до Уральских гор - оставили о себе множество уникальных артефактов. Сарматы обладали одной уникальной социальной чертой, которая породила множество мифов в классическом мире. Главным из них является миф об амазонках . Для греков Амазонки были мифическими воительницами из далеких стран.

Геродот пишет, что сарматские женщины были столь же искусны в седле и в войне, как и мужчины: они охотились, были искусны в стрельбе из лука и метании дротиков и были закованы в броню так же, как и их мужчины. Однако, как только сарматские женщины вступили в брак, их роль изменялась, и они становились более сосредоточены на семье.Женщины принимали участие в боях.Более того, некоторые современные греческие авторы предполагают, что сарматское общество было матриархальным, и женщины почитались как лидеры. Однако археологические и научные данные свидетельствуют о том, что на протяжении веков женщины постепенно отказывались от военной практики.

Женские скелеты раннего сарматского периода имеют значительно искривленные ноги, в том числе скелеты молодых девушек. Это говорит нам о том, что, подобно мужчинам и мальчикам, женщины большую часть своей жизни проводили верхом.

Сарматы - это проторусские племена.

Будучи соседями римлян по Дунаю, сарматы представляли собой серьезную угрозу. Они были непредсказуемы, даже в мирное время, и нападали при малейшей провокации, становясь главной занозой в боку римлян. Кроме того, сарматы были хорошо известны своей военной доблестью и конным боем. Сарматы были мастерами конного боя, как с луками, так и с копьями.

Сарматские народы разработали уникальные методы ведения войны, которые должны были воздействовать на всех, кто вступал с ними в контакт. Там, где не было железа, они создавали эффективное оружие из других материалов: наконечники стрел и лезвия копий делались из кости, а кизиловое дерево использовалось для рукоятей и луков. Они также были широко известны своим использованием чешуйчатых панцирных нагрудников, которые рано были сделаны из лошадиного копыта или кости.

Древнегреческий историк Геродот описал такую легенду. Однажды греки везли на трех кораблях пленных амазонок, но они перебили своих захватчиков. В море начался шторм, и корабль выбросило на берег. Амазонкам удалось спастись, они нашли лошадей и начали грабить скифские земли. Скифы не могли понять, откуда появились пришельцы, и вступили в бой. Когда они увидели, что борются с женщинами, то начали переговоры и впоследствии предложили им выйти замуж. Девушки согласились, но заявили, что им сложно будет жить в скифском обществе, потому что они не умеют делать женскую работу и заниматься хозяйством. Они предложили своим мужьям уйти на новые земли за реку Танаис (Дон). Таким образом, согласно преданиям, появились сарматы — воинственные племена, которые наводили ужас и панику на соседние народы, потому что противостоять их грозному натиску стоило огромных усилий. Но в этом воинственном обществе женщины всегда занимали высокий статус и пользовались широкими правами, а также участвовали в битвах наравне с мужчинами.

Греческие историки сообщали о том, что сарматские женщины носили мужскую одежду, ездили верхом, охотились, стреляли из лука и мастерски владели оружием. Девушка не могла выйти замуж до тех пор, пока не убьет врага. Если она не могла этого сделать, то долгое время оставалась незамужней. В некоторых истчниках упоминается обычай, когда некоторые женщины, наподобие амазонок, даже отрезали себе правую грудь, чтобы быть сильнее в бою. Но после замужества они обычно занимались воспитанием детей и хозяйством и выступали в поход только в случае крайней необходимости. Родовые кладбища часто создавались вокруг захоронения влиятельной сарматки. Например, археолог Б. Граков еще в 1928 году обнаружил 11 курганов вокруг захоронения жрицы, в котором было найдено красное каменное блюдо.

Он сделал выводы, что у сарматов был культ предков и почитали они женщину-прародительницу. Обычно жрицы были хранительницами культа огня и солнца, почитали богиню плодородия. В могилу, помимо ювелирных украшений и предметов быта, также клали оружие, в основном стрелы, реже — мечи. Среди всех раскопанных курганов примерно 20% составляли захоронения «вооруженных» женщин. Это говорит о том, что женщины в основном были лучницами. Греческие историки упоминали о сарматской царице Амаге. Ее муж, царь Медосак, увлекся питьем хмельного меда и вскоре забросил управление своей державой. Царица сама занималась государственными делами, руководила войском и ходила в военные походы. Когда скифы напали на Херсонес, то жители осажденного города обратились за помощью к Амаге. За одну ночь вместе со своими воинами она проскакала 200 километров, убила скифского царя, а власть передала его сыну.

Итак, сарматы являются неотъемлемой частью истории нашей Родины. Но какова их роль в истории Оренбургского края?

1.2. Социологический опрос

Мы рассказали обучающимся нашего класса о древних сарматских племенаах и провели анкетирование. (Приложение 1)

На первый вопрос : «Какие из исторических понятий вам знакомы?» одноклассники ответили так:

На второй вопрос: «Знаете ли вы, какие народы проживали на территории Оренбургской области?»

На третий вопрос: «Интересно ли вам было узнать, что происходило и кто жил на территории нашей области?»

Таким образом, мы сделали вывод, что бучающиеся не знают историю своего родного края. А само слово «сарматы» услышали в первый раз.

1.3. Изучение исторических фактов проживания сарматских племён на

территории Оренбургского края

На самом деле, в землях Оренбургской области почти повсеместно зарыты настоящие клады. Свидетельством жизни и деятельности савроматов в Оренбургских степях являются сотни курганов – древних могил. Впервые мы встречаемся с описанием находок, датированных 1911 годом: в кургане у с. Прохоровка (Шарлыкский район) крестьяне нашли две серебреные чаши работы древнеиранских мастеров конца IV - начала III в. до нашей эры. В экспозиции Областного губернаторского историко-краеведческого музея представлена книга М.И.Ростовцева 1918 года издания «Курганные находки Оренбургской области эпохи раннего и позднего эллинизма» (Приложение 2).

В музее оформлена фотовыставка, рассказывающая об археологических раскопкам в Оренбуржье второй половины ХХ века, с которой мы также познакомились в процессе исследования.

Это говорит о том, что наша область всегда представляла интерес для историков и археологов.

Древние жители Оренбургских степей (как и все древние люди) верили, что со смертью человека его жизнь не кончилась. Поэтому близкие покойного клали в могилу посуду, украшения, орудия труда, оружие и т.д. Изучение этих предметов знакомит нас с жизнью и бытом древнего человека.

Курганы оренбургских степей – это обычные земляные насыпи различной высоты: от еле заметной насыпи до семи метров, как, например, на Сырте недалеко от села Старый Кумак Новоорского района.

Местное русское население называет курганы «марами» и «шишками», казахи, башкиры и татары именуют их «оба» или «уба».

Ну, например, так называемое Ивановское поселение, которое оренбургские историки обнаружили в конце 70 годов, было скрыто под грунтом больше 9 тысяч лет! Деревенька из каменного века позволила историкам в принципе сделать выводы о том, когда и кто начал заселять наши земли.

Уже в 80-х наши ученые снова потрясли сообщество находкой. В Ташлинском районе обнаружили захоронение крылатого вождя. Такое романтическое прозвище правитель, который умер примерно за 3 тысячи лет до нашей эры, получил из-за богатого плаща, украшенного большим изображением крыльев. Этот вождь был одним из первых предков современных европейцев, которых вообще сумели обнаружить.

Кстати, многие находки в нашей области в принципе произвели фурор в мировом научном сообществе. Например, в Ташлинском и Соль-Илецком районах были найдены древнейшие в Европе колеса.

Также широко известны в узких кругах специалистов найденные в Красногвардейском районе перстни бронзового века. Точно такие же найденные на острове Крит бронзовые перстни хранятся как экспонаты в мировых музеях истории.

Впрочем, и наш областной музей может похвастать блестящей в прямом и переносном смысле коллекцией. В губернаторском музее хранится 2000 экспонатов, археологических сокровищ Оренбуржья. Из них самыми любимыми публикой стали золотые украшения сарматов. Большие, колоритные фигуры животных, которые украшали древних кочевников, приковывают внимание посетителей. А вот ученые особенно ценят не столько золото, сколько удивительные предметы быта сарматов, например, то же женское оружие.

Территория Акбулакского района  была населена с самой глубокой древности, став свидетельницей исторических событий мирового масштаба. Современников тех событий и по сей день можно найти на оренбургской земле – район усыпан различными святилищами и курганами, созданными многие тысячелетия назад.

Самые многочисленные памятники сарматской культуры находятся у села Прохоровка  Шарлыкского района, у села Филлиповка в районе реки Донгуз, у села Шкуновка в Акбулакском районе, а также Пятимары в Соль-Илецком районе.

Но настоящей сенсацией стало исследование давно разграбленных Филлиповских курганов. Археологи обнаружили нетронутую усыпальницу со скелетом древней сарматской кочевницы, буквально усыпанным золотом и украшениями. Археологи нашли также огромный котел — подобного, по словам специалистов, мировая наука еще не видела. Найденной коллекции артефактов может позавидовать любой музей мира.

Сенсационную находку обнаружили возле Филипповки Илекского района Оренбургской области — в знаменитом среди археологов центральном Филлиповском курганном могильнике.

Несмотря на то что еще до официальных раскопок могильник был разграблен «черными археологами», в 1985 году в центральном кургане ученые обнаружили огромную коллекцию уникальных золотых изделий — украшений, посуды, хорошо известных ценителям искусства золотых оленей, — а также оружия. Этот клад — так называемое золото сарматов, которое теперь экспонируется в лучших музеях России и мира, в том числе, например, в Эрмитаже, — позволил по-новому взглянуть на историю и культуру не только сарматов Южного Урала, но и всего евразийского кочевого мира эпохи раннего железа.

Экспедиция под руководством Леонида Яблонского в 2013 году вела раскопки Филлиповских курганов. Уникальные предметы быта, найденные учеными, оцениваются в миллионы долларов. Такие находки, по словам руководителя раскопок, одного из ведущих археологов России Леонида Яблонского, происходят один раз в 200 лет. 

Под четырьмя метрами песка в степи они обнаружили скелет настоящей древней амазонки, который был буквально усыпан золотом. Золотые бляхи с неизвестным ранее науке орнаментом, а также сундук из прутьев, стеклянный сосуд персидского производства, деревянная чаша с золотыми ручками в виде фигурок медведя,золотые перстни, колчан со стрелами с бронзовыми наконечниками и множество других вещей, которые частные кладоискатели оценили бы в десятки, если не сотни миллионов рублей. Все эти артефакты принадлежали когда-то древним кочевникам. Возраст находки, по предварительным данным, превышает 2,5 тыс. лет, и принадлежит она сарматской культуре. В захоронении, которое никто из ученых и не надеялся обнаружить, нашлись совершенно уникальные вещи — такие, по высказыванию одного из членов экспедиции, ученый видит лишь один раз в жизни.

И самое главное — усыпальница древней амазонки осталась абсолютно нетронутой до наших дней. Стоит отметить, что раскопанный могильник долгое время считался практически полностью (на 90%) исследованным и опустошенным. За последние годы экспедиции оренбургских и башкирских ученых вели регулярные исследования курганов, которые были богаты на находки, порой уникальные — предметы быта, орудия охоты и т. д. Но найти нетронутое захоронение не удавалось уже давно. К тому же ученым было известно, что на этом месте не раз работали так называемые «черные копатели». Но на продолжении раскопок настоял историк Леонид Яблонский. Он же и договорился с правительством Оренбургской области о финансировании проекта.

«Украшения и вещи в древней усыпальнице находятся в том самом виде и порядке, в котором их расположили когда-то древние сарматские кочевники. На входе в курган мы нашли огромный бронзовый котел, ручки которого сделаны в виде грифонов. Орнамент на котле выполнен в зверином стиле — именно он характерен для раннесарматской культуры V–IV веков до н. э. Золотая бахрома, элементы различных древних украшений, блюда из драгоценных металлов».

Археологами здесь было обнаружено большое количество предметов быта, изготовленных из бронзы, меди и железа, что свидетельствует о том , что сарматы обладали умением не только добывать, но и обрабатывать металл.

Таким образом, мы пришли к выводу, что сарматские племена действительно проживали на территории Оренбургского края. Об этом доказывают раскопки курганов и множество артефактов, которые находятся в краеведческом музее города Оренбурга.

Заключение

Изучив различные источники и обобщив собранную информацию мы доказали, что сарматские племена действительно проживали на территории нашего края.

Об этом свидетельствуют археологические раскопки, которые проводились в начале прошлого столетия и в 2013 году под руководством Леонида Яблонского.

Огромное колличество золотых украшений, различные предметы посуды и оружие были отправлены в Областной губернаторский историко- краеведческий музей. В последнее время уделяется большое внимание изучению жизни и быта сарматских племён. Учёные-археологи всё больше убеждаются о воинственности не только сарматских мужчин , но и женщин – воинов, которые вместе с мужьями сражались, защищая свою территорию.

Мы считаем, что нужно обязательно знать историю своего края, потому что сарматы являются нашими предками и неотъемлемой частью истории Оренбургского края, так как многие обучающиеся не только нашего класса, но и другие не знают о том, кто такие сарматы и какие тайны хранят курганы.

Оренбургский край очень богат на исторические события и об этом свидетельствует научная и историческая литература.

Но на этом наше исследование не заканчивается, мы хотим узнать почему сарматы покинули нашу землю. Что способствовало их переселению в другие места и с какими племенами они воевали.

Список используемой литературы

Берлизов Н.Е. «Ритмы сарматии. Савромато – сарматские племена» .-

Всемирная сеть Интернет.

Злобин Ю.П. «История Оренбургского региона». Оренбург, 2006.

М -2005.

Нагорная О.Н. Оренбургское книжное издательство им. Г.П. Донковцевой «Меч сармата», 2020.

«Орденоносное Оребуржье». Челябинск, Южно- Уралькое изд-во, 2012.

Скрипник А.С. «Сарматы и Восток». Санкт- Петербург, 2010.

Смирнов К.Ф. «Вооружение савроматов».- М. 2014.

Сулимирский Т.В. «Сарматы»- М.: Центрополиграф,2014.

Футорянский Л.И. «История Оренбуржья», 2013.

Приложение 1

Сарматские воины

Приложение 2

Анкета

1. Какие из перечисленных исторических понятий вам знакомы:

а) Древняя Греция;

б) Древний Рим;

в) Скифия;

г) египетские пирамиды;

д) сарматы;

е) Междуречье;

ё) спартанцы;

ж) сарматские курганы;

з) гробницы фараонов;

и) Древний Китай.

2. Знаете ли вы, какие народы проживали на территории Оренбургской области?

а) Да, это _____________

б) Нет, не знаю

в) Что-то слышал, но наверняка ответить не могу.

3. Интересно ли вам было бы узнать, что происходило и кто жил на территории нашей области ?

а) Я никогда не задумывался (лась) над этим вопросом

б) Да, мне интересно узнать о том, кто были наши предки и чем они занимались

в) Мне это неинтересно

Спасибо за участие в опросе!

Приложение 3

Книга М.И. Ростовцева 1918 года « Курганные находки Оренбургской области эпохи раннего и позднего эллинизма»

Раскопки 2013 года под руководством Л. Яблонского 2013 год

Просмотров работы: 1071