Вспомогательные материалы (видео презентация, интервью, фрагмент из фильма «Прощайте, коза и велосипед»)
Цели и задачи работы.
Окунуться в историю Советского кино. Вспомнить историю кинематографа Северного Кавказа. Детально проанализировать жанр киноискусства и на примере короткометражного фильма «Прощайте, коза и велосипед» рассказать о том, как зарождалось кино в Северной Осетии. Рассказать о том, какую важную роль «старое» доброе кино несет для нас, детей и подростков 21 века.
На примере класса провести соцопрос: смотрели ли одноклассники фильмы, которые создавались в Северной Осетии? Что они знают о киноискусстве прошлого? Какие фильмы предпочитают смотреть? Важно ли помнить и чтить память наших выдающихся режиссеров, операторов, звукорежиссеров?
Гипотеза.
Кинематограф остается эффективным средством влияния на аудиторию. Следовательно, изучение образа фильмов прошлого на экране сегодня по-прежнему актуально.
Введение.
Анализ происходящих в современном мировом кинематографе процессов убеждает, что кино, как и сто лет назад, остается «важнейшим из искусств». Без сомнения, из всех видов художественного творчества кино — самое демократичное и в силу иллюстративной образности языка самое доступное для восприятия миллионов людей искусство. Оно с легкостью преодолевает границы государств и культур, активно вовлекается в общемировые процессы глобализации и, вместе с тем, выступает важнейшим фактором обеспечения национально-культурной идентичности народов.
В развитии отечественного кинематографа постсоветские 1990-е и начало 2000-х гг. стали одним из самых сложных периодов. В результате разрыва межкультурных связей национальных республик бывшего СССР и резкого сокращения государственной поддержки российское киноискусство пережило глубокий кризис. Вхождение в рыночные отношения сопровождалось значительным снижением количества и качества кинопродукции. Однако наблюдающиеся в последние годы в государственной культурной политике изменения, направленные на нормализацию ситуации в сфере отечественного киноискусства, вселяют осторожный оптимизм. Поддержка и реализация крупных кинопроектов свидетельствуют о возвращении внимания государства к проблемам кино. Растет понимание роли кино как социального института, обладающего мощным потенциалом воздействия на умонастроения людей. Осознание высокого предназначения кино в жизни многонациональной России делает актуальной постановку вопроса о том, каким быть современному отечественному кино. Воспитывать ли гражданина, патриота своего Отечества, уважающего культурные, религиозные, ментальные различия народов, населяющих Российскую Федерацию? В контексте обозначенной проблемы анализ и практическое освоение советского опыта организации национальных школ кинопроизводства как части общегосударственной культурной политики представляется весьма актуальным. Необходимость обращения к вопросу формирования и развития киноискусства в региональном разрезе диктуется также слабой изученностью этой темы в отечественной историографии.
Глава 1.История появления советского кино.
История российского кино началась более века назад — с первых документальных опытов бывших фотографов, быстро освоивших операторское мастерство, и первой игровой ленты под названием «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), снятой в 1908 году. Автор «Понизовой вольницы» — человек и пароход Александр Дранков. Азартный и амбициозный фотограф, открывший свое собственное киноателье и снимавший как хронику с участием царской семьи и Льва Толстого, так и первые художественные фильмы и даже кинорекламу. С этого момента слова «Камера! Мотор!» звучали с завидной частотой. От шедевров Сергея Эйзенштейна, Якова Протазанова, Александра Довженко, Льва Кулешова и других «великих немых» до первых звуковых. Примечательно, что отечественный кинематограф и заговорил, и обрел цвет стараниями одного и того же человека — Николая Экка, снявшего в 1931 году «Путевку в жизнь», а в 1936-м — «Груню Корнакову». Одновременно с художественным и документальным кино, то есть еще до революции, родилась и российская анимация. Впрочем, первым настоящим мультфильмом принято считать «Советские игрушки» Дзиги Вертова (1924). Дальнейшая история мультипликации неразрывно связана с именами пионеров Ивана Иванова-Вано, сестер Брумберг, Ольги Ходатаевой — художников-постановщиков анимационных сказок, экранизаций произведений Чуковского, Маршака, Сергея Михалкова, основателей «Союзмультфильма». А также с Уолтом Диснеем, который прислал в 1935 году копию своего мультфильма про Микки-Мауса на первый Московский кинофестиваль — и совершил тем самым настоящую революцию в советской анимации.
30-е, звуковые, годы стали в кино эпохой торжества соцреализма, пришедшего на смену кино экспериментам и свободному (даже если и откликающемуся на идеологические запросы) авангардному российскому кино начала века. Режиссерам приходилось подстраиваться: самым великим удавалось сочетать собственные художественные искания с «политикой партии» — например, «королю комедии» Григорию Александрову и его музе Любови Орловой, с именами которых связано рождение не только нового жанра, но и приход на экраны музыки.
Следующее десятилетие — 40-е — самое тяжелое в истории как страны, так и советского кинематографа. Война не остановила кинематографистов, хотя и стала причиной начала эпохи так называемого малокартинья, но изменила жанровую и тематическую направленность их работы.
Во второй половине 50-х, с началом оттепели, советское кино пережило, можно сказать, второе рождение. Фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова принес стране первую и пока все еще единственную победу на Каннском кинофестивале.Тогда же дебютировали Григорий Чухрай и Марлен Хуциев, свои «Девять дней одного года» снял Михаил Ромм. На экранах снова можно было смотреть комедии, совсем другие, снятые Леонидом Гайдаем, Эльдаром Рязановым, Георгием Данелией, сказки. И экранизации литературной классики. В том числе и «Войну и мир» Сергея Бондарчука — картину, получившую премию «Оскар».
60 –е . Именно в 60-е свои первые шедевры — «Иваново детство» и «Андрей Рублев» — снял Андрей Тарковский. А Юрий Гагарин полетел в космос — футуристические мечты о космосе стали реальностью.Оттепель закончилась и для страны, и для отечественного кино в 1968 году, одновременно с вводом советских войск в Чехословакию.Несмотря на то что многие фильмы 1970-х легли на полку, а другие если и выходили, то крошечным количеством копий, некоторые шедевры все-таки добирались до экранов — речь о фильмах, которые стоит посмотреть всем, режиссеров Глеба Панфилова, Василия Шукшина, Никиты Михалкова, Ролана Быкова. Именно в эти годы на экраны вышла картина «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, получившая в итоге «Оскар». Продолжали снимать свои кассовые комедии и Гайдай, и Данелия, и Рязанов. А зрители шли в кинотеатры не столько на фильмы, сколько на имена — Андрея Миронова, Анатолия Папанова, Людмилу Гурченко, Евгения Леонова, Юрия Богатырева, Александра Кайдановского.
Перестроечные 80-е, а потом и 90-е оставили за бортом не только многих режиссеров, но и, кажется, наработанный ими за многие годы киноязык. Первая либеральная волна сняла с полки многие долгое время запрещенные советские фильмы, вместе с «Ассой» Сергея Соловьева с экранов зазвучал рок.Эта же волна, впрочем позднее, вынесла на берег огромное количество чернухи и низкопробного жанрового кино, так что зрители все больше предпочитали выросшие на просторах родины как грибы после дождя видеосалоны, где с кассет крутили западные блокбастеры. Интерес к отечественному кино внутри страны угас, зато зарубежные кинофестивали, наоборот, с радостью принимали в свои программы российские фильмы — призы получали картины Киры Муратовой, Никиты Михалкова, Глеба Панфилова, Павла Лунгина.
1.1. Первые фильмы для детей и юношества.
Детское кино объединяет художественные, хроникально-документальные и мультипликационные фильмы - рисованные и кукольные, рассчитанные на зрителей детского и юношеского возраста. Детскому кино противопоказана излишняя усложнённость художеств, формы, но это не противоречит применению в нем всего богатства выразительных средств, накопленных в киноискусстве. Особые трудности возникают в работе с исполнителями детских ролей. В отличие от театра, в кино очень редко используются "травести". Как правило, детские роли играют дети. Это требует от постановщика фильмов навыков режиссёра-педагога. Мысль о создании кинематографа для детей возникла в среде передовых русских педагогов еще в дореволюционные годы Педагогия, и родительские общества устраивали киносеансы для детей в Петербурге, Москве и других городах были сделаны попытки создать детские фильмы. Но эти попытки не получили поддержки. Первоначально (1896 - 1907) на детских сеансах демонстрировались иностранные картины, из которых особый успех имели феерические фильмы Ж. Мельеса ("Невероятное путешествие", "Гулливер среди лилипутов" и пр.) поражавшие фантазию юных зрителей трюковыми эффектами. В дальнейшем с возникновением рус. кинопроизводства (1908) в репертуар киносеансов для детей включались лубочные экранизации русской классики ("Демьянова уха", "Песня о вещем Олеге"), исторические фильмы ("Петр Первый", "Ермак Тимофеевич") и экранизация русских народных сказок ("Дедушка Мороз", "Царевна-лягушка" и пр.). Большой интерес у детей вызывали видовые и хроникальные фильмы, посвященные достопримечательностям русской культуры ("Московский Кремль", "Петергоф", "Виды города Ярославля"), деятелям литературы и театра ("Восьмидесятилетие графа Л. Н. Толстого", "Давыдов у себя на даче").
Успехом пользовались также фильмы В. Старевича - первого русского мультипликатора. Его детские объёмно мультипликационные картины - "Весёлые сценки из жизни насекомых", "Рождество обитателей леса" и особенно "Стрекоза и муравей" - отличались занимательностью и остроумием. В годы 1-й мировой войны производство детских картин почти полностью прекратилось. После Октябрьской революции детское кино выделяется в специальную область киноискусства. Оно становится средством коммунистического воспитания подрастающего поколения, способствующим его культурному и художеств, развитию. Содержание советских детских фильмов разнообразно. Они рассказывают о событиях революции, о семье и школе, о выдающихся людях искусства, науки, техники и др. Детский фильм может быть экранизацией классической литературы или произведением фольклора. Но в любом случае художеств, решение картины должно определяться особенностями психологии и кругом интересов детей. Уже в годы гражданской войны деятели советского кино, осуществляя школьно-просветительские задачи, выдвинутые партией, создали первые детские художественные фильмы. Это были экранизации русской классической литературы: "Герасим и Муму" (по И. Тургеневу), "Сигнал" (по В. Гаршину); русские народные сказки - "Алёшкина дудка"; сказок X. К. Андерсена - "Девочка со спичками" и "Новое платье короля". Значительным явлением детского кино был фильм "Красные дьяволята" (1923, реж. И. Перестиани). Новые возможности детского кино открывают фильмы В. Петрова "Золотой мёд" (1928, совм. с Н. Бересневым) о воспитании ребят дома и в школе, "Адрес Ленина" (1929) о жизни ленинградских пионеров, "Фриц Бауэр" (1930) - экранизация одноименной пьесы Н. Сац и В. Селиховой об участии детей в борьбе рабочего класса за рубежом. В конце 20-х гг. выходят первые советские детские мультфильмы.
В 30-е гг. производится массовая кинофикация школ. Самостоятельной отраслью документальной кинематографии становится детская кинохроника; организуется ежемесячный киножурнал "Пионерия" (1931), выпускаются документальные очерки. Первый звуковой детский фильм "Рваные башмаки" (1933, сценарий и постановка М. Барской) рисует жизнь детей на Западе. В этом фильме созданы яркие образы, широко показана среда, занимательно развивается сюжет. В 1936 организуется киностудия "Союздетфильм", которой было поручено производство детских и юношеских фильмов. В 1-й половине 30-х гг. было поставлено 40 художественных детских картин, в 1936-41 на экран вышло 80 детских фильмов. К работе в детском кино были привлечены режиссёры: Л. Кулешов, В. Легошин, A. Разумный, М. Барская, Н. Лебедев, В. Журавлёв, Т. Лукашевич, А. Кудрявцева, В. Пронин, А. Роу и др.; видные детские писатели: А. Гайдар, Л. Кассиль, B. Катаев, А. Бруштейн, Е. Шварц и др. В работе "Союздетфильма" приняли участие одарённые ребята, ставшие впоследствии известными актёрами и режиссёрами (Л. Шагалова, Л. Драновская, Я. Сегель, Е. Деревщикова и др.). Из актёров большим успехом пользовалась Я. Жеймо (кинокомедии "Разбудите Леночку", "Леночка и виноград", "Песня о счастье", фильм "Подруги" и др.).
Лучшие детские фильмы этих лет отличаются героико-романтической направленностью. Стремление к острому драматическому конфликту характеризует фильмы: "Карл Бруннер" (1936, реж. А. Маслюков), "Отчаянный батальон" (1933, реж. Народицкий и Угрюмов), "На луну с пересадкой" (1936, реж. Лебедев) и др. Во многих картинах остро ставятся вопросы морали, дружбы, показывается патриотизм советских ребят. Глубина психологической разработки характеров юных героев отличает фильмы "Тимур и его команда" по А. Гайдару и "Личное дело" (оба 1940, реж. Разумный).
В начале 30-х гг. в детском кино развивается жанр киносказки: "Руслан и Людмила" (1939, реж. Никитченко и Невежин), "По щучьему велению" и "Василиса Прекрасная" (1938-40, реж. Роу) и многие другие. Расширяется производство мультфильмов. Режиссер А. Птушко создаёт сатирический кукольный фильм "Новый Гулливер" (1935) и "Золотой ключик" (1939, по А. Толстому), где игра актёров сочетается с мультипликацией рисованной и объёмной. Ряд увлекательных картин был поставлен для самых маленьких зрителей: "Воздушное приключение" (1937, реж. Арусинская), "Человек рассеянный" (1938, по С. Маршаку, реж. Журавлёв), "Доктор Айболит" (1939, по К. Чуковскому, реж. Немоляев) и др. Значит, успехи были достигнуты в области историко-революционных детских фильмов: "Дума про казака Голоту" (1937, по "PBG" А. Гайдара, реж. Савченко), "Белеет парус одинокий" (1937, по В. Катаеву, реж. Легошин) и др.
После XX съезда КПСС, создавшего благоприятные условия для развития всех видов искусств, наступил перелом и в развитии детского. В этот период деятели детского кино обратились к произв. А. Гайдара: "Дым в лесу" (1955, реж. Ю. Чулюкин и Е. Карелов), "Судьба барабанщика" (1956, реж. В. Эйсымонт), "Чук и Гек" (1953, реж. И. Лукинский и М. Фёдорова), "На графских развалинах" (1958, реж. В. Скуйбин) и др., к экранизации литературных произведений: "Максимка" и "Матрос Чижик" (по Станюковичу, 1953-56, реж. В. Браун), "Лурджа Магданы" (по Е. Габашвили, 1956, реж. Т. Абуладзе и Р. Чхеидзе). С 1964 киностудия им. М. Горького стала выпускать только детские и юношеские фильмы. В СССР широко выпускаются научно-популярные и учебные фильмы для детей и юношества. На московской киностудии научно-популярных фильмов начал создаваться специальный журнал для детей - "Хочу всё знать". Резко увеличился также выпуск детских кукольных и мультипликационных фильмов.
Глава 2. История появления Северо – Осетинского кинематографа.
История кинематографа народов Северного Кавказа, являющегося неразрывной частью российского многонационального киноискусства, началась вскоре после окончания Великой Отечественной войны. На основании приказа Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР от 22 марта 1945 г. в г. Дзауджикау (ныне Владикавказ) была основана Северо-Кавказская студия кинохроники. Организационное становление студии происходило в сложных реалиях первых послевоенных лет. Она размещалась в здании бывшего музея в маленьком, плохо приспособленном для работы помещении. В качестве оборудования и аппаратуры для новой студии оставили часть производственных мощностей Ростовской студии кинохроники, которая в годы войны находилась в эвакуации во Владикавказе. За отсутствием собственных профессиональных кадров специалистов приглашали из разных регионов страны. Первыми операторами и кинорежиссерами студии были сотрудники Ростовской студии кинохроники, а также приехавшие в столицу Северной Осетии фронтовики, операторы П. Финкельберг, В. Еремеев, М. Барбутлы. В качестве помощников и ассистентов у них работали местные молодые ребята Х. Короев, В. Дзобаев и др. Они не имели специального образования, а «свои университеты проходили у высококлассных мастеров», на практике приобретая бесценный опыт освоения профессии.
Преодолев трудности роста, Северо-Кавказская студия со временем превратилась в один из ведущих центров региональной документалистики. Она снимала хроникально-документальные, научно-популярные и учебные фильмы. Во всех национально-автономных республиках: Северной Осетии, Чечено-Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Дагестане, а также Ставропольском крае работали корреспондентские пункты. Они собирали документальный материал для выпусков киножурнала «Северный Кавказ», в котором рассказывали об общественно значимых событиях в повседневной жизни народов Северного Кавказа, о политике, о производственных достижениях в сфере промышленности, строительства, сельского хозяйства, о работе научных и культурных учреждений региона. Ежегодно создавалось 48 номеров киножурнала. Студия активно утверждала в документальном кино жанровое разнообразие сюжетов, снимала очерки, кинопортреты, фельетоны, тематические киножурналы и т.д.
Новый этап в развитии киноискусства в регионе начался с создания в 1960-е гг. студий телевидения. Они продолжили традиции региональной документалистики, заложенные Северо-Кавказской студией кинохроники. В последующем накопленный студиями творческий потенциал при съемках документальных фильмов послужил надежным основанием для становления и развития телевизионного документального и художественного кинематографа на Северном Кавказе.
Центром формирования телевизионного регионального киноискусства стала Северо-Осетинская студия телевидения. К середине 1960-х гг. здесь были сняты документальные фильмы «У синих скал», «Память сердца», «На пороге весны», фильм-концерт «Мелодии гор» и другие. Работы студии получили положительную оценку Центрального телевидения в Москве. Первые успехи окрылили участников киносъемочных групп и послужили для политического руководства республики основанием к тому, чтобы просить Гостелерадио СССР об организации региональной студии телевизионных фильмов в Орджоникидзе. По многочисленным свидетельствам современников и участников событий особая заслуга в продвижении идеи избрания Северной Осетии в качестве регионального центра кинопроизводства принадлежала председателю Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров Северо-Осетинской АССР А. Т. Агузарову. Он вступил в должность руководителя Гостелерадио Северной Осетии в марте 1963 г. и практически с первых дней поставил перед местным руководством вопрос о необходимости строительства производственного комплекса Северо-Осетинского телецентра в городе Орджоникидзе. Реализация этого плана давала большие преимущества, так как позволяла значительно расширить и совершенствовать техническую базу местной телестудии, обеспечить лучшие условия для работы творческих групп. Быстрое развитие телевещания в Советском Союзе в 1960-е гг. в перспективе обеспечивало условия для создания студий телефильмов при республиканских и региональных Комитетах радиовещания и телевидения. Но в северокавказских республиках вначале 1960-х гг., когда только создавалось телевидение, а в домах рядовых городских жителей «только-только начинали призрачно светиться серенькие телеэкраны», идея создания собственной базы кинопроизводства многими воспринималась как неосуществимая фантазия. Руководство соседних республиканских Комитетов радиовещания и телевидения довольно прохладно отнеслось к идее осетинских коллег, справедливо полагая, что сложный киносъемочный процесс «будет отвлекать от телевидения». Тем более что далеко не все телестудии бывшего Советского Союза в то время не снимали не то что художественные, но даже документальные фильмы. «Центральное телевидение и Ленинград, столицы союзных республик, Свердловск, Новосибирск, Владивосток — еще пять-шесть городов, вот, пожалуй, и все. И нужно было очень любить кино и быть большим его энтузиастом, чтобы добиться и начать кинопроизводство на телевидении Осетии».
Именно такими энтузиастами были первый на телевидении Северной Осетии профессиональный кинооператор М. Темиряев и председатель Гостелерадио СОАССР А. Агузаров. Дипломную работу М. Темиряев защитил по знаменитому фильму «Человек-амфибия», в съемках которого он участвовал в качестве второго оператора. В 1962 г. молодой выпускник операторского факультета Государственного института театрального искусства телеграммой обкома КПСС был вызван из «Ленфильма». Окрыленный первым большим успехом, он вернулся домой с идеей создать свою республиканскую студию телевизионных фильмов. По мнению некоторых современников, именно М. Темиряев заразил «шальной идеей» создания национального кинематографа А. Агузарова, вступившего в должность в марте 1963 г. Последний в свою очередь сумел убедить местное партийное руководство в перспективности создания собственной региональной базы кинопроизводства.
К этому времени руководители некоторых соседних северокавказских республик также выразили желание выступить региональным центром кинопроизводства. Но им не хватило убедительных аргументов в свою пользу, и они вынуждены были согласиться с решением центральной власти. Руководители республиканских комитетов радиовещания и телевидения голосовали за образование в Северной Осетии базовой региональной студии по производству телевизионных фильмов для Центрального телевидения. «… наш голос был при голосовании «за». И я думаю, что это было очень справедливо, — пишет С. Хавчаев, заместитель директора ГТРК «Дагестан» в юбилейном издании «Осетинская горка. Восхождение», — потому что Осетия всегда была ядром, цементирующим весь Северный Кавказ… Мы все ручейками стекались к Осетии так же, как к Каспию стекаются все реки, в том числе и ваш Терек».
Строительные работы по возведению Кинокомплекса и кинопавильона в городе Орджоникидзе продолжались более десяти лет и завершились к середине 1980-х гг. Построенные объекты были полностью оборудованы необходимой техникой и аппаратурой, которая позволяла реализовать полный цикл всех процессов по фильмопроизводству. Кинокомплекс превратился в реальную площадку по производству документального и игрового кино для всех северокавказских республик. В целом события, связанные с организацией студии телевизионных фильмов и строительством Кинокомплекса и кинопавильона в городе Орджоникидзе ярко иллюстрируют перемены в управленческой практике региональных властей в области национальной культуры. Они выразились в практике культурного патернализма, зародившейся на волне «оттепели» и получившей дальнейшее распространение в 1970-е — начале 1980-х гг. среди местной политической элиты. Оформление своеобразной покровительственной политики в отношении творческой интеллигенции оказало значительное влияние на развитие в целом всех сфер культуры народов Северного Кавказа и, в частности, регионального кинематографа.
2.1. Первые фильмы и их успех на Северном Кавказе.
История начиналась с любительского фильма «Осетинская легенда», поставленного группой энтузиастов во главе с художником Азанбеком Джанаевым. В 1966 г. картина с большим успехом обошла экраны многих стран мира. Развитие профессионального киноискусства связано с созданием Северо-Осетинской студии телевизионных фильмов. Первым телевизионным фильмом стал фильм-опера «Возвращение Коста». В кинематографии была принята практика госзаказа, определявшая тематику фильмов. Но заданность темы не помешала фильмам «Чермен», «Костры на башнях», «Жизнь ставшая легендой», «Кольцо старого шейха», «Крутизна» стать заметным явлением в истории национальной кинематографии. Немаловажную роль в этом играл интернациональный характер творческих коллективов создателей фильмов. У истоков осетинского кинематографа стояли И. Бурнацев, Р. Гаспарянц, Б. Дзбоев, Ю. Мерденов, М. Немысский, И. Притула, М. Темираев. Большой вклад в становление национального телевидения и радиовещания, телевизионного кинематографа на Северном Кавказе внес писатель и общественный деятель А. Агузаров. Во многом благодаря его организаторским способностям был создан кинокомплекс, обслуживающий весь Северо-Кавказский регион.
Северо-Осетинская студия телефильмов сотрудничала с известными режиссерами Ю. Чулюкиным, В. Чеботаревым, сценаристом А.Абу-Бакаром, актерами Д. Омаевым, Р. Фировым, Т. Яндиевой и др. Фильмы, создававшиеся интернациональными коллективами, были призваны пропагандировать идею дружбы между народами как в обыденном сознании, так и в искусстве. В этом же русле развивалась и документалистика. Так, фильм «Земляки» был посвящен теме дружбы северокавказских народов.
Представители национальной кинематографии изыскивают средства для создания новых художественных фильмов. Такие киноленты, как «Горец» («Хохаг») и «Фарн» режиссера Мурата Джусоева, «Легенда горы Тбау» режиссеров Р. Гаспарянца и М. Немысского, «Волшебная папаха» Измаила Бурнацева, фильмы Батрбека Дзбоева «Долг и честь», «Песня о республике» - стали заметным явлением российской кинематографии. Несмотря на серьезные трудности в 1998 г. был завершен и подготовлен к показу первый полнометражный художественный анимационный фильм по мотивам нартского эпоса «Волшебная свирель». Продолжает развиваться и документальное кино. Известные мастера - кинодокументалисты работают над созданием художественных кинолент. Среди них: «Притча» - Г. Гудиева и М.Хакулова, «Дом у старой церкви» и «Ваятель» - С. Цориева и Г. Гаврилова, «Осетия над пропастью в крови» - С. Цориева, удостоенная Государственной премии им. К. Хетагурова и др. Ярким событием в культурной жизни Осетии стали 1-ый кинофестиваль «Владикавказ – 2000», 2-ой и 3-ий Российский международный фестивали, состоявшиеся осенью 2001 и 2002 гг.В 2005 году студией «Нарт-Арт» при содействии федерального агентства по культуре и кинематографии был снят документальный фильм «Граждане Беслана» режиссеров Вадима Цаликова и Темины Туаевой, посвященный трагическим событиям осени 2004 года.
2.2. Кино, как и сто лет назад, остается «важнейшим из искусств» на примере фильма «Прощайте, коза и велосипед.»
Советские фильмы – наш культурный код. Лучшие советские фильмы не только сформировали поколения жителей нашей страны, но и вошли в сокровищницу мирового кинематографа. Советские и российские старые добрые фильмы разных жанров: комедии, советские детективные художественные фильмы, военные ленты, советские фильмы для детей, истории любви, фильмы 60-70хх годов советские мелодрамы и драматические истории. Фильмы, которые стали классикой и возвращают зрителя в советскую эпоху. Судьбы главных героев культовых советских картин до сих пор завораживают российских зрителей. Фильмы о второй мировой войне и драматические советские фильмы про любовь. Музыкальные, атмосферные, семейные, — отличные советские фильмы в нашей подборке советских кинокартин. Лучшие образцы советского кино обладают не только сиюминутной, но и вневременной художественной и этической ценностью. Рассказывать можно очень много, но я хочу остановиться на фильме «Прощайте, коза и велосипед». На примере этой киноленты я хочу объяснить ту важность, почему мы должны возвращаться в прошлое, почему мы должны помнить киноработы созданные нашими великими режиссерами и операторами. Это картина режиссера Бабле Дзбоева и оператора Мирона Темиряева. Фильм мы с одноклассниками по смотрели и на классном часе. Всем очень понравился. Никто из моих друзей его раньше не видел. И никто не знает и не смотрит фильмы из прошлого. А это очень важно, ведь это наша история.
Действие фильма происходит в маленьком ауле Северной Осетии. Фильм рассказывает о дружбе мальчиков Бутуша и Ахсара, потерявших в годы Великой Отечественной войны своих отцов, фильм о доброте и отзывчивости окружающих их людей. Съемки фильма были очень интересными, необычными и сложными. Об этом в своем интервью рассказал оператор Мирон Темиряев. Кстати, Мирон Михайлович снимал и фильм «Человек амфибия» там тоже много интересных моментов. Но, что касается фильма «Прощайте, коза и велосипед» там есть эпизод, когда по канату с одного холма горы до другого мальчик Бутуш едет на велосипеде. Что за трюк? Как в далекие годы, когда в съемочном процессе не было компьютерной графики, смогли отснять такой эпизод? Я тоже задалась этим вопросом. Ответ нашла в архиве, в интервью того самого мальчика Бутуша. Правда теперь он взрослый и заслуженный художник республики Олег Басаев.
Молодое поколение при словах “Северо-Кавказская студия кинохроники” удивленно вскинет брови, мол, “а что, была такая?”. Поколение постарше покачает утвердительно головой, мол, “да-да, помним, это не та, что на телевидении? Точно. Было дело, перед каждым сеансом в кино их журналы крутили”. Ну а кинорежиссеров если спросить, то они только горько вздохнут, о чем тут еще говорить. Между тем киностудия, которой в этом году исполнилось 55 лет, продолжает сражаться за собственное существование, в надежде снять ещё художественные фильмы.
Заключение.
Для нас подрастающего поколения Северной Осетии очень важно не забывать старое, доброе кино. Конечно же в кинотеатрах его не покажут, наверное подумают, что никто не придет. Но вот в доме кино, который находится недалеко от дворца творчества по улице Ботоева, в одном из исторических зданий республики было бы неплохо возобновить киносеансы для всех школьников республики. Ведь – это так здорово! Окунуться в эпоху прошлого. Вспомнить тех, кто стоял у истоков. Кино нас поучает, рассказывает о добром времени и о важных поступках героев, таких, как в фильме «Прощайте, коза и велосипед!» В Советском союзе кино считалось важнейшим из искусств. Каждый новый фильм или мультфильм становился событием, которое обсуждали. Важно не забывать старое, доброе кино. Которое нас учит, и не дает забыть изюминку прошлого.
Список используемой литературы.
1. Джулай Л. Н. Рождается сегодня… Очерк истории художественного кинематографа Северной Осетии // Вопросы осетинского советского искусства. Орджоникидзе, 1981. Т. 38. С. 152‑171.
2. Джулай Л. Н. Познание поэтики. Поиски образа в документальном телефильме// Литературная Осетия. 1975. № 46. С. 103‑109.
3. Хубецова З. Ф. В книге судеб ни слова нельзя изменить. Владикавказ, 1999.
4. Цориева И. Т. Документальное киноискусство в республиках Северного Кавказа: Из истории зарождения // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 4‑х частях. Уфа, 2017. Ч. 4. С. 77‑79.
5. Культурное строительство в Северной Осетии. Сборник документов и материалов. В 2‑х тт. Орджоникидзе, 1983. Т. 2.
6. Северная Осетия. 2016. 28 сентября.
7. Статьи. «История детского кино» 1966г.
8. Государственный архив новейшей истории РСО-А (ГАНИ РСО-А). Ф. 1. Оп. 25. Д. 412.
8. Осетинская горка. Восхождение: к юбилею ГТРК «Алания» / Oтв. ред. Т. В. Кусов. Владикавказ, 2011.
9. Агузаров А. Т. Воспоминания // Мах дуг. 1992. № 4. С. 10‑54.
10. Русина Ю.А. «История Советского кино» Учебное пособие. Министерство науки и высшего образования РФ. Уральский федеральный университет.