ВВЕДЕНИЕ
Недавно я познакомилась с творчеством В.И. Сурикова и узнала, что, рисуя картину «Покорение Сибири Ермаком», художник использовал образы хакасов, нарисованные им с натуры. Это настолько поразило меня, что захотелось познакомиться с его творчеством поближе, узнать, что связывало великого художника с нашей родиной. Так возникла гипотеза: «Если Суриков рисовал образы воинов хана Кучума с натуры, значит, он бывал в Хакасии, у него есть ещё рисунки о Хакасии».
Цель работы: изучение произведений В.И Сурикова, связанных с культурой и бытом хакасского народа.
Задачи:
Найти сведения о жизни населения Хакасии конца 19 – начала 20 вв.
Проанализировать особенности изображения Хакасии в пейзажах, бытовых зарисовках и портретах В. Сурикова.
Показать, как отразились национальные особенности в творчестве художника.
Объект исследования: живопись Василия Ивановича Сурикова.
Предметисследования: работы, в которых отражаются впечатления о Хакасии.
Для решения поставленных задач использовались теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы анализа и синтеза использованы на начальном этапе при изучении литературы по теме исследования, и позже при обобщении полученных результатов.
Из эмпирических методов использовали сравнение:
сравнение работ Сурикова с историческими сведениями о Хакасии и фотографиями того времени позволило найти национальные особенности в портретах и зарисовках быта;
сравнение акварелей Сурикова с их описанием в литературе позволило установить, что среди работ есть одни и те же акварели с разными названиями;
сравнение зарисовок друг с другом помогло обнаружить разницу в изображении национальной одежды.
Содержание проделанной работы представлено в трех главах, в которых раскрывается решение поставленных задач. Рассказывая о традициях Хакасии того времени, опираемся на фотографии того времени, сравниваем их с рисунками Сурикова.
Работа посвящена творчеству Сурикова, связанному с Хакасией. Здесь рассказывается о зарисовках, описание которых мы нашли в изученной литературе, анализируются те репродукции, которые удалось найти, показывается их место в дальнейшем творчестве художника. В заключении делаем выводы о том, что удалось выяснить.
В.И. Суриков приезжал в Хакасию и гостил здесь 4 раза: в 1874, 1892, 1894, 1909 гг. [Чебодаева, 2020]. В научной литературе известно 53 зарисовки, сделанные художником за время этих посещений. Попробуем отыскать их и отметить в них особенности быта и культуры коренного населения.
Обращаем внимание на то, что многие картины подписаны самим художником, но народность указана как татарин или минусинский татарин. Обратимся к энциклопедическим словарям. Они дают однозначный ответ, что в Российской империи хакасы именовались минусинскими, ачинскими, абаканскими татарами, а Хакасия – Минусинским инородческим уездом [Большая Российская энциклопедия, эл.ресурс]. Только в 1923 был образован Хакасский национальный уезд, с 1925 – национальный округ, с 1930 – автономная область в составе Западно-Сибирского (с 1934 – Красноярского) края, в 1991 преобразованная в Республику Хакасия в составе Российской Федерации [Историческая энциклопедия Сибири, 2009].
Уклад жизни хакасов конца 19 – начала 20 века запечатлён на фотографиях, сделанных П. Е. Островских в 1990-е годы, Н. В. Федоровым в 1902-1915гг., С. Д. Майнагашевым в 1914-1915 гг. [5].
Основным видом поселений были аалы. Они состояли примерно из 10-15 юрт, в которых жили, как правило, родственники. В конце XIX века юрты были из дерева, войлочных и берестяных юрт практически не было. [Бутанаев, 1996]. На многих фотографиях того времени хакасы запечатлены около деревянных юрт, например на фотографии Н.В. Федорова «Группа татар (хакасов)»[Приложение. Рис.1] 1 юрта крыта корой, на фотографии «Хайджи и группа хакасов» юрта крыта тёсом (деревянными пластинами) [Рис.2].
У Сурикова есть зарисовки внешнего вида хакасских юрт. Например, на этюде «Озеро Шира»[Рис.3] 1909 года изображено три деревянных восьмигранных юрты, на крышу которых положены камни.
Внутри хакасская юрта делилась на две половины: женскую и мужскую. На правой от входа, женской половине, размещалась кухонная утварь, различная посуда, расставленная на полках и особых подставках, и продукты питания [Бутанаев, 1996]. Женскую половина юрты мы видим на фотографии «В юрте, на женской половине» [Рис.4] Федорова Н.В. На негативе надпись: " На женской половине. в ул. Онисима Киржановича Тазьмина. Биря 1910." Федоров Н.В. 1914 г.
На левой стороне находилась мужская половина, здесь хранились предметы мужского труда: конская сбруя, охотничье снаряжение, различные инструменты. личные вещи членов семьи хранились на левой и правой передних сторонах в сундуках на особых подставках, в шкатулках, расставленных на полках. Прямо напротив дверей устраивалась постель хозяина [Бутанаев, 1996]. Такую постель мы видим на фотографии «В юрте Т.П. Спириной близ оз. Шира. Хакасская кровать «орган», занавешенная пологом» [Рис.5].
Внутреннее убранство хакасской юрты Суриков изобразил в зарисовке «Внутренний вид татарской юрты» [Рис.6]. Это деревянная юрта с бревенчатым сводом крыши. На переднем плане мы видим горящий очаг, слева от него находится почетная часть юрты (тор), где располагается полка с иконами. Это говорит о том, что в то время хакасы активно принимали христианскую веру. Также мы видим мужскую часть юрты с сундуками, шкатулками и утварью. В сундуки складывали одежду, конскую упряжь и другие предметы быта. В шкатулки убирали деньги, украшения, ценные бумаги. Сзади расположена деревянная кровать, занавешенная пологом.
Традиционным занятием хакасов было полукочевое скотоводство. Разводились лошади, крупный рогатый скот и овцы, поэтому хакасы называли себя «трёхстадным народом». Сохранилось много фотографий, на которых так или иначе отразилось занятие скотоводством, среди них фотография Харчевников А.В. «Юрта из коры» [Рис. 7], на которой запечатлено летнее стойбище - заимка. Подобную постройку мы видим на картине В.Сурикова «Заимка в Хакасии» [Рис. 8]. Здесь летняя постройка с загоном (заимка), расположенная в предгорной зоне, куда летом хакасы перегоняли скот для пастьбы. Зимой скот возвращали в степную зону, где было мало снега и животные могли всю зиму сами добывать себе корм, то есть, по словам скотоводов, содержались на подножном корму.
Коневодство занимало особое место Лошадь использовалась как верховое животное, на котором можно было в день преодолеть значительное расстояние (от 50 до 100 км), а также как вьючное животное, на котором можно было на санях или телеге перевозить на значительное расстояние различные грузы. Сохранилось много фотографий, запечатлевших мужчин и женщин верхом на лошадях, среди них «Хакас верхом на лошади» [Рис. 9]. «Юноша-хакас верхом на лошади, покрытой чапраком» [Рис. 10].
Среди работ В.Сурикова, на которых изображаются хакасы-скотоводы, отметим акварели «Два всадника», «Укрощение татарами степных лошадей», «Выездка степных лошадей у минусинских татар», «Осёдланный конь».
В акварельной зарисовке «Два всадника» [Рис.11] Суриков точно фиксирует позы всадников, особенности нехитрого снаряжения. На рисунке «Укрощение татарами степных лошадей» [Рис.12] изображен эпизод подготовки дикой табунной лошади к укрощению. Автор изобразил троих мужчин. Двое с помощью уздечки и аркана подтягивают лошадь к коновязи, третий в это время старается накинуть седло. Лошадь отчаянно сопротивляется, несмотря на то, что она уже стреножена веревкой (аргамчы). Действие происходит в стойбище, за спиной мужчин расположены юрты, над одной из которых выходит дым из дымового отверстия. По-видимому, это летние юрты, поскольку покрыты они берестой.
На рисунке «Выездка степных лошадей у минусинских татар» [Рис.13], изображён момент самого укрощения, когда смелый наездник с помощью уздечки и кнута пытается подчинить себе лошадь, вставшую на дыбы.
На акварели «Оседланный конь» [Рис.14] изображена рабочая лошадь – основная порода того времени – малорослая, но прекрасно приспособленная к суровым климатическим условиям Сибири, стойко переносящая зимние морозы.
Отдельное место в жизни хакасов (кроме качинцев) занимала охота. Она считалась чисто мужским занятием, которым юноши начинали заниматься с 15 лет, при достижении хакасского совершеннолетия. Практически до 20 века основным оружием остаётся лук со стрелами, но в 19 веке начинают применяться кремневые ружья (отыхтығ мылтых). Такое ружье мы видим на фотографии Островских П.Е. «Хакасы с кремневым ружьем» [Рис.15] и на картине «Минусинский татарин с пищалью на сошках» [Рис.16], На картине изображён охотник, который прицеливается из старинного кремневого ружья (пищали), ствол которого положен на деревянную двуногую подставку (сошку). Такое ружье было очень тяжелым и доставлялось к месту охоты на лошади. Мы видим её рядом, привязанную к пню. С помощью пищали хакасы охотились в основном на оленей, маралов, косуль. На поясе висят оружейные принадлежности (натруска) – круглая пороховница и огниво. Позже, рисуя картину «Покорение Сибири Ермаком», Суриков воспроизведет такие же пищали на подставках и пороховницы у казаков дружины Ермака. Линогравюра «Хакас, стреляющий из ружья на сошках», сделанная по этой акварели есть в учебниках по истории Хакасии.
Фотография «Охотник-сагай» [Рис.17] изображает охотника-хакаса, сидящего на лошади. За спиной всадника ружье, сошки и звероловная сеть. Такого же охотника мы видим на акварели «Всадник в степи» [Рис.18].
ИЗОБРАЖЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО УКЛАДА ЖИЗНИ ХАКАСОВ В АКВАРЕЛЯХ, ЭТЮДАХ, ЗАРИСОВКАХ
Кроме быта, Сурикова интересовала и духовная культура хакасов, их традиции. Акварель «Карым подпасок. Каменная баба» [Рис.190] совмещает два совершенно разных изображения: не по годам серьезный подросток с навьюченной лошадью и древнее каменное изваяние Улуг Хуртуях тас. Улуг Хуртуях-Тас – с хакасского переводится по-разному – дословно «Большая каменная баба», ближе к сути – «Мать всех матерей», или «Чрево земли». Даже из названий видно, что за помощью обращались к ней в основном, женщины, однако и мужчины пытались испросить у Хуртуях-Тасудачи в делах.
В Хакасии был развит шаманизм. Шаманы (камы) занимались лечением и возглавляли общественные моления (тайых) [Рис. 20]. Есть у Сурикова этюд «Шаман» [Рис. 21] с изображением камлающего шамана. Прототипом для него послужил хакасский шаман (хам), живший по реке Немир. В своих руках он держит бубен (тюур), а также колотушку с ленточками (орба). На его голове надета шапка красного цвета с большим количеством раковин каури и свисающих ленточек разного цвета. Раковины привозились с берегов Индийского океана бухарскими купцами и, по поверью, наделялись магической силой – их использовали часто в качестве оберегов. Все ленточки, колокольчики, подвески на одежде шамана играли важную роль – они считались своего рода панцирем, защищавшим его во время путешествия по иным мирам. Энергичная поза шамана говорит о том, что художник, скорее всего, присутствовал на камлании и сумел точно передать эту динамичную сцену [Чебодаева, 2011].
Рассматривая рисунки Сурикова о Хакасии, обращаем внимание на одежду персонажей. Попробуем сравнить её с традиционной одеждой хакасов.
Основным видом одежды служили у мужчин рубаха, у женщин – платье. Шились они одинаково, различались лишь длиной. И рубаха, и платье кроились с разрезом на груди и отложным воротничком, застегивающимся на одну пуговицу. Спереди и сзади ворота делались складки, благодаря чему одежда была очень широкой в подоле. Объемные рукава заканчивались узкими обшлагами. Для повседневной носки одежду шили из хлопчатобумажных тканей, праздничные – из шёлка. Праздничный костюм был достаточно красочен, ярок, самобытен. Не в последнюю очередь это связано с материалами, из которых изготавливалась одежда - шелк, парча. По одежде можно было судить о социальной принадлежности, семейном положении человека, принадлежности к служителям культов, мастерстве изготовителя одежды.
На фотографии Федорова Н.В. «Качинец» [Рис. 22] мы видим, что помимо рубахи, мужской летний костюм состоял из штанов и кожаных сапог с высоким голенищем без подошвы и каблука. Сапоги шили из шкуры животного. без подошвы и каблука таким образом, что можно было ходить в воде, не замочив ног. Будничные сапоги были однотонными, а праздничную обувь обычно вышивали цветными узорами. В незавершённом полотне «Княгиня Ольга встречает тело Игоря, убитого древлянами» [Рис.34], художник одел дружину в летние хакасские сапоги.
На рисунке «Всадник-татарин» [Рис.23], датированном 1894 годом, мы видим мужчину в типичной хакасской национальной одежде. Он одет в легкую, свободную, широкую в подоле, длиной до половины бедра, ярко-красную рубаху, с объемными рукавами, без вышитых орнаментов. Судя по цвету – это праздничная рубаха. Зная, что на праздниках хакасы (минусинские татары) любили устраивать скачки, можно предположить, что это один из таких моментов.
В будничную рубаху одет Кугас на рисунке «Хакас с закованными в цепи ногами» [Рис. 24]. Кугас был известным хакасским конокрадом, его смелые набеги повергали в панику жителей аалов. Под акварельным наброском написал: «Кугасъ, бежал 12 раз из каторжных работ, Аскиз». [Чебодаева,2020].
На рисунке «Укрощение татарами степных лошадей» [Рис.12] мужчины одеты в хакасские рубашки. Спереди и сзади ворота у рубахи широкие складки, из-за которых она становится широкая в подоле, поэтому мужчины на рисунке подпоясаны кушаками.
Совершенно другой покрой рубахи встречаем в работе «Минусинский татарин» [Рис.25]. Мы видим, что воротник не отложной, а стойка, пуговиц две, а не одна, они пришиты сбоку, а не спереди. На груди вставка из ткани другого цвета, рубаха явно не расширена книзу, так как нет складок на груди. В этюде «Хакас», или «Голова хакаса» (в разных источниках) [Рис.26] видим: воротник под горло, застёжка спереди, но по цвету рубаха опять однотонная. Изменение покроя традиционной рубахи объясняется тем, что к началу 20 века получили распространение заимствованные от русских крестьян рубахи с кокеткой другого цвета и косоворотки.
Зимней верхней одеждой хакасов была шуба — тон, летней – сикпен [Рис. 27]. Шуба была длинной, с широким подолом. Передний подол был короче, чем задний. Рукава вшивались с глубокой проймой, к ее концам пришивали меховую опушку, прикрывавшую кисти рук. Воротник делали круглым, отложным, из меха.
Сикпен - традиционная верхняя одежда хакасов XIX – начала XX века.]. Своим покроем напоминает старинный русский кафтан. Его шили на подкладке из толстого сукна прямым покроем с шалевым воротником и широкими рукавами. Застегивался сикпен на одну пуговицу, запахивался слева направо, опоясывался кушаком. Зимним и осенним головным убором служили овчинные круглые шапки - тагаяк, рысьи малахаи, летом носили покупные картузы, фетровые и войлочные шляпы. Картузы и шляпы покупались в XIX веке у русских переселенцев. [Шибаева, 1959].
На картине «Минусинский татарин с пищалью на сошках» [Рис.18] изображён охотник в длинной до земли шубе (теер топ). Такая шуба изготовливалась из осенней овчины и была очень лёгкой, но тёплой. На голове охотника тагаяк - хакасский головной убор, который носили осенью и зимой.
Охотник-хакас с акварели «Всадник в степи» [Рис.18] одет в коричневое суконное пальто (сикпен), тагаяк на голове, летние сапоги с высоким голенищем и подошвой без каблуков широким и тупым носком.
Пастух с акварели «Карым-подпасок и каменная баба» [Рис.19] одет в сикпен, традиционную верхнюю одежду хакасов XIX – начала XX века. Головной убор - это картуз (картус порык). В сикпен одет и хакасский князь по имени Мурза. В акварели «Мурза» [Рис.28] Суриков изображает сухонького старика с пристальным, изучающим взглядом. Перед нами умудренный жизненным опытом человек, внутренне сосредоточенный, вызывающий всем своим сдержанным обликом особое расположение.
Встречаются у Сурикова и портреты женщин. Практически все они одеты в традиционные платья, которые отличаются своим покроем, узорами, наплечниками ээн, выполненными из другого материала [Рис.29]. На картинах Сурикова можно отличить женщин из северных и южных племен: качинцев и сагайцев. В частности, качинки (северная часть Хакасии) носили платья, где воротники были с острыми краями, в отличие от сагайских женщин (юг Хакасии), у которых края воротников были закругленными. На портретах нетрудно отличить замужних женщин от девушек по прическам. Первые носили две косы — тулуп, а вторые множество косичек сюрмес. Летом хакасские женщины на голове носили платки с характерным подгибом, без чего выходить на улицу запрещалось. В качестве украшений служили серьги ызырга и шейное украшение мопчых. Украшения делались из серебра, кораллов.
В акварели «Портрет хакаски» [Рис.30] изображена женщина в традиционном национальном платье. Замужнюю женщину выдают две заплетенные косы с серебряными накосными украшениями и повязанный цветастый платок. Добавим к описанию женщины то, на что сами обратили внимание: на её украшения. Как все замужние женщины она заплела волосы в две косы, они связаны между собой, располагаются не сзади, а на груди – так было принято. К косам прикреплены серьги-подвески, с серебряными монетами на конце и кистями из шелка, на груди у неё крестик, значит, она приняла православную веру.
В другой работе – «Минусинская татарка» [Рис.31] художник рисует хакасскую женщину. Этот портрет был написан с реально жившей в это же время женщины по имени Ахка (белая козочка). Воротник у девушки застегнут на большую пуговицу. Перламутровая пуговица (тана) считалась дорогой вещью среди хакасов. И к пуговицам, и к воротнику хакасы относились с почтением – считалось, что душа человека притягивается к этим предметам [Бутанаев, 1996].
На обратной стороне акварели "Минусинская татарка" есть надпись, сделанная рукой Сурикова: "Татария. Степной Думы соединенных разнородных народов Минусинского округа". Степная Дума, как известно, находилась в Аскизе [Чебодаева, эл.р].
Особый наряд носили женщины-свахи. В их костюм входила праздничная шуба (тон), безрукавка (сигедек), платье (когонек), головной убор (тулгу порiк) [Рис.32]. Тюльгу - пюрик - особый головной убор свахи из меха. Согласно хакасскому фольклору, он сохранился с кыргызских времен. Высокие поля шапки — тюльгу пюрик — делались в виде кокошника с разрезом позади, а на их лицевой части нашивались полосы лисьего или выдрового меха. Шапка тюльгу пюрик надевалась поверх платка. Круглая тулья тÿлгÿ пöрiк покрывалась шелком и парчой, украшалась кистью.
У Сурикова есть «Портрет женщины в костюме хакасской свахи» [Рис.33]. На неё изображена молодая девушка в костюме свахи, в шапке с невысокой круглой тульей, обшитой сверху зеленым шелком, и отороченным лисьим мехом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поработав с литературой об истории и быте населения Хакасии конца XIX – начала XX века приходим к выводам: в работах В.И.Сурикова нашли отражения многие стороны жизни хакасского народа.
Художник изобразил жилища хакасов, их внутреннее убранство, портреты хакасов-скотоводов и охотников, портреты мужчин и женщин в национальной одежде. Обращает Суриков внимание и на духовную культуру хакасов, их верования, мы видим это на этюдах «Каменная баба», «Шаман».
Зарисовки, сделанные В. И. Суриковым в Хакасии, сыграли важную роль в дальнейшем творчестве художника. Художник собрал большой этюдный материал для своих будущих исторических полотен. Здесь он встречался и общался с хакасами, наблюдал за характерными движениями, позой, выражением лица, делал натурные зарисовки, которые отразились в его произведениях, например, в полотне «Княжий суд» мы видим элементы одежды и вооружения хакасов, в полотне «Княгиня Ольга встречает тело Игоря, убитого древлянами» – дружину в летних хакасских сапогах с высоким голенищем и заостренным носком.
Наиболее полно наблюдения и впечатления В.И. Сурикова отразились в картине «Покорение Сибири Ермаком» [Рис.35]. В Хакасии найден образ Ермака, который Суриков сделал с десятника казачьего полка, стоящего в Минусинском округе. Изображены здесь образы шаманов и воинов хана Кучума, сделанные натуры, предметы быта: лодки, весла, пищали, пороховницы, шаманский бубен и другие мелкие детали.
Цель, поставленная нами в начале работы, достигнута, мы подтвердили, что Суриков во многих своих работах показал бытовые и культурные элементы жизни хакасского народа. Много этюдов, набросков, акварелей нарисовано им здесь. Работы эти выделяются мастерством исполнения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Большая Российская энциклопедия. https://bigenc.ru/ethnology/text/5149680
Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов: пособие для учителей / В.Я. Бутанаев // Абакан, Хакасское книжное изд–во, 1996. – 224 с.
Иллюстрированная этнография хакасов: альбом фотоматериалов Минусинского музея им. Н. М. Мартьянова / [отв. ред. В. Я. Бутанаев; Л. Н. Ермолаева, Е. Ю. Сидорина, Л. И. Порошина, Е. А. Москвина]. – Абакан; Новосибирск: Наука, 2004. – 103 с.
Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009
Старинные фотографии хакасского народа. https://sites.google.com/site/cultkhakasia/5-fotografii-hakasskogo-naroda
Чебодаев П.И. История Хакасии – учебник по истории для 8-9 классов средней школы. / Хакасы в творчестве Сурикова. – Абакан: Хак. издат., 1992 – С. 138-139.
Чебодаева М.П. Этнографические образы хакасов в творчестве В.И. Сурикова // Искусство Евразии. – 2020. – № 1 (16). – С. 23–44.
ЧебодаеваМ.П. Хакасия в творчестве художника В.И. Сурикова. – СПб., 2011. – 84 с., ил.
Чебодаева Маина, Чебодаева Валерия. Первая поездка Сурикова в Хакасию / http: // www. gov. Khakasnet/ ru.
Шибаева Ю.А. Одежда хакасов / Ю.А.Шибаева // Академия наук СССР. М.: – 1959. – 233 с.
Иллюстрации картин В.И.Сурикова взяты с сайтов:
Музей-усадьба В.И.Сурикова: http://surikov-dom.com/
Русский художник Василий Суриков. Биография, картины: http://artsurikov.ru
Художественный мир Сибири: https://museumsrussian.
«Культура и быт хакасского народа в творчестве В.И. Сурикова»
Рис. 1. «Группа татар» (хакасов).
Фотография Н.В. Федорова, 1906
Рис.2 «Хайджи и группа хакасов»
Фотография Н.В. Федорова, 1912
Рис.3.Суриков В.И.«Озеро Шира». 1909. Холст, масло
Рис.4 «В юрте, на женской половине в ул. Онисима Киржановича Тазьмина. Биря». Фотография Федорова Н.В. 1910г.
Рис. 5 «В юрте Т.П. Спириной близ оз. Шира. Хакасская кровать, занавешенная пологом» Фотография Федорова Н.В. 1912г.
Рис.6.Суриков В.И. «Внутренний вид татарской юрты» 1909. Гравюра по рисунку
Рис. 7 «Юрта из коры» фотография Харчевникова А.В. 1930г.
Рис.8 Суриков В.И.Заимка в Хакасии. 1873. Бумага, акварель
Рис. 9. «Хакас верхом на лошади» Фотография Федорова Н.В. 1910 г.
Рис. 10 «Юноша-хакас верхом на лошади, покрытой чапраком»
Фотография Федорова Н.В. 1912г.
Рис. 11
Суриков В.И.Два всадника. 1873. Бумага, акварель
Рис.12. Суриков В.И. «Укрощение татарами степных лошадей». 1873.
Гравюра по рисунку
Рис.13 Суриков В.И. «Выездка степных лошадей у минусинских татар»
1873. Гравюра
Рис.14. Суриков В.И. «Оседланный конь».
1873. Бумага, акварель
Рис.15 «Хакасы с кремневым ружьем»
Фотография Островских П.Е. 1894 г.
«
Рис.16 Суриков В.И.«Минусинский татарин с пищалью на сошках».
1873.Бумага, акварель
Рисунок 17 «Охотник– сагай»
Фотография Федорова Н.В. 1912 г.
Рис. 18 Суриков В.И.«Всадник в степи»
1892, Бумага, акварель
Р ис.19. Суриков В.И.«Карым подпасок. Каменная баба». 1873. Бумага, акварель
Рис.20 «Начало камлания с бубном». Фотография С.Д. Майнагашева 1914 год
Рис.21 Суриков В.И. «Шаман». Этюд к картине «Покорение Сибири Ермаком». 1893. Холст, масло
Рис.22 «Качинец».
Фотография Федорова Н.В. 1909 г.
Рис.23 Суриков В.И. «Всадник-татарин». 1894
Рис.24. Суриков В.И.«Хакас с закованными в цепи ногами».
1873, Бумага, акварель, карандаш
Рис 25 Суриков В.И.«Минусинский татарин». 1909.Холст, масло
Рис. 26 Суриков В.И. «Хакас» или «Голова хакаса. Этюд, 1893
Рис. 27 «Качинец Прокопий Кулагашев».
Фотография Островских П.Е.
1894 г.
Рис.28. Суриков В.И.«Мурза», 1873, Бумага, акварель, карандаш
Рис.29. Женщины в повседневных платьях.
Фотография Федорова Н.В. 1912 г.
Рис. 30. Суриков В.И.«Портрет хакаски»
1873. Бумага, акварель
Рис.31. Суриков В.И.«Минусинская татарка». 1873. Бумага, акварель
Рис.32 Суриков В.И.«Портрет женщины в костюме хакасской свахи», 1909.Холст, масло
Рис.33 Харчевников А.В. 1930г. Сваха в свадебном костюме с лошадью. Картин улус.
Рис. 34 Суриков В.И.«Княгиня Ольга встречает тело Игоря, убитого древлянами». 1915. Бумага, акварель
Рис. 35 Суриков В.И. «Покорение Сибири Ермаком», 1895. Холст, масло
1 Здесь и далее фотографии и работы смотреть в «Приложении»