Благочестивые наши предки не могли жить без храма – он был так же необходим для души народа, как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ
I . Введение
Мы живём в посёлке Михайловка. Самый простой путь приехать к нам в гости – это по железной дороге до станции Половина. Строительство станции Половина началось весной 1897 года и в этом году ей исполняется 125 лет. Создание станции Половина (Новополовинная) [I,4] связано со строительством Транссибирской магистрали. Великая Сибирская магистраль – это уникальнейший проект конца 19 века о начале осуществления, которого от Урала до Дальнего Востока объявил будущий Император Николай II во Владивостоке, по повелению Императора Александра III, огласив Высочайший рескрипт от 11 мая 1891 г.
Транссибирская магистраль - это не только железная дорога, но и новые города, станции, пристанционные посёлки. Пристанционные поселки создаются «согласно архитектурно – планировочным решениям» [I,4], для проживания специалистов, обслуживающих железную дорогу. В поселке при станции Половина находились бараки (многоквартирные дома), почта, школа, водоподъемные задания (водонапорные башни) и различные хозяйственные постройки для железной дороги и населения. Восточнее вокзала в 107 метрах от железнодорожного пути, повёрнутый на 100 к оси железнодорожного полотна [I,4], был построен храм, освещенный во имя святого Василия Великого. В настоящее время это действующая церковь (приложение 2)
Проблема состоит в том, что об истории храма нет полной и единой информации.
Актуальностьтемы продиктована необходимостью восстановить историю создания и функционирования храма, так как в летописи нашего поселка это пока «белое пятно».
Цель: составить описание храма с исторической, архитектурной и временной точек зрения.
Задачи:
Найти, собрать и сопоставить исторические сведения о создании и развитии храма.
Провести анализ документальных источников государственного архива Иркутской области (далее ГАИО).
Обобщить собранный материал и использовать его для описания исследования.
Проведение исследования связано с изучением, анализом архивных материалов, например, в клировых ведомостях нашли информацию о здании церкви, церковном имуществе, доходах. В главе IV в разделе «Монографии» представлены материалы о церкви, пристанционном поселке, в разделе II, информация о школах и церквях на Великом Сибирском железнодорожном пути, а разделе V, архивные материалы, уточняющие время строительства церкви, особенности её финансирования и значимость для местного населения.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях.
Место и сроки выполнения работы – п. Михайловка, март – ноябрь 2022 года.
II. Основная часть
В период проведения исследования нами были использованы следующие методы: поисковый, проблемно-хронологический, сравнительно-сопоставительный, анализ литературы.
Наше исследование мы решили провести в форме деловой беседы и ответить на вопросы, которые нас очень интересовали.
Вопрос 1. В какие годы проходило строительство храма?
В книге «ПутеводительпоВеликойСибирскойжелезнойдороге 1900 года» о станции Половина сказано следующее: «…III класса. Буфет. При станции на средства фонда имени Императора Александра III сооружается деревянная церковь во имя святого Василия Великого …» [I,2]. Это означает, что храм начали строить до 1900 года. Изучая «Положение церковного и школьного строительства в районе Сибирской железной дороги на средства фонда имени Императора Александра III. к 1 января 1900 года» подтверждается, что начало строительства связано с периодом до 1900 года. В аннотированном каталоге церквей городов и сел Иркутской епархии Калининой А.В. [I,1] узнаем, что церковь начали строить в 1903 году, а закончили в 1906. Эту же дату 1903год находим в «Клировых ведомостях церквей Балаганского уезда» [V,1], где наш храм именуется как «Половинская церковь». Возможно, что планирование строительства и реализация данного плана, были не совместимы. Пока дата начала строительства остается открытой. 1894 году Комитет Сибирской железной дороги поднял вопрос о сооружении на главных станциях Великого Сибирского пути зданий церквей и школ. Церковно-школьное строительство предполагалось осуществить за счет государственных средств, в основном - «остатков от строительных кредитов»[II,1]. Этих средств было мало, поэтому обязанности по строительству школ и церквей взял на себя фонд имени Александра III.
Вопрос 2. Что такое фонд имени Александра III?
Фонд имени Александра III – это благотворительный фонд, который должен был содействовать развитию Сибири в духовном и культурном плане. Создание железной дороги способствовало переселению населения и тогда становилось важным «продвижение» православия и «русской гражданственности» в Сибири [II,1]. Фонд осуществлял свою деятельность благодаря пожертвованиям. Особое внимание уделялось строительству церквей. Стоимость строительства церкви во имя св. Василия Великого на станции Половина была равна 7500 рублям (по курсу 1900 года). 3000 рублей поступили от неизвестной благотворительницы по имени Юлия Васильевна, колокол для церкви был пожалован С.Н. Блохиным. Первые деньги на строительство церкви были выделены 6 июля 1899 года [I,3]. Можем сделать вывод: первые деньги на строительство храма поступили в 1899 году, а возможность их реализовать только в 1903 году.
Вопрос 3. Кто такой Василий Великий?
Святой Василий Великий был особо почитаемым на Руси, жил он в IV веке, в Греции и отличался высоким благочестием и строгостью в исполнении церковных уставов, а также творцом многих церковных установлений и канонического права, его называют церковным писателем, богословом. Ему приписывается изобретение иконостаса. Святого Василия Великого нарекают «Патриархом восточного монашества». Он ввел в монашескую жизнь физический труд, ремесла, которые не нарушали простоту монашеского уклада. Чистота, пост, самодисциплина были для него условиями единения с Богом. Василия Великого почитал князь Владимир [IV,1].
Вопрос 4. В чем состоит архитектурно - строительная особенность церкви святого Василия Великого?
Церкви для переселенческих пунктов, пристанционных поселков по Великой Сибирской магистрали создавались по типовому проекту. Автором проекта был архитектор будущей транссибирской магистрали Н.М. Соловьев. Церкви, в том числе и на станции Половина строились в русском национальном стиле, но особенном, характерном только для храмов по Великой Сибирской магистрали на каменном фундаменте. Фундамент храма состоял из бутового камня, магматического происхождения правильной прямоугольной формы и песчаника, который укладывался на глубину один и более метров, об этом нам говорил отец Сергий [VI,2]. При ремонте фундамента храма во имя св. Василия Великого возникла необходимость укрепить песчаник цементом, так как он стал разрушаться. Бутовый камень, расположенный рядом, было решено немного уменьшить в размерах, но он не поддался обработке современными сверлами, это говорит о том, что прочность камня очень высокая [VI,2]. В храме во имя св. Василия Великого была звонница. Восьмигранный шатер завершался куполом и живописной главкой [V,3]. Эта часть храмового здания полностью восстановлена. Церковь возводилась из лиственницы, бревенчатая, без обшивки – это делало строительство храма более дешевым, окна обрамлялись резными наличниками. На рисунке 4 приложения мы видим, что на окнах были ставни – это соответствует стилю оформления жилых домов в Иркутской губернии и нашем поселке.
В Клировой ведомости [V,2] и аннотированном каталоге церквей городов и сел Иркутской епархии Калининой А.В. [I,1] отмечается, что « храм был довольно крупный, с широким восьмериком в центре равноконечного креста».
Вопрос 5. Когда храм был освещен?
Для ответа на этот вопрос мы обратились к материалам Иркутских епархиальных ведомостей за 1910 год № 3, стр. 22 – 23 [III,1]. Представленный там материал, а это копия из Клировых ведомостей [V,1], где говорится о том, что Преосвященный Тихон, архиепископ Иркутский и Ленский на Святейшем правительствующем Синоде 28 июля 1909 года сообщал об открытии самостоятельного прихода при новостроящейся церкви станции Половина. Результатом заседания Святейшего Синода было решение открыть самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика «… с тем, чтобы содержание причта новооткрываемого прихода относилось исключительно на … местные средства» (приложение 5). В Клировой ведомости 1914 года [V,3] читаем: «Жалование священнику 900 рублей, псаломщику – 480 рублей в год»
19 сентября 1909 года приход был открыт. Церковь была оборудована и «утвари достаточно» [III,2]. Приход состоял из лиц разного сословия и вероисповедания. Кроме православных в посёлке Михайловский жили сектанты – субботники. Сектанты охотно беседовали с православным священником о делах веры. «…Это явление дает основание надеяться, что, с Божией помощью, усердием местного пастыря последователи этой секты сольются с православными чадами…» [III,2].
22 июля 1911 года киренский епископ Иоанн осветил её единственный престол во имя св. Василия Великого [I,1] (приложение 4).
Вопрос 6. Кто когда был настоятелем храма во имя святого Василия Великого до его закрытия в 1930 году?
Найти ответ на этот вопрос оказалось не просто. Свидетелей того периода времени нет, краеведческие записи по истории церкви отсутствуют. Мы читали Метрическую книгу 1909 – 1910 гг. [V,4] Васильевской церкви и выяснили, что первым священником был Никита Горнаков. Он преподавал в школе ст. Половина «Закон Божий» [I,4]. Позже служил в Васильевской церкви священник Узколугской св. Троицкой церкви Владимир Михайлович Григорьев [V.5]. По преданиям семьи Веретениных с 1912 по 1930 год священниками церкви были Игнатий Дмитриевич Дмитриев, в прошлом учитель из Витебской области и Родькин (имя пока не удалось установить) [VI,3]
Служба в церкви продолжалась до 1930 года. В 1930 году по решению «общественности» села Михайловка «…молитвенное здание или церковь закрыта для дальнейшего использования под школу» [V,6].
Вопрос 7. Как использовалось здание церкви с 1930 по 1997 годы?
По словам Зубарева Н.К. [VI,4], в здании церкви в разные периоды размещались зернохранилище, ремонтная мастерская, сельский клуб и Дом культуры.
Вопрос 8. Как живет храм в настоящее время? Кто является его хранителем?
Ответ на данные вопросы составлен на основе встреч, бесед, анализа и сопоставления фактов.
Мы выяснили, что в 21 веке настоятелями храма служили три человека – это с июня 2001 года, Дмитрий Черепанов, который одновременно был настоятелем храма г. Свирска, с 2002 года Дмитрий Зверев, отец Дмитрий, очень полюбившийся общине и с 2014 года Сергей Соколов, отец Сергий. [VI,1].
Отец Сергий, очень эрудированный человек, понимающий нас подростков, умеющий просто и доступно пояснять те или иные ситуации, касающиеся взаимопонимания отцов и детей, учителей и учеников, учеников и школы.
При встрече мы ему задали вопрос: «Что значит быть священником? Он нам ответил следующее: «Отказаться от многого, ради Христа, ради единого, быть не таким как все». Из его последующих объяснений мы поняли, как любит он свой приход, который сейчас состоит примерно из 100 человек. Отец Сергий мечтает восстановить храм по проекту 1900 года
Причта современного храма Василия Великого - это два человека священник и регент (приложение 5).
Современный период в истории храма Василия Великого (так его называет отец Сергий) начинается во второй половине 90 годов 20 века. Именно в это время, в 1997 году под руководством священника Владимира Жилкина начались восстановительные работы. В этом же году в августе месяце в полуразобранном здании прошла первая служба после закрытия храма в 1930 году (приложение1). Большую помощь в восстановлении храма оказала администрация Черемховского района под руководством А.М. Скворцова – это были средства для закупки стройматериала, ремонта теплотрассы, электроосвещения. План реставрации был разработан протоиреем Владимиром Килиным, сейчас он настоятель Свято Троицкого храма в г. Ангарске. Над реставрацией храма работали Владимир и Виктор Медведь, а также Дмитрий Бельков. В настоящее время Дмитрий Бельков – настоятель храма в селе Голуметь [VI,2].
Восстановить храм в первоначальном виде было невозможно, так как за 67 - летний период времени здание достраивалось и перепланировалось. В настоящее время, по словам отца Сергия [VI,2], планируется создание звонницы (приложение 5), «Звонница будет восстановлена к максимальному историческому виду»[VI,2]. Обновлению подлежит иконостас и царские врата, (приложение 5).Актуальным является ремонт внешней части храма.
Отец Сергий рассказал, что при оформлении иконостаса участвовали мастера Знаменского монастыря г. Иркутска, Томской иконописной школы, ведущей свою историю с 18 века [VI,2].
Современная жизнь – это молебны, литургии, всеношные бдения (приложение 5). В настоящее время при храме создана воскресная школа для взрослых, по праздничным дням обязательно организуются трапезы. Отца Сергия не раз приглашали в нашу школу на классные часы, он принимал участие в районном Доме культуры на встречах под рубрикой «Беседы со священником». Ежегодно 14 января отмечается престольный праздник во имя св. Василия Великого (приложение 3). Литургию на престольном празднике проводят представители Иркутской епархии.
Храм во имя св. Василия Великого, особый социально – культурный объект, пользующийся авторитетом в нашем поселке.
III. Заключение
Мы провели исследование, в котором впервые в истории нашего поселка собрали и проанализировали материал почти 120 – летней истории храма во имя св. Василия Великого. Нам было интересно встречаться с людьми – нашими земляками, листать и читать архивные материалы, обобщать их в соответствии с поставленными задачами и вопросами. Задачи выполнены, цель достигнута.
IV. Список источников и использованной литературы
I. Монографии:
Калинина А.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII – началоXX века. Научно – справочное издание. М. «Галарт», 2000.
Путеводитель по Великой железнодорожной дороге 1900 года – Санкт-Петербург: «Товарищество Художественной печати», 1900 – С 590 - 330с.
Положение церковного и школьного строительства в районе Сибирской железной дороги на средства фонда имени Императора Александра III к 1 января 1900 года - Санкт-Петербург: [Государственная типография], 1900. – 104 с.
Хобта А. В. Населенные пункты и станции вдоль Московского тракта и Сибирской железной дороги/ А. В. Хобта. – Тверь: Тверская фабрика печати, 2017. – 269с: ил.- (Серия «История путей сообщения Восточной Сибири»).
II. Статьи из журналов и сборников:
Н.П. Журин. Школы и церкви на Великом Сибирском железнодорожном пути // Сборник статей VIII научных чтений памяти С.Н. Баландина, Новосибирск, 18 – 20 апреля 2013 года /сост. Д.Д. Бушма; Новосиб. госуд. архит. – худ. акад.; Музей архитектуры Сибири имени С.Н. Баландина. – Новосибирск, 2014. – 560 с.
III. Электронные ресурсы:
Иркутские епархиальные ведомости, 1910 год, № 3
Иркутские епархиальные ведомости, 1916 год, № 12
IV.Интернет – документы:
Василий Великий: житие, творения, цитаты, богословие святителя Кессарийского https://pravoslavie.wiki/svjatitel-vasilij-velikij.html
V. Неопубликованные материалы:
Клировые ведомости церквей Балаганского уезда. ГАИО: Ф.50, О. ОЦ, Д. 2953.
Клировые ведомости церквей Иркутского уезда. ГАИО: Ф.50, О. ОЦ, Д. 3025.
Клировая ведомость Васильевской церкви на ст. Половина Иркутского уезда. ГАИО: Ф.50, О. ОЦ, Д. 3031.
Метрическая книга ст. Половина Васильевской церкви Балаганского уезда. ГАИО: Ф.50, О. 9, Д. 1528.
.. Метрическая книга ст. Половина Васильевской церкви Балаганского уезда 1911 год. ГАИО: Ф. 50, О. 9, Д. 1534
Протоколы пленумов сельского совета с. Михайловка ГАИО :Ф1, О.3, Д.201
VI. Информаторы:
Головань Елена Николаевна, библиотекарь МКОУ СОШ №1 п. Михайловка.
Отец Сергий (Соколов Сергей Андреевич), настоятель церкви во имя св. Василия Великого.
Веретенина Галина Георгиевна, учитель географии МКОУ СОШ №1 п. Михайловка.
Зубарев Николай Константинович, пенсионер, в прошлом краевед и сотрудник районного краеведческого музея
V. Приложение
Рис. 1. Церковь во имя св. Василия Великого. Восстановительные работы. |
|
Рис.2. Современный вид церкви во имя св. Василия Великого |
Рис 3. Престольный праздник во имя св. Василия Великого |
Рис.4. 22 июля 1911 год. Освещение престола во имя св. Василия Великого |
5. Глоссарий к работе «История церкви во имя святого Василия Великого»
1. Алтарь – (лат. «высокий») — священное место. для принесения жертвы Богу. В храмовом пространстве алтарь символизирует Рай. Главное в алтаре — Святой престол, на нем совершается главное Таинство Церкви — Евхаристия.
2. Божественная литургия – это богослужение, на котором выражается всеобщая благодарность Богу за спасение человеческого рода от греха, благодарят Иисуса Христа.1414
3. Всенощное бдение - богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней.
4. Иконостас — алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон.
5. Епархия – (от греч. ἐπαρχία — провинция, область) – церковно-административный округ, состоящий из приходов, объединенных в благочиния, и монастырей. .В Русской Православной Церкви границы епархий, как правило, совпадают с границами краев и областей.
6. Звонница – (ср. Колокольня) — сооружение для подвешивания колоколов, обычно при церкви, являться стенообразным сооружением или вовсе быть надстройкой на стене храма.
7. Молебен – особое богослужение (собственно молитва), верующие вместе просят о ниспослании милости, славят Господа, благодарят.
8. Престол - это стол, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой.
9.. Притвор - это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть.
10. Приход – религиозная община христиан, состоящая из клира и мирян, объединённых при храме.
11. Причт — в Русской православной церкви название группы лиц, служащей при каком-либо одном храме (приходе).
12. Псаломщик – (народн. дьячо́к) — церковнослужитель, на которого возлагается исполнение клиросного чтения и пения, сопровождение священника при посещении прихожан.
13. Регент - руководитель церковного хора, он подбирает голоса для хора, обучает его, руководит им при богослужении.
14. Священник - (в литургическом смысле синоним слова иерей) — представитель духовенства, одной из ступеней христианской церковной иерархии, рукополагаемый на священнодействие (совершение таинств) соответственно его чину.
15. Царские врата – врата, находящиеся посредине иконостаса. Называются так потому, что чрез них, во время совершения литургии, выносятся Святые Дары – выходит к верующим сам Господь, Царь Славы.