Введение
С каждым годом все дальше от нас события Великой Отечественной войны. В мирное время уже выросло 3 поколения. Практически не осталось тех людей, которые брали Рейхстаг. Подвиг, который они совершили, мы обязаны сохранить в памяти не только настоящих, но и будущих поколений. Но хорошо ли знает мое поколение героев – земляков? С уважением ли относится к их подвигу? Как часто посещает мемориалы и памятники героев ВОВ? «У памяти нет срока давности », - фраза знакомая всем.
Нет срока давности и нет возраста у таких понятий, как любовь к родной земле и чувство гордости за людей, завоевавших Победу.
Победа в Великой Отечественной войне - подвиг и слава нашего народа. Как бы ни менялись за последние годы оценки и факты нашей истории, 9 Мая - день Победы осталось священным праздником нашего государства.
Мы, молодое поколение, должны знать и не забывать о том, какая доля выпала всем , кто внёс решающий вклад в победу над фашистской Германией. Подвиг народа, одержавшего победу в Великой Отечественной войне и отстоявшего свободу и независимость Родины, будет жить в веках. Только извлекая уроки из прошлого, мы сможем предотвратить новые войны.
Актуальность заключается в том, что на сегодняшний момент очень мало осталось в живых ветеранов - участников Великой Отечественной войны, которые могут рассказать нам об исторических событиях 1941-1945 годов. А памятники увековечили события военных лет и подвиги героев Великой Отечественной войны.
Гипотеза:если люди будут неравнодушно относиться к истории своей малой родины, заботиться об увековечивании памяти участников ВОв, то события тех лет не забудутся никогда.
Цель исследования: выявление причин появления памятника
Задачи :
- изучить историю появления памятника;
- расширить знания о Великой Отечественной войне;
-формировать умение работать с различными источниками информации, отбирать нужный материал и систематизировать полученные данные;
- выявить знания учащихся по данному вопросу.
Объект: памятник Дейнекину Стефану Николаевичу, погибшиму при исполнении служебных обязанностей 7 мая 1943 года
Предмет: история создания памятника.
Глава 1.История одного памятника
1.1. Точка на карте Челябинской области
Маленькая точка на карте Челябинской области. Кругом тишина, спокойствие, какое-то необычное умиротворение. Сейчас это место переживает не лучшие времена. Вокруг нет ничего, кроме небольших курганов, домов, в которых доживают свой век старики, являющиеся связующей нитью между прошлым и настоящим, единственные свидетели давних событий. Но память о них жива и будет жить вечно. Ведь она не имеет времени и границ.
Мой дедушка, Иващенко Владимир Александрович, родился в 1956 году. В детском возрасте он с родителями переехал в п.Кумысное. Мы с дедушкой часто бывали на его малой родине, там очень красивая природа. Как-то раз, собирая ягоды,мы наткнулись на памятник, на котором была табличка «Дейнекин Стефан Николаевич. 1915-1943гг. Погиб при выполнении воинского долга». Я начал расспрашивать дедушку, что он знает об этом памятнике,но он смог расссказать мне только то,что это памятник летчику, погибшему в годы Вов.
1.2. Виды памятников
Памятник – это, прежде всего память о человеке, о месте, о каком либо событии. Они дают нам возможность познакомиться с людьми, которые изображены, увидеть их и даже потрогать, узнать героев войны и труда, чьи фамилии вычерчены на мемориальных досках. Памятники помогают приблизиться нам к той эпохе, в которую жили и совершали подвиги эти люди. Ведь мы – граждане России, и наш долг знать и чтить историю нашей страны и малой родины.
Памятник от слова «память» - способность помнить, не забывать прошлого. Чтобы иметь право и возможность заглянуть в будущее, мы должны знать и помнить прошлое. Прошлое - это призма будущего, и от того, насколько она светла и чиста, настолько мы в состоянии видеть будущее и при необходимости упреждать возникающие нежелательные процессы нашего будущего.
Изучая литературу и интернет источники, я обнаружил, что термин «памятник» и «монумент» имеет одинаковое значение в толковом словаре С.И.Ожегова «памятник – скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего-нибудь» [3]. А Свободная энциклопедия ВикипедиЯ дает следующие определения:
Памятник - скульптура или архитектурное сооружение, предназначенные для увековечения чего-либо.
Бюст - скульптура, изображающая грудь, плечи и голову.
Монументы (лат. monumentum «воспоминание; памятник», от monere «внушать, напоминать, воодушевлять») - значительный по размерам памятник искусственного происхождения, отождествляющий собой какое-либо значимое событие своей эпохи и времени и соответствующий социально-общественному восприятию действительности отождествляемого события.
Мемориальный комплекс - территория c размещёнными на ней монументальными архитектурными сооружениями: мавзолеями, пантеонами, скульптурными группами, обелисками славы и памятниками, посвящёнными выдающимся событиям из истории страны и народа, её населяющего.
Памятники – это свидетели исторического самосознания народа, его уважения к своему прошлому. Люди и события, увековеченные в памятниках,не только напоминают нам о себе, но и наглядно показывают,что же ценит в своем прошлом сегодняшний человек, что он считает важным в своей истории и культуре.
Все памятники различаются по назначению, по цели установке, по типу сооружения, по степени распространения
1.3. Дейнекин Стефан Николаевич
Памятник Дейнекину С.Н. представляет собой гранитный камень .На нем табличка с именем (Приложение 2). Памятник сделан из уральского камня.
Стефан Николаевич Дейнекин родился в слободе Манькова что на правом берегу реки Берёзовой в большой излучине тихого Дона, в многодетной семье донских казаков (Приложение 3). Отца Стефана, Николая Семёновича Дейнекина, весной 1918 года мобилизовали вместе с бричкой и лошадьми для перевозки оружия, и домой он больше не вернулся (Приложение 4). На хуторе Степано-Савченский в зажиточной семье Лопаткиных 25 сентября 1916 года родилась дочь Зинаида. Зинаида окончила педагогическое училище имени К.Е. Ворошилова и стала учительницей начальных классов, а Стефан в двадцать три года был директором Лукичёвской школы под станицей Милютинской. Он преподавал историю и учился заочно в Ростовском пединституте. Стефан и Зинаида полюбили друг друга, и после женитьбы молодые поселились при школе (Приложение 5). Там с акушерской помощью бабушки Фёклы Петровны у них родился сын Пётр, будущий Главком ВВС.
В Стране Советов отменили все льготы от призыва, 25 ноября 1939 года Стефан сдал паспорт в Милютинский РОВД и убыл на военную службу в «кадровый состав Армии и Флота». Он, конечно же, старался попасть в авиацию, однако милютинцев по традиции, сохранившейся ещё с царских времён, посылали служить только в артиллерию. Артиллерия - Бог войны, и возражать было бесполезно.
Великая Отечественная война застала сержанта Дейнекина в Воронеже, в должности заведующего деловым производством 516-го гаубичного артиллерийского полка. Стефан всё же добился перевода в авиацию, и уже 29 июня 1941 года его перевели в 6-ю Воронежскую авиационную школу первоначального обучения лётчиков (Приложение 6).
Там курсанта Дейнекина за три месяца обучили полётам на учебном самолёте По-2, и в октябре 1941 года зачислили в Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов имени Чкалова.
В начале декабря немецкие войска отбросили от стен столицы на запад, и в связи с улучшением обстановки на фронтах эшелоны Борисоглебской школы пилотов вернули из Казахстана в Борисоглебск. Настроение у людей стало меняться к лучшему, приободрились и хуторяне Лукичей.
В мае 1942 года наши войска потерпели жестокое поражение под Харьковом, и немецкие армии устремились по жарким донским степям к Сталинграду и на Кавказ.
Борисоглебское училище снова эвакуировали, однако теперь не в Алма-Ату, а на Южный Урал, в Челябинскую область. Там, в глубоком тылу, подготовка пилотов для фронта продолжалась без воздушных налётов и бомбёжек со стороны противника. Начал осваивать истребитель И-16 и Стефан Дейнекин (Приложение 7).
В ноябре 1942 года наши фронты перешли в наступление и через несколько дней окружили армию Паулюса между Волгой и Доном. 23 декабря 1942 года 1-й гвардейский механизированный корпус генерала И.Н. Руссиянова овладел станицей Селивановской, а на следующий день 1-я гвардейская механизированная бригада освободила станицу Милютинскую. А в это же время в Борисоглебском училище на Урале продолжали готовить лётчиков для фронта.
Когда курсант Денекин на аэродроме Кумысное под Челябинском узнал про освобождение родных мест, то сразу начал посылать запросы о своей семье.
Последнюю открытку он отправил 5 мая 1943 года, но через два дня погиб.
Как жаль, что перед смертью он так ничего и не узнал о судьбе своих родных и близких...
Весной 1943 года Стефан написал родному брату Петру Николаевичу Дейнекину в действующую Красную армию открытку. В ней каллиграфическим почерком было написано, что он выезжает «в центр Европы», что «учёбу на ишаке закончил» и ждёт назначения, «куда прикажут».
Судя по его письму, Стефан с нетерпением ждал назначения, «куда прикажут». Он, молодой и здоровый, только закончил учёбу «на ишаке», а два его старших брата воюют с первых дней. Скорее бы и его отправили на фронт!
Но волею судеб случилось так, что оба старших брата вернулись после Победы домой с медалями «За отвагу», а третьему брату воевать не довелось...
Летом 1943 года к дому Дейнекиных прикатил на велосипеде почтальон с брезентовой сумкой через плечо и вручил Зинаиде Михайловне серый казённый конверт: «Ваш муж, курсант Дейнекин Степан Николаевич, погиб при исполнении служебных обязанностей 7 мая 1943 года и похоронен в городе Троицке Челябинской области». Вот и вся, по-военному сухая и по сути своей бездушная информация.
Зинаида Михайловна с сыновьями много раз пытались выяснить обстоятельства гибели курсанта Дейнекина и найти место, где его похоронили, но в самом городе Троицке следов обнаружить не удалось. Да и сколько равнодушных ответовна запросы приходило от бессердечных писарей! Вот один из них, полученный в 1955 году: «В Борисоглебском авиационном училище военнослужащих, знавших Дейнекина С.Н., нет» [2]...
1.4. Генерал армии Дейнекин Петр Степанович
Сын Дейнекина Стефана Николаевича, Дейнекин Пётр Степанович – генерал армии, талантливый военачальник, бывший Главнокомандующим Военно-Воздушными Силами и первым заместителем министра обороны СССР (Приложение 8).Родился 14 декабря 1937 г. на хуторе Лукичи Милютинского района (по документам - в г. Морозовске) Ростовской области в семье учителей. Заслуженный военный летчик СССР (1984г.). Генерал армии (1996г.). Герой Российской Федерации (1997г.). Награжден орденами «За военные заслуги», «За службу Родине в Вооруженных силах» 2-й и 3-й степени, медалью Нестерова и другими. После увольнения из рядов Российской армии - начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам казачества (1998 - 2003гг.). Действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса. В 2011 г. избран Председателем Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиации). Вице-президент Клуба Военачальников Российской Федерации. В 2015 году назначен генеральным инспектором Группы генеральных инспекторов Министерства Обороны Российской федерации. Именем П.С. Дейнекина названа Лукичёвская средняя школа на его родине в Милютинском районе Ростовской области.Автор книги воспоминаний «Проверено небом». В честь П. С. Дейнекина в январе 2018 года назван новый стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160М, построенный на Казанском авиационном заводе [1].
Рассказывает Дейнекин Пётр Степанович:
"...Шли годы. Я взрослел, надежды не терял и поиски продолжал.
И вот в мае 1990 года Главком ВВС Е.И. Шапошников, улетая с официальным визитом в Китай, поручил мне пригласить лётчиков-фронтовиков в штаб ВВС и поздравить их с Днём Победы.
Ветеранам приём так понравился, что я осмелился задать им вопрос:
- А не служил ли кто-нибудь из вас с моим отцом? Он погиб седьмого мая сорок третьего года и похоронен в городе Троицке.
Ко мне тут же подошёл генерал-лейтенант авиации В.А. Коробейников и протянул раскрытые ладони:
- Вот этими руками я хоронил твоего отца! Но и представить себе не мог, что первый зам Главкома ВВС генерал-полковник Дейнекин - это сын старшины нашего лётного отряда. Бери самолёт, и летим на Урал. Я покажу тебе место его гибели!
Товарищи отца привезли меня на полевой аэродром Кумысное под Южно-Уральском, где они летали в 1943 году (Приложение 9).
Там и рассказали мне о том, как летал и разбился отец, а друзья помогли установить на месте гибели большой уральский камень. Побывала на месте семейной трагедии и моя мама, а я летаю туда на свидания с батей ежегодно.
Когда он уходил в армию, мне было всего два годика. По причине своего малолетства не помню даже тепло его руки, но как же я по нему тоскую... И чувство это со временем разрастается во мне всё глубже и сильнее. Но что поделаешь?! Жизнь невозможно повернуть назад! [2]...
...Работники военных архивов в Москве и Подольске помогли мне с помощью документов подробно восстановить жизнь отца после призыва в кадровый состав Красной армии с 1939 по 1943 годы.
Однако профессионально разобраться в обстоятельствах и причинах его гибели мне помог заслуженный военный лётчик СССР Виталий Антонович Коробейников.
Оказалось, что в Борисоглебской лётной школе имени В.П. Чкалова многие лётчики-инструкторы хорошо помнили моего отца.
Он пришёл в училище не семнадцатилетним юношей со школьной скамьи, а двадцатипятилетним сержантом из артиллерии, с нагрудными знаками «Ворошиловский стрелок» и «Отличник РККА», и ветераны мне говорили, что курсант Дейнекин всегда отличался безукоризненным внешним видом.
В.А. Коробейников разыскал в Москве и лётчика-инструктора Ивана Саввича Панасенко. Именно ему 7 мая 1943 года «было приказано сбрасывать с парашютом курсантов отряда».
На аэродром мы потом ходили от землянок мимо рощи с его могилкой. Всегда провожал он нас на полёты, которые до гибели выполнял на боевом ЛаГГ-3, а на известном тебе «ишачке» летал, как на велосипеде ездил. Недавно в одной из военных газет я увидел фото военного и сразу крикнул жене: «Да ведь я его знаю!», но видел его впервые. Это был сын погибшего Степана, Главком ВВС Дейнекин. Человек оставляет себя в человеке, и в этом - наше бессмертие!!!»..."
Его жизнь – подвиг, достойный подражанию. Он прожил яркую и прекрасную жизнь и навсегда останется примером для молодежи, которой предстоит выбирать своего героя.
Глава 2. Социологический опрос
Для ответа на мой вопрос, поставленный в начале исследовательской работы, мы провели опрос среди учащихся нашей школы (6-е классы). Было опрошено 40 человек. Им была предложена анкета из трёх вопросов (Приложение1):
1. Какие памятники, посвященные Великой Отечественной войне, установленные в городе Троицке, вы знаете?
2. Знаете ли вы историю возникновения этих монументов?
3. Нужны ли такие памятники и если да, то для каких целей?
При ответе на первый вопрос мы выяснили, что большинство 90% опрашиваемых знают памятники:
Мемориал «Клятва»
Еще в начале Великой Отечественной войны порядка пяти сотен жителей города Троицк отправились на фронт. По итогам ВОв сотня из них была награждена званиями и боевыми наградами высшей государственной степени. Множество жителей города не вернулись с фронта и отдали свою жизнь за отечество. Открытие памятника Клятва было приурочено к 25-му юбилею победы, с целью увековечить память о героических поступках многих граждан Троицка.
Аллея славы
Здесь установлены десять бронзовых бюстов с постаментами семи героям Советского Союза – Максиму Собко, Виктору Медведеву, Ивану Еремину, Михаилу Костюкову, Николаю Столярову, Николаю Шепелеву, Георгию Старкову и трем полным кавалерам ордена Славы – Ивану Матюхину, Филиппу Полихову, Михаилу Преснякову.
Арт-объект, посвященный эвакогоспиталям города Троицка
Эвакогоспитали города Троицка в период Великой Отечественной войны, тыловые лечебные учреждения, предназначенные для оказания квалифицированной и
специализированной медицинской помощи раненым и больным, прибывавшим на территорию Челябинской области с фронта. Троицк - город тыловых госпиталей, поэтому нынешнее поколение должно сохранить память о земляках – медиках, работавших в эвакогоспиталях, знать какой ценой была добыта Победа.
«Памятник работникам железнодорожного депо ст. Троицк, погибшим в годы Великой Отечественной войны» (ул. им. Кирова, у входа в депо).
Памятник - однофигурная скульптурная композиция в полный рост. На южной плоскости постамента укреплена мраморная плита с текстом: «Воинам-деповчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны». В нижнюю ступень постамента врезан трапецевидный объем, на наклонной плоскости которого укреплена мраморная плита с именами погибших. Скульптурная композиция отлита из бронзы и тонирована. Памятник открыт в 1970 году. Автор не установлен [4].
При ответе на второй вопрос мы выяснили, учащиеся знают, некоторые факты из истории возникновения памятников.Об истории возникновения других памятников, расположенных в Троицком районе, респонденты сказать ничего не смогли.
На третий вопрос большинство учащихся ответило утвердительно. Они считают, что памятники и памятные места необходимы для сохранения истории для последующих поколений, которые напоминают о героических и трагических страницах прошлого нашего народа.
Анализируя данные социологического вопроса, можно сделать вывод о том, что из представленных памятников нашего города, детям известны только те, памятники, которые они встречают на улицах города. Памятники, расположенные в отдалённых районах им не известны. После проведения опроса были сделаны следующие выводы, которые подтверждают нашу гипотезу: дети знают памятники города Троицка, но не знают историю их возникновения.
Заключение
Каждый человек должен знать места, куда он может прийти и почтить память тех, кто сражался в те далекие годы, защищая свою Родину, благодаря которым над нами мирное небо. Благодаря этой работе, я узнал о судьбе Дейнекина Стефана Николаевича, курсанта Борисоглебского училища, погибшего в 1943 году, а также о его сыне, Дейнекине Петре Степановиче, заслуженном военном лётчике СССР, Герое России, Главнокомандующем ВВС.
Гипотеза, выдвинутая мною, нашла подтверждение в ходе работы.
Я словно перелистал страницы огромной книги, в которой наша история и их судьба. Книга жизни - самая великая книга, а имена людей - это имена героев. Долг живых - не забывать о той страшной войне, о тех, кто спасал Родину, не жалея себя.
Мы, подрастающее поколение, обещаем беречь память о погибших и оставшихся в живых в той страшной войне, рассказывать об их подвигах, чтобы не прошли потомки мимо памятников, не поклонившись. Чтобы навечно их стремление к победе осталось в нашей памяти. Чтобы те качества, проявившиеся в поступках несгибаемых солдат военных лет, жестокие жертвы, принесённые ими, служили примером для всех жителей нашей страны.
Список литературы
Бодрихин Н. Г. Великие летчики мира: 100 историй о покорителях неба. — Москва: ЛитРес, 2011. — С.168-169.
Дейнекин Пётр Степанович. "Проверено небом", — М.: Фонд «Русские Витязи», 2011. — 359 с.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c
По улицам и площадям Троицка: справочник-путеводитель / Составитель Е.И. Скобелкин. – Троицк, 1998. – 36с.: ил.
Приложение1
Анкета
1. Какие памятники, посвященные Великой Отечественной войне, установленные в городе Троицке, вы знаете?
2. Знаете ли вы историю возникновения этих монументов?
3. Нужны ли такие памятники и если да, то для каких целей?
Приложение 2
Место гибели Дейнекина С.Н.,2022 г.
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Дейнекин Стефан Николаевич
Курсанты Борисоглебского военного авиационного училища
Приложение 7
Военный аэродром
Приложение 8
Дейнекин Петр Степанович
Приложение 9
1993 год, Южный Урал, полевой аэродром Кумысное.
На могиле погибшего курсанта Дейнекина Стефана Николаевича:
Слева направо: В.А.Коробейников, И.С. Панасенко, А.Н.Осипенко, Г.В.Амелькин, Миша Дейнекин, П.С. Дейнекин