Заселение территории Динского района Кубани в пореформенный период

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Заселение территории Динского района Кубани в пореформенный период

Гладилина М.А. 1
1МАОУ МО Динской район "СОШ № 21 имени Н.И. Горового
Сороченко Л.И. 1
1МАОУ МО Динской район "СОШ т№ 21 им. Н.И. Горового"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Обширные и бескрайние просторы прикубанской низменности своими плодородными землями привлекали многие народы.

Беспокойным, с перезвоном металла был для кубанской степи конец XVIII века. Россия спешно занималась вопросами строительства южного оборонительного рубежа, т.к. Турция и Англия, не желая укрепления государства Российского, разжигали ненависть народа Кавказа к русским.

Историю страны невозможно изучить, не зная истории отдельных её регионов. Через познание малой родины человек осознает сопричастность к стране, к её прошлому, настоящему и будущему.

Целью мой работы является изучение образования и становления станиц в Динском районе. «История непрерывна, её нельзя повернуть вспять, но её надо знать и помнить, ибо история нашего края – это часть общероссийской истории, это часть нашей общей биографии». В связи с повышением научного, историко-познавательного интереса кубанцев к своему прошлому актуальность данной работы возросла и она имеет важное практическое значение.

«Заселение Кавказа первобытным человеком шло с юга и было длительным и сложным. Древнейшие его останки на Кубани относятся ко времени 600-700 тысяч лет назад».

Специального монографического исследования по истории Кубани нет. Ценный фактический материал по данному вопросу разбросан по многочисленной литературе.

Наиболее важным ориентиром в в изучении истории Кубани является использование новейшей научной литературы и первоисточников, прежде всего документальных материалов.

Изучением истории Кубани посвящены труды следующих авторов:

Матвеева, В.Н. Черникова, П.П. Матющенко, О.В. Ратушняка, А.М. Авраменко, В.П. Громова, А.И. Мархоцкого, Ф.А. Щербины и др. Подходить к этим трудам следует с позиции историзма, с учетом того нового, что наработано отечественной исторической наукой на современном этапе.

I. Заселение территории Динского района Кубани в дореформенный период

Казачьи переселенцы на Кубани возникли при оседании на постоянное жительство так называемых куреней, то есть полков. Динской курень относится к старинным куреням Запорожья. В преданиях говорится, что после разгрома народного восстания на Дону, которое возглавлял Кондратий Булавин, остатки повстанческих казаков – борцов против царского гнёта бежали "в вильну Запорожскую Сечь" и основали там курень Динской. Дон по-украински произносится как Дин, поэтому и курень назвали Динской.

После разгона Запорожской Сечи (1775) в 1792 году правительством Екатерины II в Грамоте от 30 июня она жаловала земли юга России, чтобы укрепить границы России с Турцией. Из-за Буга на Кубань были переселены остатки запорожцев, но уже в качестве Черноморского казачьего войска.

«14 января 1788 года Екатерина IIпоручила князю Г.А. Потемкину-Таврическому, главному администратору страны решить вопрос о войсковой территории по его собственному усмотрению, но с учетом желаний казаков, хотевших поселиться в «Керченском Куту или на Тамани». В апреле 1790 году князь Потемкин-Таврический определил треугольник между Черным морем, Бугом и Днестром местом поселения черноморцев.

В конце февраля 1792 г. в Петербург во главе с войсковым судьей А. Головатовым была отправлена специальная депутация с целью получения жалованной грамоты на право владения будущими казачьими землями.

Выданная императрицей жалованная грамота от 30 июня 1792 года совершенно точно определяла лишь западные и и северные пределы войсковой территории. Черноморское войско получало остров Фанагорию. От низовьев Кубани граница шла вверх по реке до устья р. Лабы, с одной стороны, и по берегу Азовского моря вплоть до устья р. Еи, с другой стороны. В общей сложности российская императрица пожаловала

Черноморскому казачьему войску примерно 30691 квадратную версту земельных и водных угодий».

Следующим важным шагом войскового правительства в организации жизни черноморцев на новых местах явилось упорядочение заселения и «привязка» 40 куренных селений к определенной местности. 15 февраля 1794 года собирается сбор казаков от всех куренных селений. В этот день состоялась жеребьевка мест поселений куреней.

Формы землевладения и землепользования казаков определялись «Порядком общей пользы». Согласно этому акту, вся земля являлась собственностью всего казачьего войска.

«Порядок общей пользыдокумент регламентирующий управление,

расселение и землепользование в Черноморском казачьем войске. Принят 1 января 1794 года, составлен кошевым атаманом З. Чепегой, войсковым судьей А. Головатым, войсковым писарем Т. Котляревским. В нем объявлялось о сформировании войскового правительства, « навсегда управляющего войском на точном и непоколебимом основании всероссийских законов» Резиденцию войскового правительства было решено устроить при р. Кубани, в Карасунском Куте, и назвать ее « для вечного достопамятства» царицы Екатерины Алексеевны градом Екатеринодаром». Для заведения и утверждения по всей войсковой земле « благоустройного порядка» на территории ЧКВ была разделена на пять округов: 1) Екатеринодарский для местностей, тяготеющих к войсковому граду; 2) Фанагорийский в Тамани; 3) Бейсугский в районе Бейсуга и Челбас до Ачуева; 4) Ейский по р. Ее с прилегающими местами; 6) _ Григорьевский со стороны Кавказского наместничества».

По старому запорожскому обычаю был брошен жребий, распределивший местоположение 40 куреней – поселений, получивших впоследствии название станиц.

«Из наказа Войскового правительства Черноморского казачьего войска от 1 января 1794 года: «По воинской дисциплине ради собрания войска, устроения довлеемого порядка и прибежища бездомовних казаков во граде Екатеринодаре выстроить 40 куреней под названием сим – Екатерининский, Кислякивский, Иванивский, Конелевский, Сергиевский, Динский, Крилевский, Каневский, Батуриеский, Поповичевский, Васюринский, Незамаевский, Ирклеевский, Щербиновский, Титаревский, Шкуренский, Коренеевский, Рогивский, Корсунский, Калниболотский, Уманский, Деревянкивский, Нижестиблиевский, Вышестедлиевский, Джерелиевский, Переясловский, Полтавский, Мишастовский, Менский, Тимашевский, Величкивский, Леушкивский, Пластунивский, Дятькивский, Брюховецкий, Ведмедивский, Платнировский. Пашкивский, Кущевский, Березанский».

В сформированных военно – административных единицах учреждались окружные правления из полковых писарей, есаулов и хорунжих. Каждое правление имело свою отличительную печать с изображением, присущим данной местности. Окружные правления во всем были подотчетны перед войсковым правительством во главе с кошевым атаманом. Главную их обязанность составляло наблюдение за исправностью вооружения и готовностью к военным действиям казаков, « чтобы на войсковой земле за всяким делом: ездить, ходить, хлеба пахать, рыбу ловить, скот на пастьбу гонять – без военного оружия никто не дерзал, а и кто в сем ослушанным окажется, на том же месте штрафовать». Относительно форм владения «Порядок общей пользы» предусматривал привилегии для старшин, «в отменное воздаяние» которым, «яко вождям-наставникам и попечителям общих сего войска благ, при своих хуторах сродственников и вольножелающих людей поселять дозволяется и определять их земли по штатной росписи». Выдаваемыми «открытыми листами» войсковое правительство попыталось ввести частную собственность на земли, принадлежавшие всему войску. В заключительной части документа установлены обязанности населения по отражению набегов «закубанских зловредных сосед».

«В 1777 году, приняв Кубанский корпус, сюда прибыл великий русский полководец А. В. Суворов, под началом которого уже к лету 1778 года была создана Кубанская оборонительная линия. Она протянулась от Тамани до Ставрополя на 140 верст. С именем полководца связана и легенда о происхождении названий трех рек Кочеты. Визирь-паша турецкий решил "сделать русским перехват" – ни одной подводы с провиантом не пропустить в крепость, что выросла на высокой горе при слиянии Кубани с Лабой, – форштадт, где находился штаб А. В. Суворова. И стал своими войсками визирь-паша поперек дороги у верховий трех безымянных рек. "Не возьму силой гяуров – возьму измором!" – сказал он. Суворов решил проучить врага, отдал приказ "идти на басурман" и разбить их. В приказе говорилось: "Как только пропоет первый кочет – привал, запоет второй – ускорить марш, а третий – решительный штурм". Русские войска разбили врага, и тот бежал с позором».

Так родились "суворовские Кочеты": Первая, Вторая и - Третья реки Кочеты.

Во времена русско-турецкой войны, войска Суворова противостояли "бусурманам". Русским солдатам пришлось сражаться на рубеже трех безимянных рек, в верховье которых расположился противник, непропускавший подводы с провиантом.

Суворов решил проучить врага и отдал приказ: "Как только пропоет первый кочет - привал, запоет второй - ускорить марш, а третий - решительный штурм". В 1794 году на реке Кочеты основана станица Динская как куренное селение Черноморского казачьего войска. После 1842 года все первые сорок куренных селений Черноморского казачьего войска, в том числе и Динская, были переименованы в станицы.

«В 1783 году полководец снова был послан на Кубань, стал во главе Кубанского корпуса. Чтобы привести к присяге ногайцев, подчинявшихся до того крымскому хану Шагин-Гирею. После переселения черноморских казаков на берег Кубани, А.В.Суворов помогал им устроиться и обжиться на новые места. Но однажды бывал у них в гостях».

«Если взглянуть на карту Краснодарского края, то можно еще и теперь найти географические названия, связанные с пребыванием Суворова на Кубани. Так есть речки и хутора с названиями: Первые Кочеты, Вторые Кочеты, Третьи Кочеты. В верховьях речки Кочеты долгое время находился главный суворовский лагерь. С вечера перед наступлением главнокомандующий Суворов своему войску приказал: по первым петухам вставать, по вторым – завтракать, а по третьим – выступать. Отсюда и речка, а потом и хутора получили названия Кочетов. Один из кочетинских хуторов переименован в Суворовский – в честь пребывания здесь великого русского полководца».

«Один из 38 бывших запорожских куреней, организовано прибывших на Кубань в 1792-1793 в составе ЧКВ. Образовался по земляческому принципу. Казаки, основавшие поселение, были потомками тех, кто основал в Запорожской Сечи курень под названием "Донской". Постепенно название "Донской" зазвучало как "Динской", да так и осталось. Позднее (1842 г.) Динской курень был переименован в станицу Динскую.

К марту 1794 года в Черноморию прибыло 234 человека, 288 из них числились в графе « служивших от бывшего Запорожья», а 6 – «служивших не

от Запорожья, а из вольных поступивших». 41 казак к тому времени уже привез на Кубань свою семью».3 При определении мест для поселения куренной атаман Михаил Столяренко вытащил жребий селиться рядом с Екатеринодаром (в районе нынешнего поселка Гидростроителей). Динчане стали ходатайствовать о переселении в более безопасные места. 9 ноября 1807 их просьба была удовлетворена новороссийским генеральным губернатором Дюком де Ришелье. Однако осуществить сразу переселение не удалось, так как мужское население в основном было занято службой на ЧКЛ или принимало участие в войнах России с зарубежными странами. Переезд на новое место жительства совершился только в 1814. Динчане и пластуновцы были поселены рядом на реке Кочеты.

Совместное исполнение земских повинностей, служба казаков в одних и тех же конных и пеших полках привели к тому, что оба куренных селения были фактически объединены, а 9 июня 1827 последовало постановление войсковой канцелярии о юридическом оформлении сложившегося статус-кво. Динское селение вошло в состав Пластуновского. Название же «Динской» было присвоено образованному в 1822 Новокочетинскому куренному селению.

Первым заметным сооружением в Динском куренном селении стала деревянная церковь с отдельной колокольнею во имя первомученика архидиакона Стефана, построенная на средства войсковой полковницы Порываевой. Освящена в 1827, а через три года на общественные деньги

было построено станичное правление.

II. Социально-экономическое развитие станиц Динского района Кубани с 1840 по 1861 годы.

Период с 1840 по 1861 год характерен размеренным течением жизни станиц

с установившимися традициями, обрядами, образом. Иногородние, которых к тому времени было достаточно много, прав на землю не имели. Казачье население, обязанное выполнять государственные функции и имеющие в своем распоряжении главное богатство - надельную землю, обращало главное внимание на ведение сельскохозяйственных работ в семейном быту. Хозяйство в большинстве случаев велось по старинке, но никто из хлеборобов не отказывался от введения нового, чтобы получить высокие урожаи зерновых. Некоторые зажиточные хозяев прибегали к использованию наемного труда (батраков), особенно во время уборки урожая. В этом случае эксплуатации подвергались не только иногородние, но и беднейшие казаки.

В конце XIX века Черноморское казачье войско прочно осело в северо-западной части Кубани, осваивая целинные степи и охраняя её рубежи.

Удачное месторасположение, хорошие климатические условия, близость к Екатеринодару – центру кубанского казачества – привлекали сюда переселенцев. К 1875 году здесь жило уже около 3,5 тысячи человек, а к началу ХХ века – более 8 тысяч. Большую роль в развитии станицы сыграла прокладка в 1888 году через нее железнодорожной ветки, соединившей основную линию Владикавказской железной дороги (от станции "Тихорецкая") с Екатеринодаром и Новороссийском.

Благодаря новому средству сообщения жители станицы получили возможность регулярно выезжать в Екатеринодар и другие города, а в самой станице стали развиваться зачатки промышленности.

В середине XIX века в станице находилось 279 домов с 53 хуторами и 1549 жителями, у которых имелось 396 лошадей, 411 волов, 2000 голов крупного рогатого скота, 6000 овец, семь пасек со 155 ульями; одна лавка и кузница, 3 водяные и 19 ветряных мельниц.

В июне 1888 через станицу Динскую прошла железная дорога от станицы Тихорецкая до Новороссийска.

В 1894 году взамен обветшавшей церкви во имя первомученика архидиакона Стефана была построена новая – Троицкая, тоже деревянная, с приделом во имя архидиакона Стефана. При ней имелись две церковноприходские школы: мужская и женская. Помещались они в кирпичном здании. Так же в станице действовали по программе Министерства просвещения еще три училища: два казацких и одно иногороднее.

К концу XIX века в станице Динской насчитывалось 1836 дворов, на хуторах – 101 и при монастыре – 26. Население составляло 11272 человека.

Управление станицей и ее общественной жизнью осуществлялось станичным правлением, во главе которого стоял атаман с некоторыми помощниками. Они избирались общим казачьим сбором, представляющим высшую станичную власть.

Все казаки носили особую форму, состоящую из черкески, папахи (позже ее назовут "кубанкой"), и башлыка - чекменя. Зажиточные могли позволить себе сапоги и клинок. Гордостью каждого казака была шашка и верный друг, - конь. Казаки были превосходными воинами, отличными наездниками и земледельцами.

Занимались и ремеслом: гончар, кузнец, плотник и сапожник был обязательно в каждой станице. Женщины рукодельничали, растили детей и смотрели за хозяйством. Готовясь к свадьбе, казачка ткала свое приданое сама. Обязательными были полотенца (рушники), на которых ставилась девичья фамилия.

В районном краеведческом музее ст. Динской сохранились и собраны по крупицам атрибуты типичной "Казачьей хаты": красивые, в массивных рамах иконы, вокруг них, - лампадки и рушники (так называемый "святой угол"). Рядом круглый деревянный стол на витых ножках, самовар, глиняные чашки, другая посуда. У окна стоит прялка, ухваты. На стенах развешаны фотографии родных, в красивых рамках. Здесь же, - русская печь, и кизяки, которые использовались как топливо. В печи дымится превосходный наваристый кубанский борщ.

До революции в Динской была одна иногородняя и три казачьих школы. Казаки тянулись к грамоте, только этим обьясняется высокий показатель образованности - 30% от всего населения. Церковь находилась в центре станицы Динской и была впервые воздвигнута в 1827 году. Духовной основой казачей семьи были высокая нравственность, уважение к старшим и вековым казачьим традициям.

III. Хозяйственное развитие станицы в дореформенный период.

III.1. Сельское хозяйство.

Казаки до переселения на Кубань земледелием не занимались. Теперь же свободное от службы время, сборов в летних лагерях, казаки занимались землепашеством, скотоводством. Развивались ремесла: гончарное, кузнечное, плотницкое, шорное и другие.

К тому времени в Динской имелась одна школа и один учитель, в которой обучалось 40 учеников, в основном дети богачей. Неграмотность среди населения станицы достигла 94%. В конце столетия, а конкретно 25 июня 1888 года, в Динской произошло историческое событие – прошел первый поезд по маршруту « Новороссийск – Тихорецкая». В связи с этим возрос приток сезонных рабочих. Стало заметным классовое расслоение. В 1875 году у станичных богатеев было 1100 десятин земли, 612 рабочих лошадей, 4162 вола, свыше 3000 голов крупного рогатого скота, 15 пасек с 1217 ульев.

Сельскохозяйственной техники на Кубани было больше, чем во многих местах крестьянской России. В Динской было два десятка молотилок, приводимых в движение двигательной силой, в большом ходу были каменные катки и деревянные цепы, пахота проводилась лугами, покосы – косилками.

III.2. Промышленность.

Промышленное производство было развито слабо. В станицы имелись кирпичный завод, две механизированные мельницы, производившие помол зерна на муку любых сортов, до самых высших. Две кустарные маслобойки братьев Паниных обрабатывали главным образом масляничные семена подсолнечника.

IV. Культура и быт станицы в дореформенный период.

IV.1. Религия.

Динская в середине XIX была небольшая квадратная территория, обнесенная глубокой канавой, по валу стоял плетень с заостренными концами. Станица напоминала древние русские крепости или города. По углам вала стояло по орудию. Местами по валу через плетень прорезались амбразуры для оружейной пальбы. Во дворе станичного правления – небольшой пороховой погреб. Для въезда в станицу и выезда из нее были устроены высокие дубовые ворота, при которых стоял караул из казаков. В центре – наблюдательная вышка типа пожарной каланчи. Посредине селения – небольшой плац – площадь, где стояла обычно приземистая деревянная церковь.

Церковь во имя Первомученника Архидьякона Стефана строилась деревянной с отдельной колокольней в 1827 году на добровольные пожертвования.

В годы борьбы с религией была разрушена церковь, что в прошлом веке пришла на смену первой, деревянной. Стояла она на месте, где сегодня в центральном сквере разбита главная клумба, мимо которой ежедневно проходят сотни жителей и гостей станицы, но мало кто знает, что проходят они по месту, где некогда стояло здание церкви.

Напротив ее входных дверей – плохонькая лавчонка, рядом кабак. По воскресеньям в станице бывали базары. Бродячие купцы-ходебщики и приезжали торговцы привозившие разные товары. Станица обычно строилась по типу военного поселения: прямые улицы и переулки, не большие кварталы, дома повернуты передом во внутрь двора. Ранней весной, поздней осенью, зимой улицы и площади селения покрывались непролазной грязью, а летом стояла пыль столбом. Такова типичная кубанская станица в начале и середине прошлого столетия.

IV.2. Образование и культура.

Население станицы по уровню образования и культуре было несколько выше сельского населения центральных губерний России. В Динской уже было три казачьих и одна иногородняя школа, в которых обучалось 300 человек.

Основным предметом был Закон Божий, преподаванию его и церковнославянского языка, церковной истории и пинию посвящалась половина всего учебного времени. Общеобразовательные предметы были второстепенными, и их вели по одобренным церковью учебникам.

IV.3. Быт и культура.

В этот период закладывались устои казаков, их обряды, фольклор, семейный быт. Для казачества характерным было заимствование бытовых элементов у своих соседей-горцев. Они ссорились друг с другом и мирились. Угоняли скот и дарили лихих скакунов, обменивались оружием и торговали хлебом, похищали девушек и вместе пировали на свадьбе. Мстили кровным врагам и братались с кунаками. Казаки, как и горцы, носили кавказскую бурку, папаху, башлык, черкеску с газырями, бешмет, пояс, кинжал.

В свою очередь и горцы испытали немалое влияние традиционных русской и украинской культур. Традиционная культура станиц неоднородна, поскольку одни и те же праздники, семейные обряды в разных губерниях Украины и России имели свои особенности. Потребовалось немало времени для создания единого варианта культурных традиций. К примеру, свадебный обряд в отличие от простого и незамысловатого действия в Запорожской сечи, где семейная жизнь вообще, как известно, не поощрялась, стал очень сложным. Начали входить в обычаи долгие и кропотливые выборы невесты, с учетом социального и имущественного положения ее семьи, проводились традиционные смотрины, рукобитие, своды. И только потом многодневное свадебное торжество с обильным застольем.

В похоронной обрядности казаков наряду с христианскими чертами сохранились элементы древних языческих представлений. Казаки верили во вредоносную силу предметов, связанных с покойником и погребением. Считалось, что наслать на человека болезнь, а то и смерть, можно при помощи земли с могилы или воды, которой обмывали покойника.

Заключение.

В этой работе я постаралась не только отразить важные факты образования и становления станиц Динского района, но и показать особенности жизни в этих станицах в период с момента их образования до начала XX века с её бытовой неустроенностью и социальными противоречиями.

«Присоединение к России Правобережной Кубани и освоение её имело прогрессивное значение, поскольку, освободившись от притязаний отсталой Турции, она попала в сферу экономического и культурного влияние более передового Русского государства. В котором уже шел процесс складывания капиталистических отношений. Для России присоединение Прикубанья имело большое значение. Она овладела выходом из Азовского в Черное море и укрепила позиции на южных рубежах, что способствовало экономическому развитию государства»1.

Но России пришлось еще вести многолетнюю борьбу за Северо-западный Кавказ.

Кубань не зря называют жемчужиной России. С древнейших времен человек тянулся в этот благословенный край с разнообразным климатом и уникальной природой. Они во многом определили историю населявших край народов. Важную роль сыграло массовое заселение и освоение края. Когда-то малообжитая территория со слабо развитыми формами хозяйствования, Кубань постепенно превратилась в крупный культурный и экономический регион с высокоразвитым сельскохозяйственным производством.

Более двух веков прошло с той поры, как родилось на прикубанских просторах Динское казачье поселение. Много лихих годин довелось пережить станицам Динского района, но все они выстояли, идя к своему радостному, мирному расцвету и впереди у станиц чистые и ясные перспективы.

Список использованной литературы и источники

1.Алфавитный список дач и населенных пунктов Кубанской области. Екатеринодар, 1917.

2.Дубинин В. От Динского куреня// Советская Кубань. 1987. 20 ноября.

3.Дубинин В. И., Чекрыгина Т. А. Динская. Краснодар, 1988.

4.Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916.

5.Михайлов Н.Т. Справочник по Ставропольской епархии. Екатеринодар, 1910.

6.Ратушняк В.Н. История Кубани. Сдревнейших времен до конца XIX. Краснодар, 2000.

7.Ратушняк В.Н. Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории. Краснодар, 1994.

8.Щербина Ф.А. История ККВ. Екатеринодар, 1913, т.II.

9.Щербина Ф.А. История ККВ. Екатеринодар, 1910, т.I.

10.Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года. Краснодар, 1997.

11.http://www.russian@vjanews.com

12.http://www.dinskaya.info.ru

13. http://www.stanica.ru/dinskaya/indeks.htm

14. http://www.dinsk.kuban.ru

15. http://www.krasnodar.ru/content/441/show/3860

16. http://www.wikipedia.org/wiri/

Просмотров работы: 38