Введение
В наше нелегкое время, наблюдается духовное становление православной веры, в которой наша нация народит душевное равновесие, гармонию жизни.
Цель работы: выявить гармоничность постройки храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Короча.
Задачи:
осуществить поиск и подбор научно-популярной литературы о «золотом сечении» в геометрии, в архитектуре древних построек, православном зодчестве;
проанализировать архивные документы «План Рождество – Богородицкой Соборной церкви, 1948 г.» (Приложение 1);
изучить геометрические формы окон, арки в православном храме г. Короча с точки зрения гармоничности пропорций;
оформить результаты исследования.
Основные направления деятельности:
краеведческая.
исследовательская:
теоретическая составляющая (анализ, синтез, аналогия, формализация);
эмпирическая составляющая (измерение, работа с чертежами, наблюдение, сравнение, математические расчеты);
3) просветительская.
Объекты исследования: арка, окна нижнего яруса храма и окно притвора.
Предмет исследования: пропорции в архитектуре храмового сооружения.
Гипотеза: методы математического моделирования, «золотое сечение», симметрия используются при проектировании архитектурных храмовых сооружений и оформлении фасадов зданий и являются основой гармонии в архитектуре храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Короча.
Обоснование выбора темы
Архитектура – очень удивительная часть человеческой деятельности. Это пространство, которое создал человек, для своей жизни. По выражению Гоголя, «…архитектура – это летопись мира: она говорит, когда уже молчат и песни, и предания…». Архитектура сочетает в себе логику ученого, ремесло мастера и вдохновение художника. Она создает не только прекрасное, но и полезное. Ее формула: «прочность – польза – красота».
Выбор темы обусловлен интересом к духовному наследию русского народа, возможностью глубже понять такое направление в архитектуре как православное зодчество, а также интересом к «золотому сечению» с точки зрения гармонии в храмовой архитектуре.
Практика поколений строителей, опыт, передавшийся по наследству, способствовали сложению определенных правил, устойчивых приемов выполнения геометрических размеров зданий и их отдельных частей.
Храмовое здание имеет свой, устоявшийся в течение веков, архитектурный облик со своей глубокой символикой, которая окрыляет человеческую душу, лечит душевную боль, открывает путь к познанию мира гармонии. Нас заинтересовало, какими средствами, методами достигается это понимание и восприятие гармонии мира, какова роль архитектуры в процессе восприятия и роль геометрии в архитектуре.
Новизна работы состоит в том, что в ней впервые исследуются геометрические размеры отдельных частей православного храма г. Короча с точки зрения гармоничности их пропорций.
Направления исследовательской деятельности
Краеведческое направление деятельности.
История храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Короча
В Короче первый древний храм был построен вместе с основанием города и посвящен святому Архистратигу Михаилу. К сожалению, не сохранилось ни одного описания и сведения о внешнем и внутреннем виде первого деревянного соборного храма. По преданию этот храм сгорел. Как пишет корочанская писательница XIX в. С. Кохановская : «На праздник Крещения Господня ударил гром, разразилась молния и зажгла собор». Случилось это в первые годы XVIII столетия.
В 1709 г. Корочу посетил император Петр I, возвращавшийся с Полтавской баталии. Страшно разгневался царь, узнав, что казацкий город без храма Божьего пребывает. И приказал тогда он корочанскому воеводе Клименту Лохвицкому продать казне 23 из принадлежавших ему 27 водяных мельниц. На вырученную сумму, дорогую по тогдашнему времени - 3 тыс. рублей царь повелел Клименту построить новый соборный храм. Воевода с точностью выполнил приказ царя.
Соборная Рождества - Богородицкая церковь была каменная с колокольней. Вид её был продолговатый, наподобие корабля с конусообразными куполами. Колокольня имела 8 куполов. Вокруг церкви была каменная ограда (вновь построенная в 1803 г.) с железными решетками.
Церковь была с двумя престолами: главный во имя Рождества- Богородицы и два придела - с южной стороны во имя Аристратига Михаила, с северной - во имя Святителя Николая Чудотворца.
Несмотря на неоднократную поправку и починку (в 1820,1824 и 1844 гг.) храм постепенно ветшал. В 1872 г. прихожане обратились с прошением в Белгородскую епархию построить новый соборный храм. Вскоре разрешение на строительство было получено.
В 1872 г. в марте была сломана главная церковь, приделы в трапезе и колокольня остались для совершения богослужений. 10 мая того же года на месте сломанной была заложена новая каменная трех престольная церковь. Средства на её строительство выделил купец Софрон Григорьевич Балабанов, 1877 г. он скончался.
Через 3 года после заложения, в 1876 г., новый храм Рождества Пресвятой Богородицы был построен. В 1883 г. окончилась постройка трапезы и колокольни.
«По величественности и благолепию не много найдется в уездных городах храмов, подобно Корочанскому соборному», - так писал о нем в 90-е г. XIX столетия священник М.Чефранов.
Храм имеет продолговатый вид, наподобие корабля, с выдвинутыми тремя полукруглыми алтарями. Над соборным храмом возвышаются 5 восьмиугольных куполов. Средний большой купол поддерживается четырьмя колонами соединенными между собой стенами и арками, а четыре купола сравнительно меньше по объему и ниже главного среднего. Вокруг всего храма в нижнем ярусе 22 окна, во всех 5 куполах 40 окон (в каждом куполе по 8 окон), что придает зданию исключительную светлость и хорошую акустику. (Приложение 3)
Теоретическая составляющая исследования
Архитектура (лат. architectura от греч.ἀρχιτέκτων – ἀρχι(главный)+τέκτων(строитель, плотник): искусство и наука проектирования и строительства зданий и других объектов.
Самая ранняя известная обзорная письменная работа по архитектуре - написанный римским архитектором Витрувием в начале I в до н.э. трактат «Десять книг об архитектуре». Согласно постулатам Витрувия, изложенным в этом трактате, постройка должна удовлетворять трем принципам («триада Витрувия»):
прочность - постройка должна быть крепкой и со временем оставаться в хорошем состоянии
польза - постройка должна удовлетворять потребности людей в соответствии со своим назначением
красота - постройка должна восхищать своим видом
Согласно Витрувию, архитектура должна служить удовлетворению каждого из этих требований.
«Золотое сечение» – понятие математическое, но оно является критерием гармонии и красоты в искусстве. В энциклопедическом словаре изобразительного искусства дано такое определение «золотого сечения»:
« Золотое сечение, или божественная пропорция (лат.Sectioaurea; SectioDivina; см. золото; пропорционирование) - идеальное соотношение величин, наилучшая и единственная пропорция, уравновешивающая отношения частей какой-либо формы между собой и каждой части с целым, основа гармонии».
Чтобы исследовать систему пропорций корочанского храма с точки зрения «золотого сечения», мы взяли за основу число φ = 0,618
Эмпирическая составляющая исследования
Для исследования пропорций в архитектуре отдельных частей храма мы использовали различные методы определения линейных размеров недоступных объектов:
с помощью транспортира с отвесом
В ерхняя кромка окна нижнего яруса храма видна под углом 127º, нижняя кромка - под углом 108 º.
1 27º - 108º =19º
h
19º
Расстояние до здания 7,7 м.
Высота окна h=7,7*tg19º= 2,65 м Ширина окна 1,486 м.
Отношение 1,486м к 2,65м равно 0,561.
Отклонение от числа φ = 0,618 составляет 9,3%.
с помощью фотографии
Измеряем рост человека в действительности, затем фотографируем недоступный объект, размеры которого необходимо установить, составляем пропорцию размеров на фотографии и в действительности.
Рост человека - «мерки» в действительности 1,75 м
Рост человека - «мерки» на фотографии 0,038 м
Определение размеров окна нижнего яруса храма
Ширина окна нижнего яруса храма на фотографии 0,032 м
Высота окна нижнего яруса храма на фотографии 0,058 м
Ширина окна вычисленная 1,474 м
Высота окна вычисленная 2,671 м
Отношение меньшего к большему равно 0,552 , отклонение от φ = 0,618 составляет 10,7 %.
Определение размеров арки над главным входом в храм
Рост человека - «мерки» в действительности 1,75 м
Рост человека - «мерки» на фотографии 2,8 см
Высота арки на фотографии 6,6 см= 0,0668 м
Высота арки вычисленная 4,125 м.
Ширина арки измеряна с помощью рулетки и составляет 6,555 м.
4,125/6,555=0,629. Отклонение от φ = 0,618 составляет 1,7 %.
Определение размеров окна притвора
Рост человека - «мерки» в действительности 1,75 м
Рост человека - «мерки» на фотографии 6,3 см
Высота окна на фотографии 9,8 см
Высота арки вычисленная 3,54 м.
Ширина окна измеряна рулеткой 2,44 м
2,44/3,54=0,68, что составляет отклонение от от φ = 0,618 8,4%.
с помощью карандаша известной длины
Истинная длина карандаша 34 см.
Определение размеров арки над главным входом в храм
Высота 4, 0652 м.
Ширина арки измеряна с помощью рулетки и составляет 6,555 м.
Отклонение 0,35%.
Определение размеров окна нижнего яруса храма
Высота 2,7 м
Ширина 1,5 м
1,5/2,7=0,556, отклонение 10%.
Измерения и математические расчёты с использованием архивных документов «План Рождество – Богородицкой Соборной церкви, 1948 г.» (Приложения 1-2)
Просветительская составляющая исследования
С творческим отчётом по исследованию мы выступили перед учащимися Бехтеевской школы и перед воспитанниками воскресной школы, действующей при храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Короча. (Приложение 7)
Основные результаты
Мы сравнили современный вид православного храма г. Короча с его обликом прошлых лет на фотографиях, встретились с настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы - протоиереем Михаилом Ивановичем Усатым, благочинным Корочанского округа и клириком собора - иереем Константином Поповым и узнали, что арка над главным входом в храм сооружена в 2016 году для защиты дубовых дверей от непогоды.
Кроме этого, в ходе выполнения работы, мы осуществили поиск и отбор информации о «золотом сечении» и его свойствах, имеющих значение в архитектуре, в православном зодчестве. Применив различные методы определения линейных размеров недоступных объектов, выявили, что «метод фотографии» даёт более точный результат.
Заключение
Согласно цели работы мы выявили гармоничность постройки храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Короча, на основании полученных результатов сделали вывод, что в архитектуре храма заложена система пропорций, соответствующая «золотому сечению». Ле Корбюзье (выдающийся французский архитектор) был уверен, что "произведение искусства есть тоже математика, и ученый вполне может применить к произведению искусства ее беспощадные умозаключения и неумолимые формулы".
Православные храмы удивляют своим совершенством благодаря точным пропорциям, сочетающим красоту и духовность.
Храмы на Руси всегда выходили за рамки только культового назначения. Храм - это прежде всего общественное место, нередко праздничное, предмет постоянной заботы и гордости местных жителей. Его архитектура выражает идеал красоты, в ее образах воплощается духовное совершенство. Русская красота. Русская духовность. Когда мы слышим эти слова, перед глазами возникают образы куполов православных храмов, слышится колокольный звон, призывающий к вере, единству, добру, жертвенности и стойкости. Созерцая храмы – эти творения русской души, соединяешься с ними в едином порыве к красоте и духовному свету.
Список источников информации
Архивные документы «План «Рождество – Богородицкой Соборной церкви», 1948 г.»
Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия: Словарь-глоссарий; — М.: «Искусство», 1995. – 159 с.
Раппорт П.А. Древнерусская архитектура: науч. изд.- СПб.:Строй – издат. С.-Петербургскоеотд-ние, 1993.-287 с.
И.Ш. Шевелев. Геометрическая гармония. Опыт исследования пропорций в архитектуре; - Кострома: Полиграфиздат, 1963 г. -109с.
http://nauka.relis.ru/52/0306/52306082.htm. Математические досуги. Золотая пропорция. Новый взгляд.
Приложение №1
Архивные документы
« План Рождество – Богородицкой Соборной церкви», 1948 г.
Приложение №2
Архивные документы
«План Рождество – Богородицкой Соборной церкви», 1948 г.
П риложение №3
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
г. Короча Белгородской области
Приложение №4
Словарь терминов
Алтарь - восточная часть христианского храма, где находится престол, в православной церкви алтарь отделен от остальной части храма иконостасом.
Апсида (гр. свод, арка) - архит. полукруглая, иногда многоугольная, выступающая часть здания, имеющая собственное перекрытие.
Арка (лат. дуга, изгиб) - архит. криволинейное перекрытие проемов в стене (окон, ворот, дверей) или пролетов между двумя опорами.
Барабан – основание для купола.
Глава – купол церкви.
Колокольня – звонница.
Луковица - глава.
Неф (лат. корабль) – архит. продольная часть христианского храма, обычно расчлененного колоннадой или аркадой, на главный более широкий и высокий неф и боковые нефы.
Притвор – место в церкви, где находятся оглашенные, принимающие христианство, и женщины после родов, не прошедшие очищение.
Трапезная – место, где трапезничают.
Шатер – шатровое покрытие колокольни.