Культура народов России

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Культура народов России

Черепанова В.А. 1
1МОУ "СОШ № 63" г. Магнитогорска
Черепанова Т.Г. 1
1МОУ "СОШ № 63" г. Магнитогорска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Россия - очень территориально-обширное государство, населенное различными народностями. Многонациональность дает возможность знакомства и проникновения в особенности разных культур. Это относится к национальным костюмам и к кулинарным изыскам разных этносов, проживающих в мире и согласии на одной территории. Кухня и костюмы народов России зависит от условий жизни. В общей сложности на территории России проживают русские, украинцы, белорусы, казахи, немцы и многие другие национальности.

Попробовать кухню и увидеть костюмы какого–либо народа, значит, прикоснуться к многовековой культуре. На столе каждого народа – свое блюдо, которое готовили не одно поколение, рецепт которого передавался из рук в руки, менялся со временем, но главное, он полностью зависел от природных условий, в котором жила эта национальность. В каждом народе есть свой национальный костюм, который может показать искусство и талант своего народа.

Я изучила блюда и костюмы различных национальностей, проживающих на территории России.

Актуальностью выбранной темы является кухня и костюмы народов, проживающих на территории России, ведь она очень разнообразна. Мы порой не догадываемся, что часто употребляемое, всеми известное и любимое нами блюдо является блюдом кухни другого народа. Ещё мы можем считать, что известные народные костюмы придумал один народ, а на самом деле совсем другой.

Цель проекта: узнать традиционные блюда народов России, их национальные костюмы и сделать книгу с эскизами народных костюмов и рецептами национальных блюд.

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

Изучить кулинарные рецепты блюд народов, проживающих на территории России.

Изучить их национальные костюмы.

Провести анкетирование среди одноклассников.

Сделать кулинарную книгу национальных блюд.

Сделать эскизы народных костюмов.

Приготовить одно блюдо из книги рецептов.

При написании работы я использовала следующие методы: поисковый, аналитический, описательный, информационный, технический.

Глава 1. КУХНЯ НАРОДОВ РОССИИ

1.1. Особенности русской кухни и история возникновения национального блюда – «Блины».

Особенности русской кухни:

Широкое использование мяса лесной дичи (оленей, кабанов, диких гусей, тетеревов), домашних животных (коров, свиней, овец, коз) и птицы (курицы, гусей, уток), а также мясных субпродуктов – говяжьего или свиного языка, почек, потрохов, печени и т. Д.;

применение овощей, прежде всего репы (позже вытесненной картофелем), капусты, редьки, огурцов, брюквы; большое разнообразие каш из различных круп – гречневой, овсяной, ржаной, ячменной, гороховой; огромное количество блюд из речной и озерной рыбы, в том числе супов (знаменитая уха), многочисленных запеканок, пирогов и т. Д.;

использование дрожжей для приготовления теста, из которого печется хлеб, булочки, пирожки и пироги;

национальные традиции русской кухни характерной чертой всей славянской (включая русскую) кухню был квас – слабоалкогольный напиток, приготавливаемый естественным брожением смеси солода с ржаной, пшеничной или иной мукой;

наряду с квасом традиционным напитком русской кухни является медовуха, получаемая брожением меда, смешанного с водой, дрожжами и естественными вкусовыми добавками.

Блины являются традиционным лакомством русского народа, одним из самых любимых и почитаемых блюд, как во времена древней Руси, так и сейчас. Они занимали достойное место на столе каждой хозяйки, и считаются одним из самых первых мучных блюд появившихся в рационе наших предков приблизительно в 9 веке нашей эры.

Во многих странах мира существуют свои разновидности это древней мучной лепешки, в Древнем Египте она была кислой, в Америке её называли панкейк, её диаметр меньше чем наши блины, и они толще, древние китайцы делали блинчики из рисовой муки с добавлением чайного порошка, морепродуктов и лука. Каждая страна имеет свои историю создания тех или иных блюд, гордится своими традициями и обычаями.

Для русского народа блины были и есть одни из излюбленных лакомств, мы готовы есть их и днем, и ночью, наслаждаясь вкусом и ароматом, а также разнообразием начинки, которая может быть, как сладкой (ягоды, варенье, повидло, творог), так и не сладкой (мясной, грибной, рыбной, с красной и черной икрой). (см. Приложение 1)

1.2. Особенности Башкирской кухни и история возникновения национального блюда- «Бешбармак»

Традиционное башкирское блюдо «бешбармак» готовится из отварного мяса и салмы, обильно посыпается зеленью с луком и сдабривается курутом. Это другая заметная особенность башкирской кухни: к блюдам часто подаются молочные продукты – редкое застолье обходится без курута или сметаны. Большинство башкирских блюд отличаются простотой приготовления и питательностью.

Слово «бешбармак» (образованное из «беж» и «бар мак») в переводе с киргизского языка означает «пять пальцев», «пятерня». По наиболее распространённой версии название блюда возникло от способа его употребления руками. Есть и другая версия происхождения названия блюда. Например, П. С. Назаров считает, что так оно называется из-за того, что в это блюдо пресное тесто кладётся кусочками, предварительно намятыми пятью пальцами.

В целом, блюдо представляет собой крошеное отварное мясо с лапшой, луковым соусом и некоторыми особенностями в технологии приготовления и подачи, что позволяет достичь вкуса, присущего именно этому блюду. Традиция мелко крошить мясо имеет особое значение и древние корни. Это знак уважения хозяев к гостям, особенно к пожилым (им трудно разжёвывать крупные куски). Чем мельче накрошено мясо, тем

лучше, плохо накрошенное мясо в бешбармаке расценивается как неуважение к гостям или просто как неумение готовить бешбармак.

Башкирские блюда отличаются малым количеством приправ: в основном используются только черный и красный перец, и чеснок. Однако недостаток приправ с лихвой возмещается обилием свежей зелени: зеленого лука, укропа и петрушки. Немаловажной особенностью башкирских блюд является обилие мяса во всех горячих блюдах и закусках – количество блюд без мяса можно буквально пересчитать по пальцам одной руки. Гости других национальностей часто бывают удивлены количеством мяса в предложенных им угощениях и способностью башкир его поглощать в сочетании с луком и солью. (см. Приложение 1)

1.3. Особенности Чувашской кухни и история возникновения национального блюда - «Шурпе»

Чувашская национальная кухня имеет много общего с башкирской и татарской, а также кое-что переняла из русской. Да и как иначе, ведь данные народы издревле соседствуют друг с другом. Блюда этой небольшой республики весьма разнообразны и отличаются высокой калорийностью. В Чувашии предпочитают употреблять мясные блюда, преимущественно из баранины или свинины, которые готовят с овощами, а наибольшей популярностью пользуется картофель.

Самое известное национальное чувашское блюдо из мяса — шартан. Праздничным угощением считаются шартан, тавара (сырки), мёд, капартма (лепёшки из пресного теста). Чтобы отведать национальные блюда этой гостеприимной республики, необязательно отправляться в гастрономический тур по Чувашии. Их несложно приготовить дома, тем более что в рецептуру входят общедоступные продукты.

Шурпе – для чувашей блюдо непростое. Варили его только по особым случаям. Во время молений, жертвоприношений Киремети, Учук, свадеб… Жизнь чувашского крестьянина не была легкой, порой тяжелые времена сменяли еще более тяжелые. Бывали случаи, что из одной кости варили похлебку несколько раз, пора кость не увариться, не развалиться полностью в бульоне.

Крупные животные, такие как корова, лошадь, бык приносились в жертву раз в три-четыре года. В промежутках между ними овцы, телята, домашняя птица. Скот закупался без торга (не было принято торговаться) на общественные деньги. Считалось что четвероногих животных должно было быть не менее 9 (по числу главных богов). Обряд проводился в определённом месте у родника или у леса. Жертвоприношение совершали старики, которым помогали мужчины.

Из ключа набирали воду и после моления обливали животное ковшом воды. Если оно встряхивалось, то считалось, что жертва принята. Жертвенное мясо варили в нескольких котлах. Вовремя приготовлен молодежь водила хоровод. На Учук собиралась почти вся деревня, от каждой семьи должны были присутствовать не менее 2–3 человек. (см. Приложение 1)

1.4. Особенности Татарской кухни и история возникновения национального блюда – «Чак-чак»

Каждому любителю сладостей знакома эта необычная восточная сладость – чак-чак. А представляет он из себя – изделие из теста с медом или, проще говоря – обжаренная и обсахаренная лапша.

Принято считать, что чак-чак – это национальное татарское и башкирское блюдо. А все благодаря тому, что издревле татарский народ успешно и активно занимался сельским хозяйством и пчеловодством. Именно продукты этих сфер деятельности являются основой этого восхитительного блюда. Так, сладкое лакомство «чак-чак» готовится из традиционных продуктов — муки, молока, яиц, масла и меда.

Сейчас это блюдо стало практически повседневным. При желании, его можно приобрести в любом супермаркете или магазине города. Многие хлебозаводы специализируются на его производстве и, нужно отметить, в большинстве случаев качество чак-чака практически не уступает приготовленному в домашних условиях.

Стоит отметить, что раньше чак-чак не был повседневным угощением. Его готовили только к большим праздникам, дарили во время свадеб. Родители молодых, навещая друг-друга, приносили в качестве гостинца пироги и непременно чак-чак. Готовили его особенно: все девушки на выданье катают тесто, другие его режут, замужние девушки его жарят, а самое старшее поколение занимается медовой заливкой и формированием формы праздничного готового блюда.

Несмотря на то, что ингредиенты чак-чака практически всегда остается неизменным, его форма может меняться. В разных районах Татарстана чак-чак могут готовить по-разному. Если в районах заказанья «орешки» бывают маленькими и продолговатыми, то на юго-востоке республики они бывают достаточно крупные. Иногда «орешки» бывают круглыми. Чак-чак обычно складывается горкой на большом плоском блюде или подносе. Из мелких «орешков» сооружают небольшие конусы, фигурки в форме сердца и т.п. (см. Приложение 1)

Вывод: Все блюда у каждого народа разные. Есть похожие блюда, но в каждом народе они готовятся по-своему. Каждые блюда становятся уникальными, потому что, добавив или поменяв ингредиенты, блюдо становится особенным и отличается от других. Способы приготовления тоже являются одним из главных частей приготовления.

Глава 2. КОСТЮМЫ НАРОДОВ РОССИИ

2.1. Особенности русского костюма и история возникновения национального костюма

Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).

Русский народный костюм представляет два основных типа — северный и южный. На севере России крестьяне носили одежду, существенно отличную от крестьян южных районов. В центральной России носили костюм, близкий по характеру к северному, однако, в некоторых отдельных местностях можно было увидеть костюм с чертами южнорусской одежды. В крестьянской одежде русских Урала и Сибири также преобладали северные черты. Большое влияние на неё оказал старообрядческий костюм.

Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Одежда знати — византийского типа. В XVII веке в одежде появились заимствования из Польши: польский кафтан, польская шуба. Для защиты национальной самобытности указом от 6 августа 1675 года стольникам, стряпчим, дворянам московским, жильцам и их слугам было запрещено носить одежду иностранного образца. Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству. Фасон одежды крестьян не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.

Русский национальный костюм стал менее распространён после того, как Пётр I в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников и дьячков. Вначале было введено венгерское платье, а потом верхне-саксонское и французское, камзол и нижнее бельё — немецкие. Женщины должны были носить немецкое платье. Со всех въезжающих в город в русской одежде и с бородой брали пошлину: 40 копеек с пешего и 2 рубля с конного. (см. Приложение 2)

2.2. Особенности башкирского костюма и история возникновения национального костюма

Одежду башкиры шили из домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха; употреблялся также крапивный и конопляный холст, обувь шили из кожи. Особенностью у башкир была многочисленность верхних одежд, особенно в праздничных костюмах. Башкиры на нижнюю одежду надевали несколько слоёв верхней — несколько халатов один на другой в любое время года и независимо от погоды.

Традиционной верхней длиннополой одеждой башкир был «елян»— костюм с рукавами на подкладе. Бытовал мужской (прямоспинный) и женский (приталенный, расклешённый). Мужской елян шили из тёмных хлопчатобумажных тканей, иногда из бархата, шёлка, белого атласа; отделывали нашивками из красного сукна (по подолу, полам, рукавам), украшали аппликацией, вышивкой, позументом. Женский елян шили из цветного бархата, чёрного сатина, шёлка. Подол, полы, рукава отделывали нашивками из разноцветного сукна (красного, зелёного, синего), чередуя их с позументом. Еляны украшали аппликацией, вышивкой, кораллами, монетами, по плечам — треугольными нашивками (яурынса).

В качестве верхней одежды у башкир был распространён казакин — приталенный костюм на подкладке с рукавами и глухой застёжкой, на пуговицах. Казакин был мужской и женской одеждой. Мужские казакины шили из тёмной хлопчатобумажной или шерстяной ткани со стоячим воротником и боковыми прорезными карманами. У башкир казакин был распространён и как форменная одежда военнослужащих башкирских полков. (см. Приложение 2)

2.3. Особенности чувашского костюма и история возникновения национального костюма

Чувашский национальный костюм отчётливо отражает историческое развитие, социальные и природные условия существования, эстетические предпочтения, а также этногрупповые и этнотерриториальные особенности чувашского народа. Основу женской и мужской одежды составляла белая рубаха кĕпе.

Они орнаментировались вышитыми узорами по обеим сторонам груди, по рукавам, вдоль продольных швов и по подолу. Контур узоров выполнялся чёрными нитками, в их расцветке преобладал красный цвет, дополнительными были зелёный, жёлтый и тёмно-синий. Главными узорами были нагрудные розетки кĕскĕ или ромбовидные фигуры сунтăх (пуштĕркӳнчĕккĕсле) из красных домотканых или ситцевых лент.

Мужские рубахи имели орнаментировались скромнее. Правосторонний грудной разрез выделялся полосками вышитого узора и красными лентами, а также треугольной красной нашивкой.

В конце XIX века в низовой группе анатри распространились рубахи из цветных домотканых холстов улача в синюю или красную клетку. Их украшали нашивками из ситца по груди и плечам, а по подолу — 1—2 оборками из цветной фабричной ткани или цветного домотканого холста.

Поверх рубахи повязывали фартук чĕрçитти — орнаментированный, из белого холста или цветной, из красной, синей, зелёной пестряди. Верховые чуваши носили белый фартук саппун с нагрудником, украшенный узорами на подоле. Подпоясывались 1—2 поясами пиçиххи и закрывали тыльную часть фигуры подвесками разного вида: старинными украшениями из трубок и чёрной бахромы хӳре, вышитыми принадлежностями сарă, по бокам — парными подвесками   яркăч. До XX века у чувашей бытовал особый вид распашной обрядовой одежды типа традиционного халата — белый прямоспинный шупăр. Он отличался длинными узкими рукавами и богатой орнаментацией с сочетанием вышивки и аппликации в верхней части, вдоль бортов и по подолу. Обязательной принадлежностью женской и мужской одежды были белые штаны йĕм с широким шагом, длиной до щиколоток или выше. (см. Приложение 2)

2.4. Особенности татарского костюма и история возникновения национального костюма

Татарский национальный костюм — это традиционная одежда татар. Татарский костюм — собирательное понятие. Под татарским костюмом следует понимать весьма широкий спектр национальной одежды различных подгрупп татар. На формирование единообразного современного вида национального костюма значительное влияние оказал сформировавшийся в конце XIX века комплекс одежды поволжских татар. Сильное влияние на татарский костюм оказали также традиции восточных народов и ислам.

В настоящее время национальный костюм используется в основном в качестве сценического реквизита. Основу костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары, а также бешмет, чекмень и казакин. В качестве верхней одежды часто надевался халат. Слово халат имеет происхождение от арабского слова хильгат, верхний элемент рабочей одежды. Также была и чоба — легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили её, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чекмень — приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук. (см. Приложение 2)

Вывод: Народные костюмы у каждого народа совсем разные, но каждый по-своему красив. Каждые костюмы создавались веками. В зависимости от возраста и пола, для каждого шили свой костюм. Узоры, ткань и пошив были у всех разные.

Глава 3. СОЗДАНИЕ КНИГИ РЕЦЕПТОВ

После того, как я узнала, какие национальности проживают в России, мне стало интересно, а какие блюда больше всего употребляют в моем и параллельном классе, какой они национальности, используют ли они блюда других стран? Поэтому я провела анкетирование и задала следующие вопросы.

Какой вы национальности?

Употребляете ли вы в пищу блюда других национальностей? (да; нет)

Какое ваше любимое блюдо?

Какое блюдо другой национальности вы часто употребляете?

Из первого вопроса я узнала, что в моей параллели есть ребята разных национальностей.

Анализируя второй вопрос, мы можем увидеть, что 94% отвечающих употребляют в пищу блюда разных национальностей.

Предпочтения в еде оказались самыми разнообразными: пельмени, пицца, грузинский салат, чак-чак, борщ, жульен и т.д.

Какое блюдо другой национальности вы часто употребляете? Отвечая на этот вопрос, ребята отметили, что больше всего употребляют прошуто, вареники, суши, фунчоза и т.д. (см. Приложение 3)

Я решила сделать собственную книгу рецептов и собрать эскизы костюмов. Эта книга поможет мне приготовить разные блюда быстро, потому что я смогу сэкономить время на поиск правильного и точного рецепта. А национальные костюмы я могу показать своим друзьям и родственникам. Я добавила блюда, про которые рассказала, и ещё несколько рецептов из этих национальностей, и это не конец. Со временем она будет пополняться другими рецептами из других стран и национальностей, как и костюмы других стран.

Для основы я взяла тетрадь с картонной обложкой и железные кольца. Я решила распечатать все рецепты, чтобы могла пользоваться не только я, но и другие члены семьи и друзья. Обложка тетради меня устроила, поэтому я её изменять не стала. На первой странице я напишу оглавление, чтобы было легче искать. Так же я сделала отдельно тетрадь для национальных костюмов и оформила по такому же принципу.

После оформления я решила приготовить блины. Я никогда не готовила одна блины и не делала жидкое тесто для блинов. Благодаря этому проекту я смогла сама приготовить блины. Я узнала, что могу сама готовить без посторонней помощи.

Блины на молоке: традиционный рецепт

Продукты

Молоко – 0,5 л

Яйца – 3 шт.

Масло растительное – 1 ст. ложка + для смазывания сковороды

Мука – 250 г

Сахар – 1 ст. ложка

Соль – 1 щепотка

Масло сливочное – 1 ст. ложка

1.Смешайте яйца, соль, сахар и размешайте миксером. Введите муку и влейте молоко. Взбейте блинное тесто, чтобы добиться однородной консистенции.

2.Следом отправьте в тесто растительное масло, чтобы блины в момент жарки легко переворачивались и не пригорали.

3.Разогрейте сковородку и смажьте маслом.

4.Налейте в центр сковородки небольшую порцию теста. Сразу же вращайте сковородку по кругу, чтобы тесто равномерно распределилось по всей поверхности.

5.Жарим блины на среднем огне с обеих сторон до зарумянивания. Блины очень тонкие, поэтому переворачивайте их аккуратно с помощью лопатки. После того, как блин будет готов, снимите со сковородки и смажьте сливочным маслом, чтобы края не были сухими, а блины получились нежными.

6.Блины на молоке можно подавать с вареньем, джемом или сгущенкой.

Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что проделала интересную и нужную работу.

Мой продукт показывает, что изучать традиции своего народа интересно. А ещё, что традиции не такие скучные, как кажется на вид, но если заинтересоваться, то можно многое узнать.

Благодаря этому проекту я научилась самостоятельно извлекать, анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию. Научилась правильно оформлять проектную работу, составлять список литературы, создала собственную книгу.

Проект для меня дал возможность сделать что-то новое и интересное самостоятельно. Он помог проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат, рассказать о полезности не только сидеть в телефоне, но и изучать традиции для себя.

Библиографический список

Адиатулин Ф. Настоящая татарская кухня. — СПб.: 2011. — 160 с.

Арсланова И. А. «Традиционная и современная башкирская кухня». Уфа, 1999.

Ахметзянов Ю. А. и др. Татарская кухня. — Казань: Татарское книжное издательство, 1985. — 319 с.

Калинкина К.А. «Многонациональная кухня», Ульяновск: Дом печати, 1992.

Ковалев В.М., Могильный Н.П. Рецепты народов мира. - М.: Мир, 1989.- 304с.

Ковалёв В. М., Могильный Н. П. Русская кухня: традиции и обычаи. — М.: Советская Россия, 1990. — 256 с.

Н. М. Анисимова, П. В. Сымкин. Чувашская кухня. — Чебоксары: Издательство «Чувашия», 1992.

Хажин Р. Р. «Башкирская кухня». Уфа, 2010.

Приложение 1

«Блины»

«Бешбармак»

«Шурпе»

«Чак –чак»

Приложение 2

«Национальный Русский костюм»

«Национальный Башкирский костюм»

«Национальный Чувашский костюм»

«Национальный Татарский костюм»

Приложение 3

Просмотров работы: 4259