Образовательная деятельность Пензенского Троицкого женского монастыря

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образовательная деятельность Пензенского Троицкого женского монастыря

Башкина М.В. 1
1МБОУ СОШ №47 г. Пензы
Севостьянова И.В. 1
1МБОУ СОШ №47
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская работа

Краеведение

Тема работы

Образовательная деятельность

Пензенского Троицкого женского монастыря

Выполнила:

Башкина Мария Васильевна

Обучающаяся 9 класса

МБОУ СОШ №47 г. Пензы

Руководитель:

Севостьянова Ирина Владимировна

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №47

Содержание

Введение 3

1. История Троицкого женского монастыря 5

2. Училище на базе монастыря 8

Заключение 14

Список использованных источников и литературы 15

Введение

Случалось ли вам, испытывать душевный трепет и какой-то особенно высокий подъем духа, приближаясь к русскому монастырю? Обычно издали бывают видны мощные белые стены с массивными башнями, купола церквей, блестящие на солнце кресты. И вот взору открывается чудный таинственный город-крепость, за крепкими стенами которого идет особая, непонятная мирянам жизнь. Здесь свои ценности, свои святыни, здесь свой устав, свой распорядок дня. И в боголепных богато украшенных храмах, и в маленьких аскетических кельях каждодневно звучат молитвы Господу, Богородице, святым, молитвы очищающие, искупляющие и сохраняющие мир и людей. Здесь чувствуется дух русских подвижников благочестия, из поколения в поколение передававших нравственные идеалы наших предков, их понимание веры и мироздания.

Монастыри на протяжении всей многовековой истории были необходимой составляющей частью общественной жизни. Они поддерживали духовное наследие народа, давали необходимый заряд святости обществу.

В центре нашего города всегда много шума, людей. Но стоит подняться по улице Кирова вверх и там есть место, где тишина и покой. Этот покой нарушается только звоном колоколов, зовущих людей на молитву. Это Троицкий женский монастырь. Что же скрывается за его толстыми стенами? Чем занимались люди, живущие при монастыре? Только ли молились? Цель моей работы описать образовательную деятельность Троицкого женского монастыря.

Актуальность работы заключается в том, что необходимо знать историю своего родного края. Необходимо сохранять памятники культурного наследия и способствовать дальнейшему развитию исследований объектов. Повысить заинтересованность людей к исследованию родного края.

Цель моей работы: проследить историю создания Троицкого женского монастыря. Охарактеризовать систему образования в монастыре.

Задачи исследования:

уточнить историю создания монастыря;

проанализировать систему обучения в монастыре;

проанализировать архивные документы, касающиеся Пензенского Троицкого женского монастыря.

Объектом исследования является Пензенский Троицкий женский монастырь.

Предметом исследования являются время, место появления монастыря, система образования в монастыре.

Новизна: данная работа является одной из попыток изучения истории и деятельности Пензенского Троицкого женского монастыря Пензенского Троицкого женского монастыря. Прикладная и учебно-просветительская значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в процессе преподавания курса исторического краеведения.

1.История Троицкого женского монастыря

В декабре 1689 года на улице Большой (ставшей позднее по имени монастыря улицей Троицкой, ныне Кирова) была безвозмездно уступлена небольшая усадьба «безместным старицам» Таисии и Феодосии с сёстрами, решившим основать здесь женскую обитель. Вскоре к ней прибавились ещё две соседние усадьбы, в результате чего у черниц образовался участок земли площадью 2400 кв. саж. Благословенная грамота, согласно которой дозволялось начать в Пензе строительство монастыря и, в частности, сооружение в нём Троицкой церкви, была дана Святейшим Патриархом Кир Адрианом 15 октября 1692 года. Эту дату и следует считать официальным временем основания Пензенского Троицкого женского монастыря. 23 августа 1693 года был выдан антиминс к освящению церкви Пресвятой Богородицы Одигитрии, которая, по-видимому, разместилась в одной из келий монастыря и предназначалась для удовлетворения религиозных потребностей монашествующих в первое время – до постройки Троицкого храма. В 1700 году монахини обратились к Патриарху с просьбой передать им старый ветхий деревянный собор во имя Всемилостивого Спаса, подлежащий сносу в связи со строительством нового каменного собора, В том же году благословенная грамота была получена, Старый соборный храм разобрали и перевезли в женский монастырь, где из него построили Троицкую церковь, освятив её в 1702 году. В 1717 году строится ещё одна деревянная церковь – во имя преподобного Александра Свирского. В 1746-1747 годах вместо них была возведена каменная Троицкая церковь с приделом в трапезной во имя Смоленской иконы Пресвятой богородицы. В одной связи с храмом находилась каменная колокольня, в которой разместилась церковь во имя прп. Александра Свирского. В 1764 году Пензенский Троицкий девичий монастырь был причислен к третьему классу.

Во время пожара 2 августа 1770 года сильно пострадали все постройки монастыря, и пришлось хлопотать о выделении средств на их восстановление. Однако это совпало с событием большой государственной важности – Пугачёвским бунтом, охватившим и наш край, поэтому возведение новой кирпичной колокольни закончилось лишь в 1782 году, а ремонт и перестройка Троицкой церкви – только в 1790-х годах. Впоследствии Троицкий храм ещё не раз ремонтировался, а в 1900 году был разобран до основания и затем вновь построен по проекту А.Г. Старжинского. сооружённый в «русском» стиле, он, благодаря своей живописной многоглавой композиции и пышному декоративному оформлению с использованием элементов древнерусского зодчества 17 века, занял доминирующее положение в ансамбле монастыря, которое до того принадлежало построенной в середине 19 века Духосошественной церкви, выполненной в тяжеловесных формах. Ансамбль монастыря, получив окончательное завершение к началу 20 века, включал в себя, кроме упомянутых культовых сооружений, несколько каменных двух-этажных корпусов – игуменный, училищный, просфорный и ризный, три монашеских, а также больничный, трапезный корпуса и целый ряд деревянных жилых и хозяйственных построек, разместившихся на территории, в три раза превышающей первоначальную. Обнесённый каменной оградой с тремя башнями, монастырь выделялся строгостью архитектуры большинства входящих в его ансамбль зданий и, в то же время, изяществом своей основной доминаты – Троицкого собора, внося в городскую среду одновременно элементы строгости и художественности, способствующие благоговейному отношению к святой обители. Если во время основания монастыря в нём проживали 30 монахинь, то в 1907 году он насчитывал игуменью, 16 штатных и 38 нештатных монахинь, 16 указных послушниц и 246 временно проживающих на испытании. После революции монастырь был закрыт, хотя служба в его храмах продолжалась до 1931 года.

В 1992 году монастырский комплекс был возвращён Русской Церкви, в следующем году вновь открывшей в нём женский монастырь.6 января 1994 года в Духосошественском храме, который до передачи монастыря использовался под кулинарное училище, состоялось первое богослужение, а 8 ноября 1999 года освящён левый придел во имя Смоленской иконы Божией Матери. 3 октября 1999 года Троицкий женский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексей II, прибывший в Пензу на торжества, посвящённые 200-летию образования Пензенской епархии.

2. Училище на базе монастыря.

Учебные заведения при обителях возникали далеко не сразу. Даже к середине ХIХ века они существовали не во всех монастырях Пензенской губернии.

Учебные заведения даже самого низшего уровня были жизненно необходимы для губернии. Особенно плачевное состояние было у женского образования. Как никто нуждались в образовании и воспитании девочки-сироты. Первоначально училища создавались с ограничением в приеме только сирот духовного звания. Однако уже к 70-м годам ХIХ века число лиц духовного звания в монастырских училищах едва ли достигало половины от обучающихся.

В монастырях обычно обучали чтению, письму, арифметике, Закону Божьему, церковному пению, рукоделию. Лишь один монастырь Пензенской губернии указывает на расширенный курс обучения – Пензенский Троицкий женский.

Что же изучали в 19 веке ученицы? Из «Обозрения уроков преподанных девицам духовного звания, обучающихся в училище при Пензенском Троицком женском монастыре за 1853 год (4) узнаем:

«А. По священной истории.

а. Ветхого завета.

Глава 1. Сотворение мира.

2. Блаженное состояние первых человеков.

3. Грех, смерть и надежда избавления.

4. Род человеческий до потопа.

5. Потоп.

6. Род человеческий после потопа и происхождение народов.

7. Авраам и прочие патриархи рода Еврейского.

8. Евреи в Египте.

9. Закон и Священное Писание.

10. Странствие в пустыни и вход в землю обетованную.

Судьи.

Цари.

Пророки.

Иудеи в Вавилоне.

Времена седин Данииловых .

Б. Нового завета.

Глава 1. Захария и Елизавета.

Святая Дева Мария.

Рождество Иисуса Христа.

Пастухи Вифлиемские.

Иисус-младенец принесённый во храм. Симеон и Анна.

Поклонение волхвов.

Бегство в Египет.

Двенадцатилетний Иисус во храме.

Предтеча Христов Иоанн.

Крещение Господне; Иисус в пустыни.

Первые ученики Христовы.

Чудеса Христовы.

Вход Господен в Иерусалим.

Тайная вечеря.

Страдания Господа.

Распятие Господа на кресте.

Погребение Господа.

Воскрешение Господа.

Пришествие Божественного Спасителя.

Б. По православному Катехизису.

а. По краткому Катехизису.

Введение в Катехизис.

О символе веры …

О молитве Господней …

О 10 заповедях Божьих. Объяснение заповеди.

б. По пространному Катехизису.

О 3,4,5,6,7,8,9,10 члене.

О таинствах: крещение и миропомазание.

В. По географии.

Российская империя и южные государства Европы:

Португалия,

Испания,

Италия Верхняя: Сардинское Королевство, Ламбардо-Венецианское королевство, Герцогства – Парма и Модина,

Средняя Италия: Лукское и Тосканское герцогства,

Папские владения,

Республика Сан-Марино,

Нижняя Италия: королевство Неополитанское, остров Мальта,

Турецкая империя.

Г. По русской грамматике.

Определение.

Часть 1. Словосоставление.

Глава 1. О буквах.

2.О слогах.

3.О словах.

Отделение 1.

Части и частицы речи.

Отделение 2.

Словопроисхождение и словопроизношение.

Отделение 3.

Правописание:

а. по значению

б. по словопроизводству

Словосоединение и словосокращение.

Сверх того посредством письма с голоса преподаны правила правописания.

Д. По арифметике.

Старшим - преподана словесно вся первая часть арифметики, младшим - первые 4 правила».(5)

В 1880 г. было проведено систематическое обследование учебных заведений. По результатам статистического обследования был составлен отчет, охватывавший все стороны жизни училища при Пензенском Троицком женском монастыре.

«Училище девиц духовного звания. Находится в г. Пензе в Троицком женском монастыре на Троицкой улице № 5. Училище сие принадлежит Пензенскому женскому общежительному монастырю. Подчинено Пензенскому епархиальному начальству, под непосредственным управлением и руководством настоятельницы монастыря с советом, существует с 1872 года. Открыто для детей женского пола духовного звания. Живут учащиеся постоянно в монастыре, в училищном корпусе. Никакой платы не взимается с призреваемых в монастыре девочек-сирот духовного звания, но все содержатся и воспитываются безвозмездно, только за одну из живущих здесь девочек (дочь купца) взимается по 6 руб. в месяц. Всех девочек-сирот духовного звания помещают в училищном здании при Пензенском женском монастыре 12, и сверх сих еще дочь купца г. Пензы. Училище делится на классы младшие и старшие, из коих в каждом они обучаются по 3 года, в продолжении 6 лет.

Учение начинается 1 сентября и заканчивается в последних числах июня месяца. Преподавание и обучение проводится исключительно на русском языке, преподается здесь Закон Божий, русский язык, арифметика, чтение по русской и духовно-славянской печати и чистописание. Девочки обучаются шитью, вязанию, вышиванию. Все девочки с постепенностью обучаются хоровому пению и церковному обиходу … Девицы-сироты духовного звания, обучающиеся в училище сем, содержатся на средства сего монастыря. Учительница при училище Татиана Даниловна Федосова из дворян, получившая домашнее образование. Законоучитель: Матвей Евфимович Пролейский из духовного звания. Окончил курс учения в Пензенской Духовной семинарии. Состоит священником при Пензенском Троицком монастыре ».(6)

Возраст учащихся в монастырском училище колебался от 7 до 14 лет (см. таблицу):

Возраст девочек обучающихся в училище

при Пензенском Троицком женском монастыре(7)

Возраст

количество в младшем

классе

количество в старшем

классе

7 лет

1

--

8 лет

1

--

9 лет

4

--

10 лет

--

3

11 лет

--

2

12 лет

--

--

13 лет

--

1

14 лет

--

1

Как уже отмечалось, в этом учебном заведении существовало 2 класса: старших и младших. Но деление было условным и зависело от того, какие успехи показывала воспитанница, и каким предметам ее могли обучать соответственно уровню ее развития.

В младшей группе обучали чтению, письму, рукоделию. В старших классах уже более обширная программа: Краткий и Пространный Катехизис, священная история, грамматика, арифметика, география.

Следует отметить, что программа обучения в училище Пензенского Троицкого женского монастыря менялась со временем. В 1877 году из программы обучения был убран Пространный Катехизис, а к Краткому Катехизису прибавили тему « О семи таинствах».

Таким образом, программа довольно обширна, но большая часть времени тратилась на изучение религиозных наук. По арифметике и грамматике давались самые общие знания, которые позволяли уметь правильно, грамотно писать, читать и считать.

История, как наука, вне религии считалась ненужной, ни в одной программе духовного училища такого предмета не существовало. Но с другой стороны, было бы странным требовать от училищ подобного типа, чтобы там давались разносторонние знания ученицам.

Программы таких учебных заведений были подчинены одной цели – готовить монахинь или верных жён священнослужителей – они эту цель успешно претворяли в жизнь.

Училище было подчинено надзору настоятельницы монастыря, но воспитанию учениц придавало большое значение и Епархиальное начальство. Ежегодно производились обозрения уроков, проводимых в училище, и каждый год епископ Пензенский и Саратовский присутствовал или лично проводил испытание учениц. Это можно видеть из резолюции Его Преосвященства на рапорт настоятельницы монастыря игуменьи Надежды о состоянии обучения девочек-сирот в монастырском училище: «Произведя лично испытания воспитанницам, я нашел столько успехов, сколько возможно было ожидать. Прошу объявить наше пастырское благословение игуменье, за ее материнское попечение о сим юном поколении рода человеческого».(8)

Заключение.

Таким образом, училище, которое существовало в Троицком монастыре во II половине ХIХ века, по качеству подготовки учениц стояло на довольно высоком уровне, если сам епископ объявлял игуменье свою благодарность.

В училище существовали особые «Правила», которым все ученицы и воспитатели обязаны были следовать.

Одной из причин того успеха, которого достигло училище, было содержание его не за счет монастыря, а за счет Епархиального ведомства и частных лиц. Настоятельница монастыря имела право только тратить выделенные деньги на нужды училища. Так, в 1866 г. на потребности сирот духовного звания было «уплачено в лавке Мокшанского купца Шумилина за 12 фунтов чаю 24 рубля, за 4 пуда сахару – 27 рублей 20 копеек и за 4 пуда мыла – 17 рублей 50 коп.».(9)

« Уплачено в магазин купца Кузнецова за 200 аршин туальденора, по 14 копеек за аршин – 28 рублей и за 50 аршин белого коленкору, по 17 копеек за аршин – 8 руб. 50 коп. Башмачнику Марину за работу 10 пар полусапожек».(10) Принадлежности для письма и материалы для рукоделия тоже выдавались от монастыря. При училище, в разное время, состояло от 1 до 3 послушниц и монахинь. Они присматривали за девочками, провожали их в столовую училища. О поведении пансионерок и их прилежании докладывалось лично настоятельнице.

Итак, училище при Пензенском Троицком монастыре давало значительные, для того времени, знания девушкам Пензенской губернии. Оно пользовалось авторитетом и популярностью. Монастырские училища для детей – сирот было единственной возможностью в получении образования, необходимого для жизни.

Список использованной литературы и источники

Еремина Т. С. Мир Русских монастырей. М. 2002.

Губернский город Пенза на рубеже 19-20 вв. 2001. Пенза.

Родичева Е. А. Благотворительная деятельность монастырей Пензенской губернии во второй половине 19 века // Актуальные проблемы исторической науки. Пенза. 2005.

4. ГАПО Ф. 128. Оп.1. Д. 301. Л. 1 –3.

5. ГАПО Ф. 182. Оп. 1. Д. 2693. Л. 96 - 15

6. ГАПО Ф. 128. Оп.1. Д. 334. Л. 8 – 15.

7. ГАПО Ф. 128. Оп. 1. Д. 565. Л. 67-68.

8. ГАПО. Ф. 128. Оп.1. Д. 268. Л. 7-8.

9. ГАПО.Ф. 182. Оп.1. Д. 2693. Л. 87.

10. ГАПО. Ф. 128. Оп. 1. Д. 565. Л. 67-68.

15

Просмотров работы: 33