Мир традиций и обычаев крымских татар

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мир традиций и обычаев крымских татар

Гончаренко А.Г. 1
1МАОУ "Гимназия №76"
Шакирова М.И. 1
1МАОУ "Гимназия №76"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность работы: 2022 год- год культурного наследия народов России, целью которого является популяризация народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов. А традиции, обычаи каждого народа является и культурным наследием народов России. Я взяла это направление, так как оно имеет прямое отношение к моим предкам. (Приложение №1)

Проблема: в наше время обострилась тема исчезновения обычаев, традиций, культуры и языка народов. А это грозит исчезновением нации! Землю моих предков когда-то настигла такая участь. Вытеснять крымских татарначали после расстрела в мае 1928 году Вели Ибраимова, главы правительства советской крымской автономной республики. После этого случая началось тотальное истребление политических деятелей и интеллигенции крымско-татарского народа, из-за чего им пришлось покинуть свою Родину. Мои земляки- это крымские татары моих предков, которые жили в городе Севастополь (моя бабушка и её дети, это мой папа и его брат), их вытесняли с их земель и они переехали в Россию. Поэтому моя задача доказать, что данныйнарод испокон веков существовал, жил на этой земле, имел свою территорию и традиции, обычаи, но некоторые из них на сегодняшний день стали исчезать, забываться.

Цель:- изучить этнос народа “крымские татары” и его культуру.

выявить возможности исчезновения традиций, обычаев и праздников данного народа.

Задачи:

1)изучить исторические корни Крымских татар.

2) изучить их традиции, обычаи, праздники, понять и выявить причины ихисчезновения, актуальности в наше время.

3)провести опрос на выявление знаний о происхождении крымских татар, об их традиции, обычаев, праздников, выявить ценностные установки подрастающего поколения.

Гипотеза: изучить исторические корни крымских татар и выявить причины исчезновения культурных традиций, обычаев и праздников народа на сегодняшний день.

Объект исследования: крымские татары, их традиции, обычаи и праздники.

Предмет исследования: история возникновения крымских татар, их традиций и обычаев.

Методы исследования: изучение информации по данной теме, опрос, анализ.

Основная часть

Происхождение народа- крымские татары

Феномен происхождения названия «крымские татары» связан с широкой распространенностью этнонима. Так как народ считается тюркским, то, по устоявшейся традиции, его относили к татарам, как и почти всех тюрков во времена Российской империи. Крымские татары определяют себя как «крымцы» («крым-татары»), хотя иногда пользуются устоявшимся этнонимом (крымские татары).

Специалисты предполагают, что история крымских татар началась с 1233 года, когда на территорию полуострова- Крым пришли золотоордынцы. К концу XV века были созданы основные предпосылки, которые привели к формированию самостоятельного крымско-татарского этноса: в Крыму установилось политическое господство Крымского ханства и Османской империи, тюркские языки (половецко- кыпчакский на территории ханства и в османских владениях) стали доминирующими, а ислам приобрёл статус государственной религии на всей территории полуостроваКрым.В течение нескольких столетий сложился крымско-татарский язык на основе половецкого языка.( Приложение №2)

Споры о том, насколько современные потомки близки к своим далеким предкам, продолжаются до сих пор. Как по наружному виду, так и по наречию, а также и по некоторым нравам и обычаям крымское население разделилось на три группы: южнобережное, степное и горное.

Крымцы южного берега высоки, стройны, черноволосы и черноглазы, со смуглым, но в то же время вполне европейским цветом лица; черты лица их очень правильны и красивы, и среди южнобережных татар, как мужчин так и женщин, есть много известных красавцев и красавиц. В них видна благородная кровь и древних греков, и средневековых итальянцев, да и в языке их слышится и более мягкое произношение и обилие испорченных итальянских и греческих слов.

Совсем не такие крымцы степной полосы. Они низкого или среднего роста, коротконоги и немного кривоноги, с длинными руками, большой широкой головой, выдающимися скулами, узкими глазами с немного косым разрезом. Они сами зовут себя ногаями и происходят от ногайских орд.

Горные татары, живущие около Бахчисарая, по Байдарской долине, около Симферополя, и по внешнему виду и по диалекту представляют середину между степными и южнобережными. В них еще больше смеси, чем в южнобережных.

Быт крымских татар

Особенность народа заключалась в непризнании оседлого образа жизни до XVII века. Земледелие развивалось слабо, в основном было кочевым: земля обрабатывалась весной, урожай собирался осенью, после возвращения. В результате получался маленький урожай. Людей за счет такого земледелия прокормить было невозможно. (Приложение №3)

Практически все источники того периода сходятся на том, что основным источником доходов Крымского ханства того периода были военные набеги и работорговля. Вот, например, что об этом говорит Мартин Броневский: «Хотя почва их очень плодоносна, однако немногие занимаются земледелием и хлебопашеством; большая часть не обрабатывают полей и не сеют хлеба... Греки-христиане, живущие в некоторых деревнях, работают и возделывают поля... В городах не многие занимаются торговлею; еще реже рукодельями или ремеслами; и все почти купцы или ремесленники, там находящиеся, или христианские невольники, или турки, армяне, евреи, черкесы, пятигорцы...».

Национальная одежда

В ту историческую эпоху одежда ценилась гораздо дороже, нежели сейчас. Практически любая часть одежды носилась, штопалась и перелицовывалась вплоть до полного износа. Из источников XVII века становится понятно, что тогда крымские татары одевались менее разнообразно, нежели в XIX веке. Суммируя описание одежды крымских татар, оставленное путешественниками того периода, можно прийти к выводу: практически все носили «суконные кафтаны и суконные штаны»; знать облачалась также в собольи шубы и шапки. Некоторые носили на голове «намотанные белые чалмы»; на ногах – плетеные ботинки или туфли. Женщины носили суконные ферадже (долгополая одежда с длинным рукавом) с широким воротом, а на ноги надевали нижние сапожки и ботинки. (Приложение №4)

Праздники и обычаи крымских татар

В обычаи и ритуалы входят мусульманские, христианские и языческие традиции. Праздники основаны на календаре сельскохозяйственных работ. Звериный календарь, принесенный монголами, отображает влияние определенного животного в каждый год из двенадцатилетнего цикла. Есть праздники, обычаи, которые были на грани исчезновения и к счастью стали возрождаться. У крымских татар- это праздники, связанные с календарем сельскохозяйственных работ: праздник начала зимы — Йыл-Геджеси, Навруз (Новый год), Хыдерлез — день двух святых Хыдыра и Ильяса, Дервиз — сбор урожая. (Приложение №5)

Весна — начало года, поэтому Навруз (Новый год) отмечается в день весеннего равноденствия. Связано это с началом полевых работ. На праздник положено варить яйца, как символы новой жизни, печь пироги, сжигать на костре старые вещи. Для молодежи организовывались прыжки через костер, походы в масках по домам, пока девушки гадали. И по сей день в этот праздник традиционно посещают могилы родственников.

6 мая — Хыдерлез — день двух святых Хыдыра и Ильяса. У христиан — день святого Георгия. В этот день начинались работы в поле, скот выгонялся на пастбища, свежим молоком обрызгивался хлев для защиты от злых сил.

Осеннее равноденствие совпадало с праздником Дервиз — сбор урожая. Пастухи возвращались с горных пастбищ, в поселениях устраивали свадьбы. В начале празднования по традиции проводилась молитва и ритуальное жертвоприношение. Потом жители поселения шли на ярмарку и танцы.

Праздник начала зимы — Йыл-Геджеси - приходился на зимнее солнцестояние.В этот принято печь пироги с курицей и рисом, делать халву, ходить ряжеными по домам за сладостями.

Крымские татары также признают мусульманские праздники: Ураза Байрам, Курбан Байрам, Ашир-Куню (день памяти усопших). Эти праздники были почти забыты современным поколением, к счастью они начали возрождаться.

Главной традицией у крымских татар является ритуал гостеприимства. Если гость является желанным, то ему обязательно преподнесут чай. О намерении вести долгую беседу свидетельствует малая порция. Чем больше чая гостю наливают, тем меньше с ним хотят разговаривать.Поэтому, если чай налили до краев, значит беседа должна быть короткой. После трапезы старший в доме читает молитву. Только после нее можно вставать из-за стола.

У крымских татар был обряд «хна геджеси» — ночь хны, когда невесте красили волосы, красили части тела. Это имело и гигиеническую основу, потому что хна обеззараживала руки, ноги, ногти, где могла бы быть какая-то зараза.(Приложение №6)

Хной рисовали важные знаки. Например, знак, который можно увидеть на килимах, — ромб с точкой внутри, рисовали невесте на правой руке. На левой руке рисовали круг — это тоже женский знак, означающий плод, точка внутри — это семя. Сейчас есть мода на мехенди, которая пришла из Индии, из Европы. Но многие крымские татары против нее, ведь у них есть богатая орнаментальная палитра, поэтому к чужим традициям зрелое поколение относится скептически.

Свадебный обряд имеет важное значение в жизни крымского татарина. Подготовка к такому мероприятию проводится особо тщательно. На нем должно присутствовать как можно больше родственников. Даже на роль официантов отбирают мужчин, близких к семье жениха и невесты. Привычного в понимании россиянина или украинца тамады на торжестве нет. Его заменяет руководитель — агьас.

Согласно обряду, жених и невеста должны приехать в дом вечером. Их обязательно сопровождают друзья и родственники. Сначала пара проходит в комнату, где их угощают сладостями, затем им надлежит отдохнуть. Руководитель согласовывает свадьбу с отцом девушки. На свадьбе гости выходят по очереди, каждый преподносит подарок. Если свадебный обряд должен проводиться на стороне жениха, то за невестой едут его родственники. На свадьбу опаздывать ни в коем случае нельзя, поэтому время подгадывают заранее. Приданое семье невесты привозят за несколько дней до начала церемонии и держат в отдельной комнате. Со стороны семьи невесты младший сын обязан доставить Коран жениху, пока девушка получает благословение от родителей. Невесте дарят пояс-кушак, а к автомобилю, на котором она поедет к будущему мужу, привязывают длинную белую нить.

Когда невеста прибывает к дому жениха, младший сын из ее семьи (или мальчик из семьи друзей) преподносит Коран матери жениха. Та в свою очередь должна дать поощрение. Невесту сопровождает маленькая процессия, посыпающая ее платье монетами, конфетами и зерном. (Приложение №7)

Таким образом, благодаря традициям, обычаям и праздникам, которые возродились заново, народ смог сохранить свою культуру и передавать её подрастающему поколению.

Исследовательская работа

Меня интересовали вопросы сохранения культуры народов, поэтому я провела онлайн-опрос, который создала в Google Forms. В нем я задала, интересующие меня вопросы по данной теме. Было опрошено всего 56 человек: мои одноклассники- параллель 9 классов, родственники и знакомые по следующим вопросам:

1.Знаете ли вы о существовании крымских татар? Если да, то знакомы ли вы с их историей?

2. Известны ли вам какие-либо праздники или обычаи данного народа? Если да, то какие?

3.Как вы думаете, крымские татары имеют общие корни с татарами, живущими в Татарстане?

4. Считаете ли вы нужным знать, передавать и сохранять культурное наследие народов РФ?

Вывод: вопросы требовали развернутого ответа. Большее количество опрошенныхответили положительно, 75%(42 человека) знают народ, но не знают их историю, 86% (48 человек) не знают праздников данного народа, все считают, что важно передавать и сохранять культурное наследие народов РФ. Из этого можно сделать вывод, что подрастающее поколение должно больше времени уделять истории разных народов и их происхождению, посещать разные музеи или читать литературу и так далее. (Приложение №8)

Во время своей работы над проектом я получила необходимые знания и получила ответы на основные вопросы, касающиеся данной темы. Моя гипотеза доказана, изучив исторические корни крымских татар, я выявила причины исчезновения культуры народов и частичное возрождение культурных традиций, обычаев данного народа на сегодняшний день. Все задачи и методы исследования помогли достичь поставленной мною цели.

Заключение

Таким образом, очень важно сохранить культурные традиции, историю и культуру, этнокультурное многообразие, культурную самобытность всех народов. В постиндустриальном обществе очень часто меняются приоритеты, а сохранение истоков родного языка не всегда на первом месте. Теряя их, мы теряем себя, ведь нет государства или народа без своей истории и культуры, праздников, традиций, обычаев. Кроме того, не стоит забывать, что все люди являются продуктом той или иной культуры, ведь в ходе социализации мы осваиваем именно те нормы, которые важны в определенном обществе, поэтому только от нас зависит, как культура будет воспитывать нас и кем мы, наши потомки будутстановиться. Не стоит забывать, что все тут взаимосвязано: мы строим культуру, а она нас.

По данной теме я сделала продукт, с целью ознакомления с темой и содержанием моей работы, учеников 76 гимназии, я сделала буклет в цветном формате. (Приложение №9) и (Приложение №10)

Список литературы

Книга путешествия. Турецкий автор Эвлия Челеби о Крыме (1666-1667), перевод и комментарии Е.В. Бахревского.

От киммерийцев до крымчаков: Народы Крыма с древнейших времён до конца XVIII в. Храпунов И.Н., Герцен А.Г. (ред.)

https://travelask.ru/articles/krymskie-tatary-zhizn-prekrasnogo-naroda

https://bigenc.ru/ethnology/text/5685404

http://www.krimoved-library.ru/books/istoricheskie-sudbi-krimskih-tatar.html

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №6

Приложение №7

Приложение № 8

Приложение №9

Приложение №10

Просмотров работы: 2476