Театр, рождённый в военном сорок третьем

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Театр, рождённый в военном сорок третьем

Корнева А.С. 1Руссова П.Р. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия №1" г.Воркуты
Коротаева О.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия №1" г.Воркуты
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Театр — и зрелище и школа для народа,
Будить сердца людей — вот в чем его природа!
На путь неправедный он не дает свернуть,
Он к свету нас ведет, открыв нам правый путь.
Волнуя и смеша, он заставляет снова
Обдумать прошлое и смысл пережитого.
На сцене увидав правдивый облик свой,
Смеяться будешь ты и плакать над собой.»

Введение

Несколько раз нам посчастливилось всем классом побывать на спектаклях Воркутинского драматического театра. Мы всегда посещаем этот театр с большим удовольствием. Постановки в нём уникальны, поучительны, а актёры очень талантливы. Во время одного из таких посещений мы заглянули в музей театра и с удивлением узнали, что наш театр был образован в 1943 году. (Фото из музея театра Вы можете увидеть в Приложении №1).

Желание выяснить, как во время войны в нашем, тогда ещё, посёлке Воркута был создан музыкально-драматический театр, побудило нас провести исследование «Театр, рождённый в военном сорок третьем.»

Целью данной работы является исследование истории возникновения воркутинского театра.

Приступая к исследовательской работе, мы определили следующие задачи:

изучить историю возникновения театра;

выяснить, кому театр обязан своим появлением;

содействовать сохранению знаний по истории создания заполярного театра.

Объектом исследования в нашей исследовательской работе является Воркутинский драматический театр, предметом исследования -  история его создания.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

анкетирование учащихся гимназии;

опрос сотрудников краеведческого музея;

изучение литературы, материалов музея театра и краеведческого музея, фотодокументов, архивных материалов, Интернет-ресурсов;

анализ полученных данных и их обобщение;

оформление результатов исследования в форме видеороликов, презентаций, квест-игр для классных, гимназических, городских мероприятий.

Гипотеза: мы считаем, что история возникновения Воркутинского театра уникальна, что люди, причастные к его рождению, являются незаурядными личностями.

Актуальность темы нашей работы обусловлена тем, что людей, причастных к созданию театра, становится всё меньше и меньше. 3 ноября на сайте Воркутинского драмтеатра имени Б.А.Мордвинова появилось печальное известие о том, что ушла из жизни Маргарита Артуровна Лаврова (Рейзвих) – блистательная актриса Воркутинского музыкально-драматического театра в 1946-1956 годах. Мы убеждены, что богатый опыт таких людей необходим нашему поколению, чтобы развивать российскую культуру, поддерживать её самобытность. Необходимо поддерживать интерес маленьких россиян к собственной истории и культуре.

Новизна исследования состоит в том, что результаты данной исследовательской работы будут оформлены в форме увлекательных видеороликов и презентаций об истории театра нашего города, познавательных квест-игр для популяризации заполярного театра среди учащихся гимназии.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть представлены нашим одноклассникам и учащимся гимназии при проведении мероприятий, посвящённых культурным и историческим событиям нашего города. Надеемся, это поможет вызвать у них интерес к театру и желание посещать театральные постановки, ведь всем известно, что роль театра в воспитании подрастающего поколения велика.

Глава 1. История возникновения театра в Заполярье.

Перед началом работы над темой исследования нам было интересно выяснить, знают ли гимназисты историю создания первого заполярного театра. С этой целью мы провели анкетирование, в котором приняли участие 42 учащихся начальной школы МОУ «Гимназия №1» г.Воркуты. Вопросы анкеты Вы можете найти в Приложении №2. Результаты анкетирования оказались следующие: 16% опрошенных знают, в каком году был создан театр, но точную дату затруднились назвать. Инженера-полковника М.М.Мальцева учащиеся не знают. Не знакомо им и имя Б.А.Мордвинова. Нам удалось выяснить, что ребята посещают театр, знают спектакли, которые идут на его сцене, но вот назвать артистов, которые служили и служат в театре в данный момент, смогли только 2 учащихся (5%). 75% опрошенных гимназистов хотели бы лучше знать историю своего города.

Результаты анкетирования убедили нас в том, что тема нашего исследования актуальна, к сожалению, учащиеся гимназии мало знают об историческом прошлом Воркуты, но хотели бы лучше знать историю театра и города. 54% опрошенных уверены, что изучение исторического прошлого – это интересно.

Воркутинский музыкально-драматический театр был создан в разгар войны. В музее театра мы обнаружили соответствующий приказ №883 о создании театра «Воркутстроя» от 8 августа 1943 года, подписанный М.М.Мальцевым. Получается, театр старше самого города на 100 дней. Копию приказа Вы можете найти в Приложении №4.

Нам стало интересно узнать, благодаря кому появился наш театр. На фасаде здания мы увидели надпись «Воркутинский Драматический театр имени Б.А.Мордвинова». Тогда мы обратились к заместителю директора Воркутинского музейно-выставочного центра А.А. Никитиной с целью выяснить, какое отношение имеет этот человек к Воркутинскому драматическому театру. Благодаря Александре Александровне мы узнали, что своим рождением первый заполярный театр обязан М.М.Мальцеву и Б.А.Мордвинову. Оба оказались за Полярным кругом не по своей воле. Военный инженер Михаил Митрофанович Мальцев прибыл в Воркуту по приказу Л.П.Берии. Страна в то время очень нуждалась в угле. Поскольку, Донбасс – основной источник «чёрного золота», находился в это время под оккупацией фашистов. Талантливый организатор М.Мальцев был назначен начальником комбината «Воркутауголь». Б.Мордвинов являлся заключенным «Воркутлагеря». До ареста и отправки в Воркуту он работал в Москве. С 1936 года Борис Аркадьевич служил главным режиссёром Большого театра.

Подтверждение слов Александры Александровны мы позднее нашли на сайте журнала «Регион» в статье «Нас ждёт весёлый пир…». Нам удалось узнать, что Бориса Аркадьевича Мордвинова арестовали 15 мая 1940 года по обвинению в шпионской связи с Кирой Кулик. Около года длилось следствие. Знаменитого режиссёра, заслуженного артиста РСФСР приговорили к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Так он оказался в Воркуте. В лагере Борис Аркадьевич успел поработать грузчиком на пристани, подсобным рабочим на складе, дневальным в бараке. Здесь он встретил немало профессиональных артистов, музыкантов, которые также являлись заключёнными. И тогда у него появилась идея создать в посёлке Воркута профессиональный театр. В это время, 17 марта 1943 года начальником комбината «Воркутауголь» назначают М.М.Мальцева. Именно ему была адресована записка Бориса Аркадьевича с предложением создать в Воркуте профессиональный театр. Надо сказать, подавая начальнику «Воркутстроя» своё письмо-предложение именитый режиссёр сам не особенно верил в успех предприятия. Но Михаилу Митрофановичу идея понравилась. В июле 1943 года он собрал совещание работников культуры, на котором заявил: «Здесь, в Заполярье, в суровых условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, мы должны создать театр яркий, красочный, с музыкой и танцами, чтобы наши горняки, придя в свой театр, могли отдохнуть, развлечься, полюбоваться зрелищем бодрящим, легким, радостным». 

Глава 2. Культурный феномен.

Б.А.Мордвинова назначают художественным руководителем молодого театра. Надо сказать, что к этому моменту формальный срок заключения Бориса Аркадьевича уже истёк, но в условиях войны он был продлён на неопределенное время. Именитый режиссёр с огромным энтузиазмом берётся за дело.

Согласно приказу, в первый состав труппы вошли Н. И. Глебова, Л. И. Кондратьева, А. П. Пилацкая, В. М. Пясковская, В. Н. Борисов, Н. А. Быстряков, А. М. Дубин-Белов, Г. И. Егоров, А. И. Кашенцев, А. К. Стояно, А. Швецов, О. О. Пилацкий.Также в состав были включены заключенные Е. М. Михайлова, С. Б. Кравец, В. К. Владимирский, А. Гайдаскин, Б. С. Дейнека, Л. С. Дулькин, Е. И. Заплечный, Б. А. Козин, В. И Лиманский. Таким образом, театр был одновременно и профессиональным, и любительским.

М.Мальцев выделил под театр деревянное здание клуба. (См. Приложение №6). В театре были созданы такие подразделения, как оркестр, танцевальный коллектив, костюмерный и осветительный цеха. Всё это стало возможным благодаря Михаилу Митрофановичу. В статье Колпакова Ф.Н. «Первый угольный генерал» мы нашли ответ на вопрос, почему в это сложное военное время он был так одержим идеей создания театра. Одной из задач, которую поставил Мальцев было улучшение социально-бытовых условий жизни тружеников заполярного посёлка.

Изучая сборник «Воркута в годы Великой Отечественной войны 1941-1945», предоставленный нам для проведения исследования семьёй нашей одноклассницы Ландик Арины, мы поняли, как много мыслимых и немыслимых трудностей было преодолено во время подготовки к первой премьере. Но азарт, которого было в избытке, не только у Михаила Митрофановича и Бориса Аркадьевича, но и у всех артистов, позволил совершить невероятное. 

Было решено ставить оперетту Имре Кальмана «Сильва». В Воркуте отсутствовала партитура данного произведения. Н.И.Глебова, в прошлом прима Ростовского театра оперы и балета, в течение нескольких дней напевала по памяти всё произведение концертмейстеру А.К.Стояно, находившемуся в то время на вольном поселении без права выезда за пределы Воркуты. Александр Константинович записал ноты и подготовил оркестровую партитуру. Партию Эдвина поручили бывшему солисту оркестра Всесоюзного радио заключённому Б.С. Дейнеке, а роль Стасси – вольнонаёмной В.М.Пясковской, которые не являлись профессиональными актёрами. Вот тут-то Борису Аркадьевичу помог его педагогический опыт в консерватории.

И уже 1 октября 1943 года состоялась премьера. Успех поставленной в столь короткий срок оперетты был грандиозный. Театр стал любимым местом отдыха воркутинцев. Репертуар театра был разнообразным. Коллектив трудился с энтузиазмом. Ставили оперетты, оперы, классические и современные спектакли. (См. Приложение №5).

Исследование убедило нас в том, что у истоков театра стояли люди с невероятной силой духа. Вот воспоминания Эммануила Котляра о Борисе Дейнека. Во время одного из проходов под конвоем из театра в зону Борис Степанович сломал руку, а на следующий день должен был играть в спектакле: «На загипсованную руку накидывают яркую косынку в тон алому костюму Мефистофеля. С повиснувшей тяжело левой рукой, но жестикулируя правой, Дейнека поет. За кулисами стоит бледный, взволнованный Мордвинов. А над залом гремят коварные, злобные арии Князя Тьмы. И только несколько человек в зале знали, чего это стоило заключенному Дейнеке».

А вот ещё одно воспоминание ссыльного Леонида Городина: «В конце сороковых годов я по утрам, идя на работу, видел небольшую колонну заключенных, ведомых из лагпункта в театр. Запомнилась фигура худого, поникшего актера Холодова, еле передвигающего ноги. А вечером, придя в театр, я с восхищением любовался, как тот же Холодов выходил на сцену изящный, обаятельный и весь сверкающий».

Нас очень интересовал вопрос взаимоотношений в труппе между вольнонаёмными и заключёнными. Ответ на этот вопрос мы нашли в воспоминаниях Валентины Георгиевны Токарской, которая рассказывала о том, как Вера Макаровна Пясковская, приносила из дома хлеб и другую еду для своих заключенных коллег-артистов.И Г.М.Литинский в своей книге воспоминаний «Театр за полярным кругом»: «Оказалась преодолённой главная трудность, вызываемая разношёрстным составом: в спектакле наличествовал слаженный ансамбль».

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Артисты, музыканты, танцоры заполярного театра, несмотря на лишения и невзгоды, выступали на сцене с полной отдачей и сумели сохранить в себе лучшие человеческие качества. Мы были удивлены какой энергией, невероятной силой волей обладали люди, стоящие у истоков воркутинского театра. Судьбы многих из этих людей требуют отдельного исследования.

В послевоенные годы на сцене нашего театра блистали звёзды первой величины: В. Токарская, В. Ищенко, Т. Лещенко-Сухомлина, Р. Холодов, И. Индра, М. Рейзвих, Б. Туганов, И. Богданов, С. Ребриков, И. Каменский, Б. Бариев, Б. Харламов, Н. Фомин, Н. Синицын, Е. Добржанская, Т. Галицкая, Е. Волошина, музыканты и композиторы М. Носырев, Л. Рейнштейн, В. Микошо, художники П. Бендель и Я. Вундер. После войны состав театра насчитывал до 170 человек. Борис Аркадьевич считал важнейшей своей задачей разыскать как можно больше находящихся в заключении артистов, чтобы они хотя бы на сцене могли забыть о тяготах лагерной жизни.

Б.А.Мордвинов служил художественным руководителем Воркутинском музыкально-драматическом театре с 1943 по 1946 годы. После его освобождения в 1946 году театр не прекратил своё существование, а стал развиваться дальше. В Воркуту доставляли актёров, музыкантов, художников из других лагерей.

М.М.Мальцев подписал документы для снятия судимости с Б.А.Мордвинова. Но вскоре и он сам был переведён в Германию. (См. фото №1)

Фото №1

По приказу Михаила Митрофановича в 1945 году для театра было построено новое здание. (См. Приложение №6).

С 1951 года театр стал исключительно драматический.Большие музыкальные произведения, с которых начинался театр, уже не ставились, поскольку многие оркестранты освободились к этому времени и уехали.

В мае 2019 году вышел Указ Главы Республики Коми, который присвоил имя Бориса Аркадьевича Мордвинова Воркутинскому драматическому театру. Таким образом, его имя навсегда вписано в историю театра.

Сегодня драматический театр является центром культурной жизни Воркуты. Его новые спектакли становятся событиями в жизни города и республики.

Заключение

Изучив литературу по данной теме, познакомившись с документами, хранящимися в музее театра, в краеведческом музее, и обнаруженными нами в Интернете, мы пришли к выводу,что даже в чудовищных условиях, люди, чья жизнь резко изменилась, всё же оставались людьми. В них не умерла тяга к прекрасному. Истощённые мужчины и женщины, лишённые многого, прилагали невероятные усилия, чтобы доказать, что невозможное возможно. Нашему поколению необходимо помнить об этих удивительных людях и стараться соответствовать им.

Проведенное исследование позволило нам подготовить видеоролик «Театр, рождённый в военном сорок третьем», с котором мы приняли участие в городском фестивале детского творчества «Воркута – город молодых и творческих людей». Видеоролик Вы можете посмотреть, перейдя по ссылке в Приложении №7.

К тому же, нам удалось вовлечь в исследование своих одноклассников и их семьи. В данный момент по многочисленным просьбам наших одноклассников родители в очередной раз занимаются организацией посещения нашего уникального театра всем классом.

Скоро Воркутинскому драматическому театру исполнится 80 лет. К этой дате мы планируем записать видеоролик с поздравлениями для сотрудников театра, а для учащихся гимназии провести квест-игру «Жемчужина заполярного города».

Список использованных источников

1. Воркута в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. – Пермь: Типография «Астер Плюс», 2021. – 176 с.

2. Воркута - город на угле, город в Арктике: Второе дополненное и переработанное научно-популярное издание / Под общей редакцией д.б.н. М.В.Гецен. - Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2011. – 512с.

3. Воркутауголь: Альбом. - Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2001. – 168 с.

4. Маркова Е. Из шахты на сцену. Лагерный театр в Воркуте : История Воркутинского музыкально-драматического театра : Из воспоминаний // Музей истории ГУЛАГа. – 2018.

https://gmig.bm.digital/article/424826176539484320/iz-shahtyi-na-stsenu-lagernyij-teatr-v-vorkute

6. Официальный сайт ежемесячного журнала о Республике Коми «Регион»

https://ourreg.ru/2018/08/28/nas-zhdet-veselyj-pir/

https://ourreg.ru/2018/12/07/vorkutinskij-dramaticheskij-teatr-otmetil-75-letie/

7. Официальный сайт МБУК «Воркутинский музейно-выставочный центр» http://museumworkuta.ru/publikacii/stati/

8. Официальный сайт МБУ «Воркутинский муниципальный архив»

https://архив-воркута.рф/index.php/kulturno-prosvetitelskaya-deyatelnost/po-stranitsam-istorii/25-istoriya

Приложение №1

Открытие музея в Воркутинском драматическом театре

Посещение музея Воркутинского драматического театра

Приложение №2

АНКЕТА

1. Когда был образован город Воркута?

__________________________________________________________________

2. Что изображено на фото?

_____________________________ __________________________

3. Кто изображён на фото?

____________________________ ________________________

4. Знаете ли Вы, какое событие запечатлено на фото?

__________________________________________________________________

5. Когда был создан первый театр в Воркуте?

__________________________________________________________________

6. Знаете ли Вы актёров, которые служили или служат в данный момент в Воркутинском драматическом театре?

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Назовите спектакли, поставленные в Воркутинском драматическом театре.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Хотели бы лучше знать историю родного города? Почему?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение №3

Анкетирование, анализ, обобщение полученных данных

Приложение №4

Приказ о создании Воркутинского музыкально-драматического театра

Приложение №5

Фото спектаклей, поставленных

в Воркутинском музыкально-драматическом театре

Первый коллектив театра

Первая постановка – оперетта «Сильва»

Опера «Евгений Онегин»

Опера «Фауст»

Оперетта «Жрица огня»

Оперетта «Вольный ветер»

Приложение №6

Здание клуба посёлка Рудник

Воркутинский музыкально-драматический театр до реконструкции.

Лето 1945 года.

Воркутинский музыкально-драматический театр после реконструкции. Сентябрь 1945 года.

Воркутинский драматический театр имени Б.А.Мордвинова в наши дни

Приложение №7

Ссылка на видеоролик «Театр, рождённый в военном сорок третьем»

https://disk.yandex.ru/i/KYc7w37orLB1aA

Просмотров работы: 24