Введение
На карте Никольского района есть много сёл и деревень, которых уже не существует. Но есть, и такая категория сёл, жизнь в которых едва теплится. Глядя правде в глаза, эти сёла можно выделить как не существующие, так как жить им осталось несколько лет, и они исчезнут с карты района и области, а значит и с карты нашей Родины.
Не видя никаких перспектив, молодые первыми начинают покидать родные места в поисках лучшего. Жизнь в селе постепенно угасает. Нехватка молодой рабочей силы приводит к развалу ферм, всё меньше обрабатывается земель. Даже пожилые люди, которые привыкли к своему дому, вырастили детей, постепенно покидают село, многие и умирают по старости.
Уходят в небытие люди, деревни и села, вместе с ними целый культурный пласт, веками накопленный народом. Сохранить и донести историю и культуру до следующих поколений одна из задач, которую ставят перед собой участники исследовательского отряда МБОУ СОШ № 2 города Никольска. История и судьбы одного из таких населенных пунктов также заинтересовала и меня.
По статическим данным в селе Сабаново Никольского района Пензенской области на 1 января 2003 года прописано 110 жителей, на 1 января 2007 года 80 жителей, 2008 года 71 житель, 2009 года 63 жителя, 2020 года 36 жителей. Но это статистические данные. На самом деле проживают около 7 человек и только в летний период. Учитывая, что средний возраст сельчан 70-75лет, то можно примерно высчитать, когда село перестанет существовать.
Среди моих сверстников выражения: «по - мордовски», «мордовка» и другие, ассоциируются с чем-то отрицательным, каким-то ущербным. Мне стало интересно почему? И справедливы ли люди в своих высказываниях? Вспомнив слова А.И. Солженицина: «Все нации России, независимо от их объёма и способа расселения, должны иметь равные культурные и равные гражданские возможности – чтобы не испытывал ущерба ни самый малый народ, ни самый большой». У меня русской по национальности вызвала особый интерес самобытная культура мордовского народа.
Целью моей работы стало исследование прошлой и настоящей жизни села.
Основными задачами были:
сбор и сохранение элементов составляющих историческое и культурное наследие жителей села Сабаново, представителей мордвы – эрзя;
знакомство с материальной и духовной культурой жителей, с их семейным и общественным бытом, с хозяйственными занятиями;
обобщение и систематизация исторических материалов;
запись и изучение культурного наследия и народного творчества, анализ его особенностей и отличий.
Объект исследования: село Сабаново Никольского района Пензенской области.
Предмет исследования: историческое и культурное наследие села Сабаново.
Использовались методы: интервью с жителями села, исторического анализа, метод обобщения, изучение архивных материалов.
Новизна работы заключается в том, что впервые собраны воспоминания о жителях села, о людях которые внесли свой вклад в его развитие и участниках Великой Отечественной войны.
Актуальность темы заключается в формировании патриотического сознания, уважительного отношения к историческому прошлому родного края, к становлению активной жизненной и гражданской позиции.
1.Историческая справка села. В справочнике по административно-территориальному делению Пензенского края за 1663-1991гг.* упоминание о селе Сабаново впервые появляется в списках от 1864г. в составе Городищенского уезда, село казенное. В 1914 году городищенский уезд разбился на волости. Село Сабаново отошло к Сабановской волости. В поволостном списке населённых мест Пензенской губернии по административно – территориальному делению, утверждённого Президиумом ВЦИК от 12 ноября 1923 года село Сабаново упоминается в списках Пермиёвской волости Городищенского уезда. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля1939 года Тамбовская область разделена на Тамбовскую и Пензенскую области. Во вновь образованную Пензенскую область вошло 38 районов. Сабаново вошло в Николо – Пёстровский район и объединилось из Сабановского в Карамальский сельсовет. В списках сельсоветов и населенных пунктов Пензенской области на апрель 1939 года село Сабаново отделилось в Сабановский сельсовет Николо-Пёстровского района. Из протокола Избирательного собрания № 67 3-го участка от 6-го февраля 1929 года по сводкам участия населения на выборах в сельсоветы и состав сельских органов власти Сабаново относится к Сабановскому сельсовету Николо – Пёстровского района Кузнецкого округа Средне – Волжской области. Это официальные сведения и статистические данные из архива Никольского района.
Но есть народная память, и многие предания и легенды доносят до нас историю возникновения городов и сел. По возникновению села Сабаново существуют два варианта. Первый: свое название село Сабаново получило от фамилии семьи Сабаевых, выходцев из Мордовии первыми поселившихся на пустующих землях. Второй: богатырь по имени Сабай, выходец из Саранска, шёл в поисках незаселённых земель. Понравились ему земли окружённые лесами. Здесь он и поселился. В честь этого богатыря село назвали Сабаново.
Село заселяли мордва – эрзя. Эрзя - субэтнос в этноструктуре мордовского народа. Субэтноним эрзя своей основной восходит к иранской лексике (иранское arsan –самец, мужчина, герой).
Для освоения земель из села отделилось несколько семей, образовав отдельные поселения: посёлок Митрофановка, названный в честь первого жителя Митрофана, и село Алова. Эти три мордовских населённых пункта окружены русскими деревнями и сёлами. На этот счёт существует притча. Приезжие купцы подарили жителям бочку мёда с пожеланиями здоровой и сладкой жизни. Долго думала мордва: «Почему бочка?», «Почему мёд?», «Чем отблагодарить русских за их подарок?». Ничего не придумав, сельчане, насыпали в бочку земли. Получив ответный подарок, русские решили, что это разрешение на освоение близ лежащих земель. И стали осваивать близлежащие земли в округе. В этой части Никольского района русские заселились позднее мордвы.
На подходе к селу стоит гора Самопанда, что в переводе с мордовского означает «само» - приход, «панда» - гора. С какой стороны приходили переселенцы на той стороне они заселялись. Село состоит из трёх концов. Первый – карамальский - алыпя – нижний конец, въезд в село из села Карамалы, второй конец - удальте куре, въезд в село из села Пермиёво, пермиёвский конец, третий - вере пе, въезд в село из села Алова, аловский конец.
По краю села протекает небольшая речушка Айва. Айва – правый приток реки Суры. Существует такая легенда, что в давние годы пробивался из земли едва приметный родничок. Однажды кто-то из жителей принялся расчищать родничок, вдруг из этого места с большой силой хлынула вода, а вскоре образовалась речка. Жители посчитали, что тут действует какая-то колдовская сила. Они не стали пить новую воду, а пользовались ею только для мытья. Как - то мордовская женщина пошла, помыть в реке рубахи. Она полощет. А течение воды вырвало из её рук рубаху и утянуло на дно. Женщина испугалась и закричала: «Ай – ва - й !». Так оно и вышло в название реки, с тех пор её и зовут Айва.
Село было казенным и не знало барщины, платили. Крестьяне были свободными в отличие от других близлежащих сел. Земли раздавались по душам, в семьях, где было больше мальчиков, было больше земли, так как на девочек земля не выделялась. В основном занимались земледелием и скотоводством. Возделывали коноплю и после переработки ткали холсты. Выделывали овчину. На реке стояли ветряные мельницы, на местном диалекте «крупорушки», на которых мололи крупу, зерно.
После Великой Октябрьской революции в селе был создан колхоз. Про название колхоза тоже есть своя легенда. Жители на сходе спросили у старого человека с бородой ниже пояса: «Как же назвать нам колхоз?». На что он им ответил: «О Господи, помоги и упаси». Сократив слова, назвали колхоз ОГПУ. Позже переименовали в колхоз имени Мичурина, затем в 50 лет Октября. В колхозы вступили почти все семьи, так как, если не вступил в колхоз, то земли семье причиталось 5 соток, если вступил, то - 20 соток.
2. Достопримечательности и быт села
«Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт».
Люди жили, люди созидали, люди гордились. У каждого населённого пункта были свои достопримечательности, объекты и предметы культурного и исторического наследия.
Особой гордостью села была высокая, деревянная церковь, построенная всем миром, не было человека, который бы не внёс свою лепту в строительство. Однако в 1938-39 годах церковь закрыли. Управляющий селом Дюкин приказал сельчанам разобрать её на дрова. Но жители, не выполнив приказа, изгнали его из села. Во время и после войны её использовали под зернохранилище, вырыв под полом глубинки. Ни после войны, ни в позднее время, восстанавливать церковь не стали и на сегодняшний день от неё остались лишь руины. При церкви была церковно – приходская школа. Учились в ней 4 года. Перед революцией построили начальную школу возле церкви. Из архивных записей 1928 года: в школе учатся дети во всех четырёх группах, количество учащихся 70 человек. Затем в 1948 году построили семилетнюю школу. В 2000 году закрыли школу. Для получения образования ездили в образовательную школу села Базарная Кеньша.
Одной из достопримечательностей Сабаново является колодец находящийся в центре села. Вода в нём прозрачнее хрусталя. Сельчане считали, что она самая вкусная и целебная, поэтому для питья использовали только её. К сожалению, колодец разрушился и высох. Лишь накренившиеся, одиноко стоящие столбы, напоминают о былом.
У въезда в село течёт родник. Сельчане с особой трепетностью к нему относятся. В былые времена здесь на Крещение собирались всем селом, а сейчас приезжают только летом, поскольку зимой дороги засыпаны снегом. Бывшие жители специально едут к роднику, чтобы испить воды и умыться. Он и сегодня своим весёлым журчанием встречает каждого путника пришедшего в село.
Дома в селе строились небольшие, с низкими потолками, так как трудно большой дом в зимнее время протопить. Что интересно все окна в доме открывались только в одну сторону. Возле каждого дома ставили амбар из самана и кизяка. Для освещения своих домов в зимнее время, летом заготавливали лучину. Её вставляли в заранее приготовленный трезубец, который ставили в корытце с водой, когда лучина прогорала, она падала в воду и гасла, тем самым сберегая дома от пожара.
В каждом доме имелся передний, так называемый «красный» угол. На местном диалекте - «паза» угол. В котором, под потолком укреплялся киот на одну, две иконки. Он оформлялся вязаными занавесками и украшался расшитым полотенцем. В праздники украшали киот узорно-нарезанной бумагой.
Предметы домашнего обихода – рушники, подзорники, накидки на подушки, валики – украшались вышивкой и обвязывались крючком. Преобладали красный, бардовый, синий, зелёный цвета. В народе верили, что красный цвет обладает чудодейственными свойствами, его связывали с плодородием, здоровьем и достатком, потому угол называли «красным». Основным узором был растительный, цветочный орнамент, по бокам расшивали красочных петухов.
Традиционный женский костюм состоял из длинной нижней рубахи, на неё одевался вышитый по рукавам и подолу шушпан, который подвязывался кушаком, украшенным кистями, поверх одевался фартук. На голову одевался волосник. Мужчины носили холстяные рубахи, которые застёгивались на плече, поверх рубахи подпоясывали кушак с кистями. Девочки носили длинные рубахи, а мальчики носили рубахи со штанами. Праздничная одежда не отличалась от повседневной, просто к праздникам старались сшить новую. Носили в основном лапти. Славились лапти – карть – с косым плетением, низкими бортами и специальными петлями из лыка для прикрепления обор. Обёртывали ноги белыми онучами. Признаком женской красоты считались ноги, ровно и толсто обёрнутые онучами. В зимнее время носили валенки.
3. Общая картина обрядов и праздников
Славилось село Сабаново своими самобытными обрядами.
3.1 Есть такие обряды, которые проводились лишь однажды, сопровождая переломные моменты в жизни человека, - это свадьба, рождение, похороны, проводы.
Свадебный обряд начинался со сватовства. Приходил сват, в сопровождении родственников, которые обсуждали подробности предстоящего события. На девичник – почал ксида ярцами – что в переводе означает – «есть блины» невеста приглашала подругу, которая в свою очередь приглашала свою и т. д. Дальше все шли к родственникам жениха на блины. Свадьба начиналась с выкупа невесты. После выкупа свадьбу первый день гуляли у невесты. Невеста обряжалась в юбку и кофту однотонного цвета, чаще красного. На голову невесты надевали венок, спереди украшенный бумажными цветочками, а сзади украшенный разноцветными лентами, длинной до пояса. По окончании празднества жених вёл невесту в свой дом. Второй день начинался для молодой жены с испытаний, которые устраивали родственники жениха. Например: когда молодая жена несла воду из колодца, то её толками, не давали пройти, старались вылить воду из вёдер. Такими испытаниями проверяли обидчивая ли она или нет, будет ли жаловаться своей родне. При входе в дом прямо у ног разбивали глиняный горшок, давали веник и смотрели: в какую сторону она будет мести мусор. Правильно было мести мусор от порога в дом – это означало, что жена досталась не скандальная и не вынесет сор из избы. Как только она собрала осколки в кучу, родственники жениха всё раскидывали, не давая возможности убрать. Так продолжалось несколько раз. Проверив молодую жену на терпеливость, её задабривали и бросали на осколки от горшка мелкие монеты, затем бумажные деньги, которые предназначались ей на подарок. Под «красным» углом на лавке сидели родители жениха, у ног которых на пол стелили шубу. Молодые вставали на колени перед родителями. Проводился обряд наставления молодым. Суть обряда заключалась в том, что отец давал наставления своему сыну: как надо относиться к молодой жене, как заботится о ней, как помогать. Затем очередь переходила к матери, которая давала наставления своей невестке: как надо относиться к мужу, как заботится о семье, о её обязанностях перед родителями и родственниками жениха. После их место на скамье занимал старший брат с женой, которые продолжали наставления. Затем молодую жену выводили напоказ ко двору, где к этому времени собиралось всё село от мала до велика. Молодая готовила 7-8 нарядов, которые должна была показать. Сваха или подруга выводили невесту из дома жениха в одном из нарядов. Кланялась сначала на восход солнца, затем по сторонам. Сваха громко нахваливала молодую, а родственники жениха и жители выкрикивали обидные слова, передразнивая – «подначивая», требовали поменять наряд. Этот обряд – «вождения невесты» - продолжался до тех пор, пока не кончались наряды. Крёстный отец невесты выходил с полным ведром чистой воды и выливал в сторону обидчиков, как бы смывая все обиды и начиная новую «чистую» жизнь. Всех гостей приглашал к столу. Молодожены садились по центру стола, сбоку от невесты сидела сваха, а сбоку от жениха сидел дружок. На пояс дружку повязывали полотенце, продетое в кольцо, таким образом, он отличался от других. На третий день ряженые искали ярку. Гулянье продолжалось у родственников невесты. На каждый день невеста надевала новый наряд. В приданное обязательно давался сундук, куда укладывали постельные принадлежности, предметы бытового убранства, завесы к передним к углам – «к Богу», подзоры и пелену. Чтобы молодым легче было начать разводить своё хозяйство, в приданое давали козу или тёлочку.
Интересен обряд – «проводы рекрута в армию», по местному – «родня гуляет рекрута». Проводы длились неделю. Будущий солдат ходил «прощиваться» по родным, к крёстному, к девушке. На этих своеобразных посиделках проходили игры, кулацкие дружеские бои, борьба. В борьбе рекрут мерялся силой и сноровкой с теми, кто уже прошел армейскую службу. Утром, перед уходом рекрута благословляла родня. У ног крёстного стелили шубу, на которую рекрут вставал на колени и выслушивал наставления. После наставлений, рекрута обязательно оплакивали. Для оплакивания приглашали плакальщицу. Затем в руки будущему служивому давали медную монетку, которую он должен был пальцами протолкнуть в зазор между брёвнами за божничкой, задабривая и подкупая Господа, чтобы солдат вернулся домой с божьей помощью. Выводили его из дома спиной, провожали с иконой, крёстный отец трижды очерчивал круг ножом вокруг рекрута, создавая тем самым, ему своеобразную защиту. Из села вся родня провожали его с песнями и танцами до самой околицы. По приходу из армии служивый проверял на месте ли его монетка, но её не забирал.
Особых отличительных черт в похоронно - поминальном обряде не было. Когда человек умирал, его одевали во всё новое и читали молитву. Женщины в знак траура надевали чёрные фартуки. Всё время день и ночь родственники находились рядом, оплакивая усопшего. Гроб тканью не обшивали. Хоронили на третий день. Во время похорон всё село выходило провожать усопшего в последний путь. Дорогу от дома до кладбища ни ветками, ни цветами не украшали.
3.2. Следует отметить, что в Сабаново христианские праздники и обряды тесно переплетаются с языческими, перенося элементы от одного к другому, дополняя и приукрашая. Но бережно сохраненные сельчанами они несут особый «мордовский» колорит, неповторимый и привлекательный.
Рождество – престольный праздник села Сабаново. В Рождественский сочельник жители ходили колядовать. Особо почитались колядки собственного сочинения, в которых отмечались характерные черты односельчан. Праздник отмечали три дня. Обязательно пекли пироги и приглашали друг друга в гости. На проводы «старого» года сначала брали старые колёса от телег, связывали их, затем набивали соломой и катили через всё село из конца в конец. Затем закатывали на гору, что у начала села, поджигали и скатывали вниз. Перед домами сжигали старые веники из бани, которые накопились за весь год. На Крещение ходили к роднику, читали молитвы, купались, умывались и пили воду. Несмотря на мороз никто никогда не заболевал. Дома обязательно пекли «коньки», фигурные пироги. На Масленицу бабушки одевали вывернутую наизнанку шубу, разукрашивали лицо, брали веник и ходили по домам просили у хозяев угощение. Но бывало такое, что им отказывали, тогда отказавшего бабушки хлыстали веником. Чаще попадало ребятишкам. Считалось хорошим признаком, что если в этот день хлыстнут ребёнка, то он весь год будет послушным. В этот день просил прощения крестник у крёстного, а крёстный в знак прощения дарил подарок (например: кружку).
Ещё одним почитаемым праздником была Пасха. В этот день никто не сидел дома. Ребятишки старались встать пораньше и разнести весть «Христос Воскресе!». Этого ребёнка сажали на шубу в красном углу и считали его самым почётным гостем - «нарудцка» (в переводе «клушка») и подавали ему самое лучшее угощение, Особой популярностью пользовалось – «катание яиц». Предварительно дома шили тряпичный мячик, который украшали вышивкой и мастерили для него каток, который тоже всячески украшали. Перед катанием каждый расхваливал свой каток и свой мяч. Процесс катания яиц проходил в следующем порядке: сначала устанавливали каток, перед ним выстраивали варёные, крашеные яйца на небольшом расстоянии от катка и друг от друга. Пускали по катку свой тряпичный мяч, задача - сбить как можно больше яиц, попавший забирал яйца в своё лукошко. Троица – «калутан каяма» - завивать венки. На Троицу срубали и ставили берёзу перед каждым домом. Березу наряжали, кто, чем может, чаще цветными тряпицами и цветами из бумаги. Каждая половина села наряжала свой венок. Парни с одной половины села старались вырвать «венок» другой половины, проводились шуточные кулацкие бои на проверку силы и выносливости. Затем всё повторялось на другой половине села. Девушки же собирались вместе и ходили на край села плести веночки из берёзовых веток – «прякшна». Потом обе половины села встречались на середине, где между ними происходило шуточное соперничество. Праздник заканчивался торжественным шествием с песнями и плясками по дороге к речке. Сначала в реку бросали «венки», затем девушки бросали в воду веночки. Если веночек уплывал далеко – это означало, что девушка выйдет замуж на стороне. Если веночек утонет - это означало, что девушка никуда не уедет и останется в селе. Затем все шли купаться, это означало начало купального сезона. Осенью праздновали Кузьминки. «Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать».
4. Биографии почетных жителей
В июне 2009 года из самых уважаемых людей было сформировано Землячество сабановцев. Ежегодно они собираются с бывшими жителями в селе на праздник Троица. Празднование проходило весело при большом стечении зрителей. Гости отметили много самобытных и увлекательных обрядовых действий, в которых участвовали впервые. Это событие стало первой попыткой в возрождении утраченных народных традиций, хранившихся в сердцах людей. О некоторых из них я также собрала информацию.
Николай Александрович Службин - Глава Никольского района Пензенской области, Председатель фракции «Единая Россия» Собрания представителей Никольского района. Родился в 1977 году. Позже получил специальность машинист-тракторист. Параллельно освоил специальность пчеловод-столяр в Качелайском училище Республики Мордовия. Индивидуальную трудовую деятельность начал с торгово-посреднических услуг, три года он руководил Никольским кабельным телевидением. В 2017 году успешно окончил Современную гуманитарную академию. Женат. Воспитывает двоих детей. В 2012 году избран депутатом Собрания представителей Никольского района 3 созыва. С 2013 по настоящее время им проведено 136 сессий, на которых принято более тысячи актов. Николай Александрович в качестве депутата Собрания представителей Никольского района принимает непосредственное участие в решении вопросов местного значения. Его отличает активная гражданская позиция: он принимает участие в общественной жизни Никольского района, постоянный спонсор всех значимых культурных и спортивных мероприятий, благотворительных акций, проводимых на территории города и района. Его девиз - быть полезным своему району и людям, в нем проживающим. За содействие в решении вопросов местного значения, активное участие в социально-экономическом развитии района Николай Службин награжден Благодарностью Законодательного Собрания Пензенской области, Почетными грамотами и Благодарностями главы администрации Никольского района. Отдыхать Николай с семьёй любит в селе Сабаново, где они посещают любимые и дорогие ему с детства места, окрестности. Является одним из инициаторов возрождения народных традиций сабановцев.
Александр Алексеевич Лёвин – индивидуальный предприниматель. Воин – интернационалист. Службу проходил в Афганистане. Награждён орденом Красной Звезды. В 90-е годы он прославился тем, что стал первым (пока остаётся единственным в районе), кто наладил производство картофельных чипсов. В 2003 году приятель Виктор Гальчуткин предложил ему открыть магазин по продаже хрусталя, он ответил: «Давай лучше создадим своё стекловаренное производство». Начали с одной полусамодельной стекловаренной печки, затем открыли первый цех, а через год, когда производство окрепло – второй, ещё более мощный. Сегодня на его предприятии трудятся 400 человек, а продукция пользуется спросом по всей России.
Тандалькин Михаил Тимофеевич 1927 года рождения, коренной житель села, потомок знаменитых пчеловодов. Всю свою жизнь занимался пчеловодством. Его мёд славился на всю округу, своим детям он передал свой опыт в разведении пчёл. Но разведение пчёл не основная его работа. С 13 лет работал на валке леса. Освоил специальность лесоруба. Долгое время работал в цехе химической полировки изделий завода «Красный Гигант». Работая на заводе, он каждый день ходил пешком из села в Никольск на работу и обратно. Имеет трех сыновей и дочь. Сыновьям он передал свои секреты пчеловодства, но только сын Сергей продолжает дело своего отца. Сегодня Михаил Сергеевич живёт в Никольске .
Кабаев Иван Фёдорович родился в 1948 году в селе Сабаново, в многодетной семье. Из 6-ти братьев и сестёр он старший. Среднее образование получил в сельской школе. В 1963 году поступил в Беднодемьяновский техникум механизации и электрофикации. По окончании техникума в 1967 году получил специальность - техник-механик. С июня 1967 года по ноябрь 1969 года служил в рядах Советской Армии в ракетных войсках Архангельской области. После армии поступил на работу в Никольское АТП. Сначала работал инженером по безопасности движения. С 1982 года главным инженером. На данном предприятии проработал 38 лет. Неоднократно награждён грамотами и благодарностями губернатора Пензенской области. Награждён нагрудным знаком «Почётный автотранспортник России». Женат, имеет двух детей и двух внучек.
5. Биографии участников Великой Отечественной войны и воинов-интернационалистов
«Всё дальше в прошлое уходят от нас славные годы войны. На смену одним поколениям приходят другие. Но память о тех кто не вернулся с кровавых полей войны, кто своей грудью защитил честь и независимость нашей Родины, кто, не щадя своей жизни, изгонял захватчиков с нашей земли, кто освобождал народы Европы от фашизма, живёт в сердцах советских людей. Живёт и будет жить вечно".
Нам удалось найти список жителей ушедших на войну и погибших (121 человек), а также список вернувшихся живыми (87 человек) (см. приложение). К сожалению многие не дожили до сегодняшнего дня, и только людская память хранит воспоминания о них.
Архипова Анна Степановна 1923 года рождения. С первых дней войны была мобилизована и отправлена в Рязань, где прошла краткосрочные курсы прожектористки. Участвовала в освобождении Пскова, Тулы, Орла и многих других городов. По окончании войны вернулась в село. В 1976 году переехала в город Никольск и до пенсии проработала на заводе «Красный Гигант».
Лёвин Павел Матвеевич 1925 года рождения. Войну начал в 4 -том отделении понтонного - мостового батальона понтонером, в январе 1943 года. В июне 1943 года его переводят в 61 -ое отделение понтонного - мостового батальона. Здесь он прослужил понтонёром до июня 1946 года. В этом же году его переводят в 36 понтонно-мостовой полк, где он прослужил поваром до апреля 1949 года. Павел Матвеевич награждён орденом Красной звезды 04.1945 году. Медалями «За освобождение Варшавы» 2.12. 1946году, за взятие Берлина» 25.12. 1945год, «За победу над Германией», «30 лет Советской Армии и Флота» 7.11. 1997 год. С войны вернулся не в село, а в город Никольск. С июня 1949 года по октябрь 1966 года проработал на стеклозаводе и был переведён на завод «Красный Гигант», где проработал до февраля 1968 года. В 2010 году Павел Матвеевич отмечает своё 85-летие.
Говоря о ветеранах Великой Отечественной войны нельзя не сказать о новом, молодом поколении, которое было воспитано на боевых традициях ветеранов. Сегодняшние защитники нашего Отечества – гордость односельчан.
Алин Алексей Иванович родился 9 августа 1976 года. Гражданин РФ, по национальности эрзя, корни идут из эрзянского села Сабаново. Закончил МОУ СОШ №2. В 1991 году поступил в ГПТУ №12, закончил по специальности выдувальщик стеклоизделий 3 разряда. Работал на заводе Красный Гигант в цехе №3. 19 декабря 1994 года был призван Никольским РВК, для прохождения службы в рядах вооружённых сил РФ. Службу проходил в отдельной дивизии особого назначения имени Ф.Э. Дзержинского. После сдачи специальных тестов был отобран в подразделение специального назначения «Волк». В период с апреля 1995 г по сентябрь 1996 г в должности командира отделения принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской республики. Принимал участие в боевых операциях по уничтожению незаконных бандформировании по всей территории Чеченской Республики. Одной из известных по освобождению заложников 15 января 1996 года в селе Первомайское Республики Дагестан. Было очень тяжело, без сна, еды, уставшие выполняли боевые задачи нашего государства. Так же сами попадали в засады, несли большие потери, раненые и измотанные понимали и старались делать нашу работу ценной своих жизней. Был отмечен грамотами и знаками 1 и 2 степени « За отличие в службе» и «Участник боевых действий». В августе 1998 года пришел на должность-инструктора заместителя командира взвода, роты специальной разведки 293 отдельного разведывательного Батальона. В 2002 году выполнял боевые задачи на территории Кавказского региона. В октябре 2003 года в должности командира разведывательной группы принимал участие по освобождению заложников в театральном центре на улице Дубровка (Норд-Ост). Лично вынес трёх девушек из числа заложников. Из наград имеет: Зелёный берет, медали: « За ратную доблесть», « За службу в спецназе», был отмечен денежными премиями и ценными подарками. В данный момент работает в ассоциации ветеранов спецназа, учится на 5 курсе экономического факультета в М. Г. У. им. В.П. Горячкина. Женат, воспитывает сына.
Макаров Алексей Петрович родился 24 января 1987 году. Место жительства город Никольск. В 1993 году пошёл в первый класс школы №1. В 2004 году её закончил. С 10 лет начал заниматься борьбой самбо в Детской юношеско - спортивной школе. С 14 лет участвовал в районных соревнованиях по лёгкой атлетике. В 2005 году был призван в армию. Службу проходил в городе Реутов -3 Московской области, в дивизии имени Дзержинского. Затем был переведён в первый Краснознамённый отряд специального назначения «Витязь». За время прохождения службы получил награду – «За отличия в службе» и сдал экзамен на право ношения крапового берета. После службы поступил в Пензенский Государственный педагогический университет на факультет юриспруденции. Сейчас он работает в частном охранном предприятии «Дельта» города Саранск республики Мордовия.
Заключение
Без прошлого нельзя познать настоящего и прогнозировать будущее. История хранит политический, культурный и нравственный опыт предков. Всё более очевидной становится необходимость восстановления утраченных связей современного человека с историей своего народа, своего края.
Почему – то, когда я работала над этой темой, мне всегда хотелось сравнить село Сабаново с жемчужиной. Ведь жемчуг живет и сверкает только тогда, когда за ним ухаживают и заботятся, а когда перестают ухаживать и заботиться, он просто тускнеет, рассыпается в прах, в песок. Так и село пока в нем жили и работали люди, оно жило и процветало, но как только люди перестали жить и заботиться о своем селе, оно сразу стало умирать.
В заключение своей работы мне хочется привести слова академика Д.С. Лихачёва: «Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвёртое, очень важное измерение мира. Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной или миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего».
Я убедилась в том, что изучая историю и культуру людей, живущих рядом на соседней улице, в соседнем селе, районе, городе мы тем самым помогаем сохранить то богатство своего родного края, которое делает всех нас богаче, и патриотичнее.
И есть у Сабановцев большая гордость, что они представители некогда богатого, крепкого мордовского села - села со своей историей и культурой. И сегодня они живут, трудятся, совсем не задумываясь над тем, что они уже стали частичкой истории огромной страны, название которой – Россия.
Актуальность моей работы я вижу в том, что утрачивая такие села с их культурными и историческими ценностями, мы можем утратить и чувство гордости за нашу культуру. В целом перестанем ценить достижения своей страны и, будучи воспитанными на низкосортной сериальной чужеземной «культуре», забудем о своих истинных истоках, дающих силу и веру в то, что мы живём в великой стране с её богатейшими и такими разными традициями.
Я одна из многих юных краеведов, которые собирают и сохраняют по частичкам передаваемые от одного к другому крупицы народной культуры и мудрости, составляющие настоящее богатство. И я уверена, что такая работа необходима не только мне, но и тем, кому интересна наша российская многонациональная культура.
Источники и литература
Всероссийская книга памяти Пензенской области. Пенза: Том 1-2 1994.
Крутов Н.С., Голубчик Е.М., Маркова С.С. «Всё о Мордовии» энциклопедический справочник. Мордовское книжное издательство, 2005.
Лихачёв Д. С. Письма о добром. С.- П: издательство LOGOS 2007
Ожегов С.М., Словарь русского языка. Москва: "Советская энциклопедия" 1973.
Солженицын А. Россия в обвале. Москва: Русский путь, 1998.
Табовко В. Летопись Великой Отечественной 1941-1945 краткая иллюстрированная история для юношества. Москва: «Молодая гвардия», 1985 год.
Яковлева Т.Б., Родин В.С. под руководством Н.Н. Золотенкова. Справочник по административно-территориальному делению Пензенского края за 1663-1991гг.-Пенза, 2003.
Интервью с Тандалькиным Михаилом Тимофеевичем 1927 года рождения записано 1 июля 2021 года Муляновой Полиной
Интервью с Голубевой Марией Максимовной 1940 года рождения записано 25 июня 2013 года Косаревой Александрой.
Интервью с Петряйкиной Надеждой Андреевной 1935 года рождения записано 1 июля 2015 года Косаревой Александрой.
Интервью с Службиным Николаем Александровичем 1977 года рождения записано 18 сентября 2021 года Муляновой Полиной
Интервью с Кабаевой Ольгой Ивановной 1937 года рождения записано 23 сентября 2021 года Муляновой Полиной