Введение
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».
Платон
Актуальность выбранной темы состоит в том, что необходимо знать свою культуру, культуру своей страны, своего города, особенно музыкальную культуру, музыкальные традиции, таким образом мы помним и мы сохраняем музыкальные традиции, культуру и историю. Но нужно понимать, что все культуры по своему уникальны и интересны. Некоторые уже давно тесно переплетены с другими и сильно изменены. Сегодня мы живем в мире, где есть практически всё. Но человечество долго накапливало знания и информацию, чтобы мы сейчас могли пользоваться благами цивилизации. Россия является одной из передовых стран мира, особенно это можно увидеть из культурного наследия нашей страны. Нет надобности доказывать, что культура играет одну из важных ролей в жизни отдельного человека и общества в целом. Еще Николай Рерих говорил, что Культура - это синтез возвышенных и утончённых достижений. Значит, всё лучшее, что достигнуто человечеством на протяжении его истории, содержится в понятии Культура. А без знания своей истории, истории развития культуры своей страны, своего города нет настоящего и нет будущего. Поэтому я хотела бы рассказать об истории музыкальной культуры города Иркутска, о зарождении его музыкальных традиций.
Мотивацией к работе послужило то, что эти знания мне близки и будут необходимы, потому что я получаю образование в музыкальной школе и хотела бы знать, какие основы музыкальной культуры были заложены в моем городе. Я хочу, чтобы большинство людей хоть на один шаг стали ближе к истории музыкальной культуры нашего города
Объект исследования: музыкальные традиции и особенности музыкальной культуры города Иркутска.
Гипотеза: без прошлого, нет настоящего и нет будущего
Цель данной работы заключается в том, чтобы показать, что без прошлого нет настоящего, и основы музыкальной культуры, музыкальные традиции, которые были заложены еще декабристами, дали сильный толчок в развитии музыкального наследия в городе Иркутске.
Для достижения данной цели в ходе работы выполнены следующие задачи:
- Сбор материала о музыкантах, музыкальных событиях XVIII, XIX веков;
- Показать, что музыкальная культура, музыкальные традиции – это история нашего города, его настоящее и будущее
- Оформление доклада и презентации по теме.
Методы исследования: поисковый метод, изучение, описание, анализ, сравнение, размышление, обобщение.
Источниками информации послужили научно-популярная литература [2-7], Интернет-ресурсы [1].
Предполагаемые элементы новизны заключаются в описании музыкальных традиций города Иркутска, определение основ развития музыкальной культуры города.
Результаты данной научно-практической работы могут быть полезны всем, кто занимается музыкальным искусством, историей города; а также гостям города и всем кто увлекается музыкой.
Глава 1. Истоки музыкальной культуры города Иркутска
1.1. Музыкальный Иркутск в XVIII веке
Иркутск – один из старейших городов Сибири, с богатой историей, своей неповторимой культурой. Говоря сегодня о музыкантах Иркутска, стоявших у истоков музыкального образования, следует упомянуть о замечательных традициях, о музыкантах разных поколений, чей вклад в становление музыкального образования и развития музыкальной культуры города неоценим.
Переселенцы в Иркутскую область из северных губерний Российского государства несли с собой свою культуру, свои обычаи, песни, музыкальные инструменты.
Плясали "...под песни, скрипку или балалайку, если они случались". Исполнение хороводных игр в доме во время зимних святок связано именно с северно-русской традицией.
В XVIII веке большой популярностью во всех слоях общества пользовались вертепные представления. Вертеп пришел в Сибирь с Украины. В Иркутске он стал известен уже в первой половине XVIII в. Представления сопровождались хоровым пением, которое было похоже на польское, на подобие мазурок и полонезов. На эти мотивы распевались стихи на искаженном украинском языке. Для заключительных плясок кукол звучала музыка, исполнявшаяся на скрипке. [2]
Иркутск рано превратился в один из очагов русской культуры на Востоке. Уже в XVIII веке открываются первые учебные заведения, в которых музыкальное воспитание сводилось, в основном, к обучению пению. «В Иркутске, — пишет И. Харкеевич, — очень рано из среды купечества выделились культурные деятели, меценаты, владельцы библиотек, собиратели картин и редких коллекций. Усиленно заботясь о воспитании своих детей, купцы нанимали для своих детей частных учителей из числа интеллигентных ссыльных (русских и иностранцев), а также посылали детей учиться в Петербург, Москву и за границу. Таким образом, среди купцов оказывались образованные, культурные люди, т. е. в высших буржуазных кругах вначале XIX в. частично формировалась иркутская интеллигенция» [5, с.7].
1.2. Музыкальная деятельность декабристов, как основа развития музыкальной культуры города Иркутска
В XIX веке Иркутск становится одним из музыкальных центров Сибири. Этим город во многом обязан декабристам, для которых музыка была «средством общения, налаживания связей изгнанников с окружающим их миром. В этот период многим заключенным музыка помогала сохранить присутствие духа, разнообразила мучительно тянущиеся дни…» [5, с. 16]. Я считаю, что именно декабристы, их образованность стали основой в развитии музыкальной культуры города Иркутска. Многие из них были хорошими музыкантами, сочиняли музыку, играли на музыкальных инструментах.
Декабристы уделяли большое внимание музицированию. Они пропагандировали культуру жителям Сибири, в частности в городе Иркутске. Некоторые из них давали уроки иркутским жителям. Я хотела бы рассказать об Алексее Петровиче Юшневском (приложение 1).
Это был удивительный человек, которого не сломила сибирская каторга. «Алексей Петрович (Юшневский) слыл едва ли не лучшим учителем фортепиано в Иркутске и раза три в неделю уезжал на свои городские уроки. Уроков было мало, так как искусство игры на фортепиано всё ещё не пользовалось большой популярностью» [6, с. 126].
Алексей Петрович был всесторонне образованный человек. Он с удовольствием учил крестьянских ребятишек, которые очень любили его и «многие из них находились в восторженном настроении, что учатся у такого прекрасного учителя» [3, с. 154] (приложение 2). Именно Юшневский заложил основы фортепианного искусства в городе Иркутске.
Кроме того, в середине XIX в. в городе особо было распространено музицирование в домах декабристов, что представляло собой одну из форм иркутской концертной жизни.
Например, Мария Николаевна Волконская создала в своем доме литературный и музыкальный салон. Здесь часто собиралась вся элита иркутского общества, бывали интересные столичные гости. Стали проводиться декабрьские вечера, которые в последующем стали традиционными вечерами в нашем городе.
Музыкальная деятельность декабристов не вызывала у местного начальства подозрений, они видели в этом только безобидное развлечение, тем не менее, в Сибири обнаруживалась большая нужда в знаниях и умениях в этой области.
Как я уже писала, декабристы способствовали созданию базы для развития местной музыкальной культуры. Переезжая с места на место, покидая Сибирь, они передавали, продавали свои музыкальные инструменты местным жителям. В Петровске Ивашёвы оставили клавесин, это же сделали Трубецкие в Иркутске и т.д. «В Сибири остались четыре уникальные скрипки декабристов: три Страдивари и одна Гварнери» [5, с. 26]. Писали музыкальные произведения, которые мы можем слышать и сейчас (приложение 3). С приходом декабристов в город постепенно началась складываться музыкальная культура и музыкальные традиции города Иркутска.
Еще одним интересным событием IX века в городе Иркутске было создание в 1842 году Девичьего института Восточной Сибири, который в 1896 году поменял свое название на Иркутский институт императора Николая I. Большинство знаменитых музыкантов Иркутска начинали свою музыкально-общественную деятельность со службы в этом институте. Также Девичий институт заложил традицию ежегодных балов в городе Иркутске. Это учебное заведение было не только центром музыкального просветительства, но и 54 года заменяло иркутянам музыкальную школу.
1.3. Организация Иркутского оркестра в 50-х годах XIX века
Еще один интересный этап развития музыкальной культуры в городе Иркутске, это организация Иркутского оркестра. В 50-х годах XIX века большой популярностью пользовался Иркутский оркестр и его капельмейстер, одновременно и первая скрипка Алексей Михайлович Редров. Одарённый музыкант, на средства, предоставленные ему иркутским купцом Соловьёвым, учился в Петербурге игре на скрипке у Н.Д. Дмитриева-Свечина и капельмейстерскому мастерству у Л. Маурера. В 1857 вернулся в родной город, оказавшись первым среди коренных иркутян профессиональным музыкантом, занял должность первого скрипача и капельмейстера оркестра Иркутского гарнизонного батальона. Выступал с сольными концертами, активно участвовал в концертах любителей и приезжих гастролеров. Как капельмейстер организовывал время от времени симфонические концерты, а также полюбившиеся иркутянам музыкальные вечера. Первым в Иркутске стал выступать с оркестром в городских садах, установив тем самым устойчивую (вплоть до 1950-х) традицию концертов из произведений лёгкой оркестровой музыки на открытых эстрадах.
Также Иркутский оркестр заложил традицию проведения музыкальных вечеров, которые повторялись через каждые две недели, и о каждом давалось особое объявление.
В результате этого в Иркутск стали приезжать иностранные исполнители. Например, в 1858 году 2 марта соло-флейтист Его Величества Короля Нидерландского давал в большом зале генерал-губернаторского дома первый концерт на флейте. 19 октября 1894 года Иркутск посетил пианист из Америки Антон Контский, который дал концерт, но основная его цель была собрать все славянские мелодии для составления исторического и научного альбома.
В 1897 году в Иркутске состоялось первое «общедоступное музыкальное утро», которое пользовалось большой популярностью. Было решено сделать такие представления традиционными.
1.4. Выступления скрипача Кости Думчева
Очень интересной информацией для меня был факт, что в 90-х годах XIX столетия в Иркутске огромной популярностью пользовались выступления 13-летнего скрипача Кости Думчева. Я сама играю на скрипке и любое упоминание об этом инструменте и исполнителе, особенно в истории развития музыкальной культуры города Иркутска, является для меня вдохновением и стимулом развиваться дальше.
С пяти лет Константин начал обучаться игре на скрипке. В восемь лет он исполнил свой первый концерт, с девяти лет дирижировал симфоническим концертом в Екатеринодаре. До революции он проявил себя как виртуозный музыкант-исполнитель. В 1889 году Костя Думчев предпринял первое концертное турне по России (Петербург, Москва, Харьков, Киев, Саратов и другие города), а затем совершил концертную поездку по городам Сибири. Завершением турне явились выступления в Китае, Японии и Америке. 24 апреля 1893 года Думчев дал концерт царской семье в Ливадии. Константин Думчев был лично знаком с Чайковским, который подарил ему в 1893 году в Одессе скрипку работы итальянского мастера Санто-Серафино.
И еще о многих музыкантах можно рассказать, о тех, которые стали основой музыкальной культуры города Иркутска. Это Володя Ружицкий – девятилетний пианист, В.И. Лосев – коренной иркутянин, певец – любитель Леонид Собинов – знаменитый оперный певец и многие другие.
Заключение
Музыкальная культура воздействует на все стороны общественной жизни. Человеческие ценности в музыке не умирают, они передаются от поколения к поколению. «История музыки – это история человечества. Вот слова, которые следовало бы начертать на фронтоне нашего дома» [4, с. 25]. Декабристы заложили фундамент культурного влияния на сибирское общество, благодаря им музыкальная культура стала приоритетной в нашем городе. И до настоящего времени в Иркутске проходят «Декабристские вечера», благотворительные балы, «музыкальные пятницы». А главной музыкальной традицией города Иркутска является традиция приобщения иркутян к музыкальному искусству. Многие музыканты прошлого и настоящего через музыку доносили и доносят до людей любовь к своей Родине, приобщают их к прекрасному. Искусство пробуждает в людях творческое начало, воспитывает способность находить внутреннюю суть предметов, учит чувствовать и понимать красоту. Значит музыка, музыкальная культура – это история нашего города, его настоящее и будущее. И для меня очень важно, что музыкальная культура в городе Иркутске имеет такие корни и продолжает развиваться. Я сама вношу маленький вклад в это развитие, но думаю, что в скором времени этот вклад будет больше. Потому что я люблю музыку, люблю нести людям прекрасное. Музыка помогает мне стать добрее, чище, светлее и хочу, чтобы все стремились к этому, потому что доброта, красота и любовь – это и есть культура, это и есть развитие.
Знание традиций, а особенно музыкальных традиций своей страны, своего города мы сможем сохранить наш русский дух. Как нам говорит история, лишь те народы, которые поддерживали и помнили о своих традициях, смогли выдержать большие проблемы, утеснения и попытки уничтожения Мы должны помнить о своей культуре, о своим традициях. Если мы их забудем, мы забудем кто мы.
Помнить о музыкальных традициях, о музыкальных исполнителях, брать с них пример - это способ открыть для себя что-то новое, узнать больше о своих предках и тем самым передать знания своим потомкам.
Доказательством гипотезы является то, что мы до сих пор чтим музыкальные традиции города Иркутска, они сохранились и передаются из поколения в поколение – это традиционные концерты в Иркутской Филармонии, Декабрьские вечера в доме Волконских, балы в усадьбе Сукачева и многие другие.
Список источников информации:
Википедия [Электронный ресурс]. Статья: Думчев Константин Михайлович URL: Режим доступа: www.wikipedia.ru
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Думчев,_Константин_Михайлович) (дата обращения 24.11.2019)
Иркипедия [Электронный ресурс]. Статья: Музыкальная культура Иркутска до IX века URL: Режим доступа: www. irkipedia.ru
(http://irkipedia.ru/content/muzykalnaya_kultura_irkutska_do_xix_veka) (дата обращения 28.02.2020)
Декабристы в воспоминаниях современников/под ред. В.А. Федорова. – М.: Изд-во Московского университета, 1988. – 508 с.
Орлов Г. Древо музыки. Вашингтон – Спб, 1992 – 186 с.
Роменская Т.А. Музыка в жизни и деятельности декабристов // Декабристы и русская культура. – Л: Наука, 1975. – 243 с.
Сибирские письма декабристов (1938-1950) / Сост. Т. С. Комарова. — Красноярск,1987 – 185 с.
Харкеевич И. Ю. Музыкальная деятельность А. М. Редрова в Иркутске. 50-70-е гг. XIX в. // Сибирь. 1974. № 4. – С. 123-134
Харкеевич И.Ю. Музыкальная культура Иркутска/ И.Ю. Харкеевич. – Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, - 1987. – 280 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Алексей Петрович Юшневский (12 марта 1786, Подольская губерния – 10 января 1844, с. Оёк Иркутской губернии)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Уроки музыки
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Декабрист Федор Федорович Вадковский был скрипачом и композитором. Однако-его музыкальные произведения до сих пор оставались неизвестными.
Вадковским было положено на музыку стихотворение Одоевского «Славянские девы», неоднократно исполнявшееся декабристами в казематах Петровского завода.