Введение
1.1 Актуальность
Патриотизм – это важная ступень развития нравственного сознания личности. Важнейшей функцией образования было и остается сохранение и передача социального опыта, формирование исторической памяти поколений, воспитание человека посредством формирования нравственного начала. Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Самосознание ребенка-дошкольника связано с овладением элементарными сведениями по истории, географии и культуре нашей Родины. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотическое чувство, пройдя через целый ряд этапов пути к своей зрелости, поднимается до общего государственного самосознания до осознанной любви к своему Отечеству.
Живя в Сибири, регионе, насыщенном культурными и этническими особенностями, детям ежедневно приходится сталкиваться с разнообразными этническими культурами, поэтому нам необходимо формировать личность, обладающую развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умеющим жить в мире и согласии с людьми других культур.
Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Актуальность проекта «Национальная культура Прибайкальского края» раскрывают слова А.В. Беляева, о том, что наличие нравственного общества – важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни. Основной и наиболее активной производительной силой такого строительства должны выступать молодые поколения нашей страны.
Со своей стороны, я совершенно согласен с вышеизложенным материалом и поддерживаю точку зрения о том, что каждый житель Прибайкалья должен не просто знать и чтить историю своего края, коренных жителей Прибайкалья, но и разбираться в национальных особенностях коренных жителей Сибирской земли и уметь применять эти знания в учебном процессе и повседневной жизни.
1.2 Цель проекта:
Формирование представлений о многообразии культур народов, живущих вокруг Байкала и их взаимосвязи, формирование представления об истории и культуре родного края.
Задачи проекта:
1. Изучить материалы по данной теме.
2. Познакомиться с народами, живущими вокруг Байкала, их культурой и бытом.
2. Выявить, как отношение человека с природой и природные материалы определили характер национальных построек и предметов традиционного быта, вид одежды, характер труда, следовательно, весь уклад жизни.
3. Развивать художественно-творческие способности (фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому объекту).
4. Воспитывать позитивное отношение к культурным различиям.
5. Развивать умения и навыки взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
Основная часть
2.1 Коренное население Прибайкальского края
Неизведанной и загадочной страной была Сибирь в давние времена — дикая, студеная, пустынная. Немногочисленные племена сибирских народностей — буряты, якуты, эвенки, тофалары и другие — кочевали по необъятным сибирским просторам. Для их кочевий самыми притягательными и щедрыми были прибрежья священного Байкала, тайга и степи между могучими реками Ангарой, Енисеем, Леной, Нижней Тунгуской и Селенгой, белые дали тундры вплоть до Северного Ледовитого океана.
Русские появились в Сибири более четырехсот лет назад. Они принесли с собой житейский опыт, свою культуру, подружились с местными народами, научили их возделывать землю, выращивать хлеб, разводить коров и овец, строить добротные дома. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня, - значит, восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
История нашего Прибайкалья, как многонационального региона, сложна и многообразна. Знание истории и культуры своих предков поможет в дальнейшем с уважением и интересом с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Коренное население Прибайкалья - буряты, эвенки и тофалары.
В иркутской области проживает более 80 тысяч бурят, что составляет 3% общего населения. Эвенки и тофалары относятся к малым народам, их численность около 2 тысяч человек. Буряты живут вокруг озера Байкал, а также южнее и восточнее него. Традиционное занятие бурят – скотоводство.
Эвенки расселились по северным территориям Иркутской области и Красноярского края. Тофалары проживают в Нижнеудинском районе Иркутской области. Тофалары и эвенки – охотники и рыболовы.
2.2 Национальные праздники народов Прибайкалья.
Культурные традиции народов Прибайкалья берут свое начало во взаимоотношениях человека с природой. Суровый климат холодного озера приучил людей почтительно относиться к природным стихиям – Ветру, Солнцу и Воде. Культура коренных народов выражена в старинных верованиях, обрядах и праздниках.
Буряты с древних времен были шаманистами, и большинство проживающих в Предбайкалье сохранили веру предков, хотя многие были обращены в православие. Буряты Забайкалья стали приверженцами буддизма.
Национальных праздников у бурят два. Главный - это традиционный новый год - Сагаалган. При советской власти он назывался «белый месяц», а теперь и вовсе «Новый год», хотя старое название все еще помнят и даже иногда употребляют. Сагаалган в старину у бурят считался праздником молочных продуктов, поэтому и сейчас праздничная новогодняя пища у бурят - это молочная белая пища. Второй праздник - Сурхарбан, что означает «стрельба в сур», то есть в кожаную мишень. Сурхарбан проводится в начале июля.
И в древности, и в настоящее время на Сурхарбан проводится три вида состязаний: стрельба из лука, бега лошадей и борьба. В настоящее время кроме соревнований на Сурхарбан проходят выступления артистов, возобновились молебны лам, для которых устанавливают специальные юрты, люди одевают красивые национальные одежды, и каждый празднует, как умеет.
Национальный праздник эвенков – Больдер. Он проводится в столице Бурятии один раз в два года. Он демонстрирует многоликую самобытную народную культуру эвенков России. В этот праздник эвенки показывают различные обряды: национальный обряд, обряд благополучия, обряд поклонения.
Несмотря на малочисленность и слияние с русской культурой, эвенкам сохраняют свою самобытность. Многие старинные обычаи и традиции соблюдаются и по сей день. Так, эвенки неукоснительно следуют заветам предшествующих поколений – брать от природы ровно столько, сколько необходимо для жизни, делиться добытым на охоте со старыми и одинокими людьми, отмечать приезд гостей как праздник.
Национальный фольклорный праздник тофаларов - Аргамчи-Ыры. Проводится каждое лето. Программа праздника предусматривает этнографический конкурс, смотр фольклорных коллективов, спортивное состязание. Если раньше спортивное состязание включало в себя бега на оленях, то сейчас на бегах используют лошадей.
2.3 Национальный костюм коренных народов Прибайкалья.
В ознакомлении с национальными особенностей культур народов Прибайкалья нельзя не затронуть вопрос национального костюма.
Бурятский национальный костюм
На одежду западных бурят уже в дореволюционное время сильное влияние оказывало соседство русских. Многие буряты, особенно зажиточные, обзаводились городским платьем — пиджаками, жилетами, брюками, шляпами, картузами, сапогами, ботинками и пр. Широко распространялись русские крестьянские зипуны. Национальная зимняя мужская одежда состояла из прямого мехового халата, левая пола запахивалась на правую и застегивалась на боку, что давало возможность правой рукой класть и доставать вещи из-за пазухи. Воротник халата был стоячий, рукава не вшивные, обшлага имели форму раструба. Халат опоясывался длинным куском материи или ременным поясом с серебряными и медными бляхами. С правой стороны к поясу прикрепляли кисет с табаком и табакеркой, нож в ножнах и огниво (хете). Летней одеждой служил халат (терлиг) такого же покроя, как и зимний. Он изготовлялся из какой-либо материи на подкладке, по краям обшивался сукном или плисом. Нижняя одежда состояла из штанов и рубахи, покрой которой был заимствован от русских. Мужскую шапку с острой тульей и расширенным кверху околышем шили из лисьих или волчьих лап, из шкуры кабарги, козули, соболя и др. Сзади шапки на спину спускались две ленты. В восточных аймаках многие мужчины брили до половины голову и отпускали косу.
Женская одежда состояла из рубахи (самса) и штанов (умде), поверх которых носили халат (дегилъ). Он состоял у замужних женщин из сборчатой юбки и кофты, сшитых на уровне талии; левая пола халата запахивалась на правую и застегивалась у ворота, на плече и на правом боку. Рукава часто делались из разных кусков ткани. У основания они были широкие и собирались в сборки на плече, а на конце имели узкие обшлага из плиса. Воротник был невысокий и всегда оторочен полосками цветной тесьмы или шелка. Подол юбки и края обеих иол до кофты обшивались полосами плиса или цветной материи. Место сшива кофты и юбки было также украшено разноцветной тесьмой и шнуром. На халат (дегиль) надевали безрукавку (уджэ), которая состояла или из одного жилета или из жилета и пришитой к нему сборчатой юбки. Разрез шел впереди посредине от ворота и до низа, сзади юбка делалась также разрезная до самого жилета. Края выреза ворота и рукавов, место соединения жилета с юбкой и подол обшивались цветной тесьмой. Девичий халат состоял, так же как и женский, из сборчатой юбки и пришитой к ней кофты. В отличие от женского девичий халат не имел буфов на рукавах. Девушки не носили также безрукавку (уджэ).
Зимой буряты носили дохи из меха домашних коз. Национальный женский головной убор — это шапка, сшитая из цветной материи, с выпушкой из меха (бобра, выдры и др.). От верха шапки сзади спускалась шелковая красная кисть (цзалан). В летнее время женщины повязывали голову платками.
Волосы расчесывали надвое и заплетали в косы. На уровне ушей вплетали в косы две медные или золотые палочки и подвешивали к ним в торжественные дни многочисленные цепочки и подвески. По праздникам под шапку надевалась бархатная, украшенная кораллами и бусами повязка. В ушах носили серебряные серьги, на шее — медальоны с тибетскими молитвами.
Национальную обувь (гутулы) делали из юфтовой кожи или из плиса с коротким голенищем, на толстой войлочной, хорошо простеганной и подшитой кожей подошве; носок обычно был слегка загнут вверх, каблуки отсутствовали. Запятники, носки и голенища иногда расшивались шелком или аппликациями из кожи.
Национальный костюм эвенков
Одежда эвенков, несмотря на ее разнообразие, вызванное близким соседством с другими народностями, сохраняла до известной степени свою специфичность. У всех эвенков сохранилась обувь (унты), настолько приспособленная для переходов по тайге, что ее заимствовали и русские соседи. Унты делаются из сукна и кожи — летние, камусов, «щеток», «лбов» — зимние. Частью одежды, характерной для всех эвенков, были натазники (хэрки) из ровдуги, редко из сукна, а также ноговицы (арамус, гуруми) — длинные гамаши из ровдуги или сукна.
Полностью старинный национальный костюм сохранялся недавно только у эвенков к западу от Енисея. Частично он сохранялся у эвенков, живущих между Енисеем и Леной, и у эвенков к востоку от линии Лена-Байкал; у последних сохранялись только зимние меховые парки и обувь.
Кафтан изготовлялся из шкур оленя (летний — из летней, осенний — из осенней, зимний — из зимней шкур). Спереди на груди полы связывались узкими завязками из ремешков; под кафтаном носили нагрудник. Нагрудник завязывали сзади тесемками на шее и на талии. Длина нагрудника была несколько выше колен. Тип мужского и женского кафтана был одним и тем же, но мужской нагрудник (хэлми) оканчивался острым углом, а женский (нэлли) — прямым срезом; второй тип женского нагрудника был иногда очень широк вверху и закрывал всю грудь и плечи. Бахрома из козьего меха, вставленная в плечевой шов, предохраняла от сырости — капли дождя скатывались по меху. Спинка парадного кафтана была украшена на лопатках мелким орнаментом из меховых полосок. Из таких же полосок сшивался целиком и будничный нагрудник; праздничный, сшитый из ровдуги, обычно был покрыт орнаментом из бисера. Позднее летний и осенне-зимний кафтаны (сун) стали изготовлять из сукна и только зимний — парку (хэгилмэ) — из меха убитого зимой оленя. Рукавицы с прорезью для кисти обычно пришивались к рукавам парки. В лесотундре при далеких поездках поверх парки или кафтана надевали глухой меховой сокуй.
К востоку от линии Лена—Байкал из национальной одежды сохранились только унты и зимняя парка. Эвенки-коневоды Забайкалья, а также манегры и солоны носили халат с широкой, запахивающейся слева направо полой. Эвенки, живущие по соседству с якутами, заимствовали от них кафтан с отложным воротником (мужчины) и безрукавку (женщины).
Нижнее белье появилось у эвенков сравнительно недавно. Русская женская рубаха, которую носили под сарафаном, превратилась у эвенков в платье (урбакэ), дополнившись воланом по подолу. Развитие русской торговли в тайге ввело в быт мужчин, особенно в восточной части, пиджаки, жилеты, брюки, у женщин в некоторых местах — юбки и кофты.
Эвенки Илимпийского района носили шапки типа капора, отороченного вокруг лица и шеи мехом. Праздничная шапочка (элдэн и дэрбэки) дольше всего сохранялась у сымских, а отчасти и у илимпийских эвенков. Она состояла из обода и двух-трех перекрещивающихся на макушке полосок, расшитых бисером. На виски и уши спускались петлями радужные тесемки с нанизанными корольками. К югу от Нижней Тунгуски среди мужчин было широко распространено ношение сложенных широким жгутом платков, которые повязывали вокруг лба и затылка.
Короткие, до плеч, волосы раньше носили распущенными. Более длинные волосы связывали на макушке пучком особой орнаментированной бисером полоской материи (чирэптун). На восток от Енисея до Лены мужчины и женщины, независимо от возраста, носили косы, но косы не заплетали, а пучок волос, крепко стянутый на темени, плотно обматывали полоской ровдуги или тесьмой. Обязательную принадлежность одежды составлял у мужчин пояс, с привешенным к нему ножом в ножнах. Эвенки, жившие от Лены на запад, ножны привязывали к правому бедру. У женщин к поясу подвешивались игольница, сумочка для наперстка, трутница и кисет с табаком.
Одежда тофаларов
Зимнюю одежду шили из шкур оленей и изюбрей шерстью наружу, летнюю — из ровдуги. К концу XIX в. материалом для одежды служили также русские ткани и сукна, отчасти плис, китайская «далемба», бурятские грубо выделанные сукна и овчины. Одежду часто покупали готовую или отдавали ее шить бурятским или русским женщинам. Состоятельные тофалары охотно носили русскую покупную одежду. Женская самодельная одежда состояла из штанов и платья, имевшего разрез на груди; платье подпоясывали кушаком. Зимой верхней одеждой служила шуба (шитая мехом внутрь), собранная у пояса и по вороту в сборку; левая пола, грудь, обшлага и подол шубы опушались красным или черным сукном, плисом, иногда (у богатых) бобровыми шкурами. Летом женщины носили верхнюю одежду того же покроя из ровдуги или из покупной материи. Украшениями служили серьги, оловянные браслеты, кольца. Летнюю обувь шили из шкур, очищенных от шерсти, зимнюю — из шкур шерстью внутрь. Зимой поверх надевали еще обувь из оленьих камусов. Зимним головным убором была шапка, которую шили из оленьих шкур в два слоя — шерстью внутрь и шерстью наружу, с наушниками, завязывавшимися под подбородком. Верхней одеждой мужчин служил летом кафтан, застегивавшийся на правую сторону, с рукавами, широкими вверху, в плечах, и узкими внизу. Зимой носили шубу из шкур с широкими рукавами, иногда обшитыми по краям черным плисом.
2.4 Русский народный костюм сибиряков.
Одежда крестьян изготовлялась из домашней ткани: шерстяной, конопляной, частично льняной. Кроме тканей, для одежды использовались в большей степени, чем в центральных областях России, меха, шкуры, кожа, замша. Старинные национальные формы костюма сохраняли преимущественно группы старообрядцев — кержаков, которые в силу своих религиозных воззрений жили замкнуто и придерживались старинных обычаев, в частности в одежде. Однако и к ним проникали новые, иногда местные виды одежды. Старинный женский комплекс одежды старожильческого населения Западной и Восточной Сибири (включая Забайкалье) носит довольно ярко выраженные черты северорусского костюма. Основные его части: рубашка с прямыми поликами, сарафан и сложный головной убор, состоящий из кички (самшуры), кокошника и позатыльника.
Женская рубашка с прямыми поликами, шилась в старину из холста; позднее верхнюю часть — «рукава» — шили преимущественно из фабричной, частью цветной ткани, а низ — «станушку» — пришивали из холста, нередко «губленого», окрашенного в кубовую краску. Ворот рубашки собирался в сборку и пришивался к обшивке или имел небольшой отложной воротничок.Второй тип женской рубашки — рубашка с «пелеринкой» — кокеткой. Ее стали носить не только с сарафаном, но и с юбкой, нередко превращая в нижнюю бельевую часть одежды, поверх которой надевалась кофточка. Сарафан, надевавшийся на рубаху, назывался косоклинник, дубас, дубасик (термин, известный и в северо-восточных областях Европейской России), дабинник (сибирский термин — от материала — дабы), круглый, полукруглый сарафан. Дополнительной частью женского костюма служил передник. Укажем основные виды передника: 1) нарукавники, которые шились из белого холщового полотнища, перегнутого на плечах, с рукавами (праздничные нарукавники украшали вышивкой); 2) нарукавники с кокеткой, с пришитыми к ней в сборку полотнищами, как правило, покупной, яркой с крупным узором ткани, которые заменили собой старую форму и были наиболее широко распространены; 3) передник, фартук, запон, укрепляющийся завязками на талии, надевался в качестве рабочей части одежды. Данные о других видах женской одежды, надевавшейся поверх рубашки и сарафана, относятся к Приангарью. Носили кабатку, хобатуху — холщевую туникосбразную одежду с рукавами и вырезом для головы, очень напоминающую южновеликорусский касталап или навершник. «Гостеву» кабатку шили из льняной ткани, рабочую — из посконной, окрашивали в темный цвет и носили на работу.
Головной убор состоял из кички с твердой овальной или полуовальной частью, часто называвшейся шамшурой, позатыльника — куска вышитой ткани, иногда украшенного стеклярусом, кокошника — верхней мягкой части шапочки из нарядной ткани. Кокошник здесь как бы соответствует «сороке» в сложном кичкообразном общераспространенном русском уборе. Подобный головной убор известен был в Вологодской области.
Носили и разнообразные платки (косынки, шали, шаленки, полушалье), которые постепенно из дополнительной части к самшуре, кокошнику и другим уборам становятся основными. Девичьи головные уборы, как везде у русских, отличались от женских: носили платок, свернутый жгутом и повязанный по лбу, перевязку, украшенную бисером; следует упомянуть о коснике из разноцветных лоскутов, украшавшем косу, и о колпаке белевом — вязанном из белых льняных ниток (колпак носили девушки в Приангарье). Была в употреблении шапка чебак с матерчатым верхом и меховым околышем, известная и на севере европейской России. Сарафан, а иногда и верхнюю одежду, подпоясывали поясом.
Украшения женщин и девушек состояли из перстней работы, колец, серег и нагрудных украшений, качество и богатство которых зависело от зажиточности их хозяйки. Из нагрудных украшений встречались следующие: 1) анатари — янтарные ожерелья, бытовавшие у многих старожильческих групп Сибири, гайтан — плоская или круглая цепочка из стекляруса или бисера (Приангарье, Алтай). Бисерные гайтаны отмечены также как старинные мужские нагрудные украшения у «поляков» и бухтарминцев.
Мужской костюм состоял из рубахи, пояса, штанов, головного убора, верхней одежды и обуви. Старым типом мужской рубашки является туникообразная холщевая рубашка общерусского покроя без «ошейника» — воротника, с разрезом преимущественно с левой, но иногда и с правой стороны.
Штаны, поверх которых выпускалась рубаха, подпоясанная поясом, назывались порты, гачи (старые славянские термины). Кроме обычного русского покроя штанов (с нешироким шагом), носили широкие штаны — чембары, шаровары (распространенные сибирские названия). Сибирской особенностью является использование для штанов овчины, козьего меха, кожи, замши. Старинные кожаные штаны, составлявшие часть кержацкого костюма на Алтае, украшали вышивкой тамбуром, «по-киргизски».
Головные уборы состояли из валяных шапок с конусовидной, полусферической или цилиндрической тульей (эта форма аналогична трешневику центральных областей). Носили валяные шляпы с полями, летом — соломенные. Праздничные шляпы украшали Селезневыми и павлиньими перышками. В конце XIX в. распространился картуз — курашка. Разнообразны были зимние шапки: с четырехугольным дном, полусферической формы с меховой опушкой, ушанки с длинными наушниками. На поясе (опояске, кушуке), тканом или ременном, мужчины носили нож в ножнах, кисет с табаком и крючок для прочистки курительной трубки. Зимняя меховая одежда отличалась разнообразием. Кроме общерусских шубы из овчины, полушубка, тулупа также из овчины, характерной является яга, или доха, надеваемая поверх обычной зимней одежды. Доха — однобортная прямая одежда, сшитая из собачьего, козьего, оленьего пли маральего меха. Распространено было в Сибири ношение меховой и ровдужной одежды, приобретавшейся у соседних народов; эвенкинская одежда, теплая и легкая, носилась промысловиками-звероловами, рабочими на золотых приисках. Оленьи кухлянки и замшевые парки носили русско-устинцы. марковцы, колымчане и др.
Обувь шили из кожи и меха. Обычной обувью для обоих полов были так называемые чарки, чары, черни 4 — род кожаных туфель, носившихся с чулками, сшитыми из сукна или вязаными. Праздничной обувью были русские сапоги. Для работы в будни носили легкие сапоги — бродни, обутки — характерную обувь сибирских крестьян, шившуюся из сыромятной или чирочной кожи внутренним швом и затем вывороченную. Широкое голенище бродней достигало колен и укреплялось ремешками у щиколотки и выше икр. Летом их носили с портянками, зимой — с суконными онучами. Была в употреблении и мягкая обувь — якутские торбаса, сары, бурятские и эвенкийские унты и другие, приобретавшиеся русскими у соседних народов.
Заимствуя многие удобные местные формы одежды, русские, в свою очередь, оказали большое влияние на одежду народов Сибири, содействуя распространению более усовершенствованной техники шитья и покроя русской одежды. Многие из местных народов впервые узнали нательную, а потом и верхнюю одежду из ткани только после освоения Сибири русскими.
Русское влияние на эвенков особенно сказалось в золотопромышленных районах: в районе Бодайбо эвенки носили брюки, рубахи, кофты из ситца, сатина и других покупных тканей. У хакасов мужские и женские рубахи до сего времени сохраняют отдельные элементы (нолики, ластовицы), свидетельствующие об их русском происхождении. Русская обувь, платки, картуз получили широкое распространение в Сибири.
Выводы
Сибиряки – слияние культур и традиций. Жители Прибайкальского края составляют фундамент как отдельной национальной культуры, так и ее стилизацию в условиях современного общества.
Нельзя не отметить, что в истоках современной культуры населения Прибайкалья лежит как праславянская культура русских поселенцев, так и традиции коренных жителей степных и таёжных районов. Большое влияние оказали и другие народы – татары, украинцы, поляки, евреи и многие другие, все, кто «доброю волей» или по принуждению властей приехали осваивать Байкальскую землю. Такие многонациональные культурные корни позволили сформироваться и окрепнуть знаменитому сибирскому характеру – сильному и твёрдому, находчивому и предприимчивому, и в целом всегда оптимистичному. В трудных ситуациях Россию не раз выручали сибиряки, так было и в тяжелую военную годину, и в мирное время их таланты умножали российское богатство. И конечно, свою созидательную энергию сибиряк черпал в прекрасной и суровой красоте сибирского моря – Байкала, отчётливо понимая, что его долг сохранить первозданное его величие.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В результате работы, над проектом по формированию представлений о многообразии культур народов, живущих вокруг Байкала и их взаимосвязи, цель была достигнута.
4. Список литературы
Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика/ О. В. Гукаленко. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. - 510с.
Есипенок.С. И. – Иркутск, 1989 Байкала-озера сказки
Косых А. П.История Иркутской области
Князева М.Д., Маханёва О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Образовательная порционная программа. – СПб., 1987.
Стародумов В. П. Ангарские бусы: Байкальские сказки/ Худ. кн. Изд-во, 1991г.
Сборник "Народы Сибири"/ Национальные костюмы народов Сибири. Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва - Ленинград, 1956г.
Шульгина Е. А. худож. Сергей Григорь-ев. Иркутск: Изд. обл. дет. б-ки им. Марка Сергеева, 2008. - 40 с.: цв. ил. (Мы живем вокруг Байкала) Буряты: культура, традиции, обычаи /
Шульгина Е. А. Эвенки: культура, традиции, обычаи / худож. Сергей Григорь-ев. Иркутск: Изд. обл. дет. б-ки им. Марка Сергеева, 2009. - 46 с.: цв. ил. (Мы живем вокруг Байкала)
Costumer.narod.ru