Пензенское художественное училище

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пензенское художественное училище

Кочкурова К.Е. 1
1МБОУ СОШ №47 г. Пензы
Севостьянова И.В. 1
1МБОУ СОШ №47
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Более ста лет назад создавалось художественное училище усилиями замечательных людей, наших земляков. Здание школы - памятник истории и архитектуры федерального значения - построено по проекту гражданского инженера А. П. Максимова на месте, выбранном душеприказчиком Н. Д. Селиверстова, известным путешественником П.П. Семеновым-Тянь-Шанским. Подлинный шедевр архитектуры, которое по сей день радует жителей Пензы и ее гостей своей красотой. Талантливый живописец, К. А. Савицкий, будучи первым директором художественного училища, заложил основы его педагогической и творческой жизни. В становление Пензенского художественного училища, в развитие отечественной художественной школы значительный вклад внесли кроме вышеназванных педагогов преподаватели спецдисциплин А. И. Вахромеев, А. И. Штурман, И.С. Горюшкин-Сорокопудов. Традиции К. А.Савицкого на посту директора продолжили А.Ф.Афанасьев и Н.Ф.Петров, академик живописи. Благодаря работе училища славится Пензенский край художественными талантами – по всей России известны его выпускники. Творчеством пензенских художников любуются люди во всех ее уголках, во многих художественных галереях мира представлены их работы. Со всей страны съезжаются к нам, в Пензенское училище, молодые дарования.

Актуальность работы заключается в том, что необходимо знать историю своего родного края. Необходимо сохранять памятники культурного наследия и способствовать дальнейшему развитию исследований объектов. Повысить заинтересованность людей к исследованию родного края.

Цель моей работы: проследить историю создания Пензенского художественного училища имени К. А. Савицкого. Охарактеризовать время, место его появления. Также интересны и люди, принявшие участие в его возникновении.

Задачи исследования:

уточнить историю создания училища;

выделить архитектурные особенности училища;

проанализировать систему обучения в училище;

проанализировать архивные документы, касающиеся Пензенского художественного училища.

Объектом исследования является Пензенское художественного училище им. К. А. Савицкого.

Предметом исследования являются время, место появления училища, люди, принявшие участие в его возникновении.

Новизна: данная работа является одной из попыток изучения Пензенского художественного училища имени К. А. Савицкого. Прикладная и учебно-просветительская значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в процессе преподавания курса исторического краеведения.

I. Пензенское художественное училище (архитектура)

Россия на рубеже 20 веков, промышленный подъем, активное гражданское строительство в столице и провинции, духовный расцвет, «Серебряный век» русской культуры. Именно культурным процессом того времени было востребовано учреждение художественного училища и строительства для него здания в Пензе.

Столетие назад здание художественного училища было построено в историческом центре города, став одной из архитектурных единиц, организующих композицию Соборной площади (ныне Советской) и сквера М. Ю. Лермонтова. Это место являлось для того времени духовным, светским, интеллектуальным и эстетическим центром Пензы.

Соборная площадь являлась главной в городе. В пределах площади возвышался величественный Спасский Кафедральный собор (полностью разрушенный в 30 годы 20 века). Пять его глав, сферический купол со шпилем, четырехъярусная колокольня были видны почти изо всех районов города.

Рядом с Собором была расположена не менее выразительная по архитектуре Никольская церковь. Несколько выше Никольской церкви располагался комплекс архиерейского дома с крестовой церковью и звонницей (последние и многие другие детали разрушены). По западной части периметра площади располагались дома губернатора, вице-губернатора, - а рядом здание женской гимназии. Южную часть площади занимает сквер, в котором воздвигнут первый в России памятник – бюст М. Ю. Лермонтову.

Для строительства здания Пензенского художественного училища была выбрана южная часть периметра соборной площади (между зданиями городской управы и Государственного банка), на углу Садовой (ул. Лермонтова) и Пешей (ул. Богданова) улиц.

Своим появление Пензенское художественное училище обязано легендарному русскому меценатству. Выдающийся русский государственный деятель, генерал – лейтенант Н. Д. Селиверстов, служивший Пензенским губернатором с 1867 по 1873 гг., завещал после своей смерти, последовавшей в 1890 г. (Н. Д. Селиверстов был убит террористами), коллекцию своих картин, библиотеку и денежные средства на строительство здания рисовальной школы. В будущем здании по проекту предполагалось разместить рисовальную школу, художественный музей, библиотеку Н. Д. Селиверстова, а также квартиры нескольких штатных преподавателей.

Проект здания был выполнен в 1892 - 93 гг. действительным членом Санкт – Петербургского общества архитекторов гражданским инженером и коллежским советником А. П. Максимовым. Приложение № 1. По его же проекту в Пензе неподалеку, на углу Никольской (К. Маркса) и Лекарской (Володарского), был построен второй корпус реального училища (ныне школа №4).

Разрабатывал рабочие чертежи и непосредственно наблюдал за строительством здания, пензенский губернский архитектор А. С. Эренберг. Им были внесены некоторые изменения в проект А. П. Максимова. А. С. Эренбергу, например, принадлежит авторство рисунков, по которым были выкованы решетки окон цокольного этажа.

Художественный характер. Архитектурно – пространственная композиция здания Пензенского художественного училища П – образная в плане. Кроме основного корпуса в комплекс училищных строений входил каретный сарай, расположенный во дворе, и ледник. Каретный сарай был преобразован К. А. Савицким в разделенное надвое помещение скульптурных мастерских (собственно класс и ателье педагогов). Основное сооружение состоит из центрального ризалита, объединяющего два примыкающих к нему крыла (восточное и западное).. этим определялось наличие нескольких фасадов: северного (главного, выходящего на площадь, сквер и Садовую улицу), восточного (выходящего на Пешую улицу) и южного (дворового).

Пензенское художественное училище расположено на участке с уклоном, это определило различную этажность его отдельных частей. Западное крыло – двухэтажное, восточное – трехэтажное.

Цветовое решение всего здания построено на контрасте между красным цветом кирпичной кладки стен и белыми лепными деталями, карнизами и цоколями.

Первоначально предполагалось разместить на первом этаже мужское отделение училища, а на втором этаже – женское. Незадолго до завершения строительства К. А. Савицкий, назначенный директором училища, настоял на введении там совместного обучения. Западное крыло здания было занято квартирами сотрудников.

При дальнейшей эксплуатации здание менялось функциональное назначение некоторых помещений. Например, весь цокольный этаж восточного крыла был занят под мастерские преподавателей. Парадные входы обоих крыльев были закрыты. Основной фонд библиотеки, завещанной училищу Н. Д. Селиверстовым, был сдан в 1930 г. в макулатуру, после этого библиотека уже не нуждалась в обширных помещениях, которые она первоначально занимала, и была переведена в другое место.

Прошедшее столетие неизбежно отразилось на внешнем облике здания и на его внутреннем пространстве. Пензенское художественное училище прожило долгую жизнь, на период его существования приходились и революции, и мировые войны, великие и малые события. Время принесло лишь потери. Это утраты многих архитектурных и интерьерных деталей, перепланировки, отсутствие капитального ремонта и реставрации десятилетиями, значительное увеличение численности студентов и преподавателей. Таким образом, архитектору А. П. Максимову удалось создать выдающееся для Пензы произведение архитектуры, лучшее здание в городе по своим художественным и функциональным качествам.

II. Обучение в Пензенском художественном училище.

11 ноября 1892 года в Пензенской городской думе был поставлен вопрос об организации комиссии по постройке в Пензе рисовальной школы имени генерал – лейтенанта Н. Д. Селивертова. Школа строилась на средства, завещанные Селиверстовым в сумме 150 тысяч рублей. Здание выстроено было к 12 декабря 1897 года, с того же года приступили к занятиям. 5 августа 1898 года рисовальная школа стала называться Пензенским художественным училищем, которое являлось средним учебным заведением. Цель: «образовать живописцев, скульпторов и рисовальщиков для художественных надобностей и художественно – промышленных производств»1.

Училище состояло в ведомстве Министерства императорского двора и ведении императорской Академии художеств.

Обучение в училище распределялось между пятью классами с годичным курсом обучения в каждом и тремя специальными художественными классами.

Пензенское художественное училище состояло из 3 отделений:

художественное с пятью рисовальными и тремя специальными классами – живопись, скульптура, прикладное искусство;

общеобразовательное с пятью классами;

специально – научного с 4-мя классами.

В младший класс училища принимались лица обоего пола с 12 лет со знанием, соответствующим курсу 2-х классного сельского училища. В примечаниях представлена программа классов училища. Приложения № 4, 5, 6.

Ученикам, окончившим полный курс, присваивало звание профессионального рисовальщика с выдачей аттестата об окончании курса с правом преподавания рисования, черчения и чистописания в средних учебных заведениях.

Надзор и руководство за деятельностью училища возлагались на директора, который назначался Академией художеств на 5 лет. С 1897 – 1905 гг. директором был К. А.Савицкий.

При училище имелся музей, основой создания которого явилась коллекция картин, унаследованная от бывших пензенских губернаторов А. А. Татищева, Н. Р. Селиверстова. При открытии музея в основании его было положено только 2 отделения: художественное и промышленное.

К 1902 году были постепенно открыты еще 6 отделов: церковный, естественно – исторический, археологический, этнографический, нумизматический, палеографический. Музей состоял в ведении хранителя музея, избираемого и увольняемого попечительным Советом.

В своей работе я использовала материала Государственного Архива Пензенской области, в котором хранятся документы за 1894 -1918 гг. это:

1) Переписка по постройке здания: это договора с подрядчиками, мастерами, кузнецами, договора с заводами (Рижского цементного завода)1 и др. Представлены договоры с Московским Международным Торговым Банком по поводу займов2.

2) Документы учащихся и преподавателей: (Об определении на должность преподавателя Коровина Петра Ивановича)3. Приложение № 2.

3) протоколы заседаний ученого комитета;

4) сметы доходов и расходов;

5) отчеты по училищу, и др.

Я приведу некоторые положения, которые касаются организации училища:

Управление Министерством Императорского Двора

За подписью барона Фредерикса.

Положения о Пензенском Художественном Училище Николая Дмитриевича Селиверстова.

№1. Пензенское Художественное Училище Николая Дмитриевича Селиверстова есть среднее учебное заведение, и имеет целью образование живописцев, скульпторов и рисовальщиков, для надобности художественно – промышленных производств и вообще содействию художественного развития в местном население.

№2. Училище состоит в ведомстве Министерства Императорского Двора и в ближайшем ведении Императорской Академии Художеств.

Почетным попечителе училища состоит Пензенский Губернатор.

№4. Высшее руководство училищем в художественном отношении принадлежит Императорской Академии Художеств, а наблюдение за его деятельностью местному Попечительскому Совету, состоящему под предводительством Почетного Попечителя, из Пензенских: Губернатора, Предводителя Дворянства, члена Губернской Земской Управы, Городского Головы и Директора училища.

№5. Обязанности Попечительского Совета:

- рассмотрение и утверждение годовых смет, предоставляемых Директором Училища и Хранителем музея, а также отчетов их об исполнении этих смет;

- распоряжение капиталами училища;

- выборы и увольнение хранителя музея.

№6. В непосредственной связи с училищем состоит художественно – промышленный музей и библиотека.

№7. Училище, музей и библиотека помещаются в одном здание, возведенной на земле приобретенной душеприказчиком Н. Д. Селиверстова.

№ 15. В младший класс училища принимаются лица обоего пола, имеющие не менее 12 лет от роду.

Обучение в училище было платным, об этом говорит пункт 18.

№18. Ученик и вольнослушатель вносит за обучение годовую плату, размер которой устанавливает попечительский совет.

№19. По окончании получают звания рисовальщика и аттестата об окончании курса с правом преподавания рисования, черчения, чистописания в средних учебных заведениях.

№24. Директор училища назначается Императорской Академией Художеств.

В архиве представлен план занятий училища. Итак, в научном отделении преподавались: закон божий, русский язык, арифметика, геометрия, география, всеобщая история, русская история, русская словесность, иностранный язык, хоровое пение. Кроме этого: анатомия, проектирование, методика рисования, методика чистописания, история искусств, история орнамента1. В приложениях можно посмотреть фото документов из архива.

Заключение

Таким образом, художественное училище, созданное на рубеже 19-20 веков является и сегодня неотъемлемой частью городской культуры. История, память, традиции важны и сегодня в 21 веке.

Интересна его судьба после 1918 года. С 1918 года начинается период многочисленных реорганизаций и переименований. Этот процесс сопровождался не только гонением на педагогов – сторонников реалистического искусства, но и уничтожением богатой учебной базы. Только в 1936 году училище получает современное название и возвращается к традициям русской художественной школы. В годы Великой Отечественной войны училище возглавляет И.С.Горюшкин-Сорокопудов. Он укрепляет авторитет училища, преподавание ведется на высоком уровне.

В 1955 году училищу присвоено имя К.А.Савицкого. С этого года преподавание ведется по четырем специальностям: живопись (4-5 лет) - готовит преподавателей рисования и черчения для школ и детских художественных школ, декоративно-оформительское (дизайн) (4 года) – готовит художников-оформителей (дизайнеров), скульптурное (4-5 лет) – готовит скульпторов-исполнителей, театрально-декорационное (4 года) – готовит театральных художников. В разное время училищем руководили И.В.Владимиров, Ю.К.Бельдюсов, Р.В.Анохина, В.М.Трушин. С 1996 года директором училища является А.Н.Косырев.

Значительный вклад в развитие пензенской художественной школы внесли педагоги М.В.Бунчин, М.Е.Валукин, А.С.Шурчилов, А.И.Смирнова, А.В.Сиверин, Б.Н.Молчанов, Э.С.Иодынис, Г.И.Малов, Г.Д.Епишин, А.П. Афанасьев и другие.

В 1998 году училище отметило свой 100-летний юбилей. За это время в училище учились и окончили его свыше пяти тысяч человек. Среди них видные художники, архитекторы, педагоги, деятели культуры: В.Е.Татлин, А.В.Лентулов, В.Д.Фалилеев, Г.К.Савицкий, А.Е.Карев, В.В.Волков, Г.Н.Горелов, Г.М.Гюрджан, Ю.И.Нехорошев, М.Н.Сидоров, А.А.Оя, А.Д.Бурзянцев, В.В.Непьянов, С.М.Никиреев, Г.А.Мазурин, Р.И.Лебедева, В.П. Пензин и другие.

Источники

В. А. Дусовицкая. ALMA MATER. / Искусство Пензы. 1998. С. 4-13.

История Пензенского Края. Часть 1. 1998.

Государственный Архив Пензенской Области, Фонд 120, Опись 1, Дела 1-30.

Приложение № 1.

План Пензенского художественного училища1.

Приложение №6.

Приказ Росохранкультуры от 08.11.2010 N 286

Об утверждении границы территории объекта культурного наследия федерального значения "Здание Художественного училища, в котором работал художник Савицкий Константин Аполлонович" и правового режима использования земельных участков в границе территории объекта культурного наследия

В соответствии с пунктом 5.8.2 Положения о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 407, приказываю:

1. Утвердить:

границу территории объекта культурного наследия федерального значения "Здание Художественного училища, в котором работал художник Савицкий Константин Аполлонович", расположенного по адресу: Пензенская обл., г. Пенза, ул. Богданова, 1/6 (адрес на период постановки на государственную охрану в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. N 624 "О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР": Пензенская обл., г. Пенза, ул. Лермонтова, 1/6) (далее - объект культурного наследия), согласно Приложениям N 1, 2;

правовой режим использования земельных участков в границе территории объекта культурного наследия согласно Приложению N 3.

2. Управлению делами направить копию настоящего Приказа:

в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в срок не более 7 дней;

в Департамент градостроительства Пензенской области в срок не более 7 дней;

в Министерство культуры и архива Пензенской области в срок не более 7 дней.

Руководитель
А.В.КИБОВСКИЙ

Приложение N 1
к Приказу Федеральной службы
по надзору за соблюдением
законодательства в области
охраны культурного наследия
от 8 ноября 2010 г. N 286

ГРАНИЦА ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "ЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО УЧИЛИЩА, В КОТОРОМ РАБОТАЛ ХУДОЖНИК САВИЦКИЙ КОНСТАНТИН АПОЛЛОНОВИЧ"

Схема не приводится.

Приложение N 2
к Приказу Федеральной службы
по надзору за соблюдением
законодательства в области
охраны культурного наследия
от 8 ноября 2010 г. N 286

ОПИСАНИЕ ГРАНИЦЫ ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "ЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО УЧИЛИЩА, В КОТОРОМ РАБОТАЛ ХУДОЖНИК САВИЦКИЙ КОНСТАНТИН АПОЛЛОНОВИЧ"

Граница территории объекта культурного наследия начинаясь от грани тротуара здания (поворотная точка А), проходит по грани подпорной стены (поворотные точки А - Б), поворачивает под углом 90° и идет по грани тротуара вдоль ул. Богданова на юго-запад до створа с подпорной стеной жилого дома N 3 по ул. Богданова (поворотная точка В), поворачивает под углом 90° и идет на северо-запад (поворотные точки В - Г - Д), далее вдоль стены хозяйственных построек училища (поворотные точки Д - Е), параллельно дому N 5 по ул. Куйбышева до юго-западного угла хозяйственных построек (поворотные точки Е - Ж), затем повернув под углом 85° на юго-восток, проходит по линии ограждения (поворотные точки Ж - З), делает небольшой изгиб в сторону здания (поворотные точки З - И), далее поворачивает на юго-восток до поворотной точки К, затем поворачивает под углом 90° на северо-восток (поворотные точки К - Л), проходя между домом N 8а по ул. Лермонтова и объектом культурного наследия, до поворотной точки А.

КООРДИНАТЫ ПОВОРОТНЫХ ТОЧЕК ГРАНИЦЫ ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "ЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО УЧИЛИЩА, В КОТОРОМ РАБОТАЛ ХУДОЖНИК САВИЦКИЙ КОНСТАНТИН АПОЛЛОНОВИЧ"

-------------+----------------------------------------------------

¦Наименование¦ Координаты поворотных точек (МСК) ¦

¦ поворотной +-------------------------+-------------------------+

¦ точки ¦ X ¦ Y ¦

+------------+-------------------------+-------------------------+

¦А ¦6185,61 ¦10928,86 ¦

+------------+-------------------------+-------------------------+

¦Б ¦6165,92 ¦11001,35 ¦

+------------+-------------------------+-------------------------+

¦В ¦6099,92 ¦10984,25 ¦

+------------+-------------------------+-------------------------+

¦Г ¦6106,94 ¦10960,29 ¦

+------------+-------------------------+-------------------------+

¦Д ¦6118,29 ¦10927,18 ¦

+------------+-------------------------+-------------------------+

¦Е ¦6127,81 ¦10903,03 ¦

+------------+-------------------------+-------------------------+

¦Ж ¦6128,15 ¦10902,08 ¦

+------------+-------------------------+-------------------------+

¦З ¦6142,47 ¦10907,29 ¦

+------------+-------------------------+-------------------------+

¦И ¦6144,46 ¦10909,08 ¦

+------------+-------------------------+-------------------------+

¦К ¦6143,04 ¦10914,40 ¦

+------------+-------------------------+-------------------------+

¦Л ¦6179,61 ¦10926,99 ¦

-------------+-------------------------+--------------------------

Приложение N 3
к Приказу Федеральной службы
по надзору за соблюдением
законодательства в области
охраны культурного наследия
от 8 ноября 2010 г. N 286

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В ГРАНИЦЕ ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "ЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО УЧИЛИЩА, В КОТОРОМ РАБОТАЛ ХУДОЖНИК САВИЦКИЙ КОНСТАНТИН АПОЛЛОНОВИЧ"

Для территории памятника установлен режим использования земель историко-культурного назначения.

Разрешается:

реставрация, консервация, ремонт, приспособление памятника для современного использования, благоустройство территории;

реконструкция инженерных сетей и дорог, не создающая угрозы памятнику.

Запрещается:

снос памятника, изменение объемно-пространственных характеристик здания, новое строительство.

1 ГАПО Ф. 120. Оп. 1. Д. 12. Л.7.

1 ГАПО Ф. 120. Оп. 1. Д. 30. Л. 47, 51, 53.

2 ГАПО Ф. 120. Оп. 1. Д. 30. Л. 74

3 ГАПО Ф. 120. Оп. 1. Д. 30. Л. 2, 3, 4.

1 ГАПО Ф. 120. Оп. 1. Д. 30. Л. 19.

1 ГАПО Ф. 120. Оп. 1. Д. 12. Л.12.

Приложение № 2

Приложение № 3.

Приложение № 4.

Приложение № 5.

Просмотров работы: 178