Введение
История населенных пунктов нашей родины уходит корнями в далекое прошлое, храня в себе, что-то таинственное, загадочное и необычное. Гипотеза исследования: в топонимических названиях отразилась история сел и деревень, история ее образования, имена его первооснователей, история заселения территории башкирскими племенами, их занятия и образ жизни.
Задачи исследования: изучить теоретическую литературу по данной теме и историю происхождения сел и деревень Кугарчинского района, выявить закономерные особенности происхождения сел и деревень района .
Объект исследования: Кугарчинский район. Предмет исследования: происхождение сел и деревень Кугарчинского района.
Актуальность исследования: каждый человек должен знать свои корни – свое происхождение, историю своего народа.
Обзор литературы: в «Истории сел и деревень Башкортостана» известный ученый по истории Башкортостана Анвар Закирович Асфандияров пищет : «На территории нынешнего Кугарчинского района большинство деревень относились к Кара-кипчакской волости и некоторая часть-Бурзянской»[2,180]. Как пишет А.З.Асфандияров, деревни Кугарчинского района принадлежали семиродцам. Данная тема также изложена в сборнике «Кугарчинский район», изданный в 2015 г.и в статье .Мурзабулатов М.В. «Из истории Кугарчинского района. Кугарчинский район. Национальный составна селенных пунктов по переписям XVII-XX веков и 2002 г».
Методы исследования: сбор информации, выдвижение гипотезы, постановка цели и задач, планирование работы, анкетирование, корректировка результатов.
Основная часть
А) Племенные объединения на территории Кугарчинского района
Наша малая родина - Кугарчинский район, на территории, которого проживают потомки башкирских племен – кипчаки, усерган, бурзян. Большинство деревень и сел района основали потомки племени кыпчак. В исторической литературе кипчаков , именуют половцами. Ученые считают, что ядро кипчаков. сформировалось в Северной Монголии и Южной Сибири.1 Первое упоминание о половцах в русских летописях сводится к XI веку.Кипчаки в XI-XII веке образовали свое государство — Дешт-и-Кипчак («Кипчакская степь»).Первые сообщения о появлении кыпчаков на территории Башкортостана относятся к XI-XII векам. После XIV века часть кипчаков растворилась среди башкир, образовав целый ряд родов: кара-кипчак, бушмас-кипчак, суун-кипчак, санкем-кипчак, сарыш-кипчак, карагай-кипчак, гарей-кипчак . В Кугарчинском районе также живут и потомки племени бурзян , которые основали такие деревни, как Туембетово (Байаулы), Айгай-Мурсаляй, Верхнее и Нижнее Сюрюбаево, Мукачево, Назаркино,Санзяпово, Каскиново[ 1,14]. Родовые подразделения бурзян: мунаш, ногай-бурзян, ямаш, янсары, байулы-бурзян. . В конце XVIII-XIX веках бурзяне смешались с юго - восточными башкирами.В районе также проживают также немногочисленные потомки племени усерган. Родовые подразделения племени усерган : сураш, айыу, бишей и шишей. Под натиском монголов в XIII веке усерганы ушли в предгорья Южного Урала.
Таким образом, на территории современного Кугарчинского района живут потомки башкирских племен – кипчаки, усерган, бурзян и единственная деревня Тангаур была основана племенем тангаур в XIX веке.
Б.Основные занятия башкирских племен на территории Кугарчиского района.
Главным занятием жителей в прошлом было полукочевое скотоводство. Башкиры разводили коней, коров, овец, коз. На формирование башкирской национальной кухни огромное влияние оказал полукочевой образ жизни башкир. В основе национальной башкирской кухни -постоянное сочетание мясных, молочных, зерновых продуктов и продуктов охоты. Популярные национальные блюда жителей района: казы, бишбармак, сливки, сметана, масло, творог, красный творог, корот, кумыс, бал, бузу, айран, мёд. Коренное население также занималось бортничеством, охотой, рыболовством, изготовлением одежды, обуви из кожи, обработкой дерева ,изготовлением деревянной посуды и ювелирных украшений. [приложение 1,2,3,] В ювелирных украшениях и в одежде башкирские девушки и женщин использовали кораллы, янтарь, серебро, бисер, сердолик, обработанное стекло. Одежду шили из овчины, войлока, меха, кожи ,сукна с применением вышивки, аппликации, ткачества, вышивки из бисера, кораллов, серебрянных монет, тиснения на коже. Элементы женского башкирского национального костюма: платье, нагрудная повязка, хакал, селтар, яга, хакал , камзол, кафтан, кожанные башмаки, сапоги, головные уборы- кашмау,кушъяулык. Элементы мужского башкирского национального костюма: рубашка, штаны, елян, камзол, головные уборы-малахаи, тюбетейки, меховые шапки.
Наиболее распространёнными цветами в одежде были: синий, желтый, красный, зеленый, белый. У коренного населения района были известны такие праздники как сабантуй, каргатуй, йыйын, кякук сяйе, кунак курятеу, ураза – байрам, семейные праздники по случаю свадьбы, рождения ребенка, навруз байрам. С XIX века полукочевое скотоводство постепенно утрачивает значение, возрастает роль земледелия с притоком переселенцев в район.
Практическая часть
История происхождения сел и деревень Кугарчинского района
В практической части мы проанализировали историю основания сел и деревень, изучив литературу по данной теме, составили сводную таблицу2
Название сел, деревень |
время основания |
топонимика |
Азнагулово |
конец XVIII в |
основатель Тишен Азнагулов. |
Алимгулово |
конец XVIII в |
первопоселенец - хорунжий Алимгул Азятев, |
Альясово |
конец XVIII в |
первопоселенец Кучкилде Альмясов |
Аралбаево |
конец XVIII в |
юртовой старшина Аралбая Яманаев |
Бекечево |
конец XVIII в |
основатель деревни Бикес ,его дети-Кутлумбет ,Якшимбет, Кумуш |
Бекешево |
конец XVIII в |
старшина Бекеш Зюмакаев. |
Бикбулатово |
конец XVIII в |
Султанмурат Бикбулатов |
Биккузино |
конец XVIII в |
Биккузя Юлдашев |
Богдашкино |
конец XVIII в |
новокрещенные татары |
Бустубаево |
конец XVIII в |
Бустубай, его сыновья Аламбай, Тювальбай |
Давлекулово |
конец XVIII в |
основатель Давлекул |
Даут- Каюпово |
конец XVIII в |
деревни возникли не одновременно-основатели -Даут и Каип Тайлаков |
Ибрагимово |
конец XVIII в |
Халил Ибрагимов |
Ибраево |
конец XVIII в |
основали жители татарской национальности |
Игубаево |
конец XVIII в |
основатель Игубай ,его сыновья Тувальбай, Умитбай Буканбай |
Исимово |
конец XVIII в |
первопоселенец Исим,его сыновья: Иткабыл , Баиш |
Иткучуково |
конец XVIII в |
первопоселенец Иткучук,его сын Гайса, его дети - Мухаметрахим, Габбас, Мухаметвали. |
Канакас |
конец XVIII в |
VII ревизия показала сына первопоселенца - 53-летнего Махмута Канакачева |
Калдарово |
конец XVIII в |
Основал Калдар Ишбулатов |
Кугарчи |
конец XVIII в |
Кугарчи - деревня безземельных башкир-припущенников. |
Максютово |
конец XVIII в |
первопоселенец - старшина Кара-Кипчакской волости Максют Муллакаев |
Мраково |
конец XVIII в |
Основатель Мурак |
Мурадымово |
конец XVIII в |
основатель деревни неизвестен, ревизия указывает только его сына и внука. Ишнияз Мурадымов и его сын Хасан. |
Мусино |
конец XVIII в |
юртовой старшина Муса , его дети-Исхак, Смак,Исмаил |
Нукаево |
конец XVIII в |
юртовый старшина Кутлуюл Нукаев. |
Саиткулово |
конец XVIII в |
основатель Саиткул, его сынАбдулсалям |
Сапыково |
конец XVIII в |
Сапык ,его дети Ишбулат, Ибрагим Хасан,его дети -Рамазан, Нариман |
Сиксанбаево |
конец XVIII в |
основатель Сиксанбай, его дети Акбулат, Айдарбек, Кадырбек, Кужабак, Кузбак |
Султангулово |
начало XVIII в |
основатель Султангул,его дети |
Таваканово |
середина XVIII в |
основатель Тавакан, его сын Мухамадияр |
Тляумбетово |
конец XVIII в |
основатель Тляумбет |
Уракаево |
начало XVIII в |
основатель Уракай,его сын Баймурат |
Тукатово |
начало XVIII в |
основатель Тукат, его дети- Самигулла,Ищмурза, Субхангулла, Ишмухамет |
Тулябаево |
конец XVIII в |
основатель помощник юртового старшины Тюлебай Байгулов |
Тупчаново |
середина XVIII в |
основатель Тупчан, его сын Аиткузя |
Худайбердино |
конец XVIII в |
Д. Псянчино (Худайбердино) сегодня носит фамилию видного революционера Шагита Худайбердина. У Псянчи было три Арслангул (его сыновья- Рахматулла, Рысбай, Мухаметьян, Кинзябай), с 1747 года - Худайгул (его дети - Мухаметьяр, Мухаметшариф, Мухаметгали, Мухаметалим, Туктамыш, Юртбагыш), 1749 года рождения Худайберды (его дети - Саитбаттал, его - Юсуп, второй сын Худайберды -Янсеит, младший сын Кулсеит). |
Юлдыбаево |
конец XVIII в |
Основатель Юддыбай, его сыновьяАбдулсаттар и Ярмухамет |
Юмагузино |
середина XVIII в |
основатели Юмагузя Бикбов или Юмагузя Каныев, нет точной версии |
Ялчино |
конец XVIII в |
Известны две деревни под названием Ялчино. Ялчино носит имя авторитетного общинника Ялчи Мук-синова, имя второго основателя неизвестно |
Из данной таблицы можно сделать вывод, что деревни и села Кугарчинского района были основаны , в основном, вXVIII веке и получили свое название от имен его первооснователей.
Районный центр Кугарчинского района- Мраково. Существует несколько версий происхождения топонима Мраково: связано с наличием заболоченной местности, со словом «мрак» и именем первооснователя. Ревизские сказки 1816 года [ Приложение 4]выявили, что первооснователя Мраково звали Мурак, а его сыновей Хабибулла и Хамит Мураковы. Из данной версии следует, что село правильнее было бы назвать Мураково. По мнению ученого – истории Башкортостана Асфандиярова А.З. село было основано примерно в 60-х годах XVIII в. Но, достоверных фактов, подтверждающих дату основания села, не было найдено. Другое название районного центра –Мраково — Кызыл Мечеть. Как нам объяснила экскурсовод районного краеведческого музея Ольга Николаевна Максимова, в прошлом, в центре села располагалась мечеть, окрашенная в красный цвет. Но, среди старожилов бытует мнение, что башкир, что, возможно название села происходит, из-за кровавого подавления восстания башкир, укрывшихся в здании мечети.
Первые русские поселенцы появились в результате деятельности Оренбургской экспедиции, поток переселенцев усилился после реформы 1861 года и столыпинской аграрной реформы 1906-1911 годов. Приток нерусского населения на территорию района усилился в XIX веке ; татар, украинцев, белорусов, мордвы, чувашей. Так, украинские переселенцы основали деревни- Ново-николаевское, Воскресенское, Каран, мордовские переселенцы- Ардатово, Ижбердино, чувашские переселенцы- Давлеткулово, татарские переселенцы- Уварово.
Таким образом, с XIX века возрастает роль земледелия с притоком переселенцев- татар, украинцев, белорусов, чувашей.
В практической части нами были поставлены задачи выявить, знают ли наши одноклассники историю происхождения сел и деревень района, потомки каких племен проживают на территории района, занятия жителей района. Для выполнения данного исследования нами были сформированы вопросы для опроса одноклассников:
1.Потомки каких племен проживают на территории района?
а) ай, мин, кыпсак; б)бурзян, кыпсак, усерган;
2.Какие занятия существовали у коренного населения в прошлом?
а) бортничество, собирательство, охота;
б) бортничество, собирательство, охота, ткачество, ювелирное искусство;
3.Как назывался районный центр в XVIII веке?
а) Мраково;б) Красная мечеть;
4. Знаете ли вы историю основания своей родной деревни, села?
5.Можете ли вы назвать своих предков до седьмого поколения?
В опросе участвовало 16 обучающихся.Большинство наших одноклассников правильно ответили на первый, второй, третий вопросы, на четвертый - правильно 3 ученика, на пятый -2 ученика
Данные опроса представлены в диаграмме
Заключение
Наша малая родина - Кугарчинский район. История населенных пунктов нашей малой родины уходит корнями в далекое прошлое. В топонимических названиях сел и деревень района отразилась история ее основания, происхождения. На землях Кугарчинского района живут потомки башкирских племен – кипчаки, усерган, бурзян.
Выводы:
1.Большинство деревень Кугарчинского района принадлежат к потомкам племени кыпчак;
3. Села и деревни названы в честь первооснователей, некоторые села и деревни района имеют второе название от родовых названий племен;
4.Большинство сел и деревень Кугарчинского района возникли в XVIII веке.
5.Имена первооснователей и их сыновей сформировались фамилии;
6. Районный центр района- Мраково назван в честь первооснователя Мурака. В XVIII веке село называлось Кызыл Мечеть.
7.Жители района занимались полукочевым скотоводством, охотой, бортничеством, рыболовством, собирательством. ткачеством, обработкой кожи, дерева, производством деревянной посуды, изготовлением ювелирных украшений;
8. С XIX века возрастает роль земледелия с притоком переселенцев- татар, украинцев, белорусов, чувашей.
Наша гипотеза: в топонимических названиях отразилась история сел и деревень, история ее образования, имена ее первооснователей, история заселения территории башкирскими племенами, их занятия и образ жизни.-подтвердилась. Опрос наших одноклассников выявил современные подростки, не знают свои предков, историю возникновения сел и деревень.
Наши рекомендации: каждый человек должен знать свои корни – свое происхождение, историю своего народа. Изучение истории родного края– дань уважения предкам.
Итог работ- видеопроект
https://cloud.mail.ru/public/qMv8/boSTTjJNh
Литература
1Истории сел и деревень Башкортостана. А.З Асфандияров Уфа 1993;
2. Истории сел и деревень Башкортостана. А.З Асфандияров Уфа 1993
3.М.В.Мурзабулатов. Из истории Кугарчинского района.Кугарчинский район. Национальный состав населенных пунктов по переписям XVII-XX веков и 2002 г Уфа,2008;
4. https://ufagen.ru/places/kugarchinski.
Приложение 13
Приложение 24
Приложение 35
Приложение 46
1 https://bigenc.ru/ethnology/
2 https://ufagen.ru/places/kugarchinski
3 Материалы районного краеведческого музея
4 Материалы районного краеведческого музея
5 Материалы районного краеведческого музея
6Ревизская сказка,1816 г