ВВЕДЕНИЕ
Настоящее исследование я хотела бы начать с того, что каждое лето я приезжаю к своей бабушке в поселок Мельница Нижнеудинского района Иркутской области, где на озере стоит интересное сооружение в виде плотины и гидроэлектростанции. Данное сооружение напоминает Иркутскую ГЭС, но только маленького размера. На сегодняшний день сооружение начало разрушаться, но всегда привлекает к себе фотографов, которые специально приезжают сделать красивые и живописные фотоснимки. Летом здесь много рыбаков и ребят, которые ныряют с бетонных плит в воду.
Как оказалось, это действительно гидроэлектростанция, которая была построена в конце 50-х гг. прошлого столетия и обеспечивала электроэнергией предприятия сельского хозяйства, как самого поселка, так и прилегающих населенных пунктов. Это был период становления и развития энергетической независимости отдаленных от Иркутска территорий, так как электрофикация страны в то время еще не набрала свои обороты, а Иркутская ГЭС не обеспечивала электроэнергией всю Иркутскую область.
На самом деле это уникальный опыт становления и развития энергетики в отделенных местностях Иркутской области и других регионов России, который на сегодняшний день забыт.
В связи со сказанным, в рамках настоящего исследования, мы хотели бы рассмотреть историю строительства, функционирования и влияния на жизнь местного населения такого сооружения, как Верхне-Рубахинская ГЭС Нижнеудинского района Иркутской области.
Объектом исследования является государственная политика в сфере становления и развития независимой энергетики в сельской местности России в середине ХХ века.
Предметом исследования является история становления и функционирования Верхне-Рубахинской ГЭС.
Целью исследования является освещение региональной политики государства в сфере становления и развития энергетической независимости удаленных территорий на примере Иркутской области.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие исследовательские логично-выстроенные задачи:
– рассмотреть историю становления и развития малой энергетики в сельской местности Иркутской области в середине ХХ века;
– охарактеризовать этапы строительства и функционирования отдельного сооружения – Верхне-Рубахинской ГЭС;
– определить влияние этого проекта на жизнь населенных пунктов и определить перспективы развития малых ГЭС на современном этапе;
– в заключении обобщить основные выводу об опыте развития энергетической безопасности в сельской местности времен СССР и определить некоторые возможные пути развития малой энергетики в настоящее время.
В ходе исследования использовались такие общие методы научного познания, как: исторический, логический, сравнительный и др. Кроме того, в работе использовались методы анализа, сопоставления, синтеза и др.
Для исследования использовались различные источники информации о функционировании Верхне-Рубахинской ГЭС, которые содержатся в публикациях, воспоминаниях историков и очевидцев, а также на Интернет-ресурсах.
Практическая значимость заключается в том, что информация и выводы, содержащиеся в данном исследовании, будут полезны ученикам на уроках регионоведения, истории и географии для разных классов при изучении использования водных ресурсов страны и становление энергетики в СССР.
Структура работы состоит из введения, трех глав, раскрывающих тему исследования, заключения и списка использованной источников и литературы.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В СЕРЕДИНЕ ХХ ВЕКА
Всем известно, в СССР практиковались различные эксперименты над использованием водных и иных ресурсов страны. Так, в СССР малая гидроэнергетика развивалась довольно бурными темпами в 1920-х гг. (план ГОЭЛРО) и 1950–1960-х гг., когда было налажено серийное производство гидротурбин и построено более 6500 малых ГЭС, что способствовало быстрому восстановлению народного хозяйства после Великой Отечественной войны и развитию отраслей горнодобывающей промышленности и тяжелого машиностроения.
Но в дальнейшем из-за распада СССР, отсутствия финансирования, резкого спада промышленного производства, ориентации на строительство мощных гидроэлектростанций, способных обеспечивать электроэнергией целые области и регионы (централизация электроснабжения) выпуск оборудования для малых ГЭС был прекращен, а большинство малых ГЭС остановлено, разукомплектовано и закрыто [3, с. 271].
Также можно отметить, что в годы советской власти государство уделяло значительно больше внимание сельскому хозяйству, чем сейчас. Электрификация и механизация деревни являлись тогда первоочередными задачами. Не обошло стороной и Иркутскую область. Например, опыты по возведению на Рубахинке гидроэлектростанций решили продолжить.
Для сооружения очередной ГЭС прибыл отряд рабочих-строителей из Западной Украины. Местные колхозы объединили свои силы, и благодаря возникшей кооперации за пять лет ниже по течению реки появились маленькое водохранилище, железобетонная плотина длиной 20 и высотой 3 метра, подземный километровый трубопровод, куда отвели русло, и капитальное каменное здание, в стенах которого загромыхали турбины и генераторы, а над парадным входом выбита надпись: «В.-Рубахинская ГЭС, 1958 год» (Рис. 1).
Век мини-гидроэлектростанций в Иркутской области был недолог: первая ГЭС заработала в 1896 году, последняя закрылась в 1976-м. Однако регион многим обязан этим энергообъектам, мощность которых по нынешним меркам до смешного мала: у каждой не больше 300–400 кВт. Благодаря им в области стала развиваться золотодобыча и началась массовая электрификация сельской местности.
Рис. 1. Заброшенное здание Верхне-Рубахинской ГЭС.
Однако вместе с приходом «большой энергетики» практически все малые ГЭС физически перестали существовать, а информация о них затерялась в архивах.
Таким образом, мы решили побывать на последней сохранившейся мини-ГЭС и попробовать выяснить, есть ли будущее у станций прошлого.
В целом можно отметить, что в сеть «крупных межколхозных электростанций» Иркутской области вошли также Осинская (Осинский район), Голуметская (Черемховский район), Усть-Рубахинская (Нижнеудинский район) и Пилюдинская ГЭС.
К сожалению, на сегодняшний день, достоверной и полной информации о них нет даже в Государственном архиве Иркутской области, где имеется информация о том, что данные о мини-ГЭС разбросаны по различным источникам и их сбор может затянуться. Известно, что мини– гидроэлектростанции работали на малых реках, а мощность каждой не превышала 300 кВт, поэтому они обеспечивали энергией лишь мизерную часть сёл Иркутской области.
Тем не менее, энергетика села не могла базироваться на мелких разобщённых электростанциях, которые давали дорогую и некачественную электроэнергию. Выход из создавшегося положения мог быть обеспечен за счёт подключения сельскохозяйственных потребителей к государственным электросетям, гарантирующим надёжность электроснабжения и более низкие цены [5].
Как мы видим, свою лепту в снабжение деревни электроэнергией малые станции, конечно же, внесли. Жаль только, что как технические памятники они сейчас находятся в забвении.
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЕРХНЕ-РУБАХИНСКОЙ ГЭС
Рассмотрев общие вопросы становления и развития малой энергетики в СССР, продолжим нашу тему в отношении конкретного проекта, о котором говорили ранее.Верхне-Рубахинская ГЭС была возведена на реке Рубахинка в п. Мельница Нижнеудинского района Иркутской области (Рис. 2).
Малых рек и речушек в Нижнеудинском районе протекает множество, но только одна из них, почти безвестная речка Рубахинка, заслужила к себе особенное отношение человека. Быстрая горная Рубахинка с избытком снабжала местных крестьян прозрачной, чистой водой и рыбой, поила скотину, крутила жернова мельницы. Но однажды человек решил круто изменить судьбу этой речки и построил электростанцию [2].
Вообще, на реке Рубахинка в первой четверти XX столетия стояло по разным данным 5-6 мельниц. На протяжении многих лет наш населенный пункт не имел статуса деревни, он являлся производственным объектом, имеющим свои подсобные помещения. Здесь жили работники мельниц, стояла ночлежка для помольщиков, загоны для лошадей и конюшни, амбары для хранения зерна и муки. Коллективизация дала толчок к развитию «Мельницы» и к середине 30-х годов это был уже довольно большой населенный пункт [6].
Рис. 2. Расположение на местности Верхне-Рубахинской ГЭС (современное состояние)
В.Н. Карнаухов пишет: «Решение о строительстве Верхне-Рубахинской ГЭС было принято в середине 50-х годов. Началом работы станции считается 1 сентября 1959 года, когда приказом № 1 по Верхне-Рубахинской ГЭС на работу были зачислены два дежурных по щиту управления. На полную промышленную нагрузку станция вышла в ноябре 1959 года. К существующим линиям электропередач дополнительно подключились села Абалаково и Солонцы, деревня Шум. Свет пришел не только в дома колхозников, но и на фермы и в мастерские» [1, с. 234].
Приехали ученые люди из областного центра, прошлись вдоль Рубахинки, измерили силу ее течения, глубину, обследовали русло, берега и постановили приступить к строительству гидроэлектростанции.
Местные жители с сомнением восприняли эту новость, им как-то не верилось, что на их маленькой Рубахинке можно установить турбины и генераторы, а у них в домах засветятся электролампочки (Рис. 3).
Рис. 3. Строительство Верхне-Рубахинской ГЭС (фото со стороны водохранилища)
А.И. Романова вспоминает: «Начало электрификации Нижнеудинского района положено строительством ГЭС на р. Рубахинка. В 1959 г. в с. Рубахино пустили в эксплуатацию Верхне-Рубахинскую ГЭС межколхозного значения. Меня, после окончания Брюховецкого техникума МиЭ с/х Краснодарского края, направили в Иркутск, с Иркутска на ГЭС дежурной Щ.У. Мощность ее была 2 генератора по 220 кВа. Нагрузка была небольшой, а электрическая энергия расходовалась только на освещение. В связи с увеличением нагрузок и вводом сельхозкомплексов, встал вопрос об увеличении мощности. ГЭС перестала работать. Ее место заняла распределительная ПС Рубахино, которую подключили по ВЛ-10кВ Н-Удинск-Рубахино к тяговой ПС Нижнеудинска. В 1965 г. ГЭС передали в ведение Иркутскэнерго. На базе ГЭС был создан Н-Удинский участок Тулунского РЭС в составе мастера Густ В.В., меня, дежурной ПС и бригады электромонтеров. В 1967г. с Бурбука переехала семья Жуковых. Евгений Иванович стал мастером, а Надежда Павловна дежурной. Дежурили на дому, докладывали в Тулун по АТС через межгород. Много у нас было семейных пар, и работа от этого только выигрывала. В 1968 году в связи с реорганизацией «Иркутскэнерго», мастерский участок был преобразован в Нижнеудинский РЭС Тулунских электрических сетей. Постепенно строились новые линии электропередач 35кВ, 10кВ. Введена в работу новая ПС 35/10кВ Рубахино. В 1968 году вводится ПС 35/10кВ Порог. Первыми на ней стали работать Сулимов М.Г. и Сулимова Е.К., оба проработали до ухода на пенсию. В настоящее время тут трудятся электромонтеры Фурзанов А.Г.и Звонков А.Н., шофер Зелькин И.П.» [4].
Удаленность Нижнеудинска от областной столицы не позволяла рассчитывать, что район попадет в зону обслуживания первой гидроэлектростанции на Ангаре. Нижнерубахинская ГЭС строилась по-крестьянски, доморощенными умельцами. Внешне она и выглядела как большой деревянный амбар или молочная ферма, где смонтировали две вертикальные турбины мощностью 110 кВт/ч. Плотину городили из подручного материала, вбухивая в нее землю с телег и спрессованную траву. Шлюзы также были деревянные, да и некоторые детали для турбин исхитрились выстругать из березовых чурок.
Строительство началось в 1949 году. Запуск в эксплуатацию Верхне-Рубахинской ГЭС состоялся в ноябре 1959 году. Мощность составила – 440 кВт/ч. Линии электропередачи связали воедино мельницу, МТС (Сельхозтехника) и соседние населенные пункты – Абалаково, Шмайкино и Майск.
Таким образом, в 1959 году была построена Верхне-Рубахинская ГЭС. Появилось маленькое водохранилище, железобетонная плотина длинной 20 и высотой 3 метра, подземный километровый трубопровод, куда отвели русло, и капитальное каменное здание, в стенах которого громыхали турбины и генераторы. Здесь на Рубахинке было тоже самое, что и Иркутская и Братская ГЭС, только в значительно уменьшенных размерах.
Рис. 4. Вид Верхне-Рубахинской ГЭС со стороны водохранилища
(фото сделано автором в ноябре 2022 года)
Рис. 5. Вид Верхне-Рубахинской ГЭС со стороны водосброса
(фото сделано автором в ноябре 2022 года)
Станцию закрыли в 1965 году, когда через Нижнеудинский район прошла ЛЭП от Братской ГЭС. Какое-то время ее еще использовали как передаточный пункт, но вскоре она перестала удовлетворять требованиям ГОСТа. Из здания станции вывезли все оборудование, а саму постройку списали с баланса. Через десять лет пустое здание попытались приспособить под цех для деревообработки. Дело не пошло, и его окончательно забросили.
Бесхозный объект постепенно разобрали и растащили местные жители. Плотина пока действует (Рис. 4,5). По крайней мере, несколько лет назад во время сильного весеннего паводка переполненное водохранилище начало заливать дамбу. Бросились поднимать шлюзы, а лебедка застопорилась намертво. Кое-как вручную приподняли их и спасли поселок от затопления. Как рассуждают в деревне, в следующий раз, чтобы избежать беды, плотину придется обязательно разрушить [2].
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ
Малые ГЭС просуществовали в Иркутской области недолго. На смену межколхозным станциям пришли большие гидроэлектростанции. В частности, запуск Братской ГЭС в 1958 году сделал работу Тагнинской нерентабельной: автоматика была на низком уровне, приходилось держать в смену четырёх специалистов. Та же участь постигла остальные мини-станции. Последней закрылась Полежаевская ГЭС. Об их сохранении в качестве инженерных памятников тогда особенно никто не задумывался, поэтому вскоре почти все малые ГЭС были уничтожены. Например, в случае с Бодайбинским каскадом необходимость содержать несколько станций тоже исчезла: появились Мамаканы. Добытчикам россыпного золота, которые вели работы в летнее время, её мощности вполне хватало.
Мы показали уникальный опыт строительства малых ГЭС в России во времена СССР. Эти проекты на сегодняшний день не получают своего развития. Хотя в некоторых регионах Росси попытки возродить малые ГЭС все же предпринимаются. Страна остро нуждается в развитии мало энергетики.
О мини-ГЭС в Иркутской области вспомнили, когда стало ясно: далеко не во все территории дотягиваются сети больших станций. Например, в начале 2001 года власти региона заговорили о создании в селе Карам Казачинско-Ленского района малой ГЭС. Стоимость проекта в то время оценивалась в 15 млн. рублей, причём эти деньги уже были заложены в областной бюджет. Новая ГЭС должна была заменить в Караме дизельную станцию, содержание которой крайне убыточно: топливо приходилось везти на 250 километров от райцентра. По замыслу властей, малая ГЭС в Караме могла бы обеспечить электроэнергией и другие населённые пункты района. Тогдашний губернатор Борис Говорин заявлял, что в области «будет развиваться малая энергетика» и «в ближайшие десять лет планируется построить десять мини-ГЭС» [5].
Можно перечислить достоинства таких проектов:
– не требует больших капиталовложений (по сравнению со средними и крупными ГЭС);
– менее трудозатратны;
– экологичность;
– затапливается и подтапливается;
– меньшая площадь по сравнению с средними или крупными ГЭС;
– безплотинные мини-ГЭС не приводят к затоплениям;
– серия малых ГЭС может создать условия для многолетнего регулирования стока и снижения пиков половодий или паводков;
– не требуют переселения жителей;
– способны функционировать автономно и в энергосистеме;
– не препятствует охотничьему промыслу;
– в случае разрушения платины ущерб значительно меньше [3, с. 272].
Таким образом, сегодня существует потребность в возобновлении малой энергетики в удаленных местностях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше исследование показало, как много уникальных мест и проектов имеется в России. Все он по-своему развивали экономику страны и удаленные территории.
Мы думаем, что такие проекты должны и дальше получать свое развитие, так как проблемы удаленных территорий до сегодняшнего времени не решили. Во многих населенных пунктах таки нет постоянного электричества.
Потенциальными заказчиками малых и особенно микро ГЭС могут стать геологические станции, метеостанции, объекты специального назначения, частные фермерские хозяйства, рыборазводные предприятия, туристические базы и изолированные сельские и промышленные потребители.
Весьма эффективны малые ГЭС и в составе объединенных систем в качестве надежного маневренного источника энергии.
Может быть зря такие проекты бросили и не стали дальше реализовывать? Ведь на сегодняшний день становиться ясно, что необходимо расширять использование водных ресурсов, которые более экологичны и приносят людям пользу, в том числе, и в виде электроэнергии. Традиционные виды топлива для выработки энергии на сегодня очень затратным и не выгодным.
Пока мы готовили данное исследование, стало известно, что муниципальные власти выделили деньги на ремонт Верхне-Рубахинской ГЭС и приведения ее в нормальный вид, чтобы население поселка могли и дальше отдыхать на берегу озера и любоваться «игрушечной» ГЭС.
Настоящее исследование поможет ученикам школ и студентам вузов понять проблемы развития энергетики в СССР и перспективы развития этого направления в будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Карнаухов В.Н. От Удинской землицы до земли Нижнеудинской. – Красноярск : Ситалл, 2015. – 429 с.
Каскад ГЭС на реке Рубахинке. – Режим доступа: http://irkipedia.ru/content/kaskad_ges_na_reke_rubahinke.
Рассказов Е.М. Возможность использования малых ГЭС в ХМАО-ЮГРЕ и трудности, возникающие при проектировании малых ГЭС в ЮГРЕ // Проблемы рационального природопользования и история геологического поиска в Западной Сибири: сборник тезисов VII региональной молодёжной конференции им. В. И. Шпильмана. – 2019. – С. 271-274.
Романова А.И. Была на Рубахинке ГЭС. – Режим доступа: http://www.sibenergetic.ru/Article/5637.html.
Шелехова Л. Мини-энергетика прошлого // Восточно-Сибирская правда. – Режим доступа: https://www.vsp.ru/2012/02/03/mini-energetika-proshlogo/.
История поселка Мельница. – Режим доступа: https://ok.ru/melnichnys/topic/154249048036676.